Тема урока: «Вычисление площадей с помощью интегралов. Тема урока: "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла" Краткие теоретические сведения
Тема урока : «Вычисление площадей с помощью интегралов»
Цель урока :
воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при нахождении площади криволинейной трапеции, используя формулу Ньютона-Лейбница, научить находить площади фигур, используя ранее изученную теорию. Развивать навыки самоконтроля, грамотно выполнять построение чертежей и использовать их для иллюстрации решения. Обобщить и систематизировать теоретический материал по теме. Отработать навыки вычисления первообразных для функций. Отработать навыки вычисления определенного интеграла по формуле Ньютона–Лейбница.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Структура урока:
1. Орг. Момент
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и умений
3. Новый материал
4. Закрепление (работа в группах) дифференцированный контроль
5. Дом. зад.(дифференцированное)
Методы : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Тип учебного занятия: интегрированный урок
Формы работы : фронтальная, групповая.
Ход урока :
I Орг. Момент
II Проверка дом. зад :. Повторить понятие первообразной, основные формулы. (теоретич. материал)
Вспомнить алгоритм построения квадратичной функции (фронт. беседа)
Программированный контроль
Задание | Ответ |
||||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||||
Найти общий вид первообразной для функции. |
|||||
Вычислите: |
|||||
Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: |
|||||
у = х2, у = 0, х = 2 | у = х3, у = 0, х = 2 |
На столах у каждого кадета лежит данная самостоятельная работа, которая дает возможность проверить выполнение дом. раб. Правильный ответ обводят и сдают на проверку.
III Теоретический материал
Задача 1 : Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной осью OX, прямыми x=a, x=b и графиком функции y=f(x)
y(x)=9-x2, x=-1, x=2
Один кадет вызывается к доске и с помощью программы Advanced Grapher строит криволинейную трапецию и полученный результат выводит на интерактивную доску. Остальные работают в тетрадях и затем сверяются с доской
На доске заштриховывают криволинейную трапецию, оформляют решение
https://pandia.ru/text/78/387/images/image015_18.jpg" width="476" height="359">
В ходе фронтальной беседы заштрихуем фигуру, площадь которой нам нужно найти
Перед кадетами ставится вопрос: «Полученная фигура является криволинейной трапецией? Как основываясь на ранее полученные знания можно вычислить площадь данной фигуры?»
Как найти пределы интегрирования для каждой криволинейной трапеции?
Найдем точки пересечения этих двух функций:
x 2 =2 x - x 2 (ответ учащихся)
Вывод: Sф=∫x2dx + ∫(2x-x2)dx=1 (на доске выводится только ответ). Для слабых работают консультанты.
· Строим графики функций
Sф=∫ f(x)dx + ∫ g(x)dx
https://pandia.ru/text/78/387/images/image017_20.jpg" width="512" height="260 src=">Используя этот же чертеж, вычислите площадь заштрихованной фигуры:
Кадет на доске увеличивает масштаб чертежа для лучшей наглядности.
Как найти площадь данной фигуры?
Учащиеся делают вывод, что данная фигура состоит из двух криволинейных трапеций.
Дайте запишем полученный результат в общем виде (кадеты делают вывод самостоятельно, учитель играет только направляющую роль)
· Строим графики функций
· Находим абсциссы точек пересечения графиков функций f(x)=g(x), x1, x2
Sф=∫(g(x)-f(x))dx
https://pandia.ru/text/78/387/images/image019_16.jpg" width="396" height="297 src=">Кадеты делают вывод:
IV Закрепление (диф. работа в группах)
1 группа: Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями
y(x)=x2+2, g(x)=4-x
2 группа: Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями
y(x)=-x2-4x, g(x)=x+4
3 группа: Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями
y(x)=4/x2, g(x)=-3x+7
На доске выводится ключ для самопроверки:
III группа |
||
Подведение итогов:
· Как вычисляется площадь криволинейной трапеции?
· Какие из заштрихованных фигур (см. чертежи в тетради) являются криволинейными трапециями?
· Почему другие фигуры нельзя назвать криволинейными трапециями? Как находится их площадь?
V Диф. дом. Работа
1 группа: № 000,№ 000(2), № 000(1)
2 группа: № 000(2), № 1, № 000(4)
Разделы: Математика
Цели урока: обобщение и совершенствование знаний по данной теме.
Задачи:
- Обучающие:
- организация общения на уроке (учитель – ученик, ученик – учитель);
- реализация дифференцированного подхода к обучению;
- обеспечить повторение основных понятий.
- Развивающие:
- развивать умение выделять главное;
- логически излагать мысли.
- Воспитательные:
- формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры;
- воспитание умения преодолевать трудности.
Схема урока.
При просмотре презентации обучающиеся отвечают на вопросы:
- Что называется криволинейной трапецией?
- Чему равна площадь криволинейной трапеции?
- Дайте определение интеграла.
Класс разбит на 2 подгруппы. Первая подгруппа более сильная, чем вторая, поэтому 2 подгруппа сначала работает с учителем (повторяет правила вычисления интегралов – проверка идет у доски), а потом работает за компьютером, выполняя самостоятельную работу. Вторая подгруппа со средними способностями работает самостоятельно. В дидактической игре “Интеграл” необходимо расшифровать высказывание: “Чистая совесть – самая мягкая подушка”. Домашнее задание дается творческое – подобрать 5 оригинальных примеров на нахождение площадей плоских фигур с чертежами.
Вариант №1.
Инструкция
2. Построение графиков:
а) Графики – Добавить график
… – в
поле Формула
введите формулу функции –
выберите толщину линии – ОК.
.
Правка – Добавить метку…
Вид – Списки графиков .
Задание
а) _______________
б) _______________
4. Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками этих функций:
а) ________________________
________________________
________________________б)________________________
________________________
________________________
Самостоятельная работа “Вычисление площади плоских фигур с помощью определенного интеграла”
Учени____11 класса, группы ____________________________
Вариант 2
Инструкция
1. Откройте графопостроитель Advanced Grapher с рабочего стола.
2. Построение графиков:
а) Графики – Добавить график…
б) Для обозначения степени используйте знак ^
(например, )
в) Для набора тригонометрических функций
используйте схему: Графики – Набор свойств
– Тригонометрический набор
. Далее по
обычной схеме, но необходимо увеличить масштаб.
3. Подписать название функции: Правка – Добавить метку…
4. Отключить отображение всех графиков на панели: Вид – Списки графиков
Задание
1. Пользуясь прилагаемой инструкцией, постройте графики функций:
2. Найдите точки пересечения этих графиков
а) ______________________________
б) ______________________________
3. Определите промежуток интегрирования
а) _______________
б) _______________
а) ________________________
________________________
________________________
б) ________________________
________________________
________________________
Самостоятельная работа “Вычисление площади плоских фигур с помощью определенного интеграла”
Учени____11 класса, группы ____________________________
Вариант 3.
Инструкция
1. Откройте графопостроитель Advanced Grapher с рабочего стола.
2. Построение графиков:
а) Графики – Добавить график…
– в
поле Формула введите формулу функции – выберите
толщину линии – ОК.
б) Для обозначения степени используйте знак ^
(например, )
в) Для набора тригонометрических функций
используйте схему: Графики – Набор свойств
– Тригонометрический набор.
Далее по
обычной схеме, но необходимо увеличить масштаб.
3. Подписать название функции: Правка – Добавить метку…
4. Отключить отображение всех графиков на панели: Вид – Списки графиков
Задание
1. Пользуясь прилагаемой инструкцией, постройте графики функций:
а)
2. Найдите точки пересечения этих графиков
а) ______________________________
б) ______________________________
3. Определите промежуток интегрирования
а) __________________
б) __________________
4. Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками этих функций.
а) ________________________
________________________
________________________
б) ________________________
________________________
________________________
На данную тему отводится три урока, данный урок –второй.
Цели урока:
Закрепление и углубление знаний об определённом интеграле и его приложении к нахождению площади фигур;
Формирование умений по применению знаний и способов действий в изменённых и новых учебных ситуациях; - развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся;
Воспитание познавательной активности, умения работать в коллективе, упорства и достижения цели.
Задачи урока:
Повторить таблицу и правила нахождения первообразных, понятие криволинейной трапеции, алгоритм нахождения площади криволинейной трапеции; - применить имеющиеся знания и умения для нахождения площадей плоских фигур.
Формы организации работы обучающихся: работа в группах.
Используемое оборудование и программы: интерактивная доска Smart Board, «Живая математика».
Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:
Функция – шторка:
Функция – клонирования объекта:
Функция – перетаскивания объекта;
Функция – умное перо.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Вычисление площадей фигур с помощью интегралов»
В 11 классе.
Ход урока:
- Организационный момент ((проверяется готовность к уроку, объявляется тема и цель урока, записывается число).
Урок проходит под девизом: Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь.
Конфуций.
- Этап актуализации полученных ранее знаний (цель данного этапа: повторить таблицу и правила нахождения первообразных, понятие криволинейной трапеции, алгоритм нахождения площади криволинейной трапеции).
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с понятием первообразной, с таблицей и правилами их нахождения.
Вопрос 1 : Что называется первообразной для функции у = f (х) на некотором интервале? Вопрос 2 : Как задать все первообразные функции у = f (х), если F(х) – одна из них? Вопрос 3: Перечислите правила нахождения первообразных. После ответа учащихся открывается 2 слайд, отодвигается шторка, за которой скрыты вопросы для учащихся. Задание 1 : Найти одну из первообразных для указанных функций. (учащиеся функцией –перетягивания ставят в соответствие функцию и первообразную). Задание 2 : Для указанной функции найти одну из первообразных, график которой проходит через данную точку. (Обучающиеся на местах самостоятельно решают, один из обучающихся проверяет ответ, отодвигая экран).
А) Функции: 2х 5 – 3х 2 ; 3 cos x – 4 sin x; 3е х + 5 х – 2; е 2х – cos3х; 1/х + 1/ sin 2 х – х.
Первообразные: ln |x| - ctg x – x 2 /2; 1/2е 2х – 1/3 sin 3x; х 6 /3 – х 3 ; 3 sin x + 4 cos x; 3е х + 5 х /ln5.
Б) Для функции f (х) = 2х + 3 найти первообразную, график которой проходит через точку М (1;2).
Вопрос 4: Какую фигуру называют криволинейной трапецией? Задание 3: Записать недостающее условие в определении, записанном на слайде. Задание 4: Записать формулу Ньютона Лейбница.
Задание 5: Вычислить интеграл. (Обучающиеся вычисляют самостоятельно, с последующей проверкой). А) х 2 – 2х) dx; б)
Задание 6: Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = 0, х = е, у = 1/х. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой, открывая экраны на доске).
- Этап формирования и отработки умений и навыков при решении различных заданий по теме « Вычисление площадей фигур с помощью интегралов »
1.Обучающиеся вспоминают свойства площадей
и приводят пример фигуры, площадь которой можно вычислить по формуле S = Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = 0, у = х 2 – 4. (Один ученик с помощью функции – умное перо пишет решение на интерактивной доске).
2. Учащиеся обсуждают план вычисления площади фигуры, ограниченной линиями у = х 2 – 6х +11 и у = х +1. Каждый этап сопровождается открытием шторки.
- Работа в группах . Класс заранее поделён на группы. Три ученика работают у доски, а остальные учащиеся по трём вариантам (группы разбиты по вариантам) на местах: Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: 1 вариант - у = (х – 3) 2 , у = 0, х = 1, х = 4. 2 вариант – у = х – 2, у = х 2 - 4х +2. 3 вариант – у = х, у = 5 – х, х =1, х = 2. Проверка после открытия экранов.
- Работа в группах . Для каждого из следующих 8 слайдов нужно вычислить площадь фигуры. У учащихся в группах есть набор данных рисунков. Учащиеся выбирают формулу, по которой можно найти площадь. Открывается слайд, справа от чертежа есть формулы, на которые наложена функция клонирования. После обсуждения в группах, выходят по одному учащемуся от группы и передвигают выбранную формулу или пишут свою, если такой нет на доске. Дальше следует обсуждение: - Почему выбрана эта формула? - Есть ли ещё способы нахождения площади данной фигуры? - Какая из формул наиболее удобна в применении
Домашнее задание.
Итог урока. Учащиеся отвечают на вопросы: - Что было сделано на уроке? - Что нового они узнали на уроке? - Как им работалось в данной группе?