Массаж ротовой полости для развития речи. Логопедический массаж для детей в домашних условиях – враг речевых расстройств

Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление. Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово. Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения. Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально. Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь. Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки. Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка - этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.

Логопедический массаж - очень действенная процедура, которая направлена на разработку проблемных зон языка и улучшение артикуляции

В каких случаях применяется?

Массаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:

  • частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
  • разнообразные дефекты речи;
  • гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: );
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
  • проблемы развития артикуляционных мышц;
  • (все виды);
  • сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.


Дефекты речи у ребенка требуют коррекции, иначе в будущем они станут серьезной проблемой, препятствием для многих видов деятельности. Массаж является одним из самых эффективных средств для исправления артикуляции

Какие проблемы исправляет массаж?

Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: );
  • снижают проявление .

Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.

Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

Приемы массажа для рук

Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:

  • большой связан с головным мозгом;
  • указательный отвечает за желудок;
  • средний влияет на позвоночник и кишечник;
  • безымянный помогает печени;
  • мизинец работает на сердце.

Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: ). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук - обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:

  1. Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав. Делаем упражнение на обеих ручках.
  2. Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз. Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
  3. Упражнение, похожее на сороку-белобоку. Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
  4. Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка. Повторяем прием несколько раз.
  5. Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер. Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
  6. Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер. Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.

Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.

В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: ). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.

При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: ). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии - левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.


Родителям желательно освоить технику массажа у логопеда, а уж затем проводить сеансы самостоятельно. Такая перестраховка нужна, чтобы не навредить нежному артикуляционному аппарату

Массаж губ

Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице - особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:

  1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
  2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
  3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
  4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
  5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
  6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.

Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений - сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог


У вас родился малыш. Все мысли заняты только им – как он растет, развивается. Сначала ребенок учится фиксировать взгляд, улыбаться, говорит первое желанное «АГУ»! Именно с этого первого гуленья и начинается . Но не всегда все идет так гладко, как хотелось бы маме и папе – речь у ребенка может появляться с задержкой или иметь дефекты. Последнее десятилетие стал очень распространенным такой способ устранения речевых дефектов, как логопедический массаж с помощью специалиста или самостоятельно, при наработке опыта.

Важность речевого развития

Заметьте, что заниматься развитием речи нужно не с первых слов, а первого дня рождения малыша. Хотя в последнее время стало модно слушать – спокойную, классическую, мамину колыбельную и, конечно же, папин голос. Речь – один из важных этапов развития ребенка. Сначала малыш издает звуки, после звуков наступает лепет: «ба-ба-ба», «да-да-да», «та-та-та», «ду-ду-ду», «бу-бу-бу». Лепет – это предречевая вокализация, своего рода тренировка мышц артикуляционного аппарата.

Если родители замечают какие-то признаки отставания в речевом развитии малыша, то в таком случае может понадобиться помощь специалиста. Перед посещением логопеда было бы неплохо посетить невропатолога, сделать энцефалограмму и нейросонограмму.

Логопедический массаж для детей в борьбе с задержкой речевого развития

Самым древним методом лечения многих заболеваний считается массаж. С давних времен люди методом нажатия на определенные точки пытались лечить разные недуги. Логопедический массаж – это тоже массирование и нажатие определенных точек языка, щек, губ, мочек ушей и рук.

Существуют различные виды логопедического массажа – это и , и логопедический массаж по Дьяковой, Краузе, Приходько.

Конечно же, наиболее эффективно проводят его квалифицированные и опытные специалисты, обученные по любой из методик или наработавшие свой личный опыт. Но при желании мама может научиться мастерству и делать речевой массаж ребенку самостоятельно. Самые простые и легко выполнимые упражнения мы и опишем в данной статье.

Логопедический массаж рук

Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами. Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете спиртом или стеллириумом, намажьте детским маслом.

  1. Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
  2. Надавливайте на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая и силу нажатия и их количество.
  3. Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша, как вы делаете сороку-белобоку.
  4. Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
  5. Кольцевой массажер наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
  6. Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажеры, водите ими по ладошке от запястий к пальчикам.

Логопедический массаж рук для детей не имеет противопоказаний. Его можно начинать делать с первых дней жизни. Главное чтобы у ребенка не было аллергии на массажное масло.

По поводу массажа языка лучше проконсультироваться со специалистом. В домашних условиях массаж языка можно делать зубной щеткой, можно так же использовать электрическую зубную щетку или детский набор зубных щеток фирмы кампол.

Логопедический массаж языка делается точечными и круговыми движениями поочередно и повторяется от 3 до 10 раз.

  1. Точечными движениями от левой стороны к правой от основания по краю языка (в виде U) и по средине.
  2. По такому же маршруту, только круговыми движениями.
  3. По всему языку зигзагообразным (Z) маршрутом с лева направо сначала точечными и затем круговыми движениями.
  4. Теперь по левому краю языка, от основания к кончику, проделайте те же упражнения
  5. По правому краю языка, от основания к кончику, чередуя точечные и круговые движения.
  6. В виде птички (V) от уздечки к кончику языка, начиная с левой стороны, чередуя точечные и круговые движения.
  7. Как две прямые параллельные линии, проводите от уздечки к кончику языка, сначала по левому краю, затем по правому. Не забывайте сначала делать точечные движения, затем круговые.

Логопедический массаж губ

Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.

  1. Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
  2. Поставьте указательные пальцы по средине над верхней губой и проглаживайте и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
  3. По этакому же маршруту, как и в упражнении №2 проделайте пощипывание двумя пальцами.
  4. Пощипывание тремя пальцами.
  5. Теперь нужно повторить упражнение №3.
  6. Повторить упражнение №2.

Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.

После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.

Массаж может являться как общеукрепляющей процедурой, так и лечебной, решающей ряд проблем со здоровьем человека.

Многие могут относиться достаточно скептически к возможности улучшения речи или возможности малыша заговорить с использованием подобной терапии.

Однако, не стоит забывать, что состоим мы с вами из систем органов, фиксация и взаимодействие которых возможна путем мышечных взаимодействий и пульсаций нервной системы, поэтому подход в решении логопедических проблем должен быть двусторонним — развитие речи с помощью специальных занятий и проведение курса массажных процедур, которые укрепят мышечный аппарат и создадут максимальные предпосылки для речи и правильного произношения.

Дополнительно для развития речи детей и взрослых, логопеды рекомендуют метод Томатис терапии, которая позволяет возобновить связи между ухом и мозгом, привести в гармонию отношения ребенка с окружающим миром.

1. Основные задачи

К основным задачам логопедического массажа относятся:

  • коррекция звукопроизношения;
  • улучшение состояния голоса;
  • нормализация речевого дыхания;
  • устранение эмоционального напряжения у лиц, имеющих дефекты речи;
  • проработка проблем заикания, ринолалии, нарушений голоса, дизартрии;
  • улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
  • проработка и активизация перефирического речевого аппарата;
  • уменьшение гиперсаливации;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.

2. Показания

Показания к проведению логопедического массажа являются:

  • нарушение голоса;
  • дизартрия;
  • заикания, дискомфорт и напряжение при произношении;
  • ускорение результативности логопедических занятий;
  • непроизвольное слюноотделение;

3. Противопоказания

К ключевым противопоказаниям относятся:

  • наличие инфекционных или соматических заболеваний в остром периоде;
  • заболевания кожных покровов (острые и хронические);
  • конъюнктивит;
  • гингивит;
  • стоматит;
  • герпес и другие вирусные поражения слизистых ротовой полости;
  • увеличение лимфоузлов;
  • усиленная пульсация сонных артерий.

4. Условия проведения

Логопедический массаж проводится после медицинской диагностики с осмотром. Логопед устанавливает форму и структуру речевого дефекта и назначает процедуры. При этом уделяется внимание состоянию мышечного тонуса верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных мышц.

Проводится в теплом, хорошо проветренном чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут. При этом существует градация длительности в зависимости от возрастной группы: у грудничков продолжительность не превышает 10-12 минут, на начальном этапе составляет 1-2 минуты; детей дошкольного возраста продолжительность составляет до 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут.

Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев, при серьезных поражениях воздействие может выполняться в течение года и более.

Логопедический массаж детей подразумевает осознанность необходимости его проведения родителями малыша — логопед разъясняет результативность массажа, настраивает на положительный результат. Они в свою очередь подготавливают малыша к проводимым действиям, успокаивают. Для устранения страха перед процедурой можно показать движения на другом ребенке, который уже проходил такие процедуры.

Воздействие не должно вызывать болевые ощущения, если ребенок негативно настроен к этой процедуре, на начальных этапах стоит выполнять только поглаживания. Наиболее пораженные участки прорабатываются не сразу, а в середине или ближе к концу процедуры, тем самым расслабляя малыша и устраняя страх пред возможной болью. Постепенно, процедура за процедурой наблюдается снижение боли и страха во время воздейстивя и малыш хорошо принимает все движения. Для проведения вам понадобятся:

  • стерильные медицинские перчатки;
  • защитная маска;
  • нашатырный спирт (в случае необходимости оказания медицинской помощи).

Техника проведения делится на этап классического массирования наружных покровов кожи, на этом этапе используется масло, и логопедическое массирование слизистых оболочек ротовой полости, где массаж выполняется в перчатках и медицинской маске. Общим правилом для обеих случаев является выполнение теплыми руками.

5. Техника проведения логопедического массажа

Техника выполнения повторяет порядок проведения и других частей тела, включает поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Процедура проводится в трех различных положениях тела ребенка:

  • лежа на спине головой к массажисту;
  • сидя в кресле с высоким подголовником, массажист располагается за спиной;
  • лежа на спине, массажист находится по правую руку, левой придерживая голову в теменной части черепа, а правой выполняя движения (эта позиция удобна для выполнения массажа губ, щек, жевательных мышц и языка с внешней и внутренней стороны).

Для проработки мышц лица проводится классический логопедический ручной массаж. Он выполняется в положении лежа на спине головой к массажисту.

Начинаем все движения с поглаживаний лица. Кончиками пальцев по массажным линиям массируем область лба, щек, область подбородка. Движения легкие и нежные: область лба — от центра лба к вискам, от надбровных дуг к линии роста волос; щеки – от линии носа к вискам, от линии крыльев носа к козелку уха, от уголков рта к основанию уха; подбородок – от центра к основанию черепа.

Повторяюем воздействие 3-5 раз. При необходимости выполните растирания и разминания по тем же линиям, используя гребнеобразные и граблеобразные растирания, технику валяния и пересекания на области щек.

5.1 Губы

Часто проблемы логопедического характера связаны с низким тонусом ротовой области мышц лица, поэтому интенсивно, кончиками пальцев, проводятся растирания и разминания в этой области, захватывая область подбородка, рта, носогубных складок (рекомендуется при выполнении логопедического массажа при дизартрии). Для проработки речевой мускулатуры проводим интенсивные, но не оттягивающие разминания – кончиками пальцев выполняем простое и лунообразное разминание, массируем область губ.

Выполняется от впадины между подбородком и губой к уголкам губ для нижней губы; от уголков губ к надгубной складке для верхней губы. Используйте поглаживания кончиками пальцев, растирания пиление и пунктирорание, разминание методом валяния и пересекания, вибрации методом постукиваний кончиками пальцев, завершите воздействие поглаживаниями и точечным массажем по активным точкам в этой области. Повторяем комплексное воздействие 5-7 раз. Завершаем поглаживаниями.
В случае наличия асимметрии лица массаж выполняется с большим усилием и проработкой на пораженной стороне для укрепления мускулатуры.

5.2. Шея

Для проработки области шеи в логопедическом массаже используем технику поворотов шеи в разные стороны: поворачиваем голову влево-вправо, вперед-назад, движения повторяем 3-5 раз в каждую сторону. Массируем область кадыка, используя поглаживания. Движения не сдавливающие, аккуратные, повторите их 3-5 раз. Закончите логопедический массаж лица поглаживаниями: область лба от центра к вискам, от бровей к линии роста волос; верхнее веко — от внутреннего уголка глаза к внешнему, от внешнего к внутреннему для нижнего века; щеки – от линии носа к козелку уха, от крыльев носа к основанию уха, от уголка губ к основанию уха. Движения повторите 2-3 раза.

При необходимости дополните логопедический массаж массированием артикуляционного отдела со стороны слизистой оболочки.

Выполняется до еды или через 1,5-2 часа после еды в течение 5 минут. Перед выполнением процедуры оденьте стерильные перчатки.

5.3. Массаж язычной мускулатуры

Выполните поглаживания области десен в горизонтальной плоскости по правую и левую сторону. используйте прямолинейные, зигзагообразные и круговые поглаживания. Повторите 2-3 раза.

Эти манипуляции вызывают усиление слюноотделения, поэтому дайте массируемому сглонуть слюну после них.

Аналогично выполните вертикальные воздействия вдоль всей челюсти, повторите 2-3 раза и дайте сглотнуть слюну. Приступайте к массированию неба – легкими движениями пальцем производите сдвигания мягкого неба по средней линии, при этом могут произносится звуки «А» и «Э». Повторите 10-15 раз.

Массаж языка выполняется от кончика к основанию, до появления рвотного рефлекса. Выполняем легкие поглаживания, похлопывания и вибрации, общая продолжительность процедуры составляет 15-20 секунд.

Поглаживания производим прямолинейно, зигзагообразно, кругообразно. Движения начинаем от середины языка к кончику и образно, от середины к краям (техника «елочка»), от левого края к правому и назад, при этом одной рукой фиксируем язык, а второй производим процедуру. Осуществляем перекатывание пальца по поверхности языка, пощипываем язык кончиками пальцев и растягиваем его края. Выполните поглаживания со стороны подъязычной уздечки к кончику и обратно.

Вместо пальпации можно проводить логопедический массаж при помощи зубной щетки, по аналогичной схеме.

С внешней стороны массаж дополняется точечным воздействием на подчелюстную ямку в течение 15 секунд вибрирующими движениями указательным пальцем и вибрацией двумя указательными пальцами в течение 15 секунд под углами челюсти.

5.4. Язык

При гипертонусе мышц языка воздействие носит расслабляющий характер. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, небно-глотоный (рвотный) рефлекс может также затруднять проведение, поэтому выполнение подобной процедуры при гипертонусе требует соблюдения следующих правил:

  • массаж проводится после расслабления мышц шейного отдела, плечевого пояса и мышц нижнечелюстного отдела, потому что эти мышцы тесно связаны с мышцами корня языка;
  • движения направлены от кончика языка к корню;
  • перед началом процедуры устанавливается граница небно-глоточного рефлекса. Граница устанавливается перемещением шпателя по поверхности языка с установлением данной границы.

В случае возникновения спазмов при выполнении в наиболее запущенных случаях почти на кончике языка, массаж рекомендуется начинать при внутреннем расположении языка в полости рта, постепенно увеличивая площадь массирования и работе на поверхности языка вне рта.

Для расслабления языка проведите точечные упражнения с подчелюстной ямкой и вибрации под углами челюсти, захватите кончик правой рукой и выполните покачивающие движения из стороны в сторону, вперед назад. Движения плавные, с постепенным увеличением амплитуды.

После этого переходят к выполнению процедуры. Поглаживания производят большим пальцем ведущей руки, при этом указательный палец придерживает язык с другой стороны. Движения проводят от центра к периферии, продвигаясь от кончика языка к корню до установленной границы, выполняя движения с начала с правой стороны от средней линии, затем с левой. Ведомой рукой придерживают язык за кончик, ведущей рукой, используя большой и указательный палец выполняют поглаживания от центра к периферии, от кончика к границе.

Разминания выполняют путем захвата языка сверху большим пальцем, снизу – указательным и средним. Выполняют перетирание поверхности языка по обе стороны от центральной линии языка. От кончика к корню. При таком же положении пальцев выполняют растирания поверхности языка без надавливаний.

Вибрации языка выполняют путем захвата ведущей рукой кончика языка. Производят легкие потяхивания, выполняют похлопывания и надавливания шпателем (деревянным или пластиковым).

Перед воздействием на ротовую полость, научите ребенка эффективно работать со слюноотделением, для этого используйте упражнение жевания с запрокинутой головой, сглатывания слюны с одного раза, выполнять вращения языком в преддверии рта, а затем сглатывать слюну.

Методика работы со сложными случаями дцп часто включает помимо техник логопедического массажа лица проработку рук и ног малыша, развитие хватательных, кинестетических рефлексов, моторики и реакции на внешнее раздражение. В этом случае логопед работает совместно с массажистом и подбирает оптимальные методики, сочетающие массажные движения, направленные на правильное развитие костно-мышечной системы и на развитие соответствующих рефлексов и навыков.

5.5. Кисти рук

В качестве техник проведения логопедического массажа кистей рук и верхних конечностей ознакомьтесь с основными методиками детского массажа верхних конечностей и кистей, который можно дополнить следующими упражнениями:
1. «Пальчиковый бассейн» . В небольшую коробку с высотой бортиков 6-8 см высыпьте горох и фасоль, работа с таким бассейном способствует развитию активной кинестезии. Для усиления эффекта разместите в коробке предметы различной фактуры – шероховатые, гладкие, овальные, квадратные.
2. Логопедическая щетка «ежик» . В домашних условиях тренажер можно изготовить самостоятельно – используйте массажную расческу с мягким основанием крепления деревянных зубчиков, желательно размером с руку ребенка. Удалите ее из расчески, с обратной стороны приклейте войлок или кожу для придания жесткости и сделайте держатель для фиксации на руке. Тренажер используется в двух положениях – иголками к ладони и наружу. За счет большой площади раздражения проводится глубокая проработка нервных окончаний ладонной части кисти при выполнении лечебной логопедической физкультуры (похлопывание по ладоням, похлопывания от кисти к локтю, поглаживание от локтя к кисти и др.).

Дополнить логопедический массаж можно также техниками массажа по биологически активным точкам.

Нажатие на данные точки стимулирует работу определенных систем органов и групп мышц. Методика применения точечного логопедического массажа отличается простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики. Использование точечного логопедического массажа позволяет:

  • нормализовать тонус мышц;
  • улучшить работу артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов;
  • регулировать вегетативные функции и обменные процессы;
  • регулировать эмоциональное состояние;
  • оказывает профилактическое действие на расстройства голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

Главным условиям эффективности точечного массажа является правильное определение локализации биологически активных точек, наиболее эффективным методом для их определения является пальпация. Производится подушечками наиболее чувствительных пальцев (чаще всего безымянного или указательного). Методика проведения следующая:

  • на начальном этапе выполняется массаж не более, чем 3-4 точек, постепенно увеличивая их количество;
  • во время одного сеанса работаем с точками как локального назначения, так и общего;
  • точечный массаж проводится до логопедического;
  • процедура носит курсовой характер, сеансы проводятся через день, интервал не должен превышать 3 дней, перерыв между курсами 3-6 месяцев;
  • при проведении процедуры, направленной на релаксацию, включите расслабляющую музыку.

При выполнении точечного массажа выполняется комплексная проработка точек, сгруппированных на определенном участке кожи. Рассмотрим такие основные блоки.

Массаж биологически активных точек нормализации работы артикуляционных мышц (БАТ1): одиночная точка под носом в верхней трети носогубной складки; одиночная точка в центре подбородочно-губной складки; парные точки на расстоянии 1 см от уголков рта; парные точки по диагонали носогубной складки почти по середине между крыльями носа и уголками губ; парные точки на нижней челюсти параллельно точкам отстающих от уголков рта на 1 см.

Биологически активные точки улучшения кровоснабжения и дыхания носоглотки (БАТ2)(улучшение резонанса голоса, профилактика голосовых расстройств): парные точки у крыльев носа; парные точки у надбровных дуг; точка посередине между бровями; парные точки на расстоянии 0,5 см по линии соединения крыльев носа с мочкой уха.

Биологически активные точки воздействия на мышцы глотки и гортани (БАТ3) (нормализация работы мышц голосового аппарата): точка на средней линии шеи между нижним краем подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща; точка на расстоянии 0,7 см выше от верхнего края яремной вырезки грудины.

Биологически активные точки нормализации состояния мышц глотки, гортани и корня языка (БАТ4): точка на средней линии шеи; парные точки по обе стороны щитовидного хряща у переднего края грудинно-ключичной-сосцевидной мышцы. Массируются очень осторожно, так как это вызывает неприятные ощущения.

Биологически активные точки нормализации работы мышц нижней челюсти (БАТ5): точка на середине наиболее выступающей части подбородка; парные точки спереди от козелка уха во впадине соединения челюсти и скуловой кости; парные точки на нижнем крае мочки уха.

Массаж по биологически активным точкам выполняется в сочетании с голосовой гимнастикой:

  • комплекс БАТ1 совместно с произнемением звуков “ЗМММ” в течение 2-3 секунд, таким образом снимается напряжение при звучании голоса;
  • комплекс БАТ2 выполняется совместно с произнесением звуков “ГМММ” в течение 2-3 секунд;
  • комплекс БАТ5 выполняется с протяжным произнесением “ЖММММ” в течение 2-3 секунд, снимается напряжение в глоточно-гортанной области;

5.6. Ушные раковины

Также воздействие на биологически активные точки можно дополнить логопедическим массажем ушных раковин. В этой области сосредоточено большое количество биологически активных точек, которые способны быстро повысить тонус нервной системы, активизировать работу мышц речевого аппарата. Массаж ушных раковин проводится на завершающем его этапе.

Начинаем с перетирания ушных раковин снизу вверх и сверху вниз, затем производим тянущие движения мочек ушей в низ, движения повторяем 5 раз. Это движение способствует активизации артикуляционных мышц. Указательный палец аккуратно помещаем в начало ушного прохода, а большим пальцем выполняем массирование козелка уха с легкими надавливающими движениями. Продолжительность: в течение 30 секунд. Эти движения помогают при насморке, устраняют осиплость. Массаж противозавитка ушной раковины выполняется с противоположной стороны ушного прохода.

Противозавиток прижимается указательным пальцем и массируется сверху вниз в течение 30 секунд. Эти движения способствуют улучшению звучания голоса.
В дополнение к точечному воздействию на ушные раковины, проводится логопедический массаж стоп и кистей, однако это больше относится к детскому массажу, так как наибольшая взаимосвязь тактильных ощущений с корой головного мозга наблюдается в грудничковом возрасте .

В завершении хотелось бы отметить, что при решении логопедических проблем старайтесь выполнять все рекомендации логопеда, включайте в работу речевые занятия, упражнения на развитие и логопедический массаж — интегрируя, вы обречены на успех.

В современном обществе бытует несколько скептическое отношение к логопедическому массажу языка. На самом деле, скепсис скрывает в корне неверное понимание сути назначаемой врачом процедуры. Логопедический массаж для языка оказывает на детей ряд положительных воздействий, о которых вы узнаете из этой статьи.

Показания

Логопедический массаж для языка назначается ребенку при наличии у него приобретенных или врожденных отклонений. В перечень этих отклонений входят следующие нарушения развития, которые встречаются у детей:

  • нарушение голоса или наличие его частичной потери;
  • различные дефекты речи;
  • дизартрия;
  • гипертонус мышц лица;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • различного рода проблемы, связанные с развитием артикуляционных мышц;
  • все виды заикания;
  • патологии произношения, связанные с наличием сильного напряжения мышц лица у детей во время разговора.

Для всех этих ситуаций логопедический массаж для языка и лица, который проводится в комплексе с индивидуальными занятиями у логопеда, производит должный положительный эффект.

Этот перечень показаний является основанием для назначения массажа языка у детей, находящихся в разных возрастных группах. При этом этот массаж должен обязательно назначаться врачом, после тщательного осмотра и проведения необходимых диагностических исследований.

Отдельно стоит отметить, что такой логопедический массаж, проводимый для языка, обязательно назначается при ДЦП. У детей с ДЦП наблюдается травматическое поражение ДНС. Такая ситуация встречается при наличии родовой травмы, а также после перенесенного инфекционного заболевания. ДЦП приводит к нарушению функций движения у детей. При ДЦП возникают тонические рефлексы. Также ДЦП приводит к некоторым нарушениям речи ребенка. Нарушения ДЦП имеют положительную тенденцию к восстановлению поврежденных функций. Поэтому делать данный тип массажа языка детям с ДЦП просто необходимо. В такой ситуации логопедический массаж назначается с малых лет.

Цели логопедического массажа

У детей, которые достигли возраста, когда необходимо начинать говорить (1,6-3 года), важно правильное развитие артикуляции, которая и отвечает за формирование речи. В артикуляции свою роль играют некоторые мышцы лица. Именно они в большей степени подвержены гипертонусу. Подобный гипертонус может возникнуть при определенных состояниях или заболеваниях, а также врожденных или приобретенных патологиях, встречаемых у детей.

Детский массаж для языка помогает значительно снизить гипертонус и нормализовать артикуляцию. Также он способствует снижению слюноотделения и активизирует мышцы, имеющие слабую сократительную способность.

Логопедический массаж позволяет мышечным волокнам стать более подвижными и, соответственно, эластичными. В результате малыш, которому проводят такой курс, сможет справиться со всеми вышеуказанными нарушениями и проблемами.

Кроме этого, логопедический массаж для языка проводится и при пониженном тонусе. Но в данной ситуации делать его нужно несколько иначе.

В перечень основных задач, которые ставятся при выполнении детского массажа для языка, входят:

  • коррекция звукопроизношения. После выполнения логопедического массажа дети начинают более правильно произносить звуки;
  • значительное улучшение голоса и состояния голосовых связок;
  • происходит нормализация дыхания, которое ранее было затруднено при разговоре;
  • нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;
  • нормальное развитие движений рук;
  • увеличение длительности и силы выдоха;
  • выработка ритмичности движений конечностями и дыхания;
  • выработка дифференцированных зрительных движений;
  • обеспечение стимуляции для кинестетических ощущений и движений;
  • стимуляция развития пальцевого осязания;
  • полное или частичное устранение моральных и психических напряжений у детей. Такие явления возникают у малышей, которых дразнят в садах или школах из-за неправильно поставленной речи;
  • значительное уменьшение заикания, а также дизартрии в повседневной жизни ребенка.

Видео «Логопедическое занятие. Массаж языка»

Кроме этого логопедический массаж языка позволяет улучшить состояние мышц и речевого аппарата, которые отвечают за звукоизвлечение. После завершенного курса процедур наблюдается укрепление глоточных рефлексов. Упражнения правильно формируют траекторию движений для органов артикуляции.

Как видим, логопедический комплекс упражнений, разработанный для языка и лица, позволяет в определенной мере устранить у детей дефект речи. Стоит также отметить, что подобный массаж применяется при самых разнообразных нарушениях, которые не вошли в основной перечень показаний, приведенный в предыдущем подпункте.

Техника

В логопедический массаж, который назначают детям разной возрастной группы для языка и лица, входит детально разработанный комплекс упражнений. В каждой конкретной ситуации делать нужно только определенный набор упражнений, направленный на устранение дефекта, имеющего место у ребенка.

При этом его вполне может делать мама в домашних условиях, особенно если ребенку всего пару лет. Ребята постарше могут делать упражнения самостоятельно.

Показано, что выборочно данный тип массажа можно начинать делать, когда ребенку уже исполнилось 2-3 месяца. Но в данной ситуации необходима консультация у врача. Если малыш плохо говорит, комплекс упражнений могут назначить с двух лет.

Техника проведения логопедического массажа включает в себя такие манипуляции:

  • общий массаж лица, который переходит на губы;
  • затем манипуляции переходят в полость рта. Здесь нужно быть особенно внимательными, так как не каждый малыш положительно отреагирует на проводимые в его рту действия.

Очень важно, чтобы ребенок от проводимых манипуляций получал только положительные эмоции и ощущения. Иначе такие действия приведут к повышению тонуса, а также к гиперсензитивности в оральной области. Кроме того, манипуляции против желания малыша в его рту могут спровоцировать активацию рефлекторной сферы. Так, малыш может кусаться или у него разовьется рвотный рефлекс.

Комплекс упражнений, как в домашних условиях, так и на приеме у специалиста, нужно проводить ежедневно. Длительность одного сеанса составляет около трех минут.

Техника проведения массажных манипуляций имеет соответствующие требования. К ним можно отнести следующие положения:

  • необходимо наличие гигиеничной и комфортной обстановки на сеансе;
  • запрещено проводить комплекс упражнений детям, имеющим к нему противопоказания;
  • все манипуляции должен проводить специалист или мама, которая внимательно следила за действиями массажиста.

Для маленьких детей комплекс упражнений нужно проводить в активном контакте-общении. Можно петь веселые песенки, рассказывать стишки или сказки, а также обязательно улыбаться. Во время массажа допускается игра спокойной классической музыки.

Массажные приемы, которые часто входят в комплекс упражнений, включают в себя поглаживание и легкую вибрацию. Вибрация способствует расслаблению мышц, находящихся в гипертонусе.

Поглаживание осуществляется легкими скользящими движениями по коже лица, которые не сдавливают ее в складки. Поглаживание начинается как легкое вождение рукой по лицу в области губ. Затем движения немного усиливаются, оказывая влияние на более глубокие слои кожи.

Глубокое поглаживание проводят либо ладонями, либо сложенными щипцеобразно пальцами, а также тыльной поверхностью пальцев, согнутых в пястно-фаланговых суставах под углом в 90 градусов.

Непрерывная вибрация осуществляется концевыми фалангами пальцев. Их кладут на кожу и как бы сотрясают. Движение напоминает просеивание через сито муки.

Движения выполняем по 4 раза для каждого приема. Необходимо чередовать поглаживание с вибрацией. В домашних условиях и для детей старшего возраста комплекс упражнений можно проводить около 15-20 минут. Но начинать нужно с 5-7 минут, постепенно увеличивая время. Для грудничков данный период составляет всего несколько минут.

Также при проведении массажа языка допускается использование различных инструментов, в роли которых могут выступать предметы повседневности. Это может быть ложка или зубная щетка, но обязательно с мягким ворсом. При их использовании нужно класть под язык несколько салфеток. Менять их нужно каждые 2 минуты. Делаем инструментом круговые и спиралевидные движения. Помните, надавливать сильно не нужно. При использовании зубной щетки можно делать вибрационные движения.

Вышеописанные движения нужно совершать при комнатной температуре, а также теплыми и вымытыми руками.

Для детей, больных ДЦП, техника проведения логопедического массажа очень сильно зависит от выбора позы. Для детей с ДЦП, позы могут быть следующими:

  • поза эмбриона;
  • лежа на спине. В такой позе ребенку под голову следует подложить валик. Ноги должны находиться в согнутом положении в коленных суставах;
  • лежа на спине с фиксируемой при помощи валика головой;
  • на животе. Здесь под грудь малыша нужно подложить валик.

При ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Помимо этого воздействие осуществляется на точку, которая находится в подчелюстной ямке. Также нужно воздействовать и на другие точки:

  • носогубная складка;
  • скуловые мышцы;
  • подчелюстные мышцы.

Очень часто логопедический тип массажа проводят совместно со специальной гимнастикой. Она направлена на повышение силы и объема дыхательной мускулатуры, а также ритмичности и глубины дыхания.

Противопоказания

К проведению логопедического массажа имеется ряд противопоказаний, при наличии которых проводить вышеописанные упражнения запрещается. К основным противопоказаниям для данного типа массажа относятся:

  • наличие респираторных острых заболеваний;
  • пик простуды;
  • конъюнктивит или гингивит;
  • стоматит;
  • увеличение лимфотока или лимфоузлов;
  • герпес, который поразил ротовую полость.

Помните, что каждая конкретная ситуации требует индивидуального подхода и рассмотрения. Поэтому перед тем, как записаться на курс лечения, нужно посетить врача.

От того, насколько ответственно вы отнесетесь в данной ситуации к здоровью вашего ребенка, зависит не только эффективность проводимых упражнений, но и конечный результат лечения. При несоблюдении правил выполнения упражнений, а также при наличии противопоказаний, проведение массажа может негативно сказаться на здоровье малыша и привести к непредсказуемым последствиям.

Как видим, несмотря на скептическое отношение к подобным процедурам, логопедический массаж языка имеет неоспоримые достоинства. Его проведение позволит избавить вашего ребенка от различных нарушений речевого аппарата, благодаря чему он сможет расти и развиваться в норме с остальными детьми.

Видео «Что такое артикуляционная гимнастика»

В ролике заботливые родители смогут узнать, что такое массаж языка, для чего он необходим и какие основные приемы при этом эффективны.




Проблема нарушения речи у детей волнует многих родителей. Пока малыши трогательно лопочут, дефекты их речи умиляют взрослых, но к трем годам становится понятно, какие звуки у них не получаются. А ведь речь является основным средством общения маленького человечка со всем миром. У большинства малышей с годами и с практикой это может пройти само собой, а у некоторых такие расстройства речи обусловлены нарушениями нормальной работы артикуляционных мышц, и носят физиологический характер.

Этим деткам нужна помощь. На своих занятиях логопеды используют респираторные и произносительные упражнения. Если их недостаточно, специалисты обычно предлагают специфический, довольно действенный метод – логопедический массаж для детей в домашних условиях. Воздействие любого массирования благоприятно для организма, особенно для обменных процессов, кровообращения и нервной системы. Лечебные и профилактические качества логопедического массажа способствуют нормализации речи и улучшению эмоционального состояния малыша.

Мастерство исцеления людей, разминая особые точки их тел, существует несколько тысячелетий. Уже в древности эскулапы постигли достоинства массажа, позволяющего побеждать серьезные недуги. Логопедический массаж возник гораздо позже, но основан тоже на практических знаниях.

Источниками появления вербальных сбоев является множество причин. Расстройства звукопроизношения бывают обусловлены наследственными факторами, аномальной беременностью, замедленным психическим развитием, нарушением речевого аппарата. Диагноз может определить только специалист. Исходя из специфики расстройства, логопед устанавливает тип сбоя и назначает лечение.

Нарушения привычной работы артикуляционных мышц мешают ребенку точно произносить звуки и слова. В состав речевого аппарата входят язык, губы и лицевые нервы. Все это играет важную роль в речевом развитии малышей. Лого массаж детский относится к местным видам массажа, так как он проводится исключительно на артикуляционных мышцах.

Проведение полного курса поможет ребенку овладеть всем звуковым комплексом речи и усилит его артикуляционный аппарат. Обычно в результате наступают положительные изменения. При наличии явных речевых погрешностей следует выполнять рекомендации специалиста, который, прежде чем выбрать тактику и вид манипуляции, исследует методом пальпации состояние всех мышц, задействованных в формировании речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность. Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов. Эти манипуляции допускается осуществлять с 2 месяцев, хотя в такие сроки они являются профилактическими мероприятиями, просто препятствуют появлению нарушений.

В серьезных случаях расстройств используется логопедический массаж, восстанавливающий голосовые возможности, тонизирующий мускулы речевой системы, сокращающий срок становления произношения. Даже явные неврологические симптомы поддаются этой методике и дают неплохие результаты.

Воздействие на значимые центры речи – язык, губы, мочки ушей, шею – назначается детям со следующими врожденными и приобретенными сбоями:

  • c частичной потерей или неполным расстройством голоса;
  • c различными речевыми аномалиями;
  • c излишней интенсивностью лицевых мышц;
  • c избыточным рефлективным слюнотечением;
  • со сбоем всей произносительной стороны речи;
  • с детским церебральным параличом;
  • с дефектами формирования артикуляционной мускулатуры;
  • со всеми разновидностями логопатии.

Все эти недостатки нуждаются в непременном и срочном исправлении, длительном и трудоемком, но необходимом, потому что в перспективе некачественная дикция воспрепятствует многим видам деятельности, которыми захочет заниматься выросший ребенок. Серьезные нарушения даже могут привести к инвалидности. Поэтому следует знать, как делать логопедический массаж лица ребенку-инвалиду.

Цели логопедического массажа

Основными задачами, которые ставит перед собой логопедический массаж лица для детей и с которыми он умеет справляться, можно назвать:

  • исправление точной артикуляции звуков;
  • совершенствование ситуации с голосовыми связками;
  • упорядочение респирации в момент разговора;
  • предотвращение душевного напряжения в результате речевых дефектов;
  • суммарное повышение качества всего речевого аппарата и самой речи.

Подобная процедура служит и для снижения, часто встречающегося у детей избыточного количества вырабатываемой слюны, что также мешает правильной дикции.

  • простудные и респираторные болезни;
  • воспаление слизистой оболочки десен и глаз;
  • стоматиты;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • герпес.

Очень бережно осуществляется массаж у детей с судорожными диагнозами, при дцп, аутизме, синдроме Дауна. При проведении процедуры массажа необходима серьезная концентрация внимания, аккуратность и профессионализм.

Специфика логомассажа в условиях дома

В момент выполнения массажа малыш должен испытывать комфорт и доверие, не ощущать тревогу, поэтому всегда следует найти к нему подход, поговорить с ним, отвлечь чем-нибудь. Малышам проводят сеанс в коляске или на коленях у мамы. Позднее дети привыкают к манипуляциям специалиста и успокаиваются.

Время проведения сеанса – через 2 часа после еды. Детский рот рекомендуется тщательно прополоскать.

Виды логопедического воздействия

Есть несколько типов манипуляций со сферой речевых мышц.

  • Классический массаж включает обычные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Он служит для активизации и стимуляции мышечного тонуса.
  • Точечный массаж занимается биологически активными точками со скоплением сосудов и нервных окончаний.
  • В аппаратном массаже используются вакуумные или вибрационные приспособления. Особый его вид – зондовый – разработан по авторскому методу Е.В. Новиковой. Одну из признанных методик – массаж Дьяковой – применяют многие логопеды.

Самомассаж ребенком выполняется собственноручно. Он представляет собой занятия, предусматривающие массирование лица и языка, например, проталкивание языка через соединенные зубы.

Предварительная разминка

Логопедическое воздействие начинается с общего массажа лица, которое продолжается несколько минут. Главные приемы – приятные ребенку легкие поглаживания и вибрирующие движения. Направления самые разнообразные:

  • лоб массируют снизу вверх и от середины в сторону висков;
  • нижнее веко – начиная с наружного угла к носу, верхнее – наоборот;
  • от носа до височной области и от углов рта до ушей;
  • от подбородка до мочки уха.

Для расслабления шейной мускулатуры и корня языка следует произвести раскачивание детской головки, плавно поворачивая ее с одной стороны в другую. Теперь желательно переходить к массированию губ и языка.

Методика массажа

Сниженный мышечный тонус, вызванный рахитом, синдромом Дауна и другими заболеваниями, требует активизации мускульных групп. Начинают манипуляции с обработки мускулов лица, переходя затем к остальным. Применяют классические приемы с постепенно увеличивающейся силой надавливания, стараясь не причинять ребенку неприятных ощущений. Актуальны поглаживания лба, растирания щек. Заканчивается все легким постукиванием и пощипыванием. Губную мускулатуру разминают от центра до уголков губ – каждую губу особо, затем носогубную складку.

При увеличенном мускульном возбуждении, вызванном травмой мозга в процессе родов или в период внутриутробного развития, а также гипоксии, краснухи, родовых травмах, применяется расслабляющая техника. Она состоит из классического поглаживания и вибраций. Начинается сеанс в воротниковом и плечевом отделах, продолжается обработкой лица, губ и языка. Релаксация осуществляется замедленными, плавными и слегка давящими передвижениями, повторяющимися 8-10 раз.

Массирование язычка профессионал выполняет, применяя специальные приспособления. В условиях дома используют ложку или просто указательный палец, которым поглаживают, начиная с кончика язычка по направлению к корню. В процессе выполнения массажа чайными ложками, выпуклой стороной инструмента проводятся поглаживания и растирания лба, висков, щек, области рта и шеи, подбородка и скул.

Избавить малыша от речевого расстройства и научить безупречно разговаривать могут родители, для этого они должны вовремя заметить проблему и приложить все силы для ее устранения. Поможет им в этом логопедический массаж, который должен быть назначен педиатром при наличии определенного диагноза. Проводить его можно со специалистом, а также в домашних условиях, предварительно познакомившись с правилами и техникой выполнения.

Успешность исцеления во многом будет зависеть от регулярности занятий и терпения родителей.

Хочется отметить, что логопедический массаж в Москве лучше делать у профессионала. Например, у Екатерины Русловой в Детском Центре Слухон на Пилюгина (м. Новые Черемушки).