Повесть чучело анализ. Чучело, или проблемы детской жестокости

Я прочитал произведение В.Железникова «Чучело». Оно мне очень понравилось. Книга повествует о сложных взаимоотношениях между ребятами-подростками. В произведении автор противопоставляет смелость трусости, милосердие злопамятности, щедрость скупости.

В книге есть и положительные, и отрицательные герои. К положительным героям относятся Лена и ее дедушка Н.Н.Бессольцев. Главная героиня – нескладная девочка-подросток с длинными ногами и «с такими же длинными руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка». Лена – добрая и отзывчивая девочка, любящая справедливость. Она приезжает в маленький городок и поселяется у своего деда Николая Николаевича Бессольцева, бывшего военного. Горожане считают его чудаком за то, что он мало с кем разговаривает, ведет замкнутую жизнь, тратит деньги на картины, которые собирает, а сам ходит в заштопанном пальто. За это дети дразнят его Заплаточником.

К отрицательным героям относятся одноклассники Лены. Они презирают ее даже за то, что она – внучка Заплаточника. Ей сразу дают прозвище Чучело. Одноклассники воспринимают ее только с внешней стороны, а Лена – очень искренняя, открытая девочка. Именно поэтому для дедушки она – «красавица» и «чудный человек».

Лене нелегко влиться в новый коллектив. Многие из одноклассников кажутся ей зверями: лисами, медведями и волками. Так Шмакова, как лиса, пытается хитростью управлять классом, Валька-Живодер похож на озлобленного волка. Деньги он считает самым главным в жизни. Медвежья сила угадывается в Лохматом. Лидером класса считается Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Для нее главное – дойти до правды, не взирая на способы достижения цели.

Лена хочет иметь друга в классе. Димка Сомов, заступившийся за нее, когда все смеялись над ней, кажется добрым и благородным рыцарем. Но Лена разочаровывается в нем. Ее друг оказывается не только трусом, но и предателем. Боясь потерять уважение Мироновской компании, он участвует в сожжении чучела.

Лена Бессольцева – очень сильная и смелая девочка. «Ленка твердо решила доказать всем, что она ничего и никого не боится». Она остриглась наголо и сыграла роль чучела. «Ей хотелось с каждым столкнуться, на каждом проверить свою храбрость». Она в одиночку решила противостоять жестокости одноклассников.

Лена называет их «бедными людьми», то есть людьми, не обладающими высокими душевными качествами. За время конфликта сама Лена стала мудрее, милосерднее даже к обидчикам. Лена сказала ребятам, что ни при каких обстоятельствах она никого и никогда не будет гонять и травить.

Лена не могла оставаться в городе, где с ней обошлись так жестоко. Она удивлена и восхищена поступком деда, который дарит свою любимую картину классу в надежде на то, что она заставит подростков задуматься и раскаяться в своих поступках.

Книга учит защищать свое достоинство, отвечать за свои поступки и не проявлять жестокости.

Рецензия на повесть Владимира Карповича Железнякова — «Чучело», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия Халявина. Первая работа Анастасии: .

Повесть «Чучело» — это жемчужина творчества Владимира Карповича Железнякова и мое любимое произведение отечественной литературы. Все, наверняка, знают историю Лены Бессольцевой – хрупкой, но очень сильной духом девочки, терпевшей из-за своего милосердия, искренности, открытости, доброты и преданности издевательства со стороны своих одноклассников. Я же ее знаю досконально. Перечитав ее несколько раз и сделав примерно такое же количество просмотров фильма по повести, я не перестаю восхищаться и удивляться Лене, которая каждый раз открывает передо мной новые истины. И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем? Сейчас я не могу дать ответ на этот вопрос. Но быть может смогу в конце моей рецензии?

Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вывести бесконечное множество выводов, по ней можно научиться «жить». Я удивилась тому, как автор точно передал огромную мировую проблему – жестокость среди подростков, описал оную во всех ее проявлениях. «Самые жестокие существа на свете - дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных» © Сальвадор Дали . Кажется, что Владимир Карпович, писал свою книгу, как расшифровку слов этого мыслителя. «Надругаться – подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству» — гласит толковый словарь Ушакова. А надо заметить, что издевательств Лена вынесла не мало. Под словом «убить» Железняков подразумевает убийство не физическое, а моральное. Ребята из класса пытались убить в Елене веру в саму себя, веру в надежду. Но она не сдалась, и однажды из ее уст мир услышал фразу, которая стала афоризматичной: «Верить надо до конца!» .

Вы когда-нибудь задумывались, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что стереотипы могут сделать с людьми? Я думаю, что настолько же не глубоко, насколько и я, до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, и их весьма небольшие временные рамки. Вначале Димка представлен сильным, храбрым, смелым. После — в середине – он начинает быть трусливым, слабым духом, неспособным сказать правду, пойти против общества человеком. В конце произведения Ленин «друг» становится безнравственным жестоким предателем, способным вместе с «приятелями» обидеть свою защитницу. Да. Он стал предателем. Но не потому, что раскрыл тайну побега учительнице, а потому, что предал Лену Бессольцеву!

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит людей быть толерантными, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное е ценить не физическое благо, а нравственное, моральное! «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре».

«И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем?» — писала я вначале моего текста, и не могла ответить на мною же поставленный вопрос. Кажется, теперь у меня готов ответ. Просто это произведение, как слоеный пирог – если его «есть» сверху вниз, то при каждом прочтении открываются доселе неизвестные тебе слои, которые ты «поглощаешь» с тем же интересом, что и верхние слои. Поэтому, этот шедевр можно перечитывать тысячи раз, ведь одного слоя не хватит, чтобы понять все, что хотел передать читателям В. К. Железняков!.html">

Аспектный анализ

Повести В.К. Железникова «Чучело»

(на уроках внеклассного чтения)

При работе над повестью «Чучело» обратимся к одному из аспектов филологического анализа, который предполагает взаимодействие двух подходов к тексту: литературоведческого (о нём говорилось выше) и лингвистического, опирающегося «на рассмотрение «первоэлемента» литературы – языка» (Никол. С. 5).

Объектом нашего анализа выберем субъектную организацию текста как одну из точек «функционального схождения значимости всех элементов»(Никол. С.8), по определению А.П. Скафтымова.

В субъектной организации текста, в свою очередь, выделим две семантические доминанты («доминанта - тот компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов»(Никол. С 168)):

1) заглавие повести , которое, занимая сильную позицию, «рассматривается исследователями как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение собственно авторской интерпретации»

2) имена собственные , поскольку они выражают позицию автора, а также, являясь регулярно повторяющимися элементами текста, «приобретают мотивированность в структуре целого… Их рассмотрение позволяет выявить особенности авторского отношения к персонажам и систему их связей в тексте»(Никол с.168)

Заглавие повести

Заглавие повести «Чучело» направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее, поскольку сразу указывает на конфликт между личностью и социумом, т.е. людьми, которые дали ей это обидное прозвище: чучелом обычно называют, точнее, обзывают, дразнят внешне несимпатичного человека.

«Чуча, чучело, чучелка, пугало на огороде, шугало; подобие человека, кукла; набитая кожа зверя, животного, птицы; (бран.) уродина, безобраза»(Даль 4 т, с 616) – в этом ряду стоит это слово в словаре Даля.

Восходит оно к пермскому слову «чуча» со значением «пугало, чучело»(Фасм. Т. 4 с. 389). Образовано переходом из одной части части речи в другую, при котором изменился морфемный состав слова, подобно многим словам русского языка:

  • крыл-о от глагола кры-л-о в форме прош. вр. среднего рода (крыть )
  • рыл-о от ры-л-о (рыть)
  • пугало - от глагола пугать
  • шугало – от глагола шугать («пугать, прогонять (особенно хищных птиц)»; шугай - «пугало на огороде» калужск. …По-видимому, образовано от межд. шугу! шу!, которым пугают птиц» (Фасмер, т.4 с.483)).

Внутренняя форма слова чучело сходна с вышеприведёнными словами и означает «орудие, с помощью которого совершается какое-то действие».

Чучелом назвал главную героиню повести Лену Бессольцеву в первый день в новой школе её одноклассник по прозвищу Рыжий. Сначала, увидев её открытую улыбку («Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка – до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.») (Текст с.55), он закричал дразнилку: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»(Текст 55с.). Чучелом он назвал её позже, когда во время разговора о её дедушке, прозванном в этом городке Заплаточником, девочка искренне смеялась вместе со всеми, не предполагая ничего обидного в словах ребят.

Пересказывая потом всё это дедушке, она стыдилась самой себя: «Я вижу, вижу себя со стороны – ну просто я была какая-то дурочка… Правда, дурочка с мороза».(Текст с.62)

Во время того школьного разговора за Лену вступился Дима Сомов, мальчик из этого же класса: «Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик»».(Текст с. 64)

Давайте попробуем проследить, как в тексте реализуется связь семантически не родственных слов пугать (пугало) и печалиться (печаль).

Когда Лена рассказывала дедушке обо всём, что случилось на каникулах из-за отмены поездки в Москву, одноклассника Димку она опять сравнила со скульптурой «Уснувший мальчик», который всегда казался её грустным, а в день перед отъездом – особенно печальным: «Он на Димку похож. Только у «Уснувшего мальчика» улыбка испуганная, а у Димки надменная. А это большая разница. Раньше я этого не понимала. А теперь поняла, что я люблю испуганных людей. Ну, они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других». (Текст с. 130)

Этот «испуг за других», переживание, страх за других свойственен прежде всего самой Лене. Именно поэтому она и взяла Димину вину на себя, избавив его от страха перед Железной Кнопкой и одноклассниками.

Однако она не предполагала, что за это ей самой придётся чуть ли не взойти на костёр.

Слово печаль этимологически восходит к глаголу печь , родственники которого – и опека (печься, заботиться о ком-нибудь), и печать (одно из значений – клеймо, выжигаемое на шкуре животных: на школьном платье Лены останутся следы от огня). (См. Фасмер) Поэтому печаль как испуг за другого – печёшься о другом – можно сравнить с горением сердца, внутренним огнём. Какая ещё метафора ассоциируется с этими? Конечно, жар души, огонь, пламя любви (ведь Дима Лене нравился, его сестра дразнила их «Тили-тили-тесто, жених и невеста!»).

Когда Лохматый стащил Ленкино платье и ребята сжигали его на костре, сделав из него чучело самой Лены, метафора стала явью, материализовалась – «испуг за другого» привёл к сжиганию Пугала, Чучела – а ведь это прозвище самой Лены. А поджигать платье заставили Сомова. И он сделал

это. На глазах у Лены. (Это одновременно и его падение в её глазах, тоже материализовавшееся: «Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель».(Текстс. 210))

«Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь, смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжёт, печёт и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла. …Я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня… Я бросилась к костру… мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!»(Текст с. 210)

Итак, время метафор закончилось. Всё стало превращаться в жуткую реальность: ты была Чучелом, уродиной, пугалом на словах – теперь становишься на деле. Словно ребята сжигают на костре ту Ленку, которая была доброй, беззащитной, всё понимающей, прощающей и любящей. Словно огонь вызвал к жизни её другую сторону, тоже бесстрашную, однако уже не «горящую за других», а других сжигающих, точнее, освещающих те уголки их души, которые раньше прятались за словами, за масками, а теперь Горящее Чучело всё вытащило на свет, всё потаённое собою осветило.

Снова происходит реализация метафоры: обидное прозвище Чучело становится реальным «пугающим орудием», угрозой для тех, кто раньше так бесстрашно обзывал Лену:

  1. «Я сильная стала… сама вырвала из огня чучело и стала им размахивать над головой, наступая на всех. Чучело уже прихватилось огнём, от него летели искры, и все они испуганно шарахались от этих искр».(Текст с. 210)
  2. Когда вечером к Бессольцевым приходит Васильев и говорит, чтобы она не уезжала, жестоко называя её при этом трусихой, Лена надевает обгоревшее платье, стрижётся в парикмахерской наголо, превращаясь тем самым в чучело внешне. Происходит странная метаморфоза: почувствовав себя уничтоженной, сожженной, она обрела свободу от всех человеческих условностей, ценностей, диктующих человеку, что надо быть красивым и привлекательным внешне, а не внутренне, она пришла к осознанию ценности своей души, своей личности, которая не равна внешности. Её дедушка, по сути, такой же – его прозвали Заплаточником из-за старого пальто, и никто не понимает, зачем он тратит свои деньги на картины.
  3. Лена в образе настоящего чучела является на день рождения к Димке и каждому говорит правду о нём самом (вытаскивает их тайны на свет, как было сказано раньше). Ребятам становится страшно от того, что они видят своё слово (Чучело) ожившим, воплотившимся в жизнь (раньше они утверждали, что всё это шутка, не чувствуя, какую боль наносят Лене), а также им неприятно, даже страшно узнать истины о себе и друг о друге: «Исчезла, испарилась Ленка, будто её здесь и не было. В комнате стояла жуткая, неправдоподобная тишина». (Текст с. 240)

Дети и подростки привыкли с лёгкостью давать друг другу прозвища, иногда даже сочиняют их для себя, тем самым реализуя свою возможность сыграть как можно больше ролей в мире, который они осваивают, играя. И Ленино прозвище Чучело многие воспринимают как один из вариантов её имён, не наносящих ей обиды.

Когда, увидев, как ребята «гоняют» теперь Димку Сомова, Лена оказалась в классе последний раз, «ребята весёлой гурьбой окружили Ленку:

Привет, Чучело!

Здорово!

Наше вам!..

Оказывается, ты молодец, Бессольцева! – Лохматый хлопнул Ленку по плечу.

Разрешите пожать вашу лапку, - паясничал, как всегда, Рыжий, пожимая Ленкину руку».(Текст с. 255)

Как легко оказалось им перейти от ненависти и злобы («Чучело предатель! Долой Чучело! Бойкот Чучелу!») к симпатии и уважению («- Вот хорошо, что ты ещё не уехала. – Сама Железная Кнопка, улыбаясь, приближалась к Ленке. – Что же ты нам сразу всё не сказала?.. Впрочем, это твоё личное дело»(Текст с.255))! Неужели всё, что они творили, неужели травля и костёр были ужасом только для Лены?! Неужели они не испытали стыда за свои поступки? Неужели не ужаснулись собой? Неужели их «справедливость», которая «должна восторжествовать»(Текст с. 256), торжествует только при моральном уничтожении человека? Нужна ли такая справедливость человеку, людям?

Всё-таки унижение и страдания Лены были не напрасны: когда она отказалась поддержать бойкот Сомову и сказала: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»(Текст с. 257), когда ребята узнали, что её дедушка подарил свой дом и картины городу («Даром? Всё-всё даром?..»(Текст с. 259)), система ценностей многих ребят стала рушиться(Текст с.263 – 269) :

« - На каких людей мы руку подняли!» (Васильев)

« - Я всегда был как все. Все били – я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться.- Он почти кричал или почти плакал: - А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий» - я всё буду делать по-своему, как считаю нужным. – И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождённо вздохнул».

«- А я хотел быть сильным, - сказал Лохматый и посмотрел на свой кулак. – Думал, останусь в лесу, как отец. И будут меня все бояться… Вот и порядок настанет. … Хорошо бы себе мору набить…»

« - Всё из-за неё! Из-за неё! - твердила Миронова, вытирая слёзы. - Из-за матери моей… Она считает, что может жить как хочет… и делать что хочет… И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы всё было шито-крыто!.. И вы такие же!» (Железный характер у девочки! Трудно сознаться, что иногда не прав ты, а не другие!)

Когда на подаренной школе картине, написанной много лет назад, они увидели девочку, так похожую на Ленку («голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищённая, но какая-то светлая и открытая»)(Текст с.270), тогда «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил». (Текст с. 271)

Последняя фраза «Чучело, прости нас!» опять возвращает читателя к началу повести. К её названию. И слово «чучело», став именем собственным, здесь уже не обидное прозвище, а крик души (ведь слово этимологически восходит к крику, пугающему птиц), знак признания доброты, внутреннего содержания человека, а не его внешности и отдельных поступков. Первый шаг к изменению самих себя, к «прорастанию личности» некоторые ребята (конечно, не все!) тем самым уже сделали. Дальше им предстоит выбирать свой путь самим. Без помощи Чучела.

Имена собственные в повести «Чучело»

Поскольку предыдущий аспектный анализ текста тоже касается проблемы, связанной со значением имени собственного, то систему подобных слов и их сюжетную функцию мы будем рассматривать с той точки зрения, кто из персонажей имеет не только имя и/или фамилию, но и прозвище и как это помогает понять авторский замысел.

Имена собственные основных персонажей повести (к ним отнесём Лену, её дедушку, а также одноклассников, принимавших участие в конфликте) соотнесём с прозвищами и выясним их значения.

Таблица 5

Имя и фамилия

Прозвище

1. Николай Николаевич Бессольцев

1. Заплаточник

2. Лена Бессольцева

2. Чучело

3. Дима Сомов

3. Постоянного прозвища нет

4. Миронова

4. Железная Кнопка

5. Шмакова

5. Нет прозвища

6. Валька

6. Живодёр

7. Нет имени и фамилии

7. Лохматый

8. Толик

8. Рыжий

9. Попов

9. Попик

10. Васильев

10. Нет прозвища

В том, какие прозвища ребята дают людям, отражается их взгляд на мир, их система ценностей.


Министерство образования и науки Республики Татарстан

Республиканская научно-практическая конференция по творчеству поэтов и писателей Нижнего Прикамья

«В созвездии имен незабвенных»

Секция: «Проза М.Гоголева» (исследовательские работы)

Сопоставительный анализ повести В.П.Железникова «Чучело» и повести М.Н.Гоголева «Конец света отменяется»

(Научно – исследовательская работа)

Автор работы – Хайруллина Светлана Ниловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №29»

Набережные Челны

2016 г.

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Глава 1. Проблема сохранения души в современных условиях –

одна из главных проблем в произведениях В.Железникова и

М.Гоголева. ………...........................................................................................4 Глава 2. Система образов в произведении В.П. Железникова «Чучело»…5-6

Глава 3. Система образов в произведении М.Н.Гоголева «Конец света отменяется»………………………………………………………………… 6-7

Глава 4. Новые герои повести Гоголева. …. ……………………………… 8-9

Заключение……………………………………………………………….........10

Список использованной литературы………………………………………… 11

Введение.

Почему я выбрала эту тему? Я заинтересовалась творчеством М.Гоголева и среди его произведений обнаружила повесть, которая поднимает проблему сохранения души. Она мне напомнила повесть В.П.Железникова «Чучело», и я решила сопоставить их.

Выбранную мною тему я считаю актуальной. Произведения имеют сходства и различия. Общность же данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Авторы раскрывают одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков.

Проблема : Рассмотреть общие черты и различия повести В.П. Железникова «Чучело» и повести М.Н.Гоголева «Конец света отменяется».

Гипотеза : Проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время.

Целью моей работы является выявление общих черт и различий повести В.П. Железникова «Чучело» и повести М.Н.Гоголева «Конец света отменяется» путем их сопоставления.

Для достижения данной цели я определила следующие задачи :

1) выявить особенности образов Лены и Даши путем их сопоставления;

2) определить роль других героев повестей;

3) сопоставить проблематику произведений.

Объектом моего исследования стали повесть В.П. Железникова «Чучело» и повесть М.Н.Гоголева «Конец света отменяется», которые нравятся и взрослым и детям. Каждый находит в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной исследовательская работа над произведениями.

Предметом исследования является проблематика и образная система, сходства и различия произведений.

Работа имеет прикладной характер . Данные исследования можно использовать на уроках литературы при изучении творчества

При исследовании я использовала метод наблюдения и метод сравнения.

Новизна исследования - новые объекты исследования, так как рассматриваются впервые общие черты и различия повести

В.П. Железникова «Чучело» и повести М.Н.Гоголева «Конец света отменяется». Произведение Железникова «Чучело» является мало исследованным. Повесть М.Н.Гоголева тоже еще никем не исследована. Кроме того, вопрос их сопоставления не поднимался в литературоведении. Данной особенностью определяется новизна моего исследования.

Глава 1. Проблема сохранения души в современных условиях - одна из главных проблем в произведениях В.Железникова и М.Гоголева.

Проблема сохранения души в современных условиях сегодня занимает особое место в творчестве писателей, особенно если она касается подростка, система ценностей которого еще только формируется. Школьники с нестабильной моральной базой, с неустоявшимися нравственными ценностями легко попадают под влияние окружающих их людей, и не всегда это влияние оказывается положительным. Сложно определить, к каким выводам придет подросток, пройдя нравственное испытание. Эта особенность определила актуальность моего исследования.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы. Одной из таких повестей Железникова является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и классом.

За весь период творчества Железников написал множество книг для детей: "Каждый мечтает о собаке" (1966), "Чудак из `5-Б`" (1981) "Чучело" (1978) и другие, а также рассказы и пьесы из жизни школьников.

Особую реакцию читателей вызвала повесть «Чучело», которая была написана на основе жизненных событий. Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.

В 2013 году челнинским писателем М.Н.Гоголевым было создано другое произведение - «Конец света отменяется», посвященное проблемам современных подростков. В этой повести тоже показывается противостояние одного человека толпе, только события происходят в наше время. Главная героиня Даша напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – уже не дети, а подростки, которым 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (торговля наркотиками, проституция, привлечение к принятию наркотиков и т.д.). Поэтому Сергею, Дине и остальным они обходятся дорого. Но писатель в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.

Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников и Михаил Гоголев ставят общечеловеческие вопросы и показывают их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

Глава 2. Система образов в произведении В.П. Железникова «Чучело».

Для сопоставительного анализа произведений большое значение имеет сопоставление образов. В произведениях В.П. Железникова и М.Н.Гоголева присутствуют похожие герои. Прежде всего, сопоставимыми оказываются образы Лены и Даши.

У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во-первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во-вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала под волосами».

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. - Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все - хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, на учителях, на жителях - на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же, как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие - синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что, как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись, - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку, несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Глава 3. Система образов в произведении М.Н.Гоголева «Конец света отменяется».

Произведение М.Н.Гоголева «Конец света отменяется» предполагает связь с «Чучелом» В.Железникова. В этом произведении присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Даша на Ленку, Дамир на Димку, Дина на Миронову, а Алина на Шмакову. Когда Даша пришла в свой новый 10-й класс, одноклассники встретили ее настороженно. Некоторые девочки разглядывали Дашу «с брезгливыми ухмылками», своим поведением ясно дали понять, что презирают её. Только мальчики глядели благожелательно. Так, Ленка Бессольцева, на первый взгляд, оказывается прообразом Даши.

Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленка бездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало героини другой книги, Даши, более устойчиво: она в первый же свой учебный день дает отпор девочкам, затеявшим с ней спор. Даша считала, что должна выглядеть достойно, должна показать своим одноклассницам, что «имеет свое мнение, что ее нельзя подмять, унизить». Она яростно доказывает, что ее мама - классный парикмахер и так же достойна уважения, как и именитые родители одноклассников. Девочки отошли от нее «растерянные и озадаченные».

Отличается Даша от Лены и своей привлекательной внешностью: девочка имела идеальную фигуру и большие зеленоватые глаза, пышные, вьющиеся каштановые волосы. Она занимается в модельном агентстве и, участвуя на показах одежды, зарабатывает деньги, материально помогает матери. У девушки есть цель – стать телеведущей или актрисой.

Сходство же между Ленкой и Дашей кроется еще и в том, что рядом с ними находятся близкие люди. У Лены есть дедушка, человек, помогающий ей сохранить нравственную основу, не озлобиться, взращивает в ней чувство прекрасного, а у Даши есть мама - простой человек, заботящийся о насущных нуждах и воспитывающий двоих детей, отец у них погиб в автокатастрофе. Мама дает верные наставления дочери, советует ей научиться жить в коллективе.

В центре произведения находится другой образ - образ Дамира. Этот герой, на первый взгляд, похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, поскольку постоянно привлекает к себе внимание. Но в отличие от Димы Сомова Дамир имеет твердый стержень, он с первого дня встал на защиту Даши, не боится ничьих нападок. Вместе с другом Ильей они занимаются борьбой и имеют уже определенные достижения. Именно они в парке спасли Дашу от нападения Сергея. С этого дня он постоянно находится рядом с Дашей. Дамир никогда не пойдет на подлость и не предаст подругу.

Их одноклассница Дина не принимает ничьего мнения, кроме собственного. Она демонстрирует свое неприятие окружающих, не принимая их чувств и мыслей. В своем поступке она не видит ничего особенного. Она противопоставляет себя старшему поколению, потому что не хочет жить, как они, в соответствии с законом и моралью. Она пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.

Одна из причин такого поведения кроется в воспитании. К дочери родители относились с любовью, но слишком баловали, исполняя все желания. Именно поэтому Дина стала уверенной в том, что она – лучшая.

Другая причина заключается в окружении Дины, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем не отказывая себе и думая лишь о себе. Отец Дины занимает большую должность заместителя начальника УВД города и имеет высокое звание, благодаря уму и хитрости. Дина слышала его телефонный разговор с судьей, что одному важному человеку надо сделать послабление – не посадить его в колонию, а дать условное. За это дело он получил большие деньги.

Следует отметить, что в обоих произведениях авторы поднимают проблему противостояния толпы и личности. Как и Лена Бессольцева, Даша явно сохранила свое человеческое достоинство до конца.

Что касается образов Дины и Алины, то следует отметить, что они полностью сопоставимы с образами Мироновой и Шмаковой. Дина, как и Миронова, стремится к высоким идеалам, пытается казаться особенной личностью, но при этом мало чем отличается от своего окружения. Это она провоцирует Сергея на преступление и не вспоминает о страданиях других. Дина полностью соответствует своему времени и живет в духе его философии: все для себя.

Глава 4. Новые герои в повести Гоголева.

Особое место в повести Гоголева занимает Сергей. В повести Железникова подобного героя нет. Он уже продукт нового времени. Являясь сыном большого начальника, он ведет себя нагло. Это был крупный парень с бегающими острыми глазками. Он учился в выпускном классе и считался «авторитетом» школы. Дина знала про его темные делишки с продажей наркотиков малолеткам, с вымогательством денег у младшеклассников и сотовых телефонов. Еще он помогал сутенеру Грише привлекать к проституции новых неиспорченных девушек школы. При этом он сам не употреблял наркотики и даже не курил. К нему-то и обратилась Дина с просьбой соблазнить новенькую Дашу. К счастью, Сергей не успел сделать ничего плохого Даше, ей помогли Дамир с Ильей. А Сергей получил свое наказание. Кто-то порезал его ножом в своем подъезде.

Также интересен образ девочки ЭМО. Вначале произведения она была одной из мрачно одетых ярко окрашенных темной тушью девочек, говорила глуховатым, словно загробным голосом о мертвецах, о кладбище, слушала печальную музыку. Под влиянием жизнерадостной, веселой Даши она к концу произведения стала совершенно другой, мрачную одежду и трагический наряд ЭМО она сменила на радостную, пеструю и яркую одежду и разноцветную прическу панка. Даже Даша не узнала ее. Девочка сама довольна своими переменами, и заканчивается повесть ее словами: «Конец света отменяется!» Эти слова дают читателю надежду, что все-таки не все люди вокруг Даши плохие, она уже положительно повлияла на многих из тех, кто неприязненно принял ее, и дальше жизнь у нее в этой школе окончательно наладится.

Хотелось бы остановиться еще на образе учительницы Нины Петровны. Если в произведении В.Железникова «Чучело» классная руководительница Маргарита Ивановна не смогла помочь Лене Бессольцевой из-за занятости своими личными проблемами, то у Гоголева мы видим другую картину. Молодая учительница, закончившая ВУЗ с отличием, недавно получила уже первую учительскую категорию и считала себя хорошим педагогом и психологом. Она решила во что бы то ни стало наладить отношения учеников в своем классе. После долгих раздумий Нина Петровна предложила своему классу прочитать повесть «Чучело» и затем посмотреть фильм. «Все обсудим и, возможно, будем ставить спектакль, хотя бы отрывок…» -сказала она.

Этот фрагмент повести тесно связывает два произведения, оказывает общность их тем. Оба произведения о сложных взаимоотношениях между учениками в классе, о человеческой жестокости, которая может проявиться уже в раннем возрасте

В заключение следует отметить, что образ Даши, как и образ Лены Бессольцевой, сложен. Лена отражает образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Даша – главный герой, также выдержавший нравственное испытание. Эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других.

Таким образом, несмотря на внешнюю несхожесть Лены и Даши, следует проводить параллель между ними, так как через этих героев автор раскрывает проблему сохранения души в условиях противостояния толпе.

Заключение

При решении поставленных в работе задач был проведен сопоставительный анализ повести В.П. Железникова «Чучело» и повести М.Н.Гоголева «Конец света отменяется». Как показал сопоставительный анализ, данные произведения имеют схожие черты.

Прежде всего, сходство отмечено на образном уровне. Внешне можно провести параллели между образами Лены и Даши, Димы и Дамира, Дины и Мироновой, Алины и Шмаковой. На первый взгляд кажется, что образ Даши продолжит образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Даши более устойчиво, и автор не показывает ее эволюции.

При более детальном рассмотрении образов выяснилось, что имеют внутреннюю связь образы Даши и Лены, поскольку эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других.

Нами отмечены сходства и в области проблематики и конфликта. В обеих повестях присутствует внешний (между героем и обществом) и внутренний (столкновение героя с самим собой) конфликт. Основной проблемой обоих произведений является проблема сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.

Таким образом, повести имеют ряд сходств на образном уровне, а также в области конфликта и проблематики.

На мой взгляд, общность данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Авторы раскрывают одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков (80–х годов ХХ века и современного периода). Но сама суть вопроса остается: как сохранить духовное начало в условиях влияния материальной сферы? Большинство людей попадают под ее влияние – это серьезная проблема. Но гораздо важнее то, что эти люди не смогут воспитать духовную личность. Значит, с каждым поколением проблема сохранения души будет ставиться все острее.

Список литературы:

1.Гоголев М.Н. «Крыло ангела».М., «Дом печати-ВЯТКА»,стр.587-636,2014г.

2.Владимир Карпович Железников. http://edu4.shebekino.ru/

3. Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

4.Железников Владимир Карпович. http://dic.academic.ru/

5.Железников В.К. «Чучело». М., «Детская литература»,1989г.

В 1981 году в свет вышла повесть, повергшая в шок советских читателей, ибо события, описанные в ней, выглядели настоящим нонсенсом: юные пионеры-ленинцы гнобят новенькую ученицу. Автор произведения - Владимир Железников. «Чучело» (краткое содержание приведено далее) - так он назвал свою повесть, идею которой взял из жизни: похожие события случились с его внучкой. Произведение настолько потрясло актера и режиссера что уже в 1983 году на экраны советских кинотеатров вышел снятый им художественный фильм с одноименным названием.

Итак, краткое содержание «Чучело». Действие происходит в небольшом провинциальном городке. К местному чудаковатому старику Николаю Николаевичу Бессольцеву, коллекционирующему картины, приезжает его 12-ти летняя внучка Лена. Она поступает в местную школу, абсолютно искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет ее непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью: длинные, худые руки и ноги, большой рот с вечной улыбкой и две косички. Не успев провести и пяти минут в новом классе, она получает кличку «Чучело». Краткое содержание данной повести не в состоянии передать тех негативных эмоций, что вызвала у школьников их новая одноклассница.

Лишь один мальчик не смеялся над ней. Это был Дима Сомов, который пользовался авторитетом всего класса, поскольку считался красавчиком и умницей, а также был сыном обеспеченных родителей. Но Лене Бессольцевой чужды любые корыстные помыслы. Она просто хочет дружить. Дима принимает ее дружбу и старается ее по мере возможности защищать от нападок одноклассников. А когда он спас собаку, которую одноклассник Валька хотел сдать на живодерню, то стал для девочки настоящим героем. Но вскоре дружба дала трещину из-за поступка Сомова. Он рассказал учительнице, что весь класс сбежал в кино. Лена слышала этот разговор, но была свято уверена, что Дима признается одноклассникам, что это из-за него теперь они все не поедут на каникулы в Москву. Но он не признался, и девочка взяла его вину на себя. Разговор Сомова с учительницей слышали еще двое одноклассников, но предпочли молчать, чтобы посмотреть, как он будет выкручиваться. Лене, как предателю, объявлен бойкот.

Однажды Валька-живодер забежал во двор дома, где жила Чучело (краткое содержание не способно передать всех подробностей), и украл с бельевой веревки ее платье. К тому же он увидел там Сомова. Тот погнался за Валькой, чтобы отобрать платье. Лена побежала следом за ними и оказалась у полуразрушенной церкви, возле которой собрался весь класс. Мальчики и девочки соорудили из соломы чучело (краткое содержание не позволяет описать всей чудовищности дальнейшего действа), надели на него украденное платье и устроили его сожжение. Бессольцева бросается к горящеей ветке с платьем и, отвязав ее от столба, разгоняет ею кощунствующих одноклассников. Она понимает, что ее все ненавидят за предательство, которого она не совершала, но продолжает молчать.

Сомова выдает один из одноклассников, слышавших его признание учительнице, но

Лене уже все равно. Она хочет уехать из этого городка и уговаривает дедушку отпустить ее или поехать вместе с ней. Дед колеблется. На день рождения Сомова Лена приходит, обритая наголо, и в том самом обгоревшем платье, что было надето на чучело. Краткое содержание никогда не передаст всех эмоций, поэтому лучше будет прочитать книгу или посмотреть фильм. Девочка демонстративно юродствует и с деланной улыбкой провозглашает себя чучелом, уродом и ничтожеством. Одноклассники в шоке, но каждый вдруг в глубине души понимает, что урод и ничтожество - это каждый из них. Они покидают дом Сомова, а на следующий день окончательно убеждаются, что именно он и есть предатель. Они готовы просить прощения у Лены, но уже поздно: она уезжает. Ее дед едет вместе с ней, но перед отъездом отдает свой дом вместе с бесценной коллекцией картин в дар городу. Школе же он подарил портрет своей бабушки. Когда дети увидели картину, они обомлели: со старинного портрета, больше похожего на икону, на них смотрела молодая женщина, точь-в-точь похожая на Бессольцеву.