Игры на автоматизацию звука х. Автоматизация звука через формирование семантического поля

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

6. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м____).

7. Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).

Постановка звука [х]

1. По подражанию.

Проводится игра «Погреем ладошки» (при широко открытом рте).

Логопед спрашивает: «Как люди смеются?» Ребенок отвечает: «Ха-ха-ха...»

2. Механическим способом.

Произносить звук [ф] или [с], нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуты язык назад.

Итог занятия

Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [х].

Звук [Х] (автоматизация)

Автоматизация звука [х] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

В раздел «Упражнения на дыхание» вводится новое упражнение.

Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а__).

Произнесение слогов

ха__ ху__ ха__ ха__ фа__

ха__ ха__ ху__ ху__ ха__ ха__ ма__

ха__ ха__ ха__ ху__ ху__ ху__

Произнесение слов со звуком [х]

Повторить слова: «хала», «уха», «муха», «халва», «халат», «хомяк», «хохот», «хурма», «хулиган», «хохолок».

Произнесение предложений со звуком [х]

(по картинкам)

Предложения составляются и произносятся по картинкам:

«У уха муха», «Муха у уха», «У мамы хомяк».

Произнесение текстов

Выучить стихотворение.

Сухойморозный воздух

Нос щиплет в январе.

Сегодня что-то мерзнет

Закрепление и автоматизация звука "Х" Речевой материал. Ответь на вопросы. 1. Чем виляет собака? (Хвостом) 2. Где живут коровы и козы? (В хлеву) 3. Из чего делают ткани? (Из хлопка) 4. Как называются сухие ветки? (Хворост) 5. Как называются листья ели и сосны? (Хвоя) 6. Спортивная игра на коньках (хоккей) 7. Небольшая гора, возвышенность (холм). 8. Громкий смех (хохот). 9. Кто пишет картины? (Художник) 10. Фрукт оранжево – красного цвета (хурма). Отгадай загадки. В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник) Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Легкий, а не пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет всех. (Хлопок) Закончи предложения. У слона длинный …..(хобот). Мы купили в магазине …..(холодильник). Мальчики и девочки поют в …..(хоре). Белка собирает грибы и ……(орехи). Дети пошли в …..(поход). В шахте работают…..(шахтеры). Миша и Алеша играют в ……(шахматы). В огороде растет …..(горох). Повтори предложения. Хозяйка испекла хороший хлеб. Харитон несет охапку хвороста. Петух и хохлатка ходили между лопухами. Хитрая хищница унесла петуха. В хлебнице лежит хлеб, а в сахарнице сахар. На холме стоит хата. В холодильнике лежит холодец. В воздухе кружится пух с ольхи. У хозяйки хрустальная сахарница. Мальчики плохо пели хором. Дети хрустят сухарями и орехами. Вокруг облепихи летали мухи. Под ольхой вырос мухомор. Мама сшила халат их хлопка. Повтори пословицы и поговорки. Не пой худой песни при добрых людях. Храни себя от бед, пока их нет. Хлопот полный рот. У ленивой пряхи нет для себя рубахи. Хорош павлин, да ногами худ. Плох обед, пока хлеба нет. Дело наспех, сделано на смех. Снег на полях, хлеб в закромах. Хорошей хозяйкой дом стоит. Хороший товар сам себя хвалит. Хоть ноги длинные у спеха, но не доводит до успеха. Лето – собериха, зима – поедиха. Повтори скороговорки. Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали; -Ха! ха! ха! ха! Прохор и Пахом ехали верхом. Вкусная халва - мастеру хвала. Хохотушка буква Х рассмеялась: «Ха – ха – ха!» Муха – горюха села на ухо. Был в саду переполох- Там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, Прополи чертополох. Повтори тексты. Храбрый охотник охотится на хорька. Хорек не выходит из своей норы. Пастух пасет колхозных овец. Рядом находятся хлебные поля. Повариха сварила уху. Хороша уха. Дети водили хоровод. Вдруг хлопнула хлопушка. Они сказали: «Ох»! Повтори считалку. Бах – бух, тях – тюх, Зайчик – ух, Во весь дух, Полетел от зайки пух. Хуп – хоп, зайке в лоб, Шум, звон, поди вон! Повтори потешки Поехали, поехали, С орехами, с орехами. Ехали, ехали, Обратно приехали. Ехал пан, ехал пан, Шагом, шагом, шагом; Ехал пан, ехал пан, Рысью, рысью, рысью; Ехал пан, ехал пан, Махом, махом, махом, - Бух! Произнеси чистоговорки Ха – ха ха – мы поймали петуха. Хи- хи – хи – Маша нюхает духи. Хе – хе – хе – рыба плавает в ухе. Ах – ах – ах – очень холодно в горах. Ох – ох – ох – мы посеяли горох. Ух – ух – ух - с тополей слетает пух. Их – их – их – я люблю сестер своих. Эх – эх – эх – в гости мы позвали всех. Материал подготовила Екатерина Конева.

Разделы: Логопедия

Цели:

1. Развитие валентности слов и формирование на этой основе семантического поля слова «хомяк».

2. Развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, развитие общей моторики.

3. Автоматизация звука «Х» в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • учить правильному, осознанному чтению;
  • развивать навыки согласования и управления слов;
  • развивать навыки звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать логическое мышление и память;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • карточка-схема артикуляции звука Х;
  • индивидуальные зеркала;
  • загадки, стихотворения;
  • рабочие тетради, ручки, простые карандаши;

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Подведение к теме занятия.

2.1 Образец нормированной речи:

На улице бывает холодно и у нас мерзнут руки. А как мы можем их погреть? Сделайте руки лодочкой и подышите на них. С вашим выдохом разлетелся по комнате звук «Х».

Послушайте, как он звучит в моем стихе:

На холме среди лесов есть семейка хомяков.

Младший Хомка был малыш

От земли не отличишь.

Но себя считал лишь он

Настоящим силачом.

Рано выбегал на двор

И на хлебное поле шел.

Шел, шел, шел и в яму бух.

Ух. Захватывает дух!

Испугался Хомка так,

Что не вылезет никак.

Тут на камень он забрался

И снаружи оказался.

Повторное чтение.

Дети поднимают руки, когда слышат слова со звуком «Х».

Назовите слова со звуком «Х».

2.2. Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:

Дыхательная гимнастика:

а) вдох через нос, выдох через рот;

б) вдох через рот, выдох через рот- контроль за языком, он лежит у нижних зубов;

2.3 Массаж лица.

Вот он начал отряхаться

И лапкой умываться

Поглаживание от середины лба к вискам;

От бровей к волосяной части головы;

По линии лба через все лицо к шее;

От мочек ушей к крыльям носа;

По верхней губе от углов рта к середине.

2.4 Мимические упражнения:

Вдруг увидел он ежа

Весь в иголках: «Вот беда!»

К удивленью хомячка

Побежал он не туда

Хомка во поле пошел,

Хлебный колосок нашел.

И на радостях с собой

Потащил его домой.

(Показываются карточки с мимикой лица)

2.5. Упражнения для губ и языка:

Съел он вкусный колосок

И решил вздремнуть часок.

(Позевывание)

3. Работа по теме

1.Акустико – артикуляционная характеристика звука «Х» по схеме.

2.Развитие фонематического восприятия:

А Х М Л Х Н Р О Х У Э Х Д Ш Ы Х

(поднять руку на звук «Х»)

3.Найдите звук «Х» в окружающих вас предметах.

4.Связь звука с буквой.

Сейчас напомним хомяку как пишется буква «Х».

Рядом два столба стояли

Друг на друга вдруг упали.

(дети печатают букву в тетради)

3.Чтение слогов и слов с буквой «Х».

ха ах сох мах

хо ох мох махать

ху ух бах муха

хы ых сух хатка

4.Физкультминутка.

Хомка, Хомка, хомячок-

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает,

Чистит лапки. Воду пьет,

Прибирает хомка хатку

И выходит на зарядку

1,2,3,4,5- хочет Хомка сильным стать.

(Выполняют имитирующие движения).

5.Автоматизация звука «Х» через формирование семантического поля.

Делает Хомка зарядку, а вокруг него собираются слова- друзья. Давайте назовем эти слова.

а) В центре картинка хомяка, вокруг хомяка круги- пиктограммы.

Берется зеленый круг, обозначающий действия предмета.

(Что делает?)

Какие слова встанут в этот круг?

(Слова – названия действий)

Что хомяк может делать?

(стоять, бегать, рыть, подняться, остановиться, лазать, забираться, оглядеться, прислушиваться, грызть).

Повторение слов- глаголов

б) Берется второй круг- красный.

Какой вопрос обозначает эта пиктограмма?

(Какой?)

Какие слова встанут в этот круг?

(Слова- признаки: маленький, серенький, мягкий, быстрый, ловкий, шустрый) Повторение слов-прилагательных.

в) Берется третий круг - синий, и ставятся пиктограммы- названия предметов.

Какие слова обозначает эта пиктограмма?

(Слова – предметы)

Давайте назовем эти слова.

Где живет хомяк? (В норе)

Чем питается? (Зерном)

Кого боится? (Лисы)

Вот и собрались слова – друзья вокруг хомяка

г) Игра со словами.

Теперь хомяк поиграет с этими словами:

Слово «лезет» подошло к хомяку

Какое предложение получится? (Хомяк лезет)

Как по- другому можно сказать? (Хомяк залез, хомяк вылез)

Теперь составим предложения, используя предлоги «В» , «ИЗ» и слово –название «нора».

(Хомяк залез в нору. Хомяк вылез из норы)

д) Анализ первого предложения:

Сколько слов в предложении? (Четыре)

Назови 1-ое, 2-ое, 3-е, 4-ое слово.

Нарисуй схему предложения. Прочитай предложение по схеме.

6. Итог занятия.

Наигрался хомячок, набрался сил и убежал домой.

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Учитель-логопед
Бурова Анастасия
Викторовна,
Детский сад №353, г. Пермь

Актуальность представленного материала заключается в том, что достаточно сложно найти в специальной литературе доступный материал для детей по автоматизации звука «Х». Как правило, произношение данного звука нарушается у детей с ОНР 2 или 3 уровня при дизартрии и грубо нарушенном фонематичеком слухе.

Звук «Х» встречается недостаточно часто в словах русского языка, а слов простых по слоговой структуре и без наличия в них труднопроизносимых звуков ещё меньше.

Поэтому в данной методике представлена классическая последовательность автоматизации звука и подобран речевой материал с учётом ограниченных речевых возможностей детей.

Материал удобно использовать как на занятиях, так и в домашних условиях (при выполнении родителями домашних заданий логопеда).

Методика процесса автоматизация звука Х (изолированно, в слогах, словах, предложениях)

Выбраться из лабиринта, произнося звук Х:

Упражнение на развитие фонематического слуха: хлопни, когда услышишь звук Х

А, Л, Х, Р, Д, Ы, Й, КЬ, Х, В, Н, П, ПЬ, ДЬ, Ж, Х, Ф, Ч, С, Ф, Х, Е, Ц, Х,

АП, АЩ, АХ, АВ, АФ, АС, АХ, АГ, ОР, ОХ, ОЖ, ОФ, ОЧ, ОХ, ОТ, УК, УЦ, УХ, УП, УН, УЙ, УХ, УД, УХ, ЭК, ЭЦ, ЭХ\, ЭЛ, ЭБ, ЭМ, ЭХ, ЭС, ЭЧ, ЭХ

ДА, ХА, ВА, СА, ХА, ЧА, ЩА, ХА. ХО, БО. ВО, ХО, ЦО, КО, ХО, МУ, ЧУ, ВУ, ХУ, ЛУ, ТУ, ХЫ, ДЫ, ЖЫ, ХЫ, БЫ, ФЫ, ВЭ, ХЭ, ФЭ, ЗЭ, ХЭ и т.д.

Поздороваться с игрушкой каждым пальчиком поочерёдно, произнося звук Х:

а) ха-ха, хо-хо, ху-ху, хы-хы, хэ-хэ

б) ах-ах, ох-ох, ух-ух, ых-ых, эх-эх

в) аха-аха, охо-охо, уху-уху, ыхы-ыхы, эхэ-эхэ

г) хва-хва, хво-хво, хву-хву, хвы-хвы, хвэ-хвэ

д) хна-хна, хно-хно, хну-хну, хны-хны, хнэ-хнэ

Спеть мотив песенки «В лесу родилась ёлочка» (или любой другой) используя ХА, ХО, ХУ, АХ, ОХ, ЫХ и х.д. (по усмотрению логопеда)

Игра «Эхо»: взрослый говорит, ребёнок повторяет, чётко проговаривает

звук Х

а) Ха-хо, хо-ха, ху-хэ, хэ-хы, хы-хо, хо-ху, ху-хы, ху-ха, хо-хэ, ха-хэ

б) Ха-ху-хы, хо-хы-ха, ху-ха-хо, хы-хо-ху, ха-хо-хы, хы-хэ-хо, хо-ха-ху, ху-хэ-хо, хэ-хы-ха, хы-ха-ху, хо-хы-ху, ха-хэ-ху, ху-ха-хы, хэ-хо-хы, хо-хэ-ху, ху-хы-хо, ха-хы-ху, хо-хэ-ха, ха-хо-хы, хо-хэ-хы

в) Ах-ух-ых, ох-ых-ах, ух-ах-ох, ых-ох-ух, ах-ох-ых, ых-эх-ох, ох-ах-ух, ух-эх-ох, эх-ых-ах, ых-ах-ух, ох-ых-ух, ах-эх-ух, ух-ах-ых, эх-ах-ых, ох-эх-ух, ух-ых-ох, ах-ых-ух, ох-эх-ах, ах-ох-ых, ох-эх-ых

г) Ях-ях-ех, ех-ех-юх, юх-юх-их, их-их-ёх, ёх-ёх-ях, ях-ех-ех, ех-юх-юх, юх

их-их, их-ёх-ёх, ях-ех-ях, ех-ях-ех, юх-их-юх, их-ёх-их, ёх-юх-ёх, ях-ех-юх, их-ёх-ех, ех-их-ях, их-юх-ех, ех-ёх-ях, их-юх-ёх, ёх-их-ех, юх-ях-ех, их-ях-юх

д) Аха-охо-аха, аха-уху-аха, аха-ыхы-аха, охо-эхэ-охо, охо-аха-охо, охо-уху-охо, уху-аха-уху, уху-эхэ-уху, уху-охо-уху, ыхы-охо-ыхы, ыхы-аха-ыхы, ыхы-эхе-ыхы, эхэ-охо-эхэ, эхэ-аха-эхэ, эхэ-уху-эхэ

Слова:

В начале слова: хата, хам, халат, хлеб, хватать, хватка, хвост, хозяйка, хомяк, хвалить

Хоккей, хобот, холодильник, ходить, ход

Хулиган, художник, худеть

В середине: пешеход, кухня, ольха, уха, ухо, муха, поход, находка, пыхтеть, меховой, охота, пахать, снегоход

В конце: мох, пух, дух, воздух, петух, монах, мех, отдых, конюх, смех, запах

Задания для автоматизации со словами, содержащим звук Х:

а) Игра «Один-много» (один хвост-много хвостов, один хобот-много хоботов и т.д.)

б) Игра «1,2,3,4,5» (один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов)

в) Придумать предложение с заданным словом (петух – петух клевал зерно в курятнике)

Загадки:

а) Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб)

б) Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух)

г) Маленькая, чёрная, по комнате летит – звонко жужжит (муха)

Словосочетания:

Мягкий мох, лёгкий пух, сильный дух, хвостатый петух, детский отдых, заботливый конюх, звонкий смех, вкусный запах, мамина уха, пахучая ольха,

худая хозяйка, хватать хлеб, художник ходит, длинный хобот

Предложения:

Хвостатый петух любит петь. Мех сильно пах. У ухи вкусный запах. Монах и конюх боялись смеха. В воздухе запах меха и мха. Новая кухня – это находка. Худой хомяк ходит на кухне. Муха кусает в ухо хулигана.

Скороговорки:

Ух! Ух! Ух! – вот поёт петух Ох! Ох! Ох! – там мох

Ха! Ха! Ха! – мы видим петуха Ха! Ха! Ха! – вот уха

Ах! Ах! Ах! – петух поёт в кустах Ух! Ух! Ух! – это Вини-пух

Ох! Ох! Ох! – петух увидел мох Ах! Ах! Ах! – пих-пах

ЫХ! ЫХ! ЫХ! – все уехали на отдых АХ! АХ! АХ! – мех запах

В дальнейшем ребёнку предлагаются задания на дифференциацию звука Х-К, Х-Ф, Х-ХЬ.

Используемая литература:

1.Журнал «Логопед» №6 2006 г.

2.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать».

3.Рау, Слезина «Обучение звукопроизношению глухих».