Константин острожский - государственный деятель и полководец. Князья острожские Годы жизни князя в к острожского

ОСТРОЖСКИЙ Константин (Василий) Константинович

Украинский политический и культурный деятель

Родился 1526 в г.. Дубно (ныне Ровенская область). Происходил из семьи Острожских, богатого и влиятельного княжеского рода Украины XVI - начала XVII в. Получил прекрасное образование, о чем свидетельствуют его переписки и речи в сенате. Оставшись единственным наследником своего богатого отца, во владение получил огромные владения на Волыни, Киевщине, Подолье и Галиции, а также в Венгрии и Чехии. С середины 40-х годов XVI в. в официальных документах Василий Острожский начинает именоваться папиным именем - Константин.

Политическую карьеру князь Острожский начал в 1550, получив от великого князя литовского должность старосты владимирского и маршалка волынского. В 1559 г., он стал киевским воеводой, что значительно способствовало усилению его влияния на политическую жизнь Украины. К. Острожский проводил энергичную колонизаторскую политику в пограничных землях Киевщины и Брацлавщины, основывал новые города, замки и слободы. Экономическая мощь имений и большой политическое влияние князя быстро сделали его »некоронованным королем Руси», проводившего относительно независимую политику в русских землях. В 60-х годах XVI в. он выступал за равноправное вхождение Руси в состав Речи Посполитой. К. Острожский был одним из лидеров оппозиции, не поддерживала унию 1569 В том же году стал сенатором. В 1572 г.. После смерти короля Сигизмунда II Августа претендовал на польский престол. В 1574 г.. Перенес княжескую резиденцию из Дубно в Острог. - Своеобразными были отношения князя Острожского с казачеством. Понимая важное стратегическое значение Запорожской Сечи форпоста против турецко-татарской опасности, он пытался поддерживать с казаками партнерские отношения, принимал их на службу. Однако в начале 90-х годов враждебно отнесся к казацким беспорядков, угрожали разветвленной земельным владением княжеского рода. Во время казацкого восстания под руководством К. Косинского (1591-1593) войско К. Острожского, несмотря на ряд неудач, в решающей битве под Пятой нанесло повстанцам сокрушительное поражение. Впоследствии он решительно выступил против восстания С. Наливайко (1549-1596).

В 1598 г.. После смерти царя Федора Ивановича К. Острожский выступил в качестве претендента на московский престол.

К. Острожский заботился об украинском православии. Во времена его княжения м. Острог, один из двух титулярных центров епархии на востоке Волыни, становится центром православной духовности. Относительно актуального на то время вопрос об объединении католиков и православных, то князь сначала поддержал его. Он предпочитал держать этот процесс под полным собственным контролем. Поэтому, когда в 1594-1596 гг. Часть духовенства предприняла попытку заключить церковную унию, минуя князя, выступил ее решительным противником, резко осудив решение Брестского собора.

Во времена княжения К. Острожского русская культура и образование получили широкое подъема. Вокруг княжеской резиденции в Остроге образовался кружок (академия) славянских и греческих ученых, публицистов, теологов и богословов, в который входили Герасим Смотрицкий, Василий Сурожский, Христофор Филалет (Мартин Броневский), Эммануил Ахиллес, Лука Сербии, Кирилл Лукарис (будущий Александрийский и Константинопольский патриарх), Никифор Парасхес-Кантакузен и др. При содействии князя в Остроге было собрано большое библиотеку. 1575 он пригласил для организации типографии в княжеской резиденции Ивана Федорова. Благодаря острожской типографии увидело свет более 20 изданий, в том числе первый полный текст Библии на славянском языке (1 580). Около 1578 при академии начала действовать Острожская школа, где кроме ряда традиционных в то время точных и гуманитарных дисциплин впервые параллельно преподавались латинский, греческий и церковнославянский грамматики. Впоследствии ее опыт и программа были заимствованы Львовской, Луцкой и другими братскими школами.

К. Острожский основал школы в Турове (+1572) и Владимире-Волынском (одна тысяча пятьсот семьдесят-семь). В Остроге сформировалась школа церковного пения, при Богоявленской замковой церкви, имевшей статус кафедрального собора и была одним из самых православных храмов того времени, возникла собственная иконописная традиция. Несколько острожских икон, написанных в то время, считаются шедеврами православного иконописания.

Постепенно князь отошел от политической и культурной жизни страны. Последние годы жил в Дубненском замка.

Умер в 1608 Был похоронен в крипте Богоявленской церкви в Остроге.

О происхождении рода Острожских есть две версии, по первой, они происходили от Друцких князей, по второй версии, были потомками Туровских князей.

Родителями Константина были его отец Иван Острожский и мать Анастасия Глинская, а родился он приблизительно в 1460-1463 году.

В раннем детстве, Константин со своим старшим братом Михаилом, остаются без отца, который умер приблизительно в 1466 году. Они продолжают жить в своём родовом имении Остроге до 1481 году, в этом году Константин переезжает в Вильно для своего обучения.

Спустя два года Константин Острожский возвращается домой, но не надолго, побыв немного в Остроге, он едет ко двору великого князя на службу. В 1494 году его отправляют с посольством в Москву, просить московского князя Ивана Васильевича отпустить свою дочь Алену, к которой сватался великий князь литовский Александр .

Побыв на княжеской службе, Константин Острожский решил, что это не для него и отправился на Волынь, где участились нападения татар. Его военная карьера началась в 1497 с битвы возле речки Сарота, где он в месте со своим братом Михаилом, разбил татарский загон. В том же 1497 году Острожский участвует в походе великого князя Александра на Молдавию и при возвращении домой, разбивает у Очакова, тысячный отряд татар под командованием сына крымского хана Махмат-Гирея. За что и получает в этом же году, с рук Александра, гетманскую булаву, а так же и различные земельные имения.

В 1500 году Московское княжество пошло войной на ВКЛ, великий князь Александр отправил Острожского на пограничные земли с восьмитысячным отрядом. По дороге в Дорогобуж, на реке Ведрошь , 14 июля его отряд вступил в бой с 40 тысячной армией Москвы, его отряд был полностью разбит, а сам Острожский в месте с другими знатными шляхтичами попал в плен.

На Острожского надели кандалы и посадили в тюрьму, князь Александр пытался через посольство освободить Острожского, но все предложения Иван III отвергнул. Иван III добивался от Острожского его присяги на верность. Шесть лет Острожский отказывал в этом Ивану III, и оставался всё это время в кандалах, но 1506 году он согласился присягнуть на верность Ивану III.

Острожского выпустили из тюрьмы и назначили командовать полками на южных границах, но не так просто было сбежать на родину Острожскому, за ним очень внимательно следили, и не для того, что бы снова быть схваченным, он согласился дать присягу Ивану III, он начал ждать удобного момента. Такой момент появился лишь только через год, как его отпустили, в 1507 году. Константин Острожский, под предлогом осмотра полков, выехал из Москвы в Тулу со своим верным слугой. Как только в Москве стало ясно, что Острожский вместо Тулы направился в Литву, за ним выслали погоню, и чуть было не схватили, в одной деревни Острожский задержался в храме, а его слуга пошёл дальше, и московские солдаты его и схватили, посчитав его Острожским. Лесами и болотами, Острожский смог в одиночку добраться до границ Литвы, и вернулся домой. По возвращению домой, уже от нового великого князя Сигизмунда Старого , получил назад все свои земли и регалии, а также и гетманскую булаву.

Не успев долго побыть дома в 1508 году, Острожский снова был вынужден отправиться на вновь начавшуюся войну с Москвой, но в этой войне его отряд в боевых действиях не участвовал, он только успел занять, оставленный московскими солдатами Дорогобуж, после чего между ВКЛ и Москвой было заключено перемирие.

Константину Острожскому, снова не удалось долго побывать у себя дома в Остроге, на этот раз, ему пришлось отправиться на войну с крымскими татарами, которые вторглись на территорию ВКЛ. Основное сражение в этой войне произошло 28 апреля 1512 года под Вишневцем . В этой битве, Константин Острожский полностью разбил 24 тысячный загон татар, при этом его войско значительно уступало численностью татарскому загону. После поражения под Вишнявцом, татарский хан Менгли-Гирей, сразу же прислал своих послов к Сигизмунду просить мира, который чуть позже и был заключен.

В следующей войне с Москвой за Смоленск, Константин Острожский внёс свое имя в историю великих полководцев, так 8 октября 1514 года в битве под Оршей , он со своим 30 тысячным войском разбил 80 тысячную московскую армию. Эта новость облетела всю Европу, а битва вошла в европейские военные учебники, как пример стратегии боя с меньшим количеством войск.

После победы под Оршей, Острожский оправился с войсками к Смоленску, где часть горожан, во главе епископом Варсанофием, готова была сдать город Острожскому, но он не успел, заговор был раскрыт, а Варсанофия казнили. Придя к Смоленску, Острожский понял, что не успел, и тех шести тысяч солдат, которые остались у него после стремительного перехода и болезней, явно не хватил для штурма, тем более без пушек, которые он оставил, что бы увеличить скорость движения совей армии.

Константин Острожский снимает осаду и возвращается назад, освободив по дороге города Кричев, Мстиславль и Дубровно. Он едет в Вильно, где в честь его знаменитой побед под Оршей, Сигизмунд построил триумфальную арку, и через которою Острожский вошел в город.

После возвращения в Вильно, Острожский не надолго возвращается домой, и потом снова идёт в поход на город Апочка, простояв там некоторое время, оставляет город, и идёт на помощь Полоцку, который был в осаде, и у горожан почти закончились припасы. Узнав, что к Полоцку идёт Константин Острожский, московский войска сняли осаду и ушли.

После этого он возвращается домой, где провёл конец 1517 и начало 1518 года, а после отправился в Польшу, где ему выпала честь встречать, на границе, невесту Сигизмунда Бону Сфорца, после чего он вернулся в Литву.

После окончания войны с Москвой в 1522 году, Константин Острожский становится Троцким воеводой и занимает первое место в Раде. В том же 1522 году, умирает его жена, Татьяна Гальшанская, оставив князю Острожскому сына Ивана. Через год он снова женится, его женой стала Александра Слуцкая, которая родила ему дочь Софию и сына Константина.

В 1524 году, во время войны с Крымским ханством, Константин Острожские снова отправляется в военный поход на Очаков, который спустя два дня сдался Острожскому. Следующий военный поход на татар, в 1527 году, был для Острожского последним. Награбив и набрав пленных в Литве, татары возвращались в Крым, и в 40 милях от Киева, на реке Ольшанке, они решили остановиться на отдых. Острожский во главе со своей армией, которая составляла около 3500 солдат, 27 января 1527 года на рассвете, неожиданно напал на 30 тысячное войско. Благодаря неожиданности и тому, что всадники Острожского смогли отрезать татар от их лошадей, победа была на стороне Константина Острожского. Он освободил из татарского плена около 40 тысяч своих соотечественников.

После победы над татарами Сигизмунд снова встречал Острожского в Кракове с почестями и подарками, а придворный летописец Деций, написал книгу о битве на Ольшанке, и издал её в Нюрнберге на латинском языке. Константин Острожский умер 8 августа 1530 года, и по его завещанию был похоронен в Печерском монастыре.

Острожский князь Константин (Василий) Константинович (1526-1608)

Острожский князь Константин (Василий) Константинович - сын князя Константина Ивановича, воевода киевский, защитник православия в Западной Руси; родился в 1526 году, умер 13 февраля 1608 года.

Князь Константин Константинович, названный при крещении Василием (Константином его называли по имени отца), остался по смерти отца малолетним и был воспитан своей матерью, второй женой князя Константина Ивановича, княгиней Александрой Семеновной, урожденной княжной Слуцкой. Детство и ранние юношеские годы он провел в наследственном городе своей матери Турове, где, под руководством наиболее ученых и опытных учителей того времени, получил очень тщательное воспитание в православном русском духе.

Достигши совершеннолетия, князь Константин Константинович женился на дочери богатого и знатного галицкого магната графа Тарновского - Софии, и начал вести обычный образ жизни богатых западнорусских панов. Общественная и государственная деятельность, по-видимому, очень мало интересовала его в этот период жизни. Однако и теперь ему уже пришлось столкнуться с иезуитским влиянием, с которым впоследствии князь Константин Константинович энергично боролся до конца своей жизни. Иезуиты сумели вторгнуться в его семейную жизнь, и старались привлечь на свою сторону представителей влиятельного дома князей Острожских, чтобы тем успешнее с их помощью заняться пропагандой католицизма среди западнорусского православного населения. Иезуиты успели склонить на свою сторону невестку князя Константина Константиновича, княгиню Беату, и с ее помощью думали склонить к переходу в католицизм и ее дочь Елизавету.

Острожский вступился за свою любимую племянницу и успел выдать ее замуж за православного князя Димитрия Сангушко. Благодаря интригам Беаты и иезуитов, Сангушко был осужден и бежал в Чехию, но по дороге был убит, а Елизавета возвращена в Польшу и насильно выдана замуж за поляка и ревностного католика графа Гурка. Острожский силой вступился за права племянницы, вступил в борьбу с иезуитами и Гуркой, но Елизавета, но выдержав тяжелого положения и травли иезуитов, сошла с ума. Острожский взял ее к себе в Острог, где несчастная и жила до самой своей смерти.

Разумеется, этот случай сильно вооружил князя против иезуитов и навсегда сделал его непримиримым врагом этого ордена.

Между тем, в Западной Руси для православных наступили очень трудные времена. Русское население, находившееся под сильным влиянием польской цивилизации, уже со времени соединения Литвы и Польши все более подпадало влиянию западноевропейских форм польской культуры и цивилизации. Влияние польской культуры сказалось и на верованиях русского населения. Западнорусские магнаты ранее прочих начали менять веру своих отцов и принимать католицизм; за ними последовали многие фамилии из среднего класса и только крестьяне крепко держались православия, несмотря на все притеснения и угнетения со стороны своих помещиков-католиков.

Быстрому окатоличению русского населения немало способствовала и Люблинская уния 1569 года, еще теснее соединившая Польшу и литовско-русское государство и давшая полную возможность полякам с большим успехом распространять католицизм среди православного русского населения.

Напрасно князь Острожский с немногими другими западнорусскими вельможами, желавшими отстоять политическую и религиозную самостоятельность западнорусского народа, боролись против введения этой унии: их было слишком мало, и они должны были примириться со совершившимся фактом. Значительно помогли делу окатоличения русских и иезуиты, призванные в Польшу для борьбы с проникавшим с Запада протестантизмом, но обратившиеся и против православия. Они начали проникать в семьи наиболее влиятельных знатных магнатов и склонять их на свою сторону, понемногу забирали в свои руки образование юношества, учреждали свои коллегии и училища и пр., и быстро, при помощи польского правительства, приобретали все большее влияние на ход общественной жизни в Польше и Литве.

Западнорусское духовенство и православное население не могло успешно бороться с этим организованным и не стесняющимся в средствах обществом монахов. Само духовенство было необразованно, представители высшей иерархии, происходившие большей частью из знатных и богатых фамилий, нередко смотрели на свой сан, как на выгодное и доходное место, и завидовали той роскоши и великолепию, которыми окружали себя католические епископы. Корыстолюбие, распущенность нравов господствовали среди православного духовенства. Масса православного населения не находила поддержки среди своих духовных пастырей. Католическая пропаганда на такой благоприятной почве широко развивалась среди православного западнорусского населения, захватывая не только высшие западнорусские классы, но и распространяясь среди среднего и низшего сословия.

Замок князей Острожских в Остроге.

Князь Константин имел свою резиденцию в наследственном городе Острог, построенном на берегу реки Гарыни. Здесь, на возвышенной местности, спускавшейся прямо к речному берегу, среди благоуханных садов и тенистой, вековой рощи, высился огромный княжеский замок -- величественное произведение итальянского зодчества XV века. У самого замка, сквозь купы кудрявых деревьев, белелись главы замковой Богоявленской церкви, щедро изукрашенной благочестивыми владельцами и вмещавшей под своими тяжелыми сводами усыпальницу рода князей Острожских. За церквью начинался длинный ряд всевозможных более или менее обширных строений, отделенных друг от друга дворами, вымощенными каменными плитами -- это были помещения для придворных, которых у князя Константина насчитывалось более двух тысяч человек. К задней стороне замка примыкали многочисленные службы.(Вс. Соловьев "Княжна Острожская" -- М.: СП "Эврика", 1990. -- 258.) Фото с сайта

Выступив на арену общественной деятельности в такое трудное для православия и русской народности время, князь Константин Константинович Острожский, с детства воспитанный на русских православных началах, не мог оставаться равнодушным свидетелем этих событий. Условия, в которых он находился, как нельзя более благоприятствовали его деятельности. От своих предков он получил, кроме знатного имени, громадные богатства: в его владении находилось 25 городов, 10 местечек и 670 селений, доход с которых достигал колоссальной по тому времени цифры 1200000 злотых в год. Его выдающееся положение в западнорусском обществе, влияние при дворе и высокое сенаторское звание придавали его личности большую силу и влияние. Равнодушный к делам церкви и своего народа в начале своей деятельности, Острожский в 70-х годах начинает уже ближе интересоваться этими важными вопросами. Его замок делается открытым для всех ревнителей православия, для всех тех, кто искал заступничества от польских панов и католических монахов.

Хорошо понимая, в чем заключались язвы современной ему западнорусской жизни, он при своем уме легко нашел и выход из тех затруднений, в которые была поставлена западнорусская православная церковь. Острожский понимал, что только развитием просвещения среди массы западнорусского населения и поднятием нравственного и образовательного уровня православного духовенства, можно достичь, некоторых успехов в борьбе с организованной пропагандой иезуитов и католических ксендзов. "Мы охладели к вере", говорит он в одном из своих посланий, "а наши пастыри не могут нас ничему научить, не могут постоять за Божью церковь. Нет учителей, нет проповедников Божья слова".

Ближайшим средством для поднятия уровня духовного просвещения среди западнорусского населения было издание книг и учреждение школ. Эти средства давно уже с большим успехом применяли иезуиты в целях своей пропаганды; не отказался от этих средств и князь Острожский. Самой настоятельной потребностью для православного западнорусского населения было издание Священного Писания на славянском языке. За это дело прежде всего и принялся Острожский. Нужно было начать с устройства типографии. Острожский не жалел для этого ни денег, ни сил. Он выписал шрифт и привлек к себе из Львова известного печатника, работавшего ранее в Москве, Ивана Федорова и всех его сотрудников.

Для того, чтобы издание библии было более исправно, Острожский отовсюду выписывал рукописные списки книг Священного писания. Главный список он достал из Москвы, из библиотеки царя Ивана Васильевича Грозного, при посредстве польского посла Гарабурды; доставал Острожский списки и из других мест: от константинопольского патриарха Иеремии, с Крита, из сербских, болгарских, и греческих монастырей, завел даже сношения по этому поводу с Римом и достал "много и иных библий, различных письмен и языков". Кроме того, в его распоряжении было и первое издание Библии на русском языке, напечатанное в чешской Праге доктором Франциском Скориной.

По просьбе Острожского, патриарх Иеремия и некоторые другие видные церковные деятели прислали ему и людей, "наказанных в писаниях святых, эллинских и словенских". Пользуясь указаниями и советами всех этих знающих людей, Острожский начал разбирать весь присланный материал. Скоро, однако, исследователи были поставлены в затруднительное положение, так как почти все присланные Острожскому списки имели погрешности, неточности и разночтения, вследствие чего нельзя было остановиться на каком-либо списке, взяв его за основной текст. Острожский решил последовать совету своего друга, известного князя Андрея Курбского, жившего в то время на Волыни, и печатать Библию "на церковнославянском языке" не с перепорченных книг жидовских, но от 72 блаженных и богомудрых переводчиков".

Острожская Библия

После долгой и трудной работы, в 1580 году, наконец, появились "псалтырь и Новый Завет" с алфавитным указателем к последнему, "скорейшего ради обретения вещей нужнейших". Издание это, распространившееся в очень большом количестве экземпляров, удовлетворяло потребностям православных церквей и частных обывателей. Это издание Библии послужило образцом и для московского издания, вышедшего значительно позднее.

Но деятельность типографии Острожского на этом не остановилась. Нужно было бороться с католическим влиянием, все более усиливавшимся в Западной Руси. Острожский для этой цели начал издавать ряд книг, необходимых, по его мнению, для поднятия просвещения и борьбы с латинством. Из богослужебных книг им изданы часослов (1598 г.), требник и молитвослов (1606 г.). Для борьбы с латинством и католической пропагандой им изданы: послания патриарха Иеремии в Вильну ко всем христианам, к князю Острожскому, к киевскому митрополиту Онисифору (1584 г.), сочинение Смотрицкого "Календарь римски новы" (1587 г.), книга свящ. Василия "о вере единой", направленная против иезуита Петра Скарги, написавшего книгу о соединении церквей под властью римского папы (1588 г.). "Исповедание о схождении св. Духа", сочинение Максима Грека (1588 г.) послания патриарха Мелетия (1598 г.), его же "Диалог противу схизматиков". В 1597 г. в Острожской типографии был издан "Апокризис", в ответ на книгу униатов, написанную в защиту правильности действий Брестского собора. Кроме того, из Острога вышли следующие книги: книга Василия Великого о постничестве (1594 г.), "Маргарит" Иоанна Златоустого (1596 г.), "Вирши" на отступников, Мелетия Смотрицкого (1598 г.). "Азбука" с кратким словарем и православным Катехизисом, Лаврентия Зизания и др.

В конце своей жизни князь Острожский выделил часть своей типографии и перевел ее в принадлежавший ему Дерманский монастырь, где во главе печатного дела стал ученый и умный священник Демьян Наливайко. Здесь были напечатаны и изданы: Богослужебный Октоих (1603 г.), полемический лист патриарха Мелетия к епископу Ипатию Поцею по поводу введения унии (1605 г.) и др. Дерманские издания отличались той особенностью, что они печатались на двух языках: литовско-русском и церковнославянском, что, разумеется, только способствовало их большему распространению среди массы западнорусского населения.

Уже перед самой своей смертью Острожский основал третью типографию в Киево-Печерской Лавре, куда отправил часть шрифта и типографских принадлежностей. Эта типография, результатов деятельности которой князю Острожскому увидеть не пришлось, послужила основанием для знаменитой впоследствии киево-печерской типографии, бывшей в XVII веке главной поддержкой православия в юго-западной Руси.

Но основывая типографии и печатая в них книги, Острожский хорошо понимал, что дело просвещения народа этим еще далеко не исчерпывается. Он сознавал необходимость просвещения духовенства, необходимость создания духовной школы для подготовки священников и духовных учителей, невежество и неподготовленность которых ему были ясны. "Не от чего иного размножилося между людьми такое ленивство и отступление от веры, - писал Острожский в одном из своих посланий, - яко от того иж устали учители, устали проповедатели слова Божого, устали науки, устали казанья, а за тым наступило обнищанье и уменьшенье хвалы Божое в церкви Его, наступил голод слуханья слова Божого, наступило отступление от веры и закону".

Уже со самого начала своей деятельности Острожский начал в подчиненных ему городах и монастырях устраивать школы: так, отдавая в 1572 году принадлежавшую ему землю в Турове Димитрию Митуричу, князь Константин Константинович поставил условием "школу там держати". При материальной и нравственной поддержке Острожского основывались и другие школы в разных местах юго-западной Руси; князем Константином Константиновичем поддерживались, кроме того, братские школы, сыгравшие не малую роль в борьбе с католицизмом.

Но главным делом Острожского в это время было основание известной Академии в городе Остроге, из которой вышло много замечательных деятелей на ниве православия конца XVI и первой половины XVII века. Подробных сведений об учреждении и характере этого учебного заведения мы не имеем. Те немногие данные, которые дошли до нас, дают, однако, возможность несколько определить, хотя и в общих чертах, ее организацию. Эта школа, без сомнения носившая характер высшей, была устроена по образцу западноевропейских иезуитских коллегий, и преподавание в ней носило характер подготовки к борьбе с католичеством и иезуитами. Учителями в ней были преимущественно греки, которых Острожский приглашал из Константинополя, по большей части из лиц, приближенных к патриарху. "И на первый, читаем мы в одной из современных рукописей, старался у святейшего патриарха, абы ся зде дидаскалов по размноженью наук вере православной послал, а он на то маетностями своими ратовати готов и доложенья их на то не жалует". Первым ректором новой школы был ученый грек Кирилл Лукарис, человек европейски образованный, бывший впоследствии патриархом Константинопольским. В школе учили чтению, письму, пению, русскому, латинскому и греческому языкам, диалектике, грамматике и риторике; наиболее способные из окончивших школу отправлялись для усовершенствования, на счет Острожского, в Константинополь, в высшую патриаршую школу. При школе находилась и богатая библиотека.

Несмотря на то, что основание школы относится лишь к 1580 году, в девяностых годах XVI века из ее воспитанников и учителей составился обширный ученый кружок, сгруппировавшийся вокруг Острога и князя Константина Константиновича и одушевленный одной мыслью - бороться с полонизмом и католицизмом за русскую народность и православную веру. К этому кружку принадлежали все наиболее выдающиеся деятели Западной Руси: Герасим и Мелетий Смотрицкие, Петр Конашевич-Сагайдачный, священник Демьян Наливайко, Стефан Зизаний, Иов Борецкий и многие другие.

Значение этой школы было велико. Кроме значительного нравственного влияния на западнорусское общество, кроме того, что из нее вышли главнейшие борцы за православную русскую идею в юго-западной Руси, она важна тем, что была единственным в то время высшим православным училищем, вынесшим на своих плечах борьбу с унией и иезуитской пропагандой. Понимали важность ее и иезуиты. известный Поссевин с тревогой сообщал в Рим, что из этой школы питается "русский раскол".

Приходилось князю Острожскому принимать и прямое участие в делах западнорусской православной церкви. Видя одно из главных средств для борьбы с католической пропагандой в монашестве, Острожский старался поднять его значение, устранить неустройства в жизни монастырей, усилить их нравственную силу и влияние. В подчиненных монастырях князь Константин Константинович заводил школы, привлекал в них образованных монахов, ставил ученых настоятелей. Для других православных монастырей Юго-западной Руси он печатал книги в своих типографиях, помогал им деньгами и "наданиями". Для того, чтобы побудить западнорусское монашество изменить праздный и распущенный образ жизни, он напечатал в своей Острожской типографии, книгу святого Василия Великого о монашестве, вводил новый устав в подчиненных ему монастырях, откуда мало-помалу этот более строгий и соответствующий идеалам монашества устав начал переходить и в другие монастыри Западной Руси. Сознавая важное значение братств в жизни православной церкви, Константин Острожский всеми силами содействовал их процветанию. Пользуясь своим влиянием при польском дворе и у константинопольского патриарха, он легко доставал для них всевозможные привилегии, давал наставников в их школы, доставлял шрифт в их типографии, помогал им нравственно и материально. Особенно близкие отношения были у князя Константина Константиновича со Львовским православным братством, которому Острожский доверил и воспитание своего сына.

Известны старания Константина Острожского и в деле устроения высшей иерархии западнорусской церкви. Главным образом нужно было изменить личный состав иерархии, в котором нередко были люди порочные. Острожский, пользуясь громадным влиянием при дворе, в 1592 году выхлопотал себе у короля Сигизмунда III право на патронат в западнорусской православной церкви, что давало ему возможность самостоятельно избирать достойных пастырей церкви, которые могли бы с успехом нести служение и помогать Острожскому в его нелегкой борьбе.

Между тем, пока все эти реформы проводились в жизнь, западнорусской церкви начала угрожать новая опасность в форме унии, с которой Острожскому пришлось вынести также серьезную борьбу. Лично Константин Константинович сначала был даже не прочь от унии, но лишь при условии, чтобы она была провозглашена вселенским собором, с согласия и одобрения восточных патриархов. Между тем, некоторые епископы, во главе с Ипатием Поцеем, думали решить дело домашним способом, не спрашиваясь у патриархов, прямо по соглашению с римским папой. Завязавшиеся по этому поводу сношения между Острожским и партией униатов не привели ни к каким положительным результатам. Скоро отношения обострились настолько, что, как было ясно для иезуитов, соглашения быть не могло, и католическая партия решила проводить унию помимо Острожского. Главные деятели унии - епископы Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий - успели склонить на свою сторону нерешительного киевского митрополита Михаила Рагозу и добиться от него разрешения созвать в 1594 году собор в Бресте для рассуждения об унии и связанных с ней вопросах.

Король Сигизмунд III Ваза в 1590 г.

К собору стал готовиться и Острожский с православной партией. По-видимому, то, что подготовлял князь Константин Константинович для собора, было слишком опасным для униатской партии, и король Сигизмунд III, ревностный католик и большой поклонник иезуитов, по наущению католиков, декретом запретил собор, явно не желая допустить вмешательства светских лиц в дела церкви.

Между тем, князю Константину Константиновичу мало-помалу пришлось стать с королем и правительством, явно покровительствовавшими католическим тенденциям иезуитов, в очень натянутые отношения. Острожский стал искать союзников русской православной партии даже среди протестантов, притесняемых иезуитами и реакционным польским правительством не менее православных. Острожский предполагал даже, что окажется необходимым защищать свою веру с оружием в руках. "Его королевское величество", писал князь Константин Константинович вождям протестантского движения, "не захочет допустить нападения на нас, потому что у нас самих может явиться двадцать тысяч вооруженных людей, а папежники могут превзойти нас разве числом тех кухарок, которых ксендзы держат у себя вместо жен".

Общее сочувствие западнорусского населения к Острожскому и его партии и ненависть к католичеству и иезуитам росло с каждым днем, и иезуиты решили ускорить дело. Поцей и Терлецкий отправились в Рим, были с почетом приняты папой Клементом VIII, и от лица западнорусских иерархов предложили подчинение западнорусской церкви. Острожский, услышав об этом событии, разумеется, отнесся к нему с негодованием и выпустил свое первое послание к русскому народу, в котором увещевал западнорусских людей не поддаваться на уловки иезуитов и папистов и всеми силами противодействовать введению унии.

Послания Острожского имели большое влияние на население. Первыми поднялись казаки под начальством Наливайки и начали громить имения епископов, сочувствовавших унии, и западнорусских панов, перешедших в католичество. Иезуиты видели, что их дело, вследствие сопротивления Острожского и его партии, может погибнуть и решили по возможности скорее покончить его. На 6 октября 1596 года в Бресте был назначен собор для окончательного решения вопроса об унии. Острожский немедленно дал знать об этом Александрийскому и Константинопольскому патриархам; те прислали своих наместников, с которыми Острожский и явился к сроку в Брест. В Бресте однако Острожский уже нашел сторонников унии, которые, не ожидая православной партии, начали собор и быстро под руководством иезуита Петра Скарги решили унию с католичеством.

6 октября 1596 года начали собор и православные архиереи, под председательством экзарха Константинопольского патриарха Никифора и при деятельном участии Острожского. Православный собор послал звать и униатов, но те отказались. Тогда православные епископы обвинили их в отступничестве и произнесли над ними отлучение, отправив этот приговор митрополиту, председательствовавшему на униатском соборе.

По интригам иезуитов, королевские послы, также присутствовавшие на униатском соборе, решили применить репрессию к православным и обвинили патриаршего наместника Никифора в том, что он турецкий шпион. Обе стороны, разумеется, начали жаловаться королю, но Сигизмунд III принял сторону униатов. Никифор был осужден на заточение, а на Острожского посыпались новые обвинения и нападки. Его обвиняли в том, что он не укрепляет вверенных ему областей против возможного нашествия татар, требовали от него уплаты подымного сбора, которого насчитали 40000 коп грошей. Однако Острожский не решался на резкие действия против польского правительства, несмотря на то, что момент был очень благоприятен, и русское население, до крайности возбужденное унией и уже давно недовольное притеснениями польских панов, легко бы поднялось на защиту своей веры и своей народности. Дальше личных объяснений с королем князь Острожский не шел и даже сдерживал православную партию, осуждая вместе с тем и движение казаков Наливайки. Посылая в 1600 году Львовскому братству декрет польского сейма против православных, Острожский писал братчикам: "Посылаю вам декрет последнего сейма, противный народному праву и святой правде, и даю вам не иной какой совет, как только, чтобы вы были терпеливы и ожидали Божья милосердия, пока Бог, по Своей благости, не склонил сердца его королевского величества к тому, чтобы никого не оскорблять и каждого оставить при правах своих". Только в своей Острожской типографии князь Константин Константинович до конца жизни вел борьбу с унией и католичеством, печатая воззвания и книги против католиков и униатов и поддерживая таким образом православное западнорусское население в тяжелой борьбе за свою веру.

Умер князь Константин Константинович Острожский в глубокой старости, 13 февраля 1608 года, и был погребен в Остроге в Замковой Богоявленской церкви.

Константин Иванович Острожский

Острожский Константин Иванович (ок. 1460-1530), князь, защитник Православия и южнорусской народности. Он был близок ко двору вел. кн. Литовского, отражал набеги татар и выдвинулся как храбрый военачальник. С 1498 был литовским гетманом, старостой Брацлавским, Винницким и Звенигородским. Особенно важную роль сыграл Острожский в войне вел. кн. Литовского Александра с Иваном III. Он выступил главнокомандующим литовскими войсками и двинулся к Дорогобужу. На р. Ведроши Острожский был разбит московскими войсками под предводительством Юрия Захарьина (в 1500), взят в плен и отправлен под строгим надзором в Вологду. Там его всеми средствами убеждали перейти на московскую службу. В 1506 он для вида согласился, дал заручную запись, получил сан боярина и был назначен начальником нескольких отрядов, охраняющих границы от набегов татар; в 1507 из пограничья Острожский бежал в Литву. Когда в 1512 татары нагрянули на Волынь и Галицию, он разбил их под Вишневцом. В к. 1512 началась новая война Литвы с Москвой. В 1513 москвичи овладели Смоленском, но вскоре потерпели сильное поражение под Оршей, где литовские войска возглавлял Острожский. Вслед за тем он успешно отражал на юге набеги татар, пока их громадный отряд в 40 тыс. чел. под начальством Калги-Богатыря не вторгся в Галицию. Около Сокальского замка татары в 1519 одержали победу. Острожский был назначен воеводой Троцким и в 1527 разбил наголову вторгшихся татар на р. Ольшанице около Канева.

В своих заботах о Православной Церкви он всю жизнь ходатайствовал за нее перед правительством, благодаря чему было установлено прочное юридическое положение Православной Церкви в Литве. За время деятельности Острожского Православная Церковь получила более 20 грамот, расширявших и утверждавших ее права. При его содействии были приняты и отчасти осуществлены меры по поднятию нравственного уровня народа, определено положение епископов и соборян, много сделано по устроению патронатства и определению пределов мирского вмешательства в церковные дела. Погребен он в Киево-Печерской лавре.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Острожский Константин Константинович (1526-1608), князь, сын К. И. Острожского.

Исторические лица Украины (биографический указатель).

(1527-1608 гг.)

Украинский князь, крупнейший после короля землевладелец в Польше и Литве, владимирский староста (с 1550 г.), киевский воевода (с 1559 г.), коронный сенатор, (после 1596 г.). В течение почти 50 лет играл выдающуюся роль в политической и культурной жизни Украины. Защитник интересов православной церкви и украинских национальных традиций, сторонник культурно-религиозной автономии украинского народа, инициатор создания европейской антитурецкой лиги, борец с церковной Брестской унией. Основатель Острожской школы и типографии. При его поддержке напечатана первая полная Библия на церковнославянском языке.

Князь Константин-Василий Острожский происходил из славной магнатской семьи. Его пращуры вошли в историю как храбрые воины и попечители православных церквей. Основатель рода князь Даниил (?-1386 г.) происходил из династии туровских и пинских Мономаховичей - потомков Романа и Даниила Галицких. В городе Острог (ныне Ровенской обл.) он соорудил семейную резиденцию. Даниил прославился как щедрый меценат православных церквей и монастырей, победитель польского короля Казимира.

Старший сын Даниила, Федор (?-1441 г.), приумножил семейные угодья и не раз выступал во главе вооруженных отрядов против польских войск. Он также прославился воюя на стороне Яна Гуса против Тевтонского ордена, принял участие в Грюнвальдской битве (1410 г).

Его сын, Василий Красный (?-1461 г.), вместе с литовским князем Свидригайло боролся за независимость украинских и литовских земель от Польши, начал строительство укрепленного замка в Остроге и придворного Богоявленского храма.

Внука князя Василия, Константина Ивановича (1460-1530 гг.), летописи упоминают как великого литовского гетмана, брацлавского и винницкого старосту и талантливого полководца, одержавшего победы над татарами в 60 битвах. Захваченных пленных князь селил в своей резиденции - Остроге, где возникло татарское предместье с одноименной улицей и въездными воротами. Современники так описывали князя: «Он был роста невысокого, однако велик душой, со всеми любезный, щедрый с друзьями, милосердный с пленными и наиболее опытный из всех в военном деле». Князь Константин - подданный великого князя Литовского, немало воевал с Московской державой из-за пограничных Черниговской и Новгород-Северской земель. В битве на реке Ведрош (1500 г.) Острожский "попал в Плен и был заточён в русском городе Вологда. Там его начали склонять на сторону московского князя. В 1506 г. Острожский якобы поддался на уговоры, однако, освободившись из-под стражи, бежал на родину и вновь начал воевать с Москвой. Этот поступок князя не простили русские летописцы, с тех нор называвшие его «врагом Божьим». Многочисленные военные победы, особенно под белорусским городом Орша (1513 г.), склонили к Острожскому польского короля. Ему были пожалованы многочисленные имения. Свое влияние при дворе князь использовал в интересах собственного народа и православной церкви. Он основал многие храмы и монастыри, способствовал созыву в 1509-1510 гг. церковного собора. Годы его жизни без преувеличения можно назвать золотым веком западнорусского православия. Король поручил Острожскому как воеводе решать споры между русскими феодалами, что князь и выполнял с надлежащими принципиальностью и справедливостью. Литовские и польские летописцы единодушно давали ему высшую оценку как человеку и государственному деятелю.

Острожский похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря.

Его сына Василия современники называли некоронованным королем Украины, владевшим третью Волыни и огромными имениями в Галичине, на Подолье, Киевщине, Черкасщине и на Левобережье - 25 городов, 10 местечек и 670 сел. В Украине даже бытовала поговорка: «Богат, как Острожский». Щедрый церковный меценат, Василий Острожский соорудил в своих имениях свыше 600 храмов (православных церквей, костелов, мечетей и синагог) и 20 монастырей. Он основал первое в Украине высшее учебное заведение и типографию. Как и отец, был храбрым и успешный полководцем.

Он родился в белорусском городе Турове и при крещении получил имя Василий, однако в честь отца нарек себя Константином. Видя упадок православия, Острожский стремился усилить его путем объединения на паритетных условиях с католической церковью. Князь имел множество единомышленников среди украинской шляхты, мещан, высшего духовенства. На собор 1593 г., обсуждавший создание униатской церкви, Острожский прислал собственные «артикулы» - условия объединения православной и католической церквей: 1) сохранение православного обряда; 2) запрет католикам отбирать православные церкви; 3) запрет переходить на латинское богослужение; 4) уведомление о вопросах унии патриархов православных Москвы и Молдовы; 5) улучшение материальных условий православной церкви; 6) уравнение в правах православного духовенства с католическим; 7) открытие школ для православного духовенства. Однако эти «артикулы» на соборе оглашены не были. Узнав, что переговоры о создании униатской церкви иерархи ведут втайне от украинского общества, Острожский предупредил, что отныне будет бороться против унии. Во время церковного собора в Бресте 1596 г. Острожского пригласили на заседание православных иерархов, решивших совещаться отдельно от католического духовенства. В ответ па провозглашение унии православный Брестский собор выразил протест, а Острожский подписал унию только под угрозой лишения имений. Авторитет князя был настолько высок, что до избрания новых епископов ему, наряду с двумя духовными пастырями, было поручено руководство православной церковью.

Последние годы жизни князь посвятил борьбе с унией. В поисках союзников он обратился к кальвинистам, однако объединение не состоялось из-за протестов православного духовенства.

Князь Острожский прославился как меценат. В 1572 г. были основаны школы в его родном городе Турове, в 1577 г. - во Владимире-Волынском, в конце 1570-х годов - в Слуцке и Остроге. Последняя вошла в историю как Острожская академия - первое в Восточной Европе высшее учебное заведение. Там преподавали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию, латынь, церковнославянский и греческий языки. Поэтому Академию иногда называли «триязычным лицеем» и «волынскими Афинами».

Поводом для создания этого учебного заведения стало желание князя издать Библию в церковнославянском переводе, которого еще не имел ни один из православных народов и на который можно было ссылаться во время полемики с католиками и протестантами. Доверенные лица Острожского разыскивали в книгохранилищах разных стран греческие и славянские переводы отдельных частей Священного писания. В 1581 г. такая Библия была издана, и это стало выдающимся событием в истории украинской культуры. В течение 170 лет «Острожская Библия» была наиболее чтимой у славянских православных народов книгой. В 1663 г. её переиздали в Москве, а в 1751 г., при императрице Елизавете Петровне, текст заново отредактировали в Петербурге профессора-украинцы. Эта «Елизаветинская Библия» до последнего времени оставалась общепризнанной.

Для перевода священных текстов требовалось немало образованных ученых, которых Острожский собрал при своем дворе, а после издания Библии решил сделать преподавателями основанной в Остроге высшей школы. Среди них был и Иван Москвитин (более известный как Иван Федоров) - первый русский книгопечатник. Возглавил академию шляхтич Г. Смотрицкий. За 47 лет существования Острожская академия воспитала немало славных деятелей, среди которых - гетман П. Сагайдачный, митрополит киевский И. Борецкий и др. Наиболее способных воспитанников князь на свои средства посылал в европейские университеты для продолжения обучения.

Константин-Василий, его старший брат Илья и их жены, пребывая при дворе польских королей, ни в чем не уступали магнатам-католикам, со многими из которых состояли в семейных узах, одевались и вели себя в обществе так же, как и вельможи Речи Посполитой. Прижизненные портреты членов семьи Острожских, судя по сохранившимся копиям, выполнены лучшими придворными живописцами. О внешности Константина-Василия дает представление золотая медаль с его портретом (Государственный Эрмитаж России), обнаруженная в XVIII в. в Киево-Печерском монастыре. Мастер-медальер не идеализировал внешность князя и тщательно воспроизвел его резко очерченные скулы и узкие глаза. Облачение князя соответствует европейской моде XVI в.: на голове шапка, из-под расстегнутой шубы с роскошным меховым, воротником и золотыми пуговицами виднеется богатый кафтан, подпоясанный металлическим поясом с драгоценными камнями.

Женой Константина-Василия Острожского была София Тарновская, дочь краковского кастеляна. Своих дочерей, Елизавету и Екатерину, князь выдал замуж за могущественнейших магнатов - Я. Кишку и К. Радзивидла. Сын Екатерины, Януш Радзивилл, в XVII в. играл одну из главных ролей в Княжестве Литовском.

К сожалению, Константин Константинович стал последним из Волынских Острожских поборником православной веры. Его дети приняли католицизм и воспитывались в латино-польском духе. При их княжении в Остроге постепенно пришла в упадок и затем прекратила существование славная Академия.