Лишенный звания героя. как летчик, герой советского союза капитан бычков стал майором ввс фашистской германии

В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов - грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.

4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение - это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.


Иван Никитович Кожедуб

В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.

В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы - 11 апреля 1944 года - PZL P.24 и 8 июня 1944 года - Me 109). Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.

По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.

При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.

Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.

Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.

Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».

Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.

Уже во время первых недель войны Покрышкин смог понять, что тактика советских ВВС устарела. Тогда же он начал заносить свои записи на этот счет в записную книжку. Он вел аккуратную запись воздушных боев, в которых принимал участие он сам и его друзья, после чего делал детальный анализ написанного. При этом в то время ему приходилось сражаться в очень тяжелых условиях постоянного отступления советских войск. Позднее он говорил: «Те, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знают настоящей войны».

После развала Советского Союза и массированной критики всего, что было связано с тем периодом, некоторые авторы принялись «урезать» количество побед Покрышкина. Связано это было и с тем, что в конце 1944 года официальная советская пропаганда окончательно сделала из летчика «светлый образ героя, главного истребителя войны». Для того чтобы не потерять героя в случайном бою, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича Покрышкина, который к тому моменту уже командовал полком. 19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официально одержанных побед он стал трижды Героем Советского Союза, первым в истории.

Волна «разоблачений», которая нахлынула после 1990-х годов, прошлась по нему еще и потому, что после войны он сумел занять пост Главнокомандующего войсками ПВО страны, то есть стал «крупным советским чиновником». Если же говорить о низком соотношении побед к совершенным вылетам, то можно отметить, что длительное время в начале войны Покрышкин на своем МиГ-3, а затем и Як-1 вылетал на штурмовку наземных войск противника или выполнение разведывательных полетов. Для примера к середине ноября 1941 года летчик выполнил уже 190 боевых вылетов, но подавляющее их большинство - 144 было на штурмовку наземных войск врага.

Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии. После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».

Наверно, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Me-110, Me-109, Fw-190, бомбардировщики Ju-88, He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87, штурмовик Hs-129, самолеты-разведчики Fw-189 и Hs-126, а также такая редкая машина как итальянская «Савойя» и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.

Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.

Этот блистательный военный летчик отличался очень противоречивым и неровным характером. Являя образец решимости, мужества и дисциплины в рамках одного вылета, в другом он мог отвлечься от выполнения основной задачи и так же решительно начать преследование случайного противника, стремясь увеличить счет своих побед. Его боевая судьба на войне тесно переплелась с судьбой Александра Покрышкина. Он летал с ним в одной группе, сменял его на должности командира эскадрильи и командира полка. Сам Покрышкин лучшими качествами Григория Речкалова считал откровенность и прямоту.

Речкалов, как и Покрышкин, воевал с 22 июня 1941 года, но с вынужденным перерывом практически на два года. В первый же месяц боев он на своем устаревшем истребителе-биплане И-153 сумел сбить три самолета противника. Успел полетать он и на истребителе И-16. 26 июля 1941 года во время боевого вылета под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу огнем с земли, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого ранения он провел в госпитале 9 месяцев, за это время пилоту сделали три операции. И в очередной раз медицинская комиссия попыталась поставить на пути будущего прославленного аса непреодолимое препятствие. Григория Речкалова отправили служить в запасной полк, который был укомплектован самолетами У-2. Будущий дважды Герой Советского Союза воспринял такое направление, как личное оскорбление. В штабе ВВС округа он сумел добиться того, чтобы его вернули в свой полк, который на тот момент времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Но совсем скоро полк был отозван с фронта для перевооружения на новые американские истребители «Аэрокобра», которые шли в СССР в рамках программы Ленд-лиза. По этим причинам вновь бить врага Речкалов начал лишь в апреле 1943 года.

Григорий Речкалов, будучи одной из отечественных звезд истребительной авиации, прекрасно мог взаимодействовать с другими летчиками, угадывая их намерения и работая вместе группой. Еще в годы войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, но он никогда не стремился выплеснуть по этому поводу какой-то негатив или обвинить своего оппонента. Напротив, в мемуарах он хорошо отзывался о Покрышкине, отмечая, что им удалось разгадать тактику немецких летчиков, после чего они начали применять новые приемы: начали летать парами, а не звеньями, лучше использовать для наведения и связи радио, эшелонировать свои машины так называемой «этажеркой».

Григорий Речкалов одержал на «Аэрокобре» 44 победы, больше чем у других советских летчиков. Уже после завершения войны кто-то спросил прославленного летчика, что он больше всего ценил в истребителе «Аэрокобра», на котором было одержано столько побед: мощь огневого залпа, скорость, обзор, надежность мотора? На этот вопрос летчик-ас ответил, что все перечисленное, конечно, имело значение, это были явные достоинства самолета. Но главное по его словам было в радио. На «Аэрокобре» была отличная, редкая в те годы радиосвязь. Благодаря этой связи летчики в бою могли общаться между собой, словно по телефону. Кто-то что-то увидел - сразу все члены группы в курсе. Поэтому в боевых вылетах у нас не случалось никаких неожиданностей.

После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».

Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.

Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника. Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.

Почти двухлетнее «запоздание» с появлением на фронте было связано тем, что летчик-истребитель страдал язвенной болезнью желудка, а с этим заболеванием на фронт не допускали. С начала Великой Отечественной войны он работал инструктором в летной школе, а после этого перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры». Работа инструктором дала ему очень много, как и другому советскому асу Кожедубу. При этом Евстигнеев не переставал писать рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт, в результате они все-таки были удовлетворены. Свое боевое крещение Кирилл Евстигнеев получил в марте 1943 года. Как и Кожедуб он воевал в составе 240-го истребительного авиационного полка, летал на истребителе Ла-5. В первый же свой боевой вылет 28 марта 1943 года одержал две победы.

За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами. Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.

Кирилл Евстигнеев постоянно наращивал количество своих воздушных побед. До 1945 года летчик опережал Кожедуба. При этом врач части периодически отсылал его в госпиталь подлечивать язву и раненную ногу, чему летчик-ас страшно противился. Кирилл Алексеевич был тяжело болен еще с предвоенных времен, в своей жизни он перенес 13 хирургических операций. Очень часто прославленный советский летчик летал, превозмогая физическую боль. Евстигнеев, что называется, был одержим полетами. В свободное время он старался натаскивать молодых летчиков-истребителей. Был инициатором проведения учебных воздушных боев. По большей части его противником в них оказывался Кожедуб. При этом Евстигнеев был начисто лишен чувства страха, даже в самом конце войны хладнокровно шел в лобовую атаку на шестипушечные «Фоккеры», одерживая над ними победы. Кожедуб так отзывался о своем боевом товарище: «Летчик-кремень».

Войну гвардии капитан Кирилл Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиаполка. Последний свой бой летчик провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем уже пятом за войну истребителе Ла-5. После войны продолжил службу в ВВС СССР, в 1972 году ушел в отставку в звании генерал-майора, жил в Москве. Скончался 29 августа 1996 года в возрасте 79 лет, похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Источники информации:
http://svpressa.ru
http://airaces.narod.ru
http://www.warheroes.ru

Сергей Литаврин родился в 1921 году в селе Двуречки Грязинского района, в семье крестьянина. В 1928 году отец Сергея поступил работать на Липецкие железные рудники и перевез семью в Липецк. В 1938 году, окончив 8 классов средней школы №5, Литаврин поступил учиться в Воронежский радиотехникум. Но вскоре вернулся в Липецк и стал учиться в аэроклубе. Через год был зачислен курсантом школы летчиков-истребителей. По окончании школы служил командиром авиазвена.

С июня 1941 года Литаврин на фронтах Великой Отечественной войны. С первых дней, он хотел побыстрее встретиться с воздушным противником, чтобы сурово наказать врага за все его злодеяния. Но пока таких встреч не было. В первый раз, когда Сергей со своими друзьями был поднят по тревоге и вылетел наперехват вражеских бомбардировщиков, те успели уйти, оставив после себя пожары и следы разрушений. Во второй раз наши лётчики увидели только точки удалявшихся самолётов...

Свой боевой счёт Младший лейтенант Литаврин открыл 27 Июня 1941 года, когда вылетев на задание паре с командиром звена Лейтенантом В. Едкиным, уничтожил бомбардировщик Ju-88. Через несколько дней Сергей свалил второй бомбардировщик, который нашёл себе могилу на дне Псковского озера.

Горячими были Июль - Август 1941 года в ленинградском небе. Лётчики полка совершали по 5 - 7 вылетов в день. Вместе с боевыми друзьями Сергей продолжал успешно сражаться с врагом. К осени 1941 года он сбил уже 6 вражеских самолётов.

В суровые дни Октября 1941 года о Сергее Литаврине не раз писали газеты, и многие ленинградцы узнали из них о его подвигах. Они присылали лётчику письма, в которых благодарили за мужество в боях, делились новостями. Письма эти доставляли много радости Сергею, придавали ему новые силы. Особенно взволновало Сергея письмо Арсения Коршунова, электросварщик Металлического завода, где ремонтировалась боевая техника. В ответном письме Сергей пригласил его в гости. Вскоре состоялась их встреча. Приняв приглашение лётчика, Коршунов приехал на аэродром, где базировался полк Литаврина. Не один, а со своим другом Иваном Григорьевым.

Сергей Литаврин был очень дружен с лётчиком Ильей Шишканем. Их всегда видели вместе. И вот теперь два фронтовых друга принимали двух ленинградских рабочих. Они провели их по аэродрому, где в укрытиях стояли "Ястребки", познакомили со своими товарищами - лётчиками, рассказали о славных делах истребительного полка, который начал боевую деятельность с первого дня Великой Отечественной войны. А потом ленинградских рабочих пригласили в столовую и угостили фронтовым обедом. Через несколько дней Сергей и Илья побывали в Ленинграде на заводе в гостях у Арсения и Ивана.

Между лётчиками и рабочими завязалась дружба. Они поддерживали между собой постоянную переписку, не раз приезжали друг к другу в гости. Рабочие сообщали о том, как они трудятся для фронта, лётчики - о новых победах.

А у Сергея счёт этих побед постоянно возрастал. На борту его самолёта выстроились в ряд нарисованные звёздочки, по числу сбитых самолётов. В Мае 1942 года Сергея приняли в члены партии, а уже в следующем бою он одержал очередную победу в схватке пятёрки наших истребителей с 12 "Мессерами".

29 Мая, защищая Волховскую ГЭС шестёрка Литаврина одержала новую победу - теперь в бою с 18 бомбардировщиками и 12 истребителями врага. Три "Юнкерса" и два "Мессера" были уничтожены. Два "Юнкерса" сбил Литаврин.

Среди лётчиков Ленинградского фронта Сергей приобрёл славу искусного охотника за бомбовозами. Его никогда не смущали ни численное превосходство врага, ни мощное прикрытие истребителей. Друзья Литаврина отмечали, что в нём прекрасно сочетались расчетливость зрелого воина и высокое мастерство пилота с дерзостью и отвагой. Бои, проведенные Литавриным, становились хрестоматийными для молодых лётчиков, служили убедительным примером, чего можно добиться, если к проведению воздушного боя относиться как к искусству. Именно это позволяло Сергею Литаврину одерживать блестящие победы.

Однажды группа из 9 истребителей под командованием Литаврина навязала бой 40 "Юнкерсам" и "Мессершмиттам" и сбила 8 машин, не потеряв ни одной. В другой раз Литаврин со своей девяткой атаковали ещё более многочисленную группу из 60 самолётов и сбили 5 из них.

Август и Сентябрь 1942 года, пожалуй, были самыми активными месяцами воздушных боёв на Ленинградском фронте.

Ясным солнечным утром, в 9 часов, послышался зловещий гул моторов. В небе показалось огромное количество чёрно - серых бомбардировщиков. "Этажом" выше, маневрируя и кружась, точно в вихре, носились "Мессеры" - постоянные спутники бомбардировщиков.

Вскоре появились и наши истребители. Их было явно меньше. Расстояние между воздушной армадой противника и нашими эскадрильями с каждой секундой сокращалось. То, что произошло дальше, даже трудно передать. В мгновение всё перепуталось, смешалось и закружилось. Лишь, обременённые тяжестью груза, продолжали "спокойно" лететь бомбардировщики. Правда, их чёткий строй скоро нарушился. Отдельные машины, преследуемые советскими асами, раньше времени начали снижаться и, не переходя в пике, сбрасывать бомбы. Но вот загорелись одна, затем вторая, потом третья тяжёлая машина со свастикой и, резко снижая скорость, пошли вниз, таща за собой хвост огня и чёрного дыма. Некоторые "Юнкерсы" падали иначе - сначала вспыхивали, как факел, затем разламывались и тут же по частям летели вниз. Показались в воздухе и купола парашютов. Это спускались лётчики, успевшие покинуть горящие машины. А бой всё не прекращался. Казалось, ему не будет конца...

"Ожесточённый 7-часовой воздушный бой" - на следующий день гласили заголовки ленинградских газет. А под ними ремарки: "Наши лётчики рассеяли 8 эшелонов вражеских бомбардировщиков и уничтожили 21 самолёт". В одной из корреспонденций этот бой был описан так:

"Пытаясь вернуть занятые нашими частями рубежи, противник бросил вчера на наши передовые позиции свыше 120 самолётов. Вражеские бомбардировщики шли эшелонами под прикрытием истребителей. За несколько километров от цели их встретили истребители подразделений Павлова, Мищенко и Боговещенского. Одна группа наших лётчиков на большой высоте взяла в железные клещи истребители противника, а другая ринулась в атаку и врезалась в первый эшелон бомбардировщиков, завязав с ними ожесточённый бой. В первые же минуты воздушной схватки отличились истребители командира подразделения Павлова.

Лётчики Старших лейтенантов Литаврина и Плеханова встретили 10 бомбардировщиков Ju-88, которых сопровождали и прикрывали истребители, и немедленно пошли в атаку. Лейтенант Шестаков сбил "Юнкерс", но сам был атакован Mе-109. Удачным маневром Шестаков вышел из угрожаемого ему положения и с короткой дистанции поджёг напавший на него самолёт. Старший лейтенант Плеханов, отогнав из строя, поджёг два Ju-88. Лётчики Высоцкий, Головач, Литаврин уничтожили по одному "Юнкерсу". Старший лейтенант Кудрявцев, выйдя из боя с истребителями, настиг два неприятельских бомбардировщика и сбил их. Так в течение 50 минут первый эшелон противника был разгромлен...

Но вскоре начали появляться следующие эшелоны воздушных пиратов. Их встретили наши истребители. Лётчик Мищенко в паре со Старшим лейтенантом Карповым сбил 2 бомбардировщика. Капитан Жидов расстрелял 2 Mе-109. Пять самолётов, которыми командовал Герой Советского Союза Капитан Пидтыкан, были атакованы 10 Mе-109. Умело маневрируя и прикрывая друг друга, наши лётчики вырвались из кольца вражеских самолётов и немедленно бросились на фашистские бомбардировщики. Пидтыкан уничтожил Ju-88. Четыре наших самолёта под командой Капитана Оскаленко вступили в бой с 4 "Юнкерсами", когда те пикировали на передний край нашей обороны. В результате один Ju-88 был подожжён, другой, преследуемый старшиной Бачиным, расстрелян с короткой дистанции пулемётным огнем. Старший лейтенант Занин, несмотря на тяжёлое ранение, полученное в схватке, благополучно привёл свой самолёт на аэродром".

Сражаясь с большими группами вражеских самолётов, Литаврин со своей эскадрильей мог не только успешно вести бой, но и одерживать без потерь такие победы, которые были по плечу не каждому опытному воздушному бойцу. А прославленных асов на Ленинградском фронте было немало. К концу 1942 года на счету у Сергея было 10 сбитых лично им самолётов, в основном бомбардировщиков.

12 Января 1943 года мощная артиллерийская подготовка возвестила о начале наступления наших войск под Ленинградом. Залпы сотен орудий слились в единую канонаду. Войска Ленинградского и Волховского фронтов устремились навстречу друг другу, чтобы разорвать вражеское кольцо блокады.

И вот Литаврин снова в воздухе. Ему предстояло провести разведку и выявить, как ведёт себя противник за линией фронта. Вместе с Сергеем на задание отправились ещё трое: опытные воздушные бойцы Григорий Богомазов и Сергей Деменков и молодой лётчик - истребитель Аркадий Морозов.

В полёте на Литаврина неожиданно свалились два вражеских истребителя. Ведомые начеку и прикрыли командира. Атака врага сорвалась. Сергей заметил, что немецкие самолёты не похожи по внешнему виду на известные ему Ме-109. А по силе огня превосходят их. Это были новые истребители FW-190.

Наши лётчики энергично контратаковали их, но немецкие истребители стремительно пошли вверх, в редкие облака. Литаврин и его ведомые бросились за "Фоккерами" в белесую пелену облаков, старались не отстать от них. Вслед врагу понеслась пушечно - пулемётная очередь... вторая... третья... Литаврин со своими друзьями стрелял метко. И вот уже один FW-190 клюнул носом и стал заваливаться набок. Потом из - под крыла повалил чёрный дым. Вражеский истребитель вошёл в штопор.

Второй "Фоккер", часто маневрируя, чтобы спастись от огня, стал тянуть на запад. Но далеко не ушёл. Литаврин с ведомыми так потрепали его, что он не смог продолжать полёт и плюхнулся на лёд Ладожского озера недалеко от берега, занятого вражескими войсками. Едва стемнело, группа наших храбрецов из аварийно - технической команды пробралась к самолёту и буквально под носом у врага утащила его с озера. Утром техники разобрали FW-190 и отправили в мастерские. Там "Фоккер" снова собрали, отремонтировали и облетали.

Новый немецкий истребитель, появившийся на Ленинградском фронте, стал предметом тщательного изучения в полку. Оказалось, что хотя он и новейшей конструкции, всё - таки особых преимуществ по сравнению с советскими машинами не имеет, от уязвимых мест не избавлен и его можно сбивать так же успешно, как и "Мессершмитты".

В дни боёв по прорыву блокады Ленинграда Литаврин не знал покоя. Лишь только позволяла погода, он поднимал своих ведомых в воздух, расчищал небо от вражеских самолётов, штурмовал вражеские войска, подавлял огонь батарей.

Наступление наших войск завершилось прорывом блокады города. Страна и особенно ленинградцы праздновали победу. Отмечали её и лётчики. А у Сергея прибавилась ещё одна большая радость. 28 Января 1943 года ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Весна принесла Сергею очередные победы над врагом. Там, 23 Марта 1943 года четвёрка истребителей 158-го авиаполка во главе с Капитаном С. Г. Литавриным в районе Красный Бор - Пушкин Ленинградской области перехватила 9 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 6 истребителей. Наши лётчики, несмотря на численное превосходство врага, смело вступили в бой. Они уничтожили 3 вражеских самолёта и обратили противника в бегство.

С наступлением лета 1943 года немецкая авиация стала предпринимать массированные налёты на Ленинград и важнейшие объекты Ленинградского фронта. Один из самых крупных был совершён 30 Мая: 47 бомбардировщиков под прикрытием 20 истребителей пытались прорваться к городу. Путь им преградили наши лётчики.

Первый в самый сильный удар по врагу нанесла восьмёрка Сергея Литаврина. Она смело врезалась в строй бомбардировщиков и внесла замешательство. Этим воспользовались идущие за Литавриным другие группы советских истребителей. Отгоняя в сторону Ме-109, они дружно ударили по бомбардировщикам. Атаки следовали одна за другой. В небе появились клубы дыма - несколько вражеских машин падало на землю. Беспорядочно сбрасывая бомбовый груз, "Юнкерсы" повернули обратно. Но не всем удалось добраться до своих аэродромов - 31 вражеский самолёт нашёл бесславный конец на подступах к героическому городу. Немецкая группа потеряла почти половину состава.

В те дни в сообщениях Советского Информбюро часто упоминалась Новая Ладога, которая находилась на пути между Большой землей и Ленинградом. Этот район превратился в арену ожесточённых воздушных сражений. Командование Люфтваффе, не добившись успеха в налётах на Ленинград, попыталось прервать движение на коммуникациях, по которым шло снабжение осаждённого города.

4 Июня 1943 года 6 истребителей 158-го авиаполка под командованием Капитана С. Г. Литаврина произвели вылет на перехват бомбардировщиков противника в районе Колпино - Красный Бор. По радио группа была перенацелена в район города Мга. Здесь она вступила в бой с вражескими самолётами. Несмотря на 10-кратное превосходство, противник был вынужден повернуть обратно, потеряв при этом 6 бомбардировщиков.

На следующий день, 5 Июня в район Новой Ладоги устремилось около 100 самолётов врага. Бомбардировщики шли эшелонами, по несколько десятков машин в каждом. Их сопровождали истребители. Почти со всех аэродромов, расположенных неподалеку от Ладожского озера, были подняты наши истребители для отражения этого налёта.

Шестёрку Литаврина направили в район Волховстроя. И вовремя. Там Сергей встретил группу из 40 Не-111, которые шли под прикрытием 20 Ме-109 и FW-190. Противник имел многократное преимущество, а победили наши лётчики. Шестёрка Литаврина сбила 7 бомбардировщиков "Хейнкель-111" и 1 истребитель "Фокке - Вульф - 190", не потеряв ни одного самолёта.

18 Июня лётчиками 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО было сбито на подступах к Ленинграду 12 самолётов противника. В этот день особенно отличились в воздушных боях Майор И. П. Неустроев, Капитаны Г. Н. Жидов и С. Г. Литаврин.

24 Июня группа истребителей под командованием Сергея Литаврина провела бой с вражескими бомбардировщиками в районе города Колпино Ленинградской области и не допустила противника к охраняемым объектам. В этом бою Капитан С. Г. Литаврин уничтожил 14-й по счёту вражеский самолёт.

За умелое руководство боевыми операциями и личное мужество Сергей Литаврин в Июне 1943 года был награждён орденом Александра Невского. Немало замечательных побед одержали и другие лётчики полка, в котором сражался Сергей Литаврин. И вот 7 Июля 1943 года авиационному полку присвоено звание 103-го Гвардейского. А через день это звание получил и авиационный корпус ПВО, в состав которого входил полк.

13 Сентября 1943 года авиакорпусу вручали Гвардейское знамя. На одном из фронтовых аэродромов двумя ровными рядами выстроились истребители. Под лучами солнца поблескивали нарисованные на бортах звёздочки. Каждая из них означала сбитый вражеский самолёт. 15 звёздочек красовалось на борту истребителя Литаврина.

Слава о боевых подвигах Сергея Литаврина гремела по всему Ленинградскому фронту. Дошла она и до его родных мест. Жители города Липецка гордились своим земляком, писали ему письма, просили рассказать о боевых делах и фронтовой жизни. Литаврин отвечал. Сергей несколько раз ездил в отпуск домой, где жили его мать и сестра, встречался с земляками. Эти встречи доставляли много приятных минут прославленному лётчику. В начале 1944 года комсомольцы Липецка решили преподнести Литаврину подарок.

Комсомольцы и молодёжь города Липецка собрали и сдали в фонд обороны 100 000 рублей. На собранные деньги был построен самолёт Як-9 и передан отважному лётчику - земляку. Для получения именной машины Сергей вылетел на родину. В полк он вернулся 4 Февраля 1944 года на новом истребителе. На борту Як-9 красовались слова: "Герою Советского Союза Литаврину от комсомольцев и молодёжи города Липецка".

Наступил период временного затишья. Враг был отброшен от южных окраин Ленинграда. Линия фронта отодвинулась к Эстонии, туда же перебазировались и истребительные авиаполки. А полк Литаврина охранял воздушные подступы к Ленинграду. Немцы особой активности не проявляли. Лишь изредка на больших высотах над Ленинградом появлялись одиночные самолёты - разведчики. Наши лётчики получили передышку, которая закончилась в Июне 1944 года. В это время войска Ленинградского фронта перешли в наступление на Карельском перешейке.

Большие группы наших бомбардировщиков наносили мощные удары по долговременной обороне врага. Их сопровождение на время стало "профессией" Сергея Литаврина. Правда, к этому времени вражеская авиация уже не господствовала в воздухе. И финские истребители типа "Брустер" не решались атаковать наши группы, когда они шли в строю и выходили на цель. Разве что лишь при солидном численном превосходстве. Но это бывало редко. "Брустеры" нападали на одиночные самолёты в тот момент, когда те выходили из атаки и ещё не успевали занять свое место в строю. Вот здесь и надо было зорко следить, чтобы не прорвались "Брустеры". Сергей неплохо овладевал новой "профессией".

18 Июня 1944 года Литаврин повёл свою эскадрилью на сопровождение группы из 27 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые бомбили вражеские войска в районе Хиитола. Пикировщики успешно справились с заданием. Оборонительные укрепления противника были перемешаны с землей. Над позициями стлался густой чёрный дым. А когда "Петляковы" легли на обратный курс, их пытались атаковать 16 "Брустеров". Литаврии был начеку. Он быстро разделил эскадрилью на группы, коротко объяснил план действий, а сам стал набирать высоту, чтобы удобнее руководить боем.

В долгом и упорном бою наши лётчики сбили 5 финских истребителей. Все наши бомбардировщики благополучно возвратились на аэродром, выполнив боевую задачу. И хотя в этом бою сам Сергей не сбил ни одной вражеской машины, его умелое руководство группой сделало своё дело. Победа осталась за нами.

Закончились бои на Карельском перешейке. Техник нарисовал на борту самолёта Литаврина 19-ю звездочку. Как оказалось - последнюю. Хотя война ещё не закончилась, но для Сергея и его друзей наступили мирные дни. Враг над Ленинградом больше не появлялся.

За годы войны Сергей Гаврилович Литаврин совершил 462 успешных боевых вылета, участвовал в 90 воздушных боях, сбил 19 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами, уничтожил 2 аэростата - корректировщика.

После окончания Великой Отечественной войны Сергей Гаврилович, занимая ряд командных должностей, продолжал службу в Военно - Воздушных Силах. В 1957 году Гвардии Полковник С. Г. Литаврин трагически погиб при исполнении служебных обязанностей.

Память об отважном лётчике - истребителе свято хранят и в Ленинграде - городе, который он мужественно защищал в годы войны, и в липецком селе Двуречки, и в самом Липецке, где прошли его детство и юношеские годы. Именем Героя названа одна из улиц Липецка. В средней школе № 5 на улице Зегеля установлена мемориальная доска, на которой имя Литаврина указано вместе с другими питомцами школы, совершившими в годы войны героические подвиги. А в селе Двуречки на мемориальной доске фамилия Литаврина написана рядом с фамилиями земляков - командира первой ракетной батареи Капитана И. А. Флерова и других героев Великой Отечественной войны.



Л авренов Александр Филиппович - помощник командира 291-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, лейтенант.

Родился 20 апреля 1920 года в селе Печерниковские Выселки Михайловского района Рязанской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончив 7 классов в 1936 году, приехал в Москву. Окончил в школу ФЗУ, работал токарем на заводе «Динамо». Учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии с апреля 1943 года. Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском фронтах. Участвовал на самолёте Як-1 в воздушных боях на Кубани, на реке Молочной, за город Мелитополь и Крым.

К июню 1943 года лейтенант Лавренов совершил 47 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 3 самолёта противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Александру Филипповичу Лавренову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1273).

Всего выполнил около 150 боевых вылетов, участвуя в 40 воздушных боях, записал на свой счёт 26 личных побед и 3 – в группе.

26 марта 1944 года погиб в воздушном бою над Сивашом. Похоронен в селе Красноармейское Красноперекопского района Крымской области.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Мемориальная доска установлена на здании школы в селе Печерниковские Выселки. Его имя носит улица в городе Михайлов Рязанской области и судно Министерства Речного Хозяйства.

Свой фронтовой путь Александр Лавренов начал в апреле 1943 года в небе Кубани. 29 апреля он сбил свой первый «мессершмитт». Через несколько дней – 2 мая 1943 года – над «Голубой линией» в жестокой схватке с асами эскадры «Генерал Удэт» сбил над станцией Киевская ещё 2 «мессершмитта».

27 мая 1943 года лейтенант Лавренов поднялся в небо в составе шестёрки Як-1 на сопровождение 12-и бомбардировщиков Пе-2. Когда «пешки» сбросили бомбы на позиции фашистов в станице Крымской, Лавренов увидел подходившие к фронту 3 группы бомбардировщиков Ю-88. Он со своим напарником пошли в атаку. Первыми же выстрелами из пушки и пулемётов был сбит один «бомбер». Пропустив вторую группу, наши лётчики пошли в атаку на третью. Лавренов подошёл к одному из бомбардировщиков снизу и нажал на гашетку. Вражеская машина понеслась вниз, потянув за собой чёрный хвост дыма.

Младший лейтенант Василий Конобаев также поджёг «Юнкерс» и, проскочив мимо него, атаковал второго. Лётчик-фашист, заметив опасность, рванулся в сторону и столкнулся с другим бомбардировщиком, шедшим в едином строю. Оба «Юнкерса», беспорядочно кувыркаясь, полетели вниз. В это время появилась восьмёрка «мессеров». Но пара советских лётчиков, умело маневрируя, сама переходила в нападение. Одна атака Лавренова была успешной: «мессер» пошёл к земле. В результате парой было сбито 6 самолётов в одном бою!

Уже в начале июня, полтора месяца спустя после начала боевой работы, лейтенант Лавренов был представлен к званию Героя Советского Союза. К этому времени он сбил в 47 вылетах 17 вражеских самолётов. Почти по самолёту на каждый 3-й вылет!

В июле 1943 года Александр Лавренов получил новый истребитель, построенный на средства академика В.Н.Образцова и названный «Ртищевский железнодорожник». На этом истребителе он продолжил боевые вылеты.

Осенью 1943 года полк Александра Лавренова передислоцировался на Южный фронт. Гитлеровское командование приложило немало усилий, чтобы удержать город Мелитополь – ворота в Крым и к нижнему Днепру.

10 сентября 1943 года Лавренов в паре с Конобаевым в городке Большой Токмак обнаружили железнодорожный состав с боеприпасами и немедленно пошли в атаку. Заухала пушка, застрочили пулемёты – и в небо поднялся красно-оранжевый столб взрыва. Долго ещё на станции рвались снаряды, бензоцистерны, в небо взлетали чёрные фонтаны дыма…

15 сентября 1943 года группа истребителей под командованием Лавренова вылетела на перехват «Хейнкелей», летевших штурмовать наши наземные войска. «Яки» врезались в группу «хейнкелей» и начали их разгонять. В короткой схватке Лавренов с Конобаевым сбили по оному «хейнкелю».

20 января 1944 года Лавренов с новым напарником младшим лейтенантом Моря (Конобаев погиб 18 сентября 1943 года), вылетев на свободную «охоту» обнаружили вражеский аэродром, на котором стояло около 50 транспортных самолётов Ю-52. Лавренов перевёл Як в пикирование. Меткой очередью поджёг один самолёт, а на выходе из атаки – второй. Моря разбил ещё один «Юнкерс». В это время появились 2 «мессершмитта» и пошли в атаку на Лавренова. Лётчик Моря своевременно прикрыл своего командира и меткой очередью сразил ведущего «мессера». Прилетев на аэродром, Лавренов доложил о разведанном аэродроме. Через час в воздух поднялись штурмовики Ил-2. Их повели Лавренов и Моря. В том бою было уничтожено 20 самолётов Ю-52.

26 марта 1944 года оказался самым чёрным днём за всю войну для 291-го истребительного авиационного полка. В этот день командиром 278-й истребительной авиадивизии были посланы на прикрытие переправы через Сиваш неслётанные пары из молодых лётчиков. А для асов он устроил семинар. Над Сивашом новички встретились с несколькими десятками фашистских бомбардировщиков, сопровождаемыми истребителями. Рассыпавшись, они завязали бои поодиночке.

На выручку вылетели командир 291-го авиаполка майор Волков, капитан Лавренов и ещё несколько истребителей. Но поправить дело уже не смогли. Им пришлось вести бой с немецкими асами из 52-й истребительной эскадры. Волков успел сбить одного «мессера», но попал в клещи двух пар Ме-109. На выручку командиру бросился Лавренов. Но было уже поздно. Самолёт Волкова загорелся и стал падать на землю. Капитан Лавренов всадил в ближайшего «мессера» длинную очередь, но не успел отвернуть в сторону и врезался в хвост вражеского самолёта… Обе самолёта развалились на части….

В этот чёрный день – 26 марта 1944 года – кроме командира полка А.А.Волкова и Героя Советского Союза А.Ф.Лавренова в неравном бою погибли ещё 8 лётчиков 291-го истребительного авиаполка…

К этому времени на боевом счету Александра Филипповича Лавренова официально числилось 29 воздушных побед, одержанных им лично и в группе с товарищами.

19 августа 1944 года известнейшему летчику-асу, полковнику Александру Покрышкину была вручена третья медаль Золотая Звезда, и он стал первым в истории страны трижды Героем Советского Союза. Награда была полностью заслуженной.

Свою войну лейтенант Покрышкин начал в июне 41-го и начал, надо сказать, с инцидента – сбил советский самолет Су-2. Тогда машина только стала поступать в части, и мало кто из пилотов был с ней знаком. Повстречав самолет в небе Молдавии , Покрышкин подумал, что он – фашистский и сбил «Сушку». Уже на следующий день Александр Иванович реабилитировался – на его счет был записан первый Мессершмит-109, а сколько их еще будет…

Сначала Александр Покрышкин летал на МиГах, позже на американской «Аэрокобре »,

поставленной по ленд -лизу, на ней он и одержал большинство своих воздушных побед.

Быстро рос в званиях, летом 1944 года возглавил 9-ю гвардейскую авиадивизию.

Официально Александр Покрышкин сбил 59 самолетов противника лично и 6 - в группе, еще 15 официальных побед, одержанных в 1941 году, не вошли в его счет – во время бомбежки сгорели наградные документы в штабе авиаполка. Парад Победы прославленный летчик встретил в Берлине – он был почетным знаменосцем 1-го Украинского фронта. После войны Александр Иванович остался в армии и дошел до звания Маршал авиации.

Мы вспомнили еще несколько известнейших советских летчиков-асов и готовы рассказать про них.

Самый результативный Иван Кожедуб

Наиболее результативный летчик-ас всех сил союзников во Второй мировой войне

родился в 1920 году в селе Ображиевка Черниговской губернии в семье крестьянина.

С детства Ивана "тянуло к небу": сначала он занимался в местном аэроклубе, а в возрасте 20 лет вступил в ряды Красной Армии. В том же 1940 году закончил знаменитую Чугуевскую

авиашколу и остался в ней в качестве инструктора. В грозном фронтовом небе самолет Кожедуба появился только в 1943 году. Первый бой едва не стал последним – меткой очередью Мессершмит-109 вывел из строя Ла-5 нашего героя. Иван чудом посадил самолет, но вынужден был летать на чем придется, на любых свободных самолетах в эскадрилье. Его даже хотели отправить на службу не связанную с полетами – командир полка заступился. И не прогадал. На Курской дуге, совершая 40-й боевой вылет Кожедуб сбил свой первый официально подтвержденный самолет – фашистский бомбардировщик «Юнкерс». Назавтра еще один «бомбер», дымя, рухнул на землю под очередями Ивана. Почувствовав вкус к победе, через день летчик «приземлил» сразу два немецких истребителя. Всю свою боевую карьеру Кожедуб воевал на отечественных самолетах конструкции Лавочкина - сначала на Ла-5, затем на Ла-7. Первый, кстати, был построен на деньги колхозника-пчеловода из Сталинградской области, вот такие нищие там были колхозники.

Всего Трижды Герой Советского Союза Кожедуб сбил 62 немецких самолета, последний

Маршала авиации.

Белая Лилия Сталинграда: Лидия Литвяк

С 14 лет москвичка Лидия Литвяк занималась в аэроклубе, там совершила свой первый

полет, а после окончания Херсонской авиашколы стала летчиком-инструктором. В 1942

году девушку с такими многообещающими данными призвали в армию и зачислили в

один из многочисленных истребительных полков. Отличался 586 ИАП только одним – это был целиком женский авиаполк. Лидия Литвяк.Дальше судьба Лидии Владимировны целиком связана со Сталинградом . В не бывало тяжелой борьбе в небе над городом она не только выжила, она побеждала. 13 сентября во втором боевом вылете сбила истребитель и бомбардировщик, причем одним из сбитых летчиков оказался известный немецкий воздушный ас. Затем снова победа – сбит бомбардировщик Ю-88. Лидия попросила нарисовать на капоте своего самолета нестандартный опознавательный знак - белую лилию, из-за чего в войсках, как советских, так и немецких, получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда».


В небе ей необыкновенно везло. 11 февраля 1943 года ее самолет был сбит, она совершила вынужденную посадку на немецкой территории. Фашисты уже было попытались захватить ее в плен. Выручил знакомый летчик-штурмовик: огнем бортовых пулеметов он отогнал немецких солдат, приземлился на поле и спас Лидию.

Война – вещь жестокая, но и там находится время для любви. Именно на фронте Лидия познакомилась с Героем Советского Союза Алексеем Соломатиным . 21 мая 1943 года Алексей был тяжело ранен в воздушном бою, довел свой самолет до аэродрома, но приземлиться уже не сумел – разбился на глазах сослуживцев и любимой. С тех пор «Белая Лилия Сталинграда» не знала покоя, она ввязывалась в самые яростные схватки то ли, чтобы отомстить, то ли, чтобы погибнуть. Смерть нашла 21-летнюю Лидию Литвяк 1 августа 1943 года, над рекой Миус. К тому времени на счету Лидии было 16 сбитых вражеских самолетов – 12 лично и 4 в группе.

Его забраковали в 41-м. Григорий Речкалов

Этот человек уникален. Сама судьба сделала его грозой воздушных просторов, а люди,

люди препятствовали, как могли. Григорий Речкалов .Григорий Речкалов закончил авиашколу еще в 1939 году, и накануне войны его полк располагался в Молдавии. Войны Речкалов мог так и не увидеть, в прямом и переносном смысле. 21 июня 1941 года военная врачебная комиссия «забраковала» этого перспективного военлета - эскулапы все же обнаружили у Григория Речкалова тщательно скрываемый дальтонизм. Командование же поступило мудро – какая разница, какого цвета фашистский самолет? Свастику от звезды отличить можно и без этого, а уж форму и обводы фюзеляжа у советских и немецких самолетов – и подавно. Григорий оправдал доверие – в первую неделю войны он сбил сразу три вражеских самолета, был ранен, но привел свою машину на аэродром. Его отправили в тыл осваивать новую марку самолета, но в апреле 1942 года двадцатидвухлетнему Григорию это надоело, и он сбежал обратно в свой полк, на фронт. Звездным часом истребителя Речкалова стала знаменитая воздушная битва за Кубань , разыгравшаяся весной 1943 года. За 14 дней он записал на свой счет 19 сбитых самолетов. Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов прошел всю войну, летал в небе Украины , Польши , Германии , сбив 61 самолет противника. Еще 4 самолета сбитые в 41-м году не были подтверждены: документы сгорели во время бомбежки штаба (вместе с документами Покрышкина, который был однополчанином Речкалова).


После войны Григорий Речкалов вышел в запас в звании генерал-лейтенанта.

Он не увидел Победы. Александр Клубов


Сын матроса с «Авроры» Александр Клубов с детства мечтал о карьере летчика, окончил военно-воздушное училище и к началу войны служил на Кавказе . Первый бой младший

В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского

Союза Александра Покрышкина. Вскоре они стали друзьями. Покрышкин так отзывался

об Александре Ивановиче: «В Клубове жила душа истребителя. Меня радовала его манера драться, он всегда искал боя». Боевой счет Александра Клубова впечатляет – 31 немецкий самолет летчик сбил лично и 19 - в группе.

До Победы Герой Советского Союза Александр Клубов не дожил, он погиб. И не в бою,

а из-за несчастного случая. 1 ноября 1944 года был тренировочный полет на малоизвестном Александру типе самолета. При заходе на посадку машина скапотировала. Спасти героя не удалось. Посмертно он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

"Расстреливайте сейчас!" Арсений Ворожейкин

Будущий герой Халхин-Гола и Великой Отечественной Арсений Ворожейкин родился в

1912 году в Городецком уезде Нижегородской губернии. Летом 1939 года 22 авиационный полк вместе с его комиссаром Ворожейкиным был отправлен в далекую Монголию на реку Халхин-Гол. Там пограничный конфликт перерос в настоящую войну между японцами с одной стороны, монгольскими и советским войсками - с другой. Арсений Ворожейкин.Накал воздушных боев был жесток – в некоторые периоды в небе над небольшим участком


конфликта поднималось до 200 самолетов с обеих сторон. Кампания оказалась скоротечной – июль-август 1939-го, но за это время Ворожейкин сбил 6 японских самолетов, и едва не был расстрелян. Произошло это вот как. Только прибывший новый командующий Георгий Жуков остался недоволен ходом боев и начал, что называется, «заворачивать гайки». Угораздило и Арсения Васильевича попасть под горячую руку. Летел он с задания в сумерках и увидел пылящую по дороге колонну. Своя, чужая - не разобрать, подлететь поближе – топливо на исходе. Сел Ворожейкин и доложил, что видел. Вызвали Арсения Васильевича к Георгию Константиновичу, а тот ему с ходу и в лоб: "Если колонна наша, не вражеская, то за введение в заблуждение командования мы вас расстреляем". Не таковский человек был Арсений Ворожейкин, чтоб такую несправедливость стерпеть. Подтянулся, гимнастерку оправил, мол, если такая песня-пляска пошла, чего тянуть-то, расстреливайте сейчас. Жуков хмыкнул и в знак одобрения (настоящий мужик, мол) угостил Ворожейкина коньяком. А наутро выяснилось, что это были японцы и вышла летчику награда. То голову с плеч, то пляши изба и печь.

В Великой Отечественной наш герой участвовал с августа 1942 года и до самого конца.

Всего на счету Ворожейкина 52 лично сбитых самолета противника и 6 самолетов сбито в группе, став пятым по результативности советским летчиком-истребителем.

Жизнь и судьба: Амет-Хан Султан

Вокруг судьбы этого замечательного летчика до сих пор ходит много слухов и

инсинуаций. Все дело в том, что отец Амет-хана был лакцем, а вот мать – крымской татаркой. Как известно среди большинства представителей этой нации антирусские

настроения были крайне сильны, и очень многие после оккупации Крыма пошли служить

немцам. Амет-хан был не таков, он честно сражался за свою страну. Амет-Хан Султан.Первый вылет младший лейтенант совершил уже 22 июня 1941 года на устаревшем И-153. Осенью 1941 года летчик прикрывает небо Ростова -на-Дону , а с весны 1942 – Ярославля . Там произошел интересный случай. Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик, но


самолет нашего героя просто застрял в «Юнкерсе». Амет-хан не растерялся, выпрыгнул с

парашютом. Вскоре «Юнкерс» красовался на главной площади Ярославля для всеобщего обозрения, там же при большом стечении народа власти города вручили храброму истребителю именные часы.

освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя , родного Крыма. После освобождения

полуострова началась депортация крымских татар. Семью летчика, дважды Героя

Советского Союза пощадили – особым Указом Верховного Совета им разрешили остаться в Крыму, но и после войны приезжая в родные места летчик вынужден был отмечаться в местном Алупкинском отделении милиции. Последний бой Амет-хан принял в небе над Берлином, войну закончил со счетом 30 лично и 19 в группе сбитых самолетов противника. Вскоре известный ас перебрался в Москву , стал летчиком-испытателем, ему принадлежит огромная заслуга во внедрении в отечественную авиацию реактивных самолетов.

Однажды командование ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком

завышенные оклады. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём

согласии значительно снизить ставки. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о

своём согласии, но сделал приписку: «Вот только жена категорически против».

Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов

истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил

свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для лётчиков-

испытателей оставили прежними.

Полковник Амет-хан Султан погиб в 1971 во время испытаний нового самолета. Ему был 51 год.

29-летний генерал Павел Рычагов

Карьера улыбалась Павлу Васильевичу. Родился он в 1911 году в Подмосковье . В возрасте 25 лет военный летчик Рычагов был направлен в Испанию , где шла Гражданская война. Небо там было неспокойным – немцы, поддерживающие Франко прислали в Испанию отборных летчиков – Легион «Кондор». Советские добровольцы, воевавшие на стороне республиканского правительства, не ударили в грязь лицом и, что называется, задали немцам жару. За небольшой промежуток времени отличился и Рычагов – он сбил шесть вражеских самолетов лично и 14 в группе. Под новый год 31 декабря 1936 Павлу Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.


С декабря 1937 года – новое назначение, опять на фронт, в Китай . На этот раз Рычагова – старшим военным советником по использованию советской авиации. При правительстве Чан Кай Ши, который в это время вел тяжелую войну с японцами. Затем перебросили командовать Приморской группой ВВС. И опять война – конфликт у озера Хасан . Рычагов проявил себя решительным и волевым командиром, способным организовать боевые действия крупных соединений авиации на удаленном театре и руководить их массированным применением на поле боя.

В 1939-1940 молодой «ветеран» командует военно-воздушными силами 9-й армии в Финской войне. В августе 1940 в возрасте 29 лет генерал-лейтенант Рычагов становится командующим ВВС страны. Такой карьерный взлет не прошел даром - многого товарищ не знал, многому предстояло научиться, а впереди – великая война. В апреле 1941 года Рычагова сняли с должности и послали доучиваться в Военную академию Генштаба.

Великая Отечественная стала концом карьеры Павла Рычагова. Еще при нем наша

авиация была перебазирована ближе к границе и 22 июня погибла почти вся под первым ударом немцев. 24 июня 1941 года Рычагов был арестован и 28 октября 1941 года вместе со многими другими авиационными генералами расстрелян без суда в поселке Барбыш Куйбышевской области.