Современные подходы формирования туристского образа территории. Формирование туристского образа территории Результаты проведенных оценок

Е.А. ПАРФЕНОВА
учитель географии
Пушкинской средней школы
Омского р-на Омской обл.

Географический образ территории формировался у учащихся с помощью составления ими ментальных (мысленных) карт и ассоциативных рядов.

Территории для рассмотрения были взяты на уровне мира, страны, района, своей местности.

Важно, чтобы учитель и школьники затратили усилия на создание актуального образа страны, района; образа, дающего общий колорит территории и обогащенного частными чертами. Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закреплении и в действенной реализации моральной направленности человека. Выступая в качестве оценок, эмоции отмечают для личности те или иные ценности и побуждают ее к их «завоеванию» и утверждению.

Связка «география - картография» должна стать сердцевиной школьного географического образования. Установки Н.Н. Баранского: «Упор на карту», «Карта - мерило географичности», в школе мы реализуем далеко не полностью.

Образ места, образ территории помогают создавать географические объекты. Ментальные карты как инструмент проверки знаний позволяют проверить усвоение информации.

Анализ результатов составления ментальной карты Омской области свидетельствует о том, что представления девятиклассников по географическим объектам ограничиваются в среднем четырьмя соседствующими с Омской областью территориями - вместо шести; тремя городами области - вместо шести; двумя-тремя районами, граничащими с Омским, - вместо восьми. Особенно малознакомы детям памятники природы, реки.

Примерно за 10 минут учащиеся успевают нанести на контур области 16-17 объектов. При повторной работе ментальные карты составляются все более успешно.

У восьмиклассников при изучении России наиболее популярны элементы орографической и гидрографической сети, примерно одинакова степень номенклатурной насыщенности западной и восточной частей России, но почти отсутствуют политико-административные единицы, то есть сильна физико-географическая составляющая ментальных карт.

У девятиклассников появляется больше городов, месторождения полезных ископаемых, то есть ощущается дыхание экономической географии.

В 10-11-х классах меньшая подробность и насыщенность географической номенклатурой наблюдается в Центральной Америке («белое пятно» на карте!), в Африке, Южной Америке. Наиболее знакомы старшеклассникам Евразия, Северная Америка. Скорость и верность заполнения собственных карт за 10 минут - от 19 до 77 стран.

В подведение итогов после выполнения заданий на ментальных картах включаются: взаимопроверка учащихся; проверка карт учителем; выведение показателей успешности каждого ученика класса - составление рейтинга; помещение рейтинга (наглядной сводной ведомости) на классной доске или доске объявлений для сравнения результатов каждого. (В ведомости: фамилия ученика, количество набранных баллов и место в классе.)

В 9-11-х классах в середине и в конце учебного года умение составлять ментальные карты совершенствовалось:

первый раз - пробный вариант карты с взаимопроверкой;

второй раз - итоговый вариант карты по памяти в конце года.

С каждым последующим упражнением - боRльшая точность географического положения объектов и большее количество изображенных объектов. Результаты проверки после очередного упражнения для зрительной памяти - в виде наглядного рейтинга (по количеству баллов - занятое место в классе). Проверяются карты с двух позиций:

Географическое положение объекта должно быть указано верно (особенно относительно других объектов);

Название написано без ошибок.

При соблюдении этих условий за каждый географический объект ученик получает один балл.

Проверка ментальных карт завершается показателем успеха не только в обычной пятибалльной системе в журнале, но и в «бесконечно-балльной» системе, что способствует повышению активности, интереса к улучшению результатов; особенно если дать перспективную ориентировку на подобное задание: «Через два месяца будет составление ментальной карты!» Определенный промежуток времени обеспечивает детям возможность тренировки зрительной памяти. Советы учеников, имевших лучшие результаты рейтинга по ментальным картам:

Смотреть на карту ежедневно минимум 1 минуту, но в системе, постоянно;

Стенную карту повесить для ежедневного обозрения (особенно дома): непроизвольное запоминание облегчает впоследствии целенаправленную подготовку.

Элемент соревновательности придает именно рейтинговая система оценки ментальных карт.

Задания по составлению ассоциаций (связей, образов) при характеристике Западной Сибири, России оживляют уроки.

Составление ментальной карты и ассоциативного ряда при формировании географического образа области, страны, мира вызывают познавательный интерес у учащихся и в процессе деятельности, и в процессе подведения итогов - результатов и сравнительного анализа собственной деятельности через определенные временные интервалы (отслеживание собственных достижений), в сопоставлении собственного «я» с другими в рейтингах.

При перечислении элементов-ассоциаций любопытство молодых умов естественно: «А как мыслят, видят другие?» Парадоксальны и собственные неожиданные открытия в поиске лаконичных и точных или неясных штрихов в портрете территории. Через ассоциации подключаются эмоции, память-подсознание помогает сознанию в создании яркого, емкого, действительно аккордного, полнозвучного образа территории .

Анализ задания по ассоциациям
«Западная Сибирь - это...»
в 8-х классах

Задание: за 3 минуты в тетради учащиеся в виде картинок-ассоциаций заканчивают (продолжают) предложение «Западная Сибирь - это...»

Типичные
ассоциации
Частота
встречаемости
Нефть 14
Газ 14
Леса 13
Болота 11
Реки 9
Снег 8
Месторождения
полезных ископаемых
8
Озера 6
Мороз 6
Тайга 5
Равнины 5
Животные 4
Города 4
Резкий климат 3
Горы 3
Пушнина 3
Родина 3

Вывод. У восьмиклассников резкое преобладание в ассоциативном перечне физико-географических понятий и явлений.

Анализ задания по ассоциациям
«Россия - это...»в 9-х классах

Ассоциации у детей возникают различные по содержанию и окраске: положительные, отрицательные, нейтральные, противоречивые.

Вывод . Положительные черты России дети вспоминают, указывают и пишут больше и чаще, невзирая на множество российских проблем, вечных и вновь рождающихся.

В ассоциативном перечне учащихся 9-х классов появляются «социально-экономические мотивы».

В настоящее время в специальной научной литературе обозначилось несколько подходов к изучению образов. Н.Ю. Замятина выделяет четыре уровня изучения образов в зависимости от степени «удаления» от сознания конкретного человека.

Первый, низовой уровень - психологический. В данном случае образ выступает как элемент «психологической реальности отдельно взятой личности». Он возникает в результате мыслительной деятельности человека, работы его сознания. В центре внимания исследователя находится сам процесс мышления, состоящий из восприятия, организации и использования информации мозгом.

Второй уровень изучения представлений - ментальный. На этом, более высоком уровне главная задача научных исследований состоит в моделировании знания, типичного для той или иной группы населения. Члены этой социальной группы характеризуются общностью познавательного опыта (знаний, оценок, решений), что позволяет сделать предположение о сходности их поведения в определенных ситуациях. Это имеет непосредственное отношение к поведенческой географии, занимающейся социально-ментальным уровнем представлений. Н.Ю. Замятина обращает внимание на чрезвычайную неоднородность знания, типичного для выделенной социальной группы. Отдельные его элементы формируются во время учебы, другие - под влиянием средств массовой информации и т.д.

Третий уровень исследования представлений - культурный. Он предполагает изучение культуры и связан с целостными, внутренне уравновешенными системами. Исследователь обращается в данном случае к представлениям, которые существуют как бы «за» конкретным сознанием, на «надсознательном» уровне. Если на психологическом уровне изучались результаты деятельности сознания отдельно взятой личности, а на ментальном - однотипной социальной группы лиц, то системы, исследуемые на культурном уровне, вообще не привязываются к конкретному сознанию. Можно сказать, что в сознании каждого индивида складывается некий вариант культурной системы, «ее индивидуальный слепок». Н.Ю. Замятина приводит в качестве примера такого «надсознательного» существования культурных систем сказки. Можно выделить и другие представления, относящиеся к объекту изучения на третьем уровне. Некоторые исследователи считают, что такие системы представлений формируются у человека на подсознательном уровне, а задача научного анализа состоит в выявлении набора и соотношения устойчивых смысловых элементов. Таким образом, на культурном уровне изучения представлений особое значение приобретают обобщения. Это уровень смысловых систем.

В географии универсальной культурной системой представлений является система представлений о центро-периферической структуре пространства. Она оперирует образами, центра, границы и периферии с присущими им свойствами. Образ центра, наделенного особой сверхъестественной притягательной силой, существует не только в географии. Он является неотъемлемым элементом сказок (Иванушка-дурачок идет за тридевять земель в тридесятое царство), а также выполняет идеологическую функцию в централизованных государствах.

Четвертый уровень исследования представлений - лингвистический. Он наиболее удален от сознания конкретного человека. Речь идет о смысловых конструкциях, проявляющихся в языке, соотношении слов, употреблении предлогов и т. д. Е.В. Рахилина приводит в качестве примера такую реалию русской языковой картины мира, как устойчивое выражение «в Крыму». Использование предлога «в» вместо «на», который традиционно употребляется в отношении полуострова, создает языковой образ Крыма как острова или страны. Возможно, это дошло до нас со времен Крымского ханства.

Более подробно стоит остановить внимание на географических представлениях об образе.

В сознании человека образ формируется на основе «сгустков» информации, представленной в разной форме - звуковой, вкусовой, визуальной и т. д. Информация может быть также организована по географическому признаку и вызывать ряд географических ассоциаций, которые часто оказываются очень действенными.

В отечественной географической литературе выделяются следующие пять приемов создания географической информации об объекте:

1. ведение вмещающего географического контекста. Те или иные свойства объекта раскрываются через свойства более крупного географического объекта со сложившимся и широко известным образом. Например, чтобы представить Лазурный берег можно использовать обобщающие знания о Европе, Франции или Средиземноморском побережье;

2. географическая фокусировка информации. Образ более крупного объекта передается через образ более мелкого, если последний легко узнаваем и лучше воспринимается. Географическая информация о Лазурном береге может быть сфокусирована на ярких образах его главных городов Ниццы и Канн, а такое добавление «Ежегодный кинофестиваль в Каннах» иной раз вызывает большее ассоциаций, чем любая другая информация;

3. географическая трансляция информации. Этот прием создания географической информации основан на методе сравнения, когда изучаемый географический объект сравнивается с более известным. Он заимствован из географического страноведения. Географическая информация в данном случае передается посредством перифраз, выражений типа «Северная Венеция» (Санкт-Петербург) или «Подмосковная Швейцария» (Звенигород);

4. введение «зеркального» географического контекста. Объект характеризуется на фоне другого, обладающего устойчивым образом и выступающего в роли «зеркала». Н.Ю. Замятина приводит классический пример такого зеркального соотнесения - слова мистера Твистера: «Здесь не Чикаго, моя дорогая»;

5. картографические приемы. Географический образ складывается посредством отображения объекта на карте. Здесь уместно вспомнить сильный образ СССР как одной шестой части суши. К эффективным картографическим приемам относятся нанесение конкура крупных территории на мелкомасштабную карту, выделение на карте объектов со знаковыми образами внутри описываемой территории и др.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Никанорова Екатерина Вадимовна. Формирование туристского образа территории: на примере Ростовской области: диссертация... кандидата географических наук: 25.00.24 / Никанорова Екатерина Вадимовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-11/54

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения географических и туристских образов территории 8

1.1. Эволюция представлений о географических образах в отечественной и зарубежной литературе 8

1.2. Современная трактовка географических образов 18

1.4. Современный географический подход к формированию туристского образа территории 31

Глава 2. Особенности формирования туристского образа территории 43

2.1. Развитие туристского образа территории 43

2.2. Факторы формирования туристского образа территории 57

2.3. Зарубежный опыт формирования туристского образа территории.67

Глава 3. Туристский образ Ростовской области: прошлое, настоящее, будущее 81

3.1. Краткая экономико-географическая характеристика Ростовской области 81

3.2. Зарождение туристского образа области в дореволюционный период 83

3.3. Становление туристского образа области в советский период 97

3.4. Туристский образ Ростовской области в современный период и перспективы его развития 114

Заключение 144

Список литературы 154

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы. Актуальность изучения туристских образов территории определяется той важной ролью, какую представления играют в территориальной организации человеческой, в данном случае туристской, деятельности. Представления об окружающем пространстве формируются в процессе приобретения человеком жизненного опыта и составляют информационную базу для принятия решений. Туристские образы городов, регионов и стран во многом определяют их привлекательность, порождают желание их посетить, в конечном итоге, оказывают влияние на географию туристских потоков. Поэтому столь важно целенаправленно формировать туристский образ территории и его продвигать среди населения - потенциальных туристов. В этом контексте проблематика диссертационного исследования приобретает наряду с теоретическим, также прикладное значение.

На современном этапе формирование (обновление) туристского образа актуально для любой территории: только складывающейся как туристское направление или уже известного центра туризма, обладающей большим или, наоборот, скудным туристским потенциалом, специализирующейся на купально-пляжном или горнолыжном видах туризма и т.д. В диссертации конкретные вопросы формирования туристского образа территории рассматриваются на примере Ростовской области, располагающей всеми необходимыми ресурсами для развития культурно-познавательного, оздоровительного, делового и некоторых других видов туризма, но занимающей пока скромные позиции на отечественном рынке путешествий. Одна из главных причин состоит в отсутствии растиражированного яркого образа донского края, подчеркивающего его уникальность и привлекательность. Изучение формирования туристского образа Ростовской области на основе комплексного территориального анализа является важной научной задачей, решение которой позволит более эффективно продвинуть образ не только Юга России, но и страны в целом.

Объектами исследования выступают туристские образы -территории, а также Ростовская область как перспективная в туристском отношении территория.

Предметом исследования являются экономико-географические закономерности формирования туристского образа территории.

Цель исследования - создание на базе экономико-географического анализа комплексного представления о процессе формировании туристского образа территории на примере Ростовской области.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

изучить эволюцию научных представлений о географических образах;

раскрыть сходства и различия географических образов и туристских образов территории;

выявить особенности географического подхода к формированию туристского образа территории;

выделить этапы развития туристского образа территории;

Определить факторы формирования туристского образа
территории;

Проанализировать изменение туристского образа Ростовской
области с конца XIX по начало XXI вв. и определить перспективы его
развития.

Методологическая и теоретическая база. Общенаучной базой изучения процессов формирования туристского образа территории послужили труды отечественных и зарубежных географов о познании земной поверхности (А. Геттнер, К. Риттер, Ф. Рихтгофен), по поведенческой (когнитивной) географии (Дж. Голд, К. Линч), по гуманистической географии (К.О. Зауэр, Дж.Б. Лейли), по региональной географии (А. Джилберт, P.M. Миншула, Дж.Х. Паттерсон), по страноведению, (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко). Кроме того, привлекались работы по художественному ландшафтоведению и

художественному краеведению (Ю.А. Веденин, О.И. Вендина, Д.Н. Замятин, О.А. Лавренова, В.П. Максаковский, А.Е. Мельникова, Ф.И. Мильков, А.С. Титков, Д. Марк, М. Эгенхофер). Хотелось бы отдельно выделить работы Д.Н. Замятина и Н.Ю. Замятиной о пространстве образов и образах пространства. Теоретические и практические знания в области рекреационной географии и географии туризма были получены из работ B.C. Преображенского, А.Ю. Александровой, Ю.А. Веденина, Г.П. Долженко, Н.С. Мироненко и др. При написании диссертации были использованы достижения в исследованиях туристских образов территории в смежных областях знаний, прежде всего маркетинге туристских территорий (Е.А. Джанджугазова, А.П. Панкрухин, М. Портер, М. Пашкова, М. Шлаффке и др.).

Цель и задачи работы определили совокупность методов исследования: сравнительно-географический, картографический, статистический, социологический, аналитический, а также ряд других методов.

Информационную базу исследования составили данные Ростовского областного комитета государственной статистики, отчеты Министерства по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области, материалы кафедры общей географии, краеведения и туризма Ростовского государственного университета, сведения, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также личные наблюдения автора.

Научная новизна. Работа имеет, в первую очередь, теоретическое значение. Это комплексное географическое исследование возникновения и развития туристского образа территории. Оно сфокусировано на взаимодействии объекта (территории) и субъекта (туриста), в результате которого формируется туристский образ региона. Показано, как изменения одной из сторон влекут перемены в туристском образе территории. Для определения характера формирования туристского образа был выделен комплекс объективных и субъективных факторов,

6 воздействующих на сознание людей и определяющих элементы образа. Несмотря на то что образы являются объектами исследований на протяжении уже нескольких десятилетий, подобное изучение туристских образов до сих пор не проводилось. Неизученным до сих пор оставался и туристский образ Ростовской области. В работе выделены этапы его формирования - зарождения, становления и развития с конца XIX по начало XXI вв. Впервые были определены факторы и выделены ядра формирования туристского образа территории Ростовской области на разных этапах развития.

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать ее основные положения и выводы в качестве теоретической базы при разработке стратегии развития территории как туристского направления. Их внедрение в практику обеспечит рост конкурентоспособности территориальных туристских комплексов на национальном и мировом рынках путешествий, позволит повысить эффективность управленческих решений в области туризма, будет способствовать освоению новых территорий и активизации процессов туристского районообразования.

Материалы диссертации могут послужить научно-информационной базой для углубления анализа проблем развития туризма в Ростовской области, а само исследование - представлять собой пример при образно-географическом изучении туризма в других регионах страны.

Отдельные разделы диссертации могут быть включены в курсы лекций по гуманистической географии, ландшафтоведению, рекреационной географии и географии туризма, маркетингу туристских территорий.

Апробация работы и публикации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на пяти международных научно-практических конференциях: «Ломоносов-2006» (Москва, 2006), «Науки о Земле и отечественное образование: история и современность» (Санкт-Петербург, 2007), «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (Москва, 2006, 2007, 2008), а также на заседании

кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы диссертации вошли в итоговый отчет по проекту «Теория и методы рекреационно-географических исследований: история, состояние, инновационные подходы» в рамках Аналитической целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений общим объемом 164 с. Работа содержит 6 таблиц и 13 рисунков. Библиографический список включает 142 наименований.

Эволюция представлений о географических образах в отечественной и зарубежной литературе

В научной литературе есть множество определений образа. Самое распространенное - философское его определение как результата и идеальной формы отражения объекта в сознании человека, возникающей в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логического мышления - понятия, суждения и умозаключения. Образ имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира. Образами выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. Однажды возникнув, образ приобретает относительно самостоятельный характер и играет активно-действенную роль в поведении человека. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями [Большая советская энциклопедия, 1970, с. 217].

Несомненно, именно географам принадлежит первенство в попытках сочетать строгость научных характеристик и описаний с живостью и яркостью путевых зарисовок. Исследование понятия образа в географии началось в XIX - XX вв. Основные задачи были связаны с изучением предмета и объекта исследования, определением границ и контуров исследовательского поля, в рамках которых эффективно изучение образа в географии.

Изначально география обращалась к пространству как таковому. В первой половине XIX в. великий немецкий географ Карл Риттер сформулировал методологические основы изучения земных пространств. Представления об окружающем географическом пространстве составляют информационную базу для принятия решений. Они служат своеобразным информационным «фильтром» между реальной территорией и преобразующим ее поведением человека. Таким образом, географические представления оказывают влияние на пространственное поведение человека, территориальные особенности его хозяйственной, социальной и культурной деятельности.

Возникновение предпосылок для изучения образа в географии связано со становлением хорологической концепции в географии. Развитием этой концепции занимались такие немецкие географы, как Риттер, Рихт-гофен и Геттнер. Сущность хорологической концепции - познание земной поверхности в ее пространственных различиях. По словам Геттнера, цель концепции «есть познание характера стран и местностей, исходящие из понимания сосуществования и взаимодействия различных царств природы и их различных форм, а также познание всей земной поверхности в ее естественном расчленении на части света, ландшафты и местности». [Геттнер А., 1930, с.200] Благодаря хорологической концепции география стала из науки о размещении объектов «наукой о заполнении пространств».

К середине XIX в. в Европе и России сформировалась культура географических и путевых описаний. Ее развитие тесно связано с академическими естественнонаучными описаниями различных стран и регионов мира, а также с художественными описаниями и путевыми очерками. Уже тогда довольно часто встречалось использование образов в подробных региональных и страноведческих описаниях.

Тема образного подхода в географии стала разрабатываться многими учёными. Особый интерес представляют взгляды В.П. Семенова-Тян-Шанского, изложенные им в книге «Район и страна» (1928). Весомый вклад в разработку этого подхода и классиков американской географии XX в. Карла О. Зауэра и Джона Б. Лейли. С возникновением гуманистической географии интерес к этому вопросу усилился. Одним из направлений гуманистической географии стало изучение «образа места», а одним из методов - обращение к текстам литературных произведений. [Миро-ненкоН.С, 1993, с.29]

Во второй половине XIX - начале XX вв. произошло становление географического страноведения. Использование географических образов стало более определенным и более структурированным. Понятия пейзажа и ландшафта становятся равносильны понятию географического образа. Смысл образно-географического исследования, как и пейзажного, заключается в выявлении и использовании наиболее ярких, запоминающихся черт, знаков, символов определенной местности, района и/или страны [Замятин Д.Н., 2003, с.33-34].

Синонимом географического страноведения в западной литературе становится широко распространенный термин «региональная география». Значительной является работа англичанина P.M. Миншула «Региональная география: теория и практика». Особое место в книге занимает проблема техники регионального описания. По мнению автора именно в сфере отбора, организации, композиции материала, его литературного изложения заключена главная особенность региональной географии, и от успеха здесь зависит результат - создание регионального образа. В книге также задействована идея американского географа Д. Уитлеси о концепции «компажа». Компаж, или компэидж представляет собой интеллектуальную конструкцию, предназначенную для воссоздания образа региона на практике. Он позволяет ограничиться при описании территории определенным числом региональных характеристик, отобранных в соответствии с взглядом самого исследователя. Он отличается произвольностью и избирательностью в выборе позиций, подчёркивает основную тему, «ядро» региона. Это делает компаж субьективно-художественным методом страноведения .

Также стоит отметить статью Дж.Х. Патерсона, посвященную проблемам развития региональной географии в англо-американском мире. В его работе внимание сосредоточено на регионе «ради него самого», а также населяющих его людей. Автор рассматривает проблемы, которые стоят перед региональной географией, а также возможности прогресса в данной области. Патерсон отмечает, что понятие «регион» расширилось, вобрав в себя два новых измерения: регион, как он был в прошлом, и регион, в прошлом или настоящем, каким он воспринимается наблюдателем, а не сам по себе, как объективная ценность . В статье английской исследовательницы А. Джилберт, посвященной новой региональной географии в англо- и франкоязычных странах, отражена новая «культурно-идентификационная» концепция района, отражающая наличие особой уверенности жителей района в общности своей культуры, в особом ее психологическом образе. Культура региона трактуется ментально-психологически, с акцентом на мыслях и установках людей по поводу своей культурной общности. Образ региона мыслится здесь уже не столько как результат синтеза, предпринятого исследователем, сколько как обобщение уже имеющихся представлений о культурно-региональном своеобразии .

В середине и второй половине XX в. понятие географического образа стало использоваться различными отраслями и направлениями физической и социально-экономической географии. В сфере социально-экономической географии понятие «образ» распространилось в таких предметных областях, как география населения, география городов, социальная география, поведенческая география, география культуры и культурная география, политическая география и геополитика. В сфере физической географии следует отметить геоморфологию. Значительная часть концептуальных моделей в геоморфологии, по сути, является образно-географической. В конечном итоге появилась образная (имажи-нальная) география [Замятин Д.Н., 2004].

Существует ряд определений понятия «географический образ» или «образ» в применении к географическим объектам (образ места, образ страны, образ города). В частности, Дж. Голд указывает на два основных значения данного термина: значение, «которое в географической литературе обычно воспринимается как синоним индивидуально-организованных субъективных знаний человека об окружающей среде» и «мысленная картинка, которая может быть вызвана в сознании, когда индивид, предмет, место или территория находятся вне доступности наших органов чувств».

Развитие туристского образа территории

Образ территории явление не постоянное. Социально-экономическая география рассматривает туристский образ территории во времени. Он эволюционирует вслед за изменением самого объекта (территории) и субъекта (туриста).

В своем развитии туристские территории проходят несколько стадий. Согласно концепции Р.Батлера (1980), жизненный цикл туристского центра делится на шесть стадий: разведки, вовлечения, развития, укрепления, стагнации и упадка. Показателем перехода от одной стадии к другой является изменение количества туристских прибытий (рис.1) Американский психолог С. Плог (1991) увязал стадии развития туристской территории с психографическими характеристиками путешественников. На ранних стадиях развития туристский регион привлекает ал-лоцентриков, любителей неизведанных территорий и приключений. Далее, на стадиях развития и укрепления регион посещают среднецентрики. И, в завершении жизненного цикла, территорию выбирают психоцентрики - приверженцы классических туристских центров и видов отдыха.

Данные концепции развития туристского центра были рассмотрены, как базисные, позволившие выделить этапы развития туристского образа территории.

Процесс смены туристского образа территории проходит четыре этапа: зарождения, привлечения, фиксации, угасания.

На первом этапе зарождение туристского образа территории происходит, как правило, стихийно. Образ данной территории еще слабо известен, имеет малое распространение в массах. Это местность, тихая и спокойная, с привычным образом жизни местного населения. Как правило, на данном этапе территория характеризуется хорошим экологическим состоянием, нетронутой природой и невысокой антропогенной нагрузкой. Местные жители чтят традиции и обычаи, но не выставляют их на показ. Культурно-исторические достопримечательности находятся порой в заброшенном, ветхом состоянии из-за нехватки средств на восстановление и поддержку, а порой из-за недостаточного понимания администрацией их культурной важности. Однако местные жители относятся к ним с любовью и почтением. Продвижением региона еще никто не занимается, и местная администрация не чувствует нужды в привлечении туристов. Транспортная доступность к месту бывает затрудненная, зависит от времени года. Дороги местами грунтовые, неширокие. Количество средств размещения небольшое, состояние которых либо среднее, либо плохое. Территория не располагает хорошими гостиницами для респектабельных туристов, развлекательными заведениями для проведения досуга. В районе мало или вовсе нет объектов специальной туристской инфраструкту 45 ры: кафе и ресторанов, клубов, баров и концертных площадок, театров и кинотеатров, выставочных галерей, музеев, и др.

На данном этапе территорию посещают аллоцентрики, стремясь успеть открыть для себя образ «Terra Incognita», еще не освоенную массовыми туристами. Данный тип туристов не пугают плохая доступность к месту назначения и слабо развитая инфраструктура. «Искатели приключений» наслаждаются природой и тишиной, сами составляют маршруты путешествий и выбирают средства размещения. Для аллоцентриков характерен высокий уровень активности. Они часто путешествуют на удаленные расстояния, не нуждаются в большом количестве развлечений, любят общаться с местным населением [Александрова А..Ю., 2004, с. 100].

Аллоцентриками территория воспринимается такой, какая она есть на самом деле, без всевозможных реклам, брендов и промо-акций. Туристов привлекает неизведанная территория, полная загадок, познание культурно-исторических достопримечательностей без экскурсоводов и узнавание любопытных фактов от местных жителей. Вдали от шумных курортов, они стремятся насладиться чистым воздухом и нетронутой природой, познавать местный фольклор, ремесла и уникальную продукцию. Всё это помогает сформировать истинный туристский образ посещаемой территории путешественником. Учитывая тот факт, что на территорию пребывает ограниченное число туристов, местные жители очень радушно принимают гостей. Аллоцентриков привлекает многообразие традиций гостеприимства в различных регионах. Порой прием путешественников перетекает в праздник, радуя хозяев сменой обыденного существования. Благодаря этому у посетителей складывается положительный образ о хлебосольстве местного населения.

На данном этапе развития образа территории атрибутивные знаки региона еще не известны и не вызывают у путешественников каких-то ассоциаций. Аллоцентрики трепетно относятся к памятным сувенирам. Для каждого туриста они сугубо индивидуальные. Обломок древней керамики, шишка, красивый камешек с пляжа, душистый пучок розмарина или горного чабреца - всё это мир приятных мелочей, запахов и может быть даже звуков, которые хранят простор и беззаботность пройденного путешествия. Туристы стремятся забрать с собой на память пустяковый сувенир, возможно, из местной продукции, надолго дарящий воспоминания и фиксирующий образ данной местности в сознании путешественника. Учитывая, что продвижение территории еще не организовано, на сувенирной продукции отсутствуют атрибутивные знаки.

«Terra incognita» может быть не безопасна для туристов, учитывая наличие диких мест, отсутствие туристских маршрутов и проложенных дорог, однако, искателей приключений это не останавливает, а, наоборот, подобный образ привлекает своей экзотичностью и таинственностью.

На следующем этапе привлечения происходит уже целенаправленное развитие образа территории. В начале в процесс развития образа региона подключаются местные жители, заинтересованные в приезде туристов. Местные власти совместно с организациями по продвижению территории выявляют аттрактивные участки региона и определяют специализацию будущего туристского центра. Дальнейшее позиционирование территории продолжается в выбранном ключе. Образ территории начинает распространяться на близлежащие регионы, становится узнаваемым в обществе. Средства размещения в регионе подвергаются реконструкции. Местные власти привлекают компании для инвестиционных вложений в современную инфраструктуру. Разрабатываются уникальные экскурсионные программы, используются различные маркетинговые инструменты продвижения территории. Образ развивается, расширяется, становится привлекательным.

Краткая экономико-географическая характеристика Ростовской области

С 1786 г. территория нынешней Ростовской области называлась землей Войска Донского, а с 1870 по 1920 гг. ее официальное название -Область Войска Донского. Она имела статус административно-территориальной единицы в Российской империи. Область Войска Донского населяли донские казаки. Управление ею осуществлялось по особому положению. Центром Области был город Черкасск. В 1806 г. из-за многочисленных затоплений при розливе р. Дон столица была перенесена в город Новочеркасск, расположившийся на высоком правом берегу.

После Октябрьской революции Область объявила о своей автономии впредь до восстановления легитимной российской власти. Всевели-кое Войско Донское стало названием независимого государства, Донской республики, принятым в 1918 г. Флагом Всевеликого Войска Донского был триколор с горизонтальными полосками: синей, желтой и красной. Они символизировали единство трех народов Дона: казаков, калмыков и русских. Территория Всевеликого Войска Донского подразделялась на 10 округов, в основном в границах современных Ростовской, Волгоградской, Луганской областей. Оно пало под ударами Красной армии в начале 1920 г . Большая часть территории вошла в Донскую область с административным центром городом Ростовом-на-Дону. С 1924 г. область вошла в состав Северо-Кавказского края. Центром края стал Ростов-на-Дону. В 1934 г. край был разделён на две половины: западную - Азово-Черноморский край (включала Адыгейскую АО, Северную область и нынешние Краснодарский край и Ростовскую область) и восточную - собственно Северо-Кавказский край, центром которого стал Пятигорск.

Ростовская область как административная единица образована 13 сентября 1937 г. Область граничит с Воронежской и Волгоградской областями, Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкией и Украиной. Среди других крупных территориальных образований Российской Федерации область выделяется высоким научно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом. Выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура - все это способствует экономическому развитию Ростовской области. По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.

По территории области протекает Дон - одна из крупнейших рек Европы. Область богата минеральными ресурсами, в том числе топливно-энергетическими. Среди них - каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит самый лучший в мире по калорийности. Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд куб.м. Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии и производства строительных материалов. Лесной фонд области незначителен. Леса занимают 2,8 % ее территории и в основном выполняют водоохранные и защитные функции. Область располагает рекреационными ресурсами. На базе месторождений высококачественных минеральных вод созданы курорты локального значения для летнего отдыха; имеются широкие возможности для развития международного туризма. Крупными городами области являются Таганрог, Шахты, Новочеркасск, Волгодонск и Новошахтинск. Административным центром Ростовской области является город Ростов-на-Дону, столица Южного федерального округа.

Ростов-на-Дону - порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей. Основан город в 1749 г. на правом холмистом берегу Дона в 46 км от впадения его в Азовское море. Вначале на месте города была лишь таможня, а затем в 1760 г. здесь для защиты южных русских границ начали строить крепость, которая получила имя митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия. Впоследствии название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, Ростов-на-Дону.

Выгодное географическое положение на перекрестке сухопутных и водных дорог способствовало экономическому развитию Ростова. У его стен образовался торговый порт, принимавший суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов. К своему 100-летию город насчитывал около 15 тыс. жителей, а к XX в. в нем проживало свыше 110 тыс. человек. Основой экономики Ростова была торговля, его называли купеческим городом, но к началу XX в. в Ростове действовало уже более ста предприятий, в том числе такие крупные, как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительныи завод "Аксай", судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики. Причем каждое третье предприятие принадлежало иностранному капиталу. После революции город Ростов развивался вместе со всей страной. К концу 30-х годов по численности населения и уровню экономического развития он входил в десятку крупнейших городов Советского Союза. В настоящее время городу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы». С 2000 г. он является административным центром Южного федерального округа.

Булаев, Владимир Михайлович Федонюк, Сергей Валентинович

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения географических и туристских образов территории.

1.1. Эволюция представлений о географических образах в отечественной и зарубежной литературе.

1.2. Современная трактовка географических образов.

1.4. Современный географический подход к формированию туристского образа территории.

Глава 2. Особенности формирования туристского образа территории.

2.1. Развитие туристского образа территории.

2.2. Факторы формирования туристского образа территории.

2.3. Зарубежный опыт формирования туристского образа территории.

Глава 3. Туристский образ Ростовской области: прошлое, настоящее, будущее.

3.1. Краткая экономико-географическая характеристика Ростовской области.

3.2. Зарождение туристского образа области в дореволюционный период.

3.3. Становление туристского образа области в советский период.

3.4. Туристский образ Ростовской области в современный период и перспективы его развития.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование туристского образа территории: на примере Ростовской области»

Актуальность темы. Актуальность изучения туристских образов территории определяется той важной ролью, какую представления играют в территориальной организации человеческой, в данном случае туристской, деятельности. Представления об окружающем пространстве формируются в процессе приобретения человеком жизненного опыта и составляют информационную базу для принятия решений. Туристские образы городов, регионов и стран во многом определяют их привлекательность, порождают желание их посетить, в конечном итоге, оказывают влияние на географию туристских потоков. Поэтому столь важно целенаправленно формировать туристский образ территории и его продвигать среди населения - потенциальных туристов. В этом контексте проблематика диссертационного исследования приобретает наряду с теоретическим, также прикладное значение.

На современном этапе формирование (обновление) туристского образа актуально для любой территории: только складывающейся как туристское направление или уже известного центра туризма, обладающей большим или, наоборот, скудным туристским потенциалом, специализирующейся на купально-пляжном или горнолыжном видах туризма и т.д. В диссертации конкретные вопросы формирования туристского образа территории рассматриваются на примере Ростовской области, располагающей всеми необходимыми ресурсами для развития культурно-познавательного, оздоровительного, делового и некоторых других видов туризма, но занимающей пока скромные позиции на отечественном рынке путешествий. Одна из главных причин состоит в отсутствии растиражированного яркого образа донского края, подчеркивающего его уникальность и привлекательность. Изучение формирования туристского образа Ростовской области на основе комплексного территориального анализа является важной научной задачей, решение которой позволит более эффективно продвинуть образ не только Юга России, но и страны в целом.

Объектами исследования выступают туристские образы -территории, а также Ростовская область как перспективная в туристском отношении территория.

Предметом исследования являются экономико-географические закономерности формирования туристского образа территории.

Цель исследования - создание на базе экономико-географического анализа комплексного представления о процессе формировании туристского образа территории на примере Ростовской области.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

Изучить эволюцию научных представлений о географических образах;

Раскрыть сходства и различия географических образов и туристских образов территории;

Выявить особенности географического подхода к формированию туристского образа территории;

Выделить этапы развития туристского образа территории;

Определить факторы формирования туристского образа территории;

Проанализировать изменение туристского образа Ростовской области с конца XIX по начало XXI вв. и определить перспективы его развития.

Методологическая и теоретическая база. Общенаучной базой изучения процессов формирования туристского образа территории послужили труды отечественных и зарубежных географов о познании земной поверхности (А. Геттнер, К. Риттер, Ф. Рихтгофен), по поведенческой (когнитивной) географии (Дж. Голд, К. Линч), по гуманистической географии (К.О. Зауэр, Дж.Б. Лейли), по региональной географии (А. Джилберт, P.M. Миншула, Дж.Х. Паттерсон), по страноведению, (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко). Кроме того, привлекались работы по художественному ландшафтоведению и художественному краеведению (Ю.А. Веденин, О.И. Вендина, Д.Н. Замятин, О.А. Лавренова, В.П. Максаковский, А.Е. Мельникова, Ф.И. Мильков, А.С. Титков, Д. Марк, М. Эгенхофер). Хотелось бы отдельно выделить работы Д.Н. Замятина и Н.Ю. Замятиной о пространстве образов и образах пространства. Теоретические и практические знания в области рекреационной географии и географии туризма были получены из работ B.C. Преображенского, А.Ю. Александровой, Ю.А. Веденина, Г.П. Долженко, Н.С. Мироненко и др. При написании диссертации были использованы достижения в исследованиях туристских образов территории в смежных областях знаний, прежде всего маркетинге туристских территорий (Е.А. Джанджугазова, А.П. Панкрухин, М. Портер, М. Пашкова, М. Шлаффке и др.).

Цель и задачи работы определили совокупность методов исследования: сравнительно-географический, картографический, статистический, социологический, аналитический, а также ряд других методов.

Информационную базу исследования составили данные Ростовского областного комитета государственной статистики, отчеты Министерства по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области, материалы кафедры общей географии, краеведения и туризма Ростовского государственного университета, сведения, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также личные наблюдения автора.

Научная новизна. Работа имеет, в первую очередь, теоретическое значение. Это комплексное географическое исследование возникновения и развития туристского образа территории. Оно сфокусировано на взаимодействии объекта (территории) и субъекта (туриста), в результате которого формируется туристский образ региона. Показано, как изменения одной из сторон влекут перемены в туристском образе территории. Для определения характера формирования туристского образа был выделен комплекс объективных и субъективных факторов, воздействующих на сознание людей и определяющих элементы образа. Несмотря на то что образы являются объектами исследований на протяжении уже нескольких десятилетий, подобное изучение туристских образов до сих пор не проводилось. Неизученным до сих пор оставался и туристский образ Ростовской области. В работе выделены этапы его формирования - зарождения, становления и развития с конца XIX по начало XXI вв. Впервые были определены факторы и выделены ядра формирования туристского образа территории Ростовской области на разных этапах развития.

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать ее основные положения и выводы в качестве теоретической базы при разработке стратегии развития территории как туристского направления. Их внедрение в практику обеспечит рост конкурентоспособности территориальных туристских комплексов на национальном и мировом рынках путешествий, позволит повысить эффективность управленческих решений в области туризма, будет способствовать освоению новых территорий и активизации процессов туристского районообразования.

Материалы диссертации могут послужить научно-информационной базой для углубления анализа проблем развития туризма в Ростовской области, а само исследование - представлять собой пример при образно-географическом изучении туризма в других регионах страны.

Отдельные разделы диссертации могут быть включены в курсы лекций по гуманистической географии, ландшафтоведению, рекреационной географии и географии туризма, маркетингу туристских территорий.

Апробация работы и публикации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на пяти международных научно-практических конференциях: «Ломоносов-2006» (Москва, 2006), «Науки о Земле и отечественное образование: история и современность» (Санкт-Петербург, 2007), «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (Москва, 2006, 2007, 2008), а также на заседании кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы диссертации вошли в итоговый отчет по проекту «Теория и методы рекреационно-географических исследований: история, состояние, инновационные подходы» в рамках Аналитической целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений общим объемом 164 с. Работа содержит 6 таблиц и 13 рисунков. Библиографический список включает 142 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК

  • Оценка природно-ресурсного потенциала Белгородской области для развития экологического туризма 2010 год, кандидат географических наук Холодова, Римма Анатольевна

  • Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности региона: На примере Ростовской области

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения географических и туристских образов территории.

1.1. Эволюция представлений о географических образах в отечественной и зарубежной литературе.

1.2. Современная трактовка географических образов.

1.4. Современный географический подход к формированию туристского образа территории.

Глава 2. Особенности формирования туристского образа территории.

2.1. Развитие туристского образа территории.

2.2. Факторы формирования туристского образа территории.

2.3. Зарубежный опыт формирования туристского образа территории.

Глава 3. Туристский образ Ростовской области: прошлое, настоящее, будущее.

3.1. Краткая экономико-географическая характеристика Ростовской области.

3.2. Зарождение туристского образа области в дореволюционный период.

3.3. Становление туристского образа области в советский период.

3.4. Туристский образ Ростовской области в современный период и перспективы его развития.

Введение Диссертация по наукам о земле, на тему "Формирование туристского образа территории"

Актуальность темы. Актуальность изучения туристских образов территории определяется той важной ролью, какую представления играют в территориальной организации человеческой, в данном случае туристской, деятельности. Представления об окружающем пространстве формируются в процессе приобретения человеком жизненного опыта и составляют информационную базу для принятия решений. Туристские образы городов, регионов и стран во многом определяют их привлекательность, порождают желание их посетить, в конечном итоге, оказывают влияние на географию туристских потоков. Поэтому столь важно целенаправленно формировать туристский образ территории и его продвигать среди населения - потенциальных туристов. В этом контексте проблематика диссертационного исследования приобретает наряду с теоретическим, также прикладное значение.

На современном этапе формирование (обновление) туристского образа актуально для любой территории: только складывающейся как туристское направление или уже известного центра туризма, обладающей большим или, наоборот, скудным туристским потенциалом, специализирующейся на купально-пляжном или горнолыжном видах туризма и т.д. В диссертации конкретные вопросы формирования туристского образа территории рассматриваются на примере Ростовской области, располагающей всеми необходимыми ресурсами для развития культурно-познавательного, оздоровительного, делового и некоторых других видов туризма, но занимающей пока скромные позиции на отечественном рынке путешествий. Одна из главных причин состоит в отсутствии растиражированного яркого образа донского края, подчеркивающего его уникальность и привлекательность. Изучение формирования туристского образа Ростовской области на основе комплексного территориального анализа является важной научной задачей, решение которой позволит более эффективно продвинуть образ не только Юга России, но и страны в целом.

Объектами исследования выступают туристские образы -территории, а также Ростовская область как перспективная в туристском отношении территория.

Предметом исследования являются экономико-географические закономерности формирования туристского образа территории.

Цель исследования - создание на базе экономико-географического анализа комплексного представления о процессе формировании туристского образа территории на примере Ростовской области.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

Изучить эволюцию научных представлений о географических образах;

Раскрыть сходства и различия географических образов и туристских образов территории;

Выявить особенности географического подхода к формированию туристского образа территории;

Выделить этапы развития туристского образа территории;

Определить факторы формирования туристского образа территории;

Проанализировать изменение туристского образа Ростовской области с конца XIX по начало XXI вв. и определить перспективы его развития.

Методологическая и теоретическая база. Общенаучной базой изучения процессов формирования туристского образа территории послужили труды отечественных и зарубежных географов о познании земной поверхности (А. Геттнер, К. Риттер, Ф. Рихтгофен), по поведенческой (когнитивной) географии (Дж. Голд, К. Линч), по гуманистической географии (К.О. Зауэр, Дж.Б. Лейли), по региональной географии (А. Джилберт, P.M. Миншула, Дж.Х. Паттерсон), по страноведению, (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко). Кроме того, привлекались работы по художественному ландшафтоведению и художественному краеведению (Ю.А. Веденин, О.И. Вендина, Д.Н. Замятин, О.А. Лавренова, В.П. Максаковский, А.Е. Мельникова, Ф.И. Мильков, А.С. Титков, Д. Марк, М. Эгенхофер). Хотелось бы отдельно выделить работы Д.Н. Замятина и Н.Ю. Замятиной о пространстве образов и образах пространства. Теоретические и практические знания в области рекреационной географии и географии туризма были получены из работ B.C. Преображенского, А.Ю. Александровой, Ю.А. Веденина, Г.П. Долженко, Н.С. Мироненко и др. При написании диссертации были использованы достижения в исследованиях туристских образов территории в смежных областях знаний, прежде всего маркетинге туристских территорий (Е.А. Джанджугазова, А.П. Панкрухин, М. Портер, М. Пашкова, М. Шлаффке и др.).

Цель и задачи работы определили совокупность методов исследования: сравнительно-географический, картографический, статистический, социологический, аналитический, а также ряд других методов.

Информационную базу исследования составили данные Ростовского областного комитета государственной статистики, отчеты Министерства по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области, материалы кафедры общей географии, краеведения и туризма Ростовского государственного университета, сведения, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также личные наблюдения автора.

Научная новизна. Работа имеет, в первую очередь, теоретическое значение. Это комплексное географическое исследование возникновения и развития туристского образа территории. Оно сфокусировано на взаимодействии объекта (территории) и субъекта (туриста), в результате которого формируется туристский образ региона. Показано, как изменения одной из сторон влекут перемены в туристском образе территории. Для определения характера формирования туристского образа был выделен комплекс объективных и субъективных факторов, воздействующих на сознание людей и определяющих элементы образа. Несмотря на то что образы являются объектами исследований на протяжении уже нескольких десятилетий, подобное изучение туристских образов до сих пор не проводилось. Неизученным до сих пор оставался и туристский образ Ростовской области. В работе выделены этапы его формирования - зарождения, становления и развития с конца XIX по начало XXI вв. Впервые были определены факторы и выделены ядра формирования туристского образа территории Ростовской области на разных этапах развития.

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать ее основные положения и выводы в качестве теоретической базы при разработке стратегии развития территории как туристского направления. Их внедрение в практику обеспечит рост конкурентоспособности территориальных туристских комплексов на национальном и мировом рынках путешествий, позволит повысить эффективность управленческих решений в области туризма, будет способствовать освоению новых территорий и активизации процессов туристского районообразования.

Материалы диссертации могут послужить научно-информационной базой для углубления анализа проблем развития туризма в Ростовской области, а само исследование - представлять собой пример при образно-географическом изучении туризма в других регионах страны.

Отдельные разделы диссертации могут быть включены в курсы лекций по гуманистической географии, ландшафтоведению, рекреационной географии и географии туризма, маркетингу туристских территорий.

Апробация работы и публикации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на пяти международных научно-практических конференциях: «Ломоносов-2006» (Москва, 2006), «Науки о Земле и отечественное образование: история и современность» (Санкт-Петербург, 2007), «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (Москва, 2006, 2007, 2008), а также на заседании кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы диссертации вошли в итоговый отчет по проекту «Теория и методы рекреационно-географических исследований: история, состояние, инновационные подходы» в рамках Аналитической целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений общим объемом 164 с. Работа содержит 6 таблиц и 13 рисунков. Библиографический список включает 142 наименований.