И.С. Никитин "Русь": анализ стихотворения

«Русь», написанная Иваном Саввичем Никитиным в 1851 году, стала не вершиной творчества поэта, но центральной точкой в нем, отмечающей удивительную по силе любовь к родине и не менее удивительную по красоте способность эту любовь описывать.

В своем творчестве Никитин часто обращается к теме России, к ее истории и настоящему, заглядывает и в будущее, но «Русь» даже среди этих патриотических (не по заказу, а по зову сердца) стихов стоит особняком.

Главная тема произведения

Центральная тема здесь — это, безусловно, любовь к родине. Она проявляется в каждом слове поэта, ею дышит каждая строка. Иван Саввич начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, - этими словами поэт подчеркивает огромные размеры своей родины, ее необъятность. Говорит он и о богатой плодородной земле, упоминая зрелые нивы и наливающийся в садах виноград, и о богатстве Руси в целом.

Славному воинскому прошлому тоже находится место в произведении. Никитин в стихотворной форме вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над отечеством нависала угроза иностранного вторжения. Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война, отгремевшая совсем недавно. Никитин выделяет ее особо. Говоря, что «под грозой ее леса падали», поэт подчеркивает серьезность угрозы, нависшей в начале XIX века над страной.

В произведении звучит тема героизма русского народа, из раза в раз собиравшегося, «поднимавшегося» со всех концов страны — чтобы выделить эту повсеместность, единый порыв, Никитин использует фразу «Вдруг со всех концов поднялася Русь». Именно благодаря народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить отечество неприкосновенным.

В завершение Никитин описывает нынешнее благосостояние Руси, упоминает, что на поклон идут даже корабли из далеких стран. Финальный аккорд произведения — указание, что слава о Руси идет во всех концах земли, и выражение любви к стране, за которую не жаль и головы сложить. Тема самопожертвования и готовности отдать жизнь за Россию красной нитью проходит через все произведение, но в конце звучит особенно ярко.

Структурный анализ стихотворения

Произведение состоит из 29-ти четверо- и шестистиший. Оно написано в форме баллады, что подтверждает и инверсивный порядок слов во многих предложениях («муравьем кишит православный люд» и др.). Активно применяется архаическая лексика и торжественные слова; поэт не чурается восклицаний, акцентируя тем самым особо важные места в своем стихотворении.

Яркие эпитеты, сравнения и олицетворения воссоздают перед читателем прекрасный визуальный образ — в самом начале мы вместе с Никитиным словно бы пролетаем над страной, видим моря и горы, и цветущие сады на юге, и суровый заснеженный русский север. Большое количество гласных и повтор, использованный в качестве стилистического приема, так же создают фонетическое впечатление напевности, подчеркивают мелодичность стиха.

«Русь», написанная Иваном Саввичем Никитиным, особняком стоит среди множества патриотических стихов середины XIX века. Произведение героизирует любовь к родине, подчеркивает независимый характер Руси и ее жителей.

анализ стихотворения Никитина,Русь»

  1. Стихотворение «Русь» принесло славу Никитину. Поэт восхищается богатством и простором Руси.
    В стихотворении нет рифмы. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке: два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворении Русь. Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Стихотворение напоминает народную песню. Былинный стих звучит напевно, протяжно, как народная песня.
    Родина не только степи, горы, луга и поля. Родина это народ. И о народе поэт рассказывает, используя приемы, присущие народной поэзии. Необычный порядок слов в строке, в предложении служит для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет удерживать заданный ритм. Никитин использует инверсию, чтобы стихотворение звучало, как былина. Критик Олег Лагунский так писал о стихотворении Русь:

    Когда читаешь Русь — особенно вслух, — обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовтся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть ГИМН отчей земле! «

    Стихотворение делится на 3 смысловые части. Первая часть- описывается природа Руси. Вторая часть посвящена истории России. В третьей части описывается богатство родной земли, гостеприимство русского народа,
    открытость страны для тех, кто придт с добром. Стихотворение Русь — это гимн родной земле.

  2. капец
  3. Под большим шатром
    Голубых небес
    Вижу даль степей
    Зеленеется.

    И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.

    По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
    Во все стороны.

    Посмотрю на юг
    Нивы зрелые,
    Что камыш густой,
    Тихо движутся;

    Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
    Наливается.

    Гляну к северу
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
    Быстро кружится;

    Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лед
    Ходит по морю;

    И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
    Непроглядную.. .

    Это ты, моя
    Русь державная,
    Моя родина
    Православная!

    Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулася!

    У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
    Воля смелая?

    У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей стола,
    Меча недругу?

    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов?

    Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в черный день
    Низко кланялась?

    На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
    Татар полчища.

    Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
    Ляху гордому.

    И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
    Туча темная?

    Под грозой ее
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
    Колебалася,

    И зловещий дым
    От горевших сел
    Высоко вставал
    Черным облаком!

    Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань
    Вдруг со всех концов
    Поднялася Русь.

    Собрала детей,
    Стариков и жен,
    Приняла гостей
    На кровавый пир.

    И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
    Гости навеки.

    Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера
    О них плакали!. .

    И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьем кишит
    Православный люд.

    По седым морям
    Из далеких стран
    На поклон к тебе
    Корабли идут.

    И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
    Груды золота.

    И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
    Слава громкая.

    Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
    Назвать матерью,

    Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
    Сложить голову!

  4. Пипец план составить трудно
  5. План.
    1. Описание природы
    2. Посвящение истории России

    Текст
    1 часть
    Начало
    И поля цветут
    И леса шумят
    И лежат в земле
    Груды золота
    Конец части
    Освещаем мглу
    Непроглядную….
    2 часть
    Начало
    Это ты моя
    Русь державная
    Конец части
    Муравьм кишит
    Православный люд
    3 часть
    Начало
    По седым морям
    Конец
    Сложить голову
  6. План.
    1. Описание природы
    2. Посвящение истории России
    3. Описание богатств родной земли
    Текст
    1 часть
    Начало
    И поля цветут
    И леса шумят
    И лежат в земле
    Груды золота
    Конец части
    Освещаем мглу
    Непроглядную….
    2 часть
    Начало
    Это ты моя
    Русь державная
    Конец части
    Муравьм кишит
    Православный люд
    3 часть
    Начало
    По седым морям
    Конец
    Сложить голову
    Нравится Пожаловаться
    Яна Лисничук Ученик (125) 3 недели назад
    Под большим шатром
    Голубых небес
    Вижу даль степей
    Зеленеется.

    И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.

    По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
    Во все стороны.

    Посмотрю на юг
    Нивы зрелые,
    Что камыш густой,
    Тихо движутся;

    Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
    Наливается.

    Гляну к северу
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
    Быстро кружится;

    Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лед
    Ходит по морю;

    И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
    Непроглядную.. .

    Это ты, моя
    Русь державная,
    Моя родина
    Православная!

    Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулася!

    У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
    Воля смелая?

    У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей стола,
    Меча недругу?

    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов?

    Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в черный день
    Низко кланялась?

    На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
    Татар полчища.

    Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
    Ляху гордому.

    И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
    Туча темная?

    Под грозой ее
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
    Колебалася,

    И зловещий дым
    От горевших сел
    Высоко вставал
    Черным облаком!

    Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань
    Вдруг со всех концов
    Поднялася Русь.

    Собрала детей,
    Стариков и жен,
    Приняла гостей
    На кровавый пир.

    И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
    Гости навеки.

    Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера
    О них плакали!. .

    И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьем кишит
    Православный люд.

    По седым морям
    Из далеких стран
    На поклон к тебе
    Корабли идут.

    И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
    Груды золота.

    И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
    Слава громкая.

    Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
    Назвать матерью,

    Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
    Сложить голову!

  7. можно план составить плз

Русским читателям 19 века имя поэта стало известно в 1853 году, когда было впервые напечатано стихотворение «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. Мы должны задуматься о том, как наша с вами жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

Внимательно послушайте стихотворение. Постарайтесь понять чувства поэта.

Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину?

"Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!" - писал критик Олег Ласунский.

Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это замечательное произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле.

Шатер – высокая крыша Державная – обладающая верховной властью (государственная)

Нива – засеянное поле Брань – война, битва

Мгла – непрозрачный воздух

Мурава – молодая трава

Казна - государственное имущество, денежные и иные средства.

Курган - могильный холм у древних славян.

Разгул – безудержное проявление чего-нибудь отрицательного (кутёж).

Нужда – потребность

Кишать – шевелиться

Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части.

Работа над 1-ой частью .

Первая часть -10 строф - заканчивается словами

«Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной ///Развернулася»

Перечитаем отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так:

«Вижу - даль степей зеленеется» или

«Цепи гор стоят великанами»

Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? Работа по карте.

Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси?

Расскажите о своем понимании 7 строфы.

Подымается грудь/// Море синее /// И горами лед /// ходит по морю

Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы?

Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»?

Какие приемы использует поэт в этих строках?

Расскажите о том, как вы понимает следующую 8 строфу « И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»

О какой непроглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»?

Какие приёмы видите в этой строфе?

По характеру стихосложения, что напоминает это произведение?

Поэт писал его былинным стихом: соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение.

Н-р: Мурава лугов

ковром стелется.

Виноград в садах

наливается.

На какой слог от начала строки падает ударение?

На какой слог от конца строки падает ударение?

Есть ли в стихотворение рифма?

В стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»

Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих?

Могучую, как богатырь, страну, поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии.

Начиная с четвертого четверостишия выделим устойчивые, характерные для фольклора, словосочетания.

Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое. Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ - необычный порядок слов в строке для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.

Итак, почему Никитин использует инверсию?

Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.

Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях

Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.

Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.

Как можно озаглавить 1 часть?

Работа над 2-ой частью .

Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.

Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.

К кому обращены эти вопросы?

По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ.

Что еще заметили, читая эти строки?

Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает одинаково «У тебя ли нет?» (единоначатие)

Озаглавим эту часть.

Работа над 3-ей частью .

После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

Чтение 3 части.

(На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища)

(Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

(И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча тёмная?)

Как вы думаете, один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?

Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?

Почему же поэт не указывает точной даты, когда "... в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?

Как можно озаглавить 3 часть?

Работа над 4-ой частью .

Прочитайте.

О чём пишет в этой части?

В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы.

Как можно ее озаглавить?

Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава поэта, Вынужденного до того вести жизнь, далёкую от литературного творчества. Стихотворение посвящено теме родины. Оно начинается с описания прекрасной русской природы.

Поэт восхищается высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами. Читая эти строки, мы как будто видим картины прекрасной и богатой русской природы и любуемся ими вместе с автором.
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

Однако не только природа затрагивает душу поэта. Он вспоминает о славном и трагическом прошлом родной земли: о татарских полчищах, набегах врагов с Запада, войнах, пожарах, разорённых городах и деревнях. Но Русь не пала под натиском врагов, а собрала все свои силы и выстояла. Она стала могучей, сильной, непобедимой, славной, богатой. Вместе с автором мы испытываем чувство гордости за свою страну, читая эти строки:

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается. Оно напоминает фольклорное произведение, простое, но звучное, чёткое, строгое. Это стихотворение передаёт не только чувства поэта, но и любовь к родине всякого простого человека.

Предварительный просмотр:

Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 города Сургута

Тема: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике
  • Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
  • Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.

Здоровьесберегающие:

  • Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»

Личностные:

Ученик получит возможность

  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность

  • научиться ориентироваться в своих знаниях,
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
  • научится использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

  • определять и формулировать тему и цель урока,
  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
  • вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность

  • научиться оформлять свои мысли в устной форме,
  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Основные понятия:

риторический вопрос.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

  • Технология продуктивного чтения.
  • Проблемно – диалогическая технология.
  • ИКТ технологии
  • Метод групповой работы.

Ресурсы:

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.

Организация пространства:

групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

(Звучит песня « Россия! Русь!»).

Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение)

О чём и о ком эта песня? (О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д.)

Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? (Слайд 1) Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава) .

Как они называются ? (синонимы).

С чем ассоциируются у вас эти слова? (богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Сформулируйте тему урока (на уроке будем говорить о Родине)

3.Сообщение темы урока

Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

(Слайд 2) Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».

Чем же мы будем заниматься на уроке?

1. Знакомиться с биографией поэта.

2. Работать с текстом

3. Анализировать

4. Вести дискуссию

5. Рассуждать

6. Делать выводы

(Слайд 3) Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.

Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.

Где?

Когда?

Чем?

Что?

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Сейчас мы перейдём на стихотворение.

Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?

(подготовить картинки)

  • О красоте природе
  • О защитниках
  • О богатстве нашей Родины
  • О подвигах

4. Первичное восприятие стихотворения.

1. Определить характер стихосложения

2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения

5. Беседа после чтения

Какие чувства вы испытали?

Ваш прогноз подтвердился?

По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?

(Оно напоминает фольклорное произведение,

Народную песню,

оно простое, но звучное, чёткое, строгое.

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается)

6. Словарно-лексическая работа.

В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?

Значения, каких слов вам непонятны?

Нива - засеянное поле

Мурава - молодая трава

Зарево - отсвет пожара

Казна - деньги, имущество государства

Курган - холм

Полчище - огромное войско

Ляхи - польские воины

Кишит - шевелится

Православные - люди, христианской веры

Груда - большая куча

Держава – государство

Русь - Россия

Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла - непрозрачный воздух

Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения непонятных слов.

7. Работа по содержанию текста (работа в группах)

А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.

Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?

Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.

Давайте пообсуждаем.

Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

(фиксирую на доске)

1 гр. -

2 гр. -

3 гр. -

4 гр. -

Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).

Чему она посвящена?

(Описывается природа Руси)

Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?

(ее необъятность, просторы Руси, природа )

Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

(Одновременно это увидеть нельзя)

(Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

Расскажите о своём понимании этих строк:

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю

Где «горами лёд ходит по морю»?

Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)

Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)

Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

Гляну к северу …

Посмотрю на юг …

(- Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.)

Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

Что в них заключено? (восхищение автора величием Руси)

(Русь державная, в красе царственной)

Как можно озаглавить 1 часть

1.Описание природы Руси.

2часть .

О чём говорится во 2 части стихотворения?

(Об истории Руси . )

Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.

Что заметили необычного?

(Это вопросительные предложения )

Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)

А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами .

Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

(о героическом прошлом нашей Родины)

О каких победах Руси напоминает поэт?

1.Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.

4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Найдите и прочитайте в тексте

Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)

Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)

В чем видит поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир

Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

(Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером )

Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году?

(70 - летие со дня великой победы над фашизмом.)

Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

И в глухих степях …

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные

Бури севера

О них плакали!

Что он выражает в этих строчках?

(Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

Как назовём 2 часть?

2. Описание истории Руси.

3 часть .

О чём говорится в 3 части? (о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)

(поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)

А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны)

В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

(в двух последних четверостишиях)

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

Прочитайте.

Как можно озаглавить эту часть.

3. Прославление богатства и величия Руси.

Что значит, для поэта любить Русь?

Любить природу Руси

Любить русский народ.

Знать и помнить историю своей Родины.

В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?

Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? (любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..

Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?

(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)

Как вы думаете благодаря чему?

(благодаря выразительным средствам языка )

Приведите примеры из текста?

Итог урока

А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.

Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.

Родина!
Бескрайняя, великая!
Заботится, защищает, вдохновляет!
Где родился, там - пригодился!
Дом!

Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.

(проверка)

А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь»

(Можно провести работу в группах, если останется время на уроке)

1 группа выписывает эпитеты : (море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная, воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи, седые моря.)

2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон

3 группа сравнение : нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит,

4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью,

(Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать)