Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных. Слово с суффиксом "ик"

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.
  • Примеры слов с суффиксом -к-

    Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

    • бере­за - берёз к а;
    • печь - печ к а;
    • шап­ка - шапоч к а;
    • под­ко­ва - под­ков к а;
    • мар­ка - мароч к а;
    • курт­ка - кур­точ к а.
    • С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

    • поез­дить - поезд к а;
    • зана­ве­сить - зана­вес к а;
    • побе­лить - побел к а;
    • про­по­лоть - про­пол к а;
    • покра­сить - покрас к а;
    • заго­ро­дить - заго­род к а .
    • Примеры слов с суффиксом -ек-

      Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах:

    • бараш ек
    • венич ек
    • ларёч ек
    • боти­ноч ек
    • ореш ек
    • кар­маш ек
    • пла­точ ек
    • чело­веч ек
    • лепе­сточ ек
    • мешоч ек
    • горош ек
    • В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е» , если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

      бара́ш е к - нет бара́ш к а.

      Примеры слов с суффиксом -ик-

      Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

    • но́л и к - нет но́л и ка;
    • кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
    • ба́нт и к - нет ба́нт и ка.
    • Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

    • лист ик
    • холм ик
    • стол ик
    • куб ик
    • мост ик
    • дожд ик
    • хвост ик
    • каран­даш ик
    • луч ик
    • двор ик
    • сад ик
    • нос ик
    • шалаш ик
    • прут ик
    • рубл ик
    • дом ик
    • столб ик
    • ковр ик
    • ковш ик
    • час ик и.
    • Примеры слов с суффиксом -ок-

      В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

    • пры ж ок
    • гре­бе ш ок
    • зра ч ок
    • бор щ ок
    • При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

    • дру г - дру ж ок;
    • кру г - кру ж ок;
    • сне г - сне ж ок;
    • сапо г - сапо ж ок;
    • балы к - балы ч ок;
    • каб­лу к - каб­лу ч ок;
    • пу х - пу ш ок;
    • оча г - оча ж ок;
    • сто г - сто ж ок;
    • сун­ду к - сун­ду ч ок;
    • род­ни к - род­ни ч ок;
    • баш­ма к - баш­ма ч ок;
    • жу к - жуч ок;
    • бар­сук - бар­суч ок;
    • вол к - вол ч ок
    • Суффиксы существительных в русском языке

      Значение, которое придает суффикс слову.

      Правила написания суффикса.

      Исключения и примечания.

    • Пишется, если корень оканчивается на твердый согласный:
    • полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а)

    • Пишется, если корень оканчивается на мягкий согласный или шипящий:
    • заря – зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

      мам-еньк (а), пап-еньк (а)

      за-иньк (а), ба-иньк (и), па-иньк (а)

      горош-ин(а) – горош-ин-к (а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к (а), солом-ин(а)-солом-ин-к (а)

    • Уменьшительно-ласкательный.
    • вишня (вишен)-виш-енк (а), сосна (сосен) –сос-енк (а)

    • Придает оттенок пренебрежения
    • душа – душ-Онк (а)

    • Используется при обозначении детенышей животных.
    • Пишется, если гласная суффикса при склонении сохраняется (в род.падеже):
    • ключ-ик – ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

      замоч-ек – замоч(а), мешоч-ек – мешоч(а);

      кусОч-ек , оврАж-ек

    • Пишется под ударением:
    • волч-Ок , кулач-Ок

    • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
    • письмо – письм-ец (О), ружье – ружь-ец (О);

    • Пишется у существительных среднего рода, если ударение падает на основу слова (ударение предшествует суффиксу):
    • кресло – крЕсл-иц (е), масло – мАсл-иц (е);

      метель – метел-иц (а), красав-иц (а)

      лестница – лестнич-к (а), луковица – лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

    • в остальных случаях (не от слов с суффиксом –иц-):
    • Кол-ечк (а), Юл-ечк (а).

    • -чик- образует названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства;
    • -чиц(а) – названия лиц женского рода с тем же значением
    • Пишется после согласных д, т, с, з, ж :
    • кабак – кабат-чик , добыча – добыт-чик

      Но, в некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после т пишется –щик-:

    • Пишется только под ударением:
    • мор-ячк (а), сибир-ячк (а)

    • Обозначает лицо м.р. или ж.р., животное или предмет с оттенком ласкательности, иронии
    • хлеб-ушк (о), кум-ушк (а)

      бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);

      ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

      После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание:

        дом – дом-ищ (е), друг – друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

        После суффикса пишется:

          домищ Е, мужичищ Е

          окончание –А (в сущ. ж.р.):

          силищ А, ручищ А

        • ня
        • грузин-к (а), артист-к (а)

        • Обозначает лицо мужского пола по отношению к занятию, профессии, деятельности
        • Один из самых активных суффиксов:
        • лес-ник , школь-ник , уче-ник , суббот-ник

          крив-изн (а) от кривой),

          нов-изн (а)(от новый)

          шир-ин (а) от ширь,

          глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

          Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

          Суффиксы имен существительных

          Приведен список суффиксов существительных, их правописание, значение, которое они придают новообразованным словам.

          Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением (словообразовательные суффиксы).

          Значение, которое придает суффикс слову.
          Правила написания суффикса.
          Исключения и примечания.

          заря - зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

        • Пишется, в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом –ин(а) с помощью суффикса –к-:
        • снеж-инк (а), пуш-инк (а)

        • В словах не на –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):
        • беж-енк (а), монаш-енк (а), неж-енк (а), нещ-енк (а), француж-енк (а)

          Пишется в существительных, образованных от существительных на –ня, -на, у которых в Р.п. мн.ч. не пишется Ь на конце:

        • -онк- пишется после шипящих под ударением:
        • Пишется после шипящих под ударением:
        • волк – волч-Онок ()

          ключ-ик - ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

        • Пишется, если гласная суффикса при склонении выпадает (в родительном падеже):
        • Пишется без ударения:

        • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
        • Пишется у существительных мужского рода (при склонении е выпадает):

          молод-ец – молод(а), гор-ец – гор(а)

          Пишется у существительных женского рода:

        • при образовании слов от существительных женского рода с основами на –иц, -ниц:
        • лестница – лестнич-к (а), луковица - лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

          семя – сем-ечк (о), ложка – лож-ечк (а), утро – утр-ечк (о),

          в именах собственных:

          Образует существительные со значением лица.

        • -чиц(а) - названия лиц женского рода с тем же значением
        • развед-чик , лет-чик , подпис-чик , смаз-чик , перебеж-чик ; развед-чиц (а), подпис-чиц (а)

          Прим., чередование согласных к, ч /т перед суффиксом –чик-:

          кабак - кабат-чик , добыча – добыт-чик

        • Образует существительные со значением лица– названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства.
        • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от д, т, с, з, ж):
        • смен-щик , халтур-щик , дрессиров-щик .

          процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик.

        • Обозначает названия лиц женского пола по профессии, по месту жительства.
        • Пишется в словах среднего рода:
        • солн-ышк (о), дон-ышк (о)

        • Пишется в словах мужского и женского рода:
        • уменьшительно-ласкательное значение (иногда с пренебрежением)
        • Пишутся в словах всех трех родов:
        • бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);
          ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

          После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание :

            в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

          в сущ. ж.р. и одушевленных сущ. м.р – А:

        • Придает увеличительное значение.
        • дом – дом-ищ (е), друг - друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

          окончание –Е (в сущ. м.р. и среднего рода):

      • В уменьшительно-ласкательных словах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса –к-, буква Ь пишется, если она есть в родительном падеже множественного числа:
      • кухоньк а (кухонь), няньк а (нянь), песенк а (песен)

        В названиях лиц женского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства:

        Пишутся с буквой И

        крив-изн (а) от кривой),
        нов-изн (а)(от новый)

        шир-ин (а) от ширь,
        глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

        больш-инств (о) (от большой), старш-инств (о) (от старший)

        Пишутся с буквой О

        беготн я (от бегать)

        болтовн я (от болтать)

        добр-от (а) (добрый), красота

        трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость (доступный), нов-ость (новый)

        Пишутся с буквой Е

        нищ-ет (а)

        живуч-есть

        человеч-еств (о)

        -ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их,
        -ние (-ение), -ак, -ок, -ач, -лец, -тель

        Суффиксы для образования форм слов.

        темя- тем-ен (и), семя – сем-ен (и)

        мать – мат-ер -и, дочь – доч-ер -и;

        Неизменяемые суффиксы:

      • -от- :
      • крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от

        -ость- :

        зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()

        -есть- :

        -ни(е) [н’ий’] :

        -чик- :

        -тель- :

        -ени(е) [эн’ий’] :

        Чередующиеся суффиксы:

      • -ик-/-ек-
      • -иц-/-ец- и др.
      • Похожие темы:

        Комментарии (43)

        Здравствуйте!
        Разъясните, пожалуйста, доступным языком, когда выделяется суффикс ОЧК, а когда отдельно ОЧ К

      • звёзд-очк(а) образовано от звезд(а) , суффикс -очк- придает уменьшительно ласкательное значение. Проверка: ламп-очк(а), кофт-очк(а), лент-очк(а) - суффикс -очк- с уменьшительно-ласкательным значением.
      • булоч-к(а) - родственные слова: булк(а),(нет) булок(),булоч-н(ая) - здесь чередование к/ч в корне и беглая о, слов с корнем бул- нет, следовательно выделяем корень булоч-, окончание (а), остается суффикс -к- (-оч- - часть корня).
        Проверка существования такой морфемы: слова руч-к(а),нож-к(а)- суффикс -к- с уменьшительным значением.
        Аналогично: лавоч-к(а) (лавк(а)), тарелоч-к(а) (тарелк(а)), маеч-к(а) (майк(а)) .
      • дыр-оч-к(а) - родственные слова: дыр(а), дыр-к(а), вспоминаем про чередование к/ч в корне и беглую о и выделяем суффикс -оч-, суффикс - к- придает уменьшительное значение,т.е. дырочка - это маленькая дырка. Аналогично: чаш-еч-к(а) (чаш(а)-чаш-к(а)),труб-оч-к(а) (труб(а)-труб-ка)), тетрад-оч-к(а) (тетрадь()- тетрад-к(а)) .
      • ёл-оч-к(а) - родственные слова ель, ёл-к(а), ёл-оч-н(ый), следовательно выделяем корень ел’, суффиксы -оч- и -к-;
      • ласточк(а), сорочк(а) - очк - часть корня.
      • В каждом случае необходимо определять лексическое значение слова (смысл), часть речи, найти однокоренные слова.
        При выделении суффиксов в слове трудно определить их количество и границы.

        Алгоритм выделения суффикса

        На примере слова дневник

      • Выделить корень, окончание: дн-евник () - от день-дн(я)-дн(и) (др- - корень).
      • Перебрать родственные слова, которые имеют в своем составе оставшуюся часть слова -евник : дн-евн (ой) . Следовательно выделяем суффикс -евн- .
      • Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс.
      • Ответ: дн-евн-ик() - суффиксы -евн, -ик.
      • Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку - Морфемно-орфографический словарь.

        После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением.

        При ответе использовала книгу Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. (ISBN 978-5-8112-3912-2)

        Здравствуйте!
        Опять запуталась… не поняла я, почему в словах будоч-к(а), баноч-к(а), ватрушеч-к(а), веревоч-к(а) такие корни? как понять, что это не суффиксы очк и оч к? моя дочка учится в 3-ем классе, перешла в 4-й. Как можно это объяснить ребенку?

        спасибо
        с уважением
        Евгения

        Во всех случаях рассматриваем родственные слова для правильного выделения корня, окончания и других частей. Понимание того, от какого слова образовалось исследуемое слово, является важным для правильного определения морфем.

        Есть чередование к/ч : рук(а), руч-н(ой) -> корень -рук/руч- -> руч-к(а) .
        Есть беглые гласные : полк(а), (нет) полок(), полоч-н(ый) -> корень -полк-/-полок-/-полоч- -> полоч-к(а) ;

        Аналогично (-оч- - часть корня, суффикс -к-):
        булк(а), булок(), булоч-н(ая) -> корень -булк-/-булок-/-булоч- (нет слов c корнем -бул-) -> булоч-к(а) (-оч- -часть корня, суффикс -к-);
        веревк(а), веревок(), веревоч-н(ый) веревоч-к(а) -> корень -веревк-/-веревок-/-веревоч- -> веревоч-к(а)
        банк(а), банок(), баноч-н(ый) -> баноч-к(а)
        будк(а), будок() -> будоч-к(а)
        ватрушк(а), ватрушек(), ватрушеч-н(ая) -> чередование к/ч, беглая е в корне -ватрушк-/-ватрушек-/-ватрушеч- -> ватрушеч-к(а);
        куртк(а), курток(), курточ-н(ая) -> курточ-к(а);

        Случаи, когда в слове есть суффикс -оч- и суффикс -к-:
        Дюймово-оч-к(а) - уменьшительно-ласкательное к дюймов-к(а);
        дыр-оч-к(а): дыр(а), дыр(ы) -> корень -дыр-; есть родственное слово дыр-к(а) (суффикс -к-), так как дырочка - это небольшая дырка, то выделяется суффикс -оч- (цепочка образования слов: дыр(а) -> дыр-к(а) -> дыр-оч-к(а))

        Аналогично:
        рам(а) -> рам-к(а) -> рам-оч-к (а), но может быть рам(а) ->рам-очк (а);
        тетрадь -> тетрад-к(а) -> тетрад-оч-к (а), но может быть разбор тетрадь -> тетрад-очк (а)
        нить -> нит-к(а) -> нит-оч-к (а), но нить -> нит-очк (а)
        сеть -> сет-к(а) -> сет-оч-к(а);
        ел-к(а) -> ёл-оч-к (а), но ель -> ёл-очк (а);
        игла -> игол-к(а) -> игол-оч-к (а), но игла -> игол-очк (а)

        Трудность в том, что при морфемном анализе слова могут соотносится с разными производящими словами, а, следовательно, и морфемы выделяются по-разному.

        В слове - однозначно суффикс -очк-:
        кофт(а) -> кофт-очк(а), нет слова «кофтка»;
        лент(а) -> лент-очк(а)

        Другие примеры:
        лист-оч-к(и) Ольга

        объясните, пожалуйста, почему: ленточка - однозначно с суффиксои -очк-? а не оч+к? ведь ленточный= лент+оч? тогда ленточка= лент+оч+к?

        лент\очн\ый - -очн- суффикс прилагательного, привносит значение «обладающий указанным признаком, качеством», используется для образования прилагательных с этим значением, напр., один\очн\ый (от один), карт\очн\ый (от карта).

        спасибо. так как же это запомнить, когда разбираешь слова на составные части (егэ) , чтобы определить оч+к или очк?

        Чтобы понять из каких частей состоит слово, надо изменить форму слова, просмотреть родственные слова, подумать как образовалось слово. Тогда всё будет понятно.

        Напишите, пожалуйста, как разобрать пр составу слово хлебушек. Суффикс -ушек- ?

        Можно проверять правописание, смотреть толкование и морфологический разбор слов с помощью Яндекс-словарей: yandex.ru -> Словари.

        Здравствуйте, скажите,пожалуйста, какие или какой суффикс у слова собачонка и почему?

      • Изменяем слово: собаки, к собаке, у собаки - корень собак-; собач-ий - в корне чередование к/Ч.
      • собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-
      • Для проверки правильности выбора суффикса подбираем другие слова с таким же суффиксом: душонка (душа), ручонка (рука), т.е. такой суффикс -онк- существует и придает уменьшительно-уничижительное значение слову.
      • Ответ: собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-, окончание -а
      • По словарю морфем (Ефремовой):
        онк-(а). Суффикс; = -ёнк-(а), -ёнк-(и) Формообразовательная единица, образующая 1) имена существительные мужского и женского рода с уменьшительно-уничижительным или с уменьшительно-ласкательным значением (душонка, избёнка, лошадёнка, ручонка…)

        Здравствуйте! Есть слово «неверие». К нему нужно найти слово, образованное по той же словообразовательной модели, что и слово «неверие»: основа существительного + префикс не- и суффикс -и[j]- -> образуется существительное со словообразовательным значением «отсутствие того, что названо производящим словом» (производящее слово «вера»). Помогите пожалуйста.

        незнание, неумение, нежелание, непослушание, непонимание, неприятие

        Спасибо большое! Подошло одно слово - неприятие!

        Русский язык без проблем

        Об орфографическом разборе см. страницу

        Правописание суффиксов существительных

        но н ожичек , орешек

        а суф. -иц- а бывает только в словах ж.р.

        но платьице , креслице

        -енк- а пишется в словах, от сущ., с основой в род. пад. множ. числа на -ен

        льдин а – льдин ка;

        деревень – деревень ка, кухонь – кухонь ка

        -юшк- пишется также в словах ср.р. с мягкой основой;

        -ышк- – в словах ср.р. с твердой основой,

        -ишк- – в словах с мягкой основой;

        всегда пишется окончание в ж.р.,

        в муж.р. в одушевленных , в неодуш. –

        в ср.р. всегда пишется окончание

        поле – полюшк о

        горе – горюшк о

        солнышк о, перышк о

        воришк а, трусишк а головушка , волюшка сынишка , хлебушко стёклышко , крылышко

        в остальных случаях пишется -ечк- а

        -ёнок (-онок)

        в словах женского рода окончание

        мягкий знак пишется только после буквы л

        НЕСТАНДАРТНЫЕ СЛУЧАИ ОБРАЗОВАНИЯ

        МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

        опёнок опят, а маслёнок маслят а

        болгарин болгары , татарин татары

        -ов-, -й-

        имя имен а , чудо чудес а

        сын сынов [й’ а] лист- [л’ис’т’й’ а],

        grammatika-rus.ru

        Правописание суффиксов существительных

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

        Правописание большинства суффиксов существительных

        Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

        желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

        Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

        Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

        Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

        Например: ключ ключ а

        сарай – сарай а

        лист – лист а

        замоч – замоч а

        Правописание суффиксов —чик- / -щик-

        Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

        Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

        Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

        Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

        В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

        Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

        Правописание суффиксов —ец- / -иц-

        Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

        Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

        Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

        При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

        А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

        У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

        Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

        Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

        Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

        Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

        Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

        Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

        Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

        От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

        Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

        Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

        После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

        Домашнее задание

        1) Вставьте пропущенные буквы.

        В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

        Смаз. ик смазал колёса вагона.

        Фонар…ик зажёг старые фонари.

        Извоз…ик перевозит людей.

        Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

        Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

        2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

        3) Вставьте пропущенные буквы.

        Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих

    (урок открытия новых знаний)

    I Самоопределение к деятельности (орг. момент)

    Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    К какому уроку надо было подготовиться? Верно.

    Что у вас должно быть подготовлено к уроку русского языка? (Учебник, рабочая тетрадь, пенал).

    Итак, начинаем урок русского языка.

    II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

    Как вы думаете, зачем мы просмотрели этот отрывок из мультфильма? (Вспомнили тему: «Правописание суффиксов -ек/-ик в именах существительных»)

    Давайте еще раз вспомним правило правописания суффиксов существительных -ек/-ик

    (слайд №1).

    Посмотрите на слова (слайд №2). Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы).

    Давайте выполним это задание. Итак, первое слово. Какая гласная пропущена?

    Запишем это слово, выделим суффикс.

    Хорошо. Молодцы.

    Посмотрите, ребята, на данные слова (слайд №3). Что заметили? (Пропущены буквы).

    Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.

    Хорошо. Вчера это же задание выполнил другой ученик. Давайте посмотрим, как он это сделал (слайд №4).

    Он верно выполнил задание?

    III Постановка учебной задачи.

    Можем ли мы сейчас с вами ответить на этот вопрос? (Затрудняемся).

    Почему? Что мы не знаем?(Не знаем, как правильно написать эти слова. Не знаем, какую гласную необходимо написать).

    В какой части слова неясное написание? (В суффиксе).

    Какой частью речи являются эти слова (Это имена существительные).

    Как бы вы хотели назвать тему нашего урока?(Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных).

    Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы будем учиться? (Будем учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

    Давайте откроем учебник и посмотрим, как назвал автор тему урока. Прочитаем.

    IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие/алгоритм).

    Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд №5).

    У вас на столе лежат карточки (слайд №6). Возьмите карточку №1, прочитаем задание (запишите слова, обозначьте суффиксы, поставьте ударение).

    Назовите звуки перед суффиксом –ок (ч, ш, ж).

    Что общего у этих звуков? (Они согласные, шипящие).

    Охарактеризуйте, дайте им характеристику по твердости/мягкости (ч – всегда мягкий, ж, ш - всегда твердые).

    Какой вывод можем сделать? Какая гласная пишется в суффиксе имен существительных после шипящих? (В суффиксах им. сущ. после шипящих под ударением пишется буква о).

    Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на с. 20 (читают правило) (слайд №7).

    Составим алгоритм.

    Шаг 1. Ставлю ударение.

    Шаг 2. Нахожу суффикс.

    Шаг 3. Если суффикс находится под ударением, пишу букву о.

    Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? (О суффиксе –ок в им. сущ.).

    Как правильно звучит тема урока? (Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих).

    Физминутка (слайд №8).

    V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Давайте еще раз проговорим, какая гласная пишется в суффиксах сущ. после шипящих под ударением.

    Выполним задание, сделав которое вы узнаете часть пословицы, которую мы соберем, справившись со всеми заданиями.

    Работаем с карточкой №2. Необходимо изменить слова по образцу (слайд №9).

    (выполняют вместе, с комментированием, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем суффикс) после последнего слова слайд №10.

    Что произошло в словах? (Чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]).

    (Получают карточку – с мешок).

    VI Самопроверка по эталону.

    1)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №3.

    Что необходимо сделать? (Добавить суффиксы –ек, -ок).

    Проверяем.

    Хорошо. Молодцы. Вы получаете следующую часть пословицы (а слов).

    2) Работа по рядам.

    Переходим к работе с карточкой № 4. 1-ому ряду необходимо выписать в тетрадь слова, состоящие из корня и окончания; 2-ому – слова, состоящие из корня, суффикса и окончания и 3-ему ряду выписать слова, состоящие из корня двух суффиксов и окончания. Окончания могут быть и нулевыми. Помните об этом.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    (Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

    снег
    снежок
    снежочек

    вечер
    вечерок
    вечерочек

    свист
    свисток
    свисточек

    звон
    звонок
    звоночек

    шаг
    шажок
    шажочек

    Молодцы, справились с заданием. Вы получаете последнюю часть пословицы.

    3)Давайте попробуем теперь составить пословицу (Дел на вершок, а слов с мешок).

    Запишите пословицу в тетрадь.

    Как вы ее понимаете?

    Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни).

    4)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №5. В этом тексте необходимо исправить допущенные ошибки.

    Ребята пришли на лужОк и стали играть в мячИк. С ними был верный пес ДружОк. Вдруг пошел дождИк.

    (слайд №11).

    Вернемся к началу урока. Какие же буквы мы должны здесь вставить? (слайд №12).

    VIII Рефлексия.

    Какую цель мы ставили в начале урока? (Учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

    Достигли ли мы данной цели? Каким образом? (Выполняя задания).

    Что нового вы сегодня узнали на уроке русского языка? (В суф. Им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).

    Какие задания вам понравились больше?

    (Слайд №13).

    Поднимите кружок соответствующего цвета:

    Зеленый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями

    Желтый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями, но некоторые из них вызвали затруднения

    Красный: ничего нового не узнал, не справился с заданиями

    Оценки за урок.

    (Слайд №14) Домашнее задание: выучить правило стр. 98, упр.№59, 60 (ТПО).

    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

    Когда следует ставить буковку «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - дивана;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • куст - куста;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • лицо - лица;
    • мальчишка - мальчугана;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождь - дождя;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить буковку «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем приятные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орех - ореха;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусок - куска;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

    Имена существительные с суффиксом -ок-

    Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петух;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:

    • бережОк;
    • петух;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусок;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Методы образования слов с помощью суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
    Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
    • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
    • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
    • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
    • Место деяния (като?к).
    • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
    • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).

    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

    Когда следует ставить букву «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - диванчИка;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • кустик - кустИка;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • личико - личИка;
    • мальчик - мальчИка;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождик - дождИка;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем наглядные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орешек - ореШКа;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусочек - кусоЧКа;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    с суффиксом -ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петушОк;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

    • бережОк;
    • петушОк;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • орЕшек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусОчек;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

    Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
    • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
    • Место действия (като́к).
    • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
    • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

    2 вариант

    1 . Укажите в каком существительном суффикс написан неправильно.

    а)дружок б) жучёк в) пастушок

    2. Укажите существительное, в суффиксе которого не пишется буква -о-.

    а)луж.к б) волч.нок в) ореш.к

    3. Найти ряд с пропущенной –о-:

    1) чулоч..к, петуш…к, горш..к

    2) прут..к, цвет..к, кирпич…к

    3) языч..к, стиш…к, горош…к

    4) луж…к, пастуш..к, снеж…к

    4. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется буква -о-.

    а)овраж.к б) жуч.к в) горош.к

    5. Укажите существительные с суффиксом –ок-

    а) старич…к, б) жуч..к, в) дубоч…к, г) кусоч…к,

    д) гребеш…к, е) ящич…к.

    1. К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.(например: маленький ученик, маленькое дерево, маленькая девочка, маленькие дети.)

    2. У прилагательных выделите окончания и определите число и род.

    Голубой –

    Красивый –

    Самостоятельная работа по теме:

    « Изменение имен прилагательных по родам и числа»

    1. Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу.

    2. Определи число и род прилагательных и выделите окончания.

    Яркое, ласковое, весеннее ____________.

    Мягкий, теплый, пушистый __________.

    Дальняя, трудная, незнакомая __________.

    Смешной, забавный, короткий ________.

    1 вариант

    А) и б) е в) ё г) о

    2. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

    А) и б) е в) ы

    3. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

    А) ы б) и в) е

    4. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

    5. В каком слове не выпал гласный звук?

    6. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

    7. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

    8. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

    9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

    Тест №17. "Гласные в суффиксах существительных ек и ик"

    2 вариант

    1.В суффиксах ек и ик при выпадении гласного следует писать букву:

    А) и б) е в) ё г) о

    2. В каком слове не выпал гласный звук?



    а) замоч...к б) ножич...к в) дождич...к г) куст...к

    3. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

    а) комоч...к б) мешоч...к в) диванч...к г) котёноч...к

    4. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

    а) зайч...к, чайнич...к б) дружоч...к, овальч...к

    в) чемоданч...к, мальч...к г) замоч...к, ореш...к

    5. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

    А) и б) е в) ы

    6. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

    А) ы б) и в) е

    7. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

    8. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

    а) шар...к б) сад...к в) цветоч...к г) зонт...к

    9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

    а) осколоч...к, внуч...к б) карманч...к, комоч...к

    в) фонар...к, горош...к г) ящич...к, листоч...к

    1 вариант.

    1. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

    На гладк…… льду______________________________________

    в дальн….. дорогу______________________________________

    сладк…… конфетку____________________________________

    син….. лента____________________________________________

    весенн….. солнышко_______________________________________

    стар…… рояль___________________________________________

    из перв…… ряда___________________________________________

    с маленьк…… братом_____________________________________

    перед ранн….. весной_________________________________________

    о нужн…… вещи_____________________________________________

    столов……. прибором________________________________________

    мягк…… диван___________________________________________

    под строг….. взглядом _________________________________________

    2. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

    В лесной () глуши звери и птицы живут спокойно. Рыжая () белочка ловко прыгает с дерева на дерево. Она ищет спелые () орешки и сладкие()ягодки. Деловито ползает по ели серый () поползень в поисках

    пищи. Стучит пёстрый () дятел по сухому() стволу старого() дуба.Течёт тихо и размеренно жизнь в лесной () чащобе.

    Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».



    2 вариант.

    1. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

    В чистом() небе горят звёзды. В августе звёздный () дождь часто падает на тёмную()землю. Обильная() роса играет в их свете. Полночную

    ()охоту начали совы. Маленькая() мышка поспешно шмыгнула в высокую() травку.

    2. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

    От давн… встречи____________________________________________

    на ранн… зорьке_____________________________________________

    о проезж.. человеке___________________________________________

    к растущ… ветке_____________________________________________

    на пахуч… ромашку___________________________________________

    в узеньк… окошко_____________________________________________

    неуклюж… животное___________________________________________

    под снежн… шубой____________________________________________

    о субботн… передаче___________________________________________

    син… ленту___________________________________________________