Сфинкс хатшепсут. Хатшепсут — женщина-фараон

Она не была первой женщиной-фараоном, но она стала Лучшей. Благодаря этой сильной женщине Египет на протяжении 22 лет находился в своем расцвете. Правление Хатшепсут во многом считается особенным. Вопрос в том, как женщина могла в течении стольких лет держать власть в своих руках в обществе, в котором господствовал патриархат?

Женщина в древнем Египте имела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами своего пола в таких странах, как Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметь собственное имущество, занимать государственные посты и получать наследство от родителей или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса, женщине давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь на этих фактах, кажется абсолютно естественным, что женщина имела права, позволявшие ей иметь самостоятельную жизнь и решения, а также занимать ответственные посты в обществе, в отличие от таких же женщин в Греции, чьей территорией господства мог считаться только дом.

Социальный климат Египта, где женщина имела много прав и свобод, по сравнению с законами других стран, позволил некоторому числу цариц, правивших до и после Хатшепсут, получить влияние над царством в качестве регентов. Хатшепсут предшествовали несколько безусловно влиятельных цариц Семнадцатой династии. Тетишери, Аххотеп II, Яхмос-Нефертари имели определённый контроль над Египтом, следуя одна за другой, они сохраняли стабильность в стране. Они вели политику, похожую на политику Хатшепсут, считающейся самой экстраординарной женщиной, когда-либо носившей титул Фараона Верхнего и Нижнего Египта.

Тутмос

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I и царицы Яхмос. Когда Тутмос умер, трон унаследовал его сын, Тутмос II , который также являлся сводным братом Хатшепсут. В соответствии с традицией Египетских королевских семей, Фараон, унаследовав трон, должен был жениться на старшей дочери своего отца, которой была Хатшепсут. Предполагается, Тутмос II умер в 1479 г.до н.э. и после него Фараоном стал Тутмос III. Тутмос III, был слишком маленький тогда, чтобы править самостоятельно, и его тётя, Хатшепсут, стала его регентом. Тутмос III и Хатшепсут правили вместе до 1473 г.до н.э., когда она провозгласила себя Фараоном.

Хатшепсут использовала несколько стратегических приёмов, чтобы легализовать себя в роли Фараона. В храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, возле Луксора в Долине царей, рождение и коронация царицы изображены на фресках и других предметах искусства. Благодаря этому ресурсу учёные смогли узнать, что, чтобы сделать своё правление законным, Хатшепсут утверждала, что бог Амон-Ра посетил её мать, когда та была беременна. Такое утверждение делало Хатшепсут божественным ребёнком. Утверждение о возможной божественности Хатшепсут даёт основания думать, что царица имела определённое влияние в жреческих общинах Египта. Поддержка жречества способствовала узакониванию правления Хатшепсут. Кроме того, царица использовала некоторые атрибуты мужского внешнего вида, включая фальшивую бороду, мужскую одежду, а также требовала изображать себя, как мужчину, что давало повод ее врагам использовать ее "мужественную экстравагантность" в качестве оружия против нее, однако она умудрилась преподнести жрецам свои причуды как следствие того, что она занимала мужскую должность в обществе.

Она взяла себе новое имя - Мааткара, переводящееся как Истина (маат) — двойник (ка) бога Солнца (Ра). Ключевое слово здесь — маат — «древнее египетское выражение порядка и правосудия, которое было установлено богами. Поддержание и увековечивание маат (Маат - Богиня-олицетворение миропорядка и истины. Почиталась как дочь и око бога Ра, участвовала вместе с ним в сотворении мира из хаоса. Жена бога Тота. В загробном суде Осириса при взвешивании сердца покойного на чашу весов клали перо Маат. Символ Маат и ее иероглиф — страусиное перо. Центр культа Маат находился в Фиванском некрополе.), как гарантии процветания и стабильности страны, требовали законного фараона, который мог взаимодействовать (как это могли только фараоны), непосредственно с богами. Своими поступками, в частности архитектурной программой, фараоны подтверждали, что маат была установлена; строительные планы Хатшепсут были весьма честолюбивы. Она начала с воздвижения двух обелисков высотой 29,5 м. в большом комплексе храма Амона в Карнаке. Рельефы, изображающие это событие, показывают пару колоссальных «игл», каждый весом приблизительно по 450 тонн, буксируемых по Нилу 27-ю судами, укомплектованными 850 гребцами. Посвященные богу солнца, они были вложены словно в ножны в мерцающий электрум — сплав золота и серебра. Хатшепсут, безусловно, выполнила свою программу государственных работ на территории страны, но это было сконцентрировано, в основном, в области вокруг Фив, династического и теологического центра династии Тутмосидов, где она построила сеть внушительных процессионных дорог и святилищ. Называя себя Мааткара, Хатшепсут вероятно заверяла своих людей, что они имели законного правителя на троне.
Самый надёжный источник, изображающий в деталях жизнь и достижения Хатшепсут -её храм в Дейр эль-Бахри. Храм Хатшепсут, который носил имя “дже-сер-джесеру”, или “самый возвышенный из возвышенных”, является, без сомнения, наиболее внушительным сооружением Западных Фив.

Строительство храма Хатшепсут заняло пятнадцать лет, между 7-м и 22-м годами ее правления, но исследование памятника, которое проводится по сей день, выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ — возможно, строители наткнулись на место более раннего незаконченного сооружения, но точной информации об этом нет. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных стратегических расчетов — храм был расположен не только в долине, которая считалась священной уже более 500 лет и была посвящена богине, связанной с загробным миром, но и на оси карнакского храма Амона, и, наконец, он стоял на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей с другой стороны горы.
Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, по бокам с двумя осирическими колоссами, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) — ритуальные сцены охоты и рыболовства. От первого двора ко второму двору и к верхней террасе ведут два последовательных пандуса, ограниченные с запада портиками. Промежуточный портик фланкирован двумя часовнями, расположенными к югу и северу от него и посвященными соответственно Хатхор и Анубису.
На стене этого портика полихромные барельефы иллюстрируют два наиболее значимых события правления царицы: в южной части (портик Пунта) можно видеть иллюстрации к экспедиции в Пунт и в северной части (портик рождения), представлено божественное происхождение Хатшепсут — ее зачатие от бога Амона в образе ее истинного отца Тутмоса I.

Хатшепсут, обладавшая властью, и достойная гордости женщина, таинственно исчезла, возможно в 1458г.до н.э., когда Тутмос III возобновил себе титул Фараона. Её мумия никогда не была найдена, и многие её изображения и надписи с именем были уничтожены по приказу Тутмоса III, который ненавидел само ее имя, и, вероятно, убив ее, пытался вылечить свое раненое мужское самолюбие, пытаясь добраться до нее даже после смерти.

Хатшепсут сегодня

По мере распространения феминистических идей интерес к Хатшепсут только возрастает, особенно в связи с тем фактом, что первая великая женщина в истории сумела отстранить от власти первого великого завоевателя. Постепенно, она становится элементом популярной культуры на Западе — умная и энергичная, но вместе с тем женственная и хрупкая, Хатшепсут была наделена незаурядными политическими и аналитическими способностями, и, кроме того, она была весьма привлекательна внешне.

Хатшепсут посвящено несколько книг (как беллетризованных биографий типа «Хатшепсут» Эвелин Уэллс, так и художественных романов, например, «Дочь Амона» Мойры Калдекотт). Большинство из них вносит приключенческие элементы в жизнеописание царицы, изображаемой в качестве прекрасной миролюбивой женщины. С ними контрастирует роман Элоизы Джарвис Макграу «Мара, дочь Нила», эксплуатирующий устаревшую точку зрения на Хатшепсут как «злую мачеху Тутмоса». Роман посвящён борьбе странного союза рабыни Мары и аристократов против «узурпаторши», растрачивающей государственные средства на постройки и содержащей Тутмоса III в качестве пленника в собственном дворце.

В честь Хатшепсут назван открытый Корнелисом Иоганнесом Ван Хоутеном, Ингрид Ван Хоутен-Грёнвельд и Томом Гехрельсом в 1960 году небольшой астероид 2436 Хатшепсут, входящий в пояс астероидов. В популярной культуре, Хатшепсут — лидер Египта в новейшей пошаговой стратегической компьютерной игре «Цивилизация IV» (в предыдущих версиях игры египетскую цивилизацию возглавляли Рамсес II и Клеопатра VII). Хотя до этого момента не было поставлено ни одной художественной постановки о Хатшепсут или Тутмосе III, однако написанный к фильму «Дочь Ра» сценарий получил несколько наград, и его авторы пытаются найти спонсоров для экранизации

Оригинал записи и комментарии на

История сохранила немало имен женщин, которые с успехом правили государственными. У всех на слуху такие имена, как царицы Клеопатры, королевы Англии Елизаветы, русской императрицы Екатерины II. Но, еще до этих, по истине, великих женщин были правительницы, при которых их страны процветали. Одной из таких правительниц была царица Хатшепсут. О ней мой сегодняшний рассказ.

В истории Древнего Египта Хатшепсут занимает исключительное место. Она смогла встать во главе могущественного государства и управлять им более 20 лет (если быть точнее, то 22 года). Самым поразительным фактом было то, что царица короновалась как законный фараон, игнорируя многовековую египетскую религиозную традицию престолонаследия при наличии наследника мужского пола – Тутмоса III , её племянника и пасынка. В некоторых сохранившихся до наших дней изображениях, Хатшепсут предстает с накладной бородкой, чтобы внешне походить на мужчину.

Необходимо отметить, что Хатшепсут была не первой правительницей Древнего Египта. Задолго до неё Египтом правили две женщины: Нейтикерт в конце VI династии и Нефрусебек в конце XII династии. Но, в отличии от Хапшесут эти царицы правили недолго и заметного следа в истории Египта не оставили. Хатшепсут же получила власть над процветающей державой, международный авторитет которой был утвержден военными походами в Азию и Нубию при ближайших предшественниках царицы – Аменхотепе I (1551 – 1524 гг. до н.э.) и Тутмосе I (1524 – 1518 гг. до н.э.) . То, что Хатшепсут смогла заполучить власть, минуя законного наследника мужского пола, свидетельствует о её честолюбии, политической ловкости и решительности.

Что, не вызывает сомнения у египтологов, так это происхождение Хапшесут. Все остальное: её восхождение на престол, дата рождения, обстоятельства смерти – находятся в рамках теорий и гипотез. Хатшепсут была второй дочерью Тутмоса I и царицы Яхмес . От второй жены Мутнофрет он имел трех сыновей, одним из которых был Тутмос II , которого женили на Хатшепсут. В то время, как предполагают ученые, ей было от 15 до 20 лет. После своего замужества, Хатшепсут стала “великой царской супругой ”. После смерти своего мужа Тутмоса II , Хапшепсут, при малолетстве стала регентшей, при этом желая возложить на себя всю полноту власти. По предположению польского египтолога Я. Карковского , в то время Тутмосу III было около 2 лет, а Хапшепсут же не более 15 лет. Поэтому, пишет египтолог, – управление над страной должны были взять на себя высшие чиновники и, возможно мать Хапшепсут царица Яхмес . Во время регентства Хапшепсут исполнилось 20 лет, что по древнеегипетской традиции считалось достижением совершеннолетия. Но, считают некоторые египтологи, первые два года после смерти отца, Тутмос III правил сам (если не считать регентства Хапшепсут). Во всяком случаи, на памятниках той поры Хапшепсут изображается позади фигуры Тутмоса III под титулами царицы и великой царской супруги.

В последующем, Хатшепсут, по всей видимости, при поддержке высокопоставленных вельмож, устраняет от власти племянника и сосредотачивает в своих руках всю полноту власти, оставляя Тутмосу III лишь незначительные функции. Об этом, например свидетельствует, придворный архитектор Инени , который писал, что Хатшепсут осуществляла заботу о стране, египтяне работали по её замыслам и для неё, и довольными были Оба Берега (то есть весь Египет). Подтверждая свое высокое звание фараона, Хатшепсут приказывает изображать себя в облике мужчины с прикладной бородой и символами высшей власти – золотой диадеме с уреем.

Став фараоном Хатшепсут, начала оказывать особое почтение к богам, особенно богу Амону. Её правление было отмечено расцветом теологической мысли, нашедшее свое отражение в построенных по её приказу храмах и капеллах. Однако, Хатшепсут этого было мало. Она хотела возвеличить себя, возводя нечто новое, чего не было до неё. Так, по повелению Хатшепсут, архитектор Сенмут возвел великолепный храм в Дейр-Эль-Бахри, ставший впоследствии усыпальницей Хатшепсут.


Заупокойный храм царицы Хатшепсут.
Архитектор Сенмут. Древний Египет. Новое царство

Этот храм, расположенный на западном берегу Нила, царица начала строить примерно на восьмом году правления, сразу же после коронации. Храм, с самого начала, должен был потрясти воображение египтян; посвящался Амону и Ка царицы.

Ка – одно из сложных понятий-элементов, составляющих, по представлениям древних египтян человеческую сущность. Общепринято переводить понятие “Ка” как “двойник”. Однако, существует и несколько других трактовок, например, “Ка” обозначают как жизненную силу, “второе я” человека, которое рождается вместе с человеком, но не умирает после его смерти. Ка не зависит от человека, но определяет его судьбу. По древнеегипетской мифологии, Ка умершего нуждается в пище, воде, чтобы продолжить свое существование. Так, древние египтяне считали, что скульптуры и рельефные изображения являются вместилищем Ка.

В храме также поклонялись богам Ра, Хатор, Анубису и обожествленному Тутмосу I. Украшенный колоннадами портиков террасный храм органически вписывался в окружающий скальный ландшафт. В храме было около 200 статуй, более 20 сфинксов, 40 осирических статуй, изображавших царицу, а также 120 сфинксов украшали дворы и дорогу.

Чтобы, среди подданных не было сомнений в божественном происхождении своей власти, Хатшепсут приказала создать рельеф, на котором она получала атрибуты высшей царской власти из рук самого бога Амона. Этот рельеф сохранился в довольном сносном виде до наших дней.

Правление Хатшепсут ознаменовалось знаменитой экспедицией египтян в полулегендарную страну Пунт , предположительно находившуюся на территории современного Сомали на берегу Аденского залива. Издавна египтяне поддерживали с Пунт торговые отношения. До нас дошли несколько рельефных изображений этой военно-торговой экспедиции. На одной из них изображены корабли, на которых царица Хатшепсут направлялась в Пунт .

Цель путешествия в страну Пунт была довольно прозаическая – установить прервавшиеся торговые отношения и приобретение экзотических товаров: пантер, шкур редких животных, страусовых перьев, слоновой кости, золота, ценных сортов древесины и самих живых деревьев, пересажанных в корзины, и, в особенности благовоний для храмовых ритуалов. Однако, по масштабности эта экспедиция превосходила все предыдущие, которые были в эпоху Древнего и Среднего царств. Хотя египтяне прибыли в Пунт в сопровождении огромного войска, страна не была завоевана. Хатшепсут направила к правителям Пунта своего царского посла, после чего её усилия были вознаграждены золотом, а сама Хатшепсут принимала и взвешивала золото, полученное от царя Пунта .

Эпоха Хатшепсут вошла в историю Древнего Египта, как время строительного бума. Кроме храма в Дейр-Эль-Бахри, этого “египетского Парфенона”, строительная деятельность развернулась в различных городах страны: Фивах, Гермополе, Гермонтисе, Эль-Кусе, Эль-Кабе, Арманте, Медамуде, Спеос-Артемидоссе и многих других.

Что, касается обстоятельств смерти Хатшепсут, то на этот счет существует несколько версий. Согласно одной из них, Хатшепсут умерла на 21-м году правления Тутмоса III от яда. По другой версии, она была заключена в темницу, где и скончалась от неизвестной и неустановленной болезни. Тутмос III , как свидетельствуют египетские источники, после её смерти разрушил множество статуй Хатшепсут руководствуясь личной неприязней. Но, современные исследователи видят в этом не личный мотив, а политическую и религиозную целесообразность, поскольку образ женщины-фараона противоречило мистическим и политическим представлениям древних египтян. Так, или иначе, Тутмос III перестроил Карнак, уничтожив многое то, что было возведено при Хатшепсут.

И, последнее. Мумия Хатшепсут до сих пор не найдена. Раскопки, в местах предполагаемого захоронения царицы, ничего не дали. Но, из этого, не следует, что тело Хатшепсут была каким-то образом уничтожена. Возможно, что она еще покоится в одном из храмов Древнего Египта, до которой не дошла кайла археолога. Она ждет своего часа, чтобы быть извлеченной из толщи песков и камней, как мы сегодня извлекаем имя Хатшепсут из толщи веков, воскрешая её образ.

В истории Древнего Египта самой могущественной считается XVIII династия. Её правление относится к периоду Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.). Этот временной интервал включает в себя также XIX и XX династии, но именно при первой из этих трёх династий произошли расцвет и могущество древней цивилизации, возникшей на берегах Нила. Почему же именно XVIII династия стала главенствующей? Этим она обязана выдающимся фараонам, правившим страной в тот далёкий период.

Не последнее место среди них занимала женщина-фараон Хатшепсут. Её правление продолжалось 22 года с 1490 по 1468 гг. до н. э. Она была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмос. В юном возрасте стала верховной жрицей бога Амона. Вышла замуж за своего родного брата Тутмоса II, который стал править Египтом после смерти отца Тутмоса I. Но новый правитель оказался абсолютно безвольным человеком. Он умер на 4-м году правления, передав власть своему 12-летнему сыну Тутмосу III.

Голова Хатшепсут в Каирском музее, женщина-фараон изображена с накладной бородой

В наши дни трудно понять родственные переплетения и дворцовые приоритеты того далёко времени. Надо лишь знать, что Хатшепсут считалась главной царской женой, а Тутмос III родился от наложницы Исиды. То есть главная царская жена приходилась ему мачехой. Вначале она стала регентом при венценосном ребёнке, а через полгода при поддержке жрецов бога Амона была провозглашена фараоном.

Помимо жрецов эту женщину поддержала вся египетская знать. А вот что касается законного наследника, то его не уничтожили физически, а отправили на постоянное место жительства в жреческий храм. Там мальчику дали хорошее образование и подготовили к восшествию на престол после смерти мачехи. Отсюда получается, что переворот был чисто символическим. Ребёнку не сделали ничего плохого, лишь вежливо попросили отойти в сторону и ждать своего часа.

На стене внутри Красного святилища справа изображена священная ладья бога Амона-Ра, крайний слева стоит Тутанхамон III, а далее Хатшепсут. Она приветствует своего сакрального отца

Чем же прославилась женщина-фараон Хатшепсут за 22 года своего правления? Она зарекомендовала себя блестящим военачальником, расширила торговые связи Египта, поставив коммерцию на широкую ногу, и стала инициатором создания величественных архитектурных памятников. Государство при ней заметно разбогатело, что создало базу для будущей успешной завоевательной политики.

В то далёкое время очень большое внимание уделялось внешности. Фараон должен был выглядеть по-царски и соответствовать своему высокому статусу. На голову владыки возлагали корону, и обязательным атрибутом считалась накладная борода. Поэтому царица, несмотря на свой слабый пол, ходила с накладной бородой. С этим священным атрибутом царской власти правительница была запечатлена на многих изображениях.

Эту египетскую царицу называют не только женщиной-фараоном, но и женщиной-воительницей, так как она лично возглавила два военных похода в Нубию. Неизвестно, участвовала ли она в боях, но, скорее всего, только руководила своим войском. В эти походы она брала пасынка Тутмоса, чтобы приучить его к военному делу. Помимо Нубии грозная правительница занималась военными вопросами на Синайском полуострове и на юге Палестины. На скале в районе Второго порога Нила имеется древняя надпись, восхваляющая царицу и военный поход, который она лично возглавляла.

Алебастровый сосуд для благовоний, принадлежащий царице. На его стенках начертаны её имя и титулы. Этому сосуду 3,5 тыс. лет

Большое внимание Хатшепсут уделяла торговле с другими странами. При ней были налажены торговые отношения с таким государством как Пунт. Находилось оно на южном побережье Красного моря и представляло собой в то время сильную державу. Египтяне везли в Пунт бусы, браслеты, металлическое оружие и меняли всё это на самый ценный товар – ароматическую смолу, полученную из миррового дерева. Использовали такую смолу в Египте в храмовых обрядах, мумификации и изготовлении парфюмерии.

Египетские женщины втирали в кожу ароматное масло мирры и молодели на глазах. У самой царицы был именной парфюм, точно так же как у современных знаменитостей. До наших дней сохранился маленький алебастровый сосуд. На его стенках начертаны имя и титулы женщины-фараона, а внутри остались благовония, которыми та пользовалась 3,5 тыс. лет назад.

Успешные военные походы и поставленная на широкую ногу коммерческая деятельность заметно усилили государство. А когда народ сыт и богат, то можно заняться архитектурой. Этот вид деятельности при царице Хатшепсут был чрезвычайно продуктивным. Её по праву называют фараоном-строителем. Вначале она восстановила все памятники, разрушенные завоевателями гиксосами, а затем занялась возведением новых величественным сооружений.

Поминальный храм в долине Дейр эль-Бахри. Вырубили это заупокойное святилище прямо в скалах

Наиболее активно строительство велось в Фивах – современный Луксор, 700 км на юг от Каира. Этот город считался центром политической поддержки правительницы. В нём было возведено много архитектурных творений, но самым выдающимся стал поминальный храм в долине Дейр эль-Бахри, возведённый на 3-х скальных террасах. Вырубили это заупокойное святилище прямо в скалах, а на все работы ушло 9 лет. В храме находится множество скульптур и изображений, посвящённых женщине-фараону Хатшепсут.

В древности этот храм называли Священным из священных. Зрительно он как бы выступает из подножья горы, подчёркивая тем самым свою архитектурную необычность. А место для данного сооружения было выбрано чрезвычайно удачно. Рядом находился храм бога Амона-Ра, поэтому никто не трогал даров и не нарушал покой заупокойного святилища. Внутри на стенах были нанесены изображения, демонстрирующие право на трон Хатшепсут. Можно сказать, что это архитектурное творение являлось орудием пропаганды.

Скульптуры в поминальном храме

При мудрой повелительнице в самом центре Карнакского храма (храмовый комплекс, посвящённый богу Амону, расстраивался со времён Среднего царства) было возведено Красное святилище из чёрного и красного гранита для ладьи бога Амона. Были также установлены 2 пары огромных гранитных обелисков. Их вершины покрывал электрум – сплав серебра с золотом. По понятиям того времени это был эзотерический громоотвод. Он ловил первые лучи Солнца и направлял энергию светила прямо в центр Карнакского храма. Оттуда она должна была нести счастье всему Египту.

В наши дни остался один обелиск из красного гранита. Его высота достигает 30 метров, и он считается самым высоким в Египте. Были построены и другие архитектурные сооружения по всей стране, что указывает на размах строительных работ во время правления женщины-фараона Хатшепсут.

При царице обелисков было четыре, в наши дни остался один. Его высота составляет 30 метров

Умерла великая египетская царица в 1468 году до н. э. Похоронили её в Долине царей, но вплоть до 2007 года было неизвестно, где находится мумия этой выдающейся женщины. Нашли её абсолютно случайно в Египетском музее в Каире, где она лежала несколько десятилетий и считалась мумией кормилицы царицы, а не её самой. Истину помог установить анализ ДНК.

Его провели 26 июня 2007 года. Образцом послужила ДНК бабушки великой царицы. В результате этого мумия была идентифицирована как женщина-фараон Хатшепсут. Так были найдены останки правительницы Древнего Египта, которая в своей деятельности не только не уступала мужчинам, но и во многом превосходила их.

Хатшепсут – талантливая женщина-правитель, одна из самых известных египетских цариц – наряду с Нефертити, Клеопатрой, Тейе и некоторыми другими.

В отличие от большинства других женщин-фараонов, Хатшепсут пришла к власти в благополучную эпоху.

В то время Египет Нового царства, освободившийся от власти кочевников-гиксосов, восстанавливал своё могущество.

Хатшепсут была внучкой основателя Нового царства – Яхмоса I, она же довершила дело, начатое её предшественниками.

Биография

Родилась Хатшепсут в конце XVI или начале XV века до нашей эры. Её отцом был Тутмос I, а матерью – царица Яхмес. Ещё при правлении отца она была провозглашена «супругой бога», то есть главной жрицей Амона.

Исследователи сходятся во мнении, что свои властные амбиции она проявила ещё во время царствования своего брата – слабого и сурового Тутмоса II, за которого она вышла замуж. Этот фараон правил менее четырёх лет и ничем особенным не запомнился.


Претензии Хатшепсут на власть понятны, поскольку, в отличие от неё, Тутмос II был сыном второстепенной жены Тутмоса I, а не главной. После смерти второго Тутмоса на престол возвели третьего – двенадцатилетнего мальчика. Хатшепсут была при нём регентшей. Она не преминула воспользоваться открывшейся возможностью и отстранила подростка от власти, отправив его на воспитание в храм.

Жрецы Амона, поддержавшие царицу, провозгласили её новым фараоном. Рассказывали, что во время торжественного обряда в храме Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, остановились возле Хатшепсут и встали перед ней на колени - это и было символическое благословение на престол.

Впоследствии Хатшепсут развернула пропагандистскую программу, в которой подконтрольные ей жрецы объявили её дочерью самого Амона. По этой легенде, верховный бог спустился царице Яхмес в образе её земного мужа Тутмоса I и совокупился с ней, от чего родилась Хатшепсут. Так «фараонесса» с помощью религии придала своему правлению легитимный статус.

Конфликт с традицией

Несмотря на то, что Хатшепсут опиралась на религию и поддерживала её, её воцарение вошло в противоречие с традицией. Дело в том, что фараон в Египте считался воплощением Гора и, следовательно, мог быть только мужчиной. Царица выходила из этого положения, появляясь на официальных мероприятиях в мужской одежде и с накладной бородкой. В таком же виде её изображают многие скульптуры.

царица Египта Хатшепсут фото

Однако переодевалась она далеко не всегда и при всех своих «мужских» качествах (интеллектуальности, решительности, воле) хотела оставаться женщиной. Ведь она была очень красива и женственна. Ради этого она отказалась от одного из традиционных царских титулов – «Могучий бык».

Строительница

При Хатшепсут Египет достиг своего доселе невиданного расцвета. Царица покровительствовала многим сферам, но прежде всего она развивала строительство. Больше неё строил только Рамсес II, и то не факт, поскольку он любил оставлять своё имя на постройках предшественников.

Среди строительных подвигов Хатшепсут особенно отмечаются следующие:

  • Восстановление построек, разрушенных гиксосами;
  • «Красное святилище» в Карнаке, предназначенное для священной ладьи Амона;
  • Заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри, поражавший воображение людей ещё на протяжении тысяч лет. Это самое знаменитое строение Хатшепсут является величественным комплексом, построенным с тонким архитектурным чутьём, и выделяется своими огромными колоннами. По своему значению и величественности храм сравнивался с Парфеноном, построенным в Афинах много столетий спустя.

Великая воительница

Другим увлечением Хатшепсут было военное дело. Вначале исследователи считали, что царица, поскольку была женщиной, не могла организовывать военные походы, поэтому её правление было исключительно мирным, и это не нравилось военачальникам. Однако впоследствии было доказано, что Хатшепсут лично командовала войсками во время похода в Нубию, а также провела ещё несколько успешных походов.

Также она допустила к военному делу своего повзрослевшего пасынка Тутмоса, дав ему возможность прославиться. Кроме того, Хатшепсут восстановила торговые контакты с государством Пунт, направив туда внушительную экспедицию. Подробности этого путешествия красочно отражены в рисунках её заупокойного храма в Дейр-эль-Бахри.

В Пунте египтяне закупали большие партии древесины чёрного дерева, благовоний, золота, слоновой кости, ручных обезьян, рабов и многих других товаров. Местонахождение Пунта до сих пор окончательно не установлено – считается, что он находился на территории Сомали. С этой страной Египет издавна поддерживал торговые отношения, но в эпоху Среднего царства они прервались.

Смерть

Умерла Хатшепсут около 1468 года. Она ещё не успела состариться, поэтому некоторые исследователи считают, что она умерла не естественной смертью, а была убита.


Женщина-фараон Хатшепсут

В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.


Известняковая скульптура Хатшепсут в Метрополитен-музее в Нью-Йорке


Статуя Хатшепсут

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.

Скульптурное изображение женщины-фараона Хатшепсут


Слева – парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри. Справа – осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.

Стела Хатшепсут в храме Амона-Рав Карнаке

В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».


Колонна из храма Хатшепсут

Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри


Храм Хатшепсут ночью

Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.

Роспись в храме Хатшепсут


Колонны храма Хатшепсут

Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Хатшепсут – правительница Египта

Истинный портрет женщины-фараона воссоздать тоже крайне сложно – обычно изображения владыки были довольно условными и символичными. Загадкой долгое время оставалось и местонахождение мумии Хатшепсут: в обнаруженной гробнице ее не было. Только спустя какое-то время ее нашли в одном из помещений неподалеку от гробницы лежащей прямо на полу.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут


Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен