Культура речи. Нормы языка Литературный язык основа культуры речи презентация

Культура речи

Слайдов: 8 Слов: 204 Звуков: 0 Эффектов: 2

Что понимать под культурой речи? Основные направления курса. Овладение культурой письменной и устной речи. Повышение уровня культуры речи. Умение редактировать текст. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Языковая норма. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Этика. Речевой этикет. Основные понятия курса. Формы работы. Сочинения разных жанров. Тестирование. Проектная деятельность. Интервью. Репортажи. Желаю успеха на ЕГЭ!!! - Культура речи.ppt

Культура русской речи

Слайдов: 8 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 21

О русском языке как языке народа писалось много. Культура речи. Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. Вклад русских писателей в родную речь просто невозможно оценить! С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова. - Культура русской речи.ppt

Культура языка и речи

Слайдов: 12 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 92

Культура речи. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Что же такое культура речи. Культура речи – это раздел лингвистики. Орфоэпические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Нормы построения текста. Продолжите текст. Прочитайте стихотворения и объясните, какой темой они объединены. - Культура языка и речи.ppt

Проблемы культуры речи

Слайдов: 16 Слов: 792 Звуков: 1 Эффектов: 13

Русская речь. Конференция. Великое русское слово. Гимн о русском языке. Словом можно убить. Толстой. Викторина. Анкета. Русские пословицы и поговорки. Эзоп. Русский язык. Заповеди речевого поведения. Мужество. Тургенев. Елена Потехина. Давайте говорить на русском языке. - Проблемы культуры речи.pptx

Речь и культура общения

Слайдов: 9 Слов: 209 Звуков: 0 Эффектов: 17

Предмет и задачи культуры речи. Что такое культура речи? Презентация темы учебного предмета «Русский язык и культура речи». Помни и стремись! Я знаю. Общение. Культура речи. Наука. Общество. Грамотность. Язык. Человек. Речь. Правила общения. Я умею. Хочу узнать. Хочу поразмышлять. Как я понимаю смысл эпиграфа: Саади. Сенквейн. - Речь и культура общения.ppt

Русский язык и культура речи

Слайдов: 12 Слов: 561 Звуков: 0 Эффектов: 36

Экология русской речи, или поговорим о культуре речи. К.Паустовский. Русский язык в опасности. Основополагающий вопрос. Вопросы учебной темы. Культура речи, мышления, чувств. Как повысить культуру речи. Сформулируйте причины снижения роли русского языка. Что такое жаргонизмы. Почему сегодня повсюду слышна неграмотная речь. Умение анализировать жизненные ситуации. - Русский язык и культура речи.ppt

Грамотная речь

Слайдов: 15 Слов: 1697 Звуков: 3 Эффектов: 206

Охранная грамота. Жаргонизмы. Образовательный уровень. Словесный мусор. Неправильное словоупотребление. Ошибки в ударении. Варваризмы. Языковые ошибки. Источники общения. Интернет. Остановите журналиста. Богатые возможности образовательной среды. Тайны родного языка. Приложение. Акция «Охранная грамота». - Грамотная речь.pptx

Правильная речь

Слайдов: 30 Слов: 1893 Звуков: 0 Эффектов: 0

Языковая норма и ее признаки. А.П.Чехов. Важнейшие качества хорошей речи. Правильная речь. Норма литературного языка. Языковые нормы речи. Морфология и культура речи. Морфологические нормы языка. Эпиграфы урока. Определите род имен существительных. Определение. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Слова. Названия животных. Денди. Слова, обозначающие людей. Гоби. Род несклоняемых имен. ГЭС. Луна-парк. Род сложносокращенных слов. Сильнейший борец. Образование степеней сравнения прилагательных. Вариантные формы. Нулевое окончание. Существительные среднего рода без ударения. - Правильная речь.pptx

Волшебные слова

Слайдов: 13 Слов: 443 Звуков: 0 Эффектов: 70

А.С. Макаренко. Волшебные слова. Хотелось бы узнать! Задачи урока. Почему волшебные? А в вашем классе нет такого ученика? Не может быть?!!! "Приходит утром Костя в школу. В чем ошибка Кости? Предлагаю вопрос - задачу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: ______ _______ . Вставь волшебное слово. Ответьте, какие? Интересная задачка. В поезд входят три юнната: - Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут! Все любят частушки. Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. - Волшебные слова.ppt

Секреты хорошей речи

Слайдов: 21 Слов: 875 Звуков: 0 Эффектов: 0

Секреты хорошей речи. Правильность речи есть понятие изменчивое. Знания по теории культуры речи. Соотнесённость тем курса и материалов ЕГЭ по русскому языку. Темы курса. Правильность речи. Современная языковая ситуация в России. Степень употребительности варианта. Речь хорошая. Звуковой уровень речи. Где звукоподражание, где аллитерация. Лимерики. Речь на уровне грамматики правильная. Какую ошибку допустил человек. Слово с точки зрения смысла. Допишите лимерик. Слово с точки зрения его формы. Придумай ошибку. Синтаксические нормы. Задайте риторические вопросы на заданную тему. - Секреты хорошей речи.ppt

Нормы русского языка

Слайдов: 25 Слов: 546 Звуков: 3 Эффектов: 111

Мастер-класс. Л.Гинзбург. Л.Н. Толстой «Война и мир». В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины, кровли и забор. А. Пушкин «Зима». Таня ВЫЛУПИЛАСЬ в окно. Нам хорошо вот так, вдвоем. А. Барто «Про бабушку». Нам так КЛЕВО вместе. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. С. Есенин «Береза». Как тихо, спокойно и торжественно. Л. Толстой «Война и мир». Ништяк! Т. Цветкова. Не гони! Я встретил вас и все былое в отжившем сердце ожило. Ф. Тютчев «Я встретил вас». Я СПАЛИЛ тебя. Унылая пора! А. Пушкин «Осень». Погода стрёмная. Со страхом очи отвратила и скрылась в темноте ночной. - Нормы русского языка.ppt

Нормы русского литературного языка

Слайдов: 19 Слов: 658 Звуков: 0 Эффектов: 34

Русский язык и культура речи. Дисциплина «Русский язык и культура речи». Негативные явления. Языковая норма. Корректировочный курс. Ударение. Орфоэпия. Лексика. Ошибки. Грамматика. Как склоняются имена и фамилии. Какие ошибки допущены в данных предложениях. Составлять деловые документы. Как вести себя на собеседовании при приёме на работу. Как правильно подготовиться к деловой встрече. Как научиться выступать публично. Разделы. Речевые ошибки в выступлениях политиков. Искусство комплимента. - Нормы русского литературного языка.pps

Экология слова

Слайдов: 24 Слов: 914 Звуков: 0 Эффектов: 8

Экология слова. ДНК реагирует на нашу речь. Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния. Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. “Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу”. От слов, символов и мифов зависит не только судьбы. Особый язык, обладающий преимуществом над другими языками планеты. Сквернословие не только российская проблема. Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие. Икона Божьей Матери “Семистрельная”. Фрагменты из книги «Письма о добром и прекрасном». - Экология слова.ppt

Экология языка

Слайдов: 14 Слов: 192 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Язык мой – друг мой?». Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей! А.М.Горький. Язык. Извне. Изнутри. Заимствование. Словообразование. В.Г.Белинский. Лексика. Нормативная. Ненормативная (жаргоны). Сленг. Арго. В.И.Даль. В.Ю.Драгунский. Социальная проблема. «Экология» «личность» «культура». Личность. Богатая, национальная, духовная Культура. Экология окружающей среды. Экология языка. «Язык мой – друг мой». И.С.Тургенев. А.И.Куприн. Н.С.Лесков. Д.С.Лихачев. К.Г.Паустовский. Н.В.Гоголь. - Экология языка.ppt

Экология русского языка

Слайдов: 10 Слов: 345 Звуков: 0 Эффектов: 0

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Луговской. I. Наш язык нуждается в бережном использовании. Причины кризисного состояния языка. Влияние жаргонизмов и заимствований на русский язык. V. Цели лингвистической экологии. Чем засоряется наш язык? Элементы «оживления» текстов: Тусоваться. Согласительный консенсус. Другая альтернатива. Важнейшие приоритеты. Пудрить мозги. Вешать лапшу на уши. Качать права. В законе. Молодежный сленг Окей магаз велик видик чувак. Заимствования Саммит интенция массмедия эксклюзив инсталляция. Причины кризисного состояния языка: Меры избежания кризисного состояния языка: - Экология русского языка.ppt

Проблемы экологии русского языка

Слайдов: 17 Слов: 672 Звуков: 0 Эффектов: 0

Экология языка. Культурные условия. Культура общения в современном мире. Общение и речевой этикет. Этикет речевого общения. Причины кризисного состояния языка. Осознание причин кризисного состояния языка. Хорошая речь должна быть правильной. Необходимость экологии русского языка. Функции языка. Коммуникативная функция. Сознание человека. Номинативная функция языка. Аккумулятивная функция языка. Глубокое знание родного языка. - Проблемы экологии русского языка.ppt

Сквернословие

Слайдов: 24 Слов: 1976 Звуков: 2 Эффектов: 2

Экология слова. Свет. Дерево. Светила. Вселенная. Физики. Слово излечивает. Порох. Человек. Молчанием зла не пресечь. Сквернословие. Ругань. Тьма. М. Лермонтов. Русский народ. Сердце. Мать. Порок. Правило. Достойный ответ. Желание достойной среды. Приоритет. Голова. Молчуны. - Сквернословие.ppt

Вред сквернословия

Слайдов: 17 Слов: 658 Звуков: 0 Эффектов: 26

Гражданин Воронежского края. О скверном и святом. Причины засорения русского языка. Бранные слова. Как часто вам приходится слышать бранную речь. Знаете ли вы о вреде сквернословия вашему здоровью. Что такое сквернословие. История возникновения. Механизм влияния сквернословия на человека. Информационные свойства воды. Опыты с водой. Посмотрите, как слова и мысли влияют на воду. Эксперименты с растениями. Сквернословие – это вирус. В начале было Слово. - Вред сквернословия.ppt

Вирус сквернословия

Слайдов: 25 Слов: 1049 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вирус сквернословия. Показатель ума. Сквернословие. Речь, наполненная неприличными выражениями. Определения сквернословия. История возникновения сквернословия. Скверные слова. Механизм влияния. Исторические факты. Грубая брань. Мат. Сквернословие и здоровье. Японский ученый. Форма кристаллов. Вред. Группа ученых. Группа российских физиков. Семена пшеницы. Здоровье. Научные исследования. Новосибирские биологи. Анкета. В каких ситуациях это происходит. Бранные слова. Дети. - Вирус сквернословия.ppt

Сквернословие и здоровье

Слайдов: 39 Слов: 1175 Звуков: 0 Эффектов: 93

Сквернословие и здоровье. Факты. Количество девушек. Россия. Вредная привычка. Слово человека. Мудрость вымысла. Порох. Немного истории. Древняя Русь. Материться в доме нельзя. Леший. Злость. Значение слова «мат». Мат опасен для здоровья. Людские судьбы. Эксперимент. Бранные слова. Аппарат. Хромосомы. Мутагенный эффект. Эксперимент с общением. Определённые слова. Молитвы. Перепутавшиеся гены. Группа учёных. Матерщинники. Сквернословие. Православная церковь. Медики. Развитие болезненного процесса. Бездуховность. Духовность. Состояние здоровья. Путь, ведущий к здоровью. Путь духовного роста. - Сквернословие и здоровье.ppt

Язык молодёжи

Слайдов: 33 Слов: 1579 Звуков: 0 Эффектов: 34

Молодежный сленг - одно из составляющих процесса развития языка. Цели моей работы. Задачи моей работы. План информационно-исследовательской работы. Актуальность проблемы. Молодежный сленг – это особая форма языка, интереснейший феномен. Этапы развития молодежного сленга. По результатам мониторинга было выявлено 4 вида сленгов. Эмоциональные слова и выражения. Слова и выражения с эмоциональным значением. Слова с эмоциональным компонентом значения. Эмоциональные речения. С развитием СМИ понятие «сленг» утратило первоначальный смысл. Молодежный сленг подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. - Язык молодёжи.ppt

Молодёжная речь

Слайдов: 20 Слов: 553 Звуков: 0 Эффектов: 0

Современная молодежная речь. Язык современной молодёжи. Сленг. Жаргоны. Виды сленга. Классификация сленга по способу образования. Основные функции сленга. Сленг вырабатывается стихийно. Пароль. Количество слов и фразеологизмов. Вульгаризм воровской речи. Причины возникновения сленга. Люди хотят общаться друг с другом в присутствии чужих. Отход от обыденности. Желание переиначить мир. «прыгающее» развитие жизни. Языковые новшества. Увлечение молодежи компьютерными играми. Стремление к речевой выразительности. Роль в появлении новых слов. - Молодёжная речь.ppt

Молодежный сленг

Слайдов: 25 Слов: 1453 Звуков: 0 Эффектов: 27

Молодежный сленг. Цели и задачи проекта: Задача проекта: выяснение причин употребления молодежью сленговых выражений. Что такое сленг? Молодежь занимает 1\3 часть России. Возрастные группы носителей сленга в школе: 10-12 лет 13-14 лет 15-16 лет. Анализ опроса: Словарный запас подростков. Нами было замечено, что с возрастом словарь подростков ослабевает, скуднеет. Хорошо. Классно супер. Обалденно офигенно. Кульно. Почему подростки используют сленг? Сленг как средство укрепления групповой солидарности. Сленг как способ свободы выражения подростка. Сленг как своего рода протест против взрослого. - Молодежный сленг.ppt

Жаргонизмы

Слайдов: 33 Слов: 1084 Звуков: 0 Эффектов: 14

Сохраним язык – сохраним Россию. Вопросы сохранения. Друг мой. Русская речь. Народ. Знаете ли вы. Главные проблемы на сегодняшний день. Процесс. Стикер. Заимствованное слово. Иностранное слово. Сквернословие. Обратимся к истории. Словом можно убить. Нецензурные выражения. Результаты социального опроса. Как бороться с ненормативной лексикой. В мире. Жаргон. Часто используемые в школьной речи слова. Причины жаргонизации речи. Лохмы. Русский язык умирает. Слоган. Пословица. Современная подростковая речь. Будем говорить на человеческом языке. Что в будущем. Что делать. Как быть. Тебе решать судьбу родного языка. -














Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка: Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, (она) дерзка, жалюзи, квартал, диспансер, бутерброд, дезинфекция, инженер(ы/а), ист(е/ё)кший (год), подростковый, Ильинична, шинель, антитеза, интерпретация, дефис.




Лексические нормы Лексические нормы Найдите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их. 1.Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 2.Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою роспись. 3.В отчёте, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков. 4.Первый лидер партии выступил с приветственной речью. 5.Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.




Грамматические нормы Грамматические нормы В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм? 1)профессора, директора, шофера 2)граммов, ампер, помидоров 3)более сильнее, красивше, ловчее Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. 1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами. 2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. 3.Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.


Орфографические и пунктуационные нормы Орфографические и пунктуационные нормы Запишите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.


Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.В.Виноградов

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ». КУЛЬТУРА РЕЧИ – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное общение, владение нормами литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием высказывания.



МОНОЛОГ – это речь от 1-ого лица, сообщение сделанное одним лицом другому (рассказ о событии, рассуждение, пересказ, самохарактеристика и др.). КУЛЬТУРА ПОСТРОЕНИЯ МОНОЛОГА: Необходимо провести подготовительную работу над словом, содержанием высказывания для того, чтобы монолог был уместен, лаконичен, выразителен. Монолог должен содержать новую информацию для слушателя. В итоге следует дать оценку высказыванию или услышанной информации, но не говорящему.




КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА: Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы.


ПОЛИЛОГ (от греч. «многочисленный разговор») – это разновидность диалогической речи, для которой характерны ситуативность, спонтанность, а также синхронность речевой активности говорящих. Обсуждение литературного произведения, спектакля, события; «Круглый стол»; Научная дискуссия; Ролевые игры и др.


КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЛОГА: Участие каждого в общении; Благоприятные условия для общения; Коммуникативность заданий (наличие вопросов уточняющего характера); Формирование общих учебных умений; Активное использование разных суждений и мнений; Использование личного опыта говорящих в обучающих целях; Создание ситуаций для использования аудио и видеозаписей; Учёт специфики возрастных особенностей аудитории; Отработка речевых умений и навыков в рамках свободного общения.









ЗвонЯт или звОнят? Упражнение 1. Проговорите все формы глагола "звонить" ("позвонить") несколько раз (6-7 раз), чтобы именно в таком виде ваша память зафиксировала звуковой и зрительный образ этого слова и его форм. ЗвонИть, звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт, позвонИть, позвонЮ, позвонИшь, позвонИт, позвонИм. позвонИте, позвонЯт. Упражнение 2. Устно вставьте в предложения слово "звонить" ("позвонить") в нужной форме. Проговорите каждое предложение по 3 раза. 1. Опять (что делает?)... телефон. 2. Он мне нечасто (что делает?) Мама всегда (что делает?)... мне и спрашивает, где я. 4. Кому ты сейчас (что делаешь?)...? 5. Вы сейчас (что делаете?)... в поликлинику? 6. Сергей Петрович, поднимите трубочку, Вам...! 7. Ты мне (что сделаешь?)... завтра вечером? 8. Спасибо за предложение. Мы вам обязательно (что сделаем?) Вы мне (что сделаете?)..., когда будет всё готово? Упражнение 3. Подберите однокоренные слова к слову «ЗВОН».


Содержание работы по совершенствованию культуры речи педагогов в МДОУ ЦРР д/с 308. Оформление «УГОЛКА ГРАМОТНОСТИ» в методическом кабинете ДОУ, где для общего пользования представлены словари, справочники. Оформление стенда «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО» для педагогов и родителей. Самоанализ занятий по материалам видеозаписи с заполнением речевых памяток.




1 слайд

Культура речи. Нормы языка Культура речи – это владение нормами и богатствами языка для выражения своих мыслей. Нормы языка – это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи. Нормы языка устанавливают: 1. Произносительная норма как правильно произносить слова и ставить ударение: серде[чн]ый удар,серде[шн]ый друг, вéрба 2. Словообразовательная норма как правильно образовывать слова: наблюдатель (но не наблюдальщик), рецензент (но не рецензист) 3. Орфографическая норма как правильно писать слова: антенна, коснуться 4. Морфологическая норма как правильно образовывать формы слов: плать-ев, помидор-ов 5. Синтаксическая норма как правильно строить предложения: Я соскучилась (по ком?) по ним (но не по них). 6. Пунктуационная норма как правильно расставлять знаки препинания: Когда наступила ночь, все голоса прекратились.

2 слайд

Качества речи Качества речи правильность (достигается соблюдением языковой нормы) точность логичность богатство чистота уместность выразительность

3 слайд

Точность речи Точной речь бывает тогда, когда мы хорошо знаем то, о чём говорим, и подбираем для этого нужные слова. ! Незнание точного значения слова ведёт к неверному его употреблению в речи. горделивый характер гордый характер Но! горделивая осанка горючее желание горячее желание Но! горючее вещество нестерпимый человек нетерпимый человек Но! нестерпимая боль

4 слайд

Логичность речи Логичной является такая речь, в которой мысль излагается последовательно; слова, предложения и части предложения связаны между собой по смыслу. Нарушение логичности речи: У нашего пастуха есть помощница – небольшая собака. Она увидела возле стада волка. У нашего пастуха есть помощница – небольшая собака, которая охраняет овец. Однажды она увидела возле стада волка.

5 слайд

Богатство речи Богатая речь – та, в которой используются разнообразные предложения, слова и сочетания слов. Однажды я заметил, как морозом прихватило траву и лужи. Я был свидетелем рождения мороза; как он подсушил и подбелил старую, рыжую траву, покрыл лужицы тончайшим стёклышком.

6 слайд

Чистота речи Чистой называется такая речь, в которой не употребляются: лишние слова юный мальчик первая премьера стоящие рядом однокоренные слова рассказывать рассказ нарисованный рисунок просторечные слова откудова ихний

7 слайд

Уместность и выразительность речи Уместной называется речь, слова и выражения которой подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим и пишем. Выразительной называется образная, яркая речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя.

8 слайд

Диалог и монолог Диалог – это разговор двух лиц. Монолог – это речь одного лица. – Вы? – Я. – Глазам своим не верю! – Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал. – Конечно, конечно. Я очень рад. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния. ! Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Слайд 2

Что такое культура речи?

КУЛЬТУРА РЕЧИ– прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО?

Слайд 3

Правильность русской речи

Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.

Слайд 4

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

правильность речи чистота богатство точность логичность уместность выразительность ясность

Слайд 5

Виды речи:

говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Слайд 6

Жанры речи

Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Слайд 7

Достоинства и недостатки речи

Разве речь может быть качественной или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной. Мы стремимся, чтобы наша речь: А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами Вам кажется, что это одно и тоже? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная. Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного языка Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к литературному языку Логичная – если речь не противоречит законам мышления. Плохая речь – та, в которой есть несоответствие вышеназванным качествам.

Слайд 8

Культура речи включает три аспекта:

нормативный; коммуникативный; этический.

Слайд 9

Речевой Этикет

Слайд 10

Остановимся подробнее на понятии “Этикет”.Понятие это философское, этическое. “Этикет(от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения,касающихся внешнего проявления отношения к людям(обхождение с окружающими,формы общения, манеры и одежда) ”

Слайд 11

То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.

Слайд 12

Приветствия. Обращения

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п. Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми,кого-то благодарим,перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то соболезнуем,сочувствуем; мы советуем,просим, предлагаем и приглашаем...

Слайд 13

Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

Слайд 14

“Ты” и “Вы”

Пустое ”Вы”сердечным ”Ты”она,обмолвясь,заменила. А.С.Пушкин.

Слайд 15

“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”.”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того, что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.

Слайд 16

В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

Слайд 17

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости: К незнакомому, малознакомому человеку В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку ТЫ Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости: 1. К хорошо знакомому человеку 2. В неофициальной обстановке общения 3. При дружеском, фамильярном,интимном отношении к человеку 4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку