Каким чувством проникнуто обращение поэта к городу. В раздел «Сведения по теории и истории литературы

Задания С1, С3 Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности. Точность и полнота ответа экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют 3 экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку 2 экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки 1 экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более 0


Задания С1, С3 Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности. 2. Следование нормам речи допущено не более 1 речевой ошибки 1 допущено более 1 речевой ошибки 0 Максимальный балл – 4




С1. Какие черты характера Матрены раскрываются в данном фрагменте? Ответ на вопрос предполагает пошаговый алгоритм выполнения: 1. Анализ фрагмента. Ведущий метод работы с текстом – метод сплошной выборки. Экзаменуемый выделяет смысловые центры фрагмента, позволяющие ответить на вопрос. 2. Систематизация полученных знаний и формулирование тезисов. Экзаменуемый аналитически осмысливает выделенные смысловые центры применительно к вопросу (располагает выделенные тезисы по степени значимости). 3. Оформление ответа. Экзаменуемый оформляет ответ: развивает тезисы, подкрепляя их точечными цитатами; частично выходит на общую проблематику произведения или особенности поэтики писателя во взаимосвязи с вопросом


В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал. Хлопоты были добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать дадут ли пенсию. Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет в десяти километрах к западу, а поселковый к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца то за точкой, то за запятой. Каждая проходка день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты. Притесняют меня, Игнатич, жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. Иззаботилась я. Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой. Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, говорила она о торфе. Ну и местечко, любота́ одна! Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая. Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуе́ль в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают. (А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»)


1. Терпимость: Наворочено было много несправедливостей с Матрёной Хлопоты эти были затруднены Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца Притесняют жаловалась она мне после таких бесплодных проходок Иззаботилась Но лоб её недолго оставался омрачённым 2. Трудолюбие: верное средство вернуть себе доброе расположение духа работа. хваталась за лопату и копала картовь. шла за торфом. по ягоды в дальний лес. 3. Близость природе, доброта: И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой. 2. Систематизация полученных знаний и формулирование тезисов.


Раскрываются основные тезисы (не менее 3-х): 1. Терпимость 2. Трудолюбие 3. Близость природе, доброта Тезисы подкрепляются точечными цитатами Частично экзаменуемый выходит на общую проблематику произведения или особенности поэтики писателя во взаимосвязи с вопросом: - в данном случае уместно отметить, что такие качества характера свойственны русскому национальному характеру, типу праведницы, которую и изобразил в своем рассказе Солженицын; - уместно вспомнить заключительные слова произведения («Не стоит село без праведника»), выводящие на идейное своеобразие рассказа, или кредо писателя «Жить не по лжи» 3. Оформление ответа.


Задание С3 РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слёзы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, – Не пропадёшь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней, А ты всё та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. (А.А. Блок, 1908)


С3. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слёзы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, – Не пропадёшь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней, А ты всё та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. (А.А. Блок, 1908) 1. Анализ фрагмента.


Как в годы золотые – дорогое воспоминание расхлябанные колеи – нищета нищая – нищета серые – нищета песни ветровые – песенный мотив Как слёзы первые любви – дорогое воспоминание жалеть я не умею И крест свой бережно несу – долг разбойную красу – красота Не пропадёшь, не сгинешь ты – вера в будущее прекрасные черты – красота Да плат узорный до бровей – красота (женское начало) невозможное возможно – вера, сила взор из-под платка – красота (женское начало) тоской песня – песенный мотив Объективный план: Красота (пейзаж, женское начало) – 4 Нищая Россия – 3 Песенный мотив – 2 2. Систематизация полученных знаний и формулирование тезисов.


Как в годы золотые – дорогое воспоминание расхлябанные колеи – нищета нищая – нищета серые – нищета песни ветровые – песенный мотив Как слёзы первые любви – дорогое воспоминание жалеть я не умею И крест свой бережно несу – долг разбойную красу – красота Не пропадёшь, не сгинешь ты – вера в будущее прекрасные черты – красота Да плат узорный до бровей – красота (женское начало) невозможное возможно – вера, сила взор из-под платка – красота (женское начало) тоской песня – песенный мотив Субъективный план: Дорогое воспоминание (ведущий прием – сравнение) – 2 Вера в будущее – 2Не жалеет Крест бережно несу Тоской 2. Систематизация полученных знаний и формулирование тезисов.


Формулировка тезисов: 1. Россия осмысливается через великолепие пейзажа (прекрасная, разбойная, сравнение с женским образом) и одновременно нищету – неоднозначное восприятие. 2. Песня как символ вольности (ветровые) и грусти (тоской) – характерные черты национальной русской души. 3. В восприятии лирического героя Родина осмысливается через сопоставление с лучшими периодами жизни (молодость, юность - годы золотые, слезы первые любви). 4. Слышна твердая вера в мощь и будущее России (не пропадешь, невозможное возможно). Тезисы подкрепляются точечными цитатами и указывается функциональная роль художественных средств Частично экзаменуемый выходит на общую проблематику произведения или особенности поэтики писателя во взаимосвязи с вопросом: - в данном случае уместно говорить об эволюции идеи Прекрасной Дамы в творчестве Блока, пришедшей к осмыслению ее через образ России 3. Оформление ответа.


Задания С2, С4 Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности. Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия 2 произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения; убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа; без искажения авторской позиции и фактических ошибок 4 экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия 2 произведений и их авторов, но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения / или убедительно обосновывает выбор 1 произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения И убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия 2 произведений и их авторов, обосновывает выбор только 1 произведения (возможно, не во всём убедительно) И убедительно сопоставляет 2 произведения с предложенным текстом (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия 2 произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения, НО допускает отдельные недочёты при сопоставлении 2 произведений с предложенным текстом / или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только 1 произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); И/ИЛИ допускает 1 фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции 3


Задания С2, С4 экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом ИЛИ указывает названия 2 произведений и их авторов, обосновывает выбор только 1 произведения (возможно, не во всём убедительно) И убедительно сопоставляет 1 произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ указывает названия 2 произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование) И убедительно сопоставляет 1 или 2 произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ указывает названия 2 произведений и их авторов, обосновывает выбор 2 произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только 1 произведения, НО не сопоставляет 1 или 2 произведения с текстом в заданном направлении анализа; ИЛИ указывает название только 1 произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно), убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); И/ИЛИ допускает 2 фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции 2


Задания С2, С4 экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом ИЛИ указывает названия 2 произведений и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор 1 произведения / или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное обоснование) И неубедительно сопоставляет 2 произведения с предложенным текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа; ИЛИ указывает название только 1 произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет его с исходным текстом; ИЛИ указывает название только 1 произведения и его автора, не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции; И/ИЛИ допускает 3 фактические ошибки 1 экзаменуемый не отвечает на вопрос; ИЛИ даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию; И/ИЛИ указывает название 1 произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор (или даёт неверное обоснование) и не сопоставляет это произведение с предложенным текстом; И/ИЛИ существенно искажает авторскую позицию; И/ИЛИ допускает более 3 фактических ошибок 0


Задания С2, С4 Исходя из критериев оценивания заданий следует помнить о выполнении основных требований: 1.С2 – приводятся в сопоставление только эпические, драматические и лиро- эпические произведения. 2.С4 – приводятся только лирические произведения (допускаются лиро-эпические). 3. Можно приводить в параллель только 1 произведение автора, исходный текст которого приводится. Можно: Пушкин – исходный текст; Пушкин – 1-ая параллель; Лермонтов – 2-ая параллель. Нельзя: Пушкин – исходный текст; Лермонтов – 1-ая параллель; Лермонтов – 2-ая параллель) 4. Во вступительной части ответа следует перечислить 3-5 произведений с указанием авторов, в которых встречаются обозначенные вопросом проблемы. 5. Прежде чем подбирать параллели, следует продумать критерий для сближения исходного текста с подобранными. 6. Следует выдержать все пункты алгоритма выполнения задания: - 1-е произведение раскрывается с позиции вопроса (глубоко и конкретно); - 1-е произведение сопоставляется с исходным текстом; - 2-е произведение раскрывается с позиции вопроса (глубоко и конкретно); - 2-е произведение сопоставляется с исходным текстом; - все 3 произведения объединяются на основе единого критерия. 7. Произведения из зарубежной литературы для сопоставления брать нельзя!


Задание С2 Исходный фрагмент дан из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Вопрос: кто из русских писателей изображал героев-обманщиков и в чем они сопоставимы с Хлестаковым? В русской литературе многие писатели изображали героев, которые ради достижения собственных целей обманывали людей и пытались казаться лучше, чем есть на самом деле. Безусловно, это в основном писатели-сатирики: Д.И.Фонвизин, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, М.А. Булгаков. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова с целью женить своего сына Митрофанушку на Софье, богатой наследнице, надевает «маску» добродетели, пытаясь быть учтивой со Стародумом. Авторские ремарки это подтверждают («глядя на Стародума с рабским подобострастием»). Подобное преклонение перед людьми свойственно и гоголевскому городничему, и всем чиновникам города N. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлен образ героя-обманщика – Алексей Степанович Молчалин. Он служит секретарем Фамусова, ухаживает за его дочерью Софьей, преследуя лишь корыстные цели. Будучи небогатым человеком, он мечтает стать членом фамусовского общества, представителем «светской Москвы», женившись на Софье. Однако по ходу действия его истинное лицо открывается в сцене признания в любви служанке Лизе («Ее / По должности, тебя...»), о чем узнают и Чацкий, и Софья. Сближает Хлестакова и Молчалина то, что оба героя – люди небольшого ума, которые при всем том смогли долгое время скрываться за «маской» лжи и бесчестия. Таким образом, все герои используют «маски» в меркантильных целях: желая обогатиться или занять достойное положение в обществе, они вынуждены лгать и пресмыкаться. И объединяет все три названные произведения то, что правда все-таки в конечном итоге обнаруживается, что раскрывает позицию самих писателей – обличителей человеческих и общественных пороков.


Задание С4 Исходное стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…». Вопрос: кто из русских поэтов обращался к образу деревни в своем творчестве и в чем они сопоставимы с есенинским пониманием? Образ русской деревни становился предметом осмысления многих поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, - которые описывали уклад жизни в деревне, красоты русского пейзажа. В стихотворении «Деревня» Пушкин называет родные места «пустынным уголком, \ Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья». Используя яркие эпитеты «темный сад», «светлые ручьи», «озер лазурные равнины», «мельницы крылаты», передается истинная любовь лирического героя к родине, что роднит данное представление образа деревни с есенинским. Однако, у Пушкина силен антикрепостнический мотив: лирический герой возмущен, что на фоне подобной красоты и идиллии процветают «барство дикое» и «рабство тощее». В стихотворении Н. Рубцова «Привет, Россия» представлена картина деревенской жизни. Ключевым образом, как и в произведении Есенина, становится образ «избы» - именно с ним связаны воспоминания лирического героя о родных местах. Автор, как и Пушкин с Есениным, выражает глубокую чистую любовь к деревне: «Сильнее бурь, сильнее всякой воли \ Любовь к твоим овинам у жнивья, \ Любовь к тебе, изба в лазурном поле \ Привет, Россия родина моя!». Таким образом, в русской литературе существовала единая традиция изображения деревни: прекрасный уголок России, с буйством красок, богатством природного мира. Только каждый писатель все-таки индивидуально подходил к раскрытию данной темы: для Пушкина важным было выразить протест самодержавной власти, для Есенина – подчеркнуть философское начало (единство человека и природы), для Рубцова – раскрыть тему малой родины и тоски по родным местам.


Задания С5 Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется! При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается «0» баллов.


Задания С5 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; без фактических ошибок 3 экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или 1–2 фактические ошибки 2 экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию; и/или не обосновывает свои тезисы; и/или 3–4 фактические ошибки 1 экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических ошибок 0


Задания С5 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».) Экзаменуемому следует четко продумать содержательную структуру своего рассуждения. Вариант 1: 1. Нравственный вопрос – основной в «Мастере и Маргарите». 2. Нравственный выбор одного из героев (раскрыть проблему через раскрытие не менее 3-х тезисов) 3. Содержательный вывод (отвечает на вопрос). Вариант 2: 1. Нравственный вопрос – основной в «Мастере и Маргарите». 2. Нравственный выбор 4-х героев. 3. Содержательный вывод (отвечает на вопрос).


Задания С5 2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2 экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает 1 ошибку в их употреблении 1 экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более 1 ошибки в их употреблении 0


Задания С5 3. Обоснованность привлечения текста произведения текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) 3 текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом 2 текст привлекается только как пересказ изображённого 1 текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0


4. Композиционная цельность и логичность изложения сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3 сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 2 в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается 1 в сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 0 Задания С5


4. Композиционная цельность и логичность изложения Экзаменуемому следует четко выдержать структуру рассуждения: 1. Вступление (связано с вопросом, предваряет ход основного рассуждения). 2. Основная часть (последовательно развиваются не менее 3-х тезисов, раскрывающих вопрос). 3. Заключение (итог размышлений – суммированный вывод из сказанного, отвечающий на вопрос).




Фактическая ошибка Фактическая ошибка - это искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей, которое представляют собой нарушение требования достоверности в передаче историко-литературных фактов, например: «Грибоедов один из представителей литературы классицизма». Фактической ошибкой может быть признана также неверная оценка поступков и характеров героев, связанная с вульгарной социологизацией в толковании проблематики произведения. К фактическим ошибкам чаще всего относятся: 1) искажение историко-литературных фактов; 2) неточное воспроизведение или неверные ссылки на книжные источники; 3) искажение имен собственных; 4) ошибки в обозначении времени и места события; 5) ошибки в передаче последовательности действий, причинно-следственных отношений и т.п.


Логическая ошибка Логические ошибки - ошибки, обусловливаемые неправильным ходом мыслей в рассуждении. Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности содержащих ее определений, рассуждений, доказательств и выводов. К этому типу ошибок в работе экзаменуемых относятся: 1) нарушение последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями предложения; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление микротемы другой микротемой; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей высказывания; 7) перестановка частей высказывания и т.п. Логические ошибки могут проистекать из-за неправильного истолкования или использования в качестве посылок данного рассуждения тех или иных утверждений (например: «Есенин прекрасно знает и любит родную природу. Это доказывает, что природа и человек не могут жить друг без друга.»)


Речевая ошибка Речевые (лексические) ошибки: 1) Употребление слова в несвойственном ему значении; 2) неумение различать оттенки значения; 3) употребление слов иной стилистической окраски; 4) нарушение лексической сочетаемости; 5) неоправданное употребление просторечных слов и т.д.. Речевые недочёты – это нарушение лексических норм, ошибки в использовании слова, которые можно заметить только в контексте. Разновидностью речевых недочетов являются стилистические ошибки: 1) необоснованное смешение слов различной стилистической окраски; 2) неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений; 3) немотивированное использование устаревшей лексики; 4) нарушение порядка слов; 5) необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений; 6) ошибки в построении синтаксических конструкций.

Часть 1
Ответы

Часть 2

РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
(А.А. Блок, 1908)

Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).Укажите
номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
Ответ: .

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных
поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.
1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ:

В12

Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).
Ответ: .

С3

Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

С4

В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением
А.А. Блока?

Часть 3

В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

С5.3

Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия»
или «Мастер и Маргарита».)


«15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? В стихотворении А.А. Блока Россия обращение поэта к отчизне...»

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

В стихотворении А.А. Блока "Россия" обращение поэта к отчизне

проникнуто любовью к родной земле и верой в то,что никакие

сильные потрясения не сломят страну.

Любовь лирического героя к родине проявляется в том,что он

принимает Россию и в нищете, и в унижении.Его любовь-это

кротость,терпение,невозмутимость перед преградами1:"крест свой

бережно несу".Герой не отделен от родины,она дорога ему "как слезы первые любви".Обращение к стране на "ты" подчеркивает единство героя и страны.

Лирический герой-патриот,поэтому он убежден в светлом будущем 2 страны:"не пропадешь,не сгинешь ты ".Его вера настолько сильна,что "невозможное возможно" Итак,поэт не только безмерно любит свою отчизну,но и твердо верит в нее.Такими чувствами проникнуто его обращение к России.

Критерии:

K1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов 2 K2 Следование нормам речи 1 ИТОГО: 3 из 4

Комментарий эксперта:

выдвинутые тезисы подтверждаются текстом, нет подмены анализа пересказом текста, но при ответе допущены недочеты и 1 фактическая ошибка (см. комментарии в тексте).

Выходные данные:



Предмет: ЕГЭ по литературе Отправитель: Алиса Дата отправки: 17.04.2015 Эксперт: А. Г. Маслова Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/284.html Комментарий к фрагменту: Этот тезис звучит странно, и цитата "крест свой бережно несу" не соотносится с этим тезисом.

Фактическая: О светлом будущем в стихотворении не говорится, наоборот, лирический герой упоминает о возможных потрясениях ("заманит и обманет").

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

В данном эпизоде романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" основной конфликт произведения намечается с непонимания поколением "отцов" пренебрежительного отношения Базарова к своей одежде, а также с осторожного отношения Павла Петровича к новому другу Аркадия.Старшее поколение- аристократы, подчёркивающие свою принадлежность к сословию через внешний вид: изящная одежда, элементы убранства. Будучи дворянами, живущими по принципам аристократического общества, "отцы" недоумевают от слов Базарова "чемоданишко" и "одежонка". Такое непонимание объясняется разным мировоззрением героев: нигилист, отрицающий всё материальное1 и либералы, ратующие за установившиеся порядки2. Поэтому каждый из героев воспринимает слова "чемоданишко" и "одежонка" через призму своих убеждений. Лагерь "отцов" осторожно, с недоверием относится к проявлению всего нового. Павел Петрович осмотрителен с новым гостем, о чем говорит неполнота его действий3: "слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся". Не подав руки Базарову, Павел Петрович "не протягивает руку" всему новому, а именно нигилизму 4.Итак, основной конфликт произведения намечается с внешнего различия, "намекающего" на отличие внутренне.

Критерии:

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/286.html Фактическая: Нигилисты отрицают все, не имеющее практического значения, а материальное как раз имеет практическую пользу, так что материальное как таковое нигилисты отрицать не могут. Они отрицают возвышенное отношение к вещам, к природе, отрицают искусство.

Речевая: Надо: за сохранение установившихся порядков Комментарий к фрагменту: Наречие "слегка" свидетельствует не о неполноте действия, Павел Петрович так действует намеренно и сознательно, то есть совершает вполне завершенные действия. Наречие "слегка" подчеркивает в данном случае осторожность в проявлении чувств Комментарий к фрагменту: Павел Петрович еще не знает, что Базаров нигилист. Жест этот свидетельствует о том, что Павел Петрович сразу видит, что перед ним не аристократ, и демонстрирует свое высокомерие.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

17. В чём причина "хандры" Онегина? (По роману "Евгений Онегин") Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, многие называют "лишним человеком" своего времени. "Лишний человек" - это персонаж, который обладает удивительным потенциалом, но не имеет возможности его реализовать, из-за чего становится пассивным и скучающим, начинает пытаться разогнать2 эту скуку праздными развлечениями.

Что же дало основание причислить Онегина к данному новому типу проблемного героя, поставить его в ряд с Чацким3, Печориным и многими другими персонажами, олицетворяющими дворянскую интеллигенцию в произведениях отечественной литературы? Что положило начало онегинской пассивности?

На первых страницах романа мы узнаём о становлении личности, о воспитании и образовании молодого человека, родившегося "на брегах Нивы". Автор отмечает, что "ребёнок был резов, но мил". Онегин получил отличное образование4, что помогло ему оказаться принятым в свете. После этого момента жизнь героя приобрела цикличный характер:

Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера;

Бесконечные светские вечера, танцы, балы и любовные приключения превращают жизнь Онегина в замкнутый круг. Такое существование герою быстро наскучивает, он пытается предпринять некоторые попытки его изменить. Из лирического отступления мы узнаём, что Онегин планировал посетить Юг вместе с Автором. Намерениям героя не суждено было сбыться, ему достается наследство и он ограничивается "путешествием" в деревню. Поездка эта была своеобразной попыткой отказа от норм светского общества, подавляющего в человеке личность. Здесь показал он и своё вольномыслие, заменив барщину оброком, что очень удивило местных помещиков. Поначалу жизнь в деревне привлекает героя, но позже он осознаёт, что она так же циклична и неинтересна, как и жизнь в Петербурге.

Хандра ждала его на страже И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.

Пытаясь побороть "хандру", Онегин берёт в руки перо, но это занятие ему быстро наскучивает. Я думаю, именно в нежелании приложить какие-то усилия к достижению душевного спокойствия и заключается одна из главных проблем протагониста5.

Пытаясь вернуть вкус к жизни за счёт мелких интриг, герой лишь больше запутывается в своём положении. Помимо собственной судьбы он рушит жизнь Ленского, убитого им на дуэли, Татьяны, на чувство которой он ответил довольно холодно, как того требовали рамки приличий. Эти события показали, что герой не был способен на настоящие чувства, не мог дружить и любить, боясь ограничить свою свободу.

И только трагические события дают герою какой-то толчок, направляют его на верный путь. В восьмой главе мы встречаемся уже не с тем Онегиным - рассудительным и мрачным, к которому привыкли, но с пылким влюблённым, не замечающим вокруг ничего, кроме предмета своей любви. У Евгения появился второй шанс. Финал романа открыт, А.С. Пушкин оставляет своего героя на перепутье, читатели могут лишь предполагать, что произойдёт с героем в дальнейшем. Возможно, Евгений полностью избавится от "хандры", вызванной внешними обстоятельствами и отношением героя к происходящим событиям. Я думаю, любовь к Татьяне сможет излечить Онегина.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

В текст сочинения включаются теоретико-литературные понятия, но в их употреблении допущены ошибки (неверно употреблен термин "протагонист"). По второму критерию оценка снижена до 1 балла.

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (приводятся цитаты с комментариями к ним, присутствует краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, есть обращение к микротемам текста и их интерпретация).

В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями. Так, звучит вопрос: что получило начало онегинской пассивности? И далее пишется, что он получил отличное образование, был принят в обществе, и с этого времени жизнь героя приобрела циклический характер, и т.д. Из такого построения высказывания получается, что начало онегинской пассивности положено отличным образованием и тем, что он был принят в обществе. В целом сочинение построено так, что непонятно, о какой проблеме Вы рассуждаете: о хандре Онегина, или о возможности его возрождения, или о типе "лишнего человека". Оценка по критерию композиционной цельности и логичности изложения снижена до 1 балла.

В сочинении допущено 2 речевые ошибки, поэтому оценка за следование речевым нормам снижена до 2 баллов.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/278.html Речевая: Понятие "лишний человек" связано с обозначением литературного типа, поэтому дополнение в виде "своего времени" не требуется. Это недочет, связанный с неверным употреблением литературоведческого термина.

Речевая: Надо: "начинает разгонять" или "пытается разогнать" Фактическая: Чацкого к типу "лишних людей" отнести нельзя, он никак не подпадает под Вашу же характеристику, данную выше, он не пассивный и не скучающий.

Фактическая: Что подразумевается под отличным образованием? Фраза "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь" или слова о французегувернере, который "Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя" не подтверждают выдвинутого тезиса.

Комментарий к фрагменту: Протагонистом может быть назвать положительный герой (обычно в драме, или в произведении другого рода, если у него есть антагонист, то есть если есть конфликт, противостояние героев). Евгений Онегин не может быть назван протагонистом. Это ошибка в употреблении литературоведческого термина.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».) Следователь Порфирий Петрович сыграл важную роль в судьбе Родиона Раскольникова.

Догадывавшись, что именно Раскольников убил старухупроцентщицу и ее сводную сестру Лизавету, Порфирий Петрович понимает, что в основе этого преступления лежит нечто большее, идея, теория о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». А поэтому юридическое наказание вряд ли сможет исправить Родиона. Следователь хорошо знает психологию преступника, поэтому его план – держать подозреваемого в постоянном напряжении, ведя с ним тонкие беседы, делая недвусмысленные намеки, ведь натура человека сама его выдаст, рано или поздно душевные муки заставят прийти его «с повинной».

Порфирий Петрович хочет добиться того, чтобы Раскольников понял, насколько несостоятельна его идея, понес духовное наказание, осознал тяжесть совершенного убийства и раскаялся.

План следователя срабатывает: Раскольников испытывает муки совести, понимает, что по сути он сам является «тварью дрожащей», такой же «вошью, как и все». Его теория терпит крах1, и, наконец, герой совершает чистосердечное признание.

Таким образом, Порфирий Петрович помог Раскольникову встать на правильный путь, отказаться от ложной идеи 2.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой, связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию, выдвинутые тезисы убедительно обоснованы (при этом допущены негрубые недочеты и одна фактическая ошибка). Сложно сказать, подтверждаются ли высказанные мысли текстом, так как ссылка на фрагмент, по которому выполнено задание, отсутствует.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/277.html Фактическая: Когда Раскольников совершает чистосердечное признание, он еще не отказывается от своей теории. Не теория терпит крах, а он сам разочаровывается в себе, в своих возможностях соответствовать той роли, которую решил на себя взять. И в предыдущем предложении правильно указано, что он ощутил себя такой же "вошью", как все, а не тем, кто "право имеет". Однако это еще не свидетельствует о разочаровании Раскольникова в собственной теории.

Это произойдет уже на каторге, после пережитой болезни и увиденного героем символического сна о моровой язве.

Комментарий к фрагменту: Это роль Сони Мармеладовой. Порфирий Петрович не позволяет Раскольникову успокоиться, заставляет его все время пребывать в психологическом напряжении, толкающем в конце концов преступника к признанию.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Кто из героев одерживает победу в данном "поединке"?

В приведенном фрагменте показано развитие конфликта между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аристократ с удовольствием провоцирует спор с молодым нигилистом, Кирсанов надеется, что сможет отстоять свои убеждения и доказать оппоненту глупость и безнравственность его идей. Однако Павел Петрович слишком возбужден: «губы его задрожали», он «побледнел», «взмахнул руками», это мешает герою сосредоточиться, четко аргументировать свои мысли. Базаров же совершенно спокоен: он лениво отхлебывает чай, говорит не торопясь, создавая впечатление очень уверенного в себе человека.

Большое значение имеет слово «эфто», использованное Кирсановым. С помощью него Павел Петрович старается подчеркнуть собственный статус. Базаров, наоборот, естественен в своем поведении, что лишний раз подтверждает убежденность героя в своей правоте.

Таким образом, можно сделать вывод, что победу в данном поединке одерживает Базаров. Спокойствие и уверенность нигилиста выгодно отличают его от разгоряченного Павла Петровича.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

убедительно обоснованы выдвинутые тезисы, которые подтверждаются текстом; нет подмены анализа пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

9. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения с представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневвскими "Отцами и детьми"?

Многие русские классики отображали идейные столкновения представителей разных поколений в своих произведениях.

Так, А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» представляет конфликт Чацкого с фамусовским обществом. Главный герой – представитель молодого поколения. Вернувшись после долгого отсутствия в Москву, он пытается «разбудить» общество. Чацкий категорически заявляет: «дома новы, но предрассудки стары». И с этими предрассудками герой начинает идейную борьбу. Конфликт поколений хорошо прослеживается в монологах главных героев.

Чацкий обличает «отцов отечества» в грабеже, а Фамусов вспоминает дядю Максима Петровича, образ жизни которого является идеалом для всех представителей фамусовского общества.

Как в романе «Отцы и дети», так и в комедии «Горе от ума»главным героям приходится столкнуться с непониманием, несогласием с их идеями. Но если Чацкий остается верным своим убеждениям до конца, то Базаров в финале романа оказывается не таким уж и нигилистом по своей натуре, на смертном одре в герое раскрываются неведомые прежде качества 1.

Столкновение «отцов» и «детей» можно увидеть и в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Лопахин – представитель нового поколения капиталистов. Пытаясь спасти сад2, он предлагает единственное возможное решение – сдавать землю в аренду. Но Раневской чужды и непонятны идеи Лопахина, ведь для нее сад – это память о годах ее молодости. Главная героиня – типичная представительница дворянства. Но пришло иное время, которое требует от Раневской внутренних перемен, на которые она не готова. В итоге сад покупает Лопахин, что символизирует победу «нового» над «старым».

Лопахин, как и Чацкий вынужден столкнуться с непониманием и даже осуждением, но он является представителем своего времени, поэтому одерживает победу, главный герой комедии А.С.

Грибоедова – «лишний человек», для периода3, в котором ему довелось жить, поэтому он вынужден на время отступить.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 3 аргументов ИТОГО: 3 из 4

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, убедительно обоснован выбор каждого произведения (при этом допущены недочеты, не искажающие авторской позиции), убедительно сопоставлено одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа, второе произведение с романом Тургенева "Отцы и дети" не сопоставлено.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/272.html Комментарий к фрагменту: Это происходит не на смертном одре, а раньше, когда он понимает, что отрицавшаяся им ранее любовь проникает и в его сердце (чувство к Одинцовой) Комментарий к фрагменту: Сад он не может спасти, он предлагает спасти имение от продажи, а сад для сдачи участков в аренду вырубить.

Фактическая: Чацкий "лишний" только в конкретном московском фамусовском обществе, а для своего периода он не "лишний". Чацкого не стоит причислять к типу "лишних" людей, которые не знали, куда приложить свои силы. Чацкий знает, что нужно служить отечеству, он готов действовать, понимает, что от него требует время, в котором он живет.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

15. Каким предстает внутренний мир лирической героини стихотворения М.И.Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"?

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

лирическая героиня противопоставлена остальным людям. В отличие от тех, кто создан из камня и глины, она отождествляет себя с морской пеной. Внутренний мир лирической героини непрестанно находится в движении1. «Беспутные кудри»

символизируют её «своевольный» характер. Эпитет «гранитные»

показывает, насколько жесток 2мир, окружающий героиню. Но несмотря на все поражения она вновь и вновь воскресает, что говорит о сильном характере героини, ее несломленности.

Таким образом, внутренний мир лирической героини характеризуется индивидуальностью, непосредственностью, более того, его нельзя сломить, подчинить своей воле, она олицетворяет собой свободу.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

убедительно обоснованы выдвинутые тезисы, но не все тезисы подтверждаются текстом, фактические ошибки отсутствуют

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/273.html Комментарий к фрагменту: Тезис выдвинут, но не аргументирован примерами из текста Комментарий к фрагменту: Образ гранита скорее свидетельствует о равнодушии, непонимании, чем о жестокости Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М.И.Цветаевой?

Тема внутренней свободы звучит во многих произведениях русских поэтов.

Так, лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Узник», несмотря на заточение душой находится рядом с вольным орлом.

Стены темницы способны удержать его тело, но внутренний мир остается свободным и независимым. Дух лирического героя не сломлен, он стремится туда, «где гуляет лишь ветер».

Лирические герои обоих стихотворений независимы, их невозможно подчинить, все их естество стремится к единению с природой1. Но узник из стихотворения А.С.Пушкина не может преодалеть внешние преграды, чтобы обрести свободу.

О внутренней свободе писал и М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта». Автор произведения говорит о смелости, непокорности лирического героя2, который был свободен от предрассудков. Он никогда не боялся осуждения: «восстал он против мненья света».

Лирические герои стихотворений М. Ю. Лермонтова и М.И.Цветаевой очень сильные и свободные личности. Но в отличии от произведения поэтессы, герой «Смерти поэта» заканчивает свою жизнь трагически: «не вынесла душа поэта позора мелочных обид».

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, убедительно обоснован выбор каждого произведения, убедительно сопоставлены оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, при этом допущены негрубые недочеты.

В ответе допущена одна фактическая ошибка, авторская позиция при этом не искажается.

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/274.html Комментарий к фрагменту: Почему возникла эта мысль о стремлении героев к единению с природой? Если имеется в виду море, то у Цветаевой море олицетворяет собой идею свободной стихии (а не идею природы).



Фактическая: В стихотворении "Смерть поэта" лирический герой и поэт, о котором Вы пишете, - разные субъекты Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. Кто из русских поэтов XIX века и как писал о предназначении поэтического творчества?

М.Ю. Лермонтов в стихотворении "Поэт" рассуждает над предназначением1 мастера слова в этом мире. По его мнению, стихотворец, подобно кинжалу, должен служить своими способностями2, а не бездействовать; иначе он рискует покрыться "ржавчиной презренья" (метафора). Другие русские поэты XIX века также писали о предназначении поэтического творчества. А.С.

Пушкин, как и Лермонтов, говорит о том, что сочинитель должен выполнять миссию, определенную ему свыше, но в отличии он него дает наставления по этому поводу не от своего имени, а от лица Бога3: "...И обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей!"Н.А. Некрасов в стихотворении "Поэт и гражданин", как и Михаил Юрьевич, выражает презрение к творческой личности, которая вместо того, чтобы служить людям своим божественным дарованием, бездействует: "С твоим талантом стыдно спать..." Но в отличии от мастеров слов, о которых говорилось выше, он утверждает: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином стать обязан4!", отмечая то, что у любого человека на первом месте должно быть служение Отечеству, даже у лирика.Таким образом, три автора в своих "плодах вдохновения"5 выражали свои концепции, относительно поэтического призвания, но их мнения все же различны.

Критерии:

Комментарий к фрагменту: необходимо уточнение: кому или чему служить?

Фактическая: Мы говорим о художественной реальности, поэтому нельзя смешивать автора и лирического героя. По сути, и в стихотворении Лермонтова призыв звучит не от имени автора, а от лица лирического героя Фактическая: Неточная цитата. Надо: "гражданином быть обязан" Комментарий к фрагменту: критический комментарий к подобной фразе см.

выше Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

17. Почему в поэме В. Маяковского "Облако в штанах" естьподзаголовок "тетраптих"?

"Облако в штанах - одно из самых лучших сочинений В.В.

Маяковского, в котором мы наблюдаем раскрытие "вечных" животрепещущих тем, сподвигших автора к написанию этого шедевра1.На мой взгляд, первой удивительной2 особенностью этого произведения является его подзаголовок ("тетраптих"), означающий то, что это лиро-эпическое создание состоит из четырех частей, соединенных в одно целое общим сюжетом и авторским замыслом. Сам Маяковский говорил об этом так: " "Долой вашу любовь!", "долой ваше искусство!", "долой ваш режим!", "долой вашу религию!" - это четыре крика четырех частей". Они несут в себе определенную мысль, идею, смысл3, которыми поэт желает достучаться до сердец читателей". В первом из них мы узнаем о любовной драме "жилистой громадины", лирического героя. Испытав душевное потрясение, он понял, что его любовь не только к женщине, но и ко всему сущему безответна в этом мире пошлости, поэтому неслучайно "громад любовь" соединяется в его душе с "громадой-ненавистью". Употребленная им метафора, "пожар сердца", свидетельствует о страданиях, переполняющих его сердце, из-за чего он отвергает это некогда "прекрасное" чувство.Вторым возгласом автор доносит до нас мысль о том, что творческие личности используют талант не по назначению. Он выступает против поэзии И. Северянина, считая, что "сегодня/надо/кастетом/кроить4 миру в черепе", а не заниматься сочинительством лирических стишков, не приносящих народу пользы. Таким образом эстетика также отрицается "златоустейшим" борцом за справедливость."Долой ваш строй!" - здесь мы слышим укоры в адрес господ жизни, равнодушных к бедам простых людей.

Автор не считает их великими и достойными уважения, поэтому, используя такой художественный прием, ка сравнение, пишет: "На цепочке Наполеона поведу, как мопса" 5.Но, как мне кажется, четвертый возглас является наиболее грубым, так как обращен ко Всевышнему. Персонаж возносится до богочеловека, потому что считает Творца Вселенной "недоучкой", неспособной сохранить гармонию, отчего не видит смысл в поклонении Ему.Данные размышления позволяют сделать вывод о том, что авторское определение жанра произведения помогает читателям понять, что речь в нем6 идет о четырех важных проблемах, которые по-истине волнуют сочинителя7, считающего себя "тринадцатым апостолом" нового Евангелия, соблюдение канонов которого, по его мнению, способствует постижению счастья на земле: А я у вас - его предтеча;я - где боль, везде...8

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

В сочинении употребляются теоретико-литературные понятия, есть попытки использовать их для анализа произведения, при этом обнаруживаются неточности (термин назван, например, сравнение, но не раскрывается смысл использования этого приема). Оценка по второму критерию снижена до 1 балла.

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (присутствуют цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но текст не разделяется на абзацы, содержится вывод, не соответствующий заявленной в опросе теме.

Оценка по четвертому критерию снижена до 2 баллов.

По критерию "следование нормам речи" поставлено 2 балла, так как практически все речевые ошибки однотипные, но экзаменатор имеет право не объединять типовые ошибки, и в этом случае по данному критерию может быть выставлен 1 балл.

Выходные данные:

Предмет: ЕГЭ по литературе Отправитель: Игорь Дата отправки: 06.04.2015 Эксперт: А. Г. Маслова Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/228.html Речевая: Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов Речевая: неуместный эмоционально окрашенный эпитет Речевая: Плеоназм, то есть употребляются слова, дублирующие один и тот смысл Фактическая: Надо: "кроиться" Комментарий к фрагменту: при использовании литературоведческих терминов для анализа следует показывать, что дает это прием, как помогает он выразить авторскую идею. Надо прокомментировать цитату более четко, подчеркнуть, что сравнение Наполеона с мопсом "снижает" образ императора, подчеркивает его ничтожность Грамматическая: Неясно, к чему относится данное местоимение.

Речевая: Неуместное употребление эмоционально окрашенного слова Комментарий к фрагменту: Приведенная цитата не подтверждает выдвинутого тезиса. Не доказывается это мысль и в предыдущем тексте сочинения.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

8. Как характеризует Печорина его отношение к девушке-"певунье"?

В данном фрагменте Григорий Печорин предстает перед нами человеком с исключительным вкусом, он с иронией1 говорит о внешней красоте девушки:" В ней было много породы... Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело..."Манящие черты красавицы " длинные русые волосы, необыкновенная гибкость стана, правильный нос" обворожили молодого человека.

Необычайная сдержанность "певуньи" поразила героя:" я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег. И тут я очень важно пересказал ей все, что видел, думая смутить ее, - нимало!" Мы видим Печорина настойчивым и решительным молодым человеком, без смущение он " остановил ее в дверях, завел с ней разговор".

Молодой офицер старательно пытался узнать имя красавицы:" а как тебя зовут, моя певунья?Но все попытки были тщетны: " Кто крестил, тот знает". Несмотря на свою серьезность и настойчивость, в минуты диалога с "певуньей" Печорин напоминал любопытного мальчишку, пытающегося разгадать тайну обворожительной красавицы.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Дан прямой связный ответ на вопрос, с опорой на авторскую позицию;

тезисы убедительно обосновываются текстом; нет подмены анализа пересказом текста. Допущена одна фактическая ошибка.

Наряду с отмеченными в ответе качествами Печорина (любопытство, настойчивость, решительность, исключительный вкус) необходимо говорить и стремлении лермонтовского героя произвести впечатление на девушку, смутить ее, вызвать ответную реакцию в ее сердце (когда он намеренно пересказывает ей все, что ему удалось узнать о девушке)

–  –  –

Постоянная ссылка: http://neznaika.pro/check/lit-write/209.html Фактическая: В описании внешности девушки нет иронии. Ирония отмечается, скорее, в отношении героя к самому себе, к собственному восприятию женской красоты (особенно, когда он подчеркивает, что имеет собственные предубеждения на этот счет и начинает рассуждать об особенностях правильного женского носа).

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

9. Герои каких произведений русской классики попадают в чужой для них мир и в чем их можно сопоставить с Печориным? В романе М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени" мы видим Григория Печорина - лишним человеком. Он оказался в чуждом для себя мире, где его не понимает и отвергает общество. В романе А.С.Пушкина " Евгений Онегин" главный, также как и Печорин, добровольно отдаляется от общества, которое его окружает.

Онегин начинает " метаться по свету" в поисках места своим недюжинным способностям и уму1. Тема лишнего человека также развивается в комедии Грибоедова " горе от ума". Чацкий, как представитель века нынешнего, с новыми взглядами на мир становится поводом для шуток и насмешек. Он критически относится к высшему свету, сторонится чинопочитательства, искренне хочет служить на благо Отечества.

Однако фамусовское общество не понимает намерений Чацкого. Таким образом, мы видим, что в русской литературе 19 века встречаются герои, чуждые миру, в котором живут. Им приходится вступать в конфликт с несовершенным окружающим в миром, в котором процветает ложь, лицемерие и ханжество.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 0 аргументов ИТОГО: 0 из 4

Комментарий эксперта:

Вы неправильно поняли вопрос. Речь должна идти не чуждом для героев мире, а о "чужом мире", то есть о том мире, нравы и законы которого неизвестны герою. Печорин попадает в чужой для него мир "горцев" (глава "Бэла"), оказывается в обществе контрабандистов (глава "Тамань"). В этом русле и должны рассматриваться произведения русской литературы. Светское общество, в котором и Печорин, и Евгений Онегин были "лишними", не чужое для них, они оба прекрасно знают нравы этого общества, образ жизни их соответствует светскому типу поведения (несмотря на то, что они понимают всю пошлость и никчемность этого общества).

Что касается применения понятия "лишний человек" к образу Чацкого, то это спорно и может рассматриваться как фактическая ошибка. "Лишний человек" не может найти применения своим способностям, Чацкий же оказывается "ненужным" лишь в определенном обществе - в московском доме Фамусова, но из этого не следует, что он "лишний", так как у него есть твердые убеждения и ясная практическая цель - служить отечеству, служить народу.

15. Что дает основание отнести стихотворение Н.М.Рубцова "Зимняя песня" к философской поэзии? Николай рубцов в стихотворении " Зимняя песня" через образ природы и деревни изображает внутренние переживания лирического героя1. " в этой деревне огни не погашены", а значит близкие люди ждут лирического героя. Он ощущает покой и умиротворение, глядя на "светлые звезды", и чувствует единение с окружающим миром Природа будто замерла и позволила лирическому герою услышать "шум полыньи". Он надеется и верит, что все трудности будут забыты. Таинственный окружающий мир дарит лирическому герою надежду на счастливое будущее: Трудное, трудное - все забывается, Светлые звезды горят!

Отражение человеческих эмоций через природные явления 2 дает основание отнести данное стихотворение Рубцова к философской поэзии.

Критерии:

–  –  –

Комментарий эксперта:

Суть вопроса понята, но неправильно определено понятие философской поэзии, в связи с этим ответ не соотносится с заданием. Только два предложения могут быть восприняты как тезисы, подтверждающие присутствие философской мысли в стихотворении - это тезис о том, что лирический герой стихотворения верит, что все трудности будут забыты, и надеется на счастливое будущее, а также цитата, этот тезис подтверждающая.

философская поэзия - это размышления о мироздании, и месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, быстротекущем времени, осмысление трагических противоречий жизни. и т.п.

В стихотворении Николая Рубцова, предложенном для анализа, поэт обращается к теме осмысления собственной жизни. Наряду с этим поднимается тема извечного противостояния в мире света и тьмы, выраженная в стихотворении антитезой: "мгле заметеленной" противостоят "светлые звезды", нежно украшающие тихую зимнюю ночь.

Лирический герой, жизнь которого "трудна" и "печальна", исполнен веры в победу светлых сил, символом которых в произведении являются не только звезды, но и деревенские огни, подчеркивающие гармонию природного и человеческого существования в мире.

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro

16. В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы и в чем эти произведения созвучны стихотворению "Зимняя песня" В стихотворении "Зимняя песня" мы видим неделимое целое природного и человеческого мира. Тихая звездная ночь рождает в душе лирического героя спокойствие и умиротворение. О "вечном союзе" природы и человека также говорит Лермонтов в стихотворении " Выхожу один я на дорогу". Несмотря на то, что лирический герой одинок, он чувствует единение окружающей среды и внутреннего мира1. "Говорящие звезды" на небе создают атмосферу покоя и безмятежности. А в стихотворении Пушкина "Вновь я посетил" лирический герой вспоминает о прошлом - о лучших временах его жизни. Глядя на некогда знакомые и родные пейзажи, он мысленно переносится в прошлое. Лирический герой переосмысливать прожитые года и приходит к выводу, что моменты истинного умиротворение ему может дать лишь общение с природой Таким образом, мы видим, что связь человека и природы неделима.

Именно красоты окружающего мира "открывают второе дыхание" у поэтов2.

Критерии:

K1 Включение в литературный контекст и убедительность 2 аргументов ИТОГО: 2 из 4

Комментарий эксперта:

Дан правильный ответ на вопрос, указаны названия двух произведений и их авторов, выбор их обоснован (при обосновании допущена фактическая ошибка). В ответе нет убедительного сопоставления названных произведений со стихотворением Рубцова. Сопоставление слишком обобщенно, что не позволяет считать эту часть ответа состоявшейся.

–  –  –

17. Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? Роман Тургенева "Отцы и дети" - это уникальное по своему художественному своеобразию произведение 1. Несмотря на то, что роман был написан в 19 веке, темы, затронутые в этом произведении, актуальны и сегодня. Тургенев на примере главного героя показал, что возникновение новых философских течений вызывает диссонанс в консервативном обществе 2.

Главный герой романа - Евгений Базаров - молодой "лекарский сын". С помощью художественных деталей Тургеневу удается создать непростой образ героя 3: Базаров одет в балахон, который сам называет "одежонкой", его руки неухожены, а под ногтями грязь. В ходе монологов4 героя мы узнаем его жизненную философию. Базаров - нигилист, отрицающий красоту окружающего мира, он не любит искусство и считает это5 пустой тратой времени.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!», резко замечает Базаров. Но несмотря на нигилистические взгляды главного героя, такие чувства как милосердие и сострадание ему вовсе не чуждо6. После дуэли с Павлом Петровичем, Базаров предлагает ему помощь, несмотря на то, что ранение было несерьезным - пуля попала в ногу.

Конфликт, который возникает между Кирсановыми и Базаровым возник7 потому, что браться воспитаны совершенно иначе8. Кирсановы не принимают позиции нигилизма. Николай Петрович высоко ценит искусство. Он любит поэзию, играет на виолончели. Тонкое эстетическое чувство не дает Николаю Петровичу принять убеждений Базарова, даже после глубоких размышлений. Непонятно Кирсанову и то, как можно отрицать природу, когда она пленяет своей красотой и заставляет восхищаться.

В продолжительных спорах с Павлом Петровичем Евгений не соблюдает никаких правил9. Кирсанов отстаивает идеалы аристократизма. Он не принимает свободной манеры обращения нигилиста, потому как это противоречит его понятиям о должном поведении, которое сосредоточилась для него «щегольством в деревне»10.

Таким образом, мы видим, что консервативность взглядов Кирсановых и любовь к природе и искусств, не позволяет понять 12 идеологию Базарова. Философия нигилизма полностью противоречит тем устоям жизни, которые привычны аристократическому обществу.

Критерии:

Россия для Александра Блока – это родина. Тема родины становится основной в творчестве поэта после раннего периода стихов о Прекрасной Даме. Блок отметил в своём дневнике, что теме родины он «сознательно и бесповоротно» посвящает жизнь. Начало ХХ века – время неслыханных перемен, исторических событий, ранее не виданных не только в России, но и во всём мире.

Осмыслить такие события и донести их до ума и сердец соотечественников – задача, решение которой под силу только настоящему поэту, каковым и являлся Александр Блок. В 1908 году он создаёт исторический цикл «На поле Куликовом» и пишет стихотворение «Россия».

Лирический герой стихотворения «Россия» - сам поэт. Обращение поэта к России проникнуто чувством искренней трепептной любви, сравнимой с первой любовью («как слёзы первыя любви…»). Россия предстаёт перед читателем в образе русской красавицы, наделённой «разбойной красой» и носящей по русскому обычаю «плат узорный до бровей». Своенравность и покорность – такая антитеза разворачивается от строфы к строфе контекстными антонимами: золотые – серые, крест – разбой, разбойная – прекрасные, звенит – глухая, обманет – не пропадёшь – и как нельзя точно и полно рисует образ великой народной России.

Телега, запряжённая измученными лошадьми, серые избы, бескрайние леса и поля, шумные реки, несущие не только воды, но и потоки слёз людских, пути-дороги к острогам – ещё одна антитеза к образу красавицы России.

Чувство любви пропитано болью и горечью при виде нищеты и «серых изб», наполнено неизбывной тоской, разливающейся народными песнями: «… звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!» Используя такие детали образа России, как песня, слёзы и платок, автор рисует картину родины, сильной духом и оберегаемой платом-полотном-плащаницей божьей: «Не пропадёшь, не сгинешь ты..». Мотив пути от первых строчек стихотворения и до последней, а также образ креста расширяют мысль поэта о сложном, но преодолимом великом предназначении России.

Поэт верит в Россию («И крест свой бережно несу…», «И невозможное возможно, Дорога долгая легка…»), потому что любит её.

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Ответы на задания №15 и №16. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? (А.А. Блок «Россия»)В каких произведениях русских поэтов звучит тема родины и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Россия»?