Краткая биография городецкого. Сергей митрофанович городецкий в творчестве поэта

Биография

Cергей Митрофанович Городецкий (1884 - 1967)

Русский поэт, наряду с Гумилевым основатель и теоретик акмеизма (его «второй основоположник», по выражению Брюсова).

Родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Проучился до 1912 года, но так и не окончил университета.

Первая книга «Ярь» (конец 1906) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй сборник стихов «Перун» (1907), встреченный уже не так восторжено. Третий сборник «Дикая воля» (1908) почти не был замечен ни критиками ни читателями. К этому времени относятся и первые прозаические опыты, работы в драматургии: «Повести. Рассказы» (1910), «На земле», «Старые гнезда» (оба 1914), «Адам» (1915), трагедия «Марит» (1908), комедия «Темный ветер» и др., но не принесшие ему явного успеха.

Одна из заслуг - введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.

В 1911 г. Городецкий выступил в роли ученого-литературоведа и подготовил к печати первое собрание сочинений И. С. Никитина, снабдив его обстоятельной вступительной статьей и комментариями.

С 1912 года вместе с Гумилевым начинает, выступая с докладами, активно прокламировать акмеизм, участвует в создании «Цеха поэтов». Сборники «Ива» (1912), «Цветущий посох» (1914) отражают акмеистические настроения.

В годы первой мировой войны оказался во власти шовинистских настроений. Это отражает сборник «Четырнадцатый год» (1915).

Весной 1916 г., поссорившись с Вяч. Ивановым и А. Блоком, разочарованный в литературной деятельности, Городецкий едет корреспондентом газеты «Русское слово» на Кавказский фронт. И здесь он осознает несостоятельность своих недавних представлений о войне. Он пишет проникнутые болью стихи (сборник «Ангел Армении» (1918)).

Февральскую революцию встретил в Иране, работая в лагере для тифозных больных (воспоминания в романе «Алый смерч» (1927)). Октябрьские события застали его в Тифлисе, где он читал курс эстетики в Тифлисской консерватории, работал редактором журнала «Арс» и организовал местный «Цех поэтов».

Осенью 1921 года переехал в Москву, где работал в литературном отделе газеты «Известия» и вместе с Н. Асеевым руководил литчастью Театра революции. В 20-е годы часто менял свою литературную позицию, много печатался: повести «Памятник восстания», «Черная шаль» (1921), книга «Серп», сборники «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929), поэма «Красный Питер» (1928).

С начала 30-х стал меньше писать, а большее переводил, создавал оперные либретто (именно им был создан новый текст к опере Глинки «Иван Сусанин» (1937−1945)).

Сергей Митрофанович Городецкий родился 17 января 1884 года в столице Российской империи, городе Санкт-Петербург. В возрасте 18-ти лет поступил на историко-филологический факультет, но не окончил его. р>

Известность пришла к писателю после издания в 1906 году первой книги «Ярь», но его последующие издания («Перун» и «Дикая воля») уже не имели и десятой части популярности первого сборника. Также, к неудачным работам Городецкого можно отнести и его первые прозаические попытки «Повести. Рассказы», «На земле», «Старые гнезда» и др.

Главной заслугой Сергея Митрофановича на литературном поприще, считается введение в отечественную литературу детского фольклора. В течение 10 лет Городецкий писал много стихотворений для детей, собирался открыть детскую газету.

Именно Городецкий в 1911 г. помог И. С. Никитину с выпуском первого собрание сочинений. Следующим направлением в творчестве писателя становиться акмеизм. Его попытки на этом поприще активно поддерживались со стороны Гумилёва. Среди их совместных наработок сборники «Ива» (1912) и «Цветущий посох» (1914).

Но на акмеизме Городецкий не остановился, и во время Первой мировой войны был полностью поглощён шовинистическими настроениями, которые нашли своё отражение в сборнике «Четырнадцатый год».

С 1916 года работает корреспондентом на Кавказском фронте. Затем на время покидает Россию, и направляется в Иран (в лагерь для больных тифом), а затем в Тифлис. В Тифлисе его работа снова возвращается в творческое русло-чтение курса эстетики в Тифлисской консерватории и работа редактором журнала «Арс».

Спустя пять лет возвращается в Москву, устраивается на работу в газету «Известия» (литературный отдел). Активные поиски себя в литературе Городецкий продолжает до 30-х годов, пробуя свои силы в новых жанрах. Со временем основным родом его деятельности становиться переводы и оперные либретто (среди которых стоит выделить текст к опере «Иван Сусанин»). Умер писатель в Обнинске, в 1967 году.

Сергей Городецкий родил ся 17 января 1884 года в Санкт-Петербург в семье земского деятеля, действительного статского советника, сотрудника Министерства внутренних дел, литератора-этнографа и художника-любителя, большого ценителя искусства. Мать Сергея в юности была знакома с Тургеневым; в доме родителей бывали видные писатели и художники, среди них - Соловьёв, Лесков, подаривший мальчику «Левшу» с автографом. С детства Сергей чувствовал тягу к литературе, любил Пушкина, Кольцова, Никитина.

После смерти отца девятилетний мальчик испытал нужду: мать осталась с пятью детьми, и с шестого класса гимназии Городецкий подрабатывал уроками. В 1902 он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета и, как позже признавался в автобиографии: «Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Ни одного ещё не догнал, но и ни один ещё не убежал от меня».

Сергей Городецкий увлечённо занимался славянскими языками, историей искусств, русской литературой. В университете в 1903 познакомился со студентом Блоком и подружился с ним. В квартире у Блока Городецкий читал свои ранние стихи, выставлял рисунки, позже состоял с ним в переписке, делился раздумьями о жизни и искусстве.

Городецкого занимали мировоззренческие проблемы, потом он рассказывал о духовных скитаниях, увлечении античностью, славяноведением, отечественной культурой, философией Ницше и Бергсона. Сергей Городецкий глубоко переживал поражение России в войне с Японией, часто думал о гибели мира и собственной смерти. В результате сложился первый сборник стихотворений . Образность и стилистику первых стихотворных опытов Сергея Городецкого определили, с одной стороны, влияния, идущие от поэзии младших символистов — Блока, Андрея Белого, с другой — впечатления, вынесенные им из поездки в Псковскую губернию, где молодой поэт участвовал в крестьянских играх, записывал песни, поверья, вживаясь в дух народного мифотворчества. «Всё свободное время я проводил в народе, на свадьбах и похоронах, в хороводах, в играх детей. Увлекаясь фольклором ещё в университете, я жадно впитывал язык, синтаксис и мелодии народных песен. Отсюда и родилась моя первая книга «Ярь» , - писал Городецкий.

Стихи Сергея Городецкого, пропитанные пантеистическим ощущением полноты и единства окружающего мира, были с восторгом приняты в «башне» Вячеслава Иванова, которую он посещал в 1905, и сделали его «знаменитым в одну ночь». Городецкий так вспоминал об этом: «...в конце 1905 года я, прочитав свои «ярильские» стихи в присутствии всего символического Олимпа, то есть Вяч. Иванова, Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Блока, Белого, Мережковского, Гиппиус, Бердяева, профессоров Зелинского и Ростовцева, стал «знаменитым» поэтом и на недолгое время изюминкой «сред»

В 1906—1907 годах Городецкийопубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. На сборник «Ярь» откликнулись Брюсов, Вячеслав Иванов, Блок. Привлекали чувства свежести, жизнерадостности, веявшие со страниц книги молодого поэта, его умение выразить в слове переживания души, близкой к природным стихиям.



Весна [Монастырская]

Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
Стены выбелены бело:
Мать игуменья велела!
У ворот монастыря
Плачет дочка звонаря:

«Ах ты, поле, моя воля,
Ах, дорога дорога!
Ах, мосток у чиста поля,
Свечка Чиста Четверга!

Ах, моя горела ярко,
Погасала у него.
Наклонился, дышит жарко,
Жарче сердца моего.

Я отстала, я осталась

У высокого моста,
Пламя свечек колебалось,
Целовалися в уста.

Где ты, милый, лобызаный,
Где ты, ласковый такой?
Ах, пары весны, туманы,
Ах, мой девичий спокой!»

Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
Стены выбелены бело.
Мать игуменья велела
У ворот монастыря
Не болтаться зря!

1906

Жажда «большой, здоровой поэзии» и «искание мировой гармонии», с ранних лет вдохновлявшие Городецкого и бросавш ие его из одной крайности в другую (от «мистического анархизма» к «реалистическому символизму» и акмеизму), приводят его к своеобразно трактуемой «русской идее», к поискам объединяющего начала в христианской религии и ее носителях — нищих, калеках («Русь», 1910). Однако «религиозные искания» Городецкого не встретили поддержки у его ближайшего окружения, и безжалостный приговор Вяч. Иванова, вынесенный сборнику «Русь», положил конец отношениям Городецкого и вождя петербургских символистов.

В 1911 Городецкий стал одним из организаторов «Цеха поэтов». 20 октября 1911 на квартире Городецкого состоялось организационное заседание «Цеха поэтов», на котором он вместе с Гумилевым был избран «синдиком» «Цеха». Так начался новый этап его литературной деятельности — акмеистический. Городецкий становится одним из идейных вдохновителей новой поэтической школы. Выступая как критик, он энергично поддерживает собратьев по «Цеху поэтов»: Ахматову, Мандельштама, получает поддержку со стороны «мэтра» — Гумилева.

Сборник «Цветущий посох» (1914) , объединивший стихи 1912, был представлен автором как программно-акмеистский. Это было подчеркнуто и в предваряющем сборник «Посвящении», и в продуманной архитектонике сборника, построенного как своеобразный дневник, и в выборе стихотворной формы — восьмистиший, дающих, по мнению Гумилева, «возможность запечатлеть самые мимолетные мысли и ощущения». «Деятельное любование миром» в его «прекрасной сложности» и при этом ясность и четкость поэтической мысли — вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования.

В начале первой мировой войны Сергей Городецкий поспешил отозваться на официальный патриотизм сборником стихов «Четырнадцатый год» (1915), что привело его к «ссоре с передовой русской литературой».

В 1915, после фактического распада первого «Цеха поэтов», активно Городецкий популяризировал творчество «новых крестьянских поэтов» (Клюева, Клычкова, Есенина, Верхоустииского, Ширяевец), по его инициативе были созданы группы «Краса» и «Страда», объединяющие крестьянских поэтов.

В 1916 Городецкий уезжает из Петрограда на Кавказский фронт как корреспондент газеты «Русское слово». Там и застала его Октябрьская революция. В первые послереволюционные годы, работая в Тифлисе и Баку, Сергей Городецкий становится видной фигурой литературной жизни Закавказья. Он поступает на службу в РОСТА, затем в Политуправление Каспийского флота.

Сергей Есенин и Сергей Городецкий, 1919.

Напрасно ищешь тишины: В живой природе нет покоя. Цветенье трав и смерть героя, Восторг грозы и вой луны, Туч электронных табуны, Из улья вешний вылет роя, Вулкана взрыв и всплеск прибоя В тебе таинственно равны. Нирваны нет. Везде тревога! Ревёт у твоего порога Полночных хаосов прилив. Не бойся никакой Голгофы. Весь мир пленённой бурей жив, Как твоего сонета строфы. Июнь 1918, Тифлис

В 1919 в Тифлисе он пытается создать объединение молодых поэтов, аналогичное акмеистскому «Цеху поэтов». В сборнике под характерным названием «Акмэ», изданном тифлисским «Цехом поэтов», Городецкий выступил с несколькими стихотворениями в новой стилевой манере (два «Ноктюрна», «Бессмертие», «Черепа»). В них поэт развивает прежний акмеистский тезис приятия мира «во всей совокупности красот и безобразий», смыкаясь с тем крылом акмеизма, которое было представлено именами Нарбута и Зенкевича.


Репин И.Е. Портрет поэта С.М.Городецкого с женой. 1914

С 1921 Городецкий жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию народов СССР. До 1924 работал в Театре Революции, затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В Москве Сергей Городецкий не оставлял попыток возрождения «нового» акмеизма. В 1925 вышел подготовленный им сборник «Стык» — орган московского «Цеха поэтов». Поиски поэтического языка, эквивалентного переживаниям революции, объединили в сборнике таких разных поэтов, как Антокольский и Зенкевич, Инбер и Сельвинский, Шенгели и Ширяевец.

В 1920-е Городецкий издал сборники своих стихов «Серп» (1921), «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929).

"Портрет С. М. Городецкого". Художник Кустодиев

В 1930-е Сергей Митрофанович много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Написал новый текст («немонархический») оперы Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин». Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

Настанет час, когда меня не станет, Помчатся дни без удержу, как все. Всё то же солнце в ночь лучами грянет И травы вспыхнут в утренней росе. И человек, бесчисленный, как звёзды, Свой новый подвиг для меня начнёт. Но песенка, которую я создал, В его трудах хоть искрою блеснёт. 1955

В 1958 Сергей Городецкий опубликовал автобиографический очерк «Мой путь». В 1960-е пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М. Горького, работая с заочниками. Последние стихи - «Горячее время», «Видна дорога».

Сергей Митрофанович писал литературно - критические статьи (о Никитине, Короленко, Блоке, Есенине), исследование о сказках. Городецкий перевел ряд произведений заподно-европейских писателей: Мольера, Гауптмана, Гамсуна, Золя, Толлера

Умер Серге й Митрофанович Городецкий 7 июня 1967 в Обнинске.

Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967). Отец - действительный статский советник и литератор, автор трудов по археологии и фольклору. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где подружился в 1903 с А. Блоком, стал писать стихи под сильным влиянием его поэтики; занимался также живописью. За причастность к революционному движению в 1907 некоторое время сидел в тюрьме «Кресты».

Интерес к фольклору, в частности - детскому, доставшийся ему в наследство от отца, сыграл решающую роль в обретении поэтом собственного поэтического голоса.

Литературная судьба Городецкого решилась в один вечер в январе 1906, когда он прочел на «башне» Вяч. Иванова в присутствии В. Брюсова стихи, вошедшие затем в его первую книгу «Ярь» (1907; вышла в конце 1906).

«Ярь» пользовалась исключительным успехом у читателя, вызвала восторженные отклики в критике, пленившейся молодой силой стилизованных «языческих» песен. Яркий дебют затруднил дальнейшее литературное развитие Городецкого: он то пытался закрепить образ поэта-дикаря, бесхитростного пантеиста, упоенного молодостью и чувственными радостями жизни, то делал попытки расширить диапазон своего творчества, сломать стереотипы читательских представлений.

В сборнике «Перун» (1907) буйной стихии Ярилы противостоит современный человек, «городские дети, чахлые цветы». Но ни один из последующих сборников не достиг ни уровня, ни успеха «Яри»: «Дикая воля» (1908), «Русь» (1910), «Ива» (1914) прошли почти незамеченными.

Желание вернуться на единожды покоренную вершину заставляет Городецкого судорожно метаться, искать новых путей, перебегая из одного литературного лагеря в другой, зачастую - противоположный по эстетическим устремлениям.

За семь лет он становился экстремистом почти всех литературных направлений: от «мистического анархизма» и акмеизма (программно-акмеистический сборник «Цветущий посох») до созданного им для «весеннего братика» С. Есенина (познакомились в 1915) кружка народных писателей «Краса». Но ничего более значительного, нежели «Ярь», Городецкому создать не удалось.

Городецкий Сергей Митрофанович.

В 1906--1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» -- это были символистские произведения с фольклорным уклоном. На сборник «Ярь» откликнулись В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок. Привлекали чувства свежести, жизнерадостности, веявшие со страниц книги молодого поэта, его умение выразить в слове переживания души, близкой к природным стихиям.

Жажда «большой, здоровой поэзии» и «искание мировой гармонии», с ранних лет вдохновлявшие Городецкого и бросавшие его из одной крайности в другую (от «мистического анархизма» к «реалистическому символизму» и акмеизму), приводят его к своеобразно трактуемой «русской идее», к поискам объединяющего начала в христианской религии и ее носителях -- нищих, калеках («Русь», 1910). Однако «религиозные искания» Городецкого не встретили поддержки у его ближайшего окружения, и безжалостный приговор Вяч. Иванова, вынесенный сборнику «Русь», положил конец отношениям Городецкого и вождя петербургских символистов.

В 1911 Городецкий стал одним из организаторов «Цеха поэтов». 20 октября 1911 г. на квартире Городецкого состоялось организационное заседание «Цеха поэтов», на котором он вместе с Н.С. Гумилевым был избран «синдиком» «Цеха». Так начался новый этап его литературной деятельности -- акмеистический. Городецкий становится одним из идейных вдохновителей новой поэтической школы. Выступая как критик, он энергично поддерживает собратьев по «Цеху поэтов» (А.А. Ахматову, О.Э. Мандельштама и других) и сам получает поддержку со стороны «мэтра» -- Гумилева.

Вышедший в 1914 г. сборник «Цветущий посох», объединивший стихи 1912 г., был представлен автором как программно-акмеистский. Это было подчеркнуто и в предваряющем сборник «Посвящении», и в продуманной архитектонике сборника, построенного как своеобразный дневник, и в выборе стихотворной формы -- восьмистиший, дающих, по мнению Гумилева, «возможность запечатлеть самые мимолетные мысли и ощущения». «Деятельное любование миром» в его «прекрасной сложности» и при этом ясность и четкость поэтической мысли -- вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования. С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию народов СССР. До 1924 работал в Театре Революции, затем до 1932 -- в литературном отделе газеты «Известия». В Москве Сергей Городецкий не оставлял попыток возрождения «нового» акмеизма. В 1925 г. вышел подготовленный им сборник «Стык» -- орган московского «Цеха поэтов». Поиски поэтического языка, эквивалентного переживаниям революции, объединили в сборнике таких разных поэтов, как П. Г. Антокольский и М. А. Зенкевич, В. М. Инбер и И. Л. Сельвинский, Г.А. Шенгели и А.В. Ширяевец. В 1920-е годы Городецкий издал сборники своих стихов «Серп» (1921), «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929).

В 1930-е гг. много работал над оперными либретто -- это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин». Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

В 1958 г. опубликовал автобиографический очерк «Мой путь». В 1960-е пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М. Горького, работая с заочниками. Последние стихи - «Горячее время», «Видна дорога».

Стихи Городецкого.

городецкий акмеизм мифология революция

Чешуя моя зеленая,

Весной-красной рощеная.

Чешую ту я чешу,

Лесом-лешанькой трушу.

На березке, на дубочке

Не листочки,

А чешуйки.

Голова моя седая,

Под сединкой голубая.

Я кажинную весну

Глажу, прячу седину.

Ни на небе облачка,

Ни седого волоска

У змеюки.

Как на речке на Тетере

Разгуляньице теперя.

Через реку пыльный мост

ан не мост -- змеюкин хвост.

Я сидела, не хотела,

К петухам домой поспела,

Под тулупом-кожухом,

Руку за руку с цветком.

Вот и пятый день подходит,

И пройдет, уйдет, как все.

Видно, поровну отводит

Время горю и красе.

Красоты я знал немало

И все больше ждал да ждал.

Горя будто не бывало --

Только слух о нем слыхал.

Вот и выпало на долю

Выпить горькое вино,

Посмотреть на синю волю

Сквозь железное окно.

И смотрю: она всё та же.

Да уж я-то не такой!

Но меня ли силе вражьей

Надо сжать своей рукой?

Пусть одни уста остынут,

Эти очи отцветут,

А вот те повязки скинут,

А вот эти оживут.

Камень сверху оторвался --

Убыль верху, прибыль там,

Где раскат его раздался

По долинам и горам.

Сизый облак наклонился,

Сила вылилась дождем --

Свод пустынный прояснился,

А хлеба поют: взойдем!

Так и всё на этом свете,

И на всяком свете так:

Иссякают силы эти --

Восхожденью новых -- знак.

Мы же, маленькие звенья,

Сохраняем череду:

«Ты прошел, сосед?» -- «Прощенье!» --

«Ты идешь, сосед?» -- «Иду!»

Родился Городецкий в семье земского деятеля, действительного статского советника, сотрудника Министерства внутренних дел, литератора-этнографа и художника-любителя, большого ценителя искусства.

Мать Сергея в юности была знакома с И. С. Тургеневым; в доме родителей бывали видные писатели и художники, среди них - В. С. Соловьёв , Н. С. Лесков, подаривший мальчику «Левшу» с автографом. С детства почувствовал будущий поэт тягу к литературе, полюбил Пушкина , Кольцова , Никитина .

После смерти отца девятилетний мальчик испытал нужду: мать осталась с пятью детьми, и с шестого класса гимназии он подрабатывал уроками. В 1902 Городецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета и, как позже признавался в автобиографии: «Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Ни одного ещё не догнал, но и ни один ещё не убежал от меня». Он увлечённо занимался славянскими языками, историей искусств, русской литературой. В университете в 1903 г. познакомился со студентом А. Блоком и подружился с ним. В его квартире Городецкий читал свои ранние стихи, выставлял рисунки, позже состоял с Блоком в переписке, делясь раздумьями о жизни и искусстве.

Поэта занимали мировоззренческие проблемы, он рассказывал потом о своих духовных скитаниях, увлечении античностью, славяноведением, отечественной культурой, философией Ницше и Бергсона. Незрелость, подчас двойственность эстетических взглядов отразились в его творчестве. Глубоко переживал он поражение России в войне с Японией, часто думал в ту пору о гибели мира и собственной смерти. В результате складывался первый стихотворный сборник, на тематику которого повлияли летние поездки 1901 - 1905 гг. в деревни Псковской губернии. «Всё свободное время я проводил в народе, на свадьбах и похоронах, в хороводах, в играх детей. Увлекаясь фольклором ещё в университете, я жадно впитывал язык, синтаксис и мелодии народных песен. Отсюда и родилась моя первая книга «Ярь», - писал Городецкий.

Высоко оценили сборник Блок , Вяч. Иванов , Брюсов . Музыку на стихи поэта сочиняли А. Г. Гречанинов, С. Н. Василенко и др. Образы древнеславянской языческой мифологии воплощали у Городецкого красоту и мощь природы, поэтизировали стихийную силу человека, а в разделе «Зачало» представала космическая картина возникновения мира.

В этой и во второй своей книге «Перун» (1907), объединённой в издании 1910 с первой под общим заглавием «Ярь», Городецкий разносторонне освещал языческую тему, отдавал дань народным поверьям. То светлые, борющиеся с порождениями тёмного начала образы, то мрачные создания, навеянные народной фантазией, а чаще просто выдуманные автором, сменялись в книге легендарно-балладными сюжетами, песенными вариациями, богатыми звукописью.

Празднично-яркому, полусказочному быту, лубочно щедрому миру чувств контрастно противостояли картины городской жизни, подневольного фабричного труда, продажной любви, вымученного недолгого веселья, беспросветно-тягостных дней в трущобах. Ущербное население городов вызвало у поэта сочувствие, желание познать лучшее грядущее, интонации, близкие к некрасовским.

О лица, зрелища трущобных катастроф, Глухие карты тягостных путей! Невольный голос ваш печален и суров, Нет повести страшнее ваших повестей.

«На волю - услышать про новую долю» зовёт автор в стихотворении «На массовку» - своеобразном отзвуке революции 1905.

Стремление к звуковой изощрённости, нарядности стиха, мажорному его звучанию, молодой задор, избыток сил преобладали в раннем творчестве Городецкого.

Городецкий, сменивший затем несколько литературных платформ, сотрудничал в их печатных органах, разделяя идею «свободы творчества», интерес к «музыкальному началу» в поэзии, приверженность к «поэтической форме» стиха.

В 1906 г. он организовал при Петербургском университете «Кружок молодых», где на литературных вечерах выступали студенты, любители и профессионалы-писатели (Блок и др.).

Через три года после выхода «Яри» он отказался от прославления некрещёной Руси и причислил себя к носителям «жизнерадостной дионисийско-христианской идеологии».

В сборниках «Дикая воля» (1908) и «Русь» (1910) на смену буйной радости первых книг пришли мотивы грусти и печали, тревоги за родную землю:

Мне тяжело, как в первый день, Как в первый день ночного горя, Когда впервые бросил тень Закат на даль земли и моря…

На тональности этого и ряда других стихотворений (цикл «Тюремные песни») сказался личный опыт автора: в 1907 г. он был посажен в царскую тюрьму «Кресты» за перевоз из Финляндии в Петербург запрещённого в столице «Историко-революционного альманаха», вышедшего в издательстве «Шиповник».

Значительных художественных открытий в книге «Дикая воля», по мнению критики, не было. Беспощадно суждение Блока : «Если бы исполнение последней книги стихов С. Городецкого соответствовало её замыслу, было бы уместно говорить о самом замысле, о том страшном, многоголовом чудовище, именуемом «Русью», которое из рода в род влечёт и губит своих певцов. Но исполнение не соответствует замыслу. Книга «Русь», несмотря на присутствие в ней нескольких удачных стихотворений, строф и образов, - лишена цельности. В ней нет упорства поэтической воли, того музыкального единства, которое оправдывает всякую лирическую мысль; нет и упорства, которое заставляет низать кольцо за кольцом в целую цепь. Это - книга переходная, полунаписанная, а потому достойная внимания только как страница биографии талантливого поэта».

Сам автор связывал рождение книги с поездкой на Волгу, к истокам Суры, где ещё «бытовала древняя Русь» и куда он отправился вместе с молодой женой, начинающей актрисой Анной Алексеевной Козельской, которую называл Нимфой. В стихотворениях , , воплощались мотивы народного творчества, вошедшие и в следующий сборник «Ива» (1912), посвящённый композитору А. К. Лядову, с которым поэта объединяла тесная дружба и любовь к русскому фольклору.

Соч.: Избр. лирич. и лиро-эпич. стихотворения. 1905-1935, [Предисл. автора], М., 1936; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. С. Машинского], М., 1960; Стихи. [Вступ. ст. С. Машинского], М., 1964.

Лит.: Молдавский Дм., Поэзия С. Городецкого, «Звезда», 1957, № 4; Владиславлев И. В., Лит-ра великого десятилетия, М. - Л., 1928, с. 83; Воронова О., Стихи Сергея Городецкого, «Пятигорская правда», 1957, 11 дек., № 245; Кобзев И. , Молодость песни. К 80-летию С. М. Городецкого, «Правда», 1964, 19 янв., № 19; История рус. лит-ры конца XIX - начала XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1963.

С. И. Машинский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович - современный поэт. Родился в Петербурге в семье литератора-историографа. Образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета.

Первая книга стихов - «Ярь» - появилась в 1907. До 1912 Городецкий примыкал к символистам. В 1912 г. от этого течения отошёл и вместе с Н. Гумилёвым организовал группу акмеистов. В 1915 - начало расхождения с акмеистами и участие в организации крестьянских поэтов, в которую входили Клюев , Ширяевец, Есенин . В 1916 г. - уехал на фронт в Турецкую Армению корреспондентом «Русского слова». В начале революции, находясь в армии в Тифлисе, организовал тифлисский цех поэтов. Меньшевиками был выслан из Тифлиса. В 1920, с первого дня советской власти на Кавказе, заведывал художественным отделом Кавроста, организовал театр Сатир-агит. С 1921-1924 руководил литературной частью в Театре Революции, театре МГСПС, редактировал журнал «Искусство трудящимся». В 1925 вернулся к художественной работе. В настоящее время пишет преимущественно для массового читателя (агит-стихи, пьесы, проза) и для детей. Член ВКП (б).

В первый период своей литературной деятельности Городецкий находился под сильным влиянием К. Д. Бальмонта . Поэтическое творчество Городецкого в ту эпоху довольно разнообразно: 1. чисто лирические произведения, 2. попытки в поэтической форме показать древнее народное мифотворчество - фигурируют Перун, Стрибог, Ярил и т. п. К этой группе произведений необходимо отнести сказки Городецкого, как например «Касьян» (сб. «Дикая воля»), 3. «Темь» или «Заросли злобы» , где Городецкий не уходил в прошлое, в мифотворчество, а давал порой яркое изображение гримас капиталистического города.

Переход Городецкого к акмеизму был продиктован стремлением перейти от иррациональных тем к живой действительности. В стихотворении (М., 1916), в этом своего рода манифесте акмеистов, Городецкий видел призвание поэта в том, чтобы «живой земле пропеть хвалы». К этому периоду относятся сборники стихов - «Ива» (СПБ., 1913) и «Цветущий посох» (СПБ., 1914). Значение Городецкого в дореволюционную эпоху характеризуется влиянием его на группу крестьянских поэтов (Клюев , Клычков и др.).

Городецкий, переходивший от одного литературного течения к другому, был выразителем настроений той части интеллигенции, которая в эпоху между революциями 1905 и 1917 бежала от тягостной действительности в прошлое, стремилась найти спасение в голосах «дикой воли», в анархическом презрении к капиталистическому городу. Эпоха Октябрьской революции, реально поставившая вопрос о новом обществе, заставила Городецкого отдать свои силы борьбе масс за своё будущее. Следует однако отметить, что его сборники стихов «Серп» (П., 1921) и «Миролом» (М., 1923) поэтической ценности не представляют. - Помимо стихов, которые и определили его положение в литературе, Городецкий писал повести, романы («Старые гнёзда», СПБ., 1912. В 1918 году им напечатан роман «Алый смерч»), литературно-критические статьи (о Никитине , Короленко, Блоке , Есенине ), исследование о сказках. Городецкий перевёл целый ряд произведений западно-европейских писателей - Мольера, Гауптмана, Гамсуна, Золя, Толлера и др.

Библиография: I. Кроме упомянутого, см. ещё стихи Городецкого: Перун, СПБ., 1907; Русь, М., 1910; Грядущий день, СПБ., 1914; Четырнадцатый год, П., 1915; Пушкину, П., 1915; Ангел Армении, Тифлис, 1919. Ст. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» («Аполлон», 1913, кн. I, перепеч. в книге «От символизма до Октября», М., 1924) - очень важна для понимания акмеизма. Проза Городецкого: Кладбище страстей, СПБ., 1909; Повести и рассказы, СПБ., 1910; «Что и как читать детям», 1912-1913, №№ 8-11; Дни любви, СПБ., 1914; Дальние молнии, СПБ., 1916 и др. Из стихов, написанных Городецким для детей, отметим сб. «Веснушки Ванюшки», 1918, «Лети лето», 1924, «Крылатый почтальон», 1927 и др.

II. Брюсов В. , Далёкие и близкие, М., 1912; Полонский В., Литература и жизнь, журн. «Новая жизнь», 1914, VI (проза Городецкого).

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.

В. И. Бойчевский

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.