Марко поло - открыватель азии. Биография марко поло Путешествие Марко Поло

«Синьор Миллион»: 7 малоизвестных фактов из жизни Марко Поло

«Синьор Миллион»:
7 малоизвестных фактов из жизни Марко Поло


Марко Поло вошёл в историю как первый европеец, сумевший добраться до Китая.
АиФ.ru рассказывает о некоторых малоизвестных фактах из его биографии.

Итальянец, хорват или поляк

Считается, что Марко Поло родился в Венеции в семье купца Николо Поло. Отец вместе со своим братом Маффео продавал ювелирные изделия и пряности, вёл торговлю со странами Востока, бывал на Волге и в Бухаре.

Согласно другой версии, родиной знаменитого мореплавателя был не Апеннинский полуостров, а Балканы. Исследователи утверждают, что первые свидетельства пребывания семьи Поло в Венеции относятся ко второй половине XIII века, где на них ссылаются как Poli di Dalmazia. По их мнению, Марко Поло следует считать скорее хорватом, потому что он родился на острове Корчула, принадлежащем балканской республике.

Существует также версия, согласно которой Марко Поло был поляком. Слово «поло» на титульном листе первого издания его произведения «Книга о разнообразии мира» пишется с маленькой буквы и указывает не на фамилию, а скорее на национальность.


Губернатор города Янчжоу

Путешествовать по миру «умный и благородный гражданин Венеции» (как сам себя именовал Поло) начал вместе с отцом и дядей. После длительных странствий они стали почётными гостями монгольского хана Хубилая (внука Чингисхана), который разгромил династию Сун и взошёл на трон как единоличный правитель Монгольской Империи.

В общей сложности Марко, Николо и Маффео Поло пробыли в Азии около семнадцати лет. По словам Поло, хан давал ему различные поручения и даже назначил его губернатором города Янчжоу и членом тайного совета. Хотя в хрониках XIII века ничего не сказано об этом.

Возможно, это была не выдумка Марко Поло, а ошибка переводчиков его книги, которые вместо «sejourna» (пребывает) написали «seigneura» (правит).

Господин «Миллион»

Посетив Китай в XIII веке и желая передать своё восхищение его несметными богатствами, Марко Поло придумал слово «миллион». На итальянском «миле» означает «тысяча», а окончание «оне» увеличительное, соответствующее русскому окончанию «ища».

При жизни путешественник имел прозвище «синьор Миллион». Термин «миллион» встречается в первой печатной арифметике, вышедшей в итальянском городе Тревизо в 1478 году, и ещё ранее в книге путешественника Марко Поло.



Путешественник-полиглот

Марко Поло знал несколько языков, в частности итальянский, французский, персидский, монгольский и китайский. Это позволило ему наиболее полно и красочно рассказать в своих воспоминаниях о нравах и обычаях разных народов, а также живописать все сложности, с которыми может столкнуться европеец на чужой земле.

В результате книга Марко Поло стала настольной для многих выдающихся путешественников эпохи Великих географических открытий, в том числе для Христофора Колумба.

Восточное лакомство и макароны

Существует заблуждение, что макароны и мороженое привёз в Италию Марко Поло. На самом деле сухие макароны упоминались ещё в 1279 году в Генуе. А в IX веке тонкая лапша употреблялась в пищу в арабских странах. Это заблуждение возникло в 1929 году, когда впервые о Марко Поло написали статью в отраслевом журнале американских торговцев макаронами. Маловероятным является и то, что Марко Поло привёз на Запад мороженое, поскольку вплоть до XVII века никаких упоминаний о нём не было.

Узник генуэзской тюрьмы

После смерти хана Хубилая Марко Поло отправился в Венецию, которая находилась в то время в состоянии войны с Генуэзской республикой. В 1297 году Марко Поло попал в плен. С 1296 по 1299 он находился в заключении в тюрьме в Генуе, где надиктовал заключённому Рустичелло текст своей знаменитой «Книги о разнообразии мира», которая содержит описания его 24-летнего путешествии на Восток.

Произведение содержит описания не только Китая и материковой части Азии, но также обширного мира островов - от Японии до Занзибара. Рукописный оригинал «Книги», который составил Рустичиано на франко-итальянском наречии, не сохранился.

Известно лишь то, что сочинение это очень быстро распространилось по Европе и получило несколько названий. Сам же автор озаглавил свой манускрипт «Divisament dou Monde» - «Описание мира».



Непризнанный и забытый современниками

Вернувшись из тюрьмы, Марко Поло разбогател, женившись на богатой знатной венецианке Донате. В этом браке у них родились три прелестные дочери: Беллела, Фантина и Маретта. К концу жизни Марко стал неуживчивым и жадным, часто ругался с роднёй и даже судился с близкими.

Горожане насмешливо относились к своему соотечественнику, считая его лжецом, который рассказывает сказки о дальних странах. Марко Поло скончался в Венеции в 1324 году в возрасте 70 лет. Он был похоронен в церкви святого Лаврентия, при перестройке церкви в конце XVI века захоронение было утеряно.

Инструкция по работе с тренажером 1. Учебный тренажер содержит 10 заданий формата задания 2 ЕГЭ. 2. Каждое задание имеет 5 вариантов ответа. Нужно выбрать один правильный, нажав при этом на прямоугольник с выбранным вариантом ответа. 3. Если ответ верный, прямоугольник изменит свой цвет 4. Если ответ неверный, прямоугольник вращение и станет зеленым совершит 5. Переход к следующему заданию осуществляется по управляющей кнопке в правом нижнем углу справа.

1. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? (1) Биографы Марко Поло утверждают, что он был способным, энергичным, терпеливым и наблюдательным человеком, хорошим, но увлекающимся рассказчиком. (2) Некоторые ученые подвергают сомнению факты, изложенные в его "Книге о разнообразии мира", и высказывают мнение, что она была лишь талантливым пересказом впечатлений персидских купцов о странствиях по Востоку. (3) _____ обнаруженные неточности могли появиться при многочисленных переводах, к тому же Марко Поло диктовал свои воспоминания по памяти. Следовательно Таким образом Если Однако Неужели

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? (1) Изучение растений и животных в природе - занятие не из лёгких. (2) При этом важно заметить, что экология - это та область исследований, в которой наблюдения наряду с экспериментом всё ещё занимают важное место. (3) _____ натуралисту, для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением. Однако Вряд ли Вот почему Если Наверное

3. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? (1)Наблюдение за характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи - союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее чётко выделяемыми в ткани текста. (2)К ним относятся повторения слов, словосочетаний, предложении, однотипных структур. (3)______ даже ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Хотя Разве Очевидно Кроме того Вряд ли

4. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? (1)Для всех коралловых полипов необыкновенно важны чистота и прозрачность воды. (2)Это основное условие их жизни. (3) _____ вблизи устьев рек, а также в местах, где вода загрязнена промышленными отходами, кораллы никогда не селятся и не строят свои замки. Поэтому Однако По-видимому Разумеется Как правило

5. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? . (1)Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках. (2)Буквы процарапывали в слое воска заострённой палочкой, которую называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск, если возникала необходимость внести в записи исправления. (3)_____ выражение «у каждого свой стиль» впрямую связано с этим орудием для письма. Наверное Однако Разумеется Неужели Между прочим

6. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? (1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры. (2)Но настоящим открывателем Саргассова моря был всё-таки Христофор Колумб - во время первого путешествия через Атлантику корабли отважного генуэзца оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли продвигаться. (3) ______ моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, а заодно и морю. Хотя Именно тогда Однако Следовательно Разумеется

7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? (1)Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь, поэтому изобретение колесницы не могло не тешить (скорости-то до 40 километров в час!) самолюбие наших предков. (2)____ сейчас, когда космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час, огромностью скоростей уже никого не удивишь. (3)Достойно удивления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен, темп, уже явно несоизмеримый с природой человека, с привычными для него мерками. А также К счастью Иными словами Однако Разве

8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? (1)На «чайках» - лёгких и быстроходных судёнышках воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок. (2)_____ название этих судёнышек не имеет никакого отношении к морским птицам. (З)Слово «кайка» , трансформировавшееся у славян в «чайку» , во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья» . Видимо Значит Между прочим Возможно И

9. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? 1)Любимым напитком на Руси был квас. 2) У каждой хозяйки существовал свой рецепт приготовления разнообразных квасов: медового, грушевого, вишневого, клюквенного, яблочного - всех и не перечислить. 3)(. . .) ценность кваса не ограничивалась только вкусовыми качествами. 4)Квас да кислая капуста были единственными средствами спасения от цинги долгими русскими зимами, когда питание крайне скудно. 5)Ещё в древности квасу приписывали лечебные свойства. Однако Поскольку Например Поэтому Несмотря на это

10. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? (1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью» , при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. (2)Океан – это не только вода, это растворённые в ней соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, _____ все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (3)Изучать эту многокомпонентную систему в целом трудно даже океанологам: она слишком сложна. Например Напротив Если Причем Во-первых

Марко Поло (итал. Marco Polo; 15 сентября 1254, Венеция - 8 января 1324, там же) - итальянский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её появления до нынешнего времени, она служит ценным источником по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Казахстана, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века. Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI веков. В частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию; по подсчётам исследователей, Колумб сделал на ней 70 пометок.

Происхождение

Считается, что Марко Поло родился в семье венецианского купца Никколо Поло, семейство которого занималось торговлей ювелирными изделиями и пряностями. Поскольку свидетельств о рождении Марко Поло не сохранилось, традиционная версия о его рождении в Венеции была оспорена в XIX веке хорватскими исследователями, которые утверждают, что первые свидетельства пребывания семейства Поло в Венеции относятся ко второй половине XIII века, где на них ссылаются как Poli di Dalmazia, в то время как вплоть до 1430 года семейство Поло владело домом в Корчуле, ныне в Хорватии.

Первое путешествие отца и дяди Марко Поло

Венецианские купцы, достигшие в тринадцатом веке торгового могущества на Средиземном море, не могли остаться равнодушными к исследованиям, предпринимаемым смелыми путешественниками в Центральной Азии, Индии и Китае. Они понимали, что эти путешествия открывают перед ними новые рынки сбыта и что торговля с Востоком сулит им неисчислимые выгоды. Таким образом, интересы торговли неминуемо должны были привести к изучению новых стран. Именно по этой причине два крупных венецианских торговца предприняли путешествие в Восточную Азию.

В 1260 году Никколо, отец Марко, вместе со своим братом Маффео отправились в Крым (в Судак), где у их третьего брата, которого также звали Марко, был свой торговый дом. Далее они двинулись по тому же маршруту, по которому в 1253 году прошёл Гийом де Рубрук. Проведя год в Сарай-Бату, братья двинулись дальше в Бухару. В связи с опасностью военных действий, которые вёл Берке (брат Батыя) в этом регионе, братья вынуждены были отложить возвращение домой. Пробыв в Бухаре три года и не имея возможности вернуться домой, они присоединились к персидскому каравану, который послал ильхан Хулагу в Ханбалык (современный Пекин) своему брату, монгольскому хану Хубилаю, который к тому времени практически завершил разгром китайской династии Сун и вскоре стал единоличным правителем Монгольской империи и Китая.

Зимой 1266 года братья достигли Пекина и были приняты Хубилаем, который, по словам братьев, дал им золотую пайцзу для свободной дороги назад и попросил их передать послание папе римскому с просьбой прислать ему масла с гробницы Христа в Иерусалиме и проповедников христианства. Вместе с братьями отправился и монгольский посол в Ватикан, однако, в дороге он заболел и отстал. В дороге Никколо узнал о смерти своей жены и о рождении сына, появившегося на свет через несколько дней после его отъезда, в 1254 году, и названного Марко. Прибыв в Венецию в 1269 году, братья обнаружили, что Папа Климент IV умер, а новый так и не был назначен. Желая поскорее выполнить поручение, они решили не дожидаться назначения нового папы, и в 1271 году отправились в Иерусалим, взяв с собой Марко.

Путешествие Марко Поло

Жизнь в Китае

Первым Китайским городом, в который в 1275 году добралось семейство Поло, был Шачжа (современный Дуньхуан). В том же году они добрались до летней резиденции Хубилая в Шанду (в современной китайской провинции Ганьсу). По словам Марко Поло, хан был им восхищён, давал различные поручения, не разрешал ему возвращаться в Венецию и даже в течение трёх лет держал его губернатором города Янчжоу (Глава CXLIV, Книга 2). Кроме того, семейство Поло (по утверждениям книги) участвовало в развитии армии хана и научило его использовать катапульты при осаде крепостей.

О биографии Марко Поло известно не очень много. Интересно отметить, что нет ни одного его достоверного портрета. В 16 веке некий Джон Баптист Рамусио предпринимает попытку собрать и упорядочить сведения о жизни знаменитого путешественника. Иными словами, с момента рождения и до появления первых упоминаний о нем прошло триста лет. Отсюда неточность, приблизительность фактов и описаний.

Марко Поло родился примерно 15 сентября 1254 года в Венеции. Его семья принадлежала к дворянскому сословию, так называемой венецианской знати, и имела герб. Его отец, Никколо Поло, успешно вел торговлю ювелирными изделиями и пряностями. Мать знаменитого путешественника умерла еще при родах, поэтому его воспитанием занимались отец и родная тётя.

Первые путешествия

Крупнейшим источником дохода Венецианского государства была торговля с дальними странами. Считалось, что чем больше риска, тем выше прибыль. Поэтому не удивительно, что отец Марко Поло много путешествовал в поисках всё новых торговых путей. Сын не отставал от отца: любовь к странствиям и приключениям у него в крови. В 1271 году он отправляется с отцом в свое первое путешествие в Иерусалим.

Китай

В тот же год новоизбранный Папа Римский назначает Никколо Поло, его брата Морфео и родного сына Марко своими официальными представителями в Китай. Семья Поло незамедлительно отправляется в далёкое путешествие к главному правителю Китая – монгольскому хану. Малая Азия, Армения, Мосул, Багдад, Персия, Памир, Кашмир – вот примерный маршрут их следования. В 1275 году, то есть через пять лет после отбытия из итальянского порта, купцы оказываются в резиденции Хана Хубилая. Последний принимает их радушно. Особенно ему полюбился молодой Марко. В нем он ценил независимость, бесстрашие и хорошую память. Он не раз предлагал ему участвовать в государственной жизни, доверял важные поручения. В благодарность младший из семьи Поло помогает хану набрать армию, рассказывает об использовании военных катапульт и многое другое. Так прошло 15 лет.

Возвращение

В 1291 году Китайский император решает отдать свою дочь за персидского шаха Аргуна. Переход по суше был невозможен, поэтому снаряжается флотилия из 14 судов. Семья Поло – на первых позициях: они сопровождают и охраняют монгольскую принцессу. Однако, еще во время путешествия приходит печальное известие о скоропостижной смерти хана. И Поло тут же принимают решение о незамедлительном возвращении в родные края. Но путь домой оказался долгим и небезопасным.

Книга и её содержание

В 1295 году Марко Поло возвращается в Венецию. Ровно через два года его сажают в тюрьму за участие в войне между Генуей и Венецией. Те несколько месяцев, что он провел под стражей, нельзя назвать пустыми и бесплодными. Там он встречает Рустикелло – итальянского писателя, родом из Пизы. Именно он обличает в художественную форму рассказы Марко Поло об удивительных землях, их природе, населении, культуре, обычаях и новых открытиях. Книга имела название «Книга о разнообразии мира», которая впоследствии стала настольной для многих первооткрывателей, в том числе и для Христофора Колумба .

Смерть путешественника

Марко Поло скончался у себя на родине, в Венеции. По тем временам он прожил долгую жизнь – 69 лет. Умер путешественник 8 января 1324 года.

Другие варианты биографии

  • Знаменитая «Книга» Марко Поло вначале не воспринималась читателями серьезно. Ее использовали не как источник бесценной информации о Китае и других далеких странах, а как легкое, занимательное чтиво с полностью выдуманным сюжетом.
  • Христофор Колумб взял «Книгу» с собой в первую экспедицию к «берегам Индии». На её полях он сделал немало пометок. Сегодня «колумбовский» экземпляр бережно хранится в одном из музеев Севильи.
  • К концу жизни Марко Поло был до неприличия скуп и не раз судился со своими родными.
  • В краткой биографии Марко Поло интересно отметить, что Польша и Хорватия также претендуют на роль его малой родины. Польская сторона утверждает, что фамилия Поло буквально переводится как «поляк». Хорваты же уверены в том, что родился он вовсе не в Венеции, а на их земле – в Корчуле.

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Биографы Марко Поло утверждают, что он был способным, энергичным, терпеливым и наблюдательным человеком, хорошим, но увлекающимся рассказчиком. (2) Некоторые ученые подвергают сомнению факты, изложенные в его "Книге о разнообразии мира", и высказывают мнение, что она была лишь талантливым пересказом впечатлений персидских купцов о странствиях по Востоку. (3) _____ обнаруженные неточности могли появиться при многочисленных переводах, к тому же Марко Поло диктовал свои воспоминания по памяти.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Марко Поло был способным, энергичным, терпеливым и наблюдательным человеком, хорошим, но увлекающимся рассказчиком.

2. Некоторые ученые, обнаружив в книге Марко Поло неточности, которые могли появиться при многочисленных переводах, сомневаются в фактах, изложенных в книге.

3. Книга Марко Поло - талантливый пересказ впечатлений персидских купцов о странствиях по Востоку.

4. Обнаруженные в книге Марко Поло неточности - результат многочисленных переводов.

5. Неточности, которые могли появиться при многочисленных переводах книги Марко Поло, послужили основанием сомнений некоторых ученых в фактах, изложенных в его "Книге о разнообразии мира".

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Следовательно,

2. Однако

3. Таким образом,

4. Если

5. Неужели

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПАМЯТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ПАМЯТЬ, -и, ж.

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чём-н. отдалённом: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая память у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неод.)

2. То же, что воспоминание о ком-чём-н. Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п.

3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему). Посвятить книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго, вечно помнили кого- н. умершего).

4. памяти кого (чего), в знач. предлога с род. п. В честь (кого-н. умершего или какого-н. важного события в прошлом). Турнир памяти Алёхина. Вечер памяти героев.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

рЕмень дождалАсь украИнский заселенА чЕрпать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.

Маститые ученые предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов.

На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.

Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.

Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не МАШИТЕ руками

пара ДЖИНС

ЗАСОХШИЙ цветок

умелые МАСТЕРА

обрадовался ПРИЕЗДУ друга

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б...седовать п...лисадник об...яние откл...нить просл...дить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не...бозримый, р...зместить

пр...рожденный, пр...толстый

ни...послать, ра...продажа

пр...следование, пр...станционный

ра...долье, ра...чертить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

луков…ца расстра…ваться книж…ца звоноч…к ключ..к

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приоткрыва...мая уме...шь непередава...мые беспоко...шься преследу...мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.

2. Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

3. Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.

4. Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

5. Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

2. Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

3. (В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.

4. Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался.

5. Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На зва(1)ом вечере нежда(2)о-негада(3)о было сказа(4)о немало тёплых слов, адресова(5)ых юбиляру, который растрога(6)о благодарил всех приглашё(7)ых.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. У великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

2. Он перестал восхищаться миром вещей звуков и слов.

3. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов тёмные тона.

4. Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились в сырую траву.

5. Самые мягкие и трогательные стихи и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени.

16.

Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я возвращуся к вам (1) поля моих отцов (2)

Дубравы (3) мирные (4) священный сердцу кров!

Я возвращуся к вам (5) домашние иконы!

Пускай другие чтут приличия законы;

Пускай другие чтут ревнивый суд невежд;

Свободный (6) наконец (7) от суетных надежд,

От беспокойных снов, от ветреных желаний,

Испив безвременно всю чашу испытаний,

Не призрак счастия, но счастье нужно мне.

Усталый труженик, спешу к родной стране

Заснуть желанным сном под кровлею родимой.

О дом отеческий (8) о край, всегда любимый!

В стихах задумчивых вас пел в стране чужой…

(Е.А. Баратынский)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле (1) и превратить её в мёртвый камень (2) если бы они тщательно разработали эту свою операцию (3) они не могли бы действовать более разумно и коварно (4) чем действуют живущие на Земле люди (5) которые мнят себя друзьями природы.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Известно (1) что счастливые не наблюдают часов (2) верно и другое (3) что и те (4) кто не наблюдает часов (5) уже счастливы.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?

(7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука.

(По И.А. Ильину.)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22. Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 27-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, И.А. Ильин использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизмы

3. вопросно-ответная форма

4. сравнительный оборот

5. метафоры

6. противопоставление

7. парцелляция

8. восклицательное предложение

9. литота

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.