Письмо матери анализ стихотворения. Анализ стихотворения С.А

Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году. Это одно из программных произведений Сергея Есенина. Здесь поэт продолжил тему, которая была заявлена ещё ранее, в стихотворении «Русь советская». Это тема возвращения.

В 1924 году Есенин сумел посетить свою родную деревню. После долгих лет разлуки он наконец-то встретился с матерью и любимыми сёстрами. Эта встреча не могла не выразиться в стихах, ведь лирику Сергея Есенина отличает единство проблематики. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляя своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Более полно Есенин описывает эту встречу со своими родными в стихотворении «Возвращение на Родину».

Стихотворение «Письмо матери» написано в жанре послания. Этот жанр широко использовался русской классической литературой (например, Пушкин «К Чаадаеву»), но никогда этот жанр не был так нежно и просто выражен. Но самое главное, что никогда послания не были настолько похожи на настоящее письмо. Объясняется это тем, что это стихотворение обращено самому родному человеку, поэтому всё произведение написано в очень доверительной манере. Помогает поэту создать особое настроение точно и правильно подобранная лексика.

Так в стихотворение введены просторечия:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне…

Или в другом четверостишии: «Это только тягостная бредь».

Также легко и непринуждённо Есенин использует вульгаризмы и жаргонизмы, что говорит о том, что и та, и эта лексика привычна поэту:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож…

Не такой уж горький я пропойца…

Как уже говорилось, стихотворение написано в доверительной манере, и для него характерны формы разговорного синтаксиса:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Присутствуют здесь обращения: «Ты жива ещё, моя старушка?»; призывы: «…ничего, родная! Успокойся»; восклицания: «…и молиться не учи меня. Не надо!».

«Случайный» выбор слов, а также эти синтаксические приёмы создают впечатление безыскусственного разговора. А когда герой говорит о доме или вспоминает яблоневый сад, в стихах появляется метафорическое олицетворение:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Эпитеты:

Пусть струится под твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

Вместе с тем, в стихотворении присутствует синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряжённым лирическим монологом, житейский факт приобретает общезначимость, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.

В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Но в стихотворении звучит и тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причина этому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось…

Здесь звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

И фраза поэта – «к старому возврата больше нет» - звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний.

Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью». Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сёстрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.

Прежде, чем приступать к художественному анализу поэтического произведения «Письмо матери», следует узнать историю его создания . Это стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1924 году, за год до его смерти. Позднее творчество Есенина насыщенное и яркое: автор словно набрался смелости и высказал все, что так долго носил тяжелым грузом в своей душе.

«Письмо матери» - одно из самых известных и трогательных стихотворений этого периода. Это произведение можно рассматривать двузначно обращение к матери Родине, или матери как женщине, которая дала жизнь.

Образ матери в стихотворении «Письмо матери»

Основными образами в стихотворении «Письмо матери» является сам лирический герой и его мама. Мать и родной дом для лирического героя это символ детства, легкой жизни и всепрощающей любви.

В начале произведения он спрашивает свою мать, жива ли она это говорит о том, что сын совсем нечастый гость в родных краях. Лирический герой также как и в детстве ищет у мамы защиты и понимания.

Всю затаенную печаль своей души, переживания, жизненные разочарования он выливает в своем письме и превращается из взрослого человека в маленького беззащитного ребенка, какими являемся все мы в глазах своих матерей.

Идея стихотворения заключается в том, что все мы должны ценить дорогих и таких близких женщин, подаривших нам жизнь. Ведь только они всегда безотказно придут на помощь нам в трудную минуту, они прощают своим детям самые тяжелые грехи и жертвуют своими жизнями ради благополучия чада.

Лирический герой стихотворения просит у своей матери прощение за то, что фактически забыл ее и очень долго не бывал в родном крае. У него даже нет сомнений в том, что его мама простит его, любовь матери воспринимается как должное.

Образ русской деревни и Российского государства

Сергей Есенин в « Письме матери» описывает красоту природы родного края. Русская деревня, в которой живет его старушка- мать это настоящий оазис для поэта, в котором он может спрятаться от жизненных невзгод.

Также образ матери можно трактовать как образ Российского государства. Ведь взаимосвязь Родины и человека такая же сильная, как матери и сына.

Россия олицетворение старой матери, которая прошла через многие потрясения и невзгоды, часто сталкивалась с неблагодарностью и предательством со стороны своих граждан. Но все равно она обладает материнским свойством всепрощения и с радостью принимает в свои объятья раскаявшихся детей.

Смысл стихотворения «Письмо матери»

Неважно, что именно олицетворял Сергей Есенин в образе матери. Главное состоит в том, что он учит нас любить и ценить то, что действительно имеет наибольшую ценность в жизни каждого человека матерь, Родину, родной дом.

Очень часто мы не уделяем должного внимания своим матерям, так как поглощены ежедневными заботами, но всегда следует помнить о том, что может настать тот роковой момент, когда мы попросту опоздаем сказать слова любви своему близкому и такому родному человеку.

Невозможно правильно проанализировать стихотворение «Письмо матери» , не зная истории его написания.

После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но «Письмо матери» при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают впечатление.

В первой строфе - приветствие, не отягощённое тоской, доброе пожелание. Настроение в начале «Письма» умиротворённое, и вторая строфа написана так же. «Пишут мне, что ты… загрустила обо мне» - навряд ли кто-то мог сообщить Есенину такие сведения, скорее, это видение - матери, высматривающей на дороге сына - подсказало поэту его сердце. И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и образа богемного поэта , становясь простым парнем из деревни, непутёвым, но любящим мать. «Шибко» , «шушуне» , «саданул» - диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома. Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.

«Не такой уж горький я пропойца» - зная, какая идёт о нём слава, Есенин пытается хоть отчасти отречься от неё. И далее строки, обращённые к матери, становятся разговором с самим собой. Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от неё - лишь в тишине родных мест, становится откровением. Где здесь поэт-щёголь в цилиндре и с тросточкой?! Этот образ смыт искренностью, и обнажённое страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, - у матери.

Седьмая строфа - кульминационная , здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни - «утрата и усталость» слишком сильны. И дальнейшие слова, обращённые к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадёжностью. Её образ Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и её утешения. «Молиться не учи меня. Не надо!» - такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…

Композиция стихотворения закольцована - пожелание из первой строфы («пусть струится несказанный свет» ) становится утверждением в предпоследней («ты одна мне несказанный свет» ), и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному. Но мать, её образ остаётся неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне» , высматривая сына. Это повторение ещё раз подтверждает незыблемость опоры - материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь своё любимое дитя.

Размер стихотворения - пятистопный хорей , с укороченной стопой во второй и четвёртой строках. Чёткий ритм и перекрёстная рифмовка делают произведение лёгким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.

«Письмо матери» останется одним из лучших стихов Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся. Это был своеобразный итог его мастерства. В произведении звучит тоска по ушедшему прошлому, печаль от пережитых невзгод и желание скорее вернуться в родную деревню.

Произведение посвящено не столько одному конкретному человеку, сколько собирательному образу матери, а также Родине - матери. Первые строфы – это завязка, служащая небольшим предисловием для читателя. «Ты жива еще, моя старушка?» - риторический вопрос, очень яркое выразительное средство. Автор отвечает на него в следующей строке, так как прекрасно знает ответ. Здесь он переживает за здоровье любимой матери. В третьей и четвертой строфах происходит развитие сюжета и его кульминация, где можно увидеть все чувства, которые испытывает автор к маме, давшей ему жизнь, то, как он переживает за нее. Несмотря на невзгоды, поэт помнит о ней, с пятой строфы он вспоминает прошлое, описывает свои эмоции. И, в последней части, он подводит итог всего стихотворения простой просьбой о том, чтобы мама за него не беспокоилась.

«Письмо матери» - это стихотворение – послание, которое получилось необычайно нежным для такого стиля письма. Есенин использует просторечные выражения, чтобы передать атмосферу деревни и простоты, которую помнит из своего детства. В тоже время, стихотворение перерастает в напряженный монолог, а простые ценности превозносятся автором.

Нежная любовь к матери – вот в чем главная мысль произведения. Никогда нельзя забывать о маме, надо всегда находить время побыть вместе, поговорить, пока существует такая возможность. Поэт раскаивается в своем долгом отсутствии, в беззаботной жизни, пьянстве. Он пережил «утрату и усталость», жизнь пошла не так, как хотелось бы, и единственной его надеждой стало возвращение домой к маме: «Ты одна мне помощь и отрада».

Самое главное то, но что направлено стихотворение. Нужно вовремя осознать свои ошибки, раскаяться и вернуться в родной дом, где попросить прощения у самого близкого человека. Также нельзя оставить без внимания и любовь к Родине. Автор дает читателям патриотический настрой, говорит, что нужно любить, никогда не забывать и восхищаться красотой своей Родины - матери.

Таким образом, стихотворение «Письмо матери» имеет двоякую идею: главная героиня – это и человек и Родина в целом. Сергей Есенин очень сильно любил свой родной край, свою семью и, конечно, же маму, поэтому так хорошо смог передать свои чувства в простых словах.

Анализ стихотворения Письмо матери Есенина

Творчество великого русского поэта Сергея Есенина очень многогранно и незаурядно. Особенностью его стихов есть откровенность, честность. Он не лицемерит ради красоты строф. Пишет воистину от души, от сердца и это ярко выражено и заметно. При этом его произведения все равно получаются прекрасными как по содержанию так и по форме.

Данное стихотворение написано в форме письма. Поэт достаточно много писал в таком формате. "Письмо к матери" относится к последнему периоду творчества Есенина. Оно было написано в 1924 году. Стоит сказать, что последний период творчества, уже фактически перед смертью был пиком его мастерства как поэта. В это время он написал много хороших стихов.

Данное стихотворение является образцом его лирики. Написал поэт его перед своей поездкой на малую родину. Есенин был из обычной крестьянской семьи. Он уехал в Москву и разлука его с домом была долгая - целых восемь лет. Читая стих мы увидим что это скорей исповедь блудного сына. Строки наполненные раскаяньем и нежностью. Есенин стал известным, любимцем публики, но порядочным человеком назвать его было сложно через разгульный образ жизни. Матери больно было слушать слухи об этом. Поэт понимал что не оправдал ее надежд.

Мы видим что он хочет показать матери свою любовь и просит прощенья. Она для него как ангел-хранитель. В строках "Не грусти обо мне" Есенин как будто предчувствует собственную погибель. Ему был присущ фатализм, он открыто принимал удары судьбы. Есенин был единственным сыном в матери. Наверняка его раннюю смерть она приняла очень больно.

Анализ стихотворения Письмо матери по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Антоний Брюсова

    Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.

  • Анализ стихотворения Воздушный город Фета

    Фетовский герой достаточно чутко и внимательно относится к небесной части пейзажной картины, которую он часто наблюдает и описывает. Он часто описывает именно ночное время суток

  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

    Довольно таки еще будучи молодым, Федору Ивановичу пришлось побывать во многих местах за границей.Особенно ему приглянулись Германия и Франция. Последние годы своей военной карьеры он отдал Мюнхену

  • Анализ стихотворения Домби и сын Мандельштама

    Произведение представляет собой прекрасный образец превращения поэтом схожих, но разных образов колоритную картину.

  • Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора

    Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! », проникнутое душевной болью, направленно к подруге – любимой жене Наталье.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) - уникальный «крестьянский» поэт первой четверти XX века. В период, когда он примкнул к имажинизму, в его лирику проникают и городские мотивы. Однако лирический герой всех есенинских циклов, даже будучи в городе, думает и мечтает о родной деревне, крестьянском быте, «стране берёзового ситца», и так и называет себя - «гражданин села». Ярким примером его поэтического отношения к дому является стихотворение «Письмо к матери».

История написания этого творения следующая: поэт, уже став известным, собрался вместе с товарищами навестить родное село Константиново, но задержался в Москве, и поездка в тот раз не состоялась - после этого он написал «Письмо матери», поскольку она, Титова Татьяна Фёдоровна, ждала его.

В 1924 г., к которому относится написание этого стихотворения, творчество Есенина было уже зрелым – для него характерны серьёзные, не соответствующие его молодому возрасту, переживания, тяжёлые личные драмы, вследствие чего вырисовывается довольно мрачная поэтическая картина мира. Уникальность его заключается в том, что, живя в период Серебряного века, для которого характерны различные литературные кружки, группы и объединения, он не входил ни в одно из этих объединений. Часто произведения Сергея Александровича посвящены родным и близким, друзьям, кому-либо из его окружения. Наряду с посвящениями в его творчестве присутствуют стихотворения-письма, одно из которых мы разбираем.

Жанр, размер, направление

«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма - своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха - пятистопный хорей.

Направление, выбранное Есениным, - философская лирика. «Письмо матери» - это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития - когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.

Композиция

Структура «Письма…» - кольцевая: последние строки двух первых строф и двух последних строф повторяются: «несказанный свет», «в старомодном ветхом шушуне». В подобном композиционном построении делается акцент на переживаниях материнской души: даже после всех откровений блудного сына о его разочаровании в жизни, в боге, после всех просьб не волноваться о нём, материнское сердце не угомонится и будет тосковать о ребенке, предчувствуя беду. Женщина будет выходить навстречу своему чаду, даже если получит письмо, где напишут, что он больше никогда не приедет домой. Преданность и неизменность чувств родителей контрастируют с ветреностью и легкомыслием городской суеты, где все лишь шапочные знакомые.

Образ лирического героя

В целом, образ проходит три этапа развития:

  • деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
  • затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
  • и, наконец, - страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности - «Чёрный человек» (1925).

Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.

Тема

  1. Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
  2. В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
  3. Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине - и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии - своего родного края. Эта малая родина - сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя - своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю - ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.
  4. В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема - непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.
  5. В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.

    Идея

    1. Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
    2. Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
    3. В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» - здесь автор намекает на то, что наступили новые - то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы - бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь - «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.

    Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.

    Средства художественной выразительности

  • эпитеты - например, «несказанный свет», «тягостная бредь», «горький пропойца», «тоски мятежной»;
  • риторические восклицания - «Привет тебе, привет!», «Ничего, родная!»;
  • анафоры - «Не буди, как восемь лет назад. // Не буди того, что отмечалось»; «Ты одна мне помощь и отрада,//Ты одна мне несказанный свет»;
  • повторы - «Не буди того, что отмечалось,//Не волнуй того, что не сбылось»; «Не грусти так шибко обо мне. //Не ходи так часто на дорогу…»;
  • риторический вопрос - «Ты жива ещё, моя старушка?»;
  • инверсии - «горький я пропойца», «низенький наш дом», «тоски мятежной», «по-весеннему наш белый сад».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!