Н.В. Гоголь "Тарас Бульба": описание, герои, анализ произведения

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи - «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм.

Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) - расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия - захват новых рынков. - (Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. - С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.

Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь. Запорожцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени - своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень - шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.

Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами - родственным русскому народом.

  1. Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения?
  2. Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями — запорожскими казаками, которые в XVI—XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов — польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным заботам и мелким характерам своих современников. Создание повести характеризует Н. В. Гоголя как патриота, который гордился славою запорожцев, героической историей своей родины.

  3. Удачным ли кажется вам начало повести? Почему?
  4. Начало повести представляется нам, ее читателям, не просто удачным, а единственно возможным: буквально с первых строк воссоздается колорит эпохи, трагической по своей сути, но с комическими ситуациями в жизни и поведении героев. Автор вводит читателя в семью старого казака, знакомит с неповторимыми нравами, обычаями, отношениями, сочетая героику и юмор в характерах и поведении своих героев.

  5. Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»? Как они связаны с содержанием всей по-вести?
  6. Повесть Гоголя посвящена событиям освободительного движения на Украине, борьбе казаков с польскими захватчика-ми, турками и татарскими полчищами. В этих словах выражено восхищение пи-сателя мужеством и величием людей, бо-ровшихся за свободу и счастье своего оте-чества и отдававших за него жизнь.

  7. Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести? Составьте план ха-рактеристики Тараса Бульбы (включив в него оп-ределение основных черт характера героя и эпизо-ды, эти черты подтверждающие).
  8. Тарас — мудрый казак и опытный во-ин, которого уважают товарищи и избира-ют своим наказным атаманом; храбрый, мужественный и суровый человек, свою жизнь отдавший защите отечества.

    План характеристики

    1. Тарас — отец и муж (приезд сыновей и решение везти их в Сечь; отношения с женой).
    2. Бульба — человек Сечи (вольность и безудержность натуры и в то же время су-ровость и аскетизм, преданность общему делу). Главные ценности его жизни — это борьба за христианскую веру и товарище-ство, самая высшая оценка для него — «добрый козак».
    3. Тарас Бульба — воин (бой под Дубно, последний бой Тараса).
    4. Отношение к товариществу (речь о товариществе, отношение к казакам Се-чи).
    5. Характер, рожденный временем. Ве-личие и трагедия Тараса.
  9. Почему, читая повесть, «…вы и удивляетесь ему (Тарасу. — Авт.), и ужасаетесь, и смеетесь над ним» (В. Г. Белинский)?
  10. Характер главного героя повести очень многогранен. Удивляет в Тарасе безу-держность и грубость его натуры, соче-тающиеся с преданностью и нежностью, мы смеемся над его непосредственностью, простотой и жизнерадостностью, ужаса-емся его жестокости и беспощадности.

  11. Составьте сравнительную характеристику Остапа и Андрия, обратив внимание на следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остапа и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погиб-ли братья? Используя материал предыдущих отве-тов и рекомендации к сравнительной ха-рактеристике, сопоставьте братьев Оста-па и Андрия.
  12. Примерный план

    1. Сходство Остапа и Андрия:
    2. а) одна семья;

      б) воспитание;

      в) обучение в бурсе;

      г) окружение в Сечи.

    3. Различие братьев:
    4. а) внешность, характер;

      б) отношение к людям;

      в) восприятие природы и красоты;

      г) отношение к войне, поведение в бою;

      д) гибель братьев.

  13. Найдите в тексте лирические отступления. Как они связаны с основным повествованием и для чего введены в повесть?
  14. Гоголь вводит в повествование ряд лири-ческих отступлений (описание степи, Днеп-ра и др.), создавая эмоционально-художест-венный подтекст повести, выражая автор-ское чувство к изображаемому, соотнося картины природы с судьбой героев.

  15. Можно ли назвать «Тараса Бульбу» истори-ческой повестью? Есть ли в этом произведении подлинные исторические лица, факты, соотнесен-ность с конкретным историческим временем?
  16. В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реаль-ных исторических лиц. Время, изобра-женное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV-XVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, т. е. Гоголь не ставил перед собой цели досто-верно рассказать о конкретных историче-ских событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исто-рический фон в повести достаточно усло-вен. Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпиче-ские, поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Жак в фольклорных произведе-ниях отражены жизненные идеалы, рож-денные в народном сознании, так и в по-вести Гоголя воссозданы идеальные чело-веческие характеры.

  17. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы? Какой последний подвиг он совершил? Материал с сайта

    Величие духа Тараса Бульбы проявилось в самые драматичные моменты его жизни и жизни казаков: вот он напоминает соратникам о том, что такое товарищество, и находит такие слова, которые были необходимы, влили в запорожцев новое мужество; вот он казнит сына-предателя; вот, рискуя жизнью, поддерживает перед гибелью второго сына — героя Остапа; вот, когда огонь уже лизал его ноги, думает не о себе, не о том, как спастись самому, а о том, как спасти от верной гибели своих товарищей.

  18. Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сыновей? Как выражает свое отношение к ним?
  19. Какую роль играет в повести описание украинской степи? Чем интересно это описание?
  20. Как показаны быт и нравы Запорожской Сечи?
  21. Чем привлекательны образы запорожцев?
  22. Почему именно Тараса Бульбу избрали казаки наказным атаманом? Считаете ли вы удачным их выбор?
  23. Как восприняли жизнь и нравы Запорожской Сечи сыновья Тараса? Почему Остап сразу нашел свое место в среде казаков, а Андрию было труднее сблизиться с ними?
  24. Как и почему Андрий стал изменником? Допускаете ли вы, что такая судьба могла постигнуть Остапа?
  25. Как показан героизм казаков в боях под городом Дубно? Слышен ли здесь авторский голос?
  26. Чем закончилась вторая битва под Дубно для Тараса и его сыновей? Какие чувства вызвал у вас рассказ о гибели Андрия от руки отца? Изменил ли этот эпизод ваше мнение о них, сложившееся ранее?
  27. Как погиб Остап? Почему перед смертью зовет он именно отца?
  28. Какие строки повести выражают ее основную идею?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем проявляется упрямость характера тараса бульбы
  • каким событием заканчивается повесть "тарас бульба"
  • ответы на вопросы по сказки тарас бульба
  • вопрос и ответ на тарас бульба
  • cходство (окружение, воспитание, семья) тарас и бульба

Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. Там он провёл своё детство и юность, а позже переехал в Петербург. Но история и обычаи родного края продолжали интересовать писателя на протяжении всего творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» и другие произведения описывают обычаи и ментальность украинского народа. В повести «Тарас Бульба» история Украины преломляется через лирическое творческое сознание самого автора.

Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.

Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три. Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи. Автор вычитывал каждое слово, стремясь найти то сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характеры героев, но и своеобразие украинского сознания.

История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о козаках запорожских» (Мышецкий) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи.

Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. И, если ориентация на исторические факты в повести не вызывает сомнений, то в случае с фольклором нужно дать некоторое разъяснение. Влияние народного творчества заметно не только на повествовательном, но и на структурном уровне текста. Так, в тексте с лёгкостью можно найти яркие эпитеты и сравнения («как хлебный колос, подрезанный серпом…», «чёрные брови, как траурный бархат…»).

Появление троичности, характерной для сказок, в тексте произведения связано с испытаниями, как и в фольклоре. Это прослеживается в сцене, где под стенами Дубно Андрий встречает татарку, которая просит молодого козака помочь панночке: та может умереть от голода. Это получение задания от старухи (в фольклорной традиции обычно от Бабы Яги). Козаки съели всё приготовленное, а на мешке с припасами спит его брат. Козак пытается вытащить мешок из-под спящего Остапа, но тот на мгновение просыпается. Это первое испытание, и Андрий проходит его с лёгкостью. Дальше напряжение возрастает: Андрия и женский силуэт замечает Тарас Бульба. Андрий стоит «ни жив ни мёртв», а отец предостерегает его от возможных опасностей. Здесь Бульба-старший одновременно выступает и как противник Андрия, и как мудрый советник. Не ответив на слова отца, Андрий идёт дальше. Юноша должен преодолеть ещё одну преграду перед встречей с любимой – пройти по улицам города, видя, как жители умирают от голода. Характерно, что Андрию также встречаются три жертвы: мужчина, мать с ребёнком и старуха.

В монологе панночки есть и часто встречающиеся в народных песнях риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне?» Нанизывание предложений с союзом «и» также характерно для фольклора: «И она опустила свою руку, и положила хлеб, и… смотрела ему в очи». Благодаря песням сам художественный язык повести становится более лиричным.

Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Однако не стоит расценивать «Тараса Бульбу» как историческую повесть. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.

Тест по произведению

Как произведение на историческую тему «Тарас Бульба» отличается рядом особенностей. Строгого документального соответствия изображаемого эпохе в нем нет. Нет среди персонажей и реальных исторических лиц, кроме упоминания о гетмане Потоцком. Но это не приглушает исторической наглядности описываемых событий, так сказать, по духу, характеру изображения. Нужно учитывать, что в литературе историческая правда нередко воспроизводится с помощью вымышленных героев и фактов, которые, не являясь действительными в буквальном смысле слова, в то же время верно передают характер и колорит времени. К числу таких произведений относится и «Тарас Бульба».

Гоголь правдиво рисует ненависть народа к иноземным захватчикам, угнетателям-феодалам, показывает исторические причины, которые привели к образованию Запорожской Сечи - славного «гнезда» казацкой «вольности». В повести довольно точно охарактеризовано соотношение сил в юго-восточной Европе конца XV в.: экспансивные притязания более развитой в экономическом отношении Речи Посполитой и мужественное сопротивление запорожцев, восполнявших свою экономическую слабость сплоченностью, верностью боевым национально-патриотическим традициям. Существенно, что Гоголь настойчиво подчеркивает демократизм самоуправления Сечи, сближая ее с республикой. Зорким взглядом историка проник Гоголь и в быт католической панской Польши, хотя она и показана как будто бы эскизно,- вспомним описание шляхетского воинства, образ молодой полячки, которой увлекся Андрий, осаду Дубно.

Основное внимание автора сосредоточено на выявлении эпической мощи народа, воодушевленного идеей борьбы за национальную независимость. Отсюда роман-тико-героический пафос изображения. Гоголю нужно было нарисовать цельные, могучие характеры, чтобы противопоставить их современности. Это и осуществлено в образах Тараса Бульбы, его старшего сына Остапа, куренного атамана Кукубенко, казаков Мосия Шило, Степана Гуски и др. Атаман Кукубенко благодарит бога за то, что ему довелось умереть за честь своей родины на глазах товарищей. «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»- говорит он. Такими словами, как мы помним, благославляли родную землю, прощаясь с жизнью, бесстрашные воины древнерусских повестей.
Огненной кистью начертаны эпизоды воинских сражений, в которых проявились мужество, высокие нравственные качества казаков-запорожцев, объединенных чувством любви к родине и свободе. Примечательны в этом смысле слова Тараса, обращенные к соратникам: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Героизм, благородство души, вольнолюбие казаков - все это крепилось товариществом, готовностью каждого постоять за интересы других, а значит и родины. Единство личности и народа Гоголь справедливо считал необходимым и важным условием исторического прогресса нации.

В кругу «товарищества» особо выделен предводитель запорожских войск полковник Тарас Бульба. Его отличают широта натуры, забота о простых людях, богатырская стойкость в борьбе за интересы отчизны. Образ Тараса - апофеоз мужества, отваги и патриотизма. Характер героя раскрыт в острейших ситуациях, которые обнаруживают его незаурядные человеческие качества. Вот он узнает, что младший сын Андрий, увлекшись прекрасной полячкой, перешел на сторону шляхтичей. Отцовское сердце не камень. Но верный общему делу и презирая предательство, Тарас убивает Андрия. Еще более драматична сцена, когда переодетый Тарас присутствует на казни любимого сына Остапа, оказавшегося в плену поляков. Презрев опасность, Тарас откликается на зов Остапа, откликается мужественному воину, товарищу: «Слышу!» Оцепенела толпа народа, а когда всадники кинулись искать смельчака -«его и след простыл». Но «отыскался след» Тараса: собрав стодвадцатитысячное войско, сурово наказал он шляхтичей за муки своего народа, за кровь Остапа, за бесчинства магнатов. Свою смерть Тарас принимает как истинный патриот, без тени страха, до последней минуты помогая товарищам. Смерть Тараса не поражение, а победа, это торжество мужества, нравственного превосходства человека над враждебными обстоятельствами. Вот почему повесть завершается лирическим гимном в честь «русской силы», которой нет равных и которая преодолеет любые «огни и муки».

Повесть «Тарас Бульба», посвященная героической жизни народа, направлена против холопства, общественной пассивности, в каких бы исторических условиях они ни проявлялись. Пафос гоголевского произведения - в прославлении патриотизма, высоких нравственных качеств человека, красоты подвига во имя свободы отчизны. Демократическая основа повести сказалась и в ее тесной связи с традициями поэтического народного творчества. Гоголь широко использует развернутые сравнения, повторы, лирические эпитеты, применяемые в произведениях фольклора. В ритмике повествования ощущается влияние былинного речевого склада. Поведение Тараса Бульбы, отдельные черты его характера вызывают в памяти образы прославленных богатырей народного эпоса. Повестью «Тарас Бульба» Гоголь закреплял ту линию подлинного историзма, которая идет от «Бориса Годунова» и «Капитанской дочки» Пушкина.

Выход в свет «Миргорода» вызвал ожесточенные нападки реакционных критиков («Северная пчела», «Московский наблюдатель» и др.). В защиту Гоголя, его сатиры выступил Белинский. В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» («Телескоп», 1835) он определил своеобразие повествовательной манеры Гоголя: «…Простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния». Как особую заслугу Белинский отметил дальнейшее углубление в творчестве Гоголя социальной тематики. Последующие произведения писателя подтвердили эти выводы. Разнообразнее и острее становится сатира Гоголя, совершенствуются приемы психологического анализа, расширяется тематический диапазон произведений.