Отрасль специальной психологии которая изучает психические. Характеристика отраслей специальной психологии

Специальная психология является прикладной по отноше­нию к такой важнейшей в социальном смысле сфере челове­ческой практики, как специальное образование. Последнее занимается вопросами воспитания, обучения и социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями физического и психического развития.

Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собствен­ный предмет и методы его изучения. Весьма традиционно предметом специальной психологии называют изучение отклонений от хода нормального развития. При этом, как правило, не указывается, что имеется в виду под терминами «отклонения в развитии» и «нормальное развитие». И то и другое считается чем-то очевидным и не нуждающимся в определении. Понятие «отклонение в развитии» поясняет­ся примерами - слепые, глухие, умственно отсталые дети, дети с тяжелыми речевыми нарушениями. В силу этого пред­мет специальной психологии складывается из нескольких разнородных элементов, т. е. психология слепых, психоло­гия глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Ины­ми словами предмет теряет свою целостность, внутреннее единство, а термин «специальная психология» становится условным обозначением, объединяющим или включающим в себя названия разных отраслей, существующих параллель­но и независимо. Будучи психологической дисциплиной, специальная пси­хология должна изучать, прежде всего, психологические феномены. Именно поэтому предметом ее изучения явля­ются не сами отклонения в психическом развитии (послед­ними, скорее всего, должна заниматься психопатология дет­ского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его опреде­ление, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, го­воря о нем.

Отклоняющееся развитие можно определить как обычное раз­витие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) усло­виях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Такое определение предмета выглядит целостно и внутренне непротиворечиво. В это определение легко вписываются любые из известных сегодня варианты откло­нений в развитии.

Понятно, что спектр неблагоприятных условий чрезвычай­но велик. Все это многообразие можно условно разделить на внешние и внутренние условия. При этом их существо­вание может быть независимым; может быть и таким, при котором одно трансформируется в другое. Кроме того, весь спектр неблагоприятных условий может быть разделен по признаку динамизма, изменчивости. В этом смысле можно говорить о малоизменчивых, почти статичных неблагопри­ятных условиях, например, неизлечимая слепота, и дина­мичных, т. е. меняющихся условиях. Направление этих из­менений может быть как негативным, так и позитивным. В первом случае речь может идти, например, о прогресси­рующем заболевании; во втором - о процессе выздоровления или улучшении ситуации в семье, где воспитывается ребенок, и т. п.

Схема основных условий нормального психического развития по А. Р. Лурии

Огромный спектр неблагоприятных усло­вий можно приближенно разбить на 5 основных групп, ис­ходя из пяти основных факторов, или условий нормального психического развития, на которые в свое время указывал А. Р. Лурия. Эти условия представлены на схеме.

Многообразные нарушения любого из приведенных фак­торов способны приводить к появлению множества вари­антов отклоняющегося развития.

Любая наука, изучая свой предмет, прежде всего, стремится выявить те законы, по которым этот предмет существует. В закономерностях нарушенного развития, по крайней мере, можно выделить три группы (схема 1.3). Прежде всего это так называемые общие или главные закономерности, под ко­торыми понимают законы развития, свойственные как нор­ме, так и патологии. Вторая группа закономерностей назва­на нами модально неспецифическими - это те особенности, которые свойственны всем детям с отклонениями в разви­тии, независимо от варианта дизонтогенеза. Третья группа закономерностей - модально специфические, они характе­ризуют особенности психического развития, которые свой­ственны только для какой-то одной формы отклонения и которые отличают эту форму от всех остальных.

Специальная психология – отрасль психологии, которая изучает людей для которых характерны отклонения от норм психического развития, связанные с врожденными или приобретенными дефектами и установление возможности и пути компенсации дефектов различной сложности.

Задачи (Богданова):

Выявление общих и специфических закономерностей психического развития ребенка в сравнении с нормально-развивающимися.

Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений.

Изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития

Психологическое обоснование наиболее эффективных путей, методов педаг. воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушения.

Отрасли специальной психологии:

Дефектология

Специфические отрасли психологии:

Тифлопсихология (нарушение зрения)

Сурдопсихология (мимическая речь, тактильная речь)

Логопсихология (речевые нарушения)

Олигофренопсихология (УО, ЗПР)

Тифлосурдопсихология

Л.Г. Гончаровой специальная психология – это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых – в особых формах психологического сопровождения»

Становление спец психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивало оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а так же методы диагностики определяющие особенности психического развития ребенка, его потребности в обходных путях обучения. Исторически первыми возникли такие напровления спец психологии, как психология слепых(тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология)людей. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательным нарушениям,со сложной структурой дефекта и др.

Основной задачей спец психологии является формирование адекватной личности в условиях применения спец методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций. В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

1.Клиническая психология как научная дисциплина. История развития, современное состояние, содержание, предмет, задачи.

Клиническая психология – прикладная область между медициной и психологией, использует теоретические основы психологии и применяет психологические методы.


Задачи клинической психологии:

Изучение психических проявлений различных болезней;

Изучение роли психики в возникновении, течении и предупреждении болезни;

Изучение влияния различных болезней на психику;

Изучение нарушений развития психики;

Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

Разработка психических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клиническая психология имеет теоретическое значение для общей психологии:

Мозг и психика;

Психические нормы и патология;

Соотношение биологического и социального в человепке;

Проблема сознательного и бессознательного;

Проблема развития и распада психики.

2.Методы клинической психологии

1. Метод наблюдений. Наблюдение – восприятие и отбор информации о событии или явлении. Для наблюдения необ-мо: наличие четкой целевой установки и плановость и системность набл-я.

2. Метод естественного эксперимента. Предложен В. Лазурским в 1910 г. Человек исследуется в естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях.

3. Психофизиологический метод. Представляет собой сочетание физиологических методов с психологическими. Они друг друга дополняют и помогают объективировать психические расстройства.(ЭЭГ, полиграф)

4.Проективные методы.

5.Биографический метод. Позволяет получить инф. об этапах жизненного пути, проследить особенности формирования личности. Является важным дополнением при интерпретации экспериментальных данных.

Схема: Ранние этапы развития ребенка. Какой по счету, братья, сестры, отнош. с родителями. Наличие психотравмир. факторов. Привязанности в раннем детстве, подростковом возрасте.

6.Анализ продуктов деятельности. Рисунки, лепка, дневники, письма. Например, рисунки страдающих депрессией отличаются слабым нажатием, черно-коричневым тоном, малой динамикой. шизофреники рисуют на первом плане глаз, и к нему добавляют различные части лица; обычно не используют полутонов.

7.Аналитический метод.

11. Патопсихология как раздел психологической науки. Задачи, проблемы.

Предмет – нарушение психики, нарушение адекватного отражения мира в результате болезни мозга.

Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов, а также сохранные стороны психики.

1.Анализ структуры психических расстройств;

2.Установление степени снижения психических функций;

3.Дифференциальная диагностика проводится, когда в клинической картине больного есть признаки различных заболеваний. Патоморфоз – патологическое строение болезни, т.е. болезнь течет атипично.

4.Изучение особенностей личности больного. Можно вскрыть таким образом патогенез (важно при неврозах)

Учет эффективности терапевтических воздействий. (Это ещё не все – будет добавлено).

13.Патология личности и характера.

Деградация и распад личности в результате болезни. К примеру, при инсульте утрируются прежние черты характера. Черты, которые соответствовали особенностям личности до болезни – преморбидные. Приобретенные во время болезни или после – морбидные. Патологичная реакция личности на общество, жизнь (в частности на болезнь) – неврозы. Патологическое развитие личности – психопатия.

1.Акцентуация х. - крайние вар-ты нормы, при кот-ых отдельные черты хар-ра чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении опред. ряда психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Степени А.: скрытая и явная.

2.Патологическое развитие личности проявляется в патол. чертах хар-ра, неур-ти, дисгармонии л-ти. Психопатия(см. 16) длит-ное, стойкое патол. состояние, всю жизнь. Отл-ие от вар-тов нормы:

1. П. хар-но выраженность патол. особ-ей хар-ра до такой степени, когда нарушается адаптация л. к соц. среде. Нарушается норм. взаимоот-ие с окружающими.

2.Тотальность психопат. особ-ей л., когда патол. явл-ся не отдел. черты л., а весь псих. склад.

3. Относительная стабильность псих. особ-ей человека, их малая обратимость.

Патология при психопатии в основном касается эмоц.-волевых сторон, интеллект сохранен, к деменции не приводит, хотя случаются сочетания.

3.Невроз (см. 14) - психогенное нервно-психическое рас-во, к-ое возникает в рез-те нарушения особо значимых жизненных отношений чел-а, прояв-ся в специф. клин. феноменах при отсутствии психотит. явл-ий

14.Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса.

Невроз - психогенное нервно-психическое рас-во, к-ое возникает в рез-те нарушения особо значимых жизненных отношений чел-а, прояв-ся в специф. клин. феноменах при отсутствии психотит. явл-ий.

Этиологические факторы н-ов:

1.Биолог. природы: наслед-ть, конституция, тип ВНД

2.Психол. природы: преморбидные св-ва, псих. травмы детского возраста, психотравмир. ситуации и усл-ия их патогенности.

3.Социал. природы: родит. семья, особ-ти сексуального воспитания, семейное положение, образование, профессия, трудовая деят-ть.

Физиолог. мех-мы неврозов: По Павлову: Н. – хроническое, длит. нарушение ВНД, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действованием неадекватных по силе и длит-ти внешних разд-лей. Общепсих. факторы личности невротика: нереш-ть, скл-ть к рефлексии, поиск одобрения, стремление к нормативности, низкая самооценка, неудовлет. собой, собст. малоценностью, противоречие Я-реал. и Я-идеал., эмоц. неблагополучие, несколько конфликтных ситуаций.

Общеневротическая симптоматика:

1.Астения – состояние нерв.-псих. слабости, повыш. утомляемость.

2.Нарушение сна – наруш. засыпания, сон поверх-ый, кошмары.

3.Головная боль – тупая, пост., сжимающего хар-ра.

4.Боли в сердце – р-ция сильнее истинной боли

5.Снижение работоспособности

6.Лабильность эмоций, нетерпение

7. Вегетативные нарушения: лабильность Ps, АД, наклонность к гипо- или гипертонии, холодная влажная ладонь, дисфункция кишечно-желуд. тракта.

Формы неврозов:

1. Неврастения – «слабость нервов» - раздра-ть и возбудимость. Носит хар-р постоянного чув-ва усталости, психофизическое единство, когда трудно отделить психическую усталость от физической. Больной словно после тяжелой работы. Мышечные боли вегетативного хар-ра. Отсутствие концентрации внимания, ослаблена память, чув-во рассеяности, отсутствие интереса к окруж-му, всё удручает, не понимает читаемого. Усталость сразу после пробуждения. Личностные тенденции: патогенность в неумении правильно соотнести свою активность во внутр. и внеш. среде выполняемой задачи и поставленной цели. Снижение волевых кач-в. Физиолог. основы: у людей со слабым или сильным неур-ым типом н.с. и повышенным тормозным типом. Средне в отношении сиг. системы. Тип конфликта: «не имею достаточно сил, но хочу» - притязания выше возможностей.

2.Истерический невроз – общеневрот. картина + след. рас-ва:

В двигат. сфере(при сохранение опорно-двиг. аппарата) парезы, параличи, гиперкинезы, писчий спазм

Нарушение речи: афония, астазия, абазия

Сенсорные нарушения – нечув-ть, пониж-ая или повыш. чув-ть, не соот-ет з-нам иннервации, истерическая слепота, глухота.

Вегетативные нарушения: чувство сжимания горла, кишечная непроходимость, вздутие живота. истер. рвота, анорексия

Псих. нарушения: психогенная амнезия, повышенная внушаемость, эгоизм, самолюбие, обидчивость, ранимость, конфликтность. Физиол. основы: слабый тип н.с., преобл. 1 сиг. системы.

3. Невроз навязчивых состояний:- навяз-ые мысли, действия, страхи.

Хар-но: робость, неувер-ть, низкая самооценка→ гиперопека. Выбор в значимой ситуации затруднен, т.к. противоречия м/у долгом и желанием, морал. принципами и привязанностями; они раздирают личность. Физиол. основы: патол-ая инертность нервных процессов, преобладание 2 сиг. системы.

18.Патогенетическая концепция невроза В.Н. Мясищева.

Л-ть Мясищев понимал как систему отношений. Отношения представляют собой сознательную, основ-ую на опыте избир-ую ψ-ую связь чел-а с разл-ми сторонами жизни. Она выражается в его действиях, р-циях, переживаниях. Отношения хар-ют степень интереса, силу эмоций, желание и потребности и поэтому отношения выступают в качестве движущей силы л-ти. 3 момента:

Хар-р отношений л-ти с внешними условияи

особ-ти л-ти и хар-ра

нейрофизиолог. особ-ти чел-а, тип ВНД.

Если в значимой для личности системе отношений возникает поломка, то это путь к возникновению невроза. Само противоречие невроза не создает, невроз возникает при непродуктивном решении поломки отношений (конфликта). Само разрешение конфликта производно от л-ти. Неврозы, в основном, у людей со слабым типом н.с.

25.Расстройства сознания. В ψ сознание рассм-ся как высшая, связанная с речью, функция мозга, отражающая дейст-ть и регулирующая деят-ть чел-а.Рубинштейн: сознание – это процессы осознания субъектом объективной реальности. О сознании с клинической точки зрения сказал Снежневский: понятие сознания заключается в том, что при всяком психическом заболевании нарушается высшая форма отражения мира.

Свойства сознания: 1. Динам. хар-ки психики в состоянии бодрствования. 2.Способ-ть правильно ориентир-ся в пр-ве, месте и конкр. сит.3.Умение управлять своими обычными автоматизмами в сенсомоторной и мыслительной областях.4. Наличие привыч. навыков к логически прав. осмыслению и осознанию окр. среды. 5.Постоянная готовность отдавать себе отчет в мыслях, деятельности, отношению к миру и людям. 6.Умение регул-ть эмоции и чувства. 7.Ориентировка в своей личности.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Специальная психология как отрасль психологической науки»

Введение 3

1. Основные направления специальной психологии 5

1.1. Олигофренопсихология 7

1.2. Сурдопсихология 8

1.3. Тифлопсихология 8

2. Современные представления о нормальном и

отклоняющемся развитии 10

2.1. Общие закономерности отклоняющегося развития 13

3. Факторы психического развития человека 16

3.1. Механизмы генетических влияний 19

3.2. Соматический фактор 20

4. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении) 24

4.1. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития.

Учение о компенсации 25

4.2. Основные виды психического дизонтогенеза 27

Заключение 30

Библиографический список 31

Введение

Возникновение специальной психологии (от греч. specialis - особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли пси-хологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX сто-летия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десяти-летия становления этой своеобразной отрасли психологии, ко-торая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и прак-тический опыт - все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воз-действием различных групп патогенных факторов, а также зако-номерностей протекания компенсаторных и коррекционных про-цессов.

До этого времени специальная психология являлась неотъемле-мой частью дефектологии - комплексной науки, включающей как разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, так и разработку научно обоснованных медико-психолого-педагогаческих коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии

Психология специальная - отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

Психология специальная, как и педагогия специальная, входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения психического развития, перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. На базе данных психологии специальной строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, консультация профессиональная и отбор профессиональный.

Основной задачей психологии специальной является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет коих происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

1. Основные направления специальной психологии

Наиболее рано сформировавшимися как в теоретическом, так и прикладных аспектах были такие направления специальной пси-хологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).

В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру кли-нико-психологических терминов и их замене терминами психо-лого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще употребляются термины «пси-хология детей с выраженными (стойкими) отклонениями в ин-теллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Помимо названных направлений со-временная специальная психология включает в себя: психологию детей с задержкой психического развития, психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, пси-хологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психологию лиц с нарушениями речи, психологию де-тей со сложными недостатками развития.

Кроме того, все чаще в образовательных учреждениях встреча-ются дети, испытывающие трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболева-ний (заболевания крови, органов дыхания, различные виды аллер-гий, желудочно-кишечные и сердечные заболевания и др.), а так-же в связи с последствиями тяжелых эмоциональных переживаний (посттравматические стрессовые расстройства - ПТСР), превы-шающих по своей интенсивности или длительности индивидуаль-ные адаптивные возможности ребенка (дети - свидетели или жертвы насилия, внезапная потеря близких или разлука с ними, смена при-вычной культурно-исторической и языковой среды обитания и др.).

Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, про-являющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведе-ния и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, иска-жениях процессов социализации, существенно затрудняют и ос-ложняют решение коррекционно-образовательных задач как, в общем, так и в специальном образовании.

Фактически в специальной психологической помощи нужда-ются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует при-знать, что в настоящее время в связи с усилением интеграцион-ных процессов в образовании, имеющих часто характер стихий-ности, в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей, которые в свое время Л. С. Выгот-ским были отнесены к разряду «трудных». Это и дети «биологи-ческого риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органиче-ского дефекта или длительных хронических заболеваний, и дети «социального риска», к которым кроме несовершеннолетних пра-вонарушителей, детей и подростков с нарушениями поведения в настоящее время правомерно отнести детей из детских домов и приютов, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Последние, находясь в тяжелых социальных условиях, зачастую, будучи психосоматически ослабленными, оказываются в образо-вательном учреждении еще и в полной психологической изоля-ции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как у детей и родителей, так иногда и у работников образо-вания.

Человек с недостатком в функции какого-либо органа (напри-мер, глухой или слепой), страдающий умственным недоразвити-ем, имеющий физические уродства, издавна привлекал к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный и чело-веческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, пе-дагогов и писателей.

В известном романе В. Гюго «Человек, который смеется» опи-саны весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других. О состоянии человека, вид которого вызывает у толпы зевак мало-достойные чувства, В.Гюго говорит: «Быть смешным по внешне-му виду, когда душа переживает трагедию, что может быть унизи-тельнее таких мучений, что может вызвать в человеке большую ярость?».

Даже сейчас, когда известны причины возникновения боль-шинства отклонений в психофизическом развитии, на восприя-тие людей с теми или иными проблемами в развитии оказывает влияние феномен «веры в справедливый мир» - у человека есть своего рода защитная реакция на несчастья: если они с кем-то случаются, то он этого заслуживает. В специальных экспериментах (М. Лернер) было показано, что чем сильнее страдает жертва, тем большую антипатию она вызывает и тем больше испытуемые склонны оправдывать ее мучения. Но если человек не является безучастным наблюдателем, а может реально помочь другому, демонстрируя свою силу, компетентность, ответственность, в этом уровень позитивного восприятия человека, имеющего аномалии, повышается. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в раз-га, несет на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявлявшихся в годы инфантицида.

1.1. Олигофренопсихология

Олигофренопсихология - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое и возможности его коррекции у людей умственно-отсталых с тяжелыми формами недоразвитости мозга головного. Выявляет причины их отсталости умственной (врожденные дефекты системы нервной, результат болезни или травмы), изучает их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта, способствует созданию программ и методик их обучения во вспомогательных школах.

1.2. Сурдопсихология

Сурдопсихология - (психология глухих) - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности - в условиях специального обучения. Ее задачи:

1) исследование путей предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение;

2) выявление особенностей их деятельности познавательной;

3) выяснение компенсаторных возможностей замены слухового восприятия зрительным, вибрационными ощущениями и пр.;

4) изучение особенностей мышления, памяти и других процессов психических, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений.

При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и мышления словесного, но и страдает развитие деятельности познавательной в целом.

Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет коих можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование, обеспечить участие в деятельности трудовой.

Учет данных сурдопсихологии - необходимое условие организации обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, их производственной подготовки и трудоустройства.

1.3. Тифлопсихология

Тифлопсихология - (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением:

1) развитие психическое слепых и слабовидящих людей;

2) пути и способы его коррекции при обучении и воспитании;

3) возможности компенсации нарушений восприятия зрительного с помощью других анализаторов - слуха и осязания. Также исследуются психические особенности восприятия, памяти и мышления в условиях дефицита информации, связанного с отсутствием зрения или его слабостью. Использование результатов тифлопсихологии позволяет на научной основе строить процесс обучения, воспитания и деятельности трудовой слепых и слабовидящих.

При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие мышления наглядно-образного.

Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование чувства препятствия. Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения; при этом формирование памяти логической обычно опережает развитие памяти образной.

Специальная психология как отрасль психологии сформировалась в 60-х годах ХХ века. Она находится на пересечении психологии, педагогики, медицины, а развивалась в рамках дефектологии. Специальной она была названа из-за особого объекта и предмета исследования.

Объект специальной психологии – человек, имеющий нарушения в развитии, отклоняющийся от нормального психического развития.

В основном специальная психология работает с детьми и подростами с врожденными или приобретенными нарушениями развития, возникшими из-за особенного (атипичного) формирования нервной системы.

Предмет специальной психологии – закономерности развития и функционирования психики людей с нарушениями в развитии.

Таким образом, специальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и деятельности людей с различными недостатками.

Специальная психология работает в основном с детьми и подростами так как их личность еще только формируется, поэтому есть возможность компенсировать физические и/или психические дефекты. Помочь особенному человеку адаптироваться в социуме можно путем особого воспитания и обучения .

Взрослым людям с недостатками, мешающими самоопределению, оказывается особая психологическая помощь , поддержка, сопровождение.

Интересно, что «ненормальными» случается себя ощущать не только людям с отклонениями со знаком «минус», но и отличающимся от остальных в положительную сторону . Людям, обладающим сверх способностями (такими как феноменальная память, слух, мышечная сила и так далее), одаренным, творческим, гениальным и даже просто неординарным личностям также непросто вписаться в мир, предназначенный для «обычных» людей.

С кем работает психолог и какова его основная задача

Для психологии не столь важно, чем болен ребенок, как тот факт, что ему придется столкнуться с социальными последствиями своей болезни. Болезнь как таковая не рассматривается психологами в отрыве от личности (как обычно это делают врачи).

Мир устроен так, что адаптироваться, социализироваться и самореализоваться в нем проще всего «нормальному», здоровому и счастливому человеку, а отклоняющемуся в развитии – очень и очень затруднительно.

Хотя границы нормы и патологии довольно условны и относительны, есть отклонения слишком явные и в значительной степени усложняющие жизнь.

Специальная психология помогает людям с нарушениями :


Выделению в отдельную отрасль специальной психологии поспособствовал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский (1896-1934). Именно он первым стал изучать закономерности психического развития глухих, слепых, немых, умственно отсталых деток. Выготский в 1926 году открыл первую в СССР лабораторию психологии аномального детства. Необходимость в ней была продиктована принятием законов о всеобщем образовании. В этот же период появляется специальное образование: школы для слепых, глухих, умственно отсталых деток.

В наше время из-за появления и распространения новых болезней, психологи совместно с врачами, педагогами, логопедами и прочими специалистами работают с детьми со всевозможными психическими и физическими аномалиями: ранним детским аутизмом, детским церебральным параличом, ВИЧ-инфицированными и так далее.

Из-за большого количества отклонений, с которыми работают специалисты, специальную психологию стали разделять на подотрасли.

Некоторые подотрасли специальной психологии:

  • тифлопсихология (психология людей с нарушениями зрения),
  • сурдопсихология (психология людей с нарушениями слуха),
  • тифлосурдопсихология (психология людей с нарушениями слуха и зрения),
  • олигофренописхология (психология умственно отсталых людей),
  • логопсихология (психология людей с нарушениями речи) и прочие.


Задача психолога
– свести до минимума те негативные последствия, которые провоцирует дефект развития, помочь человеку адаптироваться в социуме, сформировать адекватную личность путем воспитания и обучения.

Специальная психология изучает и исследует нарушения в развитии с целью выявить пути, средства и способы их компенсации для благополучной самореализации людей, чья жизнь отличается от жизни большинства других.

Для психолога важна особенность личности ребенка, подростка или взрослого, отягощенного недостатком, поэтому и отрасль названа специальной, а не аномальной или как-либо иначе.

Рекомендации родителям детей, имеющим нарушения развития

Работой с детьми, обремененными недугами, психологи и педагоги обычно не ограничиваются. Важна работа и с их родителями.

Какой бы хорошей не была тетя-учительница, мама всегда важнее. Вклад родителей в формирование личности малыша намного более весом, чем кого-либо другого. Поэтому психологи проводят индивидуальные консультации, а так же семинары для родителей, на которых обучают их:

  • подходящим стилям воспитания,
  • навыкам эффективного общения,
  • способам выражения любви к особенному ребенку.


Самые общие рекомендации родителям
, чей ребенок имеет нарушения в развитии:

  1. Взгляд глаза в глаза . Очень многие родители смотрят в глаза ребенку только когда пытаются его заставить что-то сделать или ругают. Важно смотреть в глаза малышу, говоря о любви к нему, выражая поддержку и успокаивая. Ничто так не придает уверенности в себе ребенку как ласковый, уверенный, спокойный взгляд и улыбка мамы или папы.
  2. Прикосновения, поглаживания, объятия, поцелуи . О важности физического контакта для ребенка знают все психологи и педагоги, но забывают люди, которые должны его осуществлять – родители. Положительное влияние физического проявления любви на развитие и формирование ребенка неоспоримо. Главное условие – прикосновения должны быть искренними, сердечными, а не «Надо бы тебя обнять еще раз, так как психологи говорят, что детей нужно обнимать минимум 12 раз в день».
  3. Внимание . Ребенка нужно обеспечивать всем необходимым (пищей, одеждой, развивающими игрушками), но ждут они больше всего внимания родителей. И это внимание должно быть качественным! Не просто пребывания в одном помещении, а проявления интереса, заботы, готовности прийти на помощь, совместной деятельности ждут дети.

Человек, не похожий и чем-то отличающийся от всех остальных, ни чем не хуже их и имеет все шансы стать счастливым. Подтверждений тому великое множество. Среди ученых, спортсменов, актеров и представителей других, менее публичных профессий, немало необычных людей.

Специальная психология - раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

Специальная психология - относительно молодая наука. Она является областью научного знания, возникшего в связи с запросами практической жизни на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины. Изучая закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта при атипичном психическом развитии и занимаясь разработкой методов комплексной помощи детям с таким развитием, специальная психология выстраивает теоретические модели и систему практической помощи детям с атипией развития.

Цель специальной психологии - изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

Предметом специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии и проблемы их обучения и воспитания. Цели и задачи воспитания ребенка с нарушениями онтогенеза определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий.

Отрасли специальной психологии

1. Психология умственно отсталых (олигофренопсихология).

Олигофренопсихология - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое и возможности его коррекции у людей умственно-отсталых с тяжелыми формами недоразвитости мозга головного.

2. Психология глухих (сурдопсихология).

Сурдопсихология - (психология глухих) - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности - в условиях специального обучения.

3. Психология слепых (тифлопсихология).

Тифлопсихология - (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушеннымзрением

    Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи .

Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, специальная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Нахождение на пересечении других наук приводит к неопределенности положения любой новой науки, каждая из «родительских» дисциплин зачастую рассматривает ее в качестве своей составной части.

Внутрисистемные связи

Связи специальной и общей психологии вытекают из сходства их определений, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющемся и нарушенном) развитии.

Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта - развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств, то специальная психология изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации - нарушении взаимодействия личности с окружающей средой.

С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы.

Решение задач интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии потребовало социально-психологических исследований и тем самым создало предпосылки взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте проводятся исследования личностных особенностей этого контингента.