Журнальный мир. Журнальный мир Произведения Г

Геннадий Николаевич Красников родился в 1951 году в г. Новотроицке Оренбургской области. В 1974 году окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Около двадцати лет трудился вместе с Н.Старшиновым в альманахе «Поэзия».
За первую поэтическую книгу «Птичьи светофоры» (1981.) удостоен премии им. М.Горького. Автор нескольких поэтических книг, культуролог, эссеист, литературовед.
Живет в г. Лобня Московской области.

***

Опять над нами тёмная завеса,
опять тебе отходную поют,
опять твою страну бесславят бесы,
и снова бьют и плакать не дают!..

В глухую стену, как подводник в "Курске",
стучи сильней, чтоб слышали в Кремле, –
что ты не "новый", а последний русский
в своей стране, на собственной земле.

Пора менять кручину на дубину,
мы исчерпали срок терпеть и ждать,
ты помни – кроме жалоб на судьбину
в России есть "наука побеждать"!..

Кто рвал хоругви наши и знамёна,
кто в наших детях души убивал, –
мы этих бесов вспомним поимённо,
как никогда никто не вспоминал!..

Чего уж там, нас так и так осудят!..
Переживём и этот катаклизм,
и пусть нам общим памятником будет
разрушенный в боях либерализм!

ОПЫТЫ (ESSEIS)

Предчувствия мои меня не обманули:
в июне был июнь и был июль в июле,
и следом за средой четверг шёл чередою,
и по утрам башка трещала с перепою.

Шли в небе облака, как на шашлык барашки,
а по лугам цвели люпины и ромашки,
и было, как всегда, сто метров в "стометровке",
и было, как всегда, пол-литра в поллитровке.

Сограждане мозги упорно напрягали,
чтобы вписать "стакан" и "хрен" по вертикали,
трудился интеллект могучий капитально,
а мимо жизнь текла вполне горизонтально.

Пришедшие с мечом, найдя войне замену,
лукавый щуря глаз, нам назначали цену,
мели по всей земле во все пределы мётлы,
на брошенных шприцах горело солнце мёртвых...

Ещё звучал язык есенинский, рубцовский,
и в Петербурге жил Глеб Яковлич Горбовский,
но каждый новый день мы ждали всё тревожней,
и новых двух друзей был старый враг надёжней.

Предчувствия мои меня не обманули…

* * *

Должны мы согласиться наконец,
иному соответствуя примеру, -
подлец в России больше чем подлец,
недаром подлецов вели к барьеру.

Ты можешь куролесить и чудить,
упасть, украсть и быть чернее сажи,
ты можешь, упаси Господь, убить -
тебя поймут и пожалеют даже.

Мы все грешны, порой и с нас узда
сорвется так, что только - прочь с дороги!..
А в подлости есть умысел всегда,
и в этом-то вся разница в итоге.

Расчетливы и зло, и грязь, и ложь,
и от коварства - удовлетворенье...
Подлец в России больше чем...
Но все ж -
не более чем к подлецам презренье!

***

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Русская пословица

Уже давно твой дом стоит вверх дном,
в твое окно давно беда стучится, —
какой ещё ударить должен гром,
!

Чужая речь, чужой Содом кругом,
чужим богам ведут тебя молиться,
какой ещё на свете нужен гром,
чтобы собрался ты перекреститься?

Со всех сторон над русским мужиком
любая сволочь ржет и веселится, —
какой тебе еще придумать гром,
чтобы собрался ты перекреститься?

Горит земля родная за окном,
ни сын, ни брат живым не возвратится, —
какой ещё обрушить нужно гром,
чтобы собрался ты перекреститься?

Ужели непонятно, что добром
вся эта канитель не прекратится, —
какой еще потребуется гром,
чтобы собрался ты перекреститься?

Усталый ангел над твоим одром
неужто безутешно прослезится,
когда последний в жизни грянет гром,
который никогда не повторится?..


Геннадий КРАСНИКОВ

Геннадий Красников - поэт, публицист, критик, доцент кафедры творчества Литературного института имени А. М. Горького.
Окончил факультет журналистики Московского университета. Двадцать лет работал в издательстве "Молодая гвардия" редактором всесоюзного альманаха "Поэзия" (вместе с известным русским поэтом-фронтовиком Николаем Старшиновым). О творчестве Геннадия Красникова писали известные поэты и критики - Е. Винокуров, Н. Старшинов, Е. Евтушенко (автор предисловия к первой книге Красникова), В. Костров, Ю. Друнина, И. Шкляревский, В. Казанцев, В. Шефнер, Ал. Михайлов, И. Волгин, А. Дементьев, Л. Васильева и др.
Е. Винокуров в статье "Прикосновение к истине" ("Комсомольская правда" за 12 ноября 1986 года) писал: "Сборник "Пока вы любите..." мне представляется одним из лучших среди книг молодых поэтов, изданных за последние годы. Тончайшее чувство лирики в сочетании с философским осмыслением жизни придают стихам Красникова особую притягательность и гармонию".
Автор книг стихотворений: "Птичьи светофоры" (предисловие Евгения Евтушенко, 1981), "Пока вы любите..." (1985), "Крик" (1988), "Не убий!" (1990), "Голые глаза. Верлибры" (2002), "Все анекдоты рассказаны" (2016). Автор книг литературной критики и эссеистики: "Роковая зацепка за жизнь, или В поисках утраченного Неба" (2002), "В минуты роковые. Культура в зеркале русской истории" (2011).
Геннадий Красников как составитель и редактор выпустил целый ряд книг, имеющих большое значение для культурной жизни нашей страны, получивших признание и большой отклик в читательской и издательской среде и отмеченных почетными дипломами и премиями. Он также является составителем большого количества книг поэзии и прозы, среди которых произведения С. Есенина, М. Цветаевой, М. Волошина, А. Блока, Ю. Друниной, В. Кострова, Н. Матвеевой, Л. Васильевой, В. Гаршина, Б. Лавренева, Л. Андреева,
Е. Замятина, Б. Зайцева, Н. Гумилева и др. Лауреат литературных премий имени А. М. Горького, имени Б. Полевого, премий газеты "Литературная Россия", журнала "Москва", Горьковской литературной премии (Российский фонд культуры, журнал "Литературная учеба"), Всероссийской литературной премии имени К. Д. Бальмонта "Будем как солнце", Всероссийской Пушкинской премии "Капитанская дочка", премии имени Константина Симонова, литературной премии имени Б. Корнилова "На встречу дня!", Большой литературной премии России, номинант Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, лауреат литературной премии имени С. Т. Аксакова в номинации "Лучшее художественное произведение для детей и юношества" (2016).


ПОЭЗИЯ

Почему стихи? - вопрос возник,
потому, что люди позабыли,
что поэзия - наш праязык,
на котором все мы говорили
в незапамятные времена...
Оттого изводим мы страницы,
чтобы, память вытряхнув до дна,
как язык свой помнят только птицы,
вспомнить все до золотой крупицы.
Вот зачем поэзия нужна.

ПОЭТ

С эхом веселым сравним,
близок и неуловим,
то - как мальчишка дурачится,
то - за деревьями прячется.
Звонко с ним перекликаемся
рощами и опушками,
в Болдино и в Михайловском
все мы немного Пушкины…
Все мы стремимся за ним
в дверь, приоткрытую им,
где с дерзновенной беспечностью
шутим, как равные, с вечностью.


В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал...
А. Пушкин


Мальчик веселый и шумный,
смуглый, подвижный чертенок,
зорю встречает при свечке,
черные кудри ероша.
Капает воск на бумагу,
гаснет фитиль и дымится,
свежесть в открытые окна
входит и шторы колышет...
Смотрят Россия и Муза,
как, засыпая, ребенок
с детской счастливой улыбкой
сонными шепчет губами.
Солнце святое восходит,
день обещая чудесный,
но отчего так тревожно
смотрят Россия и Муза?..

ВАЛЕНТИНУ КУРБАТОВУ

Не в поле рыщет одинокий волк,
не лямку тянет работяга вол,
ни даже вор, не римский прокуратор,
в окно мне постучал, как древний Волхв,
предвестник чуда - Валентин Курбатов.
Не в голову ударило вино,
не совесть, не болевшая давно,
не двор с забытым занесенным следом -
друг Пушкина мне постучал в окно,
и мир, где было только что темно, -
вдруг осветился благодатным светом!
Далекий друг, я понял в этот час,
что Пушкин жив и понимает нас,
зачем мы смотрим влажными глазами.
Младенец в яслях чутко спит сейчас -
Спаситель мира, не спасенный нами!

ДИАЛЕКТИКА

Река времен вбирает
все судьбы вперемешку,
и солнце в ней играет
с волной в "орла и решку".
Судьба тасует роли,
испытывает болью,
любовь - рифмует с кровью,
рифмует кровь - с любовью.
Хоть нищенствуй, хоть царствуй,
всяк горек мед познанья,
и рядом с каждым "здравствуй"
как стражник - "до свиданья!..".
Расставленные сети -
с рождения до тризны,
жизнь любит сны о смерти,
смерть любит сны о жизни.
И пусть нам смысл неведом,
живем в кругу нелепом -
то - не единым небом,
то - не единым хлебом.

Знающим откроется и думающим,
знание незнающих спасет -
прошлое когда-то было будущим,
и о будущем ему известно все.
Знающего мучает и думающего:
на часах Земли - который час?
Много ли еще осталось будущего,
не исчерпан ли его запас?
И зачем - пока мы тупо тренькаем
на одной струне который век -
Моцарту заказывает Реквием
черный человек?

Последний берег и перрон,
и грубый наглый крик ворон
со всех сторон: Харон, Харон!.. -
как будто бы носильщик он.
Не помня лиц, чинов, имен,
не помня дней, эпох, времен,
в своей ладье, как страшный сон,
гребет, в глаза не глядя, он...
Ужасен вид его в тот час,
его лицо во тьме - без глаз,
и весел блеск в ночной воде,
и вы, увы, уже нигде.

А в общем, быть и не могло иначе,
свершилось все, что было суждено...
И даже сны,
которых ты не видел, -
и те сбылись...

Время летит
словно снег
на огонь

Геннадий Николаевич Красников - поэт, публицист, критик, доцент кафедры творчества Литературного института имени А. М. Горького.

Родился в 1951 году в г. Новотроицке Оренбургской области. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. Ломоносова. Двадцать лет работал в издательстве «Молодая гвардия» редактором всесоюзного альманаха «Поэзия» (вместе с известным русским поэтом-фронтовиком Николаем Старшиновым).

О творчестве Геннадия Красникова писали известные поэты и критики - Е. Винокуров, Н. Старшинов, Е. Евтушенко (автор предисловия к первой книге Красникова), В. Костров, Ю. Друнина, И. Шкляревский, В. Казанцев, В. Шефнер, Ал. Михайлов, И. Волгин, А. Дементьев, Л. Васильева и др. Е. Винокуров в статье «Прикосновение к истине» («Комсомольская правда» за 12 ноября 1986 года) писал: «Сборник “Пока вы любите…” мне представляется одним из лучших среди книг молодых поэтов, изданных за последние годы. Тончайшее чувство лирики в сочетании с философским осмыслением жизни придают стихам Красникова особую притягательность и гармонию».

Автор книг стихотворений: «Птичьи светофоры» (предисловие Евгения Евтушенко, 1981), «Пока вы любите…» (1985), «Крик» (1988), «Не убий!» (1990), «Голые глаза. Верлибры» (2002), «Все анекдоты рассказаны» (2016). Автор книг литературной критики и эссеистики: «Роковая зацепка за жизнь, или В поисках утраченного Неба» (2002), «В минуты роковые. Культура в зеркале русской истории» (2011). В последнее время выступает в печати как переводчик, публицист, эссеист.

Геннадий Красников как составитель и редактор выпустил целый ряд книг, имеющих большое значение для культурной жизни нашей страны, получивших признание и большой отклик в читательской и издательской среде и отмеченных почетными дипломами и премиями. Он также является составителем большого количества книг поэзии и прозы, среди которых произведения С. Есенина, М. Цветаевой, М. Волошина, А. Блока, Ю. Друниной, В. Кострова, Н. Матвеевой, Л. Васильевой, В. Гаршина, Б. Лавренева, Л. Андреева, Е. Замятина, Б. Зайцева, Н. Гумилева и др.

Лауреат литературных премий имени А. М. Горького, имени Б. Полевого, премий газеты «Литературная Россия», журнала «Москва», Горьковской литературной премии (Российский фонд культуры, журнал «Литературная учеба»), Всероссийской литературной премии имени К. Д. Бальмонта «Будем как солнце», Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка», премии имени Константина Симонова, литературной премии имени Б. Корнилова «На встречу дня!», Большой литературной премии России, номинант Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, лауреат литературной премии имени С. Т. Аксакова в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества» (2016).

Член Союза писателей России. Живёт в Подмосковье.

(30.08.1951, г. Новотроицк Оренбургской области) - поэт, критик. С 14 лет пошел работать, был автоэлектриком. Учился в вечерней школе. В 1974 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Работал корреспондентом районной газеты в городе Озеры Московской области. В 1978 г. стал ведущим редактором издательства "Молодая гвардия", где вместе с поэтом Н.Старшиновым выпускал всесоюзный ежеквартальный альманах "Поэзия". После закрытия альманаха, в 1992 г. работал главным редактором издательства "Звонница-Молодая гвардия", затем директором коммерческого издательства. Впервые стихи Красникова были опубликованы в новотроицких газетах, но первым серьезным выступлением в печати считает поэтическая публикация в газете "Литературная Россия" (1976) с напутственным словом Е.М.Винокурова. Далее - публикация стихотворений в 1977 г. в сборнике "Ленинские горы. Стихи поэтов МГУ". Дебютная поэтическая книга Красникова "Птичьи светофоры" вышла в молодогвардейской серии "Молодые голоса" в 1981 г. с предисловием Е.Евтушенко и получила премию им. A.M.Горького. Антивоенная поэма-плакат "Эпицентр" ("Юность", 1983, № 6) была поставлена в качестве спектакля в нескольких городах страны, в том числе на Оренбургском телевидении, за нее Красников получил премию им. Б.Полевого. Печатается как поэт и критик в "Независимой газете", еженедельниках "Литературная газета", "Литературная Россия", "Завтра", в журналах "Знамя" (1999, № 1), "Москва" (2000, № 8,12), "Новый мир" (1986, № 7), "Наш современник" (1999, № 1), в сборниках "Вечный берег", "Они прилетят!", "Помнит мир спасенный", "Родительский день", "Спасенная весна", антологиях "Стихи о войне. В 2-х т." (М., 2005), "Была страна, была война, была любовь", "Час мужества". В столичной периодике публиковались статьи-исследования об А.Блоке, С.Есенине, Н.Гумилеве, Е.Замятине, Е.Евтушенко, В.Шукшине и др., многие из которых вошли в книгу публицистики "Роковая зацепка за жизнь...". Совместно с поэтом В.Костровым издал наиболее полную антологию "Русская поэзия. XX век", куда вошли стихотворения более чем 700 поэтов (М., 1999; 2-е изд. - 2001). Член Союза писателей СССР. Член контрольно-ревизионной комиссии Союза писателей России с 1999 г. О творчестве Красникова писали Е.Винокуров, Е.Евтушенко, С.Педенко. Лауреат премии еженедельника "Литературная Россия" (1998), премии Фонда Культуры и журнала "Литературная учеба" (2005). Живет в г. Лобня Московской области.

Произведения Г. Н. Красникова


    1. Кто с любовью придет... : стихотворения / Г. Н. Красников; сост., авт. вступ. ст. Л. Калюжная. - М. : Мол. гвардия, 2005. - 353 с. - (Библиотека лирической поэзии "Золотой жираф"). - Библиогр.: с. 355
      Держатели документа:

    2. Красников, Геннадий Николаевич.
      Не убий!. . . / Г. Н. Красников. - М. : Мол. гвардия, 1990. - 224 с. - (Восхождение)
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    3. Красников, Геннадий Николаевич.
      Пока вы любите. . . / Г. Н. Красников. - М. : Современник, 1985. - 80 с. - (Новинки "Современника")
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
      МУ "ЦБС МО г. Новотроицк", ЦДБ: Новотроицк, ул. Советская, 53
    4. Внуки вещего Бояна: антология Оренбургского областного литературного объединения им. В. И. Даля / сост. Г. Ф. Хомутов. - Калуга: Золотая аллея. - 2008. - ISBN 978-5-7111-0449-0
      Т. 2. - 2008. - 382, с

      Трехтомник "Внуки вещего Бояна" - итог пятидесятилетней деятельности известного в стране и за ее пределами Оренбургского областного литературного объединения имени В. И. Даля. В нем собраны все лучшие произведения воспитанников творческого союза: прозаиков, поэтов, драматургов, сказочников, публицистов, литературных критиков и т. д. Антология состоит из произведений более чем 160 оренбургских авторов, чье творчество представляет собой заметное явление в отечественной литературе.

      Во 2 том вошли повести, рассказы, сценарий, сказки, а также критика и публицистика разных лет.

      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
      МУК "ЦБС г. Медногорска", ЦГДБ: Медногорск, ул. Советская, 8

      Красногвардейская ЦРДБ: Плешаново, ул. Советская, 6, 461150




    5. Они прилетят! : антология современной поэзии и прозы Оренбуржья / сост. Г. Ф. Хомутов. - Калуга: Золотая аллея, 2002. - 639 с
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15

      Курманаевская ЦРДБ: Курманаевка, ул. Мира, 5
      Грачевская ЦРДБ: 461800, Грачевка, ул. Советская, 14
      МЦБС Соль-Илецк: Соль-Илецк, ул. Уральская, 24

      МУК "ЯМ ЦБС. ЦРДБ": Ясный, ул. Ленина, 3
      МУК ЦБС Новосергиевского района, ЦРДБ: п. Новосергиевка, ул. Советская, 16
      ЦДБ МУК "ЦМБС" Александровка: Александровка, ул. Рощепкина, 11
    6. Помнит мир спасенный / сост. Г. Ф. Хомутов; ред. Л. П. Петрова, Л. Р. Муратшина; дизайнер Г. Н. Алпатов. - Оренбург: Оренбургская книга, 2005. - 639 с
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
      Красногвардейская ЦРДБ: Плешаново, ул. Советская,6, 461150
      Курманаевская ЦРДБ: Курманаевка, ул. Мира, 5
      Новоорская ЦРДБ: Новоорск, ул. Акбауова, д. 14а

      Грачевская ЦРДБ: 461800 Грачевка, ул. Советская, 14
      МУК "ЦБС Тюльганского района": Тюльган, ул. Октябрьская, 1
      МУК "ЦБС г. Медногорска", ЦГДБ: 462270, Медногорск, ул. Советская, 8

      ЦРДБ МУК "Беляевская муниципальная централизованная библиотечная система": с. Беляевка, ул. Торговая, 7 а
    7. Утро Победы: сборник / сост. Г. Ф. Хомутов. - Оренбург: Димур, 2010. - 444 с
      Антология "Утро Победы", в которую вошли патриотические стихотворения, рассказы и песни оренбургских литераторов, посвящена подвигу советских людей на войне и в тылу врага в годы Великой Отечественной войны.
      Все произведения антологии неоднократно публиковались в журналах, сборниках, в песенниках, в газетах и выдержали жесткую проверку временем
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
      МУК ЦБС Новосергиевского района, ЦРДБ: п. Новосегиевка, ул. Советская, 16
      МЦБС Соль-Илецк: Соль-Илецк, ул. Уральская, 24
      Новоорская ЦРДБ: Новоорск, ул. Акбауова, д. 14а
      ЦРДБ МУК "ЯМ ЦБС": Ясный, ул. Ленина, 3
      Курманаевская ЦРДБ: Курманаевка, ул. Мира, 5
      Грачевская ЦРДБ: 461800 с.Грачевка, ул. Советская,14
      МУК "ЦБС г. Орска", ЦДБ им. Ю. Гагарина: г. Орск, пр. Ленина, 40

Периодические издания

    1. Гостиный двор: лит.-худож. и обществ.-полит. альманах / авт. проект И. А. Бехтерев; гл. ред. Н. Ю. Кожевникова. - Оренбург: ИПК "Южный Урал". - 1995
      № 22: Год культуры в Оренбуржье. Спасет ли нас смиренномудрие? Праздничные и погребальные обряды / учредители Министерство информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области, Оренбургская областная общественная писательская организация Союза писателей России; ред. кол. С. Г. Горшенин [и др.] ; худ. Ю. Е. Курдакова. - 2008. - 360 с. : ил., портр., фото
      Держатели документа:
      Новоорская ЦРДБ: п. Новоорск, ул. Акбауова, 14а
      МУК "ЦБС г. Медногорска", ЦГДБ: 462270, г. Медногорск, ул. Советская, д.8
      МЦБС Соль-Илецк: Соль-Илецк, ул. Уральская, 24
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
      ЦГДБ им. А. Гайдара: Оренбург, ул. Кобозева, 46
      МУ "ЦБС МО г. Новотроицк", ЦДБ: Новотроицк, ул. Советская, 53
    2. Гостиный двор: лит.-худож. и обществ.-полит. альманах / авт. проекта И. А. Бехтерев; гл. ред. Н. Ю. Кожевникова. - Оренбург: редакция газеты "Оренбуржье". - 1995
      № 28: Россия - Оренбург - Казахстан. Проза, поэзия, публицистика / учредители Министерство информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области, учредители Оренбургская областная общественная писательская организация Союза писателей России; ред. кол.: В. А. Бахревский, С. Г. Горшенин, В. М. Капустина; худ. Ю. Е. Курдакова. - Новотроицк: ООО "Урал Печать Сервис", 2009. - 368 с. : ил., портр., фото
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
      ЦГДБ им. А. Гайдара: Оренбург, ул. Кобозева, 46
      МЦБС Соль-Илецк: Соль-Илецк, ул. Уральская, 24
      МУК "ЦБС Саракташского района" ЦРДБ: Саракташ, ул. Партизанская, 26
      Новоорская ЦРДБ: Новоорск, ул. Акбауова, д. 14а
      Курманаевская ЦРДБ: Курманаевка, ул. Мира, 5
    3. Красников Г.
      И через годы вдаль - Россия опять доверчиво глядит: стихи / Г. Красников // Оренбургский край. - 2002. - N 2. - С. 46
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    4. Красников Г.
      Подмосковье: стихи / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2003. - 14 августа. - С. 15
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    5. Красников Г.
      Поэт на российских сквозняках: стихи / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2005. - 19 октября (N 42). - С. 21
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    6. Красников, Геннадий.
      "И в дорогу там каждому песню дают" / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2006. - 6 сентября (N 36). - С. 11
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    7. Красников Г.
      Ниспосланное время свыше... : [стихи] / Красников Г. // Москва. - 2007. - N 2.- С.3-8. - ISSN 0131-2332
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    8. Красников, Геннадий.
      "И сумасшедшая отвага - шестую часть земли любить" : стихи / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2007. - 24 января (N 4). - С. 26
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    9. Красников, Геннадий.
      "Летающий цветок" / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2007. - 8 августа (N 32). - С. 10
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    10. Красников, Геннадий.
      Время катит тяжелые воды... : стихотворение / Г. Красников // Южный Урал. - 2008. - 7 мая (N 73). - С. 28
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    11. Красников, Геннадий. "Оренбургские дворики - в городе главное самое" : стихи / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2009. - 11 марта (N 10). - С. 11: фото
      Держатели документа
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    12. Красников, Геннадий.
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    13. Красников, Геннадий.
      "Разрушенный в боях либерализм" : стихи / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2010. - 20 января (N 3). - С. 10: фото
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    14. Красников, Геннадий.
      Стихи / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2010. - 14 апреля (N 15). - С. 10: фото

      Подборка стихотворений, посвященных юбилею Победы.

      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    15. Красников, Геннадий.
      По вечному кругу / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2011. - 5 января (N 1). - С. 16

      Творческая биография поэта Александра Цирлинсона.

      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    16. Красников, Геннадий.
      После "Ковчега"... / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2011. - 20 апреля (N 16). - С. 19

      Творчество оренбургского поэта Михаила Кильдяшова.

      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    17. Красников, Геннадий.
      Позднее признание / Г. Красников // Вечерний Оренбург. - 2011. - 4 мая (N 18). - С. 19

      Творческая биография Геннадия Хомутова.

      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
Книгочёт. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями Прилепин Захар

Русская поэзия. XXI век Составитель Геннадий Красников (М. : Вече, 2010)

Русская поэзия. XXI век

Составитель Геннадий Красников

(М. : Вече, 2010)

Вышла в свет антология «Русская поэзия. XXI век». Ничего предосудительного в этой затее нет – необязательно ждать еще девяносто лет, чтоб отчитаться. Были бы стихи хорошие у хороших поэтов – а так подобную книгу можно было издавать хоть в 2001 году.

Составителем стал поэт и публицист Геннадий Красников, в свое время уже выступавший составителем антологии поэзии XX века. Собственно, кому как не Красникову этим заниматься: он в свое время двадцать лет совместно с Николаем Старшиновым работал редактором альманаха «Поэзия». Трудно даже представить, сколько тогда через его руки прошло поэтических сочинений. Поэзию и поэтов он знает или, по крайней мере, знал. Что немаловажно – и сам Красников поэт воистину одаренный. Когда мне в руки попало его избранное «Кто с любовью придет…», выпущенное несколько лет назад, я охнул: есть еще, право слово, кому на всех основаниях наследовать Рубцову, Тряпкину и Кузнецову.

Какие-то красниковские строчки западают в сердце так, что потом не вытравишь их никакой кислотой. Так и живешь с их звучанием внутри, порой произнесешь вслух и прислушиваешься: от них будто идет тихое сердечное эхо.

В общем, оснований для того, чтоб быть уверенным в качестве проделанной Красниковым работы, более чем достаточно.

Том получился увесистый, под пятьсот страниц, с яркой (и даже слишком) обложкой.

Составлена антология не без оригинальности: сначала идут двенадцать стихотворений, написанных в начале XX века (Случевский, Фофанов, Бунин, Блок и др.), потом еще по несколько стихотворений четырнадцати поэтов конца века, не доживших до XXI столетия, – от Тряпкина до Башлачева; этот раздел называется по строчке Владимира Соколова «Я устал от двадцатого века…»

Что касается второго раздела – смысл в этом есть: календарно не дожив до наших дней, несколько поэтов предвосхитили век грядущий. Отчего, правда, туда Бродский не попал, никак не объясняется.

Но в случае с классиками Серебряного века задумка составителя представляется хоть и допустимой, но все ж таки сомнительной: а отчего ж тогда не поместить в антологию и тех, кто писал в начале XIX, XVIII, XVII?.. Или Жуковский связан с нашим временем меньше, чем Фофанов?

В основной раздел – XXI век – вошло 312 поэтов.

Огромную антологию я прочел за один присест – а вернее сказать, за один перелет плюс ожидание в аэропорту. Ожидания самолета вообще не заметил, а в самом самолете блаженствовал: почитаю-почитаю да в иллюминатор гляну: там снежная Родина моя уплывает…

Когда первое – взахлеб – насыщение прошло, стал разбираться со своими ощущениями.

Я оказался по-хорошему удивлен тем, что, даже читая современную поэзию лет, наверное, с девяти, я все-таки открыл здесь для себя несколько имен: суровый фронтовик Михаил Борисов, Игорь Меламед с пронзительной подборкой стихов, Владимир Берязев, Елена Лапшина, Александр Леонтьев…

Красникова, безусловно, стоит отнести к так называемому патриотическому, почвенному направлению русской поэзии, однако при первом приближении показалось, что более-менее баланс соблюден и поэты, группирующиеся вокруг «Нашего современника», «Москвы», «Литературной газеты», не вытесняли поэтов… э-э-э… несколько иного круга.

Каждый раз хорошело на душе, когда встречал отличные подборки то Алексея Кубрика, то Виталия Пуханова, то – куда без него – Дмитрия Быкова…

Однако ж надо признать, что в антологии все-таки наблюдаются некие обидные перекосы.

Нет, то, что Губермана не будет, я сразу как-то догадался. Не будет «справа» Игоря Иртеньева (хотя в лучших своих вещах он давно уже не столько иронист, сколько лирик, если не сказать – трагик), а «слева» не окажется Евгения Нефедова (хотя и он ни разу не «патриотический куплетист», а в некотором роде поэтический летописец эпохи). И Степанцова не будет, и Орлуши тоже…

Ну и ладно, простим. У каждого из названных своя публика наличествует, причем в серьезном количестве, а в число творцов «высокой поэзии» они не очень стремятся.

О том, что Эдуарда Лимонова составитель ни за что не включит в антологию, я знал еще до ее выхода: мы обсуждали эту тему. «Я не считаю Лимонова поэтом», – отрезал Красников. Бродский считал Лимонова поэтом, Губанов считал, Сапгир считал, даже Евтушенко считает, а Красников – нет. Ну, Бог ему судья. Лимонов переживет и это.

Сложные отношения у Красникова с рок-музыкой. В предисловии к антологии он несколько раз бьет под ребра Гребенщикова, противопоставляя замороченному на Востоке гуру – нашего, череповецкого, от земли и березок Башлачева. (СашБаш, прямо скажем, почитавший и любивший Б Г, с таким противопоставлением наотрез бы не согласился, но не будем углубляться в тему.)

Пришлось обойтись без рокеров, тем более что БГ категорически отказывается называть себя поэтом. Но присутствие в антологии Игоря Кормильцева и Егора Летова никак бы ее не обеднило б, а? Да и в недавнем именно что поэтическом сборнике Юрия Шевчука есть настоящие стихи.

Но опустим, опустим: послам рок-н-ролла и так славы хватило – и при жизни, и по ее завершении, даст Бог, гул благодарности не стихнет.

И барды как-нибудь обойдутся, тем более что, к примеру, Розенбаум и Митяев – поэты, прямо скажем, не самые лучшие. Единственно, надо признать, что Михаил Щербаков на голову выше 99 из каждой сотни современных стихотворцев; но Щербакова не только Красников не замечает; Щербаков, будем надеяться, привык.

Однако, захлопнув том, я стал одно за другим вспоминать почтеннейшие имена, без которых эта антология обойтись бы не должна никак.

Где Юрий Кублановский, прошу прощения? А Владимир Алейников, он что? Может, оба, наряду с Лимоновым, не прошли как бывшие «смогисты», которым в альманах «Поэзия» был вход заказан?

Или недоразумение?

Но недоразумения посыпались одно за другим.

Олег Хлебников куда завалился? Туда же, куда и Евгений Бунимович?

Где Александр Городницкий? Ему тоже гитара помешала пройти в антологию? Грифом зацепился за дверь? Но он как поэт издается уже добрые полвека.

А Борис Херсонский? Ян Шанли? Виктор Куллэ? Юрий Арабов? Александр Шаталов? Галина Климова в чем провинилась? Тимур Кибиров, с позволения сказать, совсем никуда не годится?

Может, некоторые из названных – поэты слишком, так сказать, «справа»? Ну так и Станислава Куняева в антологии тоже нет. Скажут, что он почти не пишет последнее десятилетие. Ну, восемь строк для антологии нашел бы?

Уже внутренне осознавая, что не было, не было и его – и все-таки надеясь, что, может, пропустил, пролистнул, не заметил, – я судорожно отлистал антологию к алфавитному указателю авторов и не нашел… Льва Лосева.

После смерти Бродского и Кузнецова Лосев, безусловно, был одним из крупнейших поэтов современности и наряду, скажем, с Владимиром Костровым обеспечивал русской поэзии то, что мы в данном случае безо всякой иронии назовем «полет нормальный»: есть одно крыло, есть крыло второе – земля под нами, небо над нами.

Лосев умер недавно, и свой уголок для него найдется даже в стостраничном изборнике мировой поэзии за все века, что люди слагают стихи, – а вот тут не нашлось. А?

Нет, друзья, так не годится.

Повернем к поколению тех, кто, земной свой путь пройдя за середину и чуть перейдя этот рубеж, во многом определяет сегодня лицо русской поэзии.

Опять я кинулся в алфавитный указатель.

Хорошо, Воденникова составитель не любит, он еще в предисловии предупредил, что Воденников «гламурный». Поплыли без него, куда деваться.

Алина Витухновская – потерялась. Иван Волков – отчислен. Линор Горалик – не отмечена. Александр Кабанов – нет такого. Вера Павлова, ау? Не отзывается. Дмитрий Сваровский – отсутствует. Евгений Чигрин – позабыт-позаброшен.

Я ведь не называю всех тех, кто пишет и публикуется, я называю имена, в литературном сообществе, как бы так сказать, очевидные. То есть если есть очи – эти имена видно.

И, право слово, в антологии не помешали бы ни Андрей Василевский, ни Дмитрий Кузьмин: в контексте, что называется, литпроцесса они не последние люди, что ни говори.

К поэтам молодым – как наличествующим в антологии, так и отсутствующим – такого строгого счета не предъявишь: появившихся в последние годы не заметить куда проще, чем Лосева или Кабанова.

Но Ербола Жумагулова все ж таки стоило разглядеть, его хорошо видно. А еще Данилу Файзова заметно, Никиту Иванова, Арсения Гончукова, Василия Чепелева, Бориса Ильина, Екатерину Соколову, Наталию Боеву…

Как случилось, что их не увидели всех: и взрослых, и мужающих, и юных?

Давайте по порядку разбираться.

Если присмотреться к биографическим справкам, предваряющим авторские подборки, замечаешь одну вещь: среди молодых авторов что-то подозрительно много выпускников Литинститута. Если посмотреть на тех, что родились начиная с 1981 года, то из семнадцати восемь учатся в Лите.

Слов нет, Литинститут – заведение легендарное, и многие живые классики отучились там. Но отчего-то кажется, что здесь другая история. Дело в том, что составитель антологии доцент Лита. Может, тут разгадка? Как тут не выбрать, когда молодые авторы сами перед глазами. Из них и набрали новейших поэтов, чтоб далеко не ходить. Или нет?

Но отчего ж так незамысловато выглядит сплошь и рядом финальная часть антологии, и, разрази меня гром, кто, прочтя стихи Наташи Загорской, скажет, что для нее место в антологии должно быть, а для всех мною вышеназванных, включая Лосева, – нет?

Автор этих строк тоже получил в антологии место, да сразу с несколькими стихотворениями, – что, в моем понимании, и дает мне некоторое право написать отзыв. При ином раскладе меня могли б обвинить в зависти и обиде: но какая тут зависть, когда хочется, как в переполненной электричке, привстать и уступить свое место тем, кому и положено на нем находиться.

Отдельным словом хочется упомянуть о «географии» антологии: да, там представлены авторы из десятков городов России, и даже США, Канада, Израиль прислали своих гонцов.

Но въедливый читатель некоторые особенности все равно обнаружит.

Наверное, это естественно, что из 312 поэтов 169 имеют отношение к Москве: или родились там, или живут, или жили. Призыв «В Москву, в Москву!» актуален по сей день, и если не все, то большая часть самых лучших, самых сильных, самых амбициозных стремится в столицу (если не довелось там родиться, конечно).

Но все равно кажется грустным, что поэтов из русских деревень в антологии можно пересчитать на пальцах одной руки, да и многие города, имеющие, между прочим, писательские организации, представлены в лучшем случае одним поэтом, в худшем – никем.

Вот, скажем, согласно антологии, в Рязанской области живет один поэт, еще один в Архангельске, а в Мурманске и Омске нет никого. Может, мне не стоит преувеличивать: и наличие города, и даже писательской организации в нем еще не есть повод подозревать, что там хорошие поэты найдутся (впрочем, на рязанщине есть как минимум еще Валерий Самарин, а в омской земле – Юрий Перминов).

Но на определенные мысли наводит тот факт, что в противовес иным малопоэтическим местам Оренбургская представлена целой делегацией – из Оренбуржья пришло в антологию сразу 14 поэтов.

Вполне возможно, что Оренбург на всех основаниях претендует на звание новой поэтической столицы. Но не исключается и тот факт, что Геннадий Красников, родившийся в Оренбургской земле, несколько лучше знает ситуацию в тех местах; что, впрочем, вполне нормально, разве нет?

Может, не столько география и Литинститут повлияли на выбор, а несколько иные вещи?

В антологии очевидно внимание составителя к нескольким темам. Это хаос и ужас, ожидающий нынешнюю Россию. Это не столь давний распад СССР. Это православие. Это взаимоотношения русского человека с его русской Родиной. Это смерть.

Поэту Геннадию Красникову вышеназванные темы не чужды, и по сердечному созвучию своим мыслям он, как нам кажется, и отбирал стихи других поэтов.

Поэты, которых вышеназванные темы волнуют чуть меньше или совсем не волнуют, явно рисковали быть вычесанными из антологии.

И тем более их не ждало ничего хорошего, если эти темы волнуют их как-то, что ли, неправильно. Например, если наши геополитические трагедии их не то что не мучают, но даже несколько радуют.

Нисколько не сомневаюсь в верности известных слов о поэте, которым можно не быть, и гражданине, которым быть необходимо. Мало того, уверен, что всякий истинный поэт гражданином быть обязан вдвойне, если не втройне, – иначе нечего голос подавать.

Вместе с тем мне всегда казалось, что истинные почвенники должны быть куда более широки во взглядах, что их извечные оппоненты, всевозможные, свят-свят-свят, либералы и модернисты, если не сказать похуже.

У Сергея Есенина хватало ума и вкуса дружить (а порой и по-дружески ссориться) не только с Клычковым и Орешиным, но и с Шершеневичем да Мариенгофом. Неужель мы с тех пор так оскудели в своих пристрастиях?

В антологии слишком много интонационно схожих стихов, написанных будто бы одним автором.

Люблю Россию захудалую,

зову ее: Святая Русь.

Никто у сердца не украл ее -

ни швед, ни немец, ни француз.

И наши бравые правители,

и диссиденты-крикуны

проходят – только их и видели, -

ее не тронув тишины.

Не верьте этим господам,

Хоть крест они теперь целуют

И строят храм, но, стыд и срам,

Рубли сиротские воруют.

Это, между прочим, два разных человека. А вот еще два разных, только один из них в «мерседесе», а другой – в окне.

Моя страна горит в огне,

И гибнет музыка во мне,

И мчит мой белый «мерседес»,

А старый друг, как бомж, облез.

Мое любимое окно,

Чего я в нем не видел только:

Вон из горла мужик вино

Глотает… Вон промчалась «Волга».

А вон последняя модель

Роскошнейшего «мерседеса»…

А за углом стоит бордель

Напротив здания собеса…

Не сказать, что подобная, весьма, признаем, тривиально задуманная и выполненная продукция в антологии превалирует – но само наличие подобных текстов радует с трудом.

Порой создается впечатление, что этический, или политический, или, чуть реже, религиозный посыл стихотворений многих авторов для Красникова стоит куда выше элементарного поэтического мастерства.

Или, быть может, кто-нибудь объяснит мне, какая ценность в таких вот, наверное, искренних, но совершенно безыскусных строках:

Вижу, как поют

Высоко в раю:

«Свят, свят, свят

Господь Саваоф.

Свят, свят, свят

во веки веков

Господь Саваоф».

Это ведь, собственно, все стихотворение, больше ничего не будет. Хотите, я вам еще семь таких напишу за три минуты?

Геннадий Красников, предполагаю, на все обвинения и замечания ответит, что всякий желающий может сделать свою собственную антологию и любоваться ею весь XXI век. Мысль резонная, но только в том случае, если б на красниковской антологии, непосредственно на обложке, стояла б его фамилия: «Составитель такой-то».

Иначе рассматриваемая здесь книга не имеет серьезных прав претендовать на академичность. Читая ее, возможно изучать поэзию начала столетия только с некоторыми, так сказать, оговорками. Часть из них приведена выше.

Составитель антологии на меня, конечно, рассердится, а зря.

Посыл моего текста прост.

Геннадий Красников пишет в предисловии, что составленная им прежняя антология – «Русская поэзия. XX век» – выдержала уже два издания и стала библиографической редкостью.

Вот и эта выдержит даже не два, а все четыре.

Надо всего лишь пятьдесят пять поэтов туда внести, а поэтов пять выкинуть (хотя последнее не обязательно). Места мало в книге? Да ну что вы, в антологии шрифт как в букваре. Убираем первый раздел, со Случевским и Фофановым, шрифт делаем поменьше – и все во втором издании поместится.

Если составителю сложно или брезгливо этим заниматься, я совершенно безвозмездно за сутки соберу и предоставлю в письменном виде лучшие стихи тех поэтов, что пропущены странным и обидным образом.

И тогда, если кто-то кинет камень в Геннадия Красникова, я этот камень лично подниму и брошу в кидавшего.

Нельзя так подставляться, Геннадий Николаевич. К поэзии, наверное, нужно быть добрее. Вечность всех нас, конечно, рассудит, но это вовсе не повод устраивать судилище уже сейчас, полагаясь исключительно на собственный вкус.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рецензии на произведения Марины Цветаевой автора Цветаева Марина

В. Ходасевич Русская поэзия. Обзор <Отрывок>{21} <…> «Волшебный фонарь» - так называется новая книга стихов Марины Цветаевой, поэтессы с некоторым дарованием. Но есть что-то неприятно-слащавое в ее описаниях полудетского мира, в ее умилении перед всем, что попадется

Из книги О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

I. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА Тургенев и Толстой - враги. Это вражда стихийная, бессознательная и глубокая. Конечно, оба писателя могли стать выше случайных обстоятельств, благодаря которым вражда выяснилась. Но вместе с тем оба чувствовали, что они враги не по

Из книги Россия вечная автора Мамлеев Юрий Витальевич

Глава первая Русская поэзия Наше исследование, и погружение в бездну русского духа, в свою бездну, начинается с русского искусства, точнее с литературы и поэзии, ибо именно в них присутствует тайная мощь пророчества, видение всего потока и сути жизни, а также потому что

Из книги Газета День Литературы # 126 (2007 2) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников ВЕТРОМ ВЫБИТЫЕ ЗЕРНА Всякий раз, когда встречаешься с новым, ранее не знакомым поэтическим явлением, – особенно на фоне набивших оскомину разговоров о конце русской литературы! – теряешься от удивления и недоумения: откуда что берётся в

Из книги Газета День Литературы # 120 (2006 8) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников СУМРАЧНЫЙ ЧАС *** Вот и славно, вот и чудно, старина, вот и дожили, спасибо, гран мерси, мир становится опасней, чем война, от такого мира, Боже, упаси! Были хуже и подлее времена, но безумней, всё же, не было времён,

Из книги Газета День Литературы # 92 (2004 4) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников ВЕЩАЯ ПТИЦА *** Что же льёшь ты шампанское мимо, доводя до кипения снег? - всё равно уже неотвратимо на развалинах "третьего Рима" двадцать первый безумствует век! Кто бы мог и подумать: так скоро! То ли в колокол

Из книги Газета День Литературы # 79 (2003 3) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников ПАРАДОКСЫ НИКОЛАЯ ГЛАЗКОВА Всё, что случалось в жизни с Николаем Ивановичем Глазковым (1919-1979), не могло случиться ни с кем, кроме него. В нем как будто была роковая обреченность на недоразумения - печальные и веселые. Одни недоразумения

Из книги Газета День Литературы # 164 (2010 4) автора День Литературы Газета

Геннадий Красников ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ *** От новостей катастрофических, от мыслей апокалиптических, вот-вот свихнётся белый свет, и от ночей ополнолуненных, и от речей ополоумненных – уже нигде защиты нет. Назвались неучи

Из книги Газета День Литературы # 60 (2001 9) автора День Литературы Газета автора Анпилов Виктор Иванович

ВЕЧЕ Из десятков, если не сотен митингов, шествий, пикетов и других массовых выступлений трудящихся России в защиту своих экономических прав, за восстановление Советской власти, в Москве наиболее мощным и организованным было Вече народов России 17 марта 1992 года. Прошел

Из книги Газета Завтра 982 (39 2012) автора Завтра Газета

Из книги Книгочёт. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями автора Прилепин Захар

Александр Башлачёв: Человек поющий Стихи, биография, материалы Составитель Лев Нумов (СПб. : Амфора, 2010) Перед нами первое полное собрание стихов и песен Башлачева, первая попытка создания его биографии (в отдельную таблицу сведены все «квартирники» Башлачева), первая

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Геннадий Красников Кто с любовью придет… (М. : Молодая гвардия, 2005) Шкала ценностей в нашем грешном мире давно перевернута, но в поэзии, особенно чувствительной к грубости и дурновкусию, это сильнее заметно. Придя в книжный за томиком современных рифмованных словес, люди

Из книги автора

Древнерусское вече Известия летописей о вечевой жизни на Руси многочисленны и разнообразны, хотя подробные описания вечевых собраний мы находим весьма редко. Конечно, во всех случаях, когда население города выступало самостоятельно и независимо от князя, мы должны