Южные славяне. Черногория — славянская страна

Черногорцы являются южнославянским народом, проживающим на территории Черногории и Сербии. Их отличает сложное происхождение и сравнительно недавнее обретение независимости. В значительной мере черногорский народ сформировался под влиянием соседей и войн, в том числе с Османской империей.

Название

Ранее черногорцев называли зетами, поскольку на территории страны находится река Зета. Дословно ее название можно перевести как «урожай». В 1439 году сюда приходят завоеватели из Венеции, которые называют местность в честь горы Ловчен, имевшей черный цвет. Причем эта «чернота» обусловлена произрастанием здесь хвойных лесов, имеющих темный окрас. По другой версии, название произошло от 1296 года и впервые было упомянуто королем сербов Стефаном Урошем Вторым. Итальянцы также называли область Монтенегро.

История

В истории черногорцы прославились как воинственный и смелый народ. Это напрямую связано с постоянной угрозой со стороны захватчиков. Историки считают, что появление Черногории произошло после 6 века нашей эры с приходом сюда славянских племен. Первое славянское государство, образованное на территории страны, называлось Дукля и входило в Византийскую империю. В 11 веке страну стали называть Зета. Народ Зеты сумел получить независимость в начале 11 века, но буквально через 2 сотни лет сербские завоеватели взяли государство. Позднее (примерно в 15 веке) сюда вторгаются венецианцы, прозвавшие страну Черногорией.
После этого начитается самый сложный периода войн, связанный с регулярным нашествием османов. Черногория оказывается под влиянием империи турков и обретает независимость только в 1645 году. В 17 веке ей удается достигнуть расцвета торговли, заняв прочную позицию. Здесь проходило множество торговых и транспортных путей.
К концу 19 века Черногории приходится вступить в войну с Турцией и принять участие в русско-турецкой войне. История страны прочно связана с Российской империей. Ведь именно дочери князя Николы Первого были выданы замуж за русских царей. Так продолжалось до последних дней Российский империи - черногорские правители регулярно выдавали своих дочерей замуж за российских представителей.
В Первую мировую войну Черногория объединилась с сербами и хорватами, впоследствии став Югославией. Во время Второй мировой черногорцы активно противостояли силам немецко-фашистской армии и сумели дать серьезный отпор, не позволив захватить важные территории. Окончательная независимостью страной была обретена совсем недавно - в 2006 году.

Культура

Подобно другим странам, Черногория, испытывавшая влияние завоевателей и соседей, вобрала культурные особенности других народов. Так, прибрежные районы страны демонстрируют влияние романского стиля, неоготики, барокко и позднего ампира. Находясь в Черногории, вы непременно увидите улицы, созданные по образам Венеции, о чем свидетельствуют аутентичные витражи, резьба, экстерьеры.
Значительную роль в архитектурном облике играют монастыри и церкви, а также старинные крепости. Самые знаменательные архитектурные памятники расположены на Которском побережье.
В конце 19 века большое внимание стали уделять писателям, что обуславливается правлением Петра Второго Негоша. Именно он написал «Горный венец», в котором можно почерпнуть интересные сведения о культуре черногорцев. 20 век стал веком авангардистов. В стране прославились Михайло Лалич и Щипанович, написавшие произведения, которые получили положительные отзывы во всем мире.
Почитатели изобразительного искусства непременно оценят Петара Лубарда - прославленного черногорского художника, а среди скульпторов ярче всех в мире выделился Ненат Шошкич, который прославился в скульпторском деле как мастер, использующий разные материалы для изготовления своих работ.
Долгое время музыка в Черногории находилась под влиянием этнических мотивов. Сейчас она стала многожанровой. Черногорцы предпочитают слушать зарубежных исполнителей и находятся в курсе модных тенденций, смотрят современные голливудские фильмы. Тем не менее влияние глобализации практически не затронуло местные коммуны, бережно хранящие и чтящие традиции страны.

Танцы

Традиционных танцев в Черногории насчитывается три: Шота, Оро и Коло.

  • Коло является групповым танцем, который напоминает русский хоровод. Музыка во время танца разнообразная, может быть очень динамичной;
  • Наиболее популярными стали танцы Оро, поскольку именно в них проявляется задор и веселье. Оро считается не просто танцем, а способом развлечения. Танец проходит с построением в кольцо и последующим выбором мужчинами партнерш для танца;
  • Шота считается наиболее сложным танцем, поскольку требует соблюдения координации;
  • Таким образом, проявить себя в танцах могут как профессионалы, так и новички. Для черногорцев танцевать - значит, показывать себя во всей красе. Здесь вы сможете стать и орлом, и продемонстрировать гордость, и как следует развеяться.

Характер


Часто черногорцев отождествляют с сербами. Это совсем не случайность, ведь они происходят от одного этноса. Однако характер черногорцев в целом отличается довольно сильно.

  1. Жители страны чрезвычайно горды и одновременно миролюбивы. По отношению друг к другу черногорцы всегда вежливы, их не волнуют политические взгляды, погоня за прибылью, религиозность, стремление к богатству.
  2. Важнейшим качеством черногорец считает храбрость.
  3. Сохранение и приверженность традиции особенно заметны на примере местных кланов, которые чтят коллективизацию.
  4. Черногорцы, как и другие южные славяне, характеризуются гостеприимством. Самыми любимыми темами для разговора являются спорт и сельское хозяйство. Больше всего черногорцы не любят обсуждать войну. Люди благосклонно относятся к выходцам из СНГ. Здороваются черногорцы рукопожатием, когда ходят в гости, непременно дарят подарки.
  5. Самым любимым занятием у жителей страны остается общение. Черногорцы любят встречаться в барах, сидеть в кафе или ресторанах.
  6. Среди черногорцев немало тех, кто любит выпить, однако пьянство в стране не в почете.

Традиции


В Черногории довольно много праздников. Наиболее яркие проходят в Которе. Например, именно там можно увидеть праздник мимозы, который жители отмечают весь февраль. Камелии тоже посвятили отдельный праздник - это маленький цветок, напоминающий розу. Его день отмечают в апреле. Главным религиозным праздником остается Пасха. Ее празднуют во всей Черногории. Примечательной особенностью Пасхи являются богатые пиры. Люди водят хороводы на улицах, устраивают концерты и выступают с оркестрами прямо на улицах города. Черногория славится ярмаркой вина, которая проходит в Подгорице.
А если вы предпочитаете книги или кино, вам нужно отправиться на книжную ярмарку и фестиваль киноиндустрии, который начинается в мае. Одновременно с ними проходят фестивали танца.

Еда


В Черногории доминирует балканская кухня, в которой прослеживается влияние Средиземноморья, Турции, Германии и Венгрии. Конечно, в ней есть и славянские мотивы. Самым распространенным блюдом среди сербов и черногорцев стало мясо со специями вешалица. Очень любят в Черногории колбасы, название которых покажется многим очень знакомым - чевапчичи.
Удивительно, но в Черногории даже печенье является мясом. Именно так называется мясо, приготовленное на вертеле.
Основными ингредиентами черногорской кухни считаются сыр и овощи. Большим уважением пользуются сыры сенички и липский. Овощи же едят постоянно - с мясом, рыбой, во время завтрака и ужина, в качестве закуски, дополнительного блюда.
В Черногории также популярны рыбные блюда и морепродукты. Форель фаршируют черносливом, карпа запекают в сливках, плов подают с морепродуктами - фантазия местных поваров не знает границ.
Самый популярный десерт черногорцы называют сладкишей - это пирог с творожной начинкой, у него есть аналог бурек с сыром и мясом. Сыр черногорцы настолько любят, что готовят его со сливами, а еще здесь популярны ореховые палочки.
Излюбленным напитком черногорцев стал кофе. Чай пьют обязательно с медом и травами. А еще здесь много свежих соков. Любителям вин следует попробовать «Вранац». Из винограда делают не только вина, но и самогонку ракия.

Внешность

Одежда


Национальный костюм Черногории изготавливается из материалов высшего качества, в том числе шелка и атласа. Для декорирования используются золотые нити. Именно черногорский национальный костюм считается одним из самых дорогих в Европе. Многие путники, бывавшие в Черногории в 18 веке, удивлялись, насколько велик контраст между национальной одеждой и интерьером. Если костюм отличался роскошью, то дома черногорцы всегда сохраняли скоромными, как в плане утвари, так и в плане экстерьера.
Сами жители связывают роскошь костюма с внутренней гордостью. Неудивительно, ведь им приходилось бороться с Османской империей. Турки не только навязывали традиции, но и стремились искоренить культуру народа. Захватчики обязывали людей носить черные одежды. Люди противились и надевали яркие костюмы в знак протеста. Конечно, многие за подобную дерзость погибали.
Сейчас национальные костюмы надевают по случаю свадьбы или во время государственных праздников. Особой честью считалось быть похороненным в таком прекрасном костюме. Наиболее дорогой частью костюма считают чемер (пояс). И совсем неслучайно, ведь эта часть украшена драгоценными камнями и серебром.

Мужчины носили на поясе пистолеты, сделанные вручную. Некоторые были отняты у турков, что делало их предметами особой гордости. Красный цвет является основным и символизирует пролитую кровь. Черный - цвет трагедии, символ скорби по ушедшим.

Жилье

Традиционно основным материалом для постройки жилья в Черногории выступал камень. Крыши делали из черепицы. Венецианский стиль можно видеть в Которе и Будве (старые районы). Муниципалитеты стараются сберечь архитектурный облик, поэтому дома подвергаются регулярной реставрации. Здания построены таким образом, чтобы в холодное время года отапливать только одно помещение - первый этаж и кухню. Для отопления использовалась печь. Сейчас ее заменили камины. Благодаря каменным стенам тепло в доме сохранялось длительное время. Черногорцы подходят к выбору домов рационально. Например, для молодой пары достаточно однокомнатной квартиры, когда же у нее рождаются дети, выберут двух-, трехкомнатную. А когда они станут старше - четырехкомнатную.

Черногорцы стали очень популярным народом в Европе благодаря гостеприимству и красивой стране. Они стараются поддерживать престиж, чтобы привлекать как можно больше путешественников каждый год. Страна считается одной из самых благополучных в Европе и пользуется неизменной популярностью у туристов из Украины и России.

Видео

  ЧЕРНОГОРЦЫ - народ, основное население Черногории.

Земли, которые впоследствии стали называться Черногорией, выделились из состава Сербского царства в качестве отдельной территории под властью собственных князей во второй половине XIV в. Этот регион, сократившийся до горных районов в результате захвата побережья Венецией, а равнинной части османами, значительно отставал по своему социально-экономическому развитию от окружающих земель. Здесь сложилась особая территориально-административная структура, состоящая из военно-политических объединений - племен. При этом созывалась и общая скупщина из их представителей. Формально Черногория входила в состав османского государства, однако черногорцы успешно сопротивлялись распространению на свои земли фактической власти Порты. С ХVII в. политическими и духовными лидерами черногорцев стали местные митрополиты, резиденция которых находилась в Цетинском монастыре.

В XVIII в. заметное влияние на внешнеполитическое положение на западе Балканского полуострова оказывали Венецианская республика и Российская империя. В особенности это влияние сказалось на политическом развитии Черногории. С Венецией у Черногории издавна были установлены тесные связи, но лучшие времена Республики св. Марка остались уже позади, а вот присутствие России на Балканах постепенно возрастало.

Следствием участия Венеции в войне Священной Лиги явилось признание со стороны черногорского "сбора" и митрополита Виссариона верховной власти Республики св. Марка. Этот акт состоялся в 1688 г., и оценивается историографией как важный этап в истории завоевания черногорцами автономного положения.

Митрополит Данило Негош (1697-1735), основатель знаменитой впоследствии династии Петровичей Негошей, проводил политику укрепления единства Черногории и устранения межплеменной вражды. Он учредил общечерногорский судебный орган - "Суд владыки Данилы". Во время его правления начались контакты Черногории с Россией.

В 1711 г. в страну прибыли русские эмиссары (серб Михаил Милорадович и др.) с царской грамотой и деньгами, призывая принять участие в борьбе против общего врага - Османской империи. Воодушевленные этим, черногорцы предприняли нападение на турецкие крепости. В ответ последовала карательная экспедиция, разрушившая Цетинский монастырь - резиденцию мятежного митрополита Данилы.

В 1715 г. владыка бежал в Россию, где получил денежную субсидию для возмещения ущерба, нанесенного турецким нашествием. С тех пор Россия неоднократно оказывала Черногории материальную помощь и политическую поддержку.

  Венеция также старалась удержать здесь свои позиции. По совету венецианцев в Черногории с первой четверти XVIII в. стал избираться светский правитель - гувернадур. Когда же Черногория потеряла выход к Адриатическому морю, она оказалась в значительной степени зависимой от Венецианской республики, получившей ряд при морских черногорских общин по Пожаревацкому миру.

Владыка Василий (1750-1766) приложил немало сил для организации централизованного управления в Черногории. Главным своим союзником он считал Россию. Для русского читателя им была написана "История о Черной Горе", где Черногория предстает в виде мощного независимого государства, способного противостоять туркам. Василий скончался во время своего очередного визита в Россию.

Неожиданным продолжателем политики Василия стал самозванец Степан Малый (1767-1773), выдававший себя за спасшегося российского императора Петра III, которого черногорцы, сторонники Василия, с радостью у себя приняли. Российские власти пытались его арестовать, но затем убедились в том, что он не опасен для России, а наоборот, полезен в борьбе с турками. Степан Малый был убит наемным убийцей, подосланным Портой. После его гибели отношения России с Черногорией расстроились, и последняя обратилась за поддержкой к монархии Габсбургов.

Собственно, у предков нынешних черногорцев поначалу все было точно так же. Брел себе по Европе народ из древней славянской Панонии (Закарпатья), воевал понемногу, кем-то вытеснялся с насиженных мест, кого-то сам вытеснял. Строил поселения, разводил скот, рыбачил, охотился. Перенимал опыт древних цивилизаций, учил младших.

Родовые связи в Черногории до сих пор очень крепки.

Почему же до сих пор, разговаривая с черногорцем, можно услышать: «Я гражданин Черногории, но я не черногорец, я бокелец!» Или: «Из маин я!». Откуда, отчего именно в европейской Черногории до XXI века дошло разграничение на на-родности и племена?

Национальность - это еще не все

Южные славяне с подачи византийского Императора Константина Багрянородного в XI веке стали называться «сербы». Впрочем, не Император изобрел это название народа - «лужицкие сербы», пятидесятитысячный славянский народ, до сих пор проживающий в Германии, получил свое общепризнанное имя по самоназванию. Так было и с балканскими сербами. Император просто использовал самоназвание одного из самых заметных народов, уже имевших к XI веку княжеские, а позже - монархические династии. Повезло сербам, что их назвали так, как и они звали сами себя. Существует множество других случаев, к примеру, латыши до сих пор называют русских «кривичи», по самоназванию исчезнувшего соседнего славянского племени. И никто в мире не называет финнов «суоми», по самоназванию, впрочем, они и не обижаются.

Но вот внутри славянских племен, вернее, не внутри, а между ними все было сложнее, в том числе в названиях народов. Например, раннефеодальные княжества Болгария и Македония формировалась с сильной ассимиляцией славянского народа с булгарами (родственниками нынешних татар) и македонцами большой Греции. В свою очередь те греческие македонцы уже со времен Александра Великого были ассимилированы с греками и всеми народами Пелопоннеса. Естественно, у болгарско-македонских царей был великий соблазн перехватить брэнд в названии нации от известного древнего экспансиониста Александра Македонского, что и было сделано. И вот уже современная Греция, справедливо имеющая в своем составе область Македонию, до сих пор судится со славянским государством Македонией за такое же название.

Еще пример. Хорватские славяне были ассимилированы с остатками граждан и рабов Рима области Далмации, с более поздними италийскими племенами, и получили собственное название. Хотя до раздела христианских конфессий на католическую и православную в 1054 году «хорват» - это была скорее народность среди сербов, а не национальность. До сих пор в Хорватии выделяются далматинцы, претендующие на генетическое наследство римлян, и другие народности.

Черногорцы, без сомнения, схватили свою долю генетики от иллирийских племен. Получили кое-что от турков и даже от монголов, осаждавших древний Улцинь. А также взяли от всех остальных, побывавших здесь, понемногу. Некоторые антропологи выделяют в европеоидной расе некую динарскую подрасу, которой и соответствует большинство современного населения Черногории. Поэтому на основании этноса идет процесс формирования национальности - а это уже и язык, и культура, и традиции.

Дело не в расе, не в генетике. Дело, конечно же, в самоидентификации людей, в том богатом культурном и историческом багаже, «опыте» народа, который он бережно охраняет и передает из поколения в поколение.

Посмотрим на эту самую самоидентификацию. Статистика - вещь сухая. Около 30% населения республики считает себя сербами. Албанцев - 7%. Бошняки или босанцы – еще 7% (принявшие ислам сербы, раньше на Балканах их национальность определяли как «мусульмане», по вероисповеданию - парадоксально). Ныне же многие местные мусульмане определяются как черногорцы мусульманского вероисповедания, что, конечно же, более логично и исключает путаницу между бошняками (славянами, мусульманами) и боснийцами (жителями Боснии и Герцеговины). Кстати, Черногория в период распада Югославии оказалась наиболее толерантной страной, если, конечно, не брать в сравнение моноэтническую Словению. Есть в стране хорваты, греки и многие другие. Национальностей и конфессий в Черногории довольно много, но здесь не было никаких серьезных межэтнических и национальных конфликтов, характерных для Боснии или Сербии. И это тоже характеризует традиции страны.

Народность - это история и география. И не только.

Итак, какие еще народности сейчас вы найдете среди жителей Черногории, среди черногорцев, которых в стране около 40%?

Прежде всего, брдяне. «Брдо» по-сербски - это гора. Поэтому все славянские жители севера Черногории называли себя брдяне, то есть «горный народ». Культурно и традиционно привязаны к сербам из южных районов Сербии, многие из них до сих пор относят себя именно к сербам, а не к черногорцам. Формировались как народность при последовательном включении славянских племен в регион княжества Рашка, княжества Зета, в Сербское Королевство в XI – XVII веках. Брдяне были крещены в XI веке вместе с жителями современной Сербии. После Вселенского собора 1054 года, окончательно разделившего христиан, брдяне отошли к православной конфессии. Самоназвание «брдяне» в настоящее время почти исчезло из обихода.

Бокельцы - наиболее понятное название народности, это жители залива, Боки Которской, и всего прибрежного района, кроме ареала Герцег-Нови. Формировались в ареале трех основных сильных средневековых городов Котора, Рисана, Пераста. Первые два из них вообще никогда не захватывались турками и восточного влияния на жителей избегли. Ни культурной, ни генетической ассимиляции со стороны османов в этих городах не было. Именно стойкость бокельцев позволяет современным черногорцам утверждать, что Черногория никогда полностью не была под султанами. Культура бокельцев, вплоть до стиля национальных костюмов и музыки, испытала сильное влияние Венеции, «старшего брата» средневековых бокельских мореходов и торговцев. Бокельцы - давние союзники черногорцев. Внутри страны никогда не называют себя сербами, иногда - только в эмиграции (как многие белорусы и украинцы в эмиграции называют себя русскими). Бокельцы в подавляющем большинстве также православные, тем не менее именно среди них в Черногории часто встречаются католики. Самоназвание используется активно, вплоть до полной самоидентификации по национальности (не черногорец, не серб, а бокелец).

Герцеговинцы. Жители Герцег-Нови и его ареала, потомки подданных славянского герцога Стефана Косачи, с XIV-XV веков вышедших с Герцеговиной к морю в городе Нови. Старое название города Святой Стефан, новое – Герцег-Нови. Западный титул герцог, по которому получило название герцогство и народность, равен славянскому «воевода». Остатки средневековой Герцеговины в перипетиях истории разделены между Черногорией, Хорватией, Сербией, Боснией и Герцеговиной. Причем у последней державы приставка «Герцеговина» - это атавизм. Жители страны боснийцы определяют свою национальность как бошняки, и даже в христианской части нынешней Боснии и Герцеговины, в Республике Сербской, народ определяет свою национальность как сербы, а не герцеговинцы. Герцеговинцы компактно остались только в Черногории. Они в свое время испытали влияние Венеции и Италии, но в меньшей степени, чем бокельцы. Герцеговинцы в основном православные. Самоназвание «герцеговинцы» используется редко, чаще при географической привязке к месту проживания.

Собственно черногорцы. Жители побережья от Грбаля (долина рядом с Тиватом) до города Бар, и на север - до Подгорицы. Народ формировался в период создания средневековых княжества Зеты и Дуклянского королевства в XV-XVIII веках. В трехсотлетний период формального пребывания под османской империей были периоды безвластия на территории страны, когда среди черногорцев преобладала тенденция относить себя к сербам, или к черногорским сербам. Этому способствовала консолидация в антитурецкой освободительной борьбе племен Черногории и кнежевин Сербии (в Сербии «кнежевина» - аналог черногорскому племени, см. ниже). Отзвуки этого можно найти в стихах великого черногорского поэта Владыки Петра II Петровича Негуша.

И все-таки, даже при всей стойкости бокельцев, за период первой (1918) и второй (1944) Югославии разделение на народности в значительной мере стерлось. Некоторые пожилые люди до сих пор с гордостью говорят: «Я югослав!», про народности вспоминают редко, тем более редко вспоминают об этом молодые люди. Но стоит перейти к племени - и вам с гордостью расскажут историю своего рода до 20 колена.

О племена, о нравы!

Так почему же среди черногорцев так стойко держится племенная идентификация?
Стремление славян к самоуправлению хорошо известно. Южные славяне еще до появления раннесредневекового деления образовывали жупы - эдакие самоуправляемые районы. Управлялись жупы жупским собором. Даже некоторые соверены возникли именно как избранное лицо от такого вот парламента. Например, Великий Жупан Стефан Неманя основал целую сербскую династию Неманичей, которая правила и Сербией и Черногорией. В этой династии позже были православные короли, даже коронованные католическим Папой Римским, настолько Ватикан признавал силу и мощь соверена.

Котор, опять же, поначалу успешно управлялся классическим славянским вече, впоследствии «модернизированным» на венецианский манер - с судьей, князем (на латинско-итальянский лад они позже назывались приор, комес, ректор). И такая демократия не мешала войску успешно оборонять город от захватчиков, а предпринимателям вести прибыльный бизнес. Впрочем, все это было до поры до времени, как и в Великом Новгороде на Руси.

В XV-XVI веках и Сербия, и Черногория оказались под властью османской империи. Если в Сербии при этом образовалась какая-никакая централизованная власть турецких санджаков (турецких областей, управляемых наместниками султана), то в Черногории ни турецкой, ни местной власти практически не было. Народ стихийно сопротивлялся туркам, черногорские гайдуки грабили турецкие караваны, пираты грабили корабли. Периодически города или монастыри со своими лидерами - священниками отбивали у турков целые регионы и правили там самостоятельно. Турки свирепствовали, но из своих крепостей и центров санджаков сделать ничего не могли с гордым горным народом. Напротив, к примеру, были случаи, черногорцы брали подгоричский санджак в осаду, добиваясь справедливого суда за расправу над единоплеменником.

Появилась необходимость ввести какое-то административное деление страны. Южные славяне раньше уже жили во власти славянских феодальных соверенов - черногорских князей Црноевичей, сербских князей и королей Неманичей, Воислав-левичей, боснийского короля Твртко и македонского царя Самуила. Власть эта была разрушена турецким нашествием. Восстановить власть, которая была призвана давать защиту и покровительство мирянам, было делом непростым в условиях оккупации. И тут вспомнили о старых племенах и жупах. Скотоводческие и прочие хозяйства объединялись вместе с жупанскими селами в племя, которое лишь отдаленно сохраняло признаки ранних родовых племен, а по сути являлось более современной единицей местного самоуправления. Племена в Черногории были разделены на несколько территорий, «нахий». Иерархия управления была такая: дом - братство - племя - нахия. Племена имели свои традиции и уклад хозяйства, избирали своих старейшин - сердаров, воевод, кнезов.

С этих пор отношения с турками стали договорными. Де-факто Черногория получила автономию. Филурию (налог) для султана собирали местные старейшины, служили в армии черногорцы только на своей земле.

Первая область племен находилась к юго-востоку от реки Зета, к западу от Скадарского озера и к северу от Боки Которской. Это регион Цетине и четырех нахий (Катунской, Риечской, Црмничской и Лешанской). Там проживали Цетинцы, Цуци, Чекличи, Негуши, Озриничи и Пьешивци.

Вторая область находиласть в горной части между реками Зета и Лим, там проживали племена Семи гор - Белопавличи, Пиперы, Морачаны, Кучи, Васоевичи, Ровчаны, Дробняки.

Баняне - Риджаны и Никшичи - племена древней Герцеговины.

Приморские племена - Маины, Поборы, Паштровичи и Грбляне.

Поэтому племенная организация, существовавшая в XV-XVIII веках, позволила создать крупные поселения и экономические единицы. До сих пор можно видеть и слышать «монастырь Подмаинэ», «соляной завод Кучи», « город Никшич », «село Глухи До». Можно заметить, что народности Черногории впоследствии формировались в основном из групп нахий, кроме «космополитов» бокельцев, включивших представителей всех племен, способных жить жизнью моря.

Возможности у племен были разными, однако самоорганизация народа позволила подготовить в стране борьбу за независимость и освобождение от османской оккупации. Например, для сражения с турками в 1613 году племя Кучи могло поста-вить под ружье 1650 чело¬век, Белопавличи - 800, Пипери - 700, Клименти-650, Хоти (североалбанское племя) - 600 человек. Для такой борьбы требовалась уже более серьезная консолидация сил и ресурсов. Консолидацию проводили владыки Черногории начиная с XVII века, однако дело шло туго. Племена погрязли в междоусобных распрях, как какие-нибудь сиу и могикане.

О самозванцах. Как "Русский царь Петр III" объединил племена черногорцев.

Удивительно удачно пресек межплеменные междоусо¬бицы самозванец Степан Малый. Некий врачеватель невысокого роста и неясного происхождения (позже говорили - беглый русский офицер) представился эмигрировавшим русским царем Петром III. Опираясь на популярность России в Черногории Степан Малый...объявил себя черногорским совереном и ввел в Черногории централизованную государственную власть. Племена Черногории, ревновавшие к возвышению своих, подчинились «русскому» варягу. Степан казнил за малейшие проявления непослушания, собирал дань и войско, один раз даже разбил турецкую армию. Князь Долгорукий прибыл в Черногорию из Петербурга, арестовал самозванца, но... вскоре выпустил его, будучи пораженным его успехами на поприще организации суверенитета державы. Степан невольно сделал хорошую подготовку: внутренние распри практически прекратились, и на базе религиозного объединения под властью православных владык в XVIII веке создалось теократическое, а еще двумя веками позднее и светское княжество.

При создании княжества племена имели разную судьбу. Например, те же Кучи отказались платить налоги первому светскому князю Черногории Даниле Петровичу Негушу. За бунт они были практически уничтожены, вырезаны были практически все мужчины племени числом около 300 человек. Остальные племена после этого смирились с княжеским бюджетом, и в стране появились и гвардия, и школы. Князь Данило, оставивший немало хорошего Черногории, даже в XIX веке жил по законам гор своего народа и правил огнем и мечом.

Память народа.

История черногорских племен не просто осталась в сознании людей. Она оставила современности памятники и действующие до сих пор храмы, монастыри и предприятия. Например, всемирно знаменитый остров-отель «Святой Стефан» создан сильным племенем Паштровичей на рифе как крепость и международный торговый город. Именно поэтому память о тех средневековых племенах с гордостью хранится в каждой черногорской семье. Хранится как символ истинного, внутреннего, природного, даже без волевых королей и диктаторов, стремления народа к свободе и суверенитету. Вот почему эта память о племенах в Черногории так прочна. Это не столько знание своего генеалогического древа, сколько знание вех жизни людей, сумевших выжить, самостоятельно организоваться, наладить и экономическую жизнь, и борьбу против оккупации. Это осознание национального достоинства своего народа.

Черногорцы, црногорци (самоназвание), народ в Югославии, основное население Черногории.

Кашуба М.С. Черногорцы (СИЭ, 1974)

ЧЕРНОГОРЦЫ - нация в Югославии. Общая численность - 508,8 тыс. чел. (1971, перепись). Большинство черногорцев живет в Социалистической Республике Черногории (355,6 тыс. чел.), а также в Сербии (125,3 тыс. чел.) и в других республиках СФРЮ. Черногорцы говорят на штокавском диалекте сербскохорватского языка. Большинство верующих - православные, имеются и мусульмане. Территорию современной Черногории в 7 веке заселили племена, в этническом отношении близкие к предкам сербов, жившим в Рашке. В 9 веке они приняли христианство (из Византии).

Гуськова Елена. Черногорский характер - от легенды к действительности

Черногорцы ярко выделяются даже на пестром балканском фоне. На черногорском характере выросло государство, на любви к России - независимость, на независимости, полученной в XIX веке, построена современная, не похожая ни на кого Черногория. Следовательно, чтобы правильно оценить настоящее черногорского государства, надо знать народ, его прошлое, а главное, те черты его характера, которые определяли его понимание мира.

Кашуба М. С. Черногорцы (НиРМ, 2000)

Черногорцы, црногорци (самоназвание), народ в Югославии, основное население Черногории (380,4 тыс. человек, 1991). Общая численность в Югославии - свыше 520 тыс. человек. 15 тыс. человек живут в США, куда они эмигрировали в XIX - начале XX вв., 5 тыс. человек - в Албании. Говорят на штокавском диалекте сербского языка. Письменность на основе кириллицы. Верующие - в основном православные; есть мусульмане. Массовое переселение славянских племён на Балканы происходило в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцы и население Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захумляне, наречане) заняли бассейн южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южная часть побережья Адриатики. Территориальные и государственные объединения на территории Черногории (до XI века - Дукля, затем Зета, с XV века - Черногория) на протяжении средних веков были самостоятельными или входили в состав других югославских государств, а также Византии, Болгарии и Венеции...

Но претендующей, как и Черногория, на полную самостоятельность, на востоке – с Албанией. Южные границы Черногории омывает Адриатическое море.

Численность населения – около 700 тысяч человек. Страну населяют черногорцы (около 62 %), сербы (10 %), албанцы (6,5 %), бошняки (14 %), другие народы.

Основным вероисповеданием в Черногории является православное христианство, однако албанцы и бошняки исповедуют ислам.

Официально государственным языком в Черногории является черногорский, который на деле представляет собой один из диалектов сербскохорватского языка.

После состоявшегося 21 мая 2006 г. референдума Черногория является самостоятельной республикой, возглавляет которую президент. Высший орган законодательной власти – Скупщина.


Столица – Подгорица (Черногория).

Краткий очерк истории

Первые славяне на территории современной Черногории появляются в VI – VII веках н.э. в связи с великим переселением народов. Их племена приходят из-за Карпатских гор и сталкиваются с исконным населением – иллирийцами , а также пришедшими сюда в первых веках нашей эры римлянами, остготами, греками . В VII веке на Балканы приходят очень сильные племена двух славянских народов – сербов и хорватов , которые достаточно быстро подчиняют себе другие славянские племена и ассимилируют или теснят неславянское население. На новых территориях расселения сербы и хорваты создают ряд небольших государственных образований, которые не только охраняют внешние границы, но и стремятся расшириться за счет захвата территории других славянских и неславянских государств.

На территории современной Черногории сербское племя дуклян в начале IX века создает небольшое княжество Дукля , или Диоклея . Оно, как и другие сербские княжества, ведет завоевательную политику, но уже в конце IX века Дукля попадает в зависимость от Византии. В это время здесь утверждается христианство по восточному, православному образцу. При князе Воиславе (годы правления: 1031 – 1051) дукляне выходят из подчинения Византии. Вскоре они завоевывают сербские жупы Хум и Травунию (1) и в 1077 году образуют королевство Зета , получившее название по реке Зета, притоку р. Морача. Первым королем Зеты становится князь Михаил , который ведет активную завоевательную политику, покоряя сербские государства Рашку, Боснию, Требине. При его преемнике, короле Бодине (приблизительные годы правления: 1082 – 1101), под властью государства Зета объединяются все сербские земли. Однако уже в конце 80-х годов XII века расстановка сил меняется, и Зета входит в состав сербского государства Неманичей и вновь приобретает независимость только во второй половине XIV века после смерти Стефана Душана (1355). Независимым государством Зета управляют жупаны (князья) Балшичи (1366 – 1421) и Черноевичи (1430 – 1499). Во время правления последних на территории Зеты начинают претендовать Венеция и Османская империя. Поначалу славянам удается удержать свои земли, однако в 1444 году жители приморских городов вынуждены были признать верховную власть Венеции. Зета получает новое название – Монтенегро, что переводится с венецианского диалекта итальянского языка как «Черная Гора», «Црна Гора».

В конце XV века Черногорию, за исключением некоторых приморских городов, остававшихся во владении венецианцев, захватили турецкие войска (2). Однако черногорцы активно выступали против турок и уже к началу XVII века после войны между империями Габсбургов и османов (1593 – 1606) добились частичной независимости.

Во время турецкого правления в стране возобновились и усилились племенные отношения, при которых власть сосредоточивалась в руках племенных старейшин. Между племенами нередко возникали ссоры за земельные владения, вражда между черногорцами-христианами и черногорцами, принявшими ислам (потурченцами), имела и религиозную, и экономическую, и культурную основу. Сдержать эту борьбу смог только митрополит Данило Петрович Негош (годы правления: 1696 – 1735), сосредоточивший в своих руках власть не только церковную, но и политическую. Он стал основателем династии Негошей, во время правления которой власть переходила от дяди к племяннику. При Негошах – Петр I Петрович Негош (годы правления: 1782 – 1830), Петр II Петрович Негош (1830 – 1851) – укрепляются связи между Черногорией и Россией. В ходе австро-русско-турецкой войны (1781 – 1830) черногорцы выступают на стороне России против Османской империи и добиваются полной независимости от османов. В первой половине XIX века в Черногории укрепляется центральная власть, создается черногорская гвардия, учреждается Правительственный сенат старейшин племен, открываются светские начальные школы. Данило II (1851 – 1860) отказывается от духовного сана и становится первым светским правителем Черногории. Он провозглашает Черногорию наследственным княжеством, а его преемник Николай I (1860 – 1918) в 1910 году получает от Народной скупщины титул короля.

В начале ХХ века Черногория оказывается втянутой в балканские войны (1912 – 1913) и расширяет свои территории. Во время Первой мировой войны она выступает на стороне Сербии против Австро-Венгрии, но в январе – феврале 1916 года ее территория была оккупирована австро-венгерскими войсками. После распада Австро-Венгрии осенью 1918 года Великая скупщина принимает решение о вхождении Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). При этом не учитывается мнение той части черногорцев («зелёных»), которая выступала за автономию своего государства и оставалась лояльной по отношению к свергнутой с трона в 1918 году династии Петровичей Негошей. В 1919 году «зелёные» подняли восстание против сербской армии и «белых» – черногорских сторонников сербской армии. Восстание было подавлено, однако раскол внутри Черногории сохранился и давал о себе знать во все последующие годы.

В апреле 1941 года территория Черногории оккупирована итальянскими, а в 1943 – немецкими войсками, однако уже в ноябре 1943 было создано Краевое антифашистское вече народного освобождения, которое в июле 1944 превратилось в Антифашистскую скупщину, а в апреле 1945 – в Народную скупщину Черногории. В 1945 Черногория вошла в состав Югославии. 31 декабря 1946 была принята конституция Народной Республики Черногории.

Дальнейшая судьба Черногории тесно связана с судьбой Югославии в целом.

Новые трения между сторонниками автономии Черногории и сторонниками просербской ориентации возникли в середине 50-х годов ХХ века, затем – в конце 60-х годов. Однако тоталитарному правительству И. Б. Тито их удавалось сдерживать. После смерти правителя (1980) новым политическим лидерам Югославии не удается разрешить этнические, религиозные и политические противоречия, накопившиеся за много лет искусственного сосуществования югославских народов. В 1990 году к власти в югославских республиках приходят националисты, в связи с чем начинается стремительный распад государства, сопровождающийся военными действиями, и СФРЮ покидают Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В 1992 году Черногория вместе с Сербией сформировали Союзную Республику Югославии (СРЮ), однако Черногория так же, как и другие республики, стремится к политической самостоятельности. Идеи самостоятельности Черногории укрепляются после военного конфликта в Косове и бомбардировок НАТО территории Югославии в 1999 году. 5 августа 1999 правительство Республики Черногории опубликовало Платформу новых отношений с Республикой Сербией, призывавшую к пересмотру статуса Черногории и избирательного законодательства. Конституционный суд СРЮ признал такой пересмотр неправомочным.

После ухода с поста президента СРЮ С.Милошевича и прихода к власти В.Коштуницы снова возник вопрос о предоставлении Черногории самостоятельности. В феврале 2003 года СРЮ была ликвидирована, а вместо неё возникло Государственное Содружество Сербии и Черногории (СиЧ). Полной самостоятельности Черногория добилась только спустя три года, после проведения 21 мая 2006 г. референдума, на котором большинство жителей Черногории проголосовало за отделение от Сербии.

Примечания
1. Хум , или Хумская земля , - область, расположенная между г. Дубровником (Хорватия) и р. Неретвой (Босния и Герцеговина). Впервые упоминается в текстах Х века как жупа (округ, небольшое племенное княжество), управляемая сербским князем Михаилом Вишевичем. В конце Х века входила в государство западноболгарского царя Самуила, в начале XI века – Византии, со второй половины XI века – государства Дукля (Зета), с конца XII века – государства Неманичей, с 20-х годов XIV века – Боснии. С середины XV века территория, подвластная сербскому герцогу Степану Вукчичу (в том числе и Хум), стала называться Герцеговиной.
Травуния – одна из жуп, существовавших к Х веку на территории современной Боснии.
2. В 1499 г. Черногория официально включена в состав Османской империи.

Литература
XVIII век: Славянские и балканские народы и Россия. М., 1998.
Аншаков Ю.П. Становление Черногорского государства и Россия (1798–1856 гг.). М., 1998.
Балканы в конце XIX – начале ХХ века. Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. М., 1991.
Балканы между прошлым и будущим. М., 1995.
Вяземская Е.К., Данченко С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918 г. (советская послевоенная историография). М., 1990.
Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVII–XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М., 1990.
Грачев В.П. Сербская государственность в Х–XIV вв.: Критика теории «жупной организации». М., 1972.
Гуськова Е. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М., 1998.
Гуськова Е. Урегулирование на Балканах: от Бриони до Дейтона (мирные планы 1991–1995 гг.). М., 1998.
Достян И.С. Россия и балканский вопрос: Из истории русско-балканских политических связей в первой трети XIX в. М., 1972.
История Югославии, т. 1–2. М., 1963.
История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001.
Лещиловская И.И. Сербская культура XVIII века. М., 1994.
Международные организации и кризис на Балканах. Документы, т. 1–3. М., 2000.
Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия, ч. 1–2. М., 1992.
Павлюченко О.В. Россия и Сербия. 1888–1903. (Дипломатические отношения, общественные связи). Киев, 1987.
Писарев Ю.А. Тайны первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914–1915 гг. М., 1990.
Раннефеодальные государства и народности // Южные и западные славяне, VI–XII вв. М., 1991.
Современная история Югославии в документах, т. 1–2. М., 1992–1993.
Страны Центрально-Восточной Европы и европейской части постсоветского пространства в 1999 году. М., 2000.
Хитрова Н.И. Россия и Черногория. Русско-черногорские отношения и общественно-политическое развитие Черногории в 1878–1908 гг., вып. 1–2. М., 1993.
Черногорско-русские отношения. 1711–1918, т. 1. Подгорица, 1992.
Шемякин А.Л. Радикальное движение в Сербии: зарождение, становление, первые шаги. М., 1993.