История и философия науки: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов. Тема: Мировая политика и международные отношения

Дисциплина: Социология

Факультет: Юридический

Список основной литературы


  1. Бабосов Е.М. Общая социология. - Минск: ТетраСистемс, 2002.

  2. Бельский В. Ю. Социология для юристов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция" / В. Ю. Бельский, А. И. Кравченко, С. И. Курганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  3. Гречин А.С. Социология правового сознания: Учеб. пособие для вузов / А.С. Гречин. - Москва: ЮНИТИ-Дана, 2001.

  4. Добреньков В.И. Социология: [Учеб. в 3 т.] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Москва: Инфра-М, 2000.

  5. Добреньков В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

  6. Кравченко А. И. Социология: Учебник.- Москва: Проспект, 2003.

  7. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца; Ин-т государства и права РАН. Академ. правовой ун-т. - Москва: НОРМА. Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000.

  8. Медушевский, А. Н. Социология права / А. Н. Медушевский; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - Москва: ТЕИС, 2006.

  9. Нартов Н. А. Социология: учебник для студентов вузов / Н. А. Нартов, В. Ю. Бельский; под ред. В. И. Староверова. - Москва: ЮНИТИ, 2005

  10. Социология: Учеб. для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. - 2-е изд. - Москва: Гардарики, 2003.

  11. Социология: Основы общей теории: учеб. пособие для студентов вузов. /под ред. А. Ю. Мягкова; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 3-е изд., испр. - Москва: Флинта: Московский социолого-социальный институт, 2006.

  12. Социология: учебник для студентов вузов / под ред. В. Н Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2007.

  13. Социология права: Учебник /под. ред. В. М. Сырых; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - 3-е изд, стереотипное. - Москва: Юстицинформ, 2004.

  14. Тощенко Ж. Т. Социология: учеб. для студентов вузов. / Ж. Т. Тощенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2005.

  15. Фролов С. С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2003.

  16. Шереги Ф. Социология права: Прикладные исследования / Ф. Шереги. - Москва: Алетейя, 2002.

  17. Харчева В.Г. Основы социологии / В.Г. Харчева. – М.: Логос, 2001.

Internet - ресурсы :


  1. Электронная библиотека социологического факультета МГУ: http : // lib . socio . msu . ru

  2. Федеральный образовательный портал: http://www.ecsocman.edu.ru/

  3. Социология, психология, управление: http :// soc . lib . ru

  4. Журнал «Социологические исследования»: http://www.isras.ru/socis.html

  5. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/

  6. Библиотека Гумер – гуманитарные науки: http://www.gumer.info/

Список тем для контрольной работы:


  1. Исследование особенностей правовой культуры молодёжи.

  2. Защита интеллектуальной собственности электронного вида: социологический анализ.

  3. Становление социальных классов в Российском социальном государстве.

  4. Светскость и религиозность современного образования в России

  5. Современное понимание религиозной толерантности

  6. Принадлежность к молодежной субкультуре как фактор девиантного поведения личности

  7. Сексуальные меньшинства и общество: социологический анализ

  8. Проблема женской преступности в России: причины и способы регулирования

  9. «Средний класс» в современной России: проблемы становления и перспективы развития.

  10. Предпринимательство и власть: реалии и перспективы взаимодействия

  11. Социально-экономические проблемы предпринимательства в России.

  12. Выпускник российского вуза на рынке труда: социологические аспекты.

  13. Социальный статус безработного в России и странах Западной Европы и США: сравнительный анализ.

  14. Традиционная и современная семья: сравнительный анализ.

  15. Социальный смысл отцовства в современной России.

  16. Молодая семья в условиях трансформации российского общества.

  17. Просемейные общественные движения в стране и за рубежом: социологический анализ.

  18. Семейно-демографический портрет преступника.

  19. Понятие личности преступника и ее криминологическое исследование

  20. Лудомания как форма девиантного поведения

  21. Типичные формы подростковой девиации.

  22. Жизненные притязания современной молодежи и стратегии их реализации.

  23. Советская и постсоветская массовая культура: сравнительный анализ

  24. Модель аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона: сущность и сравнительный анализ

  25. Социологические и правовые проблемы эвтаназии

  26. Правовая социализация личности

  27. Основные тенденции развития института современной семьи

  28. Гендерная структура занятости и современный рынок труда России

  29. Проблемы и тенденции реформирования системы образования в России

  30. Гражданское общество и государство: модели взаимодействия

  31. Норма и санкция в социологии, антропологии и теории уголовного права

  32. Этнические конфликты: причины и возможности предотвращения

  33. Формирование классов в современном Российском обществе: особенности потребительского поведения.

  34. Развитие исследований в области социологии здоровья в Республике Карелия

  35. Влияние социальных изменений на здоровье населения

  36. Социальная мобильность населения и факторы ее формирования в России.

  37. Тенденции профессиональной мобильности в современном российском обществе

  38. «Новые богатые» и «новые бедные» в системе стратификации современного российского общества.

  39. Неравенство и стратификация традиционного и современного обществ: сравнительный анализ.

  40. Институты социального контроля и их функции в обществе.

Требования к контрольной работе:


  1. Одна и та же тема не должна повторяться в рамках одной учебной группы.

  2. Обязательное наличие вводной части (актуальность, объект, предмет, цель и задачи) и заключения (основные выводы).

  3. Запрещается использование готовых рефератов и сайта Wikipedia.

  4. Оформление работы: шрифт Times New Roman; 12 кегль; 1,5 интервал; выравнивание по ширине; абзац 1,25 см. Наличие списка литературы, оформленного в соответствии с библиографическими правилами. Объем работы: 20-25 страниц.

  5. Оформление ссылок: согласно библиографическим правилам.

Примерный список вопросов к экзамену:


  1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ.

  2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.

  3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

  4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

  5. ВКЛАД О.КОНТА В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

  6. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО ИНСТИТУТА. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

  7. ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

  8. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

  9. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕР ОБЩЕСТВА

  10. ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

  11. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ТЕОРИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

  12. ПРОБЛЕМА ПРАВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.

  13. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ.

  14. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КУЛЬТУР.

  15. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ. Место культуры в жизни россиян.

  16. СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ.

  17. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ.

  18. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ.

  19. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ, ИНСТИТУТЫ.

  20. Социальный контроль: понятие и механизмы осуществления. Виды санкций.

  21. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ФУНКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

  22. ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ.

  23. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ТЕОРИЯ АНОМИИ И ТЕОРИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ.

  24. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

  25. КОНЦЕПЦИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ. МАРГИНАЛЬНОСТЬ В РОССИИ.

  26. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ.

  27. МЕСТО КЛАССОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

  28. СРЕДНИЙ КЛАСС: КРИТЕРИИ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ. ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ.

  29. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

  30. ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВА.

2008.03.061. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: Учебник для студентов вузов / Под ред. Костюкова А.Н. - М.:ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2007. - 688 с.

В учебнике, подготовленном на основе новейших федеральных и региональных законодательных и подзаконных актов, судебных решений, муниципальных правовых актов, практики их применения раскрываются самобытность муниципального права и местного самоуправления России, основные принципы деятельности и полномочия органов местного самоуправления, зарубежный опыт организации местного самоуправления, особенности международно-правового регулирования местного самоуправления.

В учебнике выделены четыре раздела, посвященные соответственно понятию и системе российского муниципального права. Первый раздел - «Понятие и система муниципального права», в котором рассматриваются муниципальное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина, система муниципального права. Второй раздел - «Самобытность местного самоуправления», включающий 8 глав (правовая организация местного самоуправления, территориальная организация, модели и организация местного самоуправления, межмуниципальное сотрудничество, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, гарантии и защита его прав). Третий раздел «Компетенция местного самоуправления» анализирует общую компетенцию местного самоуправления, его полномочия в сфере экономического развития, в бюджетной и финансово-кредитной сферах, полномочия в области земельных отношений, по управлению муниципальной собственностью и муниципальным хозяйством, в сфере сельского хозяйства, в социально-культурной сфере. Четвертый раздел посвящен зарубежному опыту организации местного самоуправления и его международно-правовому регулированию.

В системе муниципального права формируются две новые подотрасли - городское право и сельское право, которые охватываются также его общей частью.

Они обеспечивают привязку муниципально-правовых норм и институтов к территориальной структуре местного самоуправления.

Составным элементом общей части муниципального права выступает сравнительное муниципальное право, объектами которо-

го обычно являются теоретические и правовые основы местного самоуправления, структура и формы деятельности органов местного самоуправления, их отношения с центральной и региональной властями, вопросы реформирования местного самоуправления.

В современных условиях интеграции мирового сообщества исследования в области сравнительного муниципального права приобретают важное значение и большую ценность. Сравнительно-правовое исследование местного управления в различных государствах провел А.И. Черкасов. Он сравнил следующие институты: теоретические и правовые институты местного управления, структуру и формы деятельности органов местного управления, прямое государственное управление в системе местного самоуправления, полномочия органов местного управления, их отношения с центральной властью, проблемы местного управления и его реформы.

Е.В. Гриценко исследовала местное самоуправление в федеративных государствах на примере Германии и России, поскольку Германия имеет глубокие демократические традиции и в ней уже реализованы многие идеи, являющиеся для России программными конституционными ориентирами (правовое государство, социальное государство, гражданское общество).

Распространенной формой правового регулирования местного самоуправления в зарубежных странах являются уставы муниципальных образований (муниципальные хартии). Право муниципалитетов применять и изменять свои уставы может устанавливаться как конституцией, так и законами. В них закрепляются правовые нормы, которые носят обязательный характер для всех юридических и физических лиц муниципального образования.

До вступления в силу уставы (хартии) должны быть утверждены или зарегистрированы соответствующими органами государственной власти.

В практике правового регулирования местного самоуправления в зарубежных странах все большее распространение получает административный договор. Он представляет собой соглашение органов муниципальной власти с другими юридическими лицами, выражающее волю сторон к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к совершению либо воздержанию от совершения юридически значимых действий. Они заключаются в целях учреждения ассоциации муниципальных образований, де-

легирования отдельных полномочий органов государственной власти муниципальным образованиям и наоборот. Такие договоры содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты деятельности муниципальных органов. Тем самым повышается эффективность административно-правового воздействия органов местного самоуправления на экономические и социальные процессы муниципальных образований, на обеспечение жизнедеятельности местного населения.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и комплексом дидактических единиц по дисциплине «Психология и педагогика».

Для студентов вузов всех специальностей, а также для желающих овладеть основами психологии и педагогики.

Предисловие

Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане - образованнее, умнее, культурнее, гуманнее, демократичнее, порядочнее, справедливее, профессиональнее, способнее как по личным качествам, так и по поведению.

Все это особенно значимо для молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совершеннее, достигать большего призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем социального прогресса.

: Учебник для студентов вузов / Никитич Л.А. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 559 с.: 60x88 1/16. - (Gogito ergo sum) ISBN 978-5-238-01316-9 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/872824 читать

978-5-238-01316-9

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА(до 2019 г.)

Поляк Георгий Борисович

Экономическая история : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 503 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-02482-0. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/1027371 читать

978-5-238-02482-0

Экономическая история — это история человечества. Она аккумулирует хозяйственный опыт общества, воспитывает историзм, масштабность и реализм мышления, поскольку дает возможность познать и сопоставить развитие экономики разных стран в различные эпохи. Изучение истории экономики показывает, как менялись от первобытности до настоящего времени производительные силы и отраслевая структура экономики, производственные отношения и формы организации производства, хозяйственный механизм управления и экономическая политика государства, а также социальная структура общества. Хронологический и стра-новой подходы к изложению материала позволили представить ведущие страны Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени и отразить основные особенности и тенденции в их экономическом развитии с выявлением факторов, обусловивших это развитие. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также широкого круга читателей.

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Никитич Людмила Алексеевна

Никитич, Л. А. История и философия науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Никитич. - М. : ЮНИТИДАНА, 2012. - 335 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01420-3. - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/391366 читать

Рассматриваются предмет философии науки и содержание четырех научных революций. Анализируются проблемы научной методологии, история становления науки как социального института, структура научного познания, рациональность и ее виды, динамика научного исследования, становление развитой научной теории. Особое внимание уделяется проблеме иррационального в научном познании и проблеме интуиции, роли языка в развитии науки, проблеме концептуального аппарата. Рассмотрена также специфика закона и истины в гуманитарном знании. Для аспирантов и студентов вузов.

Никитич Людмила Алексеевна

Никитич, Л. А. Культурология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Л. А. Никитич и др.; под ред. А. Л. Золкина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 498 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01008-3. читать

В условиях, когда в ценностном отношении встает вопрос о приоритете культуры, духовных начал над материальными, о перспективе и возможностях перехода от экономического к постэкономическому обществу, изучение теории и истории культуры приобретает первостепенную значимость для новых поколений. В предлагаемой работе, написанной на интереснейшем материале из истории культуры разных этносов и регионов, значительное внимание уделяется проблемам преемственности и инновации в культуре, истории культурологических учений, а также характеристике основных этапов истории мировой художественной культуры. Понимая, какое большое значение сегодня имеет идея глобализации мира, авторы значительное место уделили, наряду с проблемой типологии культуры, проблеме единства и многообразия культур.

Никитич Людмила Алексеевна

Никитич, Л. А. Культурология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Никитич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с. - (Серия «Экзамен»). - ISBN 978-5-238-01626-9. читать

Пособие включает два раздела - «Теория культуры» и «История культуры» - и представляет систематическое изложение в кратком виде основных проблем культурологического знания. Пособие поможет студентам вузов в сжатые сроки подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по культурологии. Для студентов вузов и колледжей. Издание представляет интерес для широкого круга читателей.

Никитич Людмила Алексеевна

Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры [Электронный ресурс] : Учебник для студентов вузов / Л. А. Никитич. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 559 с. - (Cерия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01316-9. читать

В учебнике дано систематическое и развернутое изложение культурологии, объединяющее теорию, философию и историю культуры. Понятийный аппарат и дополнительная информация, даваемая во вставках-врезках, делают изложение материала доступным и интересным. Для студентов вузов, а также читателей, интересующихся вопросами культурологии и историей искусства.

Никитич Людмила Алексеевна

Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры : Учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. — ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01316-9. - Текст: электронный. - URL: https://new.сайт/catalog/product/1028511 читать

978-5-238-01316-9

В учебнике дано систематическое и развернутое изложение культурологии, объединяющее теорию, философию и историю культуры. Понятийный аппарат и дополнительная информация, даваемая во вставках-врезках, делают изложение материала доступным и интересным. Для студентов вузов, а также читателей, интересующихся вопросами культурологии и историей искусства.