Мидас - царь Фигии. История царя мидаса Мидас мифология

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИДАСА. Гордий, первый царь Фригии и отец Мидаса, в начале своей жизни был простым землепашцем*. Как-то во время пахоты на оглоблю его воловьей упряжки уселся орел и не собирался улетать. Гордий знал, что орел предвещает царскую власть, но для верности запряг своих волов в повозку и погнал их в Тельмесс, где находился оракул. Однако недалеко от ворот города он увидел совсем юную и очень хорошенькую девушку, которая каждому желающему за небольшую плату предсказывала его судьбу и делала это так уверенно, что от желающих не было отбоя. Поглядев на орла, а затем на Гордия, который сам был довольно красивым парнем, предсказательница спросила, не захочет ли он взять ее в жены. Гордий согласился, так как о такой красавице любой мог только мечтать. Девушка села к нему в повозку, и они поехали к воротам города. Фригийцы в то время оказались без правителя и вопрошали оракул о том, кто из них должен править. Бог ответил, что они должны сделать своим царем первого, кто въедет в город на повозке вместе с невестой. Целая делегация отправилась к воротам и первым, кого они встретили в воротах, был, разумеется, Гордий со своей красавицей, да еще и с орлом на оглобле, так что Фригийцы немедленно провозгласили Гордия царем. Как только они это сделали, орел встрепенулся и с сознанием выполненного долга взмыл в небо. Фригийцы же посчитали, что орел подослан Зевсом или даже был самим Зевсом, принявшим облик орла. Таким образом, Фригия получила в один день и царя, и царицу, а через положенное время появился и царевич по имени Мидас. Гордий выстроил себе новую столицу, которая называлась, по его имени, Гордион. Свою повозку он посвятил Зевсу и привязал в храме этого бога необычайно хитрым узлом. Было предсказание, что тот, кто сумеет распутать узел, станет владыкой всей Азии, а то и всего мира. Через полторы тысячи лет в 334 г. до н. э. это попытался сделать Александр Македонский, но распутать узел не сумел и тогда попросту разрубил его мечом. Придворные хвалили македонского царя за находчивость и даже пустили в ход поговорку «разрубить Гордиев узел» о тех, кто так лихо решает сложные проблемы. На самом же деле требуемое условие не было выполнено и царем всего мира и даже только всей Азии македонский царь так и не стал, хотя и завоевал огромную территорию.

2. ДАР ДИОНИСА. Когда Мидас был еще ребёнком, ему приснилось, будто бы муравьи сносили ему в рот пшеничные зерна. Мудрецы растолковали этот сон так, что Мидас станет очень богатым человеком. Унаследовав после своего отца Гордия царскую власть, Мидас предпочитал жить в сельской местности, не очень обременяя себя государственными заботами. В то время по земле странствовал бог виноделия Дионис с огромной свитой из сатиров и вакханок. При нем находился также и его воспитатель Силен, сын бога Пана. Дионис к нему был очень привязан, поскольку Силен знал бесчисленное множество сказок и занимательных историй. Когда Дионис научил людей возделывать виноградники и изготовлять вино, первым, кто по достоинству оценил этот продукт, был Силен, который после этого уже никогда, что называется, «не просыхал» и таким «непросохшим» представлен на всех скульптурах и картинах. Единственным изображением трезвого Силена является, пожалуй, скульптура Лисиппа (IV в. до н. э.), где Силен изображен с младенцем Дионисом на руках.
Этот Силен ухитрился отстать от процессии, забрел в сад, принадлежавший царю Мидасу, и там благополучно уснул. Работники, пришедшие утром в сад, увидели Силена, связали его гирляндами цветов и привели к Мидасу, который в течение пяти дней оказывал ему самый радушный прием, Силен же в это время рассказывал Мидасу разные забавные истории. Затем Мидас доставил Силена к Дионису, который в награду пообещал исполнить любое его желание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он ни прикоснется, превращалось в золото. Когда Дионис выполнил это пожелание, Мидас увидел, что ему грозит смерть от голода, так как в золото превращалась и пища, как только он касался ее. Тогда он взмолился Дионису, чтобы тот снял с него чары, и бог повелел ему искупаться в реке Пактол. После того, как Мидас сделал это, он утратил полученный дар, а река Пактол стала золотоносной.

3. ОСЛИНЫЕ УШИ. Мидас учился музыке у самого Орфея, посвятившего его в свои мистерии. Поэтому Мидас считал себя весьма искушенным в музыкальном искусстве и, когда происходило музыкальное состязание между богом Аполлоном и богом Паном, оказался в числе зрителей. Судьей соревнования был Тмол, бог одноименной горы. Когда этот судья присудил победу Аполлону, Мидас громко выразил свое несогласие с таким решением и тут же стал объяснять всем желающим его слушать, почему у него другое мнение. За это Аполлон наделил его ослиными ушами, но сначала никто не узнал об этом, так как на нем была надета высокая фригийская шапка. Цирюльнику, который подстригал его и видел его уши, Мидас запретил под страхом смерти рассказывать кому-либо о том, что он видел. Но цирюльник очень мучился из-за того, что не мог никому сказать об этой тайне, и тогда пошел к реке, вырыл на берегу ямку, прошептал в нее: «У царя Мидаса ослиные уши» и потом засыпал эту ямку землей. Однако на том месте вырос говорящий тростник, который, как только дул ветер, сообщал всем, кто мог слышать: «У царя Мидаса ослиные уши». Так, тайна Мидаса оказалась всем известной. Узнав об этом, Мидас приказал казнить цирюльника, а затем выпил яд и умер.

______________
* Имя Го"рдий (точнее, Го"рдиас) принадлежало в древности многим Фригийским царям из династии, прекратившей свое существование в VI веке до н. э. Первым царем с таким именем по преданию и был отец Мидаса. В русском языке это имя трансформировалось в «Горде"й».

==============
Иллюстрация: Франс Флорис. Состязание Аполлона с Паном (XVI век).

Король Мидас был ужасным транжирой. В его королевстве так и повелось: что ни день – праздник, что ни вечер – бал. Понятно, что в один прекрасный день не осталось у короля ни чентезимо. Тогда пошел он к волшебнику Аполло и рассказал ему о своей беде. И волшебник заколдовал его.

– Все, к чему прикоснутся твои руки, – сказал он, – будет превращаться в золото!

Король Мидас даже подскочил от радости и вприпрыжку побежал к своему автомобилю. Но едва он дотронулся до дверцы, как автомобиль сразу же стал золотым. Все стало золотым: колеса золотые, стекла золотые, мотор золотой, даже бензин превратился в кусок золота. Понятно, что машина не могла больше двигаться, и понадобились телега и пара волов, чтобы дотянуть машину на буксире до королевского дворца.

Король Мидас стал ходить по залам и трогать все подряд: столы, стулья, шкафы. И сразу все становилось золотым. Наконец захотелось королю пить, он велел принести стакан воды, но едва взял его в руки, как стакан превратился в кусок золота, и вода тоже перестала быть водой.

Пришлось поить короля с ложечки.

Подошло время обеда. Взял король вилку: она превратилась в золото. Гости захлопали в ладоши и наперебой стали упрашивать короля:

– Ваше величество, потрогайте мои пуговицы на куртке! Потрогайте мой зонт!

Король Мидас всех осчастливил, а когда взял хлеб, чтобы поесть наконец, хлеб тоже превратился в золото. Пришлось королеве кормить короля кашкой с ложечки. Гости попрятались под стол, потому что не могли удержаться от смеха. Король Мидас рассердился, схватил одного из них и дернул за нос. Нос тотчас же стал золотым, и бедняга испустил дух.

Пришла пора ложиться спать. Король Мидас коснулся подушки и превратил ее в золото, тронул простыню, матрац – и вот уже вместо постели лежит груда золота, твердого-претвердого. Не очень-то поспишь на таком ложе. Пришлось королю провести ночь в кресле с поднятыми кверху руками – чтобы ничего не коснуться ненароком. К утру король смертельно устал, и едва рассвело, побежал к волшебнику Аполло, чтобы тот расколдовал его. Аполло согласился.

– Хорошо, – сказал он, – но будь внимателен. Колдовство пройдет ровно через семь часов и семь минут. Все это время ты ничего не должен трогать, иначе все, чего ты коснешься, превратится в навоз.

Король Мидас ушел успокоенный и стал следить за часами, чтобы не тронуть что-нибудь раньше времени.

На беду, часы его немного спешили – каждый час перебегали вперед на одну минуту. Когда прошло семь часов и семь минут, король Мидас открыл дверцу своего автомобиля и сел в него. Сел и оказался в большой навозной куче. Потому что не хватало еще семи минут до конца колдовства.

По преданию, первый царь Фригии Гордий основал город Гордион, ставший столицей этого государства. В храме Зевса в Гордионе, Гордий поставил свою повозку, привязав её к алтарю верёвкой из кизилового лыка. Верёвку он завязал очень хитрым узлом (гордиевым узлом), так. что ни один человек его развязать не мог.
У Гордия был приёмный сын Мидас, который после его смерти стал править Фригией.

Никола Пуссен. Мидас перед Бахусом.

Однажды по фригийской земле, с весёлой компании вакханок, в сопровождении своего воспитателя Силена, путешествовал Дионис (или Бахус). И захмелевший Силен заблудился в лесу. Там его нашли и привели к Мидасу. Мидас узнал воспитателя Диониса, в честь столь высокого гостя был устроен пир. Затем Мидас отправил гонцов к Дионису с доброй вестью, что цел и невредим его воспитатель. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот ни пожелает. И Мидас, не долго думая, попросил весёлого бога, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в золото. Дионис тот час же исполнил пожелание Мидаса. Мидас решил проверить дар: прикоснулся к ветке дерева - та позолотела, взял в руки камень - он превратился в золотой самородок. Пришел Мидас в свой дворец и, по такому случаю, решил закатить пир. Но как только Мидас брался за еду или питьё, они тот час же превращались в золото. Мидас, испугавшись умереть с голода, побежал к Дионису и попросил взять назад этот дар. Дионис приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, дар превращать всё в золото у него пропал, а река с той поры стала нести в своём течении крупицы золота.
На основе этого мифа итальянский сказочник Джанни Родари написал сказку «Король Мидас». Вот окончание этой сказки:

.....
Пришла пора ложиться спать. Король Мидас коснулся подушки и превратил ее в золото, тронул простыню, матрац – и вот уже вместо постели лежит груда золота, твердого-претвердого. Не очень-то поспишь на таком ложе. Пришлось королю провести ночь в кресле с поднятыми кверху руками – чтобы ничего не коснуться ненароком. К утру король смертельно устал, и едва рассвело, побежал к волшебнику Аполло, чтобы тот расколдовал его. Аполло согласился.
– Хорошо, – сказал он, – но будь внимателен. Колдовство пройдет ровно через семь часов и семь минут. Все это время ты ничего не должен трогать, иначе все, чего ты коснешься, превратится в навоз.
Король Мидас ушел успокоенный и стал следить за часами, чтобы не тронуть что-нибудь раньше времени.
На беду, часы его немного спешили – каждый час перебегали вперед на одну минуту. Когда прошло семь часов и семь минут, король Мидас открыл дверцу своего автомобиля и сел в него. Сел и оказался в большой навозной куче. Потому что не хватало еще семи минут до конца колдовства.

Никого вам не напоминает этот Мидас? Лично мне он напоминает деятелей из «Единой России»: практически всё, к чему они прикасаются. превращается в навоз.

Царь Мидас - герой ещё одного мифа.
Однажды Аполлон и Пан устроили музыкальное состязание. Аполлон играл на кифаре, а Пан - на свирели. Судья состязания присудил победу Аполлону, но Мидас высказал своё «особое мнение», что ему больше понравился Пан. И разгневанный Аполлон наградил Мидаса ослиными ушами. Чтобы приближенные не видели этой «награды», Мидас надел шапку (фригийский колпак), которую не снимал. Эту «награду» увидел брадобрей Мидаса, когда делал своё дело.


Ж. Энгр. Мидас и его брадобрей.

И, ни в силах сохранить эту тайну, брадобрей вырыл ямку, и, прошептав туда: «У царя Мидаса ослиные уши», засыпал её землей. На этом месте вырос тростник, который шепотом рассказал об этой тайне, так что она разошлась по всему свету. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» . (Лк. 8, 16-17).

Археологи Пенсильванского университета проводили раскопки Гордиона, столицы Фригии. Раскопав гробницу одного из Мидасов, правившего в VIII в. до н.э., учёные обнаружили латунь – красивый желтый сплав меди с цинком, очень похожий на золото. По мнению археологов, именно латунь произвела большое впечатление на современников и поэтому родился миф о царе, превращавшем все в золото.

Однажды веселый бог Дионис шел из Фракии во Фригию. Дорога вела к горным долинам Тмола, где рос виноград, а дальше к Пактолу, воды которого еще не блистали тогда золотым песком. Сопровождала Диониса толпа юных вакханок и сатиров, но не было среди них старшего, которого звали Силеном. Опьяненный вином, он попал в розовый сад фригийского царя Мидаса, где схватили его фригийцы и, связав ему руки сплетенными цветами, привели к царю. Узнал царь Мидас веселого спутника Диониса и ласково принял его. Десять дней и ночей угощал царь Мидас Силена, а на одиннадцатый утром привел его к Дионису. Обрадовался Дионис, увидев своего друга Силена, и обещал Мидасу исполнить любое его желание. Стал Мидас просить бога Диониса наградить его таким даром, чтобы все, к чему он ни прикоснется, обращалось бы в чистое золото. И исполнил Дионис желание царя Мидаса.
Обрадовался Мидас такому дару и решил испытать, исполнил ли и вправду свое обещание Дионис. Отломил он дубовую ветку - и вдруг в руке у него оказалась ветвь золотая. Поднял с земли он камень, и камень тоже стал золотым. Всякое яблоко казалось ему сорванным в саду гесперид - а яблоки были там все золотые. В золотой поток обращалась вода, которой мыл он руки. Ликует царь Мидас от такого счастья. И вот велел он приготовить себе роскошный обед. Стоит на столе блюдо с жареным мясом, белый хлеб и вино. Но только хочет Мидас поднести ко рту кусок хлеба, превращается хлеб в золото, становится золотом мясо, и вино, смешанное с водой, тоже становится золотым. Испугался Мидас, не ожидал он такой беды. Богач, он становится беднее нищего, хочет бежать от своего богатства, к которому он так стремился. Его мучит голод, томит его жалсда, но за свою жадность к золоту наказан Мидас.
Обратился он с мольбой к Диониса чтоб сжалился он над ним, простил бы его и избавил от этой золотой напасти.
Выполнил Дионис мольбу раскаявшегося Мидаса и взял назад свой губительный дар. Он велел ему пойти к реке Пактол и, дойдя до самых ее истоков, погрузиться в ее воды и омыть тело в пенистых волнах, обещая, что не останется тогда и следа от золота, которого он так домогался.
Исполнил Мидас совет Диониса и потерял свою силу обращать все, к чему ни прикоснется, в золото, но с той поры стала река Пактол нести золотой блестящий песок, что ложится весной на лугах.
Стало с тех пор царю Мидасу ненавистно богатство, и зажил он бедно и просто. Он бродил по полям и лугам и стал почитателем Пана, бога лесов и полей. По однажды пришла на царя Мидаса новая напасть, и не мог он расстаться с ней уж до самой смерти.
Однажды осмелился Пан состязаться в музыке с самим Аполлоном. А дело происходило на горе Тмол, и бог той горы был избран в судьи. Он уселся на своем почетном месте, вокруг него стояли, слушая музыку, нимфы, а с ними и царь Мидас.

Начал бог Пан играть на своей флейте, и слушал его с наслаждением Мидас. Но вот выступил затем увенчанный лаврами лучезарный бог Аполлон и стал играть на кифаре.
Очарованный игрой Аполлона, бог горы Тмол признал его тотчас победителем.
И все с ним согласились. Только один царь Мидас был не согласен со всеми и назвал судью несправедливым. Разгневался на неразумного царя Мидаса лучезарный Аполлон и решил его наказать. Он вытянул уши царя Мидаса в длину, покрыл густой серой шерстью, наделил гибкостью и подвижностью. И навсегда остались у царя Мидаса ослиные уши. Стало стыдно Мидасу, и ему пришлось закрывать их пурпурной повязкой. И только от одного брадобрея, который всегда стриг ему волосы и бороду, не мог он скрыть своих ослиных ушей, но строго-настрого запретил ему разглашать эту тайну.
Но брадобрей, боясь рассказать о том людям, отправился на берег реки, вырыл в земле ямку и шепнул в нее: «А у царя Мидаса ослиные уши», - и закопал затем ямку. И вскоре на том месте, где была закопана тайна, вырос густой тростник, и под ветром зашептали листья друг другу: «А у царя Мидаса ослиные уши».
Так люди узнали тайну Мидаса.

Ми-дас (ас-сир. Ми-та)- са-мый зна-ме-ни-тый царь Фи-гии (Ма-лая Азия). Жизнь это-го ца-ря оку-та-на мно-жест-вом ле-генд. По пре-да-нию, еще ре-бен-ку Ми-да-су му-равьи в рот тас-ка-ли пше-нич-ные зер-на, пред-ве-щая бу-ду-щее бо-гат-ст-во. Так-же утверж-да-лось, что Ди-о-нис за ока-зан-ную ему услу-гу в ка-чест-ве бла-го-дар-нос-ти пред-ло-жил Ми-да-су ис-пол-нить лю-бое его же-ла-ние. Ми-дас по-же-лал, что-бы все, к че-му он при-кос-нет-ся, пре-вра-ща-лось в зо-ло-то. Но в зо-ло-то ста-ла пре-вра-щать-ся пи-ща, что гро-зи-ло Ми-да-су го-лод-ной смертью, и он взмо-лил-ся «бо-гу», что-бы тот снял ча-ры. Ди-о-нис при-ка-зал Ми-да-су ис-ку-пать-ся в ис-точ-ни-ке Пак-тол, от-че-го ис-точ-ник стал зо-ло-то-нос-ным, а Ми-дас из-ба-вил-ся от сво-е-го да-ра. Пред-став-ле-ние о бо-гат-ст-ве Ми-да-са от-ра-жа-ет пред-став-ле-ния гре-ков о зо-ло-тых со-кро-ви-щах Ма-лой Азии.

Еще ле-ген-да: Ми-дас был судь-ей на му-зы-каль-ном со-стя-за-нии меж-ду Апол-ло-ном и Па-ном и при-знал Апол-ло-на по-беж-ден-ным. За это Апол-лон на-де-лил Ми-да-са ос-ли-ны-ми уша-ми, ко-то-рые ца-рю при-хо-ди-лось пря-тать под фри-гий-ской ша-поч-кой. Ци-рюль-ник Ми-да-са, уви-дев уши и му-ча-ясь тай-ной, ко-то-рую ни-ко-му не мог рас-ска-зать, вы-рыл ям-ку в зем-ле и шеп-нул ту-да: «У ца-ря Ми-да-са ос-ли-ные уши!» , - и за-сы-пал ям-ку. На том мес-те вы-рос трост-ник, ко-то-рый про-ше-лес-тел о тай-не все-му све-ту. Миф о Ми-да-со-вых ушах ско-рее все-го от-ра-жа-ет пред-став-ле-ния то-те-миз-ма, а в язы-коз-на-нии же су-щест-ву-ет устой-чи-вый фра-зео-ло-гизм: «Ми-да-со-вы уши», что озна-ча-ет тай-ну, ко-то-рую не-воз-мож-но скрыть.
Ес-тест-вен-но, что об-раз это-го ле-ген-дар-но-го ца-ря с древ-нос-ти при-вле-кал вни-ма-ние уче-ных му-жей, ко-то-рые ста-ра-лись раз-га-дать свя-зан-ные с ним ми-фы по-сред-ст-вом изу-че-ния тор-го-во-по-ли-ти-чес-ких свя-зей Фри-гии и Гре-ции. По-про-бу-ем и мы вкрат-це озна-ко-мить-ся с ис-то-ри-ей этой стра-ны и с лич-ностью ее зна-ме-ни-то-го пра-ви-те-ля.
Фри-гий-ское цар-ст-во рас-по-ла-га-лось в цент-ре Ма-лой Азии. Рас-цвет это-го го-су-дар-ст-ва при-хо-дит-ся на вто-рую по-ло-ви-ну VIIIв. до н.э.и свя-зан с ца-рем Ми-да-сом. Это-му же вре-ме-ни при-над-ле-жат рас-ко-пан-ные зда-ния и кур-ган-ные по-гре-бе-ния фри-гий-ской сто-ли-цы Гор-ди-он в до-ли-не р. Сан-га-рия (Са-карья). По пре-да-нию, Гор-ди-он был на-зван по име-ни Гор-дия, ос-но-ва-те-ля если не Фри-гий-ско-го цар-ст-ва во-об-ще (как счи-та-ли гре-ки), то во вся-ком слу-чае Фри-гий-ской ве-ли-кой дер-жа-вы, ка-ко-вой это цар-ст-во ста-ло в VIIIв. до н.э.
Соб-ст-вен-но фри-гий-ская тер-ри-то-рия (если не счи-тать Ма-лой Фри-гии, вы-хо-див-шей к Мра-мор-но-му мо-рю) вклю-ча-ла ле-си-с-тый гор-ный мас-сив меж-ду со-вре-мен-ны-ми Эс-ки-ше-хи-ром и Афь-он-Ка-ра-хи-са-ром, у ис-то-ков боль-ших ма-ло-азий-ских рек; здесь на-хо-дил-ся хра-мо-вый го-род Пес-си-нунт и дру-гой, ви-ди-мо, то-же хра-мо-вый го-род, услов-но на-зы-ва-е-мый «Го-ро-дом Ми-да-са» (древ-нее на-зва-ние его не-из-вест-но). Но под-лин-ный центр фри-гий-ской тер-ри-то-рии на-хо-дил-ся в до-ли-не р. Сан-га-рия, а на вос-ток она за-хо-ди-ла за озе-ро Туз и за ре-ку Га-лис (Кы-зыл-Ир-мак); здесь фри-гий-ские слои име-ют-ся на та-ких древ-них го-ро-ди-щах, как Бо-газ-кёй, Алад-жа-Хю-юк, Али-шар и Кюль-те-пе.
Рас-цвет Фри-гии при Гор-дии и Ми-да-се, сы-не Гор-дия (ас-сир. Ми-та), был быст-рым и блес-тя-щим. Ми-дас, не-со-мнен-но, по-ми-мо Фри-гии гос-под-ст-во-вал и над Ли-ди-ей (до-ли-ной ре-ки Герм, со-вр. Ге-диз) и над ее бо-га-ты-ми зо-ло-ты-ми мес-то-рож-де-ни-я-ми у го-ры Пак-тол, от-кры-ты-ми в пос-ле-хет-т-ское вре-мя (мо-жет быть, как раз при фри-гий-ском вла-ды-чест-ве?). На вос-то-ке вли-я-ние Ми-да-са до-хо-ди-ло до Тав-ра, а на за-па-де - до эолий-ских и ионий-ских го-ро-дов: же-ной его бы-ла, по пре-да-нию, дочь ца-ря г. Ки-мы в Эоли-де, но-сив-ше-го гром-кое имя Ага-мем-но-на. Имен-но Ми-дас был пер-вым из нег-ре-чес-ких ца-рей, кто при-нес дар в об-щег-ре-чес-кое свя-ти-ли-ще в Дель-фах (зо-ло-той трон). При Ми-да-се рас-цве-ла фри-гий-ская ме-тал-лур-ги-чес-кая, ткац-кая, де-ре-во-об-де-лоч-ная про-мыш-лен-ность.
Ин-те-рес-но, чт во Фри-гии вплоть до по-те-ри ею не-за-ви-си-мос-ти не на-блю-да-ет-ся при-зна-ков вво-за то-ва-ров ре-мес-лен-но-го про-из-вод-ст-ва из Гре-ции и во-об-ще с за-па-да; на-про-тив, на-чи-ная с VIIIв. до н.э. в Гре-ции поч-ти по-все-мест-но встре-ча-ют-ся из-де-лия фри-гий-ские и, по-ви-ди-мо-му, ли-бо при-быв-шие че-рез Фри-гию урарт-ские, ли-бо ими-ти-ро-ван-ные во Фри-гии по урарт-ским об-раз-цам.
В свою оче-редь, из Гре-ции в Фри-гию шло оло-во, не-ко-то-рые сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ные про-дук-ты и ра-бы. Гре-чес-кие мо-ре-хо-ды мог-ли быть ес-тест-вен-ны-ми по-став-щи-ка-ми ра-бов, точ-но так же как фи-ни-кий-ские (си-дон-ские) мо-ря-ки, о чьей пи-рат-ской де-я-тель-нос-ти кра-соч-но рас-ска-зы-ва-ет гре-чес-кая по-эма VIIIве-ка до н.э. - «Одис-сея». По дан-ным древ-не-ев-рей-ско-го про-по-вед-ни-ка Езе-ки-и-ла, Фри-гия еще и в его вре-мя (ког-да Фри-гия, бу-ду-чи са-ма за-во-е-ва-на, уже не за-хва-ты-ва-ла плен-ных на вой-не) про-да-ва-ла фи-ни-кий-цам, на-ря-ду с брон-зой, так-же «ду-ши че-ло-ве-чес-кие» - ско-рее все-го, как по-сред-ни-ки в ра-бо-тор-гов-ле За-па-да.
Есть не-ма-ло куль-тур-ных изо-бре-те-ний, пе-ре-ня-тых, по пре-да-нию, гре-ка-ми, а поз-же рим-ля-на-ми у фри-гий-цев: та-ко-вы цвет-ные фри-зы (лат. phrygium) под дву-скат-ной кры-шей хра-мо-вых и дру-гих зда-ний (по-доб-ные же хра-мо-вые зда-ния со-ору-жа-лись и в Урар-ту), на-стен-ные ков-ры (греч. tapetes), ис-кус-ст-во вы-шив-ки зо-ло-ты-ми нит-ка-ми, фри-гий-ский му-зы-каль-ный лад, двой-ная сви-рель и ки-фа-ра, раз-ве-де-ние «ан-гор-ских коз» с пу-шис-той «мо-хе-ро-вой» шерс-тью, де-ко-ра-тив-ных роз и мно-гое дру-гое. О гре-чес-ком вли-я-нию на Фри-гию су-дить труд-нее: если не счи-тать над-гроб-ных над-пи-сей рим-ско-го вре-ме-ни, до нас до-шло лишь не-мно-го крат-ких и обыч-но не под-да-ю-щих-ся ис-тол-ко-ва-нию над-пи-сей по-фри-гий-ски. Од-на-ко над-ле-жит за-ме-тить, что с VIIIв. до н.э. и фри-гий-цы, и гре-ки поль-зо-ва-лись прак-ти-чес-ки од-ним и тем же ал-фа-ви-том - алф-ви-том в под-лин-ном смыс-ле сло-ва, т.е. пе-ре-да-вав-шим не толь-ко со-глас-ные, но и глас-ные зву-ки. Внеш-не он очень бли-зок фи-ни-кий-ско-му пись-му на-ча-ла Iты-ся-че-ле-тия до н.э.; го-раз-до мень-ше по-хо-жи на не-го (и на гре-чес-кую аз-бу-ку) дру-гие ма-ло-азий-ские ал-фа-ви-ты (ли-дий-ский, ка-рий-ский, ли-кий-ский и др.), хо-тя и они яв-но фи-ни-кий-ско-го про-ис-хож-де-ния.
Очень ран-нее вли-я-ние гре-ков на фри-гий-цев вид-но так-же из над-пи-си на куль-то-вой ни-ше в ска-ле из «Го-ро-да Ми-да-са», где этот царь но-сит ахей-ские (ми-кен-ские) ти-ту-лы ва-нак и ла-ва-гет . Итак, в гре-ко-фри-гий-ских вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях фри-гий-ская сто-ро-на, ви-ди-мо, не бы-ла толь-ко да-ю-щей. Тем не ме-нее в ма-те-ри-аль-ной куль-ту-ре (скаль-ные со-ору-же-ния, брон-зо-вая ут-варь и т.п.). Фри-гий-ское цар-ст-во да-ет боль-ше сви-де-тельств свя-зей с цар-ст-вом Урар-ту, чем с Гре-ци-ей; не-со-мнен-но, оно яви-лось свя-зу-ю-щим зве-ном меж-ду Пе-ред-ней Ази-ей и гре-ка-ми; пер-вые участ-ки зна-ме-ни-той пер-сид-ской «Цар-ской до-ро-ги», со-еди-няв-шей с VIве-ка до н.э. стра-ны Эгей-ско-го мо-ря с Вос-то-ком, бы-ли про-дол-же-ны уже при Ми-да-се.
Глав-ную роль во фри-гий-ской ре-ли-гии иг-рал культ ве-ли-кой ма-те-ри-бо-ги-ни Ки-бе-лы (Ку-ба-бы - культ, вос-хо-дя-щий еще к до-хур-рит-ским вре-ме-нам), а так-же мо-ло-до-го уми-ра-ю-ще-го и вос-кре-са-ю-ще-го бо-га Ат-ти-са. В этом куль-те - по край-ней ме-ре позд-нее - бы-ли рас-прост-ра-не-ны ор-ги-ас-ти-чес-кие об-ря-ды и са-мо-оскоп-ле-ние жре-цов, по-свя-щав-ших се-бя куль-ту. По-ви-ди-мо-му, во Фри-гии су-щест-во-ва-ли ав-то-ном-ные хра-мо-вые го-ро-да.
Фри-гий-ские во-и-ны изо-бра-жа-ют-ся ко-рот-ко-бо-ро-ды-ми, с серь-га-ми в ушах, оде-ты-ми в длин-ные по-ло-са-тые ру-ба-хи с кис-точ-ка-ми по по-до-лу и вы-со-кие са-пож-ки; шле-мы они но-си-ли пле-те-ные, копья у них ко-рот-кие, щи-ты круг-лые, не-боль-шие. Мо-да на зна-ме-ни-тые «фри-гий-ские кол-па-ки», в бу-ду-щем став-шие сим-во-лом сво-бо-ды, бы-ла, ви-ди-мо, за-не-се-на во Фри-гию поз-же - ким-ме-рий-ца-ми или тре-ра-ми.
Фри-гия при Ми-да-се вхо-ди-ла в со-став ан-ти-ас-си-рий-ской ко-а-ли-ции из Урар-ту (царь Ру-са I), Кар-ке-ми-ша (царь Пи-си-рис), го-су-дар-ст-ва-ми Тав-ра (Ату-на, Та-бал и Ком-ма-ге-на) в борь-бе про-тив ас-си-рий-ско-го ца-ря Сар-го-на ІІ. Вой-не Ми-да-са с Сар-го-ном IIпо-ме-ша-ло на-шест-вие ким-ме-рий-цев. Но-вый царь Урар-ту Ру-са ІІ объ-еди-нит свои во-ен-ные си-лы с ким-ме-рий-ца-ми про-тив Фри-гии при бла-го-же-ла-тель-ном нейтра-ли-те-те Ас-си-рии. По-ход про-тив Фри-гии 675 г. до н.э. бу-дет успеш-ным. Урар-ты за-хва-ти-ли мно-го до-бы-чи и плен-ных, а Фри-гия бы-ла вы-да-на на по-ток и раз-граб-ле-ние ким-ме-рий-ца-ми, ко-то-рые опус-то-ша-ли цар-ст-во Ми-да-са свы-ше 20 лет. В этой вой-не по-ги-ба-ет пре-ста-ре-лый царь Ми-дас. Ким-ме-рий-цы ста-ли при-чи-ной ги-бе-ли это-го про-цве-та-ю-ще-го го-су-дар-ст-ва Древ-не-го Вос-то-ка.
Кс-та-ти, с име-нем фри-гий-ско-го ца-ря Гор-дия (отец Ми-да-са) так-же свя-за-на од-на зна-ме-ни-тая ле-ген-да - «Гор-ди-ев узел» . По ле-ген-де, жре-цы Фри-гий-ско-го хра-ма Зев-са пред-ска-за-ли, что пер-вый, кто всту-пит в их го-род, бу-дет са-мым вы-да-ю-щим-ся ца-рём за всю ис-то-рию стра-ны. Пер-вым в го-род въехал на сво-ей те-ле-ге ни-ко-му не из-вест-ный кресть-я-нин Гор-дий. Его вы-бра-ли Фри-гий-ским ца-рём. В па-мять о дан-ном со-бы-тии он при-нёс в дар хра-му Зев-са те-ле-гу, на ко-то-рой въехал в го-род. Гор-дий при-вя-зал её к ал-та-рю та-ким слож-ным уз-лом из ки-зи-ло-во-го лы-ка, что ни-ка-кой ис-кус-ник не мог его рас-пу-тать. Ора-кул пред-ска-зал, что че-ло-ве-ку, ко-то-рый рас-пу-та-ет гор-ди-ев узел, по-ко-рит-ся весь мир.
И вот сто-ли-цу Фри-гии по-ко-рил ве-ли-чай-ший из пол-ко-вод-цев древ-нос-ти — Алек-сан-др Ма-ке-дон-ский . Боль-шин-ст-во пи-са-те-лей со-об-ща-ет, что мо-ло-дой во-ин во-шёл в древ-ний храм, при-гля-дел-ся к про-слав-лен-но-му уз-лу и вы-хва-тив меч, рас-сёк его од-ним уда-ром. Жре-цы ис-тол-ко-ва-ли это так: «Он за-во-ю-ет мир! Но ме-чом, а не дип-ло-ма-ти-ей» . Од-на-ко, по рас-ска-зу Арис-то-бу-ла, «Алек-сан-дру лег-ко уда-лось раз-ре-шить за-да-чу и осво-бо-дить яр-мо, вы-нув из пе-ред-не-го кон-ца дыш-ла крюк — так на-зы-ва-е-мый „гес-тор“, ко-то-рым за-креп-ля-ет-ся ярем-ный ре-мень».
В пе-ре-нос-ном смыс-ле «Го́рди-ев узел» мо-жет озна-чать лю-бую слож-ную за-да-чу. «Раз-ру-бить гор-ди-ев узел» — зна-чит сме-ло, ре-ши-тель-но и энер-гич-но ре-шить слож-ное де-ло, по-сту-пив не по пра-ви-лам, пред-пи-сы-ва-ю-щим дли-тель-ное и не-про-дук-тив-ное ре-ше-ние слож-ных за-дач, а по сво-е-му же-ла-нию, по-лу-чив ре-зуль-тат не-за-кон-но, но сра-зу.