Социально - культурная анимация. Характеристика социально-культурная анимации как технологии социальной работы с молодежью Социально культурная анимация формирование программ развлечений

Типология методов анимационной деятельности в социуме, как способов реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности или группе (социальная защита, социально-психологическая коррекция, творческая реабилитация, выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.).

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Художественное творчество как ведущий метод анимации. Специфика анимационной работы с различными социальными группами.

Опорный план-конспект

Российские исследователи анимации (Е.Б. Мамбеков, Л.В.Тарасов, Н.Н.Ярошенко и др.) считают, что для французской анимации к началу 1980-х годов было характерно признание важности социальных связей, а их совершенствование рассматривалось как цель анимации.

Анимация и в современной французской педагогической литературе понимается как метод интеграции и участия, нацеленный на совершенствование социальных отношений при посредничестве аниматора.

Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:

· социальной защиты;

· социально-психологической коррекции;

· творческой реабилитации;

· выявления и поддержки динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Индивидуальные, групповые и макрогрупповые методы анимации (количественный критерий ).

Постоянные, периодические и разовые формы работы (временной критерий ).

Типология социальных групп, с которыми проводится анимация. Объектом анимационной деятельности выступают:

Открытая группа (общность людей, не связанная между собой межличностными отношениями, население города, района, коллектив крупного промышленного предприятия и др., случайная аудитория анимационных мероприятий, например, прохожие на улице города и т.п.);

Полуоткрытая группа – аудитория систематически проводимых мероприятий, доступ на которые ограничен определенными правилами или особенностями собирающихся вместе людей;

Закрытая группа – специальные группы, в которых устанавливается тесный межличностный контакт, и поэтому приход новых участников практически невозможен. Это группы, которые собираются время от времени (группы психологического тренинга, семейные клубы, сословные клубы и другие общественные объединения), а также общины – социальные группы людей, которые совместно проживают, занимаются трудовой деятельностью, реализуют общие задачи обучения, преодоления последствий заболеваний, физических дефектов.



Среди направлений анимации выделены:

Основными формами анимационной деятельности здесь является групповая психотерапия, тренинг, совместные занятия творчеством.

В 1880 году в Берлине были организованы первые курсы по оказанию помощи при несчастных случаях на рабочем месте. «Помощь в целях самопомощи» – такова была идея отцов-основателей нынешнего Союза рабочих-самаритян, насчитывающего в Германии свыше 700000 членов, спонсоров и добровольных помощников. В современной деятельности этого союза реализуются гуманитарные акции, ориентированные на все категории населения, в том числе и на детей. Идея социально-педагогической помощи детям не новая и для России, но опыт, который накоплен Союзом рабочих-самаритян, действительно показателен. В основе педагогических программ, курируемых ими, лежит принцип включения ребенка в особую микросреду творчества.



Метод психодрамы определяется отношениями внутри группы как процесс социального взаимодействия, который, в свою очередь, влияет на эти отношения. Драматический элемент укрепляет отношения учеников друг с другом, их взаимопонимание. Используя драму с этой целью, учитель должен начинать со спланированной работы в маленькой группе и постепенно переходить к спонтанной импровизации с большой группой. В качестве примера работы с маленькой группой приводится изучение второклассниками истории американских индейцев. Ученики разделяются на группы по три или четыре человека, их просят приготовить церемонию празднования рождения нового члена племени. Эти «церемонии» они показывают всему классу. Ценность такой игры в том, что ученики могут обмениваться своими идеями, что помогает развивать чувство общности, умение слушать других и выражать свои взгляды, приходить к соглашению с другими членами группы. Недостатком спланированной работы в маленькой группе является относительная изоляция учителя, его роль сведена к наблюдению и к случайному вмешательству.

Пример неспланированной импровизации для целой группы – работа на тему «Эвакуация детей из опасных районов во время Второй мировой войны», основанная на литературном произведении. Учительница просит детей поставить себя на место родителей эвакуируемых, пришедших на организационное собрание. Сама учительница играет роль чиновника, который разъясняет процедуру и отвечает на вопросы родителей. Это собрание не «репетируется». Преимущество такой работы в возможности учителя направлять драматическую фантазию детей изнутри. Успех такой игры возможен в том случае, если ученики и учитель охотно исполняют свои роли, а ученики согласны с участием учителя в их игре.

Неспланированная импровизация для маленькой группы объяснена на примере изучения темы миграции в первом классе. Учитель приводит пример ситуации переезда семьи на новое место. Многие дети имеют опыт переезда, другие знают о нем от знакомых. Группы по три или четыре человека получают задачу вообразить, что они члены семьи, собравшейся в последний раз за столом в их старом доме. Они распределяют роли, но разговор за едой не планируется. Этот метод наиболее эффективен, потому что способствует разговору на определенную тему без добавления извне. Вмешательство учителя неуместно. Он может только наблюдать и делать заметки.

Пример спланированной презентации целой группы – театрализация в четвертом классе женской школы темы сопротивления апартеиду в Южной Африке. Учительница, рассказывая об этой теме, уделяет особое внимание решению правительства выдать пропуска женщинам и рассказывает о различных маршах протеста, о сжигании пропусков и т.д. Затем учениц просят приготовить свой собственный акт протеста. Это задание требует серьезности и динамичности от группы. Оно сближает класс, консолидирует информацию, которую они получили, дает возможность выбрать из нее самое важное, чтобы написать общее заявление. Учителю важно в такой работе не поддаться соблазну «срежиссировать» эту работу, ученики сами должны быть режиссерами.

Все вышеперечисленные формы использования драмы нельзя рассматривать в изоляции. Они используются во взаимодействии, в комбинации в соответствии со специфическими требованиями группы. В любом случае обучение драме остается областью творчества, непредсказуемого в своих выводах, различного в своих методах.

Дискурсивный (языковой) аспект драмы не менее важен, чем социальный.

Драма теснейшим образом связана с языком. Она создает возможности для учеников расширить их языковой фонд, связать свои лингвистические возможности со специфическими ситуациями.

К школьной анимации в полной мере приложимы три главных принципа психологической помощи: добровольность, конфиденциальность, ответственность.

Опыт педагогов-практиков свидетельствует о том, что эффективная работа с детьми и подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы войти во внутренний мир ребенка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный, экономический, политический аспект современного ему бытия.

Ввиду огромной миграции населения во всех странах мира аниматорам приходится принимать во внимание культурную специфику развития подростка (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникаций). Очень важно учитывать маргинальность подростка, если он живет в инородной среде.

Для любого педагога, работающего с детьми и подростками, обязательны психологическая грамотность, умение применять знания возрастных особенностей детей и подростков, их индивидуальных различий (темперамента, характера) в своей работе. И психотерапевт, и психолог-консультант общаются не с представителем пола или возраста, не с носителем тех или иных черт, а с уникальным индивидом, неотторжимым от среды его обитания (школа, семья, улица) и находящимся в определенной системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Ребенок, подросток в каждый момент жизни несет в себе и свое прошлое, и свое будущее. Умение видеть ребенка в истории его развития, во временной перспективе – одно из важнейших профессиональных качеств педагога-аниматора.

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Программа педагогической и психолого-педагогической работы аниматора при этом выстраивается на основе изучения результатов тестирования, оценки личностных качеств, наблюдений.

Следует отметить, что анимация направлена на профилактику психических и социально-психологических последствий, возможных в случае потери физического, социального или умственного статуса. При этом анимация не может заменить собой существующую систему социальной и медицинской помощи нуждающимся людям.

Элементы групповой психотерапии, включаемые в программу анимационной деятельности, позволяют достигать:

На внутриличностном уровне – изменения познавательного характера (изменение определенной ценностной установки); аффективного характера (принятие самого себя); поведенческого характера (усвоение действий, приносящих удовлетворение);

На межличностном уровне – изменение познавательного характера (улучшение восприятия, понимания и оценки других людей); аффективного характера (достижение чувства удовлетворения контактами с социумом); поведенческого характера (приобретение социальных навыков).

В процессе совместного восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая дружеские взаимоотношения с участниками анимационной группы, участники реализуют межличностную активность. Наиболее важной здесь является задача способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников идентичные недомогания, трудности и проблемы.

Применяются следующие общие упражнения – релаксация, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование процедур трансактного анализа и др.

Участие в таких упражнениях позволяет членам анимационной группы выступать одновременно в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки отдельных типов поведения.

Художественное творчество как ведущий метод анимации. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются основными средствами анимации в социокультурной среде. Основной принцип применения творчества в социально-культурной анимации – искусство для участника, а не искусство для зрителя .

Цель таких видов творчества состоит в том, чтобы доставить больше удовольствия участникам, чем публике. В таких программах участники могут исполнять по очереди роли, играть несколько ролей, выступать в качестве авторов и организаторов собственных постановок.

Обращение к формам и методам анимации, более того, тщательное их изучение представляется актуальным и для современной российской реальности. Это в первую очередь связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности. Современная педагогика социально-культурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой – обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).

Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность себя формирует, развивает, совершенствует, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Современная социально-культурная деятельность вносит посильную лепту в процесс социализации человека, его развития в наилучших духовных потенциях и дарованиях. О. Бенар, теоретик социокультурной анимации, высказывал мысль о том, что по отношению к требованиям, которые предъявляет постоянно изменяющееся современное общество, «анимация предстанет в ближайшем будущем основным компенсаторным, регуляционным, катализирующим феноменом, смягчающим культурный износ, обновляющим поведение, взгляды, способствующим приспособлению и самостоятельности; анимация есть социальный ответ, который система дает на специфические проблемы, возникающие в ходе ее же эволюции».

Социально-культурная анимация представляет собой убедительную форму «оживляющей социальной терапии», своеобразный паллиатив кризису западного общества с его индустриализацией, техническим развитием, урбанизацией, массовой культурой, затрудненностью межличностных коммуникаций. Среди направлений анимации выделяются следующие:

1. Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности.

2. Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация).

3. Формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни – логотерапия).

Во Франции существуют различные варианты культурно-воспитательных центров, которые именуются «интегрированными культурными центрами», «социопедагогическими комплексами» и пр. При подобных учреждениях создают учебные курсы, библиотеку, спорткомплекс, иногда и церковь. Сюда приходят дети и взрослые. Для родителей учеников устраивают встречи с педагогами, психологами, специалистами по профориентации и пр. Порой функции подобных центров берут на себя учебные заведения, вовлекая, таким образом, в орбиту анимационной деятельности практически все население страны.

Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Социально-культурная анимация явилась ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе последних лет. Здесь имеются в виду изменения структуры производства, расширение пространства свободного времени, демократизация общественной жизни, развитие новых технологий, движение к информационно ориентированному миру. В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров, по мнению французских исследователей, должна содействовать свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы.

Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего. Изучение опыта французских аниматоров является одним из источников обновления теоретических представлений и технологий современной российской социально-культурной деятельности.

Социально-культурная анимация сегодня - это одна из актуальнейших педагогическая система, субъектом которой являются аниматоры и личности, привлечённые для участия в этом процессе. Грамотная организация досугового времени населения формирует здоровый морально-психологический климат в обществе, повышает культурный уровень, физическую и нравственную рекреацию (восстановление сил человека). Особого внимания в анимационной деятельности требует работа с детьми. Правильно выстроенная анимационная программа - это рычаг управления формированием личности ребёнка.

Основными средствами в работе аниматора с детьми являются: живое слово (methodos «метод» имеет греческое происхождение, в переводе означает «способ познания») ; радио; телевидение; печать; литература; искусство; спорт; наглядные художественные и технические средства. Эти средства не выступают отдельно друг от друга, а тесно переплетены и взаимосвязаны между собой. Их сочетание обусловлено выбором формы взаимодействия, тематической направленностью мероприятия: конференция, выставка, круглый стол, конкурс, дискотека и прочее.

Анимация же неразрывно связанна с социальным воспитанием ребёнка. Взаимосвязь этих двух форм призвана выполнять ряд общих функций:

Приспособления и включения, целью которых является обеспечение социализации личности, её подготовки к многообразным изменениям индустриального общества в экономическом и культурном плане;

Рекреационная, связанная с возможностью культурного развития личности в практической деятельности в свободное время;

Воспитательная;

Культурная, где педагогическая анимация предстаёт как посредническая структура между культурным творчеством, распространением культуры и детской аудиторией;

Критическая, выступающая катализатором в поиске новых отношений между индивидами и группами, наиболее качественного образа жизни

В работе с детьми самым распространённым, ведущим средством быстрого вовлечения в процесс является игра или, как принято сегодня называть игротерапия. Это уникальное, универсальное и простейшее развлекательное средство обладает большим творческим потенциалом направленным на эффективную реализацию анимационной деятельности.

Игровые программы состоят из конкурсов, основанных на методе соревнования:

Художественно публицистические (основной метод иллюстрация);

Фольклорные и зрелищно-театрализованные;

Танцевально-развлекательные;

Спортивные (в основе лежит метод физической релаксации и рекреации).

Анимационный потенциал игры:

Снятие напряжения от пребывания человека в реальной жизни, получение нового позитивного жизненного настроя;

Сплочение коллектива (игровой контакт людей между собой настолько высок, что игровые содружества могут сохраняться и после окончания игры);

Нейтрализация недостатков действительности (противопоставление жесткому миру реальности -мира гармонии и радости);

Подчинение правилам игры (понятие о чести, благородстве, достоинстве, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива);

Физическое совершенствование тела (обучение и применение различных двигательных навыков и действий);

Развитие интеллектуальных способностей (выстраивание логической цепочки действий в процессе игры требующих психологической и умственной активизации);

Возможность проявления своих творческих способностей, их совершенствование в процессе игрового действия;

Игра - это мощное средство самовоспитания и самоусовершенствования, коррекции эмоционального состояния. При правильном включении игры в развлекательную программу она способна значительно изменить настроение людей в лучшую сторону, эмоционально обогатить и преобразить личность.

На ровне с игрой в анимационной деятельности имеет широкое применение конкурс (от латинского «столкновение, встреча»). Конкурс и игра похожи в своей основе. По сути это и есть игровая деятельность, но предполагающая выбор победителя по средствам соревнования, через систему судейства и оценок. Основной задачей конкурса является выявление лидера, развитие способностей и интересов его участников. Конкурсная программа - это эмоционально насыщенная и вместе с тем активная форма досуга. Это комплексная деятельность в которой присутствуют признаки познавательной, преобразовательной, соревновательной, художественной, ценностно-ориентированной и игровой деятельности.

Зачастую в анимационной деятельности гармонично сочетаются конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные программы.

Ярким зрелищным характером обладает еще один вид культурной анимации деятельности - театрализация.

Театрализованные программы - это идейно-художественная концепция, авторский замысел, мировоззренческая позиция, сюжет и его событийная основа. Это достаточно сложный творческий метод, имеющий ёмкое социально-психологическое обоснование наиболее близко стоящий к искусству. Зрелищно-визуальными компонентами театрализации выступают: сценография, костюмы участников представления, музыкальная составляющая, статодинамические эффекты, а так же зрительская аудитория, которая своим эмоциональным откликом создаёт атмосферу театрализованного действия. «Двойственность театрализации, синтезирующей реальную в художественную деятельность связана с конкретными моментами в жизни людей, требующими необыденного осмысления того или иного события, выражения и закрепления своих чувств по отношению к нему».

Насыщенным информационным содержанием посвященным общественным и политическим событиям, праздникам выступают художественно-публицистические анимационные программы основным организующим методом которых является иллюстрация. Создание единого, монолитного художественно-публицистического произведения происходит путем соединения публицистических выступлений, документальных материалов, церемоний с поэтическими произведениями, песнями, музыкой, с фрагментами из спектаклей и кинофильмов. Особое внимание здесь уделяется конкретному содержанию художественно-публицистической программы. Их подготовка требует повышенного внимания к моделированию содержательно-текстовой части программы.

Наиболее распространенным видом в анимационной деятельности являются танцевально-развлекательные программы (танцетерапия). Их технологическая основа базируется на методе ритмического движения тела. Анимационные свойства танцевально-развлекательных программ изначально заложены в самой природе танца и содержат расслабляющей, релаксационной, основанной на динамичном движении характер. Танец способствует сближению собственных реакций, вызывает множество эмоциональных переживаний таких, как радость, смех, удовольствие, чаще всего возникающих между двумя и более танцорами. Танцевально-развлекательные анимационные программы имеют перспективно-коммуникативный характер, поэтому такие программы сегодня приобрели, большую популярность и интенсивно реализуются в развлекательных учреждениях.

Особо важно, что бы работа к какому бы виду социально-культурной деятельности она не относилась - велась на высоком качественном уровне, направленном на приобщение человека к высоким культурным ценностям, повышающем его социальную активность, реализацию творческого потенциала.

Анимация, как фактор социальной активности человека состоит из множества форм и методов применение которых требует профессиональных подготовленных специалистов в данном направлении общественной деятельности. В арсенале социокультурных работников должны быть разнообразные средства и способы воздействия на человека призванные удовлетворять социально-культурные интересы и потребности граждан в сфере досуга несмотря на различие в возрасте, социальном статусе, состоянии здоровья, в духовных предпочтениях…

Как правило работа ведётся по следующим направлениям:

Выявление социокультурных интересов;

Объединение и координация деятельности внешкольных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени;

Возрождение культурных традиций;

Организация различных форм семейного досуга (совместного времяпрепровождения детей и их родителей, друзей, ровесников).

Взаимодействие с детьми в досуговой сфере дифференцированно, вариативно и индивидуализировано. Его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности принимают участие, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом с кем общаются.

Основными задачами досугового взаимодействия являются:

Формирование у детей и подростков мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых свободных форм творческого времяпрепровождения;

Формирование и организация первичных групп по интересам;

Привлечение интереса детей и подростков по средствам творческого общения;

Организация общих праздников и событий;

Основными широко используемыми приёмами в организации культурно-досуговой анимации для детей и подростков школьного возраста являются:

Викторины, олимпиады;

Выставки поделок, достижений;

Театрализованные представления;

Концертные программы;

Бал-карнавал, массовые гуляния, парады, маскарады;

Мистерии, театрализованные постановки пьесс;

Спортивные праздники с конкурсно-соревновательными элементами;

Церемонии награждения за достижения с элементами театрализации и

концертными номерами;

Дискотеки, танцевальные программы с играми и прочее;

Мультимедийные анимационные проекты;

Последний пункт требует отдельного внимания в виду его новизны и актуальности. Стремительное развитие информационных интерактивных технологий неизменно отражается на образовательном процессе. Сегодня современные образовательные учреждения имеют компьютерные классы, классы с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Использование таких вспомогательных средств значительно повышает качество обучения, улучшает методику преподавания. Это мощный инструмент визуального мышления, который делает учебный процесс более эффективным и привлекательным, способствует развитию научно-исследовательских навыков у детей, обеспечивает повышенный уровень мотивации и творческой активности на занятиях. Мультимедиа проекторы, позволяют проводить уроки с использованием мультимедиа лекций, электронных учебников, иллюстрационных презентаций с использованием фото и видео материалов, выполнять виртуальные мини-исследования и многое другое.

Одним из основных достоинств использования мультимедийной анимации в работе с детьми является наглядность и динамичность анимированного материала. Проведение занятий с применением анимированных рисунков, особенно с младшеклассниками, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона и как следствие более продуктивному усвоению изучаемого материала.

Использование подобной анимации возможно на занятиях любых учебных дисциплин, а так же при ведении классных часов, общих и родительских собраний и прочих мероприятий задействованных в образовательном процессе.

Главное, чтобы анимационная программа, какого бы вида она ни была, давала чувство эмоционального комфорта для всех её участников - ощущение исполнения желания, достижения цели, чувства радости, прилива жизненных сил и психологического подъёма.

В качестве вспомогательного звена в культурно-эстетическом воспитании детей выступают досуговые учреждения такие, как театры, музеи, кинотеатры, средства массовой информации, творческие союзы, технические и спортивные общества, добровольные организации. Поэтому закрепить положительный результат от проделанной работы желательно посещением выставок, галерей, театров, а так же религиозно-культурных и исторических учреждений. Такие посещения должны иметь ознакомительный, добровольный характер, оставляя возможность каждому индивиду для формирования своей точки зрения, мировоззренческой позиции на предоставленную информацию.

Важно понимать, что любая организуемая деятельность не является самоцелью - это только лишь средство для создания среды, в которой каждый может успешно развиваться. Для детей это особенно важно, ведь грамотно организованная социальная среда оказывает колоссальное влияние на повышение общего уровня культуры личности, пробуждает веру в свои силы и возможности, устанавливает новый качественный стиль межличностных общений.

Читайте также:
  1. A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  2. Автобус как средство передвижения. Организация автобусных туров, их география, известные туроператоры.
  3. Б-12. Видеозапись как средство фиксации криминалистически значимой информации. Применение видеозаписи при производстве следственных действий.
  4. Вексель как средство расчетов и кредитования. Понятие, признаки, виды. Вексельная ответственность. Протест векселя.
  5. Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
  6. Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
  7. Вопрос 63. СКТ эффективное средство формирования культурной среды.
  8. Вопрос: Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Обучение как средство умственного воспитания

Социально-культурная анимация - это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.

Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.

При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Все это заставляет аниматоров - социальных работников, социальных педагогов, специалистов социально-культурной деятельности - находить эффективные педагогические технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации.

Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

В социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.

Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума.

Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;



Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

Задачи социокультурной анимации. Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства.

Выделяются три взаимосвязанных процесса в анимации:

Процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

Процесс установления межличностных отношений;

Процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение.

Социокультурная анимация - реабилитационная технология из области общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения межличностных и коллектив­ных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется посредством разнообразных видов деятельности.
Феномен анимации несет двоякое значение, являясь одновремен­но методом приспособления, социальной терапии и идеологией осво­бождения через участие в социальном творчестве. Функции анимации, с одной стороны, заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. С другой стороны, - в обучении и овладении языками мышления, эстетики, поэтики. Предмет анимации - оживление отношений между индивидуумами и социальными группами. Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в куль­туре общества, в сложной структуре общественных отношений.
Анимационная деятельность проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Среди форм организации анимационной терапии следует выделить клубы общения, широко использующие технологии социокультурной реабилитации. Их деятельность может содержать элементы групповой психотерапии и пси­хологические тренинги, релаксационные программы, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре и разыгрывании ролевых ситуа­ций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий, ассоциаций и др.
Участие в таких видах деятельности позволяет членам анимацион­ной группы выступать одновременно в роли и активного участника, и наблюдателя, предоставляет возможность для тренинга эмоциональной сферы, проведения интеллектуального анализа, поиска и выбора под­ходящей модели поведения.
Ведущим методом анимационной терапии (наряду с рекреационной, игровой, развивающей деятельностью и другими) является художественное творчество. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются средствами анимации.
Основной принцип - искусство для участника, а не искусство для зрителя, то есть главная цель - доставить эстетическое и нравствен­ное удовлетворение участнику, а не публике. Это является терапевтичес­ким моментом для реабилитанта, который может проявить себя в разных ролях - исполнителя, автора, ассистента, организатора.
Реализация программ социокультурной анимации (например, работа с населением территориального образования, анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с одаренными инвалидами и др.) предполагает:
-определение наиболее емких и практически применимых кри­териев «отклонений от социальной нормы»;
-разработку планов и программ на основе социального, социаль­но-психологического и педагогического анализа аномальных процессов социализации личности, проведенного на основе критериев «отклонений от социальной нормы»;
-организацию взаимодействия с учреждениями социокультур­ной сферы в процессе реализации программ анимационной деятельности;
-анализ результатов анимационной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика молодежи как социальной группы. Проблемы молодежной деятельности, состав социальной работы с молодежью и содержание государственной молодежной политики. Оценка состава современной социальной работы с молодежью в Республике Бурятия.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы. Социальные проблемы и потребности молодежи. Социальные службы в решении молодежных проблем. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Технологии социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Консультирование как один из методов социальной работы с молодежью. Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми. Социальные учреждения по делам молодежи. Добровольческое движение как форма работы с молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Формы социальной работы с безработной молодежью. Социальные гарантии, пособие по безработице, социальное страхование. Консультирование, профориентация как методы социальной работы. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие и виды анимации. Формы и технологии современной социокультурной анимационной деятельности. Подготовка специалистов досуговой сферы в зарубежных странах. Особенности и опыт организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Молодежь: понятие, концепции и направления в изучении молодежных проблем. Принципы и задачи социальной работы с молодежью. Основные цели государственной молодежной политики, методика ее реализации на современном этапе развития Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Теоретические основы изучения молодежи. Статус и структура молодежных общественных организаций. Анализ путей совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации "Т.Е.М.А." в рамках социальной работы с молодежью.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

Социально-культурная анимация является одной из относи­тельно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельно­сти, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечают рост бюджета сво­бодного времени и изменение в связи с этим интересов и по­требностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности.

Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педаго­гических проектах.

Термин «анимация» (от лат. animation - оживлять, вооду­шевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ас­социаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга в настоящее время является весьма актуальной. Поэтому важно обращение к мировому опыту организации целесообразной, доступной и ненавязчивой социально-культурной деятельности. Изучение теоретических идей и тех­нологий французской социально-культурной анимации актуализируется целым рядом типично российских причин, среди кото­рых необходимо выделить следующие:

    изменение духовно-мировоззренческих оснований в орга­низации педагогической работы в социуме;

    изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;

    потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

    переориентация социально-культурной деятельности на мно­гообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

К концу XX столетия социально-культурная анимация уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдель­ных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е. Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Со­циокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации (учреждения, предприятия ) социокультурной деятельности: как совокупность элемен­тов (учреждений, государственных органов, организаций, ауди­торий), находящихся в постоянных отношениях, которые харак­теризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессио­нальные или добровольные, обладающие специальной подготов­кой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Далее Мамбеков ссылается на исследования Р. Лабури, кото­рый отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии, и идеологией освобождения через участие: «Большин­ство определений, данных анимации, выражает педагогический проект роста самосознания, участия и социального творчества: за этими намерениями, выражающими большие планы социаль­ного и культурного оздоровления, стоит определенная идеоло­гия на двух уровнях.

Первый - уровень воспитательной социологии: для одних - возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслужи­вания посетителей, укрепления положения профессиональных работников, т. е. важность воспитательной технологии; для дру­гих анимация - в меньшей степени создание аппарата и в боль­шей - появление группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный со­циальный проект.

Второй - уровень, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии.

Для одних функция анимации заключается в разблокирова­нии общественных связей, установлении теплых, доверитель­ных отношений. Другие видят ее, функцию (в соответствии с традициями французской культуры), в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики. В марксистском понимании анимация видится в перспективе расширения человеческого сознания, рассматриваемого как полное освобождение; она открывает возможности для критики существующих институтов и преобразования экономических и политических структур».

Анимация в туризме представляет собой целостный про­цесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформаль­ного лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культур­но-творческие потребности и интересы участников данного про­цесса, создаются условия для формирования социально актив­ной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Такое развернутое определение в целом справедливо отража­ет специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анима­ции - ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, дос­таточно точно характеризовать цели социокультурной деятель­ности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий харак­тер, а с другой - обозначать собственно духовный (anime - ду­ ша) аспект взаимоотношений субъектов педагогического про­цесса (особые способы общения, диалога, наполненного под­линным сочувствием, сопереживанием, содействием), основан­ных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Таким образом, основные направления анимационной рабо­ты - преодоление личностных тенденций к социальной дезинте­грации (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состоя­ний личности; помощь в творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людь­ми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладны­ми технологиями, определяющими процесс оптимизации меж­личностных и межгрупповых взаимоотношений.