Как проводить практическое занятие. Практические занятия в вузе Типы практического занятия

Обеспечение занятия

практического занятия

техническое

учебные пособия,

проведения

оснащение

средства контроля

1. Инструктаж преподавателя

таблицы, ЛДС

2. Контроль исходных знаний

Контрольные вопросы

1. Решение ситуационных

Ситуационные

учебных задач

учебные задачи

4. Теоретический разбор темы

5. Курация студентами боль-

Кресло стома-

Фантомы головы,

ных. Самостоятельная рабо-

тологическое,

слепочные материалы

та студентов. Препарирование

инструментарий,

на фантоме головы под штампов,

слепочные ложки

6. Подведение итогов

7. Контроль результатов усвоения

8. Задание на дом

Вопросы для повторения

    Клинические обоснования ортопедического лечения искусственными цельнометаллическими штампованными коронками.

    Препарирование зубов при изготовлении коронки. Методы обезболивания.

    Набор инструментов для препарирования зубов.

    Требования к правильно отпрепарированному зубу под цельнометаллическую штампованную коронку.

    Снятие слепка (рабочего и вспомогательного) эластическими материалами.

    Характеристика альгинатных оттискных материалов. Оттискные массы.

    Получение гипсовых моделей.

    Фиксация зубных рядов в центральной окклюзии.

Разрушение коронки зуба кариозным процессом происходит в несколько стадий, в результате изменяются конструкции протезов и методы протезирования. При сохранении большей части коронки протезирование производят вкладками, а в случаях значительного разрушения коронки зуба для восстановления анатомической формы приходится изготавливать искусственные коронки.

Искусственная коронка - это несъемный протез, воспроизводящий форму естественного зуба.

Показаниями к изготовлению коронок являются:

    значительное разрушение коронковой части зуба, когда невозможно его восстановить с помощью пломб и вкладок;

    изменение цвета коронки зуба;

    неправильная форма коронки зуба;

    неправильное положение зуба на челюсти.

К изготовлению коронок прибегают при восстановлении высоты нижнего отдела лица, при патологической стираемости твердых тканей зубов, при патологической подвижности зубов для объединения их в блоки (шинирование), при изготовлении мостовидных протезов, в которых коронки являются опорными элементами, и когда коронки являются опорой для кламмера съемного протеза. Выбор конструкции искусственной коронки зависит от величины дефекта коронки зуба и положения его в зубном ряду, назначения ортопедического аппарата, опорным элементом которого является коронка.

Препарирование - это процесс снятия (сошлифовывания) участков зуба в целях создания условий для покрытия его искусственной коронкой. Создание соответствующей формы препарируемому зубу путем сошлифовывания необходимо для плотного охвата его пришеечной части искусственной коронкой и восстановления или сохранения функции зуба.

При препарировании зубов важным моментом является положение руки, удержание наконечника в руке и, самое главное, фиксация руки во избежание нанесения серьезных травм слизистой оболочке и органам полости рта.

Препарирование зуба под цельнометаллическую штампованную коронку начинают с сепарации его контактных поверхностей тонким односторонним сепарационным карборундовым или алмазным металлическим диском. При этом следует соблюдать большую осторожность, чтобы не повредить ткани соседнего зуба, десневой сосочек, прилежащую слизистую. Диску следует придать направление, параллельное апроксимальным стенкам обрабатываемого зуба. С режущей и жевательной поверхности снимают слой, равный толщине металла (0,25-0,3 мм), сохраняя контуры жевательной поверхности. Равномерность разобщения контролируют копировальной бумагой, сложенной в восемь слоев, или полоской разогретого носка, помещенной между препарируемыми зубами и антагонистами. Затем снимают нависающие края и выпуклости экватора с вестибулярной п оральной сторон с таким расчетом, чтобы диаметр коронки зуба не был шире диаметра его шейки. Зубу придают цилиндрическую форму.

Препарирование зубов без обезболивания бывает очень болезненно, а нередко сопровождается общей реакцией, выражающейся в изменении кровяного давления, ритма сердечной деятельности, чувстве страха, возбуждении. Для предупреждения подобного осложнения перед препарированием зубов с живой пульпой необходимо произвести обезболивание.

Методы обезболивания при препарировании зубов.

    Общие: наркоз закисью азота, фторотаном, ротиланом.

    Местные: инфильтрационная, проводниковая анестезии (новокаин, тримекаин, лидокаин, байкаин, сентакаин).

    Премедикация (малые) и ранее - большие транквилизаторы (андаксин,амизил, триоксазин, трифтазин).

    Сочетание транквилизаторов с анестезией.

    Применение острых, центрированных абразивных инструментов и сочетании с водяным охлаждением и частыми паузами.

При препарировании зубов верхней челюсти можно ограничиться инфильтрационной анестезией.

При препарировании зубов нижней челюсти следует произвести про-иодниковую анестезию. По окончании препарирования снимают рабочий и вспомогательный слепки.

В настоящее время промышленность выпускает разнообразные по хи-мческому составу и свойствам оттискные массы. Каждая из них имеет положительные и отрицательные качества, позволяющие применять её в определённых случаях. Следует помнить, что не может быть массы, пригодной для всех видов оттисков. Врач должен иметь в своем распоряжении большой ассортимент оттискных масс, чтобы выбрать наиболее соответствующий поставленным задачам.

В настоящее время делаются попытки классифицировать оттискные массы. Так, И.М. Оксман разделяет все оттискные материалы на четыре группы: 1) кристаллизирующиеся (гипс, эвгенолоксицинковые пасты); 2) термопластические массы (стенс, воск, массы Вайнштейна, Керра, адгезаль и др); 3) эластические (альгеласт, стомальгин, упин, кальцинат, гидроколлоидная масса и дупльфлекс); 4) полимеризующиеся (редонт, норакрил и др.). В последнее время выделена ещё одна группа - 5) силиконовые массы (сиэласт, дентафлекс, экзофлекс и др.).

Лекции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА УМК

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины "Психология личности и группы" согласно учебному плану строится по схеме:

№ п/п Форма обучения Количество часов Контрольные мероприятия (семестр)
Всего Аудиторные занятия Сам раб. Экз Зач Контр раб. Курс. Раб.
Всег Лекц Групп Лаб
1. Дневное отделение - - + - -
2. Заочное отделение - - + + -
3. Заочное отделение (сокращенный срок, экономические специальности) - + +
4. Очное отделение (сокращенный срок, технические специальности) - - + + -

Современные требования к содержанию образования в целом направлены на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

Факторы повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

Основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

Знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

Оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Специальные методические рекомендации, в которых содержатся подробные планы проведения различных занятий, а также методические рекомендации о построении учебного процесса, введение в учебные пособия специальных вопросов и заданий позволяют активизировать изучение предлагаемых дисциплин и усилить профессиональную подготовку студента.



Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Отказ от лекции снижает научный уровень подготовки студента, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

При отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция – основной источник информации;

Новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

Отдельные темы учебников особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

По основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

Лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействия лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Преимущества лекции:

Творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие;

Лекция – весьма экономический способ получения в общем виде основ знания;

Лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информированность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных приемов, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления студентов, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательного излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Структура лекции.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно вспомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализирующих положений следует сделать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее делается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклад в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях, требованиях к зачету.

Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету.

Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Каковы средства, помогающие конспектировать? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамках и пр.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к предмету.

Узловые критерии оценки качества лекции. К узловым критериям оценки качества лекции относятся: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, достижение дидактических целей.

Формы лекций. Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция-визуальная, лекция – пресс-конференция.

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элемент традиционной формы на части занятия (пары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге – как результат – слушатели приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания слушателей при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психологические исследования показывают, что наглядность не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряды, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

Обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

Обеспечить усвоение новой информации;

Демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

Натуральные;

Изобразительные (слайды, рисунки, фото);

Символические (схемы, таблицы).

В визуализованной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режессуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:

Уровень подготовленности и образованности аудитории;

Профессиональную направленность;

Особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.

Лекции с заранее запланированными ошибками призвана:

Активизировать внимание слушателей;

Развивать их мыслительную деятельность;

Формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

В начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

В середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

В конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Процесс обучения студентов предусматривает практические задания. Они предназначены для углубленного изучения дисциплин. Их формы разнообразны.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цель практических занятий. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке дальнейших навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План практического занятия отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель .

Структура практического занятия в основном одинакова:

Вступление преподавателя;

Ответы на вопросы студента по неясному материалу;

Практическая часть как плановая;

Заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты и пр.

Цель занятия должна быть ясна не только для преподавателя, но и для студента.

Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали настроение сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в обучении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При разработки заданий и плана занятий, преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента , выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студента.

При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариативно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике образования.

Одной из самых распространенных форм организации учебного процесса в высшей школе есть практические занятия (практикумы).

Практическое (греч. Prakticos - деятельный) занятия - форма учебного занятия, при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического применения из индивидуальное исполнение в соответствии с сформулированных задач.

Часто практическими занятиями называют занятия с решения задач по высшей математике, теоретической механики, физики, сопротивления материалов, по начертательной геометрии упражнения на построение схем, графиков, диаграмм, а также выполнение расчетно-графических работ по специальным дисциплинам. Изучение иностранных языков также проводятся в форме практических занятий: упражнения на чтение, перевод, аудирование, разговорную речь. Эти занятия отличаются от занятий по другим дисциплинам лишь методике преподавания.

Основными функциями практических занятий (по И. Кобиляцького) являются:

Углубление и уточнение знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

Формирование интеллектуальных умений и навыков планирования, анализа и обобщений, овладение действующей техникой, выработка навыков управлении и пользования ею;

Накопление первичного опыта организации производства и техники управления им;

Овладение начальными навыками руководства работниками на производстве;

Формирование умения анализировать и оценивать экономическую эффективность производства;

Овладение научным аппаратом работы с источниками;

Формирование умения делать социологические оценки и тому подобное. Практические занятия проводятся в учебном заведении или в заведениях, где студенты проходят практику, и имеют целью научить их решать специфические задачи по специальности, а также в аудиториях или в учебных лабораториях, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой. На младших курсах практические занятия носят систематический характер и проводятся регулярно через 2-3 лекции, логично продолжая начатую на лекциях работу. Однако на лекции возможно только в общих чертах показать подход к решению задачи, выполнение расчетов, конструирования объектов.

Полное раскрытие научно-теоретических принципов осуществляется на практических занятиях.

Практические занятия (упражнения) в узком смысле чаще всего применяют на первом и втором курсах, реже - на старших курсах, поскольку в них много школьных элементов, от чего высшая школа освобождает учебный процесс, внедряя формы учебной работы, которые требуют большей самостоятельности (проектирование, семинары исследовательского характера и т.д.).

Некоторые преподаватели высшей школы считают, что практические занятие не пополняют знаний студентов, а сосредоточены в первую очередь на выработке определенных навыков, на овладении методикой работы. Однако опыт показывает, что правильно спланированы практические занятия имеют важное воспитательное и образовательное значение. Если преподаватель обладает широким научным кругозором, четко придерживается определенных научных принципов, способный заинтересовать студентов, раскрыть научное и практическое значение дисциплины, показать задачи и перспективы ее развития, то именно на практических занятиях происходит процесс формирования специалистов.

Количество студентов в группе на практическом занятии не должен превышать половины академической группы. На художественно-творческих специальностях практические занятия по специальным учебным дисциплинам проводят с двумя-тремя студентами или с одним студентом. Количественный состав учебных групп в таких случаях определяется учебной программой дисциплины или решением руководителя высшего учебного заведения.

Практические работы, которые проводят в высшем учебном заведении, ученые (Б. Мокин, В. Папьев, А. Мокин) подразделяют на следующие группы:

1. Ознакомительные практические (лабораторные) работы. Предполагается они формирование умений и навыков пользования приборами, устройствами, необходимыми для выполнения различных видов практических работ.

2. Подтверждающие практические работы. Выполняя их, студент получает подтверждение правильности изложенных на лекциях теоретических знаний.

3. Частично-поисковые практические занятия. На таких занятиях студенты имеют больше возможностей для творческой работы. В методических указаниях к такой работе указано только цель, имеется лабораторное оборудование, порядок его взаимодействия, а также план исследований и ориентировочный перечень вопросов. Детализацию плана исследования и определение полного перечня вопросов, которые необходимо исследовать, выполняет сам студент.

4. Опытные практические работы. В таких работах студентам задают только цель исследования; все остальные этапы ее выполнения они планируют сами. Этот вид поручают бригадам под руководством студентов с ярко выраженными творческими способностями. При таком виде работы студенты тратят много времени на подготовку теоретических и экспериментальных исследований, предусматривает соответствующее оценивания.

Практические занятия в значительной степени обеспечивают отработку умений и навыков принятия практических решений в реальных условиях производства, основанные на теоретической основе, развивают логическое мышление, умение анализировать явления, обобщать факты, способствуют регулярной и планомерной самостоятельной работе в процессе изучения определенного курса.

Практические занятия -- метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция.

Практические занятия по любой учебной дисциплине - это коллективные занятия. И хотя в овладении теорией вопроса большую и важную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее большое значение при обучении имеют коллективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.

Цели практических занятий:

  • - помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;
  • - научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;
  • - научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;
  • - формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

В системе профессиональной подготовки студентов практические занятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятельное обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающихся как творческих работников.

Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (компьютерный класс). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к и выполнению задания.

По каждому практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с изучения исходной документации (учебной программы, тематического плана и т.д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия.

Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его протяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений, чтобы каждый получил возможность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планировании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важно учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать необходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы обучающегося. При такой организации практического занятия в аудитории не возникает мысли о том, что возможности его исчерпаны.

Критериями оценки качества проведения практического занятия следует считать следующие:

  • - ярко выраженная целенаправленность, определяемая постановкой проблемы, стремлением связать теоретический материал с практикой, выделением главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, знакомством с последними достижениями науки и техники по предмету;
  • - четкая организация работы, помогающая пробудить способность к дискуссии и поддержать её конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов, обеспечить заполненность учебного времени обсуждением проблем;
  • - стиль проведения занятий -- оживлённый, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли;
  • - профессиональные и педагогические способности преподавателя - пояснения и заключения преподавателя квалифицированные, убедительные обогащающие знания студентов, содержащие теоретические обобщения;
  • - наличие психологического контакта с участниками занятия, преподаватель уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студентами;
  • - личностные взаимоотношения участников процесса обучения, подразумевающие как отношение преподавателя к студентам - уважительное, в меру требовательное.

В соответствии с КТП, методическими разработками, имеющейся инфраструктурой и силлабусом нами была осуществлена разработка плана проведения практического занятия, включающего конспект, по предмету «Общая теория измерений» специальности 5В073200 «Стандартизация, сертификация и метрология (по отраслям)» (Приложение В).

Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигаласьобщая дидактическая цель. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям. Структура ПЗ в основном одинакова:

Вступление преподавателя;

Ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

Практическая часть как плановая;

Заключительное слово преподавателя.

Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

ПЗ не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения.

Семинарские занятия

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления и чаще всего является продолжением лекционных форм обучения и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Семинарское занятие дает студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Семинар призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.



Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):

Развитие творческого профессионального мышления;

Познавательная мотивация;

Профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

Повторение и закрепление знаний;

Контроль;

Педагогическое общение.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленнойих разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга. Выступления в беседе - уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму).

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмысливанию и пониманию.

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие. Совместная групповая деятельность - одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмысливанию и пониманию.

Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев ни в школе, ни в институте не обучают целенаправленной логике рассуждении на материале отдельных предметов, не учат правилам и логическим требованиям определения понятий; в результате понимание определения, умение его самостоятельно сформулировать подменяется буквальным запоминанием готовой формулировки.

Коллоквиум

Слово «коллоквиум» происходит от латинского слова «collocvium» - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.


1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

1) ознакомиться с темой и планом занятия, чтобы выяснить круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии;

2) поработать с конспектом лекции по теме семинара, прочитать соответствующие разделы учебников и других источников;

3) выполнить конспект первоисточников и выделить положения и вопросы, не совсем понятные или вызывающие сомнения.

При подготовке к лабораторному занятию студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма;

1) ознакомится с планом предстоящего занятия;

2) проработать литературные источники, которые были рекомендованы и ознакомиться с вводными замечаниями к соответствующим разделам;

4) если в ходе лабораторного занятия будут использоваться психодиагностические методики, то каждый студент должен заранее подготовить бланк для фиксации результатов данной методики;

5) в заключении, каждый студент должен представить преподавателю краткий письменный отчет, включающий:

Протокол опыта;

Запись обработки результатов исследования;

Анализ обработанных результатов;

Выполнение домашнего занятия и задания СРС.

При подготовке к коллоквиуму студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1) ознакомится с планом предстоящего коллоквиума;

3) довести занятия до уровня обобщенности.

При подготовке итоговой СРС студент должен:

1) выбрать тему исследования;

2) осуществить подбор литературы по теме исследования, наметить план работы.

3)и согласовать с преподавателем содержание и объем работы;

2) предварительно сдав преподавателю работу на проверку, приготовится к итоговому занятию, на котором будут обсуждаться результаты СРС.