"образование" в профессиональном развитии педагога. Презентация для педагогических работников О.О

Тема 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И РОСТ
ПЕДАГОГА
«Наиболее важные проблемы, с которыми
мы сталкиваемся, не могут быть решены на
том же уровне мышления, на котором мы
были, когда создавали их»
(А. Эйнштейн)

План лекции:
1.
2.
3.
4.
Категории «личность», «развитие личности».
Понятие о профессионально-личностном
росте педагога.
Этапы и кризисы профессионального
развития.
Стратегии
совладания
с
кризисами
профессионально-личностного роста.

1. Категории «личность», «развитие личности»

В широком значении:
Личность - системное социальное
качество человека, формирующееся в
процессе взаимодействия с обществом
(человек как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности).

В более конкретном психологическом
аспекте
личность – саморегулируемая
динамическая функциональная система
непрерывно взаимодействующих между
собой свойств, отношений и действий.
В числе важнейших личностных свойств
обычно рассматриваются: самосознание,
мотивация, способности, характер.

Личность – опосредующее звено, через
которое «преломляются» внешние
воздействия.
«Все в психологии формирующейся
личности так или иначе внешне
обусловлено, но ничто в ее развитии не
выводимо непосредственно из внешних
воздействий» (С.Л. Рубинштейн).

Развитие личности - это в целом
прогрессивные
изменения
(включающие
регресс,
деформации
и
разрушение)
системного качества человека, возникновение
и
развитие
которого
детерминировано
взаимодействием
внешних
обстоятельств
(социальной ситуации и деятельности) и
внутренней
биопсихической
организацией
индивида. Результат этого взаимодействия –
психологические новообразования.

Развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. В этом процессе выделяют:

Периоды
относительно
спокойного,
эволюционного развития. В процессе
эволюционного
развития
возникают
и
накапливаются
противоречия,
которые
приводят к скачку, к переходу на новый,
более высокий уровень развития
Относительно кратковременные периоды,
которые
сопровождаются
кардинальной
перестройкой сложившейся психологической
организации личности – кризисы развития.

Кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими

психологическими
изменениями
Кризисы – необходимый атрибут развития личности,
«ступени восхождения» к личности.
Сущность кризиса – дисбаланс конструктивных и
разрушительных тенденций и форм психической
деятельности.
Кризис детерминирован противоречиями, в процессе
разрешения которых осуществляется прогрессивное
развитие личности.

2. Понятие о профессионально-личностном росте педагога

2. Понятие о профессиональноличностном росте педагога
Прогрессивный аспект развития
Профессиональное развитие -формирование
профессиональной направленности,
компетентности, социально значимых и
профессионально важных качеств и их
интеграцию, готовность к постоянному
профессиональному росту, поиск
оптимальных приемов качественного и
творческого выполнения деятельности
(Э.Ф. Зеер.).

Регрессивный аспект развития - широкий
круг профессионально-личностных
деструкций: профессиональные кризисы,
профессиональная стагнация,
профессионально-личностные деформации
и др.
(Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Н.С. Глуханюк,
Н.А. Голиков, Н.Н. Малярчук и др.)

Таким образом…

профессиональное развитие –
прогрессивно-регрессивный процесс,
имеющий определенную стадиальность,
сопровождающийся кризисами (и другими
профессионально-личностными
деструкциями), предполагающий
расширение сферы социального,
профессионального и личностного опыта и
приводящий к качественным изменениям
личности.

Основные аспекты развития:
1) Количественный (экстенсивный) «наращивание» личности через расширение
опыта и освоение ролей (проблема «Я и
маска», «Самость и Персона» …)
2)
Качественный (интенсивный) - изменения в
личности – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Количественный аспект развития

Накопление опыта создает необходимую базу для
дальнейшего качественного преобразования личности,
«количество переходит в качество».
Однако гиперидентификация человека со своими
ролями ведет к инфляции личности и утрате
спонтанной связи человека с самим собой, утрате
понимания себя, своих истинных мотивов, ценностных
ориентаций, утрате внутренней согласованности
личности (проблема «Я и маска», «Самость и
Персона», «быть или казаться»).

Качественный аспект развития – профессионально-личностный рост

Основа представлений – гуманистическая
психология («аксиоматическое ядро»
психологических концепций, С. Братченко).
Концепция личностного роста является
логическим продолжением взгляда на человека
в гуманистической психологии и по сути своей
несовместима с подходами, не
доверяющими человеку, исправляющими,
формирующими его.

Базисные установки психологических концепций

Базисная
установка
Природа
человека
Вера
в человека
Основные
представители
Исправление,
компенсация
Классический
фрейдизм
Нейтральная
Формирование,
коррекция
Бихевиоризм,
большинство
подходов
советской
психологии
в
Безусловно
позитивная
Помощь
актуализации
Концепции
К.
Роджерса,
Маслоу
А.
Негативная
Неверие
в человека
Смысл воспитания
Условнопозитивная
Помощь в выборе
в
Экзистенциальный
подход
В. Франкла, Дж.
Бюджентала

Основные ракурсы понимания профессионально-личностного роста:

Рост – актуализация внутренних
ресурсов человека.
Профессиональная деятельность
является одной из важнейших сфер
жизни человека, контекстом проявления
его способностей, то есть –
самоактуализации.
1)

«Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»….

2) Рост как достижение высших уровней
саморегуляции,
как уровень овладения своей личностью как
психологическим инструментом решения
социальных, профессиональных, личностных
задач, как мера «использования» человеком
своих личностных свойств (в русле концепции
личности как субъекта жизнедеятельности С.Л.
Рубинштейна)

3) Рост - обретение и проявление
индивидуальности (своего «лица») в жизни и
профессиональной деятельности.
«Индивидом рождаются, личностью становятся,
индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов).
Достигая смыслового уровня саморегуляции, человек
обретает право и возможность «отстаивать» свою
индивидуальность.
Необходимость «отстаивать» индивидуальность
связана с тем, что человек, обладающий ей, выходит
«за рамки» общепринятых, представлений, правил,
действий.

Кризисы профессионального развития

Кризисы профессионального развития –
непродолжительные по времени периоды
кардинальной перестройки профессионального
сознания, сопровождающиеся изменением вектора
профессионального развития (Э.Э. Сыманюк).
Кризисы профессионального развития изучали Л.И.
Анцифыерова, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов,
А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников.

Основные признаки профессиональных кризисов:
потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение
уровня профессионализма, растерянность, осознание
необходимости переоценки себя, снижение
самооценки, усталость, ощущение исчерпанности своих
возможностей.
Кризисы характеризуются осознанием и ощущением
глубокой неудовлетворенности человека собой, своей
жизнью, своей профессиональной деятельностью

Типология кризисов профессионального развития:

1.
2.
3.
Нормативные кризисы профессионального
развития сопровождают переход от одной стадии к
другой и логически обусловлен процессом
профессионального развития личности.
Ненормативные кризисы, обусловленные
случайным благоприятным или неблагоприятным
стечением обстоятельств.
Сверхнормативные – кризисы самоактуализации,
обусловленные эмоционально-волевыми усилиями
личности.

В китайском языке иероглиф «кризис» состоит из
двух: один из них означает риск, опасность, а
другой – возможность.
Двойственная природа кризиса.
Психологический кризис – не угроза катастрофы, а
скорее вызов, потенциально ведущий человека к
росту. То есть кризис можно рассматривать как
фактор личностного роста.

Таким образом…

профессионально-личностный рост – это
качественный аспект профессионального
развития педагога,
предполагающий актуализацию внутреннего
потенциала педагога, достижение высшего уровня
саморегуляции (самодетерминации) и проявления
индивидуальности педагога в его профессиональной
деятельности.
Особое значение для профессионально-личностного
роста имеют кризисы профессионального развития,
инициирующие динамику роста.

3. Этапы и кризисы профессионального развития (периодизация Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)

профессионального развития
(периодизация Э.Ф. Зеер, Э.Э.
Сыманюк)

Стадия
Психологические
Противоречие,
п/ профессио
особенности
лежащее в
п
нального
профессионального основе кризиса
развития
развития
1.
Складывается
Между
избирательное
профессиональн
Оптация
отношение к одной
ыми
(личностно
или
нескольким намерениями,
еи
профессиям;
способностями
профессио
происходит
личности и
нальное
переоценка учебной объективными
самоопред
деятельности
возможностями
еление и
(меняется
ее их реализации
выбор)
мотивация
в
зависимости
от
профессиональных
намерений); учебнопознавательная
деятельность
сменяется учебно профилированной;
выбирается вариант
продолжения
учебы
Кризис
профессион
ального
развития
Кризис
самоопредел
ения
Психологические
новообразования
Потребность в
жизненном и
профессиональном
самоопределении,
формирование
жизненного плана

№ Стадия
Психологические
п/ професс
особенности
п иональн профессионального
ого
развития
развития
2.
Разочарование
в
Професс получаемой
профессии,
иональн
недовольство
ое
отдельными
образова
учебными
ние
(обучени предметами,
сомнения
в
е в ссузе,
правильности
вузе)
сделанного выбора.
Противоречи
Кризис
е, лежащее в профессиона
основе
льного
кризиса
развития
Психологиче
ские
новообразов
ания
Между
Кризис
Формировани
представлени
ревизии и
е социальноями и
коррекции
профессиона
ожиданиями профессионал
льной
относительно ьного выбора направленнос
учебного
ти,
процесса и
способности и
его реальным
готовности к
содержанием
профессиона
и
льной
организацией
деятельности

№ Стади
Психологические
п/
я
особенности
п профе профессиональног
ссиона
о развития
льного
развит
ия
Противоречие,
лежащее в
основе кризиса
Кризис
профессио
нального
развития
Психологическ
ие
новообразован
ия
Кардинальное
изменение
социальной
ситуации развития:
молодой специалист
приступает к работе
и должен
адаптироваться к
новому коллективу,
освоить новые роли
и
профессиональные
функции в объеме,
необходимом для
деятельности
Между
представлениям
и и ожиданиями
относительно
профессиональн
ой деятельности
и реальной
профессиональн
ой
действительност
ью
Кризис
профессион
альных
экспектаций
«Вхождение» в
профессию и
освоение
профессиональ
ной роли
3.
Профе
ссион
альна
я
адапта
ция

№ Стади
п/
я
п профе
ссион
альног
о
развит
ия
4. Перви
чная
профе
ссион
ализац
ия
Психологические
особенности
профессионального
развития
Противоречи
Кризис
Психологичес
е, лежащее в профессион
кие
основе
ального
новообразова
кризиса
развития
ния
Специалист освоил и
продуктивно выполняет
нормативно
одобряемую
деятельность,
определил
свой
социальнопрофессиональный
статус
в
иерархии
производственных
отношений. При этом
динамика
прошлого
опыта,
инерция
профессионального
развития
вызывают
протест,
Между
Кризис
Обретение
потребность в профессиона
статуса
профессиона льного роста «профессиона
льнола» и
личностном
формирование
росте и
профессионал
отсутствием
ьной позиции
объективных
возможностей
для ее
удовлетворен
ия

№ Стади
Психологические
п
я
особенности
/ профе профессионального
п ссиона
развития
льного
развит
ия
5.
Высококачественное
Втори выполнение
профдеятельности;
чная
способы
ее
профе
выполнения
имеют
ссион
выраженный
ализац
индивидуальный
ия
характер;
есть
социальнопрофессиональная
позиция, устойчивая
профессиональная
самооценка. Личность
«перерастает» свою
профессию,
усиливается
неудовлетворенность
Противореч
Кризис
Психологические
ие, лежащее профессиона новообразования
в основе
льного
кризиса
развития
Между
потребность
юв
карьерном
росте
(должностно
м
продвижении

отсутствием
объективных
возможносте
й для ее
удовлетворе
ния
Кризис
профессиона
льной
карьеры
Обретение
внешних
подтверждений
своего
профессиональног
о статуса
(должность,
зарплата и др.
поощрения)

№ Стади
Психологические
Противоречие,
Кризис
п/
я
особенности
лежащее в
профессион
п профе профессиональног основе кризиса
ального
ссион
о развития
развития
ально
го
разви
тия
6.
Творческий
и
Между
Кризис
потребностью в
социальноМасте инновационный
уровень выполнения профессионально профессиона
рство
профессиональной
й
льной
деятельности,
самоактуализаци самоактуали
потребность
в и и объективными
зации
«обогащении»
возможностями
профессии, желание
ее
делиться
своим удовлетворения
опытом,
передать
его
молодым
специалистам.
Психологическ
ие
новообразова
ния
Формирование
профессиональ
ной репутации,
авторитета и
доверия

№ Стади
Психологические Противоречие,
Кризис
Психологически
п/
я
особенности
лежащее в
профессион
е
п профе профессиональног
основе
ального
новообразован
ссиона
о развития
кризиса
развития
ия
льного
развит
ия
7.
«Заве
ршени
е
профе
ссион
ально
й
деятел
ьност
и»
Необходимость
усвоения
новой
социальной роли и
норм
поведения,
сужение контактов,
снижение
финансовых
возможностей
Между
потребностью в
дальнейшей
самореализаци
ии
ограничением
возможностей в
самореализаци
и
Кризис
утраты
профессии
Нахождение
возможностей
самореализации
в
непрофессионал
ьной сфере
(семья,
общественная
деятельность,
досуг).
Позитивная
оценка жизни и
профессиональн
ой деятельности.
Жизненная
мудрость.

4. Стратегии совладания с кризисами профессионально-личностного роста

4. Стратегии совладания с кризисами
профессионально-личностного
роста
Стресс («дистресс» по Г. Селье) – дискомфорт
личности, связанный с дисбалансом объективных
требований и субъективных возможностей (ресурсов
личности).
Состояние дискомфорта побуждает человека к поиску
«выхода» из затруднительной ситуации.
«Копинг-стратегия» (англ. «cope» – справиться,
выдержать, совладать, 1966 г. Р. Лазарус) - действия
человека, направленных на поиск выхода из
затруднительной ситуации.

Копинг-стратегии (в узком значении) –
осознанное активное поведение человека,
направленное на преодоление стрессовой
ситуации, кризиса развития и
обеспечивающее психологическую
адаптацию в период воздействия стресса и
возможность позитивного влияния на
ситуацию.

Типы копинг-стратегий:

1.Эмоционально-ориентированная – стратегия
совладания с отношением человека к проблемной
ситуации, кризису, стрессу.
Конструктивный способ: переосмысление ситуации,
нахождение в ней позитивных аспектов и
формирование положительного отношения к ней.
Защитный способ: попытки не думать о проблеме,
вовлечение других в свои переживания, желание
«забыться» или компенсировать отрицательные
эмоции с помощью разных «защитных» средств – еды,
алкоголя, наркотиков и др.

2. Проблемно-ориентированная –стратегия действий
человека, направленных на решение проблемы
(предполагает рациональный анализ проблемы,
создание и выполнение плана разрешения трудной
ситуации - самостоятельный анализ случившегося,
обращение за помощью к другим, поиск
дополнительной информации и др.).
Конструктивный способ: решение проблемы.
Деструктивный способ: аффективно-агрессивные
реакции, направленные вовне.

3. Оценка проблемной ситуации –
восприятие ситуации как проблемной,
кризисной, стрессовой и возможности
контролировать ее (изменять в зависимости
от оценки ресурсов личности и внешних
ресурсов).

Включает:
первичную оценку ситуации («что это значит лично для меня?»
– ситуация оценивается как угрожающая, нейтральная или
позитивная);
вторичную оценку ситуации («что я могу сделать в данной
ситуации?» – оцениваются собственные ресурсы и личностные
факторы, такие как эмоциональная стабильность,
психологическая выносливость, умение ставить цель и умение
видеть смысл в том, что делаешь, состояние в момент стресса
и др.),
оценку социальной поддержки («есть ли в моем окружении
люди, которые могут мне помочь?»), «смягчающей» действие
стрессогенных факторов.

При описании копинг-стратегий
необходимо учитывать
одновременно все три аспекта
(компонента) стратегий:
когнитивный, эмоциональный и
поведенческий.

В широком значении:
копинг-стратегии – осознанные и
неосознаваемые, конструктивные и
деструктивные, позитивные и негативные
реакции и действия человека в стрессовой,
кризисной, проблемной ситуации.

Модель копинг-стратегий во время профессиональных кризисов личности

Выявление, анализ, адекватная оценка и
коррекция педагогом своих копинг-стратегий
является важнейшей задачей, поскольку ее
решение позволяет повысить качество
управления процессом профессиональноличностного развития в целом и, в
частности, профессионально-личностного
роста педагога.

Статья о соотношении непрерывного обучения на протяжении всей жизни и эффективности преподавания.

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом

В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Анализ направлений модернизации образования в России показывает,

что основным ожидаемым изменением является достижение нового качества образования, которое соответствует основным факторам развития современного общества:

  • Информатизация жизни общества (становление приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией).
  • Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.
  • Становление гражданского общества, что повышает меру свободы и, следовательно, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности
  • Становление нового культурного типа личности (характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность личности).
  • Профессионализация в течение всей жизни (которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни).

Эти факторы оказывают прямое влияние на сферу образования, на современное понимание качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность учителя.

Мнение учащихся и их родителей относительно первоочередных задач школы также можно рассматривать как социальный заказ системе образования, отражающий основной смысл школьного образования - формирование потенциала личности - ориентированный на достижение в первую очередь личностных результатов. Требования общества касаются качества результата и отражают такие характеристики человека, как инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивация к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые составляют характеристику современного культурного типа личности.

Важным аспектом понимания качества образования на современном этапе является необходимость обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Именно эти цели выдвигает программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Однако если в ряде стран мира остро стоят такие проблемы, как обеспечение доступа населения к образованию, вовлечение в систему начального образования, обеспечение качественного образования для женщин, то в России цели реализации программы «Образование для всех» имеют определенную специфику, а именно: обеспечение равенства населения соответствующего возраста в возможности получения качественного образования вне зависимости от социального положения, материальных доходов семьи, уровня обученности, места жительства (имеется ввиду в первую очередь разница в возможностях городских и сельских школ) и пр.

Качество ресурсного обеспечения российских школ очень разнородно. Однако сегодня совершенно ясно, что в массовой практике школы не всегда эффективно используется чрезвычайно мощный ресурс обеспечения качества образования - потенциал учительского корпуса. Результаты образования российских школьников сегодня весьма высоки в области так называемых академических знаний по школьным предметам - знаний фактов, законов, процедур, алгоритмов и т. д. При этом понятно, что современное качество образования требует большего - умения применить школьные знания для решения жизненных проблем.

Таким образом, в современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны.

В отечественных исследованиях по теории образования в качестве ведущего исследовательского подхода рассматривается гуманистическая парадигма. Человек понимается как уникалная целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Гуманистическая парадигма опирается на результаты осмысления центральных для гуманистической психологии проблем самоактуализации, саморегуляции, самоосуществления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления (Г.А.Берулава, М.Н. Берулава, И.А.Зимняя, В.П.Зимнеченко).

Уровни профессионального развития педагога

Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность - эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся. Совокупность различных профессиональных умений учителя называется педагогической техникой.

В понятие «педагогическая техника» входит две группы показателей. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (управление эмоциями, настроением,мимика, пантомимика, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др.

Вторая группа показателей педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико- аналитические и другие умения.

Следующим этапом профессионального роста педагога является педагогическое мастерство , под которым традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя корректируется в основном в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития.

В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства учителя.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).

Более высокий уровень квалификации учителя- педагогическое творчество . Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.

«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию .

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  • выбор направления и темы самообразования,
  • формулирование цели и задач самообразования,
  • определение круга источников информации,
  • выбор формы самообразования,
  • составление плана самообразования,
  • определение результата самообразования.
  • анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Для возникновения внутренней мотивации педагогов, появления личностного смысла, изменения смысловых установок необходимо создавать условия в виде:

  • преобразования психолого-педагогических знаний;
  • становления рефлексивной позиции;
  • осознания и преобразования мотива;
  • обеспечения успеха в деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» город Чебоксары Чувашской Республики Профессиональное развитие педагога дополнительного образования - необходимость сегодняшнего дня


Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач: предлагается «обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая развитие системы долнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми».


«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»


Педагог должен обладать определенными знаниями Педагог должен обладать определенными знаниями Общая культура, широкий культурный кругозор.Знание базовой программы по профилю дополнительного образования.Знание педагогических технологий и инноваций.Знание методики воспитания и образования детей и подростков.Знание возрастной психологии.Знание диагностических методик.Знание индивидуальных особенностей учеников


ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Интерес к внутреннему миру ребенка Интерес к внутреннему миру ребенка Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Творчество в педагогическом процессе Творчество в педагогическом процессе Любовь к своей профессии Любовь к своей профессии Потребность в передаче знаний Потребность в передаче знаний Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей. Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей.


Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в профессиональном труде. Компетентность интегральная. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Компетентность интегральная характеристика, отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний, умений, навыков, опыта. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Профессиональная компетентность педагога включает в себя психологопедагогическую компетентность трех составляющих труда учителя: 1)педагогическую деятельность, 2) педагогическое общение, 3) личностное развитие педагога.


Гностические умения: Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег Умение добывать знания из собственной педагогической практики Умение изучать личность каждого ученика и способности для выявления уровня развития Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность. Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать;


Конструктивные умения: Конструктивные умения:.Выбор оптимальных приемов и способов работы с учениками с учетом общих и частных целей педагогического процесса Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития обучающихся. (образовательная программа) Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учеников. Определение способов контроля усвоения материала и уровня Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений. Умение предусмотреть возможные затруднения учеников в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы. Рациональное распределение различных видов деятельности по времени.


Проектировочные умения: Планирование системы воспитательно-образовательной работы Планирование работы с учениками с учетом результатов диагностики Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы обучения по преподаваемому виду деятельности


Коммуникативные умения:. Умение устанавливать и поддерживать контакты с учениками..Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами..Умение устанавливать и поддерживать контакты с родителями..Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями.Умение строить отношения в педагогическом коллективе, сотрудничать.Умение слушать и слышать другого.Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается.Умение предотвращать и разрешать конфликты.


Каковы могут быть результаты самообразования: - повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; - разработка новых форм, методов, приемов обучения; - выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; - разработка и проведение открытых уроков; - создание комплектов педагогических разработок; - обобщение опыта по исследуемой теме;



1 слайд

Роль приоритетного национального проекта в профессиональном развитии педагога Привалова Елена Валентиновна, учитель истории Якшангской средней общеобразовательной школы Поназыревского района Костромской области

2 слайд

Нет такого человека, который хотел бы, чтобы его жизнь сложилась серой, безликой, несчастливой, неуспешной. Каждый человек желает добиться жизненного успеха. Для одних слагаемым жизненного успеха является материальное благополучие, для других – наиболее полная реализация своих способностей, полезная творческая деятельность. Идеально, если эти слагаемые будут объединены. Я подумала, а что же нужно для жизненного успеха?

3 слайд

Для жизненного успеха нужно Развить в деятельности различные склонности, найти призвание Определить личные возможности и способности Готовность и привычка к труду

4 слайд

Одним из главных факторов жизненного успеха является профессионализм. В любой профессии, на любой должности, в любом деле можно при желании стать мастером.

5 слайд

Слагаемые мастерства работника Профессиональные знания Практические умения и навыки Определенные способности Любовь к своей работе

6 слайд

Чем сложнее труд, тем больший объем специальных знаний необходим работнику и тем дольше надо учиться секретам данного труда. Сейчас очень растет спрос на высококвалифицированный труд. Требования к работникам всё время возрастают. Поэтому, чтобы соответствовать им, необходимо постоянно повышать свою квалификацию. В повышении квалификации заинтересован, прежде всего, и сам работник, так это делает его труд более значимым. А уж учитель и тем более просто обязан постоянно пополнять свои знания и умения, ведь его профессиональные роли нескончаемы и разнообразны. На уроке, да и во внеурочной деятельности учитель – это:

7 слайд

Какова роль учителя? Энтузиаст - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели. Специалист - обладает знаниями и умениями в нескольких областях. Организатор- организует доступ к другим ресурсам и специалистам. Руководитель - особенно в вопросах планирования времени. Координатор- координирует весь учебный процесс. Эксперт - даёт чёткий анализ результатов выполненной работы Помощник- обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

8 слайд

Одним из главных результатов реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать повышение качества образования. Однако что сегодня понимается под качеством образования? Что такое «учебные достижения обучающихся», по которым оценивается результативность работы как школы, так и учителя в рамках ПНПО? Последние годы ответы на эти вопросы все чаще даются на языке так называемого компетентностного подхода. Цели общего образования формулируются на языке ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник школы. Каждая из ключевых компетенций - это комплекс умений и знаний, относящихся к определенной сфере практической деятельности, в которую вовлечен любой человек. Чтобы воспитать компетентного в различных сферах ученика, учитель прежде всего сам должен быть очень компетентным человеком.

9 слайд

Ключевые компетенции Социально-трудовая Коммуника- тивная Общекуль- турная Учебно-познавательная Ценностно-смысловая Информаци-онная Личностное самосовершенствование

10 слайд

Ключевые компетентности 1. Ценностно-смысловая компетенция. Учитель должен иметь ценностные ориентиры, способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, принимать решения. От этой компетенции зависит и индивидуальная образовательная траектория, и программа жизнедеятельности учителя в целом. 2. Общекультурная компетенция. Учитель должен быть хорошо осведомлен в вопросах особенностей национальной и общечеловеческой культуры, знать основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, осознавать роль науки и религии в жизни человека, владеть эффективными способами организации свободного времени. 3. Учебно-познавательная компетенция. Учитель должен уметь ставить цель, планировать, анализировать, давать самооценку учебно-познавательной деятельности. 4. Информационная компетенция. Учителю необходимы умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). 5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Учитель должен уметь представить себя, написать анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 6. Социально-трудовая компетенция В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Учитель овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

11 слайд

Многие исследователи, рассматривающие процесс профессионального развития учителя, отмечают следующие его этапы:

12 слайд

13 слайд

Деятельность по инструкции, по методическим рекомендациям Заимствование образцов деятельности у коллег Ориентация на успех на уровне собственных действий Акцентирование внимания на своих действиях 1.Этап идентификации и адаптации

14 слайд

2.Этап самовыражения Формирование собственного «педагогического почерка» Потребность в самообразовании Активный самостоятельный поиск информации Обмен с коллегами методическими разработками, открытые уроки. Разработка авторских программ, экспериментирование.

15 слайд

На втором этапе учителя имеют достаточное представление о собственной работе в целом, планируют и организуют ее самостоятельно. Данный этап характеризуется интенсивным строительством индивидуальной системы педагогической деятельности, что позволяет учителю сформировать собственный «педагогический почерк», разнообразить применяемые способы деятельности. Затруднения в поиске эффективных средств и методов обучения вызывают у педагогов потребность, как в самообразовательной деятельности, так и в овладении методическими и дидактическими ресурсами. Многие учителя видят возможность удовлетворить данную потребность путем курсовой подготовки в системе повышения квалификации. Педагог начинает вести активный самостоятельный поиск информации, которая может помочь в работе. Он обменивается с коллегами собственными методическими разработками, журнальными публикациями и другими доступными ресурсами. Интернет начинает использоваться не только в качестве глобального образовательного и методического ресурса, но и как средство самопредъявления учителя. Педагоги на данном этапе своего развития придают большое значение открытым урокам «на школу», «на район», успехам (или неуспехам) в освоении новых методик, программ, учебников. Учитель стремится к составлению и разработке авторских программ, к исследовательским пробам, а поэтому постоянно "экспериментирует".

16 слайд

На третьем этапе происходит переход к иному способу осмысления педагогической деятельности, появляется потребность в научно-исследовательской деятельности. Педагоги, находящиеся на третьем этапе профессионального развития, активно стимулируют участие школьников в конкурсах, олимпиадах, тестировании. Они поддерживают различные инициативы школьников, помогая им в разработке тематических страничек сайтов, презентаций, электронных версий школьных газет.

18 слайд

Какую же роль играет ПНПО в профессиональном развитии педагога? Во-первых, проект значительно расширяет возможности образовательного пространства. Оснащение школ компьютерами, множительной и копировальной техникой, доступ к сети Интернет делают учительскую работу более привлекательной, современной, интересной, дают возможность расширения границ общения и извлечения ранее недоступной информации. Кроме информатизации Федеральная целевая программа развития образования предусматривает оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием. Меня приятно удивила и обрадовала новость о приобретении районом нескольких предметных кабинетов, в том числе и кабинета истории. Работать в современном кабинете – это тоже стимул для профессионального развития, ведь в комфортных условиях хочется еще лучше работать. Во-вторых, проект стимулирует внедрение в школах инновационных программ и освоение современных образовательных технологий

19 слайд

Компьютеризация школ Извлечение недоступной ранее информации ориентация на особенности современной образовательной среды и современного школьника.

20 слайд

Каждый неравнодушный к оценке своего труда учитель стремится осваивать новые методики и технологии обучения и воспитания. И не беда, если не получается применить технологию целиком. Начинаем с малого, с одного приема, с одного метода или с единичного урока. Все учителя понимают, что сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В своей работе мы используем такие технологии:

21 слайд

Современные образовательные технологии модульная Критическое мышление ИКТ исследовательская проектная Проблемное обучение Диагностико-технологическая Развивающее обучение Личностно-ориентированная

22 слайд

Проект предполагает повышение качества образования и ответственность учителя за результаты своего труда. Можно много говорить про разные условия, в которых находятся школы, про трудную социально-экономическую ситуацию в стране, но в любой работе есть этический аспект – гордость, профессиональная честь, которой всегда дорожит настоящий мастер. Поэтому в любых условиях учитель стремится, чтобы дать ученикам действительно качественные знания. Современному школьнику необходим строгий, абсолютно нацеленный на подготовку к целостной будущей его жизни учитель. То, что мы работаем качественно, подтверждают и итоги ЕГЭ и вступительные экзамены в ВУЗы. Мне приятно, когда ученики и их родители обращаются ко мне со словами благодарности за подготовку по истории и обществознанию. Вот уже 4 года подряд наши выпускники успешно сдают экзамены по моим предметам и поступают на исторический факультет КГУ, юридический факультет КТУ, и в этом году появилась наша студентка на историческом факультете института культуры в Москве.

23 слайд

В-третьих, проект ориентирует учителя на более активное проявления себя и своих возможностей. Для этого организуется огромное количество различных профессиональных конкурсов: лучших учителей, лучших классных руководителей, методических разработок, исследовательских работ, проектов и презентаций и т.д. Конечно, участие в любом конкурсе – это огромная работа, забирающая много времени, энергии, сил, средств.