Презентация на тему «Возрастная психология. Презентация на тему "возрастная психология как наука" Презентация основные понятия возрастной психологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН Понятие – возрастная педагогика. Объект и предмет возрастной педагогики. Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой. Аспекты возрастной педагогики. Понятие – возрастная психология. Разделы возрастной психологии. Теоретические задачи возрастной психологии. Практические задачи возрастной психологии. Понятие- возрастной кризис. Возраст, связанный с появлением кризисов. Сущность и понятие кризисной ситуации. Стадии развития кризисных ситуаций.

3 слайд

Описание слайда:

1.Возрастная педагогика – это особая группа педагогических наук, которая изучает учебно-воспитательную деятельность и ее особенности внутри разных возрастных групп. Она включает в себя: преддошкольную педагогику; педагогику дошкольного возраста; педагогику школы; андрогогику; педагогику высшей школы; педагогику взрослых.

4 слайд

Описание слайда:

2.Объект и предмет возрастной педагогики. Объектом возрастной педагогики выступает ребенок с момента его рождения до перехода в состояние взрослости. Возрастную педагогику по-другому называют педагогикой детства. Предмет возрастной педагогики включает методы, закономерности, средства, технологии организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах детства. «Детство» в педагогике тесно взаимосвязано с тем же понятием в психологии, так как базовой характеристикой понятия является возраст ребенка

5 слайд

Описание слайда:

Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой Существует несколько периодов детства: 1.дошкольное детство - когда у ребенка существует максимальная потребность в помощи взрослых людей для удовлетворения основных жизненных потребностей и минимальная возможность самозащиты от влияния среды; 2.младшее школьное детство - период, в который сохраняется помощь семьи в удовлетворении материально-биологических и эмоциональных потребностей ребенка, но при этом социально-познавательные потребности удовлетворяются по большей части школой, незначительной остается способность ребенка противостоять влияниям среды;

6 слайд

Описание слайда:

Существует несколько периодов детства: 3. старшее детство, когда сохраненными остаются материальная и эмоциональная семейные функции, а для удовлетворения познавательных и социальных потребностей школьника на первый план выходят педагоги и самообразование, самовоспитание, частичное самостоятельное удовлетворение материальных потребностей, полная юридическая дееспособность, максимальная способность противостоять влияниям среды.

7 слайд

Описание слайда:

Существует несколько периодов детства: 4. подростковое детство характеризуется высокой ролью семьи в удовлетворении материальных и эмоциональных детских потребностей, максимально возрастающей ролью образовательного учреждения и сверстников в удовлетворении потребностей социально-познавательного характера, ростом способности ребенка противостоять миру, возникновением юридической ответственности, формированием повышенной восприимчивости к отрицательным влияниям в области свободного общения.

8 слайд

Описание слайда:

Аспекты возрастной педагогики Возрастная педагогика концентрируется на следующих аспектах детства: - специфика психофизического развития; -основные виды педагогической деятельности; -доминанты психологического развития; -базовая педагогическая идея; -основные направления, технологии педагогической работы. Каждый их этих аспектов имеет специфическое содержание в каждый период детства.

9 слайд

Описание слайда:

Психолого-педагогические доминанты развития включают в себя ведущие мотивы поведения и деятельности, которые формируются на основе возрастных индивидуальных потребностей. В этом процессе обнаруживаются диалектические противоречия, являющиеся основой возникновения и развития данных потребностей. -Психофизическое развитие характеризует биологическую сферу становления личности. Оно выражается в возможности ребенка участвовать в определенных видах деятельности, которые развивают его физические и индивидуально-психологические качества, в возможностях общения, в творчестве, в соблюдении социальных норм и правил поведения, в его умении быть активным членом коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики.

10 слайд

Описание слайда:

Ведущие виды деятельности – это те, в которых более ярко проявляются возрастные и типологические особенности детей, мотивы его деятельности и поведения. В этих видах деятельности определяются условия, более благоприятные с точки зрения развития деятельности, факторы, тормозящие и угнетающие позитивную мотивацию, пути преодоления негативных факторов. -Базовая педагогическая идея отражает основную стратегическую цель педагогического процесса, который направлен на реализацию деятельности ребенка и детского коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики.

11 слайд

Описание слайда:

Основные направления и технологии педагогической деятельности строятся так, чтобы в жизнедеятельности детского коллектива была реализована основная педагогическая идея. Необходимо при этом учитывать законы учебно-воспитательного процесса, приемы, средства, методы организации общения. Обязательным является диагностика полученных результатов, прогнозирование основных тенденций развития личности ребенка и коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики

12 слайд

Описание слайда:

5.Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. -Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания - различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. -Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

13 слайд

Описание слайда:

6.Выделены следующие разделы возрастной психологии: -психология младенца, -психология раннего возраста, -дошкольная психология, -психология младшего школьника, -психология подростка, -психология юности, -психология среднего возраста, -психология старости (геронтопсихология).

14 слайд

Описание слайда:

7.Теоретические задачи возрастной психологии: - изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; - периодизация психического развития в онтогенезе; - изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.); - установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; - исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

15 слайд

Описание слайда:

8.Практические задачи возрастной психологии: - определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; - создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; - возрастная и клиническая диагностика; - выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; - наиболее оптимальная организация учебно - образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

16 слайд

Описание слайда:

9.Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

17 слайд

Описание слайда:

Некоторые особенности возрастного кризиса возрастные кризисы у детей длятся недолго; -для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке; -границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

18 слайд

Описание слайда:

10.Возраст, связанный с появлением кризисов - Кризис новорожденных. Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов; -Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

19 слайд

Описание слайда:

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов. Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

20 слайд

Описание слайда:

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

21 слайд

Описание слайда:

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников. Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек. Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде.

22 слайд

Описание слайда:

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания. Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

23 слайд

Описание слайда:

Кризис молодого возраста Связан прежде всего, с завышенными социальными стандартами и стремлением молодежи достичь успеха, на который их программирует общество. Стандарты современной молодежи существенно отличаютсяот жизненных приоритетов их родителей. Если родителей удовлетворял скромный, но постоянно растущий доход, наличие стабильной работы, то нынешние молодые люди средний достаток воспринимают как норму. Они тяготятся рутинной работой.Повсеместно распространенное явление в нашей стране – молодежь стремится работать меньше, а зарабатывать больше. Их требования часто не реалистичны – наличие творческой, хорошо оплачиваемой работы и при этом достаточная свобода действий. Столкновение с реальностью приводит к разочарованию, а затем к кризису.

25 слайд

Описание слайда:

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин. Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

26 слайд

Описание слайда:

11.Сущность и понятие кризисной ситуации Кризисная ситуация - это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

27 слайд

Описание слайда:

В практической психологии выделяют следующие стадии развития кризисных ситуаций: -первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем -дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными -еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников -если всё оказывается тщетным, наступает дезорганизация личности, повышается тревожность, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности -негативные или позитивные изменения, ведущие к деградации или развитию индивида, проходящего через кризисные ситуации






















1 из 21

Презентация на тему: Возрастная психология

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПСИХИКА – ЭТО СВОЙСТВО ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕКУ И ЖИВОТНЫМ СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ РЕАЛЬНОГО МИРА. СОЗНАНИЕ – ВЫСШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО – ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека. Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека. Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

№ слайда 9

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность. Необратимость - способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума»,- писал К. Коффка. Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума»,- писал К. Коффка. Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции». Рост - это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений - это рост»,- уточняет Д. Б. Эльконин. Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост - изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.

№ слайда 11

Описание слайда:

Возрастные изменения К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

№ слайда 12

Описание слайда:

Возрастные изменения Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возраст-ного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

№ слайда 13

Описание слайда:

Возрастные изменения Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

№ слайда 14

Описание слайда:

ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Области развития: - психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека; - психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности; - когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

№ слайда 15

Описание слайда:

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ Человек - это целостное и цельное образование. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность - на функциональном Человек как целостное образование - носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью. Человек как цельное образование - это проявление функционального в отношении структурного целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.

№ слайда 16

Описание слайда:

Рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей - это первый акт выделения себя. Рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей - это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты выделения ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных. Детство и отрочество завершаются вторым открытием «Я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества - формирование идентичности, создание целостного «Я». Жизнь человека от рождения к своему финалу - процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он при этом действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» (Фромм Э.)

№ слайда 17

Описание слайда:

ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя.

Описание слайда:

История возникновения возрастной психологии как науки Фридрих Тидеман 1787 год «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»: фиксация наблюдений за развитием мальчика 0-3 лет Адольф Куссмауль середина XIX в: описание поведения дошкольника А.Бен, И.Тен: описание особенностей развития речи своей дочери Фридрих Фрёбель: о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников К.Д.Ушинский, 1867 г. «Человек как предмет воспитания»: прежде чем учить ребенка, надо его узнать Ч. Дарвин 1877 г: развитие сына Френсиса Отцом детской психологии по праву считается немецкий ученый дарвинист Вильгельм Тьерри Прейер (1882): целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение «Душа ребенка» - описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет. Выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). Фридрих Тидеман 1787 год «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»: фиксация наблюдений за развитием мальчика 0-3 лет Адольф Куссмауль середина XIX в: описание поведения дошкольника А.Бен, И.Тен: описание особенностей развития речи своей дочери Фридрих Фрёбель: о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников К.Д.Ушинский, 1867 г. «Человек как предмет воспитания»: прежде чем учить ребенка, надо его узнать Ч. Дарвин 1877 г: развитие сына Френсиса Отцом детской психологии по праву считается немецкий ученый дарвинист Вильгельм Тьерри Прейер (1882): целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение «Душа ребенка» - описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет. Выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Предмет, объект возрастной психологии и психологии развития Объект – психическое развитие Предмет возрастной психологии – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности в определенный период Предмет генетической психологии (психологии развития) – механизмы возникновения психических процессов и их развитие Объект – психическое развитие Предмет возрастной психологии – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности в определенный период Предмет генетической психологии (психологии развития) – механизмы возникновения психических процессов и их развитие к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Теоретические и практические задачи возрастной психологии и психологии развития Теоретические задачи: 1.Выявление источников и движущих сил развития психики человека 2.Научное обоснование возрастных норм 3.Определение эталонов взрослости 4.Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды 5.Научное прогнозирование развития Практические задачи: 1.Оптимизация развития на основе использования возможностей обучения и воспитания 2.Контроль за развитием 3.Разработка, апробирование, адаптация методик исследования Теоретические задачи: 1.Выявление источников и движущих сил развития психики человека 2.Научное обоснование возрастных норм 3.Определение эталонов взрослости 4.Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды 5.Научное прогнозирование развития Практические задачи: 1.Оптимизация развития на основе использования возможностей обучения и воспитания 2.Контроль за развитием 3.Разработка, апробирование, адаптация методик исследования к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Основные категории и понятия возрастной психологии и психологии развития Филогенез – становление психических структур в ходе биологической эволюции Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни данного индивида Возраст – это относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику (умственный возраст, хронологический возраст, психологическийи т.п.) Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (преформированное и непреформированное) Зона ближайшего развития Филогенез – становление психических структур в ходе биологической эволюции Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни данного индивида Возраст – это относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику (умственный возраст, хронологический возраст, психологическийи т.п.) Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (преформированное и непреформированное) Зона ближайшего развития к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Понятия: детерминанты, факторы, условия, механизмы развития Детерминанта развития - совокупность причинных условий предпосылок, факторов Фактор - от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты Условие – благоприятные обстоятельства для развития чего-либо Предпосылка – предопределяющие условия Детерминанта развития - совокупность причинных условий предпосылок, факторов Фактор - от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты Условие – благоприятные обстоятельства для развития чего-либо Предпосылка – предопределяющие условия к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Условия психического развития нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта активность самого индивида нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта активность самого индивида к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Условия неполноценности развития (У.В. Ульенкова) Органические причины Дефицит общения Дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности Общая бедность микросреды Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг Органические причины Дефицит общения Дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности Общая бедность микросреды Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Виды активности (В.С.Мухина) Физическая активность: потребность в движении, предпосылки психической активности Психическая активность – потребность в познании мира и самого себя Социальная активность – изменения ситуации жизни и самоизменения с пользой для себя и других Физическая активность: потребность в движении, предпосылки психической активности Психическая активность – потребность в познании мира и самого себя Социальная активность – изменения ситуации жизни и самоизменения с пользой для себя и других к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Стратегии исследования психического развития в психологии развития Стратегия наблюдения Стратегия констатирующего эксперимента Стратегия формирующего эксперимента Стратегия наблюдения Стратегия констатирующего эксперимента Стратегия формирующего эксперимента к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Методы возрастной психологии Наблюдение Эксперимент Метод срезов и сравнительный метод Лонгитюдный метод Близнецовый метод Тестирование Беседа, анкетирование Анализ продуктов деятельности Наблюдение Эксперимент Метод срезов и сравнительный метод Лонгитюдный метод Близнецовый метод Тестирование Беседа, анкетирование Анализ продуктов деятельности к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна




Классификация периодизаций Л.С. Выготского 1.«К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» Пример: Р.Заззо 0-3 года - раннее детство; 3-5 лет - дошкольный возраст; 6-12 лет - начальное школьное образование; лет - обучение в средней школе; 17 и старше - высшее или университетское образование. 1.«К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» Пример: Р.Заззо 0-3 года - раннее детство; 3-5 лет - дошкольный возраст; 6-12 лет - начальное школьное образование; лет - обучение в средней школе; 17 и старше - высшее или университетское образование. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Классификация периодизаций Л.С. Выготского 2. «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» П.П.Блонский (от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). В.Штерн (Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности 2. «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» П.П.Блонский (от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). В.Штерн (Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна






Периодизация Л.С. Выготского 3. «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением пе-рейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». кризис новорожденности; младенчество (2 месяца 1 год); кризис одного года; раннее детство (13 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (37 лет) кризис семи лет; школьный возраст (812 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (141 7 лет); кризис 17 лет. 3. «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением пе-рейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». кризис новорожденности; младенчество (2 месяца 1 год); кризис одного года; раннее детство (13 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (37 лет) кризис семи лет; школьный возраст (812 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (141 7 лет); кризис 17 лет. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Деятельностная теория А.Н. Леонтьева Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: - элементарная сенсорная психика; - перцептивная психика (т. е. формирование образа); - стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде). В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность (внутри ее возникают и дифференцируются новые виды деятельности; формируются и перестраиваются психические процессы; формируются психические изменения личности) Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: - элементарная сенсорная психика; - перцептивная психика (т. е. формирование образа); - стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде). В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность (внутри ее возникают и дифференцируются новые виды деятельности; формируются и перестраиваются психические процессы; формируются психические изменения личности) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман: периодизация «В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности)» к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман: периодизация I.Оживление (от рождения до 12 месяцев) общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II.Одушевление (11 месяцев 6,5 лет) общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III.Персонализация (5,5 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV.Индивидуализация (1742 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». I.Оживление (от рождения до 12 месяцев) общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II.Одушевление (11 месяцев 6,5 лет) общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III.Персонализация (5,5 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV.Индивидуализация (1742 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Список источников 1.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 с 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 с 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Возрастная психология- отрасль психологии, изучающая
психологические изменения человека по мере
взросления.
Она состоит из трёх подотраслей:
геронтопсихологии, детской психологии, пре- и
перинатальной психологии.
Предмет - психику и человеческий организм во все
возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во
внимание биологические, антропологические,
социологические и психологические факторы,
влияющие на его развитие.

Психология развития (возрастная)
возникла в 1882 году.
Выход книги немецкого физиолога и
психолога Вильгельма Прейера «Душа
ребёнка», посвящённой детской
психологии.
В 20 гг. XX века психология развития
оформилась как отрасль
психологических знаний, как
самостоятельная наука.
Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540-1543 гг

Предмет психологии развития и возрастной психологии

Условия и движущие причины онтогенеза человеческой
психики
Развитие психических процессов (познавательных,
эмоциональных, волевых)
Развитие различных видов деятельности (активности)
Формирование качеств личности
Возрастные и индивидуальные психологические
особенности
Объект психологии развития - сложная динамическая
система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития - постижение
психологических явлений путём анализа их происхождения.
Это часть общей психологии.

Задачи психологии развития

Раскрытие общих закономерностей развития
Установление причин перехода от одной стадии к
другой
Периодизация возрастных периодов
Психологическая картина каждой стадии
Изучение ведущих факторов развития

Основные понятия

Развитие – движение от менее
совершенных форм к более
совершенным формам
существования материи.
Два свойства: 1. изменчивость,
2. - стремление к
совершенствованию
(улучшению).

Изменения бывают

Эволюционными –
медленными, необратимыми;
Революционными –
быстрыми, необратимыми;
Ситуационными – быстрыми
и обратимыми.
Виды развития: онтогенез,
филогенез, возрастное
развитие человека.

Возрастное развитие

Физическое развитие организма –
созревание.
Развитие психики - познавательной,
отражательной деятельности мозга.
Развитие ведущей деятельности, в которой
удовлетворяются все основные потребности
человека и формируются новообразования.

Условия нормального развития

Норма в развитии и
функционировании
нервной системы.
Сенсорные системы.
Внутренние органы и
системы.
Вовремя начатое
обучение и воспитание.

Психологический возраст

«…новый тип строения
личности и её деятельности, те
психические и социальные
изменения, которые впервые
возникают на данной
возрастной ступени и которые в
самом главном и основном
определяют сознание ребенка,
его отношения к среде, его
внутреннюю и внешнюю жизнь,
весь ход его развития в данный
момент» Л.С.Выготский

Психологический возраст

«Фактор возраста, который рассматривается в
психологических исследованиях, является в
действительности суммацией разнородных явлений
роста, общесоматического, полового и нервнопсихического созревания, зрелости и старения,
конвергируемых со многими сложными явлениями
общественно-экономического, культурного,
идеологического и социально-психологического
развития человека в конкретных исторических
условиях». Б.Г.Ананьев

Составляющие возрастно-психологического портрета человека

Составляющие возрастнопсихологического портрета
человека
Социальная ситуация развития – система
взаимоотношений ребенка со значимыми
для него лицами.
Деятельность – психика и формируется в
деятельности, и проявляется в ней.
Возрастные новообразования – достижения в
разных областях психической жизни
человека.

Закономерности развития

Единство биологического и социального
становления.
Р – появление новых качеств.
Р – этапностью, периодичностью.
Р – процесс последовательный,
поступательный.
Р – процесс гетерохронный.
Р – процесс динамический.
Р – процесс интегративный.

Свойства развития по Анциферовой

Сочетание прогресса и
регресса.
Скачкообразность.
Зигзагообразность.
Консервативность.
Переход стадий
развития в уровни.

Ранний возраст (1-3 лет)

Проблема речевого развития
ребенка.
Проблема достижения
ребенком автономии действий.
Проблема ограничения
самостоятельности и
инициативы.
Проблема овладения навыками
самообслуживания.

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Сфера взаимоотношений:
незнание или сознательное
игнорирование родителями
возрастных норм и необходимых
условий развития; завышение
требований к детям; дефицит
совместной деятельности и
общения с родителями;
выраженные различия
темпераментов или характеров
родителей и детей;
самостоятельность и инициатива
детей; трудности в общении со
сверстниками; ускоренное
развитие детей.

Дети с ослабленным здоровьем: хронические
заболевания, неврозы, патологии развития.
Готовность к школьному обучению:
проблемы на фоне хорошей готовности
интеллекта, социальная незрелость,
коммуникативные проблемы.

Младший школьный возраст

Адаптация к школе (режим дня,
классный коллектив,
взаимоотношения с учителем,
изменения домашней ситуации
ребенка).
Психогенная школьная
дезадаптация.
Психотравмирующими
факторами могут быть сам
процесс обучения
(дидактогения); «Больной
ребенок»; неправильное
отношение учителя к ученику
(дидаскалогения).

Несформированность элементов и навыков
учебной деятельности.
Низкая мотивация учения.
Неспособность произвольной регуляции
поведения, внимания, учебной деятельности.
Неумение приспособиться к темпу школьной
жизни.

Проблемы, с которыми обращаются родители:

Плохая успеваемость.
Индивидуальноличностные качества
ребенка.
Межличностные
отношения ребенка со
сверстниками.
Проблем нет, но нужен
совет, углубленная
диагностика,
уникальность ребенка и
т.д.

Особенности обследования младших школьников:

Проверка познавательных процессов.
Проверка обучаемости ребенка.
Особенности учебной мотивации, уровень
притязаний, интересы.
Проверка учебных навыков.
Эмоциональный компонент неуспеваемости.
Виды помощи родителей ребенку.
Сбор анамнеза.

Подростковый возраст

Основные проблемы возраста
(по И.В.Дубровиной):
Общение со сверстниками.
Подросток и взрослые.
Подросток – школьник.
Самопознание,
самоопределение,
самореализация.
Половое созревание и
психосексуальная
идентичность.

Юношеский возраст

Варианты взросления: диффузная
идентичность, предрешенный вариант
развития, проба ролей, зрелая идентичность.
Кризисы взросления: нарушение полового
развития, кризис авторитетов, переживание
отчуждения, нарциссические кризисы,
суицидальные попытки.

Поиск смысла
жизни.
Сочетание ближней
и дальней
перспективы.
Поиск понимания в
общении.
Расставание с
домом.
Кризис молодого
специалиста.
Аффективная
сфера.

Работа с юношами

Научить видеть проблему: индивидуальные
консультации, группы СПТ и т.д.
Психолог выступает в разных ролях: обеспечивает
поддержку и помощь, может быть посредником
между учителем и юношей, тренер, гид.
Отношения выстраиваются по вертикали и по
горизонтали.
Нельзя пользоваться одним типом отношений их
надо гибко менять.