Речевая карта логопеда образец 6 лет заполненная. Речевая карта логопедического обследования
Елизавета Харун
Речевая карта ребёнка от 3 до 7 лет. Схема обследования.
Ф. И. ребенка
Дата рождения ___
возраст на момент обследования ___
Домашний адрес ___
Решением ПМПк от ___протокол № ___
зачислен на логопункт на ___учебный год
направлен на ПМПК в МОУ ЦДК «Детство» ___
Дата заполнения речевой карты ___
Логопедическое заключение ___
Логопед ___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, крупные, с промежутками, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) ___
Твердое небо (высокое, узкое (готическое, плоское, низкое, расщелина) ___
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ___
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия кончика языка) ___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние ручной моторики (не справляется, затрудняется, с трудом, норма, объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)
Кинестетическая основа движений :
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала правой руке, потом на левой руке)___
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук)
6 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук. Поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой руке)
Кинетическая основа движений :
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой. Изменять положение кистей рук : одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены, и наоборот)___
5 лет (упр. «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой)___
6 лет (упр. «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой)
Навыки работы с карандашом :
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги) ___
5 лет (умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека) ___
6 лет (умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые, волнистые линии, человека) ___
2. Состояние мимической мускулатуры. (наличие или отсутствие движений, добавочные и лишние движения, точность выполнения, замедленность движений.)
Выполнение упражнений :
3 года (по подражанию : поднять брови вверх-«Удивиться» ___; нахмурить брови-«Рассердиться» ___; прищурить глаза___; надуть щеки-«Толстячок» ___; втянуть щеки-«Худышка» ___) ___
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз___; поднять брови___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть щеки___)
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз___; поднять брови___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть щеки___; втянуть щеки___)
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз___; прищурить глаза___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть правую, левую щеку___; втянуть правую, левую щеку___)
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок :
3. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, добавочные и лишние движения, тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение, объем движений (полный, неполный, способность к переключению от одного движения к другому, замены движений, обильная саливация, отклонения кончика языка)
Движения нижней челюсти :
3 года (по подражанию : открыть и закрыть рот)___
4 года (широко открыть и закрыть рот___; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону___) ___
5 лет (широко открыть и закрыть рот___; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков___) ___
6 лет (широко открыть и закрыть рот___; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков подвигать нижней челюстью вправо-влево___)___
Движения губ :
3 года (по подражанию : «Улыбка-Трубочка» ) ___
4 года (растянуть губы в «улыбку» , вытянуть вперед «трубочкой» ___; растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___)___
5 лет (растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___; сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой___;
чередовать положения губ «улыбка-трубочка» ___)___
6 лет (растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___; сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой___;
чередовать положения губ «улыбка-трубочка» ___; поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, опустить нижнюю губу. Обнажив нижние зубы___) ___
Движения языка :
3 года (по подражанию : язык широкий___; узкий___; вверх-вниз___; «часики» ___
4 года (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» ___;
«Часики» «жалом» ) ___
5 лет (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» ___;
«Часики» ___; движения языка вперед-назад (высовывание языка «жалом» ) ___
6 лет (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» (язык на губе) ___;«Часики» ___; облизать кончиком языка губы по кругу «вкусное варенье» ___) ___
Движение мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) Саливация (норма, повышенная)
3 года___ ___
4 года___ ___
5 лет ___ ___
6 лет ___ ___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь (нарушено понимание…
Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов относящихся к одному понятию) :
3 года (выбери картинку , где игрушки___; посуда___; одежда___) ___
4 года (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___) ___
5 лет (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___; мебель___; овощи___; фрукты___; птицы___;
6 лет (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___; мебель___; овощи___; фрукты___; птицы___;животные ___
Понимание действий (показать по предметным картинкам ) :
3 года (где девочка спит___; играет___; рисует___; ест___) ___
4 года (где девочка сидит___; стоит___; лежит___; идет___; мальчик ест___; пъет___; читает___; играет___;
5 лет (птица летит___; рыба плывет___; слон идет___; лягушка прыгает___; змея ползет___) ___
6 лет (строитель строит___; уборщица убирает___; покупатель покупает___) ___
Понимание признаков (показ по предложенным картинкам ) :
4 года (большая чашка___; маленькая чашка___; красный лист___; зеленый лист___; желтый лист___; сладкая конфета___; кислый лимон___; круглый торт___; квадратный торт___) ___
5 лет (круглое печенье___; квадратное печенье___; треугольное печенье___; овальное печенье___; холодное мороженое___; горячий чай___; горькое лекарство___; сладкое варенье___) ___
6 лет (прямоугольная салфетка___; многоугольная салфетка___; молодой человек___; старый человек ___; веселый мальчик___; грустный мальчик___; высокий дом__; низкий дом___) ___
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показ по картинкам ) :
3 года (чашка-чашки___; гриб-грибы___; шар-шары___; стол-столы___; кукла-куклы___; мяч-мячи___)
4 года (бабочка-бабочки___; цветок-цветы___; девочка-девочки___; мальчик-девочки___; дом-дома___)
5 лет (кот-коты___; кровать-кровати___; лампа-лампы___; вагон-вагоны___; стол-столы___; гриб-грибы___)
6 лет (кровать-кровати___; лампа-лампы___; стол-столы___; гнездо-гнезда___; ухо-уши___; гриб-грибы___)
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами :
3 года (предлоги на, в, под : положи мячик в коробку___; на стол___; под стол___) ___
4 года (предлоги в, на, у : в столе___; на столе___; у стола__) ___
5 лет (предлоги в, на, у, под, за, по : в столе___; на столе___; у стола__; под столом___; за столом___; по столу__)
6 лет (предлоги в, на, у, под, за, по, над, из : в столе___; на столе___; у стола__; под столом___; за столом___; по столу __; над столом___; из стола___) ___
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :
3 года (дом-домик___; ложка-ложечка___; мяч-мячик___; стол-столик___; стул-стульчик___; кукла-куколка___)
4 года (ключ-ключик___; пуговица-пуговичка___; стол-столик___; машина-машинка___; ведро-ведерочко___)
5 лет (ключ-ключик___; пуговица-пуговичка___; носок-носочек___; звезда-звездочка___; чашка-чашечка___)
6 лет (нож-ножик___; носок-носочек___; звезда-звездочка___; рукавица-рукавичка___; одеяло-одеяльце___)
Дифференциация глаголов с разными приставками (показать по предложенным картинкам ) :
4 года (девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___)
5 лет (птица вылетает из клетки___, птица влетает в клетку___, девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___)___
6 лет (птица вылетает из клетки___, птица влетает в клетку___, девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___, мальчик переходит дорогу___, мальчик подходит к дому___)
Понимание отдельных предложений (показать по предложенным картинкам ) :
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика___) ___
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой___) ___
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился___) ___
3. Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков (показать по картинкам ) :
3 года (стол-стул___, папа-баба___, точка-дочка___, коса-коза___, миска-мишка___)
4 года (кот-кит___, дом-дым___, уточка-удочка___, киска-миска___) ___
5 лет (мышка-мишка___, почка-бочка___, катушка-кадушка___, горка-корка___, крыса-крыша___, рожки-ложки___, трава-дрова__,) ___
6 лет (пашня-башня___, сова-софа___, крот-грот___, шар-жар___, лук-люк___, мышка-мишка___)___
Исследование состояния экспрессивной речи
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ : (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ :
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам :
3 года (назвать предметы, картинки по темам ) :
«Игрушки» ___
«Посуда» ___
«Одежда» ___
«Домашние животные» ___
«Игрушки» ___
«Посуда» ___
«Одежда» ___
«Обувь» ___
«Мебель» ___
«Овощи» ___
«Фрукты» ___
«Птицы» ___
«Ягоды» ___
«Насекомые» ___
«Животные» ___
«Транспорт» ___
Назвать части тела и части предметов (по картинке ) :
Ноги___ спинка стула ___
Руки___ сиденье стула ___
Голова___ ножки стула ___
Глаза ___ кузов машины ___
Уши ___ колеса машины ___
Нос ___ рукав ___
Рот ___ воротник ___
Шея ___ пуговица___
Живот ___ кабина машины ___
Грудь ___ руль ___
Локоть ___ манжета ___
Ладонь ___ петля для пуговицы ___
Затылок ___ фары ___
Висок ___ мотор ___
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке :
Кукла, пирамидка, мячик… ___
Ложка, вилка, тарелка … ___
Платье, юбка, кофта … ___
Собака, кошка, мышка … ___
Мяч, машина, кукла … ___
Рубашка, платье, юбка …___
Ботинки, сапоги, туфли … ___
Стол, стул, шкаф …___
Огурец, помидор, морковь … ___
Яблоко, банан, апельсин … ___
Воробей, голубь, сова … ___
Клубника, смородина, черника … ___
Муха, комар, бабочка … ___
Кошка, собака, корова … ___
Самолет, автобус, машина …___
Подобрать антонимы (слова «наоборот» ):
белый-черный___ горячий-холодный___
большой-маленький___
Сладкий-кислый___ твердый-мягкий ___
Большой-маленький___ толстая-тонкая ___
Широкое-узкое ___
Высокий-низкий ___ длинная-короткая ___
Широкое-узкое ___ толстая-тонкая ___
Друг ___ добро ___
Горе ___ горячий ___
Давать ___ поднимать ___
ГЛАГОЛЫ :
Назвать действия «Что делает?» (по картинкам ) :
Мальчик (ест) ___ (спит) ___
Мальчик (играет) ___ (рисует) ___
Мальчик (пьет) ___ (гуляет) ___
Мальчик (ест) ___ (спит) ___
Мальчик (играет) ___ (идет) ___
Птица (летит) ___ рыбка (плавает) ___
Машина (едет) ___
Мальчик (рисует) ___ (умывается) ___
Девочка (моет) ___ (варит) ___
Птица (летит) ___ рыбка (плавает) ___
Кошка мяукает, а собака что делает? (лает) ___
Мальчик (идет) ___ рыбка (плавает) ___
Солнце (светит) ___ дождик (льет) ___
Бабушка (вяжет) ___ мама (шьет) ___
Врач (лечит) ___ учитель (учит) ___
Повар (готовит) ___ продавец (продает) ___
Ворона каркает, а кукушка (кукует) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
(образовать по аналогии)
Стол-столы ___ мяч- ___ кукла- ___
Стол-столы ___ кот- ___ дом- ___
кукла- ___ рука- ___ окно- ___
Кот-коты ___ лев- ___ река- ___
Ухо- ___ кольцо- ___ яйцо- ___
Глаз-глаза ___ лист- ___ стул___
Дерево- ___ пень- ___ воробей- ___
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много
чего?» по картинкам )
3 года «Одна ложка – Много чего? Ложек»
Ложек- ___ яблок- ___конфет- ___
Помидоров- ___
Груш- ___ помидоров- ___ яблок- ___
Огурцов- ___ ягод- ___ цветов- ___
Шаров___ ключей- ___ берез- ___
Ложек- ___ окон- ___
Карандашей- ___ листьев- ___ книг- ___
Вилок- ___ ведер- ___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского
рода (назвать цвет предмета по картинкам ) :
Шар-красный ___ карандаш-синий___машина-красная___
Чашка-синяя___
Флаг- красный ___ сумка-синяя ___ яблоко-желтое ___
Апельсин-оранжевый ___ блюдце-голубое ___ бабочка-белая ___
Колокольчик-фиолетовый ___ ворона-серая ___ платье-розовое ___
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) :
В домике ___ под деревом ___ на заборе ___
В норке ___ за норкой ___
Где стоит ваза? (на столе) ___ У кого мячик? (у мальчика) ___
Где лежат фрукты? (в корзине) ___
Где сидит птичка? (на дереве) ___ Где стоит машина? (в гараже) ___
У кого кукла? (у девочки) ___ Где едет машина? (по дороге) ___
Где лежит мяч? (под стулом) ___ Где летает бабочка? (над цветком) ___
Откуда вылетает птичка? (из клетки) ___
Откуда прыгает котенок? (с кресла) ___
Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два кота … Пять котов ___ Две машины … Пять машин ___
Два мяча … Пять мячей ___ Две розы … Пять роз ___ Два окна … Пять окон ___
Два пня … Пять пней ___ Два воробья … Пять воробьев ___ Два ведра … Пять ведер ___
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .
Стол - ___ нос - ___ дом - ___ кукла - ___
Стол - ___ чашка - ___ сумка - ___ ведро - ___
Забор - ___ носок - ___ лента - ___ окно - ___
Кольцо - ___ коляска - ___ цветок - ___ кувшин - ___
Образование названий детенышей животных.
У кошки - ___ у лисы - ___ у зайца - ___
У кошки - ___ у лисы - ___ у утки - ___ у слонихи - ___
У зайчихи - ___ у белки - ___ у волчицы ___ у козы - ___
У собаки - ___ у коровы ___ у бобрихи ___ у медведицы ___
Образование прилагательных от имен существительных.
Ствол из дерева (какой) – деревянный ___
Банка из стекла (какая) – ___
сумка из кожи (какая) - ___
Крыша из соломы (какая) - ___
Сапоги из резины (какие) - ___
Сок из яблок (какой) - ___
Образование притяжательных прилагательных.
Чей фартук? (мама, бабушка) - ___
Чей дом? (Таня, кошка) - ___
Очки бабушки (чьи) – бабушкины ___ хвост лисы (чей) ___
Туфли мамы (чьи) ___ усы кошки (чьи) ___
Берлога медведя (чья) ___
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает человек?» по картинкам ).
Человек переходит дорогу. ___
Человек заходит в автобус. ___
Человек выходит из дома. ___
Человек уходит за дом. ___
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
3 года (при наличии фразовой речи)
Инструкция : послушай сказку «Курочка Ряба» . Попробуй её повторить.
Самостоятельно пересказывает ___ с помощью взрослого ___ не справляется ___
«Котенок»
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
«Рыбалка»
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
«Случай в лесу»
Стояла теплая летняя погода. Пошел Дима в лес за ягодами и грибами. Долго ходил по лесу и заблудился. Стало темно, испугался Дима. Залез на дерево и увидел огонек. Пошел Дима по дорожке и пришел к маленькому домику. Здесь жил лесник. Лесник проводил Диму домой. ___
Составление рассказа по сюжетной картине .
«Котенок»
«Котенок»
Составление рассказа по серии картинок (собрать разрезные картинки и составить рассказ ) .
«Нашли ежа»
«Нашли ежа»
4. состояние слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .
3 года (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов)
Дом ___ кот ___ нос ___ суп ___
Вата ___ муха ___ дети ___ ноги ___
Помада ___ бумага ___ малина ___ лопата ___
Кот ___ вода ___ стук ___ мост ___веник ___
Сумка ___ лопата ___ спинка ___ банка ___фантик___
Дом ___ вата ___ веник ___ сумка ___ лопата ___
Телефон ___ самолет ___ фотограф ___
Лампа упала со стола. ___
Дети слепили снеговика. ___
В универсаме продают продукты. ___
Телефон ___ самолет ___ тротуар ___
Микстура ___ полотенце ___ мотоцикл ___
Телевизор ___ погремушка ___ сковорода ___
градусник ___фотоаппарат ___экскаватор ___
регулировщик ___водопроводчик ___
Регулировщик руководит движением на перекрестке. ___
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. ___
Водопроводчик чинит водопровод. ___
5. Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены, искажения звуков) .
4 года; 5 лет; 6 лет (изолированно, в словах)
Гласные : А ___ У ___ О ___ И ___ Э ___
Согласные :
С ___ С ___ З ___ З ___ Ц ___ Ш ___
Ж ___ Ч ___ Щ ___ Р ___ Р ___ Л ___
Л ___ Й ___ М ___ Н ___ Б ___ Д ___
В ___ К ___ К ___ Г ___ Г ___ Х ___
6. Фонематическое восприятие.
Па – ба ___ та – да ___ ка –га ___
Ба – па ___ па – ба ___ га – ка ___ ка – га ___
Да – та ___ та – да ___ ма – ба ___ ба – ма ___
Ва – ка ___ ка – ва ___ ня – на ___ на – ня ___
Ба – па – ба ___ па – ба – па ___ га – ка – га ___ ка – га – ка ___
Да – та – да ___ та – да – та ___ за – са – за ___ са – за –са ___
Та – тя – та ___ тя – та – тя ___
Са – ша – са ___ ша – са – ша ___ жа – ша –жа ___ жа – ша – жа ___
Са – ца – са ___ ца – са – ца ___ ла – ра – ла ___ ра – ла – ра ___
Том – дом – ком ___бок – бак – бык ___
7. Фонематический анализ и синтез.
Назвать первый звук.
Астра ___ арка ___ осень ___ озеро ___ улей ___ уши ___ иглы ___ искры ___
Облако ___ иглы ___ аист ___ удочка ___ гном ___ мак ___ сумка ___ тапки ___ вода ___
Назвать последний звук.
Кот ___ жук ___ автобус ___ дом ___ шар ___ стул ___
Пила ___ кольцо ___ кенгуру ___ грибы ___ очки ___
Назвать последовательно все звуки в словах.
Кот ___ вата ___ дом ___ мак ___ дубы ___сумка ___
Определить количество звуков в словах.
Бык ___ вата ___ дом ___ банан ___
Лилия Екатеринушкина
Речевая карта для детей с моторной алалией
Схема обследования детей с алалией
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения ___ Дата обследования ___ Возраст ___
Домашний адрес, телефон ___
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ___
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ___
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ___
Сведения о семье :
Мать ___ Отец ___
Жалобы родителей ___
Наследственные заболевания ___
Общий анамнез ___
От какой беременности ребенок ___
Характер беременности : токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды : быстрые, стремительные, обезвоженные
Стимуляция : механическая, химическая, электростимуляция
Крик : был, нет
Асфиксия : белая, синяя
Резус-фактор : отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении ___
Вскармливание : к груди приложили на ___ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___ ; вскармливание грудью до ___ ; последующее вскармливание : смешанное, искусственное
Выписка из родильного дома на ___ день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___
Раннее развитие
Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___
Перенесенные заболевания
До 1 года ___
После 1 года ___
Инфекции ___
Травмы головы ___
Судороги при высокой температуре ___
Речевое развитие
Гуление с ___ мес, характер гуления ___, лепет с ___ мес, характер лепета ___
Первые слова, их характеристика ___
Речь в настоящее время : использование жестов, речевая активность , понимание речи окружающих ___
Отношение к своей речи ___
Речевая среда : дефицит речевого общения , норма ___
Занимался с логопедом : нет, где, когда, результат ___
Исследование импрессивной речи :
понимание связной речи : ответы на вопросы по прослушанному рассказу___
понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам («Покажи девочку, которая ловит бабочку» , «Покажи девочку, которая держит мяч» , «Покажи девочку, которая подметает пол» );
понимание различных грамматических форм :
а) понимание конструкций с различными падежными формами («Чем девочка ловит бабочку?» , «Кого ловит девочка?» «Кто ловит бабочку?» );
б) понимание предложных конструкций с предлогами на, в, под. за. над, около и др. (задания : «Положи мяч под стол» , «Нарисуй дерево около дома» );
в) дифференциация единственного и множественного числа существительных («Покажи, где на картинке мяч . Где мячи?» и др.);
г) дифференциация глаголов с различными приставками (показать на картинках , где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.).
понимание сложноподчиненных предложений :
а) показать на картинках : «Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?"
б) ответить на вопрос : «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами : до дождя или после дождя?»
пассивный словарь :
а) понимание обобщающих слов с деталями : для детей 5 лет – части тела , детали одежды; для детей 6 лет – детали мебели, транспорта;
б) понимание названий детенышей домашних и диких животных : у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у коровы – теленок, у белки – бельчонок, у тигра – тигренок и т. д. ;
в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы) : входит – выходит, высокий – низкий, открывает – закрывает, большой – маленький, влетает – вылетает, длинный – короткий, подходит – отходит, широкий – узкий и др.).
Исследование экспрессивной речи :
общая характеристика речи : есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь ___ ;
исследование звукопроизношения :
- гласные звуки : [а], [о], [у], [ы], [и], [э];
- свистящие : [с], [с`], [з], [з`];
- шипящие : [ш], [ж];
- аффрикаты : [ц], [ч], [щ];
- сонорные звуки : [л], [л`], [р], [р`], [м], [м`], [н], [н`];
- йотированные звуки : [я], [е], [ё], [ю], [й];
- звонкие и глухие звуки : [т], [т`], [к], [к`], [к], [к`], [в], [в`], [ф], [ф`];
Отметить : состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи ___
исследование активного словаря :
объёма словаря :
а) назвать предметы, картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы );
б) назвать предметы по описанию («Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» );
в) назвать действие по предъявленному предмету (ручкой пишут, ножом режут и т. д; игра «Кто как передвигается» : щука – плавает, ласточка –. , кузнечик –. , змея – … и др.);
г) подобрать определения к словам (туча, небо, город, книга и т. д.) ;
д) подобрать антонимы словам (холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т. д.);
е) подобрать родственные однокоренные слова (земля, радость, скорость, след, красить) .
характеристика активного словаря : звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
точность употребления слов;
воспроизведение :
слоговой структуры слова, звуконаполняемость (пуговица, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум);
предложений (Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле ).
исследование грамматического строя речи :
состояние функции словоизменения :
а) изменение по падежам : У меня есть карандаш. У меня нет. (карандаша) . Я рисую. (карандашом)
б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стол – столы, кукла – куклы, дерево –, ухо –, рот –, рукав –, лист –, глаз –, окно –, пень –, стул –, воробей – … и др.);
в) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (шар – шара – шаров, окно – окна – окон, мяч –, дом –, дерево –, улица – … и т. п.).
г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (шар голубой, глаз –, чашка –, ведро –, платье –, машина –.) ;
г) образование глаголов движения с помощью приставок при, у, до, пере, вы (подготовительная группа) : ходить –, бежать –, летать – … и др.
характер употребления предложных конструкций :
а) спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой) ;
б) вставить предлоги в предложения (лампа висит. столом; мяч упал. пол; яблоко упало. ветки) .
Строение артикулярного аппарата : губ, зубов, челюстей, неба, языка ___ ___
Исследование общей моторики :
выполнить задания : пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой; ударить ладонью по мячу об пол; перебрасывать мяч из одной руки в другую и т. д.
Отметить : нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому ___
Состояние речевой моторики . Выполнить движения :
губами : вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо;
языком : показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта;
мягким небом, нижней челюстью : широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.
Отметить : наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, лишние движения при выполнении заданного ___
Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания :
данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты ___
показать, какая игрушка звучала : барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.
Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Выполнить следующие задания :
назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые , наложенные друг на друга;
вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы; сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда.
Состояние слухо произносительной дифференциации фонем :
фонетически резко различающихся : [р]-[с], [л]-[п], [з]-[т];
фонетически близких : [м]-[н], [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г].
Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений :
анализ :
выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда) ;
выделение на слух ударного гласного в начале слова (удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка) ;
определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа) ;
синтез : составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности : [н о с о с], [с ы р]; [л а п а]);
фонематические представления :
отложить картинки , в названиях которых есть звук [с] или другой, заданный логопедом звук;
придумать слово с каким-либо звуком.
Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта :
состояние зрительного восприятия и внимания : назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало;
знание цветов по названию : подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны") ;
состояние интеллекта : разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.
Речевая активность : ___
Отметить : самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
Другие дефекты устной речи :
Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия ___
Педагогическая характеристика связной речи : только при изменении диагноза ___
Уточненное логопедическое заключение (или диагноз) ___
Дата ___ Логопед ___
Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
РЕЧЕВАЯ КАРТА
обследование ребёнка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Домашний телефон ___
Откуда поступил___
Сведения о родителях :
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов ) ___
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___
Национальный язык ___ Двуязычие___
Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___
Заключение ПМПК___
Дата заполнения речевой карты___
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ___
Перенесенные заболевания :
До года___ После года___
Ушибы, травмы головы___
Судороги при высокой температуре___
Раннее развитие
Голову держит с (в норме : с 1,5 мес.)___ __Сидит с (в норме : с 6 мес.) ___
Ползает с (в норме : с 6 -7 мес.)___Стоит с (в норме : с 10 - 11 мес.) ___
Ходит с (в норме : с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с (в норме : с 2,5 - 3 мес.) ___
Первые зубы появились в (в норме : 6 - 8 мес.) ___
Количество зубов к году (в норме : 8 зубов) ___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты )
Невролог___
Речевой анамнез
Гуление в (в норме : с 2-х мес.)___ Лепет в (в норме : с 4-6 мес.) ___ ___
Первые слова (в норме : около года)___
Первые фразы (в норме : от 1,5 до 2-х лет)___
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту___
Занимались ли с логопедом ___
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___
Определение направления звука___
Восприятие и воспроизведение ритма___
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___
Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___
Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___
Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия корня языка)___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений).
Выполнение упражнений :
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии - заполняется после тестовых упражнений).
Кинестетическая основа движений :
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___
Кинетическая основа движений :
Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___
Навыки работы с карандашом :
Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___
Манипуляции с предметами :
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)
Выполнение упражнений :
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ___
Движения нижней челюсти :
Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
Движения губ :
Растянуть губы в «улыбку» , вытянуть губы вперед «трубочкой» , чередовать выполнение указанных упражнений___
Движения языка :
«лопатка» , «иголочка» , «лопатка-иголочка» , «качели» , «часики» ___
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___
Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
2. Понимание различных форм словоизменения.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :
носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)
Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
Понимание предложений (по предложенным картинкам )
Понимание текста, сказка «Колобок» ___
4. Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :
мышка - мишка ___ почка - бочка ___
катушка - кадушка ___ корка - горка___
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :
речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи :
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Мебель : ___
Овощи : ___
Фрукты :___
Птицы : ___
Назвать части тела и части предметов (по картинкам )
Нос ___ рукав___
рот___ воротник___
шея___ пуговица___
живот___ кабина машины___
грудь___ руль___
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке .
Стул, стол, шкаф___
Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___
Ответить на вопросы :
Как передвигаются птицы? (летают) ___
Как передвигаются рыбы? (плавают) ___
Как передвигается змея? (ползает) ___
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___
Как передвигается человек? (ходит) ___
Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Назвать предъявленные цвета.
Красный ___ ___ Голубой
Оранжевый ___ ___ Синий ___
Желтый ___ ___ Белый ___ ___
Зеленый ___ Чёрный ___
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки ) .
Солнце какое? (круглое) ___
Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___
Огурец какой? (овальный) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .
Рот - рты___ Лев - львы ___
Река - реки___ Ухо - уши ___
Кольцо - кольца___
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам )
Шаров ___ Берёз ___
Ключей ___ Окон ___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам ) .
Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) .
Где сидит снегирь? (на дереве) ___
Где стоит машина? (в гараже) ___
У кого кукла? (у девочки) ___
Где едет машина? (по дороге) ___
Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .
Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___
Образование названий детенышей животных.
У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
4. Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .
Самолет ___Микстура ___
Скворец Парашютист ___
Фотограф Погремушка ___
Сестренка развешивает простыни. ___
В универсаме продают продукты. _
Парашютисты готовятся к прыжку. ___
Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___
произношение и различение звуков : произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .
с с" з з" ц ш ж ч щ л л" р р" н н" м м" j
Изолирован
т т" д д" к к" г г" х х" в в" ф ф" п п’
Изолирован
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___
Продолжительность речевого выдоха ___
6. Особенности динамической стороны речи.
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___
Ритм (нормальный, дисритмия) ___
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке ) ___
Употребление основных видов интонации ___
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба па-ба-па ___
да-та-да ___ та-да-та ___
га-ка-га ка-га-ка ___
за-са-за са-за-са ___ _
та-тя-та ___ тя-та-тя ___
Выделение начального ударного звука из слов.
Астра арка_ ___
Осень ___ озеро __
Улей ___ уши___
Иглы искры ___
Логопедическое заключение
Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___
Речевая карта
(образец)
1. Фамилия, имя
2. Возраст
АНАМНЕЗ.
1. От какой беременности ребенок
2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)
3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)
4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)
5. Когда закричал
6. Асфиксия (белая, синяя)
7. Резус-фактор (совместимость)
8. Вес при рождении
9. Вскармливание:
а) когда принесли кормить
б) как взял грудь
в) как сосал
г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания
10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему
РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
1. Голову держит с /1,5 мес/
2. Сидит с / 6 мес/
3. Стоит с /10 мес/
4.Ходит с /11-12 мес/
5. Первые зубы/6-8 мес/
6. Перенесенные заболевания:
До года…
После года….
Инфекции…
Ушибы, травмы головы…
Судороги при высокой температуре….
7. речевой анамнез:
Гуление……../2 мес./
Лепет…../6 мес./
Первые слова…./к 12 мес./
Первые фразы…./к 1,5-2 года/
Прерывалось ли речевое развитие…..
Речевая среда………
Занимался ли с логопедом ребенок раньше……
Отношение к своей речи…..
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…
2. Состояние слухового внимания:
*покажи, какая игрушка звучала
*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)
3. Зрительное восприятие
* основные цвета (количество)
* оттеночные цвета
* подбор картинок к цветовому фону…
4. Ориентация в пространстве:
а) в собственном теле – правая, левая сторона
б) в пространстве – правая левая сторона
в) вверху, внизу, спереди, сзади
5. Ориентация во времени:
*Утро, день вечер, ночь
*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра
*Сначала, потом, сейчас
6. Различение геометрических форм:
а) в активе
б) в пассиве
7. Счет: прямой
обратный
счетные операции
8. Логическое мышление
а) выделение 4-го лишнего :
кошка, собака, утка, мышка
кошка, волк, собака, корова.
б) классификация предметов : назови одним словом:
Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.
Сапоги, туфли, тапочки, валенки.
Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.
Шкаф, стол, кресло, тумбочка.
Синица, ворона, утка, воробей.
Автобус, электричка, трамвай, самолет.
9. Общая моторика:
Ловкий, неуклюжий…
Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
1. Губы:
Тонкие, толстые, короткие, расщелина.
Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).
2. Зубы:
Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.
3. Твердое нёбо:
Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
4. Мягкое нёбо:
Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
Прикус:
Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.
6. Язык:
а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.
б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…
в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…
г) удержание позы, симметричность.
д) наличие синкинезий.
е) тремор.
ж) саливация.
7. Состояние мимической мускулатуры:
* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
* равномерно поднять брови
* нахмурить брови
* сглаженность носогубных складок.
8. Общее звучание речи:
* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)
* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)
* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)
*дикция (нечеткая, смазанная…)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Разговорно-описательная беседа:
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли брат, сестра?
Кто старше, младше?
Кем работает мама, папа?
Есть ли у тебя друзья?
2. Составление рассказа по картинке: ….
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…
4. Пересказ…
5. Рассказ по представлению…
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,
1. Состояние словаря:
а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…
б) объяснение значений слов :
холодильник…
пылесос…
самолет…
в)название частей предметов :
Чайник
Донышко
Носик
Крышка
Ручка.
Часы
Циферблат
Цифры
Стрелки
Ремешок
Стул
Сидение
Спинка
Ножки.
г) Глагольный словарь:
Что делает:
Повар
Учитель
Врач
Почтальон?
Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,
Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.
д) словарь признаков:
--подбор прилагательных к имени существительному :
Лимон (какой?)
Платье (какое?)
Лиса (какая?)
-- подбор антонимов :
широкий - …
прямой - …
сухой - …
высокий - …
длинный - …
больной - …
веселый - …
светлый - …
холодный - …
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Стол –
Дом –
Ковер –
Топор –
Гриб –
Книга –
Рука –
Тетрадь –
Кошка –
Ведро –
Гнездо –
Окно –
Облако –
Воробей –
Хлеб –
Перо –
Б) Образование глаголов префиксальным способом:
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)
В) Образование прилагательных от существительных (относительных):
Скамейка из дерева (какая?)
Сумка из кожи
Ручка из пластмассы
Стакан из стекла
Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров
Гвоздь из железа
Г) Образование притяжательных прилагательных:
У зайца хвост заячий, а у волка?
Голова чья?
Дом чей?
Сумка чья?
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
1. Обследование понимания грамматических конструкций:
а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.
б) понимание числа :
покажи, где карандаш, а где карандаши;
дети рисуют карандашом или карандашами?
покажи, где машина, а где машины?
в) понимание рода :
Где Саша упал? Где Саша упала?
Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?
г) понимание падежа :
покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?
д) понимание предлогов :
на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.
2. Наличие аграмматизмов:
Словоизменение:
А) изменение имен существительных по падежам:
У меня есть карандаш.
У меня нет…
Я рисую …
У меня есть бабушка.
Дома нет …
Подарю цветок …
Пойду гулять с …
Вспоминаю о …
Б) предложно-падежные формы:
(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)
В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:
Стол – столы
Окно - …
Глаз - …
Дерево - …
Пень -…
Стул - …
Рот - …
Рукав - …
Воробей - …
Ухо - …
Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:
Одна корова – две … - пять …
Один дом – два … - пять …
Одно кресло – два … - пять …
Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:
Столы – столов – столами – о столах,
Окна - …
Стулья - …
Ведра - …
Рыбки - …
Куклы - …
Уши - …
Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:
Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.
Синяя машина - …
Синее платье - …
Красный флажок - …
Красное солнышко - …
Красная звезда - …
Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:
Синий шар – синие шары,(см. выше).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Гласные:
2. Звонкие и глухие согласные:
Б-П
В-Ф
Д-Т
К-Г
3. мягкие и твердые согласные:
Н-Нь
М-Мь
Т-Ть
К-Кь
Г-Гь
Х-Хь.
4. Свистящие:
ССь
ЗЗь
Ц
5. Шипящие:
ШЖ
ЩЧ
6. Сонорные:
ЛЛь
РРь
Й
7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:
С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.
Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.
Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.
Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:
Аоэ, уио, иэу.
Аэоу, уиоэ, уаэу.
2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.
Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.
Кот-кот-год, том-дом-том.
3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:
Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.
4. Выделение на слух последнего звука в слове:
Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
1. Воспроизведение слоговой структуры слова:
Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.
2. Отраженное проговаривание:
Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.
3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)
Дети из снега слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Часовщик чинит часики.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Милиционер едет на мотоцикле.
Регулировщик регулирует движение.
Логопедическое заключение:______________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______
ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Фамилия, имя ребенка_______
Сведения о родителях:
Общий анамнез:
Характер беременности:
_^ Как протекали роды
^
Стоит ___________
Первые зубы________________
^ Речевой анамнез:
^
Обследование логопеда
(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания , неустойчивость, отвлекаемость)
2.Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек__________________________________
3.Зрительное внимание ребёнка, наблюдательность:
а) подбор парных картинок или предметов_______________________________
б) подбор предметов к изображению____________________________________
в) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету_______________________________________________________________
г) узнавание цвета по названию_________________________________________
4.Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:
а) счёт и счётные операции в пределах 5-10______________________________
б) дифференциация предметов по форме:
«почтовый ящик»____________________________________________________
геометрическое лото__________________________________________________
в) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, матрешек)___________________________________________________________
г) ориентировка во времени:
серия сюжетных картинок (2-4) для установления причинно-следственных связей______________________________________________________________
узнавание и называние времен года_____________________________________
д) ориентировка в пространстве:
умение составить фигурки из палочек по подражанию_____________________
умение составить из 3-4 частей целую картинку___________________________
знание предлогов: в, на, под, над (около, с, из, со, от..)_____________________
е) умение обобщать:
подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель.________________________________________
« лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)_______________________________________
6.Состояние речевой моторики
7.Состояние общей моторики ________________________________________
8.Понимание речи:
А) выполнение простых поручений______________________________________
Б) понимание распространенных предложений____________________________
В) понимание соотношений между членами предложения_____________
Г) понимание короткого рассказа__________________________________
9. Самостоятельная речь:
А) звукопроизношение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) воспроизведение слоговой структуры слов
____________________________________________________________________
В) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой__________________________________________________
г) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам_________________________________________________________
10.Состояние грамматического строя
Словоизменение (род, число, падеж):____________________________________
Словообразование:___________________________________________________
11.Состояние словаря ________________________________________________
____________________________________________________________________12.Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:
а) дифференциация смешиваемых в произношении звуков______________________________________________________________
б) определение наличия звука в слове___________________________________
13.Состояние общих речевых навыков __________________________________
____________________________________________________________________14.Заключение врачей:
15.Логопедическое заключение ________________________________________
Ф.И.ребенка______________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Кол-во занятий в неделю___________________________________________
Продолжительность занятия________________________________________
№ | Направления работы | Содержание занятий | |
№ | Направления работы | Содержание занятий | |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______
^ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАИКАНИИ.
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________
____________________________________________________________________
^ Сведения о родителях:
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
Общий анамнез:
Ребенок от _____беременности.
Характер беременности:
____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)
Вес и рост ребёнка при рождении________________
Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________
^ Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с _____________ сидит __________
Стоит ___________
Первые зубы________________
Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________
^ Речевой анамнез:
Гуление_______ лепет__________
Первые слова_______________ первая фраза_______________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
С какого возраста нарушения речи________________
Речевая среда_______________________________________________________
Занимался ли с логопедом____________________________________________
^
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Особенности личности ребёнка:
спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству.
__________________________________________________________
___________________________________________________________________
2.Устойчивость внимания, сосредоточенность, память.__________________________________________________________________________________________________________________________ _______
3.Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно)____________________________________________________________
4.Строение органов речевого аппарата:
Язык_______________________________________________________________
Губы_______________________________________________________________
Зубы_______________________________________________________________
Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой)____________________________________________________________
5.Состояние речевой моторики
_______________________________________
______________
6.Состояние общей моторики
________________________________________
___________________________________________________________________
7.Темп речи (медленный, быстрый)___________________________
_______
___________________________________________________________
8.В каких видах речи выражено заикание:
Шепотная речь:
А) сопряженная_____________________________________________________
Б) отраженная______________________________________________________
В) ответы на вопросы________________________________________________
Г) чтение___________________________________________________________
д) пересказ__________________________________________________________
Е) стихотворная речь__________________________________________________
ж) спонтанная речь___________________________________________________
9.Дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи_____________________
___________________________________________________________________
10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные)
а) судороги дыхательного аппарата_____________________________________
в) артикуляционные судороги языка, губ_________________________________
11.Трудные звуки, слоги___ ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12.Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)_______________
___________________________________________________________________
_________________________________________________ __________________
13.Наличие эмболофразий______________________________
______________
14. Состояние голоса (глухой,крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный)________________________________________
___________________________________________________________________
15.Заключение врачей:
_______________________________________________
___________________________________________________________________
16.Логопедическое заключение
________________________________________
___________________________________________________________________
17.Рекомендации
____________________________________________________
___________________________________________________________________
Учитель-логопед
РЕЧЕВАЯ КАРТА №______
^ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________
____________________________________________________________________
^ Сведения о родителях:
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
Общий анамнез:
Ребенок от _____беременности.
Характер беременности:
____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)
Вес и рост ребёнка при рождении________________
Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________
^ Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с _____________ сидит __________
Стоит ___________
Первые зубы________________
Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________
^ Речевой анамнез:
Гуление_______ лепет__________
Первые слова_______________ первая фраза_______________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
С какого возраста нарушения речи________________
Речевая среда_______________________________________________________
Занимался ли с логопедом____________________________________________
^
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой
(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Исследование слухового восприятия:
Узнавание и различение контрастного звучания 2-х игрушек____________
3.Исследование зрительного восприятия:
А) узнавание и различие большого-маленького____________________________
Б) восприятие и различение основных цветов_____________________________
В) восприятие и различение геометрических фигур________________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:
А) складывание предметных картинок из 2-х частей________________________
Б) выкладывание из 3-х счетных палочек по образцу_______________________
В) постройки из трёх кубиков___________________________________________
Г) ориентировка в пространстве (верх-низ)_______________________________
5.Строение органов речевого аппарата:
Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы_________________________________
Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов___________________________________________________
Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный_____________________________________________
Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная, субмукозная_______________________________________________________
Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______
Наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки_______________________________________________
Язык
массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка____________________________________________
Подъязычная связка
короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области_______________________________________________
6.Состояние общей моторики:
А) пройти, пробежать между линиями___________________________________
Б) переложит мягкую игрушку из одной руки в другую____________________
В) похлопать в ладоши и потопать одновременно_________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости_____________________
7.Состояние ручной моторики:
А) сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой________________________________________________
Б) по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой_____________________________________________________________
В) умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. кружки)__________________________________________________________
Г) складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание____________
Д) умение лепить шарики, лепешки, палочки___________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________
8.Состояние мимической мускулатуры:
А) надуть щеки «толстячок»____________________________________________
Б) показать, как ешь лимон «кисло»_____________________________________
В) показать, как ешь мороженое «сладко»________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.
9. Состояние артикуляционной моторики:
А) «Улыбка»________________________________________________________
Б) «Хоботок»________________________________________________________
В) «Лопата»_________________________________________________________
Г) «Жало»___________________________________________________________
Д) «Качели»_________________________________________________________
Е) «Маятник»________________________________________________________
Ж) «Лошадка»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
10.Исследование импрессивной речи:
А) понимание существительных_________________________________________
Б) понимание обобщающих слов________________________________________
В) понимание действий________________________________________________
Г) пассивный словарь (выполнение поручений по словесной инструкции)
________________________________________________________
Д) понимание грамматических форм словоизменения______________________
Е) понимание текста знакомой сказки___________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:
Характер речи однословная, фразовая, связная.
Состояние лексики__________________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:
А) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа_______________
Б) употребление сущ. в винительном падеже ед. числа без предлога_________
В) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и .рода_____________
Г) употребление предложно-падежных конструкций_______________________
Д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами_________
Е) употребление глаголов в форме ед. и мн. числа в изъявительном наклонении
____________________________________________________________________
Ж) употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.
12.Исследование фонетической стороны речи:
Состояние имитационных способностей_________________________________
Звукослоговая структура слов__________________________________________
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха_____________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса____________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________
Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.
13.Исследование фонематических функций
Дифференциация звуков на слух________________________________________
Фонематический анализ_______________________________________________
14.Заключение врачей:
_______________________________________________
___________________________________________________________________
15.Логопедическое заключение
________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
16.Рекомендации
____________________________________________________
____________________________________________________________________
Учитель-логопед