Основные этапы научно-исследовательской работы. Методические основы проведения научно-исследовательских работ Этапы внедрения нир

В таблице 1 представлены этапы выполнения студентами различных видов научно-исследовательской работы.

Технологическая карта процесса выполнения НИР

1. Выбор темы.

2. Постановка проблемы.

3. Составление ориентировочного плана.

4. Подбор литературы по проблеме:

а) работа в библиотеке с каталогами (алфавитным, предметным, систематическим) по отбору литературы;

б) составление библиографических карточек на статьи, книги;

в) уточнение понятийно-категориального аппарата (работа со словарями, энциклопедиями, справочниками).

5. Изучение подобранной литературы:

а) работа с текстом;

б) конспектирование, аннотирование.

6. Систематизация материала, классификация его по определенным признакам и группам.

7. Написание текста первой главы работы «Теоретический анализ проблемы» (обзор литературы) в котором должны быть представлены:

а) исторический аспект исследуемой проблемы;

б) научные положения общей и специальной педагогики и психологии, характеризующие объект исследования;

в) методические, дидактические положения;

г) выводы по результатам анализа литературы по теме исследования;

д) формулировка гипотезы исследования.

8. Научно-теоретическое обоснование и разработка (адаптация) методики и методов исследования, определение изучаемых параметров, критериев оценки результатов эксперимента.

9. Проведение констатирующего эксперимента. Обработка результатов исследования, их качественно-количественный анализ. Составление и оформление таблиц, схем, иллюстраций. Формулирование выводов.

10. Рекомендуется (но не обязательно) провести формирующий эксперимент по разработанной студентом коррекционно-развивающей программе, включающей пояснительную записку с указанием цели и задач, теоретическую и практическую часть, формы реализации, количество часов, методы проверки эффективности.

11. Анализ экспериментальных данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах. Формулирование выводов и рекомендаций по данным констатирующего (формирующего) эксперимента.

12. Оформление работы.

Структура и содержание научно-исследовательской работы студента

Работа состоит из двух взаимосвязанных частей: обзорной и содержательной. В первой отражается ход научно-теоретического исследования проблемы (по данным литературы). Вторая включает методику исследования и полученный результат.

В обзорную часть входят введение и глава I.

Научно-исследовательская работа начинается с введения, в рамках которого должны найти отражение следующие позиции (аспекты):

1. Обоснование актуальности.

2. Определение проблемы исследования.

3. Выявление предмета, объекта исследования.

4. Формулирование цели и задач исследования.

5. Выдвижение гипотезы и прогнозирование положительного эффекта, который может быть, достигнут в результате решения проблемы.

6. Определение теоретической и практической значимости, новизны исследования.

7. Выбор методов исследования.

8. Формулирование положений, выносимых на защиту (является факультативным).

Научно-исследовательская работа студента должна содержать следующие элементы:

– титульный лист;

– перечень условных обозначений (при необходимости);

– введение (общую характеристику работы);

– основную часть, представленную главами;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения (при необходимости).

Титульный лист. Титульный лист должен содержать следующие сведения:

– полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры, на которой выполняется научно-исследовательская работа;

– фамилия, имя, отчество студента;

– название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

– номер и название специальности;

– жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;

– фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;

– город, в котором находится учебное заведение;

– год защиты научно-исследовательской работы.

Оглавление. Оглавление включает названия структурных частей работы (перечень условных обозначений, введение, названия глав, параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение) с указанием номеров страниц, на которых находится начало соответствующих структурных элементов. Оглавление должно быть помещено в начале работы, поскольку это дает возможность сразу увидеть ее структуру.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень обычно имеет вид столбца, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение, справа - его детальная расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение - вступительная, начальная часть работы. В нем дается общая оценка состояния проблемы исследования (при необходимости исторический экскурс), очерчивается круг проблем, нуждающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел объемом до 4 страниц.

Актуальность темы. Указывается и кратко характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи, развития направлений по определенной теме логопедии, отражается важность решаемых вопросов для специальной педагогики.

Постановка проблемы - первоочередная задача, суть научной проблемы заключается в «знании о незнании». Проблему создают противоречия, требующие разрешения. В педагогическом исследовании противоречия свидетельствуют о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения. Наличие противоречия требует научного поиска, совершенствования педагогических технологий (см. словарь) и проведения исследования по их реализации.

Проблема исследования должна быть актуальна (см. словарь), отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована. Например, «Профилактика предрасположенности детей дошкольного возраста с ОНР к дислексии».

Объект и предмет исследования. Конкретизировать рамки исследования позволяет определение его объекта и предмета. Обратимся к толкованию этих понятий.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Применительно к вышеуказанной теме объектом исследования является состояние устной речи и процессов, обусловливающих формирование предпосылок нарушения процесса чтения у детей дошкольного возраста с ОНР.

Объект исследования можно определить следующим образом: особенности формирования речевых и психических функций, обеспечивающих становление навыка чтения, у детей «группы риска».

Следующей основной характеристикой исследования является его предмет.

Предмет исследования - это представления автора о том, как рассматривается объект (с какой стороны, какие аспекты и т. п.).

Определение предмета исследования позволяет конкретизировать предполагаемый конечный результат. Предмет исследования является составной частью объекта, чаще всего он совпадает с темой исследования.

Предмет исследования - психолого-педагогическая технология выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель и задачи исследования. Формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. Формулируя цель, необходимо записать ее в нескольких вариантах, а затем определить наиболее подходящий.

Целями педагогического исследования могут быть:

1) разработка педагогических, научно-методических основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

2) выявление, обоснование, экспериментальная проверка педагогических условий формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

3) обоснование содержания, форм, методов и средств формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

4) разработка методики;

5) разработка теоретической модели чего-либо;

6) разработка требований, критериев эффективности педагогической деятельности.

Цель исследования в нашем примере можно определить следующим образом: разработка комплексных методик выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В качестве цели педагогического исследования обычно формулируется в обобщенном виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Задачи исследования можно формулировать как этапы или части исследования.

На практике цели и задачи часто смешиваются. Задача - это обозначение конкретных вопросов, в совокупности обеспечивающих достижение общей цели исследования в области создания технологий педагогической деятельности, все элементы которых должны быть выявлены, обоснованы, спроектированы, разработаны и т. д., а затем экспериментально проверены, скорректированы и т. п.

Если задачи определяются как этапы, то они решаются последовательно, поскольку решение последующей задачи возможно только после решения предыдущей. Если задачи определяются как отдельные части исследования, то их можно решать одновременно, независимо друг от друга.

В нашем примере могут быть выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить методику исследования речевых и неречевых функций для выявления у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) предрасположенности к дислексии.

3. Провести исследования, направленные на выявление риска возникновения дислексии у дошкольников с ОНР.

4. Выявить особенности сформированности предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР.

6. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов коррекционной работы (в рамках формирующего эксперимента).

Цель обозначает то, что необходимо сделать, а задачи строятся в виде утверждений, направленных на достижение цели.

Гипотеза. После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. Она формулируется на основе литературного обзора и является организующим и направляющим фактором первоначального этапа эксперимента, с позиций которого будет осуществляться исследование. В рамках гипотезы обобщаются данные эксперимента, она направляет исследование и прогнозирует его результат. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы.

Гипотеза не должна носить очевидный характер и отражать явные предположения, поскольку проверка, а тем более исследование их, не имеет смысла.

В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнута. Выдвигать гипотезу нужно таким образом, чтобы она охватывала разные аспекты и стороны исследуемых явлений, процессов.

Для того чтобы гипотеза подтвердилась, а работа была практически значима, автор должен иметь хорошую теоретическую подготовку, осведомленность в проблеме исследования.

Гипотеза считается достоверной лишь после практической проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Первая часть гипотезы является описательной, вторая - объяснительной, третья - прогностической. Однако такое построение не является строго обязательным.

Схема гипотезы может быть представлена в следующем виде: Если… то... так как...

Гипотеза исследования по специальной педагогике может содержать следующее:

2) утверждение о взаимодействии между особенностями психофизического развития, содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой);

3) утверждение о взаимодействии между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической и педагогической);

4) утверждение о взаимодействии между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции;

5) утверждение о критериях и условиях реализации какого-либо вида деятельности (игровой, учебной, трудовой).

В нашем примере гипотеза может звучать следующим образом: Учитывая, что процесс чтения является сложной речевой деятельностью, овладение которой предполагает достаточный уровень развития устной речи, сформированности слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций, можно предположить, что комплексное изучение их состояния у дошкольников с ОНР позволит выявить группу риска возникновения дислексии и разработать психолого-педагогические технологии ее профилактики.

Формирование компонентов, обеспечивающих функциональный базис чтения, в процессе коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, позволит предупредить возникновение дислексии.

Методология и методы исследования. В процессе исследовательской работы (в студенческом научном обществе, при выполнении курсовой и дипломной работы) студентом решается вопрос о выборе методов. Методы научного исследования - это пути или способы, с помощью которых получают и систематизируют научные факты, на основании чего создаются новые теории, научные школы и направления. Программа исследования определяет очередность применения научного инструмента. Единый комплекс методов является методикой исследования. Используемая экспериментатором методика не только позволяет получать научные факты об изучаемом объекте, но и является инструментом проверки эффективности работы.

В работе приводятся названия и особенности использованных автором методов исследования. Детальное обоснование выбора методов исследования описывается в соответствующих главах работы.

Для получения достоверных результатов исследователь может опираться на различные классификации методов и методик научного исследования.

Одной из наиболее оптимальных является классификация Б. Г. Ананьева, включающая следующие группы методов:

1. Организационные методы, определяющие общую стратегию исследования:

а) сравнительный метод используется для сопоставления изучаемых величин и явлений, научных результатов;

б) лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одной и той же выборки по заданным параметрам;

в) комплексный метод предполагает разделение функций между исследователями с целью более глубокого изучения объекта.

2. Эмпирические методы представляют собой способы сбора научных фактов. Это могут быть обсервационные методы: наблюдение, самооценка, рейтинг (суждение компетентных экспертов), биографические методы (анализ анамнестических данных, изучение документации).

Для определения потенциала развития речи и личности применяют диагностические методы: интервьюирование, анкетирование, тестирование и шкалы оценок.

Если ставится задача выявить зависимости между изучаемыми явлениями, то используются следующие экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент.

Регистрировать акты поведения, анализировать продукты деятельности дошкольников, школьников позволяют праксиметрические методы.

3. Методы обработки данных Математико-статистические методы (количественная обработка результатов исследования, например, с помощью компьютерных программ).

4. Интерпретационные методы тесно связаны с организационными, являются способами обобщения и объяснения фактов и их связей: генетический способ объясняет материал с точки зрения генетических связей и явлений; структурный способ позволяет установить взаимосвязи между частями и целым, это путь к рождению новых гипотез и концепций.

В процессе научного исследования все методы должны использоваться в совокупности.

На нашем примере могут быть определены следующие методы исследования:

– организационные: сравнительный, комплексный;

– эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;

– психодиагностические: тесты, диагностические задания, анкеты;

– биографические: сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации;

– интерпретационные и др.

Научная новизна. Во введении отмечаются признаки новизны исследования, его практическая, теоретическая и социальная значимость. Научная новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных, в этом случае следует классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов.

Новизна результатов научно-исследовательской работы определяется тем, насколько они развивают представления о том или ином явлении, системно проясняют сущность явлений, процессов, как они способствуют развитию науки и практики.

Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез.

Следует отметить новые данные, полученные в результате исследования, как в случае их соответствия с имеющимися в литературе данными, гак и в случае их расхождения с традиционными.

В нашем примере научная новизна может быть сформулирована следующим образом:

Научная новизна работы определяется:

Изучением особенностей проявления предпосылок возникновения дислексии у детей с ОНР.

Выявлением взаимосвязи между нарушениями речевых и неречевых процессов при ОНР и риском возникновения дислексии, определением ведущего нарушения в комплексе проявлений нарушений базиса чтения, структуры этих нарушений.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В работе, имеющей практическое значение, приводятся сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Следует показать возможность использования результатов работы в интересах совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми. Необходимо отметить, к каким положительным результатам приведет использование полученных данных, указать, какие основные результаты и где уже нашли применение с оценкой эффективности их использования (в рамках формирующего эксперимента).

Рассмотрим теоретическую и практическую значимость полученных результатов в нашем примере.

Теоретическая значимость:

– поставлена и исследована проблема комплексного подхода по выявлению предрасположенности дошкольников с ОНР к дислексии с учетом современного понимания особенностей формирования процесса чтения;

– выявлены особенности речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих освоение навыков чтения у старших дошкольников с ОНР;

– разработаны направления и содержание логопедического воздействия по профилактике возникновения дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Практическая значимость работы заключается в подборе методик логопедического воздействия по предупреждению и устранению возникновения риска дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Основные положения, выносимые на защиту. Положения следует формулировать таким образом, чтобы было очевидно, чему посвящено исследование. Указывают не просто результаты анализа деятельности, а закономерности явлений и процессов, их механизмы, роль в прикладном решении отдельной задачи. Например:

На защиту выносятся следующие положения:

– Для выявления факторов риска возникновения дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР необходимо комплексное обследование устной речи, слухоречевой памяти, ряда невербальных психических функций, лежащих в основе становления навыка чтения.

– Нарушения устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций приводят к дислексии.

– Специально адаптированная методика, направленная на изучение вербальных и невербальных психических функций у дошкольников, позволяет выявить группу риска по дислексии и предупредить возникновение нарушения.

Все вышеперечисленные разделы должны присутствовать в дипломной работе, курсовая работа, цель которой лишь первоначальное приобщение студента к педагогическому исследованию, этого не предусматривает.

Например, во введении к курсовой работе могут отсутствовать такие характеристики, как гипотеза, новизна, практическая и теоретическая значимость.

После определения основных характеристик педагогического исследования важно проанализировать их с целью выяснения соответствия друг другу. Анализу подлежат основные характеристики понятийно-категориального аппарата: тема, проблема, объект исследования, его предмет, цель, гипотеза, новизна, практическая и теоретическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту (табл. 2).

Проводя анализ вышеперечисленных характеристик педагогического исследования, необходимо соотнести их с выводами, которые делаются в заключении дипломной работы. Как показывает опыт, проведение подобного анализа позволяет исправить все логические ошибки «аппарата исследования» и его выводов, придать дипломной работе цельность и логичность.

Основная часть. Основная часть научно-исследовательской работы делится на главы, параграфы, пункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы (представленная главами) содержит:

– обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

– описание источников информации;

– изложение общей концепции и основных методов исследования;

– анализ и обобщение результатов исследований.

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Цель теоретического раздела - продемонстрировать ориентированность в проблеме исследования, обосновать гипотезу исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубокой систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам специальной педагогики и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования;

Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Таким образом, текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям:

– достоверность и полнота информации;

– логичность структуры;

– ясность, четкость изложения;

– композиционная целостность;

– аргументированность выводов.

В первой части практического раздела (глава II) излагается общая концепция и основные методы исследований, дается теоретическое обоснование предлагаемых методов, алгоритмов решения задач, излагается их суть, дается научно-теоретическое обоснование выбора направления исследования, описывается организация и содержание исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического раздела (главы III, IV) приводятся данные констатирующего (и формирующего) эксперимента. Излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи (результаты изучения и обучения). Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Порядок изложения материала должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целенаправленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

При написании работы студент ОБЯЗАН указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, дает возможность «освободить» основные результаты от второстепенных подробностей.

Заключение . В заключении содержатся основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.

Список использованной литературы. Список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке.

Приложения . В приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки ее научной и практической значимости: формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; дидактический материал (речевой, наглядный) к методике исследования; исходные тексты программ ЭВМ с комментариями, краткое их описание в соответствии с ЕСПД (Единая система программной документации); распечатки контрольных примеров, экраны пользовательского интерфейса; иллюстрации вспомогательного характера.

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • понятие фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ (ПИР);
  • порядок выполнения НИР;
  • основные этапы и стадии выполнения НИР;

уметь

  • осуществлять информационное обеспечение проведения НИР;
  • проводить научно-исследовательские работы;
  • определять коммерческую ценность результатов НИР;

владеть

  • методологией разработки проектной документации;
  • навыками работы с информацией;
  • техникой оформления результатов НИР.

Основные этапы и стадии выполнения научно- исследовательской работы

К НИР относятся теоретические, поисковые и прикладные исследования, направленные на решение крупных задач, имеющих важное народно-хозяйственное, научное или военное значение, а также проводимых с целью создания научного задела по определенным актуальным проблемам.

Взаимосвязь этапов и содержания фундаментальных, поисковых и прикладных НИР может быть условно представлено в виде схемы (рис. 7.1).

Большую часть НИР, результаты которых находят непосредственное применение в хозяйственной деятельности, составляют прикладные работы, проводимые с целью получения обоснованных исходных данных, необходимых для разработки технического задания на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) или опытно-технологических работ (ОТР).

Рис. 7. 1.

Результатами НИР являются творческие научно-технические решения в форме: произведений науки как определенной системы новых знаний, понятий, категорий, концепций и т.п.; конструктивного выполнения новых средств производства и предметов потребления и их составных частей; технологических процессов, устройств, веществ и способов их применения; художественноконструкторских решений изделий, определяющих их внешний вид; нанотехнической техники и технологий; научных теорий

и математических методов, правил; алгоритмов и программ для вычислительных машин; проектов и схем планировки сооружений, зданий, территорий; топологии интегральных микросхем и др.

Результаты НИР оформляются в виде научно-технических отчетов с различными приложениями, моделями, экспериментальными образцами продукции (изделий, материалов, веществ), являющимися в совокупности объектами правовой защиты.

Примерное описание модели, макета и экспериментального образца представлено на рис. 7.2.

Рис. 7.2.

Окончательная доводка НИР до практического воплощения в производство осуществляется в процессе проведения опытноконструкторских работ (ОКР) и опытно-технологических работ (ОТР).

Результатами ОКР является совокупность отчетной конструкторской и технологической документации, содержащей данные, необходимые для разработки, изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта изделий (продукции).

Результатами ОТР является совокупность отчетной и технологической документации, содержащей данные, необходимые для разработки и описания технологического процесса производства вещества или материала.

Документация, в зависимости от ее предназначения, делится на проектную (табл. 7.1), рабочую и информационную. При этом каждая из стадий проектной документации может содержать ноу- хау.

Рабочая конструкторская документация (или рабочая техническая документация) в зависимости от сферы использования подразделяется на производственную, эксплуатационную и ремонтную (табл. 7.2).

В состав информационной документации входят карта технического уровня и качества продукции, патентный формуляр и отчет о патентных исследованиях, информационная карта расчета экономической эффективности и цен повой (модернизированной) продукции, каталоги, экспертное заключение, акты и протоколы испытаний, решение о снятии продукции с производства и др.

Таблица 7.1

Стадии проектной документации

Наименование документа

Техническое предложение

Вид проектной конструкторской документации, содержащей технико-экономическое обоснование целесообразности разработки изделия (продукта) и уточняющего требования к его изготовлению, полученные на основании анализа технического задания и проработки вариантов возможных технических решений изделия

Эскизный проект

Вид проектной конструкторской документации на изделие (продукт), содержащей принципиальные конструкторские решения, дающей общее представление о конструкции и принципе работы изделия, определяющие его соответствие назначению и маркетинговые характеристики

Технический проект

Вид проектной конструкторской документации на изделие, содержащей окончательные технические решения, дающей полное представление о конструкции разрабатываемого изделия и включающей данные, необходимые и достаточные для разработки рабочей конструкторской документации

Предварительный проект

Технологическая документация, предназначенная для изготовления и испытаний макета изделия и (или) его составных частей на основании конструкторской документации, выполненной на стадиях эскизного и технического проектирования

В результате проведения НИОКР определяются характеристики и научно-технический облик объекта, разрабатываются технические требования к нему, техническая документация, макеты, экспериментальные и опытные образцы. Эти результаты являются объектами гражданских прав, о чем свидетельствует выделение правовых норм ГК РФ, относящихся к выполнению рассматриваемых работ, в отдельную часть (IV часть ГК РФ).

Таблица 7.2

Состав рабочей технической документации

Результаты НИОКР могут быть зафиксированы на магнитных или бумажных носителях информации (в виде словесного описания, схем, чертежей и т.п.) или воплощены в моделях, макетах, экспериментальных и опытных образцах и др. Для того чтобы результаты НИОКР, содержащиеся, в частности, в отчетной научно-технической документации, подпадали под правовую охрану, необходимо оформление соответствующих охранных документов – патентов, свидетельств и т.п.

Результаты НИОКР практически всегда обладают уникальностью и новизной, условия использования которых требует специального соглашения сторон. Эти условия предусматриваются в договоре на выполнение НИОКР и регулируются гл. 38 ГК РФ. Согласно ст. 769 ГК РФ, условия договора на выполнение НИОКР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

Если иное не предусмотрено договором на выполнение НИОКР, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны (ст. 771 ГК РФ).

В договоре должны быть согласованы условия правообладания в отношении результатов интеллектуальной деятельности и передачи исключительных и неисключительных прав. Например, предусматривается, что заявки на получение патентов подаются заказчиком или исполнителем совместно с заказчиком либо исполнителем но согласованию с заказчиком, но исполнитель обязан предоставить заказчику исключительную лицензию на запатентованное решение. Возможны и другие варианты, однако при любом из них права на охраняемые элементы, содержащиеся в полученных по договору результатах, должны корреспондироваться с правами на использование результатов в целом, в ином случае эти права не могут быть реализованы стороной-правообладателем.

Исполнитель обязан обеспечить патентную чистоту как юридическое свойство передаваемых заказчику результатов договорных работ.

Если исключительные права на запатентованный объект принадлежат третьему лицу, то его применение в НИОКР допускается только с оформлением лицензионного либо иного договора, разрешающего применение охраняемого объекта, либо договора об уступке исключительных нрав.

Упомянутое выше исключительное право на результат деятельности дает возможность правообладателю: разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; распоряжаться своим правом. Следует иметь в виду, что переход права собственности на вещь (материальный носитель), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности, не влечет перехода интеллектуальных прав.

Субъектом исключительного права является автор – гражданин, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности РИД. При создании РИД совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство) исключительное право принадлежит соавторам совместно.

При заключении договора о выполнении НИОКР необходимо определять вид обязательств договаривающихся лиц о распределении между ними создаваемой интеллектуальной собственности и способах ее реализации. При этом интеллектуальную собственность необходимо разграничить на предшествующую (принадлежащую участникам договорных отношений, использование которой необходимо для выполнения работ) и создаваемую (исключительные права на полученные результаты интеллектуальной деятельности). В контрактах и соглашениях предусматривается также право договаривающихся сторон на использование создаваемой интеллектуальной собственности, в том числе, когда это возможно, совместное коммерческое использование.

Основой предполагаемого коммерческого использования создаваемой интеллектуальной собственности должны являться лицензионные и иные договоры, которые в дальнейшем могут быть заключены на любые объекты интеллектуальной собственности. Необходимо учитывать, что коммерческое использование интеллектуальной собственности часто включает в себя изготовление, применение, продажу, иное введение в экономический оборот продуктов (изделий), содержащих объект интеллектуальной собственности. В связи с этим именно в лицензионных и иных договорах требуется достаточно корректно определять субъекты, получающие права на использование собственности, характер и объем этих прав, условия и порядок их реализации, в том числе с учетом территориальных и других аспектов.

Таким образом, распоряжение исключительным правом РИД возможно двумя способами:

  • 1) путем заключения договора об отчуждении исключительного права;
  • 2) путем предоставления права использования объекта интеллектуальной собственности в пределах, установленных лицензионным договором.

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на РИД или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Согласно п. 3 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права так же, как и в лицензионном договоре, условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование РИД или средства индивидуализации. Если территория в договоре не указана, то лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации.

Для использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (кинофильма, мультимедийного продукта, единой технологии и т.п.) лицо, организовавшее создание такого объекта, включающего несколько охраняемых РИД, приобретает право использования договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие РИД.

При использовании РИД в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняется право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, вправе указывать свое имя или наименование, если речь идет об организации.

Споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных прав, рассматриваются или разрешаются судом (ст. 1248 ГК РФ). Защита интеллектуальных прав может применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом (ст. 125 ГК РФ). Гражданско-правовые способы защиты исключительных прав на РИД и на средства индивидуализации осуществляются, в частности, путем предъявления требования (ст. 1251 ГК РФ):

  • 1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
  • 2) о пересечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • 3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности;
  • 4) об изъятии контрафактного материального носителя;
  • 5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков, выплаты компенсации, компенсации морального вреда за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

За нарушение интеллектуальных прав законом предусматривается уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Законодатель идет по пути усиления ответственности за нарушение прав на интеллектуальную собственность. Введено правовое регулирование новых объектов правовой охраны: ноу-хау (секретов производства), коммерческих обозначений, РИД в составе единой технологии, сложного объекта, смежных прав изготовителя базы данных и публикатора произведений науки, литературы и искусства и др.

6.4. Научная подготовка производства

6.4.1. Научно-исследовательские работы (НИР)

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные (таблица 6.2).

Таблица 6.2

Научно-исследовательские работы

Виды исследований Результаты исследований
Фундаментальные Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований
Поисковые Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик и т.д.

Непосредственно к процессам создания новых товаров относятся прикладные НИР.

Фундаментальные и поисковые НИР обычно не входят в комплекс работ по созданию и освоению новых товаров.

Порядок проведения научно-исследовательских работ (НИР) прикладного характера регламентируется ГОСТ 15.101.-80.

Основные этапы НИР:

1) разработка технического задания (ТЗ) НИР;
2) выбор направления исследования;
3) теоретические и экспериментальные исследования;
4) обобщение и оценка результатов исследований.

Конкретный состав этапов и работ на них определяется, естественно, спецификой НИР. Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Этапы и состав работ НИР

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ НИР - научное прогнозирование;
- анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований;
- изучение патентной документации;
- учет требований заказчиков
Выбор направления исследования - сбор и изучение научно-технической информации;
- составление аналитического обзора;
- проведение патентных исследований;
- формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и сравнительная оценка;
- выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач;
- сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов;
- оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции;
- разработка общей методики проведения исследований (программы работ, план-графики, сетевые модели);
Теоретические и экспериментальные исследования - разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений;
- выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов;
- разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования;
- проведение экспериментов, обработка полученных данных;
- сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями;
- корректировка теоретических моделей объекта;
- проведение при необходимости дополнительных экспериментов;
- проведение технико-экономических исследований;
- составление промежуточного отчета
Обобщение и оценка результатов исследований - обобщение результатов предыдущих этапов работ;
- оценка полноты решения задач;
- разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР;
- разработка проекта ТЗ на ОКР;
- составление итогового отчета;
- приемка НИР комиссией.

6.4.2. Опытно-конструкторские работы (ОКР)

После завершения прикладных НИР, при условии положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющего фирму с точки зрения ее целей, ресурсов и рыночных условий, приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР). ОКР - важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР. На основе полученных результатов исследований создаются и отрабатываются новые товары.

Основные этапы ОКР (ГОСТ 15.001-73):

1. Разработка ТЗ на ОКР.
2. Техническое предложение.
3. Эскизное проектирование.
4. Техническое проектирование.
5. Разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца.
6. Предварительные испытания опытного образца.
7. Государственные (ведомственные) испытания опытного образца.
8. Отработка документации по результатам испытаний.

Примерный перечень работ на этапах ОКР приведен в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Примерный перечень работ на этапах ОКР

Этапы ОКР Основные задачи и состав работ
Разработка ТЗ на ОКР - составление проекта ТЗ заказчиком;
- проработка проекта ТЗ исполнителем;
- установление перечня контрагентов и согласование с ними частных ТЗ;
- согласование и утверждение ТЗ
Техническое предложение (является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта) Выявление дополнительных или уточненных требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ:
- проработка результатов НИР;
- проработка результатов прогнозирования;
- изучение научно-технической информации;
- предварительные расчеты и уточнение требований ТЗ
Эскизное проектирование (служит основанием для технического проектирования) Разработка принципиальных технических решений:
- выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не производится;
- выбор элементной базы разработки;
- выбор основных технических решений;
- разработка структурных и функциональных схем изделия;
- выбор основных конструктивных элементов;
- метрологическая экспертиза проекта;
- разработка и испытание макетов
Техническое проектирование Окончательный выбор технических решений по изделию в целом и его составным частям:
- разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем;
- уточнение основных параметров изделия;
- проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте;
- разработка проектов ТУ на поставку и изготовление изделия;
- испытание макетов основных приборов изделия в натурных условиях
Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца Формирование комплекта конструкторских документов:
- разработка полного комплекта рабочей документации;
- согласование ее с заказчиком и заводом-изготовителем серийной продукции;
- проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию;
- изготовление в опытном производстве опытного образца:
- настройка и комплексная регулировка опытного образца
Предварительные испытания Проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и возможного предъявления на государственные (ведомственные) испытания:
- стендовые испытания;
- предварительные испытания на объекте;
- испытания на надежность
Государственные (ведомственные) испытания Оценка соответствия ТЗ и возможности организации серийного производства
Отработка документации по результатам испытаний - внесение необходимых уточнений и изменений в документацию;
- присвоение документации литеры "O 1 ";
- передача документации организации-изготовителю

6.5. Оценка эффективности НИР и ОКР

Вероятностный характер результатов НИОКР усложняет оценку экономической эффективности и ведет к поэтапному их определению с нарастающей степенью точности. На ранних стадиях выполнения проектных работ расчеты носят прогнозный характер и включают:

Технико-экономический анализ ожидаемых результатов;
- выбор базы для сравнения и приведения вариантов к сопоставимому виду;
- расчет предпроизводственных и капитальных затрат в сфере производства и эксплуатации;
- расчет и анализ показателей экономической эффективности.

Годовой экономический эффект и экономическая эффективность при эксплуатации новых изделий.

Методы расчета годового экономического эффекта зависят от того, различается ли в сравниваемых вариантах годовая производительность изделий. При равенстве их годовых производительностей (Q Н =Q А) расчет годового экономического эффекта ведется на базе абсолютных величин капитальных вложений К и эксплуатационных издержек (расходов) И:

При .

Если же в новом варианте годовая производительность изделия выше, чем в аналоге , то годовой экономический эффект Эг рассчитывается на базе удельных величин затрат k, u:

При ,

где К - абсолютная величина капитальных вложений;
И - абсолютная величина эксплуатационных расходов;
k - удельные капитальные вложения;
u - удельные эксплуатационные расходы;
Е н - норма рентабельности.

При экономической оценке нового изделия рассчитываются также срок окупаемости дополнительных капиталовложений и рентабельность инвестиций (в нашем случае - капитальных вложений) (см. разд. 4.8 темы 4).

Инвестиции (капиталовложения) делаются для того, чтобы принести прибыль большую, чем затраты на приобретение капитала предпринимателем или при вложении капитала инвестором в другой бизнес или размещение им капитала в банке под проценты. Поэтому для анализа новых проектов, связанных с необходимостью получения прибыли, часто используют нормы рентабельности, соответствующие разным видам капитальных вложений. Применение в расчетах той или иной величины нормы рентабельности полностью зависит от предпринимателя и инвестора, целей фирмы и конкретной рыночной обстановки. Однако можно рекомендовать ориентировочные значения Е н в зависимости от упомянутых выше видов капиталовложений (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Нормы рентабельности в зависимости от видов инвестиций

Расчетная рентабельность (бухгалтерская норма рентабельности) капитальных вложений оцениваются соотношением

Срок окупаемости рассчитывается как величина обратная расчетной рентабельности (бухгалтерской нормы рентабельности):

Величину нормы рентабельности Е н можно также принять равной фактической рентабельности капиталовложений лучших проектов аналогичного направления, реальной процентной ставке на рынке капиталов или банковскому проценту. Реальная процентная ставка - это номинальная процентная ставка, выраженная в текущих ценах, но скорректированная на уровень инфляции.

Разрабатываемое изделие в эксплуатации экономически эффективно, если соблюдается неравенство .

В пределах соблюдения данного неравенства можно изменять уровень цены нового изделия в зависимости от целей, которые преследуются предпринимателями (разработчиком и изготовителем).

Если стратегией владельцев капитала является стратегия "снятия сливок", то есть извлечение максимальной прибыли в течение расчетного периода, то наиболее вероятным будет решение установить максимальную цену на новое изделие, которую только сможет выдержать рынок (продукция останется конкурентоспособной и будет успешно реализовываться на протяжении расчетного периода).

При стратегии "глубокого проникновения на рынок" (завоевании доли рынка) цены могут быть снижены до минимального уровня, при котором у производителя соблюдается неравенство .

Если в процессе эксплуатации новой разработки (нового изделия) происходит увеличение прибыли и снижение себестоимости выпускаемой продукции или работы (в организации применяющей новую разработку), годовой экономический эффект может быть рассчитан по формуле

,

где П а - годовая прибыль при эксплуатации имевшегося на предприятии изделия-аналога (станка, прибора, и т.п.);
Q - объем производства продукции (работ);
Q н - при эксплуатации новой разработки изделия;
Q а - при эксплуатации разработки изделия, имевшейся на предприятии);
З н, З а - себестоимость выпускаемой продукции соответственно при эксплуатации нового изделия и изделия-аналога;
К - дополнительные капиталовложения на новую разработку изделия;
Е н - норма рентабельности.

Определяя годовой экономический эффект, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых вариантов нового изделия и изделия-аналога по таким показателям, как:

Объем продукции (работы), производимой с помощью нового изделия;
- качественные параметры;
- фактор времени;
- социальные факторы производства и использования продукции.

Сопоставимость по показателям объема продукции, производимой с помощью нового изделия и изделия-аналога, рассмотрены раннее.

Необходимо также учитывать, что переход от единичного к серийному и массовому производствам значительно снижает себестоимость единицы продукции за счет уменьшения удельного веса условно-постоянных издержек и повышения уровня механизации процессов.

Изделие-аналог и вновь разрабатываемое изделие должны иметь качественную сопоставимость. В зависимости от назначения и условий его эксплуатации качественными показателями сопоставимости могут быть, например, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, потребляемая мощность, масса, габариты, точность, быстродействие, степень автоматизации и т.д.

Если изделие-аналог не обеспечивает выполнения какой-либо функции, которая имеется в новом изделии, то следует предусмотреть по нему добавочные средства, необходимые для доведения этого показателя до уровня нового изделия.

В проектируемых изделиях, показателей, которые необходимо учитывать при определении общего показателя качества, может быть несколько. Обычно определяют удельный вес важности каждого показателя в общей характеристике новой разработки. Затем они оцениваются по балльной системе (например, десятибалльной). Балльная оценка производится экспертным путем (табл. 6.6).

Интегральный показатель (коэффициент) качества (К и) нового изделия определяют по формуле

где n - число параметров изделия;
a i - весовой коэффициент важности i-го параметра;
b iн, b ia - значения данного параметра соответственно нового изделия и изделия-аналога, оцененные экспертами в баллах.

Расчет годового экономического эффекта при производстве новых изделий

Годовой экономический эффект при производстве (освоении) новых изделий Э г

,

где П ч - прибыль от реализации новых изделий после выплаты налогов и процентов за кредиты;
К - капитальные вложения.

В случае, когда новое изделие осваивается взамен изделия-аналога,

где - соответственно экономический эффект при производстве нового изделия и изделия-аналога.

Если капитальные вложения связаны с вводом основных фондов, при расчете годового экономического эффекта могут учитываться амортизационные отчисления (А г), тогда

В этом случае годовая рентабельность капитальных вложений на освоение новых изделий оценивается соотношением

Критерием принятия решения по освоению в производстве новых изделий является

(или ),

где и - соответственно срок окупаемости инвестиций: расчетный и нормативный .

Показатель экономического эффекта от производства новых изделий должен быть величиной положительной, что означает превышение рентабельности инвестиций (капиталовложений) над нормативом Е н.

При расчете при приведении доходов и затрат к одному моменту времени (t 0) нужно решить следующую задачу. Найти значение , при котором интегральный экономический эффект за расчетный период (срок экономической жизни инвестиций) Эи был бы равен нулю:

при ,

где - прибыль от реализации новых изделий t-го года;
- капиталовложения t-го года;
T - число лет жизненного цикла инвестиций;
J q - коэффициент дисконтирования.

Подробно этот метод расчета рассматривается в курсе "Анализ хозяйственной деятельности".

Учет фактора времени при оценке экономической эффективности НИР и ОКР

При выполнении экономических расчетов на этапах НИР и ОКР необходимо учитывать, что капиталовложения, как правило, осуществляются в годы, предшествующие началу производства новых изделий у изготовителя и предшествующих началу эксплуатации этих систем. Поэтому все показатели доходов и затрат считаются приведенными к одному моменту времени - первому году расчетного периода(началу изготовления или эксплуатации новых изделий). При необходимости такое приведение делают, деля показатели данного года на коэффициент дисконтирования Jq:

где t - число лет между годом t, к которому относится данный показатель, и годом "0" - первым годом расчетного периода.

При экономических расчетах показателей после расчетного года их приводят к расчетному "0" году путем умножения на коэффициент дисконтирования.

Определение издержек производства изделий на этапах НИР и ОКР

На этапах НИР и ОКР еще нет данных о технологии изготовления нового изделия, его трудоемкости и материалоемкости, поэтому определение издержек производства на этих этапах представляет известные трудности. В то же время комплексный экономический анализ как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации необходим для принятия решений о целесообразности новых разработок.

Ориентировочные расчеты издержек, в этих случаях ведутся путем установления аналогий между создаваемым изделием и ранее созданным на основе анализа его параметров, элементов и функций. Чаще всего себестоимость рассчитывается одним из следующих методов:

По удельным показателям;
- по удельным весовым затратам;
- балльным;
- корреляционным;
- нормативной калькуляции.

Метод удельных показателей

При расчетах по этому методу полагают, что издержки меняются пропорционально изменению определяющего параметра изделия (например, потребляемой мощности, производительности, быстродействию и т.п.).

Обычно применяются такие показатели, как себестоимость единицы веса, себестоимость, приходящаяся на единицу мощности, быстродействия, себестоимость одной функции и т.п.

Удельную себестоимость выбранного параметра укрупненно определяют на базе статистических данных изделия-аналога.

Себестоимость нового изделия З н определяется как произведение удельной себестоимости З уд на величину основного параметра нового изделия Х н:

Расчеты такого типа можно уточнить с помощью дифференцированных удельных показателей, таких как затраты на материалы З м.уд и трудоемкость t уд, приходящиеся на единицу основного параметра. Тогда

где С т - часовая тарифная ставка рабочего сдельщика (или часовая ставка рабочего повременщика);
- коэффициенты, учитывающие соответственно цеховые, заводские и внепроизводственные расходы.

Метод удельных весовых затрат

Этот метод основан на расчете одной из статей калькуляции себестоимости нового изделия прямым способом, например затрат на основные материалы и комплектующие изделия , и определении себестоимости нового изделия, исходя из допущения, что удельный вес этой статьи в структуре себестоимости нового изделия будет равен удельному весу этой статьи в структуре себестоимости изделия-аналога :

Метод баллов

Метод баллов основан на оценке условными баллами основных технических и эксплуатационных характеристик изделий, например по десятибалльной системе.

Процедура балльной оценки выполняется с помощью линейных графиков (рис. 6.8) или таблиц (табл. 6.6).

Рис. 6.8 График балльной оценки параметров A и B для двух видов материалов М с и М d (н - новое изделие; a - изделие-аналог)

Таблица 6.6

Таблица балльной оценки параметров Х i нового изделия (Н) и изделия-аналога (a)

Параметры X i Ед. изм Весовой коэфф.
важности а i
Новое изделие (Н) Изделие-аналог (а)
Числовое
значение
Число баллов b iн Значимость
Числовое
значение
Число баллов Значимость
Параметр X 1
Параметр X 2
. . .
Параметр X n
Итого

Баллы, установленные по каждому параметру экспертным путем, суммируют для нового изделия и изделия-аналога отдельно.

Расчет себестоимости нового изделия З н производят по формуле

,

где - ценностный множитель, полученный делением фактической себестоимости изделия-аналога За на сумму баллов, соответствующих его техническим характеристикам :

где а i - весовой коэффициент важности i-го параметра изделий.

Метод баллов применим на ранних стадиях проектирования для ориентировочных расчетов издержек только в случае сохранения принципа пропорциональной зависимости затрат от параметров.

Метод корреляции

Метод основан на корреляционной зависимости себестоимости от каких-либо параметров изделия.

Эта зависимость может быть выражена либо в виде линейного уравнения

либо в виде степенной зависимости (при криволинейной форме корреляционного поля)

При i=1, ..., n,

где З н - себестоимость;
х i - учитываемый параметр;
- постоянные, характеризующие степень влияния учитываемого параметра на себестоимость.

На основе статистических данных за 3-5 лет по производству изделий-аналогов можно определить тенденции изменения себестоимости и, если результаты НИР коренным образом не изменяют структуру и величину себестоимости, определить коэффициенты уравнения (методом наименьших квадратов).

Так, например, уравнения связи себестоимости З н (для группы полупроводниковых приборов) с трудоемкостью изготовления tшт, коэффициентом выхода годных К в.г, объемом производства Q и годом выпуска T имеет следующий вид:

Процесс установления корреляционных зависимостей является очень трудоемким, требует подбора большого статистического материала по изделиям-аналогам, но точность определения себестоимости затрат на ранних стадиях проектирования повышается.

Метод нормативной калькуляции

Метод нормативной калькуляции (см. тему 4, разд. 4.3) является самым точным методом определения себестоимости изделий, но отсутствие достоверных нормативных данных о фактических производственных затратах делает его невозможным на ранних стадиях проектирования.

Метод средней стоимости функциональных элементов

Метод основан на ограниченности набора функциональных элементов при изготовлении изделия и применяется в основном в приборостроении. Средняя стоимость некоторых классов функциональных элементов различается незначительно. Средние стоимости фазовых детекторов, модуляторов, триггеров УПТ и других элементов практически одинаковы для всей радиоаппаратуры. Это позволяет определить себестоимость изделия (прибора) З п суммированием стоимостей функциональных элементов с учетом их класса:

,

где n - число различных классов в данном приборе;
N i - число элементов одного класса;
S i - средняя стоимость функционального элемента;
З сб - затраты на общую компоновку и регулировку.

Значения n и N i чаще всего известны или могут быть определены на стадии эскизного проектирования. Среднюю стоимость функционального элемента определяют делением стоимости блока одного и того же i-го класса прибора-аналога на число функциональных элементов в приборе. Затраты, связанные с общей компоновкой, наладкой и регулировкой прибора, определяются любыми известными методами определения себестоимости. Суммарная погрешность отклонения фактической себестоимости от расчетной - не более 10 %, что вполне приемлемо для экономических расчетов на ранних стадиях проектирования.

Учет изменения цен при определении себестоимости (индексация стоимости)

Для определения общего уровня увеличения затрат необходимо определить частные индексы изменения цен на отдельные составляющие и учесть долю этих затрат в общих расходах. Сводный индекс изменения себестоимости I можно определить по формуле

где n - число отдельных составляющих;
- удельный вес материальных, трудовых расходов и(или) расходов на реализацию продукции и др. затрат;
- индекс изменения цен на материалы, потребительских цен, средней зарплаты, цен по реализации продукции и т.п.

При определении изменения себестоимости целесообразно учитывать только основные статьи затрат, то есть те расходы, которые непосредственно связаны с обеспечением выпуска продукции.

Расчет и сопоставление капитальных вложений по новым изделиям сравниваемых вариантов

Расчет капитальных вложений потребителя приведен ранее (разд. 4.5 темы 4).

Расчет и сопоставление удельных капитальных вложений

В тех случаях, когда годовая производительность новых изделий (например, приборов) в сопоставляемых вариантах не одинакова, следует сопоставить не абсолютные, а удельные величины капитальных вложений:

,

где k - удельные капитальные вложения в новом (k н) и прежнем (k a) варианте;
К - абсолютная величина капитальных вложений в новом (K н) и прежнем (K a) вариантах;
Q - годовая производительность изделия (Q н - нового; Q а - аналога).

6.6. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг)

При успешном завершении функциональных испытаний нового товара многие фирмы производят рыночные испытания (пробный маркетинг). Проблема проведения рыночных испытаний новых товаров зависит от многих факторов, главные из которых следующие:

Цели и ресурсы фирмы;
- вид товара, предполагаемый объем выпуска и тип рынка;
- степень достоверности маркетинговой информации и исследований;
- степень уверенности фирмы в конкурентном успехе нового товара на рынке;
- политика фирмы в отношении к риску;
- оценка временной задержки полного комплекса работ по созданию и освоению нового товара.

Решение вопросов о проведении (или не проведении) рыночных испытаний, а также решения, по какой конструкторской документации (опытного образца, серийного производства) и в каком производстве (опытном или серийном) будет изготовлена опытная партия нового товара для пробного маркетинга и следует ли приостановить или продолжить работы по подготовке производства до получения результатов рыночных испытаний - зависят от конкретных условий функционирования фирмы, ее целей, ресурсов, методов работы и политики.

Цель рыночных испытаний - испытания товара в условиях реального использования, выявление мнений, замечаний потребителей и торговых работников об особенностях его использования и проблемах продаж, а также определение размеров рынка и общий прогноз сбыта, т.е. производственной программы.

Результаты рыночных испытаний и их использование

Испытания в рыночных условиях дают руководству информацию для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма будет приступать к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы на окончание подготовки производства, затраты на капитальное имущество и освоение производства, затраты на каналы распределения и стимулирование сбыта нового товара. При этом она должна решить следующие главные вопросы - когда, где, кому и как продавать новый товар.

КОГДА. Первым принимается решение о своевременности выпуска нового товара на рынок. Если новый товар будет подрывать сбыт других подобных товаров фирмы или в его конструкцию можно внести дополнительные усовершенствования, вероятно, выпуск нового товара на рынок будет отложен.

ГДЕ. Принимается решение о реализации товара на определенных географических рынках или общенациональном или международном масштабах. При отсутствии достаточных уверенности, средств и возможностей для выхода с новым товаром на общенациональный рынок устанавливается временной график последовательного освоения рынков.

КОМУ. Выбираются наиболее выгодные рынки в группе осваиваемых и для их освоения сосредотачиваются усилия по стимулированию сбыта.

КАК. Разрабатывается план действий для последовательного вывода нового товара на рынки - план маркетинга.

Ответы на эти простые по форме, но чрезвычайно сложные по своей сути вопросы оказывают влияние на дальнейший ход подготовки производства и промышленное освоение новых товаров, так как определяют:

Производственную мощность фирмы;
- тип производства;
- производственную структуру;
- график производства по годам.

Предыдущая

Название и содержание стадий НИР в настоящее время российскими нормативными документами не регламентируется.

В СССР существовал ГОСТ 15.101-80 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения НИР. Основные положения", который регламентировал планирование и проведение НИР, предшествующих разработке новой продукции всех отраслей промышленности, кроме оборонной и пищевой.

Этот ГОСТ предусматривал следующие стадии НИР:

Разработка технического задания НИР.

Выбор направления исследований.

Теоретические и экспериментальные исследования.

Обобщение и оценка результатов исследований.

На этих стадиях выделяются следующие разделы.

Стадия 1 "Разработка технического задания НИР":

1. Цель и исходные данные для проведения НИР.

2. Стадии НИР.

3. Основные требования к выполнению НИР.

4. Способ реализации.

5. Перечень технической документации, предъявляемой после завершения НИР.

6. Порядок рассмотрения и приемки НИР.

7. Технико-экономическое обоснование.

Стадия 2 "Выбор направления исследований":

1. Составление аналитического обзора.

2. Формулирование нескольких возможных задач и их сравнительная оценка.

3. Выбор и обоснование принятого направления исследования.

4. Сопоставление ожидаемых показателей от внедрения НИР с лучшими объектами-аналогами.

5. Оценка экономической эффективности.

6. Разработка общей методики проведения НИР (программа и план-график работ).

Стадия 3 "Теоретические и экспериментальные исследования":

1. Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследования, обоснование допущений.

2. Выявление необходимости проведения экспериментальных исследований.

3. Разработка методики эксперимента, подготовка испытательного оборудования.

4. Проведение эксперимента, обработка полученных данных.

5. Сопоставление данных эксперимента с теоретическими исследованиями.

6. Корректировка теоретической модели объекта.

7. Проведение дополнительных экспериментов.

8. Проведение технико-экономических исследований.

Стадия 4 "Обобщение и оценка результатов исследований":

1. Обобщение всех стадий НИР. Оценка полноты исследований.

2. Проведение (при необходимости) дополнительных исследований.

4. Формулировка технических требований для технического задания на разработку новой продукции.

5. Составление и оформление отчета о НИР.

6. Рассмотрение результатов НИР и приемка работы.

Выделение стадий и разделов НИР в большинстве случаев определяется традициями научных коллективов. Так, например, на кафедре технологии переработки пластических масс УГЛТА при планировании и выполнении НИР предусматривают следующие обязательные разделы:


Уточнение целей и задач НИР.

Составление аналитического обзора.

Выбор и обоснование направления исследований.

Подготовка к проведению НИР.

Проведение НИР.

Обобщение и оценка результатов НИР.

Оформление и экспертиза результатов НИР.

У Вас может возникнуть вопрос: "Зачем нужно знать классификации разделов и стадий НИР? Ведь главное для науки - это хорошая идея!"

Несомненно, что без хороших идей нет хороших научных исследований. Однако довольно часто бывает, что великолепные идеи умирают только из-за того, что автор не знает, как их реализовать на практике. Поэтому успех научного исследования во многом зависит от знаний и навыков ("техники") планирования и проведения НИР.

Я не буду детально Вас знакомить со спецификой и рекомендациями по выполнению всех разделов НИР, а остановлюсь только на некоторых вопросах, которые наиболее часто встречаются на практике (в том числе и студенческой) и недостаточно четко изложены в литературе.

С чего начинать НИР? Рекомендуется начинать НИР с уточнения целей и задач всех этапов научного исследования, в том числе и собственно НИР, и после этого переходить к поиску информации и составлению аналитического обзора по теме исследования.

Пример. У Вас появилась идея получить лекарство против СПИДа из древесины дуба, которая, по известным данным, обладает антибактериологическим действием. Очевидно, что объем, содержание, сроки проведения и затраты на выполнение НИР будут существенно зависеть от конечной цели научного исследования (что Вы собираетесь получить после завершения научного исследования: промышленное производство нового лекарства или только способ его получения, защищенный патентом?). Только после уточнения конечных целей научного исследования рекомендуется переходить к плану составления аналитического обзора.

НИР – первая стадия НИОКР, где реально начинает создаваться научно-техническая база будущих инноваций. Как уже указывалось, основой НИР являются знания, накопленные за прошлые периоды развития. В то же время по окончании стадии НИР должна быть сформирована концепция конкретного продукта, технологии, бизнес-процессов. Таким образом, разработчик НИР, определяя основные направления исследований, решает главную стратегическую задачу сферы НИОКР – что будет делать фирма в дальнейшем.

В соответствии с постановкой задачи прикладной НИР ее обобщенные исходы могут иметь следующий характер:

Отрицательные результаты (например, вывод – создать новый образец техники не представляется возможным на основе исследованных научных направлений);

Промежуточные результаты (необходимо продолжить исследования);

Положительные результаты (на основе полученных в НИР результатов можно приступить к выполнению ОКР, в этом случае в состав итогового отчета по НИР включается проект технического задания на ОКР).

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований

Результаты исследований

Фундаментальные

Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области.

Поисковые

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

Прикладные

Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР

На основе фундаментальных и поисковых работ осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача - дать ответ на вопрос: Возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-80. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;

2) выбор направлений исследования;

3) теоретические и экспериментальные исследования;

4) обобщение и оценка результатов исследований.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице.

Этапы НИР

Состав работ

Разработка ТЗ на НИР

научное прогнозирование

Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований

Изучение патентной документации

Учет требований заказчиков

Выбор направления исследования

сбор и изучение научно-технической информации

Составление аналитического обзора

Проведение патентных исследований

Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка

Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач

Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов

Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции

Разработка общей методики проведения исследований

Составление промежуточного отчета

Теоретические и экспериментальные

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений

исследования

Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных

положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов

Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования

Проведение экспериментов, обработка полученных данных

Cопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями

Корректировка теоретических моделей объекта

Проведение при необходимости дополнительных экспериментов

Проведение технико-экономических исследований

Cоставление промежуточного отчета

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ

Оценка полноты решения задач

разработка проекта тз на окр

составление итогового отчета

приемка нир комиссией

Информационное обеспечение прикладной НИР

На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

Объект исследования;

Описание требований к объекту исследования;

Перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

Перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;

Технические решения (в прогнозных исследованиях);

Сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

Сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);

Сведения о материальных ресурсах;

Маркетинговые сведения;

Данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

Методы решения отдельных задач и обработки информации;

Общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

Проектируемые сроки обновления продукции;

Предложения лицензий и "ноу-хау" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация. Дополнительно используются:

Сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;

Данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;

Требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.

Предыдущая