Нормандское сражение. «Оверлорд» (операция)

Высадка англо-американских войск в Нормандии стала крупнейшей в истории морской десантной операцией, в которой приняли участие около 7000 кораблей. Во многом своим успехом она обязана тщательно проведенной подготовке.

Решение об открытии Второго фронта — крупномасштабном вторжении в Западную Францию — было принято президентом США Франклином Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. В январе 1943 года на конференции в Касабланке лидеры двух стран Антигитлеровской коалиции обсудили текущие проблемы вместе с членами Объединенного комитета начальников штабов США и Великобритании. Во исполнение принятого решения Генеральные штабы обеих стран сформировали рабочую группу во главе с британским генералом Фредериком Морганом, которая приступила к разработке плана будущей операции.

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД»

Подготовка операции, получившей название «Оверлорд» (Overlord), велась англо-американским командованием тщательно и масштабно. Было резко расширено производство десантных и противолодочных средств, спецтехники и необходимого при высадке вооружения, разработаны и построены чрезвычайно дорогие разборные искусственные гавани «Малберри», которые затем планировалось собрать на французском побережье. В Англии к местам предполагаемой погрузки были подведены специальные подъездные пути для техники. В конце мая 1944 года войска были сосредоточены в районах сбора, после чего были приняты чрезвычайные меры по обеспечению секретности. Сначала планировалось начать операцию в мае, но затем Бернард Монтгомери настоял на высадке десанта также и на полуострове Котантен (будущий участок «Юта»), поэтому пришлось несколько сдвинуть День «Д» — дату высадки. Верховный главнокомандующий войсками союзников в Европе, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, 8 мая 1944 года назначил окончательную дату — 5 июня. Но 4 июня погода неожиданно испортилась и высадку отменили. На следующий день метеорологическая служба доложила Эйзенхауэру, что 6 июня погода немного улучшится. Генерал приказал готовиться к высадке.

ДЕНЬ «Д»

Операция в Нормандии, получившая название «Нептун» (Neptune), была составной частью более масштабной операции «Оверлорд», которая предусматривала очищение от немецких войск всей Северо-Западной Франции. В ходе операции «Нептун» должна была произойти высадка на Нормандском побережье 156 000 военнослужащих британских и американских войск. Предварительно в первом часу ночи в тыл противника было заброшено 24 000 парашютистов, которые должны были вызвать панику в рядах противника и захватить стратегически важные объекты.

Основной этап операции — сама высадка британских и американских войск с кораблей — началась в 6:30 утра. Для десантирования командование союзников после долгих раздумий и дискуссий выбрало 80-километровый участок Нормандского побережья от устья реки Орн до коммуны Озвиль (кантон Монтбур района Шербур-Октевиль департамента Манш). Всего высадка производилась на пяти участках: на трех — «Голд» (Gold), «Джуно» (Juno) и «Суорд» (Sword) — высаживались войска 2-й британской армии, на двух — «Юта» (Utah) и «Омаха» (Omaha) — 1-й армии США.

ВЫСАДКА БРИТАНСКИХ ВОЙСК

На британских участках высаживалось 83 115 человек (в т. ч. 61 715 англичан, остальные — канадцы). На участке «Голд» британским войскам удалось со сравнительно небольшими потерями подавить оборонявшиеся здесь немецкие части и прорвать линию их укреплений.

То, что британским войскам на этом участке удалось успешно прорваться в глубь французской территории, во многом стало возможным благодаря использованию спецтехники — танков «Шерман», оснащенных бойковыми тралами Хоббарта для расчистки минных полей. На участке «Джуно» основная тяжесть боев легла на плечи канадцев, которые столкнулись с яростным сопротивлением 716-й немецкой пехотной дивизии. Тем не менее после тяжелого боя канадцам все же удалось закрепиться на береговом плацдарме, а затем оттеснить противника и установить контакт с британскими войсками, высаживавшимися на соседних участках.

Несмотря на то, что канадцам не удалось полностью выполнить поставленную задачу, на занятых позициях они закрепиться сумели и дальнейший ход операции под угрозу не поставили. На участке «Суорд» британские войска быстро смяли слабые части противника на побережье, но затем вышли ко 2-й, более прочной, линии обороны, где их продвижение застопорилось. Затем они были контратакованы моторизованными частями 21-й немецкой танковой дивизии. Хотя потери англичан были в целом невелики, главную задачу — взять французский город Кан — они выполнить не смогли, не дойдя до него всего шесть километров.

К концу Дня «Д», несмотря на отдельные неудачи, можно было констатировать, что высадка британских войск состоялась, причем потери для столь сложной операции были достаточно низкими.

День «Д»: американские сектора

Высадка американских войск 6 июня 1944 года проходила в сложных условиях, и в какой-то момент американское командование даже рассматривало вопрос об отмене операции и отводе уже высадившихся войск.

В американском секторе Нормандского побережья высаживались части 1-й армии США — всего 73 тысячи солдат, в т. ч. 15 600 десантников. В ходе первого этапа операции «Нептун» была осуществлена выброска воздушного десанта, которые составляли части 82-й и 101-й американских воздушно-десантных дивизий. Зона высадки — позади участка «Юта» на полуострове Котантен, севернее города Карантан.

УЧАСТОК «ЮТА»

Задачей американских десантников был захват дамб через затопленные немцами луга и мосты в районе городов Сент-Мер-Эглиз и Карантан. Им сопутствовал успех: немцы не ожидали здесь высадки и не готовились к серьезному отпору. В результате парашютисты вышли к намеченным целям, сковав противника у Сент-Мер-Эглиза. Этот городок и стал первым французским населенным пунктом, освобожденным в ходе Нормандской кампании.

Высадка морского десанта на участке «Юта» была проведена практически идеально. Сначала на позиции слабой 709-й немецкой стационарной дивизии обрушились снаряды главного калибра американских боевых кораблей. За ними последовала армада средних бомбардировщиков, полностью подорвав волю к сопротивлению и без того не слишком надежных подразделений противника. Ровно в 6:30, как и было предусмотрено планом, начали высаживаться части 4-й американской пехотной дивизии. Они подошли на несколько километров южнее запланированного участка, что сыграло им на руку — береговые укрепления здесь оказались значительно слабее. Одна за другой волны десанта высаживались на берег, сминая деморализованные немецкие части.

Потери американских войск на участке «Юта» составили всего 197 человек убитыми; даже потери флота США были больше — на минах подорвались и затонули эсминец, два пехотно-десантных катера и три малых танкодесантных корабля. При этом все поставленные перед войсками цели были достигнуты: на берег высадилось более 21 тысяч солдат и офицеров, 1700 единиц техники, был создан плацдарм 10 х 10 км и установлены контакты с американскими парашютистами и войсками на соседних участках.

УЧАСТОК «ОМАХА»

Если на участке «Юта» события развивались по плану, то на восьмикилометровом участке «Омаха», тянувшегося от Сен-Онорин-де-Перт до Вьервиль-сюр-Мер, ситуация была совершенно другой. Хотя и здесь немецкие войска (352-я пехотная дивизия) состояли в значительной степени из не имевших боевого опыта и плохо обученных солдат, они занимали достаточно хорошо подготовленные позиции вдоль побережья. Операция не заладилась с самого начала.

Из-за тумана корабельная артиллерия и бомбардировочная авиация, которые должны были подавить оборону противника, не смогли нащупать цели и никакого урона позициям немцев не нанесли. Вслед за ними начались трудности у экипажей десантных кораблей, которые также не смогли вывести их к запланированным целям. Когда же американские солдаты начали выбираться на берег, они попали под сильный огонь занимавших удобные позиции немцев. Потери начали стремительно расти, а в рядах высадившихся войск начала развиваться паника. Именно в этот момент командующий 1-й американской армией генерал Омар Брэдли пришел к выводу, что операция провалилась и собрался остановить высадку, а уже высадившиеся на «Омахе» войска эвакуировать с Нормандского берега. Лишь чудом операция «Нептун» не оказалась проваленной. Огромными усилиями американским саперам удалось пробить несколько проходов в обороне и минных полях противника, но у этих узких переходов сразу же образовались пробки- Столпотворение на прибрежной линии не давало высаживаться новым войскам.

70 лет назад, 6 июня 1944, тысячи солдат и офицеров готовились принять участие в операции, которая ознаменовала собой конец Второй мировой войны. Высадку союзников в Нормандии, в которой было задействовано более 130 тысяч военных, планировали больше года. К вечеру того “самого длинного дня” более 10 тысяч человек погибли, получили ранения и попали в плен. Эта операция стала крупнейшим морским сражением в мировой истории.

Вы можете познакомиться с самыми знаковыми и, в том числе, малоизвестными фактами той операции и увидеть редкие фотографии.

1. Смертельная репетиция “Дня Д”

28 июля 1944 года восемь кораблей с американскими пехотинцами и оборудованием на борту оставили берега британского Девона и начали репетицию запланированной высадки в Нормандии. Однако не все прошло гладко. Суда использовали радиочастоты, которые перехватили немецкие разведчики. Из-за плохо налаженной системы коммуникаций корабли стали легкой мишенью для подводных лодок гитлеровской армии. В итоге погибло около 800 человек.

Обеспокоенное утечкой секретной информации, командование армий государств-союзников заморозило все архивы данных. Следовательно, некоторые семьи так и не смогли выяснить, как погибли их близкие.

2. Искушение

В книге Джонатана Майо “День Д” рассказывается о необычном испытании, которое устроил своему воинскому подразделению подполковник Теренс Отвей. Он хотел быть уверенным, что перед высадкой солдаты не проболтаются о планируемой операции. Чтобы проверить солдат “на прочность”, Отвей попросил самых красивых девушек из воздушной эскадрильи пойти в паб, соблазнить военных, которые там отдыхали, и выведать тайну. Никто из военных не попал в ловушку.

3. О чем думал Черчилль накануне операции?


Уинстон Черчилль, блистательный оратор, известный умением убедить любую аудиторию, накануне “Дня Д” чувствовал себя не слишком уверенно. Своими страхами он поделился с женой: “Ты понимаешь, что завтра утром, когда ты проснешься, 20000 солдат уже никогда не проснутся? “ – спросил британский премьер.

4. Кодовые названия “ Дня Д”

При подготовке операции был использовано ряд кодовых названий. “Юта”, “Омаха”, “Голд” и “Сордо” обозначали пляжи на побережье Нормандии. “Нептун” – название самой
высадки, а “Оверлорд” – всей операции по освобождению Нормандии от нацистов. ‘Биго “ – кодовое название для тех, кто имел допуск на самом высоком уровне.

Эти секретные данные прятали за семью замками. Как перепугалось командование, когда, незадолго до начала операции, в Daily Telegraph напечатали кроссворд, содержащий целых пять кодовых названий, в том числе “Юта”, “Омаха” и “Нептун”. Британская разведка забила тревогу, подозревая, что таким образом кто-то пытается передать врагу секретную информацию. Однако обыски в доме автора кроссворда ничего не дали.

5. Кампания по дезинформации

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенность в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции “Оверлорд”.
Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена крупнейшая в истории дезинформационная операция (операция Fortitude).

Чтобы дезинформировать противника, союзные армии разработали фальшивые коды и планы операции.

Рано утром 6 июня в Нормандии и Па-де-Кале высадились отряды барабанщиков в военной формае. У них было специальное шумовое оборудование, которое имитировало звук стрельбы и воздушного налета. Этот эпизод вошел в историю под названием “Титаник”. Его главной целью было отвлечь внимание врага от основных сил союзников, высадившихся немного западнее этого места.

6. Что означает “Д” в термине “День Д”?

На протяжении многих лет люди задумывались, что же означает буква “Д” в названии “День Д”, под которым известна Нормандская операция.

“День Д” – это общепринятый в военном деле термин, которым обозначается день начала военной операции. Он использовался как до высадки союзников во Франции, так и после.

Военные термины “день Д” и “час Ч”, обозначают время начала какой-либо операции, реальный срок которой определить однозначно нельзя и где соблюдается режим строгой секретности.

Как правило, “Д” и “Ч” , заранее вообще неизвестны. Время начала действий сообщается в день наступления. В документах по планированию действий в течение военной операции время рассчитывается примерно следующим образом: время подготовки к операции – “Ч” минус XX часов XX минут, а все последующие действия – “Ч” плюс XX часов XX минут.

7. Письмо генерала Эйзенхауэра на случай поражения

Генерал США Эйзенхауэр написал письмо, которое должно бы было быть опубликовано в случае поражения.
“Высадка наших войск в зоне Шербург-Гавр не принесла успешных результатов и я отозвал наши войска. Мое решение нанести удар на данный момент основывается на информации, заслуживающей доверия. Наши морские и воздушные войска продемонстрировали небывалое мужество. Если кто-то и виноват в их поражении, то только я сам “, – говорилось в письме, которое генерал случайно подписал 5 июля, а не 5 июня.

8. Погода оказалась на стороне союзников

Первоначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, однако плохая погода заставила генерала Эйзенхауэра отложить операцию на сутки. Согласно документам Морской библиотеки США немецкое командование ожидало вторжения союзников в конце мая, когда была полная луна, прилив и слабый ветер. немного ветра. Когда в начале июня погода ухудшилась, немцы расслабились и потеряли бдительность. В этот момент метеослужба союзников дала благоприятный прогноз, и операция началась.

9. Взломать код “Энигмы”


В Германии шифровальный аппарат “Энигма” использовали с 1920 года. Уникальная машина создавала возможности для более чем двухсот триллионов комбинаций букв и считалась несокрушимой. Однако незадолго до высадки в Нормандии союзникам удалось разгадать код аппарата, и в Берлине об этом не узнали. Расшифрованные данные раскрыли координаты расположения гитлеровских войск в Нормандии и подтвердили, что немцы купились на дезинформацию о фальшивых планах высадки.

10. “Человек, который выиграл войну”

Генерал Дуайт Эйзенхауэр как-то сказал: “Эндрю Хиггинс – человек, который выиграл войну для нас”.
Так кто же он – Эндрю Хиггинс?

Хиггинс – гений -самоучка в области конструирования маломерных судов, который разработал и сконструировал десантные катера-амфибии, с помощью которых силы союзников пересекли Ла-Манш. “Если бы Хиггинс не создал эти суда, мы никогда не смогли бы высадиться на открытом пляже. Стратегия всей войны была бы совсем другой”.



Греция

Германия Германия

Командующие

Операция была крайне засекречена. Весной 1944 года в целях безопасности было даже временно прекращено транспортное сообщение с Ирландией. Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Операции предшествовала крупная операция по дезинформации противника о времени и месте вторжения войск союзников в 1944 году в Нормандии (операция Fortitude), в её успехе большую роль сыграл Хуан Пужоль .

Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США , Великобритании , Канады и французского движения Сопротивления . В мае и начале июня 1944 года войска союзников были сконцентрированы преимущественно в южных районах Англии возле портовых городов. Перед самой высадкой союзники перевели свои войска на военные базы, расположенные на южном побережье Англии, самой важной из которых был Портсмут . С 3 по 5 июня происходила погрузка на транспортные суда войск первого эшелона вторжения. В ночь с 5 на 6 июня десантные корабли были сосредоточены в проливе Ла-Манш перед высадкой морского десанта. Точками высадки были преимущественно пляжи Нормандии , получившие кодовые названия «Омаха », «Сорд », «Джуно », «Голд » и «Юта ».

Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря. Высадка производилась несколько суток, как днём, так и в ночное время.

Битва за Нормандию продолжалась более двух месяцев и заключалась в основании, удержании и расширении береговых плацдармов силами союзников. Она закончилась освобождением Парижа и падением Фалезского котла в конце августа 1944 года.

Силы сторон

Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «B» (командующий генерал-фельдмаршал Роммель) в составе 7-й и 15-й армий и 88-го отдельного корпуса (всего 39 дивизий). Её основные силы были сосредоточены на побережье пролива Па-де-Кале , где немецкое командование ожидало высадки противника. На побережье Сенской бухты на 100-км фронте от основания полуострова Котантен до устья р. Орн оборонялось всего 3 дивизии. Всего в Нормандии у немцев находилось около 24 000 человек (к концу июля немцы перебросили в Нормандию подкрепления, и их численность выросла до 24 000 человек), плюс ещё около 10 000 на остальной территории Франции.

Экспедиционные силы союзников (верховный главнокомандующий генерал Д. Эйзенхауэр) состояли из 21-й группы армий (1-я американская, 2-я британская, 1-я канадская армии) и 3-й американской армии - всего 39 дивизий и 12 бригад. ВМС и ВВС США и Великобритании имели абсолютное превосходство над противником (10 859 боевых самолётов против 160 у немцев [ ] и свыше 6000 боевых, транспортных и десантно-высадочных судов). Общая численность экспедиционных сил составляла свыше 2 876 000 чел. Позже это число увеличилось до 3 000 000 и продолжало увеличиваться, так как в Европу регулярно прибывали новые дивизии из США. Численность сил десанта в первом эшелоне составляла 156 000 человек и 10 000 единиц техники .

Союзники

Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников - Дуайт Эйзенхауэр .

  • 21-я группа армий (Бернард Монтгомери)
    • 1-я канадская армия (Харри Крирар)
    • 2-я британская армия (Майлс Демпси)
    • 1-я американская армия (Омар Брэдли)
    • 3-я американская армия (Джордж Паттон)
  • 1-я группа армий (Джордж Паттон) - сформирована для дезинформации противника.

В Англию прибывали и другие американские части, которые позже сформировали в 3, 9 и 15-ю армии.

Также в Нормандии принимали участие в боях польские части. На кладбище в Нормандии, где покоятся останки погибших в тех сражениях, захоронено примерно 600 поляков .

Германия

Верховный главнокомандующий немецкими войсками на Западном фронте - генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт .

  • Группа армий «B» - (командующий генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель) - на севере Франции
    • 7-я армия (генерал-полковник Фридрих Долльман) - между Сеной и Луарой ; штаб в Ле-Мане
      • 84-й армейский корпус (командующий генерал от артиллерии Эрих Маркс) - от устья Сены до монастыря Мон-Сен-Мишель
        • 716-я пехотная дивизия - между Каном и Байё
        • 352-я моторизованная дивизия - между Байё и Карантаном
        • 709-я пехотная дивизия - полуостров Котантен
        • 243-я пехотная дивизия - северная часть Котантена
        • 319-я пехотная дивизия - острова Гернси и Джерси
        • 100-й танковый батальон (вооруженный устаревшими французскими танками) - около Карантана
        • 206-й танковый батальон - к западу от Шербура
        • 30-я подвижная бригада - Кутанс , полуостров Котантен
    • 15-я армия (генерал-полковник Ганс фон Зальмут , впоследствии генерал-полковник Густав фон Цанген)
      • 67-й армейский корпус
        • 344-я пехотная дивизия
        • 348-я пехотная дивизия
      • 81-й армейский корпус
        • 245-я пехотная дивизия
        • 711-я пехотная дивизия
        • 17-я авиаполевая дивизия
      • 82-й армейский корпус
        • 18-я авиаполевая дивизия
        • 47-я пехотная дивизия
        • 49-я пехотная дивизия
      • 89-й армейский корпус
        • 48-я пехотная дивизия
        • 712-я пехотная дивизия
        • 165-я резервная дивизия
    • 88-й армейский корпус
      • 347-я пехотная дивизия
      • 719-я пехотная дивизия
      • 16-я авиаполевая дивизия
  • Группа армий «G» (генерал-полковник Йоханнес фон Бласковиц) - на юге Франции
    • 1-я армия (генерал от инфантерии Курт фон Шевалери)
      • 11-я пехотная дивизия
      • 158-я пехотная дивизия
      • 26-я моторизованная дивизия
    • 19-я армия (генерал от инфантерии Георг фон Зодерштерн )
      • 148-я пехотная дивизия
      • 242-я пехотная дивизия
      • 338-я пехотная дивизия
      • 271-я моторизованная дивизия
      • 272-я моторизованная дивизия
      • 277-я моторизованная дивизия

В январе 1944 года была сформирована подчинявшаяся непосредственно фон Рундштедту танковая группа «Запад» (с 24 января до 5 июля 1944 года ею командовал Лео Гейр фон Швеппенбург , с 5 июля по 5 августа - Генрих Эбербах), преобразованная с 5 августа в 5-ю танковую армию (Генрих Эбербах , с 23 августа - Йозеф Дитрих).

План союзников

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенности в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции «Оверлорд». Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена серия крупнейших дезинформационных операций - операция Bodyguard , операция Fortitude и другие. Бо́льшую часть плана высадки союзных войск продумал британский фельдмаршал Бернард Монтгомери .

Разрабатывая план вторжения в Западную Европу, командование союзников изучало все её атлантическое побережье. Выбор места высадки определялся по различным причинам: мощность береговых укреплений противника, расстояние от портов Великобритании, и радиус действий истребителей союзников (так как флоту союзников и десанту требовалась поддержка авиации).

Для высадки десанта наиболее подходили районы Па-де-Кале , Нормандии и Бретани , так как остальные районы - побережье Голландии, Бельгии и Бискайского залива - были слишком удалены от Великобритании и не удовлетворяли требованию снабжения морским путём. В Па-де-Кале укрепления «Атлантического Вала» были самыми мощными, так как немецкое командование считало, что это наиболее вероятное место высадки союзников, поскольку оно ближе всего к Великобритании . Командование союзников отказалось от высадки в Па-де-Кале. Бретань была менее укреплённой, хотя находилась сравнительно далеко от Англии.

Оптимальным вариантом, по-видимому, было побережье Нормандии - там укрепления были мощнее, чем в Бретани, но не столь глубоко эшелонированные, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем до Па-де-Кале , но меньше, чем до Бретани. Немаловажным фактором было и то, что Нормандия находилась в радиусе действия истребителей союзников, а расстояние от английских портов соответствовало требованиям, необходимым для снабжения войск морским транспортом. В связи с тем что в операции планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри », на начальном этапе союзникам не требовался захват портов, вопреки мнению германского командования. Таким образом, выбор был сделан в пользу Нормандии.

Время начала операции определялось соотношением между приливом и восходом солнца. Высадка должна произойти в день при минимальном уровне прилива вскоре после восхода солнца. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений в полосе прилива. Такие дни были в начале мая и в начале июня 1944 года. Вначале союзники планировали начать операцию в мае 1944 года, но из-за разработки плана высадки ещё одного десанта на полуострове Котантен (сектор «Юта») дату высадки перенесли с мая на июнь. В июне было только 3 таких дня - 5, 6 и 7 июня. Датой начала операции выбрали 5 июня. Однако из-за резкого ухудшения погоды Эйзенхауэр назначил высадку на 6 июня - именно этот день и вошёл в историю как «День Д».

После высадки десанта и укрепления его позиций войска должны были произвести прорыв на восточном фланге (в области Кана). В указанной зоне должны были сосредоточиться вражеские силы, которым предстояла бы длительная битва и удерживание со стороны канадских и британских армий . Таким образом, связав вражеские армии на востоке, Монтгомери предполагал прорыв по западному флангу американских армий под командованием генерала Омара Брэдли , которые опирались бы на Кан. Атака должна была пройти на юг до Луары , что помогло бы повернуть по широкой дуге к Сене возле Парижа за 90 дней.

Монтгомери сообщил свой план полевым генералам в марте 1944 года в Лондоне . Летом 1944 года военные действия проводились и проходили согласно этим указаниям, но благодаря прорыву и быстрому продвижению американских войск в ходе операции «Кобра» форсирование Сены началось уже к 75-му дню операции.

Высадка и создание плацдарма

Пляж Сорд. Саймон Фрейзер, лорд Ловат, командир 1-й британской бригады коммандос, высаживается на берег со своими солдатами.

Американские солдаты, высадившиеся на пляже Омаха, продвигаются вглубь континента

Аэрофотосъёмка местности на полуострове Котантен в западной части Нормандии. На фотографии изображены «живые изгороди» - бокаж

12 мая 1944 года союзная авиация провела массированные бомбардировки , в результате которых было уничтожено 90 % заводов, производящих синтетическое горючее . Немецкие механизированные части испытывали острый дефицит топлива, потеряв возможность широкого манёвра.

В ночь на 6 июня союзники под прикрытием массированных ударов авиации высадили парашютный десант : северо-восточнее Кана 6-ю британскую воздушно-десантную дивизию, а севернее Карантана - две американские (82-ю и 101-ю) дивизии.

Британские десантники были первыми из войск союзников, кто ступил на землю Франции в ходе Нормандской операции - после полуночи 6 июня они высадились к северо-востоку от города Кана, захватив мост через реку Орн, чтобы противник не мог перебрасывать по нему подкрепления к побережью.

Американские десантники из 82-й и 101-й дивизий высадились на полуострове Котантен в западной части Нормандии и освободили город Сент-Мер-Эглиз , первый город во Франции, освобождённый союзниками.

К исходу 12 июня был создан плацдарм протяжённостью 80 км по фронту и 10-17 км в глубину; на нём находилось 16 дивизий союзников (12 пехотных, 2 воздушно-десантные и 2 танковые). Немецкое командование к этому времени ввело в бой до 12 дивизий (в том числе 3 танковые), ещё 3 дивизии были на подходе. Немецкие войска вводились в бой по частям и несли большие потери (к тому же надо учитывать, что немецкие дивизии по численности были меньше союзных). К концу июня союзники расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20-40 км в глубину. На нём было сосредоточено свыше 25 дивизий (в том числе 4 танковые), которым противостояли 23 немецкие дивизии (в том числе 9 танковых). 13 июня 1944 года немцы безуспешно контратаковали в районе города Карантана, союзники отразили атаку, форсировали реку Мердер и продолжили наступление на полуостров Котантен.

18 июня войска 7-го корпуса 1-й американской армии, наступая к западному побережью полуострова Котантен, отрезали и изолировали немецкие части на полуострове. 29 июня союзники овладели глубоководным портом Шербур , и тем самым улучшили своё снабжение. До этого союзники не контролировали ни одного крупного порта, и в бухте Сены действовали «искусственные гавани» («Mulberry»), через которые происходило всё снабжение войск. Они были очень уязвимы из-за неустойчивой погоды, и командование союзников понимало, что им нужен глубоководный порт. Взятие Шербура ускорило прибытие подкреплений. Пропускная способность этого порта составляла 15 000 тонн в сутки.

Снабжение войск союзников:

  • К 11 июня на плацдарм прибыли 326 547 человек, 54 186 единиц техники и 104 428 тонн материалов снабжения.
  • К 30 июня более 850 000 человек, 148 000 единиц техники, и 570 000 тонн материалов снабжения.
  • К 4 июля численность высаженных на плацдарм войск превысила 1 000 000 чел.
  • К 25 июля численность войск превысила 1 452 000 чел.

16 июля Эрвин Роммель был тяжело ранен, когда ехал в своём штабном автомобиле и попал под огонь британского истребителя. Водитель машины погиб, а Роммель получил тяжёлые ранения, и его заменил на посту командующего группой армий «B» фельдмаршал Гюнтер фон Клюге , которому пришлось также заменить смещённого главнокомандующего немецкими войсками на западе Рундштедта . Фельдмаршал Герд фон Рундштедт был смещён из-за того, что требовал от германского генерального штаба заключить перемирие с союзниками.

К 21 июля войска 1-й американской армии продвинулись в южном направлении на 10-15 км и заняли город Сен-Ло , английские и канадские войска после ожесточённых боёв овладели городом Каном . Командование союзников в это время разрабатывало план по прорыву с плацдарма, так как плацдарм, захваченный в ходе Нормандской операции к 25 июля (до 110 км по фронту и глубиной 30-50 км ), был в 2 раза меньше того, который предусматривалось занять по плану операции. Однако в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации оказалось возможным сосредоточить на захваченном плацдарме достаточно сил и средств для проведения в последующем крупной наступательной операции в Северо-Западной Франции. К 25 июля численность войск союзников уже составляла более 1 452 000 человек и продолжала непрерывно увеличиваться.

Продвижению войск сильно мешали «бокажи » - живые изгороди , посаженные местными крестьянами, которые за сотни лет превратились в непреодолимые препятствия даже для танков, и союзникам приходилось придумывать ухищрения для преодоления этих препятствий. Для этих целей союзники использовали танки M4 «Шерман» , к днищу которых прикреплялись острые металлические пластины, срезавшие «бокажи». Немецкое командование рассчитывало на качественное превосходство своих тяжёлых танков «Тигр » и «Пантера » перед основным танком союзных войск M4 «Шерман». Но танки здесь уже мало что решали - всё зависело от ВВС: танковые войска вермахта становились лёгкой мишенью для господствующей в воздухе авиации союзников. Подавляющая часть немецких танков была уничтожена штурмовиками союзников P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt . Превосходство союзников в воздухе решило исход битвы за Нормандию.

В Англии размещалась 1-я группа армий союзников (командующий Дж. Паттон) - в районе города Дувра напротив Па-де-Кале , чтобы у немецкого командования создалось впечатление, что союзники собираются нанести главный удар именно там. По этой причине в Па-де-Кале находилась 15-я немецкая армия, которая ничем не смогла помочь 7-й армии, нёсшей большие потери в Нормандии. Даже через 5 недель после «Дня Д» дезинформированные немецкие генералы считали, что высадка в Нормандии является «диверсией», и всё ждали Паттона в Па-де-Кале с его «группой армий». Здесь немцы допустили непоправимую ошибку. Когда они поняли, что союзники их обманули, то было уже поздно - американцы начали наступление и прорыв с плацдарма.

Прорыв союзников

План прорыва в Нормандии - операция «Кобра» - был разработан генералом Брэдли в начале июля и 12 июля представлен вышестоящему командованию. Целью союзников был прорыв с плацдарма и выход на открытую местность, где они могут использовать своё преимущество в мобильности (на плацдарме в Нормандии их продвижение затрудняли «живые изгороди» - бокаж , фр. bocage ).

Плацдармом для сосредоточения американских войск перед прорывом стали окрестности города Сен-Ло, который был освобождён 23 июля. 25 июля более 1000 американских орудий дивизионной и корпусной артиллерии обрушили на противника более 140 тысяч снарядов. Кроме массированных артиллерийских обстрелов, для прорыва американцы также использовали поддержку ВВС. Немецкие позиции 25 июля подверглись «ковровой» бомбардировке самолётами «B-17 Flying Fortress » и «B-24 Liberator ». Передовые позиции немецких войск возле Сен-Ло оказались практически полностью уничтожены бомбардировкой. Образовалась брешь во фронте, и через неё 25 июля американские войска, используя своё превосходство в авиации, совершили прорыв в районе города Авранша (операция «Кобра») на фронте шириной в 7000 ярдов (6400 м). В наступлении на таком узком участке фронта американцы задействовали более 2000 единиц бронетехники и быстро прорвались через образовавшуюся в немецком фронте «стратегическую дыру», наступая из Нормандии на полуостров Бретань и в регион Страна Луары . Здесь наступающим американским войскам уже так не мешали бокажи, как это было севернее, в прибрежных районах Нормандии, и они использовали своё превосходство в мобильности на этой открытой местности.

1 августа была сформирована 12-я группа армий союзников под командованием генерала Омара Брэдли , в её состав вошли 1-я и 3-я американские армии. 3-я американская армия генерала Паттона совершила прорыв и за две недели освободила полуостров Бретань , окружила немецкие гарнизоны в портах Брест, Лориан и Сен-Назер. 3-я армия вышла к реке Луаре , достигнув города Анже, захватила мост через Луару, а затем направилась на восток, где достигла города Аргентана. Здесь немцы не могли остановить продвижение 3-й армии, поэтому они решили организовать контратаку, что также стало для них грубейшей ошибкой.

Завершение Нормандской операции

Разгром немецкой бронеколонны во время операции «Люттих»

В ответ на прорыв американцев немцы попытались отрезать 3-ю армию от остальных частей союзников и перекрыть их линии снабжения, захватив Авранш. 7 августа они предприняли контрудар, известный как операция «Люттих» (нем. Lüttich ), который закончился сокрушительным провалом.

Первый удар был нанесен по Мортену в районе высоты 317. Мортен был захвачен, но дальше дела у немцев пошли плохо. 1-я американская армия удачно отражала все атаки. В район боевых действий подтягивались 2-я английская и 1-я канадская армии с севера и 3-я армия Паттона с юга. Немцы предприняли несколько атак на Авранш, но так и не смогли прорвать оборону противника. 3-я армия Паттона, обойдя противника, атаковала с юга во фланг и тыл наступающих на Авранш немецкие войска в районе Аргентана - войска 15-го американского корпуса под командованием Уэйда Хэйслипа, после быстрого продвижения по региону Страна Луары , вошли в соприкосновение с противником в районе Аргентана, атаковав его с юга и юго-востока, то есть с тыла. Далее к 15-му корпусу присоединились другие американские части, наступавшие с юга. Атака американских войск с юга поставила немецкую 7-ю и 5-ю танковую армии под реальную угрозу окружения, и вся система немецкой обороны Нормандии развалилась. Брэдли заявил: «Такая возможность открывается командиру раз в столетие. Мы собираемся уничтожить вражескую армию и дойти до самой германской границы»



Нормандская операция, или операция «Оверлорд» - стратегическая операция Союзников по высадке войск во Франции, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

Операция открыла Западный (или т. н. «второй») фронт в Европе во Второй мировой войне. До сих пор является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.
Нормандская операция осуществлялась в два этапа:
  • Операция «Нептун» - кодовое имя начальной фазы операции «Оверлорд» - началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля;
  • Операция «Кобра» - прорыв и наступление по территории Франции была осуществлена союзниками сразу по завершении первой фазы

Британские военные с надувным макетом американского танка M4 «Шерман» на юге Англии.

Взвод чернокожих американских солдат в городе Вьервилль-сюр-Мер (Vierville-sur-Mer) готовится к поиску снайпера, засевшего неподалеку.
Сержант и солдат слева вооружены карабинами М1, солдат по центру - винтовкой М1 Гаранд.

Расчет зенитной пушки на транспорте Береговой охраны США во время высадки в Нормандии.
На фото слева - матрос 3-го класса Джон Р. Смит (John R. Smith), справа - Дэниэл Кашоровски (Daniel J. Kaczorowski).
Джон Смит участвовал в высадках в Африке, Сицилии и Италии.

Учения-репетиция высадки союзников в Нормандии. Проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-20, выброшенный на берег штормом во время высадки союзников в Нормандии. Корабль получил пробоину в днище. Позже был переправлен в Великобританию и отремонтирован.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-21 во время высадки союзников в Нормандии
Этот корабль принадлежал к спасательной флотилии ВМС США и занимался спасением солдат с потопленных или поврежденных десатных кораблей.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-1 швартуется к десантному кораблю #549 в день высадки союзников в Нормандии в районе пляжа Омаха.

Американские солдаты направляются на десантные суда перед высадкой в Нормандии в одном из портов Великобритании.

Американский солдат у своего товарища, раненного во время высадки на пляже Омаха.

Вид на пляж «Омаха». Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США выбираются на на пляж «Омаха» под обстрелом.
Фотокорреспондент журнала «Life» Роберт Капа сошел на берег «Омаха» вместе с первыми десантниками, высаживавшимися здесь под ураганным огнем береговой обороны немцев. Оказавшись под обстрелом, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы не попасть в прицел немецких пулеметчиков. Он чудом не погиб. Из снятых в тяжелейших условиях ста с небольшим кадров получилось только восемь - остальные испортил лаборант журнала, спешивший поскорее проявить пленку для нового номера. Но эти восемь нерезких снимков десантников, выбирающихся из воды на берег под обстрелом, стали знамениты на весь мир. Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг, снимая свой фильм «Спасение рядового Райна», не только воспроизвел эти кадры на экране, но и попытался передать эффект размытости изображения, снимая некоторые сцены трясущейся камерой и убрав с объективов защитную пленку от брызг.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США укрываются от обстрела за противотанковыми «ежами» на пляже «Омаха».

Американский солдат в воде на пляже «Омаха» под обстрелом.

Выведенный из строя немецким артогнем десантный катер USS LCI(L)-93 стоит на мели на пляже «Омаха». Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег.

Британский танк «Кромвель» (Cromwell Mk IV) командира 1-й польской танковой дивизии Станислава Мачека (Stanis?aw Maczek) в Скарборо, Англия. Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Летное поле Гринхем Комн, Беркшир, Англия (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом (Robert Cole). За спиной Эйзенхауэра стоит его морской помощник Гарри Батчер (Harry Butcher). Фото сделано перед погрузкой парашютистов в самолеты накануне «Дня Д» на летном поле Гринхем Комн (Беркшир, Англия) (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Впоследствии подполковник Коул был награжден Медалью Почета за штыковую атаку на «Аллее Пурпурного Сердца» («Purple Heart Lane») недалеко от Карентана, Нормандия. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года.
Фото частично повреждено цензурой (замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него).

Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс (Slapton Sands) в Англии.

На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда (Sommerfeld Tracking), которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов.

В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» («Bessie»), оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники.

На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года. В 2000 году он был выкуплен США и сейчас служит мемориалом кораблям этого класса в Эвансвилле штат Индиана (Evansville, Indiana).

Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта.

Немецкие парашютисты из 6-го парашютно-десантного полка на развалинах города Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise) в Нормандии.

Командующий немецкой группой армий «В» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует укрепления Атлантического вала близ французского города Сангат (Sangatte) у мыса Белый Нос (Cap Blanc Nez) на побережье пролива Па-де-Кале. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.

Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919.

Немецкие военнопленные, сдавшиеся при высадке американцев в Нормандии, несут своих раненых в американский полевой госпиталь. Справа вверху грузовик-амфибия Dukwi. Пляж Сен-Лоран-сюр-Мер.

Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии.
Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand. Слева виден миномет.

Крайний слева - первый сержан Сэнди Мартин (1sg Sandy Martin) (будет убит во время высадки), перед ним рядовой первого класаа Фрэнк Локвуд (PFC Frank E. Lockwood), в центре Джозеф Маркович (Joseph J. Markowitz), крайний справа - капрал Джон Лошиаво (Cpl. John B. Loshiavo).

Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии.

Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок (Pointe du Hoc), примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха. Некоторые пленные переодеты в гражданское.

Американские десантные корабли типа LCI(L) пересекают Ла-Манш на пути к Нормандии, к сектору Юта. Ближайшие в левой колонне LCI(L)-96 и LCI(L)-325, в правой - LCI(L)-4. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов.

Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию.

Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии.

Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг - принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня.

Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные.

Медик из 3-го батальона, 16-го пехотного полка, 1-й пехотной дивизии армии США идет по полосе прибоя и руководит оказанием помощи раненым товарищам, укрытым за скалами.

Американское подкрепление движется к пляжу «Омаха». С борта десантного катера хорошо видно, как на холм уже поднимаются люди и техника с захваченного берега.
Фото сделано 6 июня 1944 года ровно в полдень.

Солдаты 16-го пехотного полка (1-я пехотная дивизия) рядом со своими ранеными товарищами, одному из которых переливают плазму. Пляж «Омаха».

Американские десантники в десантном катере LCVP 6 июня 1944 года, перед высадкой в Нормандии.

Санитары американской 4-й американской пехотной дивизии оказывают помощь раненым 8-го пехотного полка на пляже Юта. Дуги на касках (синие в оригинале) у двух бойцов позади указывают на то, что они относятся к 1-й специальной инженерной бригаде (Engineer Special Brigade). То, что они находятся здесь, вероятно, означает, что раненых готовят к эвакуации на корабли.

6 июня 1944 года в 8:30 во время следования к месту высадки на пляже Омаха, десантный катер LCI(L)-85 подорвался на мине и получил сильные повреждения. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар.
Около 12:00 к нему подошел транспорт АРА-26 «Samuel Chase», который снял раненых и уцелевших с LCI(L)-85. Эвакуация была завершена в 13.30, а в 14:30 катер затонул (место неизвестно). Фото снято около 14.00 после завершения эвакуации людей.
По другим данным, катер был поврежден немецкой артиллерией и сам смог подойти к транспорту для пересадки уцелевших людей.

Тела германских парашютистов из 6-го парашютно-десантного полка, убитых в бою с американскими десантниками из 82-й дивизии.
Битва за город Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise).

Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане - дульный тормоз орудия одной из «Пантер».

Солдаты 352-й пехотной дивизии вермахта, оборонявшей пляж «Омаха» в Нормандии тренируются незадолго до «Дня Д» - высадки войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. На переднем плане пулеметчик с ручным пулеметом MG-42.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» в Нормандии - месте высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции.

Канадский солдат рядом с двумя немецкими пленными, захваченными канадскими войсками на пляже «Юнона» во время высадки. Пленные сидят у противотанковой стены.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» (Juno Beach) во время высадки в Нормандии.

Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» («Stormont, Dundas & Glengarry Highlanders»), входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI(L)-299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу.

Подготовка к операции «Оверлорд». На переднем плане три американских солдата в БТР M3A1, оснащенном пулеметом M2 50-го калибра. Начало июня 1944 года.

Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция.

Раненые американские солдаты из состава 1-ой пехотной дивизии. Район Фокс Грин к востоку от Кольвиль-сюр-Мер, сектор «Omaha Beach».

Союзные войска обустраивают лагерь на отбитом у немцев побережье Нормандии.

Английские штурмовые десантные катера типа LCA (landing craft, assault), в том числе №№-521, 1377, доставляют войска на десантный корабль в ходе подготовки к высадке в Нормандии. Южное побережье Англии, неподалеку от порта Уэймут (Weymouth).
Катера приписаны к войсковому транспорту «Принц Бодуэн» («Prince Baudouin»). На борту катеров военнослужащие 5-го батальона рейнджеров 5-го корпуса 1-й американской армии, которые будут высаживаться в секторе «Омаха», на участке «Dog Green».

Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA (landing craft, assault) в порту Уэймут (Weymouth). Дальше стоят пехотно-десантные корабли типа LCI(L) (landing craft, infantry (large)) №№- 497, 84 и тяжелый десантный катер LCH (landing craft, heavy) №-87.

Американские рейнджеры проходят контрольную палатку офицеров службы тыла, где получают горячий кофе и пончики перед погрузкой на корабли. Порт Уэймут (Weymouth) , Англия.
Погрузка рейнджеров на корабли началась за пять дней до начала операции «Оверлорд» 01 июня 1944 из соображений секретности.

Американские десантники выбираются из воды на пляж Омаха.

Десантный катер LCVP с группой солдат передового отряда 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США приближается к зоне высадки Омаха.

Панорамный вид на пляж «Омаха». Войска союзников выгружают технику и грузы на захваченный и уже «обустроенный» плацдарм. Высаживается американская 2-я бронетанковая дивизия - первая танковая дивизия, высаженная в Нормандии.

Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка (82-я воздушно-десантная дивизия) рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства.

Американские десантники высаживаются с десантных катеров на пляж «Юта» в Нормандии.

Высадка войск союзников с десантных катеров на пляже «Омаха» под ожесточенным пулеметным огнем немцев. На снимке запечатлен момент начала высадки подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США. Высадка этих десантников производилась с транспортного судна «Сэмюэл Чейз» (USS» «Samuel Chase» (APA-26) посредством десантных катеров LCVP. Авторское название фото – «Челюсти смерти» («The Jaws of Death.»).

Омаха-бич, наши дни

При подготовке материала активно использовались сайты:

Во время Второй мировой войны (1939-1945) с июня 1944 года по август 1944 года происходила битва за Нормандию, которая освободила союзников Западной Европы от контроля нацистской Германии. Операция носила кодовое название «Оверлорд». Она началась 6 июня 1944 года, (этот день назвали День-Д), когда около 156 тысяч американских, британских и канадских сил высадились на пять пляжей, растянувшихся на 50 миль укрепленного побережья французского региона Нормандия.

Это была одна из самых больших военных операций в мире и потребовала масштабного планирования. До Дня-Д союзники провели крупномасштабную операцию по дезинформации противника, призванную ввести в заблуждение немцев о предполагаемой цели вторжения. К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе.

Подготовка к Дню-Д

После начала Второй мировой войны с мая 1940 года Германия оккупировала северо-западную Францию. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами (которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию) рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать.

В ноябре 1943 года , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил (1891-1944) возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники. Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий.

В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969) был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале (самое узкое место между Великобританией и Францией), а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест.

Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями.

Задержка высадки в Нормандии из-за погоды

5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки. Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд». Он сказал войскам: «Вы отправляетесь в Великий Крестовый поход, который все мы готовили много месяцев. Взгляды всего мира устремлены на Вас».

Позже в тот же день более 5 тысяч кораблей и десантно-высадочных средств, перевозящих войска и орудия, вышли из Англии по проливу во Францию, а для прикрытия и поддержки вторжения с воздуха вылетело более 11 тысяч самолетов.

Десантирование в День-Д

На рассвете 6 июня десятки тысячи десантников и парашютистов были заброшены во вражеский тыл, перекрыв мосты и выезды. Десант высадился в 6:30 утра. Британцы и канадцы тремя группами легко преодолели участки пляжей «Голд», «Джуно», «Сорд», американцы ― участок «Юта».

Армия США и союзников столкнулась с ожесточенным сопротивление немецких солдат на участке «Омаха», где потеряли более 2 тысяч человек. Несмотря на это концу дня 156 тысяч союзных войск успешно штурмовали пляжи Нормандии. По некоторым оценкам, в День-Д погибло более 4 тысяч солдат союзников, и около тысячи были ранены или пропали без вести.

Нацисты отчаянно сопротивлялись,но 11 июня, пляжи полностью перешли под контроль армии США, и в Нормандию огромными потоками хлынули солдаты Американской армии 326 тысяч челоек, 50 тысяч автомобилей и около 100 тысяч тонн снаряжения.

В немецких рядах царило замешательство ― генерал Роммель был в отпуске. Гитлер предполагал что это хитроумный маневр, которым Эйзенхаур хочет отвлечь Германию от атаки к северу от Сены и отказался направить близлежащие дивизии, для контратакующих действий. Подкрепления находились слишком далеко, что вызвало бы задержку.

Он также колебался, подтягивать ли на помощь танковые дивизии. Эффективная авиационная поддержка наступления союзников, не давала немцем поднять головы, а подрыв ключевых мостов заставил немцев сделать крюк в несколько сотен километров. Огромную помощь оказала корабельная артиллерия, которая беспрестанно утюжила берег.

В последующие дни и недели союзная армия с боями пробивались через залив Нормандии, фашисты уже тогда понимали всю плачевность своего положения, поэтому сопротивлялись невероятно отчаянно. К концу июня союзники захватили жизненно важный порт Шербур, что позволило им беспрепятственно перебрасывать войска, в Нормандии дополнительно прибыло 850 тысяч человек и 150 тысяч автомобилей. Армия была готова продолжить свое победное шествие.

Победа в Нормандии

К концу августа 1944 года союзники подошли к реки Сене, Париж был освобожден, а немцы были выбиты с северо-запада Франции ― битва при Нормандии была фактически завершена. Перед войсками открылась дорога на Берлин, где они должны были встретиться с войсками СССР.

Вторжение в Нормандию стало важным событием в войне против нацистов. Атака США позволила свободнее вздохнуть советским войскам на восточном фронте, Гитлер был психологически сломлен. Следующей весной, 8 мая 1945 года, союзники официально приняли безоговорочную капитуляцию нацистской Германии. Неделей раньше, 30 апреля, Гитлер совершил самоубийство.