Биогенетический закон". Презентация на тему "Онтогенез.Биогенетический закон" Общие закономерности развития биогенетический закон урок




Так ли это на самом деле? Давайте вспомним, с чего начинается развитие любого многоклеточного организма? Какие стадии развития они претерпевают? «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа». (К. Бэр)




1. С чего начинается развитие многоклеточного организма? 2. Приведите примеры доказательств сходства процессов развития у зародышей животных, относящихся к одному типу? 3. Кем впервые была выявлена данная закономерность и какое название она получила? 4. Почему большое сходство зародышей наблюдается именно на ранних стадиях развития? 5. Каковы причины возникновения различий в строении зародышей животных, относящихся к разным классам? 6. Что доказывает закон зародышевого сходства? Приведите примеры подтверждающие это предположение. 7. Сделайте вывод о взаимосвязи между индивидуальным развитием организма и их историческим развитием. 8. Как выразили эту взаимосвязь Ф. Мюллер и Э. Геккель? 9. Объясните возникновение у эмбрионов современных животных черт строения, свойственных далеким предкам?




Задания на выбор: 2. Установите соответствие между видом животного и особенностью его постэмбрионального развития: Вид животного Постэмбрионально е развитие 1. Обыкновенная кукушка 2. Прудовая лягушка 3. Азиатская саранча 4. Домашняя собака 5. Рыжий таракан 6. Прыткая ящерица А. Прямое Б. Непрямое






Цифровой диктант: 1. У всех хордовых животных в эмбриональном периоде закладывается осевой скелет хорда 2. Сходство зародышей разных систематических групп называется эмбриональной дивергенцией 3. Факт закладки частей жаберного аппарата у зародышей наземных позвоночных объясняется их происхождением от рыбообразных предков 4. Закон зародышевого сходства был сформулирован Ф.Мюллером и Э.Геккелем 5. Биогенетический закон гласит: онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза вида, к которому эта особь относится Ответы: 1-да 0-нет


Домашнее задание (на выбор:) 1. Подготовить сообщения об общих закономерностях развития организмов. 2. Творческое задание – нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) на тему «Развитие эмбриона морского ежа» или «Развитие эмбриона лягушки» или «Развитие таракана». 3. Составьте связный рассказ, в который входили бы следующие понятия: эмбриональный период, зародышевое сходство, признаки, хорда, жаберные щели, онтогенез, филогенез. Запишите его в тетрадь. Приготовьтесь рассказать его на уроке.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задачи урока. Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов. СРАВНЕНИЕ ПОЛОВОГО И БЕСПОЛОГО РАЗМНОЖЕНИЯ Элемент сравнения Бесполое размножение Половое размножение 1. Количество родительских особей 2. Наличие половых клеток 3. Наличие мейоза 4. Сходство потомков с родителями 5. У каких организмов встречается 6. Скорость увеличения числа потомков

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация. Онтогенез состоит из двух периодов: 1) Эмбриональный – начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма. 2) Постэмбриональный – начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

Эмбриональный период развития. 1) При слиянии половых клеток образуется зигота. 2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

Гаструляция. Происходит формирование чашеобразного двухслойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы.

Нейруляция. В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой. Полость первичной кишки Энтодерма Хорда Нервная пластинка Мезодерма Эктодерма

Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу. ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ, ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ Название листка Производные каждого листка Эктодерма Энтодерма Мезодерма

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу. ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ, ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ Название листка Производные каждого листка Эктодерма Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника Энтодерма Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы Мезодерма Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов

Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов: 1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание. 2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение. 3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Факторы, отрицательно влияющие на развитие зародыша.

Постэмбриональный период Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи). ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕПРЯМОЕ (С ПРЕВРАЩЕНИЕМ) ПРЯМОЕ (БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ)

«Зародышевое сходство у позвоночных животных». На ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Фриц Мюллер (1822 – 1897) Эрнст Генрих Геккель (1834 – 1919) Биогенетический закон: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936) Академик, крупнейший эволюционный морфолог, В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза. Установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

Закрепление изученного материала. 1. Что такое онтогенез? 2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов. 3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде? 4. В чем смысл биогенетического закона?

Прочитайте текст учебника на стр.133. Назовите зародышевые листки и их расположение и особенности. Эктодерма – наружный зародышевый лист, энтодерма – внутренний зародышевый лист, мезодерма – средний зародышевый лист.

На доске записаны название органов. Вы должны напротив каждого органа записать название зародышевого листа из которого этот орган развивается. лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет. Энтодерма Энтодерма Эктодерма Эктодерма Мезодерма Энтодерма мезодерма

Основные термины: бластомеры – это одинаковые мелки клетки, которые образовались во время дробления; бластоцель – это полость внутри бластулы; гаструла – это двухслойный зародыш, который образовался в результате впячивания; гистогенез – это процесс формирования органов из зародышевых листов; нейрула – это процесс формирования нервной трубки; морула – это многоклеточная стадия бластулы.

Домашнее задание. § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).

Источники. Планирование к учебнику А.А. Каменского, ЕА. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с. Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 464 с. - (В помощь школьному учителю). Сидоров Е.П. Общая биология для поступающих в вузы. Структурированный конспект. - М.: «Уникум-центр», 1997


Разделы: Биология

Класс: 9

Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.

Основные понятия: онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.

Задачи:

Обучающие:

Расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма;
- рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;
- определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.

Воспитательные:

- продолжить формирование здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к людям науки и их достижениям;
- продолжить формирование работать в коллективе, в группах.

Развивающие:

Развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
- продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений; выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация, СD-диск «КМ-школа, 10 класс»;
- телевизор, видеоролик;
- динамическая модель жизненного цикла насекомых.

Ход урока

1. ОЭУ

Цель: организация деятельности учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Приветствие детей, проверка готовности класса к началу работы.

Приветствуют учителя, готовность к уроку.

4 группы по 6 человек На столах учебники, тетради, ручка, карандаш, дневник

2. Актуализация знаний

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная беседа.

Фронтально отвечают на вопросы.

Что такое оплодотворение?

Процесс слияния женской и мужской гамет.

Что дает начало организму при половом размножении?

Как образуется зигота?

Слиянием гаплоидных ядер гамет

Какой набор хромосом имеет зигота?

Диплоидный

Какой процесс деления зиготы превращает ее в организм?

Откройте тетради и запишите тему урока.

Записывают тему урока.

Тема на доске: «Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон».

3. Изучение нового материала

Цель: рассмотреть особенности эмбрионального периода развития организмов .

Итак, для того, чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм, необходим целый ряд сложных, сменяющих друг друга превращений.

На правом крыле доски выделено мелом: «онтогенез»

Процесс индивидуального развития организма с момента его образования при половом размножении и до конца жизни называется онтогенезом.

Записывают в тетради определение под диктовку учителя.

В онтогенезе многокле-точных животных выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный (слайд 3 компьютера). (Схема на доске.)

На доске изображена схема:

Объяснение эмбрионального периода с помощью слайдов 5, 6, 7.

Что на схеме изображено количеством знаков вопросов?

- количество слоев клеток: ? – один слой;
?? – эктодерма, энтодерма;
??? – эктодерма, энтодерма, мезодерма.
(подписывают к схеме в тетради)

Из каждого зародышевого листка развиваются определенные органы и системы органов. Используя стр. 95-96 учебника, а также знания по зоологии найдите ответ на вопрос: какие органов образуются из зародышевых листков.

Работа с учебником стр. 95-96.

Ответ внесите в таблицу на обратной стороне доски (оценка 1 ученику).

На обратной стороне доске нарисована таблица, заполняет ее 1 ученик, проставляя «+».

4. Изучение нового материала

Цель: рассмотреть влияние факторов среды на формирование зародыша.

Сходным образом идет развитие зародышей всех хордовых животных, в том числе и человека. На протяжении всего времени внутриутробного развития плод человека связан с организмом матери через плаценту находится в постоянной зависимости от факторов окружающей среды, состоянии здоровья матери.

Какие факторы среды, как вы думаете, могут оказывать отрицательное воздействие на зародыш человека?

Перечисляют: стресс, алкоголь, табак, наркотики, неправильное питание…

Мультивизор, видеоролик, раздаточный материал – текст с информацией о вреде алкоголя и табакокурения.

Ребята перед вами ставится задача: используя видеоролик (интервью акушера-гинеколога) и раздаточный материал выполнить проектную работу по плану (на доске) .

Просмотр видео, работа в группах.

План проекта.

  1. Актуальность
  2. Задачи
  3. Анализ содержания
  4. Выводы
  5. Рекомендации

2 группы работают над проблемой алкоголя, 2 – над проблемой курения. Отчет выполняется в виде озвучивания выводов каждой группы.

Задание всем: « Какой выход из сложившейся ситуации вы видите? Поиграем! Если бы я стал начальником, то я …

Прослушиваем отчеты.
Участвуют в игровом диалоге…

И, все- таки, с чего же надо начать?

Оценивается активность отдельных учеников

С самого человека, с формирования у него осознанного отношения к употреблению алкоголя и табака…

5. Изучение нового материала

Цель: определить черты сходства зародышей различных организмов.

У всех многоклеточных организмов стадии эмбрионального развития одни и те же, но могут протекать они по-разному.

Учебник рис. 49, стр. 98

Давайте рассмотрим рисунок 49, стр. 98.

Группы задают друг другу вопросы и отвечают.

Открывают учебники, готовят вопросы.

1. Что можно сказать, рассматривая начальные стадии развития зародышей позвоночных?

Эмбрионы сходны

2. Какие признаки свидетельствуют, что предками наземных были водные животные?

Жаберные щели, плавники, хвост.

3. Почему эмбрион рыбы проявляет черты сходства с взрослым организмом раньше, чем человек или кролик?

Разная продолжительность жизни, уровень организации, проще устроены…

Обобщите все сделанные предположения.

Записывают в тетради. На эмбриональном этапе зародыши сходны (К. Бэр), онтогенез до определенной стадии повторяет историческое развитие организма (филогенез ) (Мюллер, Геккель), сходства проявляются по признакам только зародышевым.

6. Закрепление

Цель: систематизировать знания о эмбриональном и постэмбриональном развитии.

С наступлением момента рождения или выхода из яйцевых оболочек наступает постэмбриональный период. Типы постэмбрионального развития разнообразны и протекают в несколько стадий.

Каждой группе раздается папка в которой находятся элементы циклов развития мухи и таракана. Команда, построившая циклы первая и вторая имеет право оформить на доске и объяснить (оценка двоим).

Картинки, магниты.

Обобщение по вопросам:
- в чем преимущество первого цикла
- в чем недостаток второго
- к какому типу отнести можно цикл человека
- какие этапы можно выделить.

Каждый период характеризуется рядом изменений в организме.

Детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

Дописываем опорную схему.

Приведите примеры из животного мира, где еще встречаются непрямое развитие.

7. Подведение итогов

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине.

Объявление оценок (6-8 человек).

8. Домашнее задание

3.4, термины, составить мини проект на тему: «Внедрение в общество новых технологий защиты детства».

Класс: 9
Тема урока: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Элементы содержания: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гаструляция, нейрула, постэмбриональное развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие», «Сходство зародышей позвоночных животных», «Дробление яйца ланцетника».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов.

Сравнение полового и бесполого размножения

Варианты ответов:

а) одна

б) быстро

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

е) есть мейоз

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

л) две

м) медленно

Ответ:

III. Изучение нового материала.

1. Онтогенез - процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.

Онтогенез состоит из двух периодов:

1) Эмбриональный - начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.

2) Постэмбриональный - начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

2. Эмбриональный период развития.

1) При сиянии половых клеток образуется зигота .

2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток - однослойный зародыш).

3) Гаструляция - происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой . Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка - мезодермы .

4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой .

5) Гистогенез и органогенез - идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу.

Зародышевые листки, их производные

Запомните!

3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:

1) Дорепродуктивный - рост организма, развитие и половое созревание.

2) Репродуктивный - активное функционирование взрослого организма, размножение.

3) Пострепродуктивный - старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов - прямое и непрямое.

Постэмбриональное развитие животных

4. Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных».

Если сравнить эмбрионы различных позвоночных животных, можно отметить, что на ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

То есть биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Что такое онтогенез?

2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.

3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде?



  • Как существование и развитие отдельного живого организма

ОНТОГЕНЕЗ

  • Как историческое (эволюционное) развитие живых организмов на Земле
  • ФИЛОГЕНЕЗ

ВЗАИМОСВЯЗАННЫ???


Тема: Биогенетический закон.

Задачи урока:

  • сформировать понятие о сущности биогенетического закона, закона зародышевого сходства и эмбриональной дивергенции.
  • продолжить формирование представлений о материальном единстве живой природы.
  • способствовать созданию системы научного мировоззрения ученика;

Онтогенез (индивидуальное развитие) – весь период жизни особи от момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до гибели организма. Филогенез (историческое, эволюционное развитие) -



Закон зародышевого сходства: эмбрионы обнаруживают уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в приделах типа (К. Бэр) эмбриональная дивергенция – расхождение признаков зародышей в процессе развития.

индивидуальное развитие и историческое развитие организмов взаимосвязаны

Карл Максимович Бэр

(1792-1876 гг.)


Биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида к которому относиться данная особь (Ф. Мюллер и Э. Геккель).

Фриц Мюллер

(1822-1897 гг.)

Эрнест Геккель

(1834-1919 гг.)


Эмбриогенетическое правило: В онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей (А. Северцев)

Алексей Николаевич Северцев

(1866-1936 гг.)



алкоголь

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Физические нагрузки

эмбрион

Наркотические и токсические вещества

Режим дня

Лекарственные препараты

Состояние среды

наследственность


  • -Содействовать сохранению нормальной экологической обстановке;
  • -Не употреблять алкогольные напитки;
  • -Не курить;
  • -Не принимать наркотические средства;
  • -Полноценно питаться;
  • -Заниматься спортом.

Ваше здоровье и здоровье будущих поколений в ваших руках!


Карточка №3

Карточка №2

Карточка №1

Правильный ответ

Правильный ответ

Правильный ответ

весь период жизни особи от момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до гибели организма

процесс развития органического мира в целом или отдельных его форм с момента возникновения жизни.

процесс развития органического мира в целом или отдельных его форм с момента возникновения жизни.


самооценка

Оценка за урок

Результаты теста

Не более 1 ошибки

Допущено 2-3 ошибки

Допустима не точная, но отражающая суть формулировка ответа на вопросы со свободной формой ответа

Допущено 4-5 ошибки в вопросах на выбор одного правильного ответа или свободный ответ

Допустима не точная, но отражающая суть формулировка ответа на вопросы со свободной формой ответа

Допущено более 5 ошибок

Допустима не точная, но отражающая суть формулировка ответа на вопросы со свободной формой ответа

Нет ни одного правильного ответа


Домашнее задание.

  • 1. Параграф 34, с 166-169 – обязательное для всех
  • 2. Составьте 5 тестовых заданий по теме «Индивидуальное и историческое развитие организмов».
  • 3. По желанию: Нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) на тему «Онтогенез лягушки»

рефлексия

  • *На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...
  • *Я похвалил бы себя за...
  • *Особенно мне понравилось...
  • *Я сумел...
  • *Было интересно то, что...
  • *Было трудно...
  • *Я научился...
  • *Меня удивило….