Начало правления ивана калиты век. Основные даты жизни и деятельности ивана калиты

Попасть в историю можно по-разному. Так что не всякий имеет право на добрую память только на том основании, что про него написано в учебниках истории. Примеров тому тьма в истории новейшей и новой. А если углубляться в толщу веков, то число персонажей легендарных, которым заслуги или недостатки были приписаны впоследствии, возрастает едва ли не по экспоненте.

Московский князь Иван Данилович (ок.1283 — 1340) по прозвищу КалитА недавно был причислен к лику местных московских святых. Впрочем, это почтение не соответствует реально невеликому значению деятельности этого князя. Он мало чем отличался от других князей того времени. Величание Ивана Калиты больше связано с тем, что впоследствии Москва превратилась в столицу Московского царства. То есть этакое посмертное награждение.

Подчеркивание роли Ивана Калиты в процессе становления русской государственности началось в 1880-е годы, когда сформировалась та история государства Российского, которую впоследствии изучали в гимназиях, а потом (с некоторыми изменениями) и в советских школах. Окончательное закрепление «прогрессивного» образа произошло в год 800-летия Москвы, в 1948 году. Даже прозвище Калита, то есть «кошель», данное князю сейчас толкуют двояко. То ли жаден был князь Иван и все греб под себя, то ли щедрым был необычайно. Посему носил на поясе кошелек, дабы всякого встречного нищего милостыней одарить. В первый вариант, честно говоря, верится больше.

У князя Ивана Даниловича был старший брат - Юрий Данилович. Юрий управлял Москвой до 1319 года, после чего перебрался в Новгород. Юрий Данилович был великим князем, то есть старшим среди всех, правивших на Руси. Право на великое княжение давал ярлык, знак который получал от хана Золотой Орды один из его русских вассалов.

До смерти брата в 1325 году Иван Данилович являлся как бы его заместителем на Москве. По завещанию ему досталось Московское княжество и великокняжеский ярлык.

Великокняжеский ярлык давал право его владельцу собирать дань в пользу Золотой Орды со всех русских княжеств. Раньше это делали приезжие сборщики, баскаки. Теперь сбор дани становился как бы внутренним делом русских князей, а великий князь отвозил собранное в Орду. То есть, если не говорить возвышенных слов, великому князю русские княжества давались на откуп. В Орде интересовались фиксированным, заранее установленным, платежом. Сколько же дани собирал князь со своих - это никого не касалось. Ясно, что собирать можно было и больше положенного, оставляя себе значительный излишек. Конечно же при этом Москва становилась гораздо богаче прочих русских княжеств.

Иван Данилович пользовался поездками в Орду, чтобы завоевать расположение правившего в то время хана Узбека. Ему это удавалось и великокняжеский ярлык оставался в его руках.

То, что в Москву сборщики дани из Орды не приезжали, делало это княжество более спокойным, чем другие, куда баскаки то и дело наведывались. Поэтому в города, находившиеся под рукой Ивана Калиты переезжали люди из других местностей. Дань здесь приходилось платить бОльшую, но жизнь была куда как более предсказуемой и - не побоимся этого слова - стабильной. Таким образом, жестокая, бесчестная и хитрая политика Ивана Калиты привела к тому, что Москва возвысилась над прочими княжествами Руси. Этому же способствовал перевод в 1325 году из Владимира в Москву митрополичьей кафедры. Благодаря этому Москва становилась не только экономическим, но и духовным центром русских земель.

Главным соперником Ивана Калиты был тверской князь Александр Михайлович. Географическое положение Твери было не хуже, чем у Москвы. К Великому Новгороду, практически независимому от Орды торговому центру, и тогдашнему «окну в Европу» Тверь была даже ближе, чем Москва. О значении Твери рассказано в статье «В чем заслуга Михаила Тверского перед Русью?», опубликованной 24.04.2015.

Иван Калита сделал все, чтобы повергнуть соперника. Когда в 1327 году в Твери был убит посол ордынского правителя Чолхан (Щелкан, как называли его русские), великий князь Московский немедленно отправился в Орду, и выразил готовность наказать виновных. В ответ на столь благородное желание, хан Узбек продлил ярлык на великое княжение, выданный Ивану Калите, а также дал 50 тысяч человек войска для карательных операций против Тверского княжества. Тверь была разгромлена, тверской князь бежал сначала в Новгород, потом в Псков, и наконец в княжество Литовское. Разоренный же город получил брат прежнего князя, Константин.

Позже, в 1340 году аналогичную карательную миссию Иван Калита выполнил против Смоленского князя Ивана Александровича.

Князь Иван Калита был дважды женат и от двух жен имел семеро детей. Он выгодно выдал замуж своих дочерей. Они стали женами князя Ярославского и князя Ростовского. При этом хитрый тесть условием свадебных договоров поставил возможность полностью распоряжаться уделами зятьев. Рязань и Углич Иван Калита купил (недаром же деньгу собирал!). Присоединение же Новгорода к своим владениям князю не удалось. Видать, и войско новгородское было крепким, и жизненные силы Ивана Калиты уже иссякали. Все-таки, 57 лет для тех времен был возраст солидный.

После смерти Ивана I Калиты в 1340 году московский престол унаследовал его старший сын Симеон Иванович Гордый.

Полезные ссылки:

Князь Московский (1325-1340), великий князь Владимирский (1328-1340).

Иван I Данилович Калита родился предположительно около 1283 года в семье удельного князя Московского (1261-1303), младшего сына .

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи под 1296 годом в связи с поездкой в . В начале XIV века его уделом был . В 1305 году Иван Данилович разбил под Переславлем войско тверского боярина Акинфа, пытавшегося захватить город. В 1303-1325 годах Иван Данилович неоднократно замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Золотой Орде и в Новгороде.

Княжение Ивана I Даниловича в началось после гибели князя Юрия Даниловича в 1325 году.

В 1327 году Иван I Данилович вместе с другими русскими князьями принял участие в походе на золотоордынских карательных отрядов и в подавлении там народного восстания против татар. В награду за это он в 1328 году получил от хана Золотой Орды Узбека Костромское княжество, а также право контролировать Новгород.

В 1328 году Иван I Данилович добился у хана Узбека ярлыка на великое княжение Владимирское. Правление Ивана I Даниловича ознаменовалось годами спокойствия для всей Северо-Восточной Руси. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек отказался от присылки баскаков в русские земли, поручив сбор податей с населения Ивану I Даниловичу. Это привело к обогащению московского князя (отсюда его прозвище «Калита» - денежный мешок). Накопленные средства Иван I Калита израсходовал на покупку земель и сел у своих соседей. Им были приобретены , и . И хотя в этих городах в XIV веке правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Иван I Калита беспощадно расправлялся со своими политическими противниками. В своих целях он использовал влияние церкви. В его правление митрополит «всея Руси» Петр покинул и переехал в Москву, сделав ее своей резиденцией. Петр способствовал Ивану I Калите в проведении политики централизации русских земель.

Иван I Калита обнес Московский Кремль стеной из дуба. При нем были построены первые каменные здания и Архангельского соборов. Им был также перенесен на новое место Свято-Данилов монастырь.

Иван I Калита скончался в Москве 31 марта 1340 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Деятельность Ивана I Калиты заложила основу будущего политического и экономического могущества Москвы и способствовала экономическому подъему Руси.

Случайность всё время играет в прятки с неизбежностью. Четвёртый из пяти сыновей Даниила Московского, князь Иван, казалось, не имел ни-каких шансов занять отцовский трон. В лучшем случае он мог рассчитывать на крошечный удел внутри Московского княжества , а в худшем — на роль «безудельного» князя, вечного порученца своего могущественного старшего брата. Однако судьба распоряди-лась по-иному. Три старших сына Даниила (Юрий, Борис, Афана-сий) умерли, не оставив наследников. Неожиданная гибель Юрия в Орде сделала Ивана московским князем. А ещё через два года новый поворот «колеса Фортуны» — тверской мятеж — вознёс его на престол великого князя Владимирского (21 ноября 1325 года). Теперь этот уже немолодой, но всё ещё ничем не отличившийся внук Алексан-дра Невского имел возможность показать, чего же он на самом деле стоит...

Внешняя политика Ивана Калиты

Главной заслугой Ивана Калиты современники и потомки счи-тали установление долгожданного мира и порядка в Северо-Восточ-ной Руси. В те годы, когда он был великим князем владимирским (1328-1340), прекратились опустошительные набеги на русские земли. Не было их и при его сыновьях Семёне Гордом и Иване Красном . Страна жила спокойной, мирной жизнью . Росли города, увеличивалось население, копились силы для будущих побед над «погаными».

Вот что говорит об этом летописец: «Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать хри-стиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского, и была с тех пор тишина великая по всей Русской земле».

Конечно, «великая тишина» не легко далась князю Ивану. Ему приходилось постоянно ездить к хану Узбеку, чтобы отвозить дань и ублажать подарками всех «сильных людей» в Орде. Каж-дая такая поездка продолжалась несколько месяцев и связана была с тяжкими физическими и моральными испытаниями. Не меньше сил отнимал и сам сбор дани в обнищавших русских землях. Ведь после тверского восстания 1327 г. ордынцы передали это трудное и опасное дело в руки великого князя владимирского. Местным князьям предписано было вовремя передавать ему причитавшиеся с них суммы и не иметь прямых контактов с Ордой. Однако они постоянно нарушали оба условия.

Для выполнения всех своих обязательств перед Ордой великий князь должен был найти правильный тон в отношениях с Новгородом. Это была настоящая «война нервов». Строптивые новгородцы под разны-ми предлогами уклонялись от уплаты своей доли ордынской дани. Ещё труднее было собрать с них внеочередные, чрезвычайные нало-ги, которые время от времени требовал хан. По отношению к Новго-роду Иван Калита успешно применял политику кнута и пряника. Он то пугал новгородскую знать вторжением своих войск, то задабривал её щедрыми подарками и почестями.

Внутренняя политика Ивана Калиты

Важной частью внутренней политики Ивана Калиты была борьба со всякого рода преступлениями. По сообщению летописи, он «избавил Русскую землю от воров и от разбойников». Есть основания полагать, что великий князь расправился не только с теми «разбойниками», ко-торые гнездились по лесам и грабили купеческие обозы, но и с теми «ворами» из числа местной знати, которые расхищали собранную с населения ордынскую дань.

Архитектура

Религия

Иван Калита был дальновидным правителем. Он понимал, что военно-политические успехи Москвы будут прочными лишь тогда, когда под них будет заложена идейная база. Иными словами, Москве нужна была своя идея, своё знамя . В ту религиозную эпоху подоб-ную задачу можно было решить только при содействии церкви.

В 1299 г. митрополит Максим перенёс свою резиденцию из разорён-ного Киева во Владимир-на-Клязьме. Но и там он не обрёл покоя. Преемник Максима митрополит Пётр (1308-1326) постоянно пере-езжал из одной области своей обширной митрополии в другую. В по-следние годы жизни он обосновался в Москве. Иван Калита выстроил для святителя новое подворье и всячески выражал ему своё почтение. Довольный благочестием князя, митрополит Пётр своими руками за-ложил первый камень в основание московского Успенского собора.

Он отдал свои личные средства на строительство и завещал по-хоронить себя в этом храме.

Иван Калита добился того, что уже вскоре по кончине митро-полит Пётр был признан святым. Гробница с его святыми моща-ми, находившаяся в особом приделе Успенского собора Московского Кремля, стала главной святыней Москвы.

Целью церковной политики Ива-на Калиты было превращение Москвы в религиозную столицу Руси. И в этом он имел успех. Преемник Петра митрополит Феогност (1328-1353) большую часть времени проводил в Москве, которую счи-тал своей основной резиденцией. А следу-ющий митрополит, Алексей (1354-1378), вообще был коренным москвичом. Материал с сайта

Прозвище «Калита»

Князь Иван Данилович был человеком глубоко ре-лигиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старал-ся умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выхо-дя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — знаменитую калиту. Насмешливый московский люд за-метил эту привычку. Отсюда и родилось оригинальное прозвище — Калита.

Иван I Данилович Калита (рожд. ок. 1283 или 1288 г. – смерть 31 марта 1340 г.) – сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского, князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

Что известно о Иване Калите

Иван Калита большую часть времени проводил в стольном граде небольшого Московского удела, много занимался хозяйственными делами, семьей. Согласно летописи, его супругу звали Еленой. Некоторые историки считают, что она была дочь смоленского князя Александра Глебовича.

Считается, что с первой женой Иван прожили счастливой супружеской парой. 1317 год, сентябрь — у них появился первенец – Симеон. 1319 год, декабрь — родился второй сын – Даниил. В памяти москвичей Калита остался как строитель, расширивший и укрепивший Москву.


Иван Данилович слыл христолюбивым человеком, ища дружбу и поддержку у церковных иерархов. Особенное почтение он оказывал митрополиту Петру, который все чаще наведывался в Москву. Один из самых авторитетных и популярных людей на Руси Петр обосновался в Москве в своем подворье в 1322 году, для него был выстроен новый обширный «двор» в восточной части Московского Кремля. Петр и Иван Калита много времени проводили в беседах. Именно здесь московский удельный князь начал превращаться в «собирателя Руси» Ивана Калиту. После гибели Юрия в 1325 году Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости.

Путь к престолу

Калита восседал на московском престоле с 1325-го по 1340 год. Прозвище его – Калита, т. е. денежный мешок, мошна. Иван Калита был одним из самых сильных и богатых князей на Руси. На протяжении долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже XIII–XIV вв., согласно летописи, Иван был наместником в Новгороде, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.

Не следует считать, что укрепление Москвы началось только после прихода к власти князя Ивана Даниловича. Еще в 1304 году старший брат Ивана князь Юрий Московский совершил завоевательный поход на Можайск, в котором принимали участие и его младшие братья, в том числе и Иван. Как результат этого похода на слабого соседа стало присоединение Можайского удела к Москве. Можайск был важным территориальным приобретением Москвы. Это был немаленький по тем меркам город, располагавшийся у истоков Москвы-реки. Он давал возможность московским купцам успешно вести торговлю, пополняя и княжескую казну.

Московский Кремль при Иване Даниловиче Калите

Правление

В первом же году своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра на постоянное жительство. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр поспособствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестокий правитель, в то же время умный и упорный в достижении намеченных целей. Он ладил с татаро-монгольским ханом Узбеком, неоднократно ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. 1327 год — Иван принимал участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

Первая, длительная поездка в Золотую Орду, которая продлилась около полутора лет, дала князю очень много. Он основательно познакомился с ханским двором, завел многочисленные полезные знакомства, познал обычаи и уклад жизни татар и их правителей. Скорей всего, младший брат русского великого князя произвел на хана Узбека хорошее впечатление. За полтора года его проживания в Орде хан Узбек успел хорошо присмотреться к молодому русскому князю и прийти к выводу, что он идеально соответствует политическим видам Орды на состояние Руси, самого богатого данника и самого опасного в силу своего возрождения.

Иван Калита, раздающий милостыню

«Великая тишина»

1332 год — Калита добился у Узбека ярлыка на Владимирское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой Калита собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также при помощи татар он устранил многих своих политических соперников – других князей. Основанием этой «великой тишины» в Московском государстве стал исправный сбор ордынской дани.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь гнева хана, татары прекратили совершать набеги на Русь. Узбек даже не стал присылать своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Калита накопил большие богатства.

В.О. Ключевский высоко оценил «великую тишину», которую смог создать Иван Калита: «…многочисленные русские князья холопствовали перед татарами и дрались друг с другом. Но подросли внуки, сверстники Ивана Калиты, и начали присматриваться и прислушиваться к необычным делам в Русской земле. Тогда как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое срединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краев Русской земли потянулись туда и простой люд.

В то же время московские князьки, братья Юрий и Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская в ход против врагов все доступные средства, ставя в игру все, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее владимирское княжение, и при содействии самой Орды смогли отбить его у соперников. Тогда же устроилось так, что и русский митрополит, живший во Владимире, стал жить в Москве, придав этому городку значение церковной столицы Русской земли.

И как только произошло все это, все почувствовали, что татарские опустошения прекратились и наступила давно не испытанная тишина в Русских землях. По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за 100 лет рабства удалось вздохнуть свободно, и любила украшать память этого князя благодарной легендой. Так в первой половине XIV века подросло поколение, выросшее под впечатлением этой тишины, которое начало отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарах. Не зря представителя этого поколения, сына великого князя Ивана Калиты, Симеона современники прозвали Гордый. Это поколение и почувствовало ободрение, что скоро забрезжит свет».

Деятельность Ивана Калиты

Ордынский хан отблагодарил Ивана за сбор дани – в состав его владений вошла Сретенская половина Ростовского княжества.

Ивану было дано право сбора недоимок с Ростовской земли. Учинив в городе Ростове настоящий погром, княжеские воеводы Василий Кочева и Мина смогли собрать недоимки.

Московские князья и ранее, имея свободные деньги, скупали земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Калита постоянно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он пускал на приобретение территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков, Белоозеро). И хоть в этих городах правителями были местные князья, они, по сути, были только наместниками московского князя.

В Москве возвели дубовый Кремль, который защищал не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве он построил Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенскую церковь, а при ней открыл монастырь. В Переяславле-Залесском Иваном был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

Успенский собор при великом князе Иване Калите

Начало единодержавия. Итоги правления

Годы правления Калиты стали эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами.

Согласно летописи, князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Калита был крупным политическим деятелем своей эпохи. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Им был введен в действие земледельческий закон и установлен новый порядок наследования. После смерти князя великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. Со времени княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.

При князе получил окончательное воплощение новый принцип строения государства – принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, в независимости от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу брали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

Во время правления Ивана Даниловича приобрело международный политический вес и начало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии – Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, как видно, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения.

Наследие

Иван Данилович заложил основы могущества Московского княжества. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, смог добиться от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это поспособствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.

По завещанию Ивана Калиты Московское княжество делилось между его сыновьями Семеном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семен Гордый.

Скончался великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита 31 марта 1341 года в Москве. Он был погребен в Архангельском соборе Кремля.

– великий князь владимирский (1328–41), князь московский, первый собиратель Северо-Восточной Руси. В борьбе с другими князьями Иван Калита часто пользовался помощью татар. Еще при жизни своего брата Юрия Даниловича Иван принимал участие в управлении московским княжеством. В 1304 Иван оборонял недавно присоединённый Москвой Переяславль от тверских князей. Три дня Переяславль держали в осаде тверские полки боярина Акинфа. На четвертый день пришедший из Москвы боярин Родион Несторович, ударил тверичам в тыл, а Иван сделал вылазку из города. Тверичи были разбиты. Когда в 1319 году Юрий Данилович получил от хана ярлык на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в управление Ивана.

В 1322 ордынцы отняли у Москвы ярлык на великое княжение и вернули его тверичам. После убийства Юрия Даниловича в Орде тверским князем Дмитрием Грозные Очи (1325) московское княжение перешло к Калите. Дмитрий был казнён в Орде татарами, но великое княжение Владимирское хан Узбек отдал его брату, тверскому князю Александру. Однако вскоре положение резко изменилось. В Тверь прибыл с большой свитой ордынский вельможа Щелкан (Чолхан), сын того воеводы Дюденя, который в 1293 разорил Северную Русь с такой жестокостью, что его поход сравнивали с Батыевым нашествием. Щелкан держал себя в Твери с великой гордостью; его татары творили насилия на жителями. В народе ходили слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и истребить православную веру. 15 августа 1327, в праздник Успения, татары попробовали отнять кобылу у тверского дьякона Дудко. Тот стал звать на помощь земляков. Тверичи ударили в набатный колокол; народ стал избивать татар. Остаток их заперся с Чолханом на княжем дворе, но горожане зажгли его. Все татарское посольство погибло; избиты были и находившиеся в Твери ордынские купцы.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить тверских соперников, поспешил в Орду, возвратился с 50-тысячным татарским войском и опустошил огнем и мечом всю Тверскую землю. В следующем году Иван получил от хана ярлык на великое княжение. Узбеку донесли, что тверское восстание разжигал сам князь Александр. Хан отдал Тверь брату Александра, Константину. Сам Александр бежал в Новгород, а потом в Псков. Калита и другие князья требовали, чтобы Александр ехал к хану в Орду, но псковичи не пустили его. Калита, другие князья и новгородцы пошли было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, решили действовать не оружием, а другой мерой: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено.

Угроза Феогноста отлучить Псков от церкви заставила Александра на время уехать в Литву (1329). Князья оставили псковичей в покое. Вскоре Александр воротился в Псков под покровительством литовского князя Гедимина и правил этим городом несколько лет. Но он скучал о Твери; его мучила мысль, что его дети будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к хану Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение (1337). Соперничество Ивана Калиты с Тверью грозило возобновиться. Некоторые тверские бояре были недовольны возвращением Александра. Они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю Калите.

Калита отправился к татарам. По его внушению, хан послал Александру приказ явиться в Орду. Александр отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду; но, как и отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели навлечь татарское мщение на своих подданных. Когда провожаемый тверичами князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением, но и оно не побудило Александра отложить поездку.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября 1339 года. В этот день Александр и его сын Фёдор исповедовались и сами вышли навстречу убийцам, возглавляемым мурзой Товлубием. Татары пронзили Александра и Федора и отрубили им головы. Их тела бояре отвезли в Тверь, где снова сел княжить осторожный Константин Михайлович. Иван Калита вернулся в Москву из Орды с великим пожалованием и, торжествуя победу над Тверью, велел снять большой колокол тверского Спасского собора и перевезти его в Москву.

Самовластно распоряжался Иван Калита и в других княжествах. В Ростове его воеводы чинили всякие насилия над жителями и повесили за ноги старшего ростовского боярина Аверкия (1330). Князь Суздальский, Александр Васильевич, был покорным подручником Москвы. Одну из своих дочерей Иван Калита отдал за князя Василия Давыдовича Ярославского, а другую – за Константина Васильевича Ростовского и самовластно распоряжался уделами своих зятьев. В 1332 Калита начал войну с Новгородом, который отказался уплатить старинную дань («закамское серебро»), но вскоре заключил мир. В конце княжения он снова потребовал от новгородцев большую сумму и, когда они отказались уплатить ее, отозвал своих наместников. Эта распря окончилась уже при его сыне. Князья рязанские ввиду татарской угрозы тоже должны были повиноваться Ивану I. В 1340 Калита, по приказу хана, отправил войско на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и вместе с татарами опустошил Смоленскую область.

Иван Калита, с одной стороны, является с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. Но, с другой, утверждения, что он «продавал Русь татарам», несправедливы и легковесны. Если бы это было так, то татарское иго над Северо-Восточной Русью при Калите должно было бы усилиться. Но на деле мы видим обратное: после окончательной победы Ивана I в борьбе с Тверью монгольское владычество над Русью не укрепилось, а значительно ослабло. Опустошительные татарские набеги после 1327 прекратились на целых четыре десятилетия. Владения Ивана Калиты и весь русский Северо-Восток стали пользоваться спокойствием и благосостоянием: «Бысть тишина христианам и престаша татарове воевать Русскую землю», – говорят летописцы, разумея в данном случае под Русской землей Владимирское и Московское княжества. Эта «тишина» продолжалась до середины 1360-х годов. При Иване Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с ханом. Ордынскую дань ранее здесь собирали приезжавшие мусульманские и иудейские финансисты. Они брали этот сбор на откуп у хана и потом жестокими насилиями взимали с русского населения гораздо большую сумму. Благодаря умной политике Калиты татары перестали допускать на Русь этих вымогателей. Ордынский «выход» теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, и это очень облегчило народ. Русь пока оставалась под верховной властью Орды, но получила гораздо более высокий, чем раньше, вассальный статус. В тех условиях это было крупным достижением.

Иван Калита был бережливым хозяином, старавшимся увеличить своё княжество и богатство. В своем завещании он заботливо пересчитывает все купленные им села и золотые сосуды. На эту черту его указывает прозвище Калита - мешок с деньгами, скопидом (Карамзин объясняет это прозвище иначе - тем, что Иван всегда носил при себе мешок с деньгами – «калиту» – для раздачи бедным). Иван Калита заботился о внутреннем устройстве своих владений. Он выстроил в Москве новый дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и часть посада. Москва стала быстро расти. К сильному князю Московскому стекались бояре из Твери, Чернигова, Киева и даже из Орды (мурза Чет). Иван заботился о внутренней безопасности своих владений, строго преследовал разбойников и воров.

Важным событием княжения Ивана Калиты было переселение митрополита Петра из Владимира в Москву на постоянное жительство. Калита приобрёл особое расположение митрополита и по его просьбе воздвиг в Москве каменный Успенский собор. Пётр умер в Москве и был погребён в ней. Новый митрополит Феогност, следуя примеру своего предшественника, также поселился в Москве. Кроме названного собора, Иван построил в Москве еще три каменных храма. Каменные церкви в разорённой татарами Владимирской Руси тогда были редкостью.

О земельных присоединениях к московскому княжеству в эпоху Ивана Калиты точных сведений нет. Приобретение им городов Галича, Углича и Белозерска, на которое указывает духовная Дмитрия Донского, сомнительно, так как сам Иван не говорит о них в своих духовных грамотах. По объяснению Соловьева, Калита купил эти города, но оставил за продавцами некоторые права владетельных князей. Перед смертью Иван Калита принял пострижение. Все свое имущество он разделил между тремя сыновьями и женою: Москву оставил в общее владение наследникам, сыну Симеону дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану - Звенигород, Кремичну, Рузу и 10 волостей, Андрею - Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми - 14 волостей.