Все типы обществ. Типы общества

Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.

Типы общества:

  1. Традиционное общество
  2. Индустриальное общество
  3. Постиндустриальное общество

1. Традиционное общество

Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии.
  2. Преобладание сельского хозяйства.
  3. Сословный строй.
  4. Низкая социальная мобильность.
  5. Преобладание ценностей коллективизма.
  6. Влияние церкви на общественную жизнь.
  7. Патриархальная семья.

Признаки

  • Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
  • Очень низкие темпы развития.
  • Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
  • Полное поглощение личности коллективом.
  • Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.

2. Индустриальное общество

Индустриальное общество - определяется уровнем технического, индустриального развития.

Характерные черты индустриального общества

  1. Преимущественное развитие промышленности.
  2. Серийное машинное производство и автоматизация..
  3. Превращение науки в общественный институт.
  4. Рождение массовой культуры.
  5. Классовый строй.
  6. Предоставление прав и свобод людям.
  7. Формирование гражданского общества.

Признаки

  • Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
  • Базовой структурой общества становится экономика.
  • Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
  • Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
  • Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
  • Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.

3. Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.

Характерные черты постиндустриального общества

  1. Развитие сферы услуг.
  2. Единицей товара становится информация (знания).
  3. Развитие информационных технологий.
  4. Профессиональное деление общества.
  5. Широкое использование компьютерных технологий.
  6. Глобализация экономики.
  7. Осуществление научно-технической революции.
  8. Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки

  • Так как сельское хозяйство и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг.
  • Главный фактор развития этого общества - теоретические знания или информация.
  • Общество ориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы.
  • Социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина».
  • Ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.

По степени открытости:

  • Закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
  • Открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

По наличию письменности:

  • Дописьменные
  • Письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

По степени социального расслоения :

  • Простые - догосударственные образования (нет руководителей и подчинённых)
  • Сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Задания в формате ЕГЭ по теме «Цивилизации и типы обществ» 10 класс 1 вариант

1 . Для традиционного общества характерно (-а)

1) ценность человеческой личности

2) динамичное развитие

3) значительная роль религии

4) индустриальное производство

2 . Характерной чертой западной цивилизации является

1) длительное сохранение традиций

2) активное внедрение инновационных технологий

3) низкая социальная мобильность

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

3 . Скачок в развитии производительных сил, состоящий в переходе от мануфактуры к машинному производству – это:

1) научно-техническая революция

2) индустриализация

3)научно-технический прогресс

4) промышленный переворот

4. Верны ли следующие суждения о путях развития общества?

А. Для традиционного общества характерны высокая социальная мобильность, преклонение перед наукой, приоритет личности перед коллективом.

Б. В индустриальном обществе производство имеет массовый характер.

5 . Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это:

1) реформа

2) контрреволюция

3) эволюция

4) революция

6 . Верны ли суждения:

А) О. Шпенглер подчёркивал изолированность и самостоятельность цивилизаций

Б) По его мнению, цивилизация есть расцвет культуры, развитие её творческих сил

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

7 . Цивилизация понимается как:

1) совокупность производственных отношений

2) совокупность общественных ценностей

3) способ производства

4) система господства

8 . Ниже приведены термины, связанные с восточными философскими учениями. Выпишите термин, который выпадает из этого ряда.

Веда, реинкарнация, йога, дао, гуманизм, логос.

9. Заверши фразу: «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям это….»

10 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Характеристика общества как ______ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются общественной жизни и социальные институты. Выделяют четыре сферы, которые находятся в тесной взаимосвязи, т.к. поддерживают необходимую ______ (Б) общества. ______ (В) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ____ (Г), а также управление совместной _____ (Д) людей.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) целостность

2) система

3) общество

4) социальные блага

5) сфера

6) производство

7) культура

8) социальные институты

9) деятельность.

11 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Общественные отношения». Составьте два предложения с этим понятием.

(1) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (2) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (3) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (4) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (5) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических утверждений

13 . Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задания в формате ЕГЭ по теме «Цивилизации и типы обществ» 10 класс 2 вариант

1. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1) добывающей промышленности

2) обрабатывающей промышленности

3) сельского хозяйства

4)информации и информационных технологий.

2 . При переходе от традиционного общества к индустриальному

1) личность стала подчиняться общине

2) выросла социальная мобильность

3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.

3 . Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.

Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны.

4 . Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это

1) реформа

2) контрреволюция

3) эволюция

4) революция.

5 . В развитии цивилизации три стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную выделял

1) Ростоу

2) Тоффлер

3) Тойнби

4) Маркс.

6 . Верны ли следующие суждения:

А) Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути.

Б) Историческое развитие стран происходит в различных формах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

7 . В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии

1) деление общества на классы

2) развитие производительных сил

3) уровень развития культуры

4) отношения собственности.

8 . Найдите в приведённом ниже списке общественные явления

1) возникновение государства

2) переход от присваивающего хозяйства к производящему

3) изменение климата на планете

4) формирование наций

5) традиции и обычаи

6) способность человека к чувственному познанию

7) генетическая предрасположенность человека к заболеваниям.

9 . Ниже приведены термины, связанные с учением об общественно-экономических формациях. Выпишите термин, выпадающий из этого ряда:

Базис, цивилизация, надстройка, производительные силы, производственные отношения.

10 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация». Составьте два предложения с этим понятием.

11 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(A) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (B) Но знание о человеке все ещё имеет фрагментарный характер, не позволяет уяснить многие важные аспекты. (Г) Сущность человека проявляется на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном. (Д) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

12 . Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

13 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под ____(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и _____(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ____ (В), для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ____ (Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ____ (Е)».

1) постиндустриальное общество

2) отношения

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


— динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1.3, соответственно а , б , в , г).

Рис. 1.3. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад). Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

  • первобытнообщинный строй,
  • рабовладельческое общество,
  • феодализм,
  • капитализм,
  • коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами — рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Цикличность развития, стабильность

Линейность развития, прогресс

Медленный теми развития

Высокий теми развития

Эволюционность, постепенность развития

Революционность, скачкообразность развития

Гармония с природой

Покорение природы

Традиционность

Инновационность

Приоритет общинной собственности над частной

Приоритет частной собственности над общинной

Низкая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Контроль государства над обществом

Развитое гражданское общество

Высокая роль коллектива

Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации — «культура зрения» — порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза

Традиционная

Индустриальная

Постиндустриальная

Принцип, управляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор производства

Заготовка сырья

Обработка

Главный контингент рабочей силы

Крестьянин, занятый освоением природной среды

Рабочий, занятый переработкой материалов

Служащий, работающий с информацией

Управленческая группа,соединяющая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональный руководитель

Исследователь, специалист, ведущий администратор

Основная производственная единица

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные потребности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему времени

Направленность в будущее. прогнозы, сценарии

Члены социальной коммуникации

Человек — природа

Человек — машина

Человек — человек

Движущая сила

Природные ресурсы, физическая сила

Созданная энергия

Информация, обработка знаний

Стратегический ресурс

Продукты питания Сырье

Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау

Образование, умственный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная технология

Умственная технология

Метод, управляющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития — рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.

Тема «Типы обществ»

Сравнительная таблица «Типы обществ»

Линии сравнения

Традиционное (аграрное)

Индустриальное (техногенное)

Постиндустриальное (технотронное, информационное)

Символ

Земля, пашня

Паровая машина

Компьютер

1. Основной фактор производства

земля

капитал

информация

2.Характерные черты производства

Ручной труд, с/х производство

Широкое применение механизмов, технологий, массовое промышленное производство

Автоматизация производства, компьютеризация, развитие сферы услуг

3. Уровень развития техники

низкий, ручные орудия труда

высокий, использование силы пара, электричества

очень высокий, использование электроники, наукоёмкие технологии

4.Отношение «природа-человек»

Обожествление природы, зависимость человека от природы

«Природа - не храм, а мастерская»; покорение природы; давление на природу

Осознание ценности природы как универсального дома всего человечества

5.Положение человека в обществе

Тесная связь человека с первичным коллективом;

несвобода человека

Личная свобода человека; человек-хозяин своей судьбы;

Личная свобода, самодостаточность человека; постоянное саморазвитие

6.Социальная структура

Корпоративность и иерархичность; наличие сословий, существование общины

Формирование новых классов- буржуазии и наёмных работников; разрушение сословной структуры

Формирование среднего класса; сохранение социальной дифференциации

7.Социальная мобильность

Низкий уровень мобильности; подчинение традициям; стабильность общества

Высокая степень мобильности; урбанизация

Высокая социальная мобильность

8.Общественные ценности

Традиции, вера, коллективизм, патриархальность

Секуляризация общественного сознания; индивидуализм; свобода человека

Индивидуализм, свобода, правовое государство и гражданское общество

9.Проблемы общества

Высокая степень зависимости от природы; голод и болезни

Глобальные проблемы человечества

Каталог заданий.
Типы обществ, глобальные проблемы

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Существование глобальных проблем человечества свидетельствует

1) о целостности современного мира

2) о выравнивании уровней развития

3) о взаимодействии стран и народов

4) о преимуществах экономически развитых стран

Пояснение.

Глобальные проблемы - проблемы, затрагивающие весь Мир в целом. (все страны и государства) Вне зависимости от развития, экономики, народности.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают

1) исторические традиции

2) культурное многообразие мира

3) рост масштабов хозяйственной деятельности человека

4) многовариантность общественного развития

Пояснение.

Глобальные проблемы - результат деятельности человека, который всегда удовлетворяет свои потребности. Производство различных товаров происходит вместе с вырубкой леса, выбросов CO2 в атмосферу и т. д.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества

1) индустриального

2) традиционного

3) массового

4) постиндустриального

Пояснение.

Индустриальное общество - гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, господство труда.

Традиционное общество - поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений, низкие темпы развития, производства, труд направлен на удовлетворение основных потребностей.

Массовое общество - индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и «массовой культуры».

Постиндустриальное общество - очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями, господство сферы услуг.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Salima Burkhanova (Казань) 09.06.2012 11:11

Поясните пожалуйста подробнее. Традиционное по другому называют аграрным. Как в аграрном обществе может даваться предпочтение отдыха труду. Если поразмыслить, то время не ждет. И соответственно все надо делать вовремя.

Стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для основных потребностей, характерно исключительно для традиционного общества.

То, что предпочтение отдается отдыху, значит, что человек отдыхает, если это возможно, а не то, что вместо вспахивания земли он лежит на печи.

Вот, к примеру, в индустриальном обществе предпочтение отдается труду, он возводится в культ.

Евгений Бикмаев (Астрахань) 21.12.2012 02:51

Я считаю, что стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, зависит не от типа общества, а от психологии человека. Сегодня тоже многие люди нацелены на заработок, достаточный для существования, и далеко не все живут в грёзаз, что они будут шиковать в своей жизни. исходя из этого, я выбрал "постиндустриальное общество".

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Всегда сравнивайте варианты. Да, сейчас еще остались люди, которые зарабатывают исключительно на крышу над головой, еду и одежду. Но в традиционном обществе таких людей было много больше.

Вспомните характерную черту постиндустриального общества: господство сферы услуг. Услуги удовлетворяют не основные потребности человека.

Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции

1) модернизации

2) глобализации

3) демократизации

4) информатизации

Пояснение.

Модернизация - макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного - к индустриальному.

Глобализация - процесс всемирного экономического, политического и культурного объединения и стандартизации.

Демократизация - процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д.