Какие существуют способы образования слов в русском языке. О бессуфиксном способе словообразования в рамках подготовки к егэ Без суффиксальный способ образования слов примеры

ПРИМЕРЫ.

МОРФЕМНЫЕ:

1. Суффиксальный (упрямый - упрямец)

2. Приставочный (петь - запеть)

3. Бессуффиксальный (синий - синь)

4. Приставочно - суффиксальный (стакан - подстаканник)

5. Сложение:

1) целых слов: (кафе + бар = кафе-бар)

2) части основы с целым словом: (тур + поход = турпоход)

3) производящих основ с соединительными гласными: (пар + о + ход = пароход)

4) начальных букв слов /аббревиация/ (московская + кольцевая + автомобильная + дорога = МКАД)

5) с одновременным присоединением суффикса (чёрное + море + ец = черноморец).

НЕМОРФЕМНЫЕ :

Переход из одной части речи в другую (конверсия).

Например: столовая, мороженое.

Сращение (слияние).

Например: вечно + зелёный = вечнозелёный.

Переход слов из одной части речи в другую


Из какой части речи перешло

и что обозначает

В какую часть речи перешло

и что стало обозначать

Примеры

1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет)

Рабочий инструмент,

мороженое мясо

Рабочий на стройке,

вкусное мороженое

2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения

Первый (лучший)

ученик в классе

3. Причастие

(признак предмета по действию)

Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид

4. Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно
5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом
6. Наречие (признак действия)

Предлог (выражает зависимость

от глагола)

Командир шел впереди

Впереди отряда шел

барабанщик

7. Деепричастие (добавочное действие)

Предлог (выражает зависимость

от глагола)

Ушел, благодаря за помощь

Благодаря помощи,

выполнил работу

8. Местоимение (указывает на предмет,

признак, количество)

Частица (выражает

ограничительное значение)

Старик приехал один

Один (только) старик

не вышел встречать

Образование частей речи

Способ образования Примеры
1. Имя существительное
1. Суффиксальный

Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота,

учить - учитель, плавить - плавка

2. Приставочный Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье
4. Бессуффиксальный Заплывать - заплыв, глухой - глушь
5. Сложение (различные способы) Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход

6. Переход прилагательных, причастий

в существительные (субстантивация)

Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании -

присутствующие встали

2. Имя прилагательное
1. Суффиксальный Комната - комнатный, солдат - солдатский
2. Приставочный Удалой - разудалый, добрый - предобрый
3. Приставочно - суффиксальный За городом - загородный, избежать - неизбежный
4. Сложение (различные способы) Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый
5. Слияние (сращение) Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый
6. Переход слов из других частей речи

Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент,

блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности

3. Имя числительное
1. Суффиксальный Три - тридцать, один - одиннадцать
2. Сложение Три + сто = триста
4. Местоимение
1. Суффиксальный Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь
2. Приставочный Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько
5. Глагол
1. Суффиксальный Синий - синеть, умыть - умыться,
2. Приставочный Писать - написать, выполнить - перевыполнить
3. Приставочно - суффиксальный Столб - застолбить, бежать - разбежаться
6. Наречие
1. Суффиксальный Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком
2. Приставочный Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как
3. Приставочно - суффиксальный Далеко - издалека, новый - по-новому
4. Переход слов из других частей речи

ехать шагом

7. Производные предлоги
1. Приставочный Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы
2. Переход слов из других частей речи

Показаться впереди (наречие) - впереди отряда,

благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи

Словообразовательные выразительные средства языка

СРЕДСТВО ПРИМЕРЫ

1. Суффиксы субъективной оценки:

а) уменьшительно - ласкательные

Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка;

мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек

б) со значением преувеличения,

преуменьшения

Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший;

холод - холодина; дом - домишко, домище

в) со значением пренебрежительности,

презрительности, иронии

Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя
г) со значением неодобрения и др.

Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка;

интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга

2. Приставки со значением

преувеличения / преуменьшения

(пре-, раз-, сверх- и др.)

Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной;

маленький - премаленький; весёлый - развесёлый

3. Удвоение слов (иногда с добавлением

приставки, суффикса)

Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый;

зимушка - зима

Основные типы ошибок словообразования

Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в .

Вконтакте

Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :

  • диахронический (историческое формирование);
  • синхронитический (собственно образование новых словоформ).

Как уже было сказано ранее, создание новых базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования , глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.

Цели и функции СО

Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).

Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :

  1. Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
  2. Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
  3. Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
  4. Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
  5. Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.

Средства образования

Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.

Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.

Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.

Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, ). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:

  • префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
  • суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
  • постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.

Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.

Виды словообразования

В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:

  1. Префиксальный (приставочный способ образования слов).
  2. Суффиксальный.
  3. Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
  4. Постфиксальный.
  5. Бессуффиксный.
  6. Сращение (слов или их основ, аббревиация).
  7. Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
  8. Сложные виды.

Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.

Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.

Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.

Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.

Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.

Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.

Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.

Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.

Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.

Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:

  • сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
  • аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.

Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.

Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.

Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.

Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.

Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.

Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.

Словообразовательный разбор

СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.

СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:

  1. Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
  2. Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
  3. Определить производную и производящую основы.
  4. Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
  5. Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).

Пример словообразовательного разбора:

  1. Богатство – начальная форма «богатство».
  2. Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
  3. Богатство (производная) ← богатый (производящая).
  4. Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
  5. Другие процессы задействованы не были.

Способы словообразования

2 Основные способы образования слов в русском языке

Выводы

Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ :

необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + больш ой
производящая основа

пребольш ой
производная основа

пере + бежа ть
производящая основа

перебежа ть
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

    Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

    Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

    Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

Ответ:

Суффиксальный:

  • столярничать, подружка.

Приставочно-суффиксальный:

  • предрассветный, собеседник.

Постфиксальный:

  • подняться, какой-нибудь.

Сложение:

  • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

    Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

    Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

    Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

    Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

    Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

    Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ : первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерыв ать

1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

Сотрудники <-- труд иться

1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

Поесть <-- е сть

1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <-- отправи ть

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

2. Наложение морфем .

Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).

Существует несколько способов словообразования.

1. Морфологический, который заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Этот способ включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный, сложение.

2. Лексико-семантический способ, здесь происходит создание нового слова путем расщепления старого на два или более омонима. Например, боксер – порода собаки, боксер – спортсмен по боксу.

3. Морфолого-синтаксический – образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. При этом слово приобретает новые грамматические признаки.

4. Лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов. Например, вечно зеленый, сей час – вечнозеленый, сейчас.

Приставочный способ . Образование слов таким способом осуществляется с помощью присоединения приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное. Таким образом, образуются имена существительные (например, свет – рассвет, ход – выход ); имена прилагательные (вкусный – безвкусный, звуковой – сверхзвуковой ); местоимения (кое-кто, некто, никого ); глаголы (ходить – заходить, подходить, уходить ); наречия (сквозь – насквозь, всегда – навсегда, вчера – позавчера ).

Суффиксальный способ . К основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как одной и той же частью речи (например, лес – лесник ), так и разными (например, лес – лесной ). Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: например, отливать – отливка, ткач – ткацкий.

Приставочно-суффиксальный . К исходному слову одновременно присоединяются и приставка, и суффикс, например приусадебный, подорожник, наездник, Подмосковье. Чаще всего этим способом образуются имена существительные (предпосылка, подоконник); глаголы (увлечься, расписаться ); наречия (по-русски, по-весеннему );

Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный – чернь ) или может одновременно убираться окончание и отсекаться суффикс (отдыхать -отдых, бранить – брань );

Сложение . Это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными. Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов, например: школа-интернат;

2) сложением слов, например: завуч, зарплата;

3) сложением с помощью соединительных гласных о и е , например: следопыт, земледелец;

г) сложением начальных букв, например: АТС, МГУ;

4) сложением начальных букв, например: ТЮЗ, МХАТ.

Способы словообразования - это достаточно сложная тема русского языка, вызывающая большие сомнения у учеников. Задание на их определение было включено в единый государственный экзамен, причем в блок заданий с повышенным уровнем сложности. Именно для этого в статье будут представлены хитрые приемы определения.

Для того чтобы правильно определить способ словообразования, недостаточно знать их все. В этом деле нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, производное слово и конечное должны отличаться друг от друга только на одну морфему, то есть различия должны быть лишь в приставке либо суффиксе. Во-вторых, очень важно правильно понимать смысл слова. Например, слово "наручники" образовано от слова "рука", а не от слова "ручники". В-третьих, не следует путать переходные части речи.

Способы словообразования: виды

В русском языке существует семь способов словообразования, но на едином государственном экзамене встречается только четыре из них. Самые распространенные мы разберем ниже.

Суффиксальный способ

Самый распространенный способ. Имеется много слов, которые при любом раскладе будут образовываться этим способом: наречия, которые оканчиваются на -О/-Е; существительные, которые имеют в своем составе НИ, ТИ, ЕНИ; а также глаголы, одной из морфем которых будет являться суффиксы -ИВА-, -ЫВА-, -ВА-. Это один из самых простых способов.

Приставочный способ

В эту группу входят практически все остальные наречия, большое количество глаголов (бежал - прибежал), существительных (память - гиперпамять), а также прилагательные (новый - сверхновый) и местоимения (где - нигде).

Приставочно-суффиксальный способ

Вот здесь и пригодится один из факторов, описанных выше. Очень важно правильно определить смысл. Например, снег - подснежник, полесье - лес. Очень легко определить способ словообразования у наречий, которые закачиваются на -ОМУ/ЕМУ, -ЫХ: по-твоему, во-вторых, влево - все это будет приставочно-суффиксальный способ.

Бессуффиксный способ

Бессуффиксный способ словообразования - скрытый и непонятный большинству. Как правило, таким образом появляются новые существительные от глаголов: смотреть - смотр, порезать - порез. Также существительные могут стать производным словом от прилагательных: широкий - ширь, далекий - даль. Стоит отметить, что все представленные выше способы словообразования являлись морфологическим. Таким образом, можно сделать вывод, что морфологический способ словообразования - это способ, при котором появляется новое слово путем изменения его же формы с помощью какой-либо морфемы (суффикса, приставки или при их совместном участии).

Выводы

Различные способы словообразования занимают обширный раздел в системе русского языка. Знание методов появления новых частей речи и новых слов помогает безошибочно выполнить задания на выпускном едином государственном экзамене, а также правильно и грамотно построить свою устную и письменную речь.