Победа за горами: почему афганская армия не может уничтожить «Талибан. Силовые структуры Афганистана и перспективы их развития (2015)

«ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №7.2006 Г. (стр. 15-18)

Полковник А. ВАСИЛЬЕВ,

кандидат военных наук

Военно-политическое руководство (ВПР) Исламской Республики Афганистан (ИРА) в интересах стабилизации обстановки и создания условий для осуществления планов экономического и социального развития страны заинтересовано в скорейшем формировании национальных вооруженных сил. Вместе с тем в ходе практической реализации разработанных при участии США и западных стран планов по форсированному к началу 2007 года строительству 70-тысячной афганской национальной армии (AHA) ВПР столкнулось с серьезными трудностями. Низкая боевая выучка личного состава новой армии на фоне растущего дезертирства солдат и сержантов, особенно в подразделениях и частях, принимающих участие в боевых действиях против талибов, острая нехватка боеприпасов, отсутствие военной техники для оснащения вводимых в строй подразделений заставили командование американских вооруженных сил пересмотреть ранее намеченные сроки окончательного формирования AHA, отодвинув их на более позднее время. По расчетам военных советников США, намеченной численности эта армия достигнет лишь к маю 2008 года, а полной оперативной готовности - только к сентябрю 2009-го.

В министерстве обороны и - генеральном штабе ИРА продолжается комплектование управлений (оперативного, организационно-мобилизационного, обучения и боевой подготовки войск, кадров, финансового, внешних связей, военных закупок и поставок, медицинского, по связям с парламентом и общественностью, контрольно-ревизионного) и командований (разведки, связи, тыла и снабжения). К настоящему моменту центральный аппарат МО укомплектован на 55 проц. (1 650 военнослужащих из 3 000 положенных по штату), а ГШ, включая входящие в него командования и управления, - лишь на 35 проц. (2 450 из 7 000). По состоянию на конец 2005 года численность AHA достигла 30 663 человека.

Согласно указу президента ИРА Х. Карзая от 2 декабря 2002 года «О создании афганской национальной армии» и разработанной в соответствии с ним новой организационно-штатной структуре вооруженные силы страны представлены лишь двумя видами - сухопутными войсками и военно-воздушными силами. Основой боевой мощи AHA должны стать СВ, включающие пять армейских корпусов (АК, 13 бригад) общей численностью 46 тыс. человек. В настоящее время штабы всех корпусов и девяти бригад, входящих в них, сформированы и насчитывают 19 790 человек.

Наиболее боеспособным соединением является 201 АК. Однако и он в настоящее время представлен практически лишь двумя бригадами (1-я легкая пехотная бригада (лпбр) и 3-я бригада быстрого реагирования), в то время как в составе 2 лпбр после отправки четырех батальонов для комплектования других корпусов, находящихся в стадии формирования, сохранились штаб бригады и батальон огневой поддержки (боп).

По две легких пехотных бригады, причем вторые неполного состава, имеются и в 203, и 205 АК, а третьими бригадами (в приоритетном порядке) их планируется укомплектовать к маю 2006 года и апрелю 2007-го соответственно. 2 лпбр 201 АК будет вновь развернута только к сентябрю-октябрю 2006 года.

В 207 и 209 АК на данный момент всего по одной лпбр. Их доукомплектование начнется только после завершения этого процесса в городах Кандагар, Кабул и Гардез.

В настоящее время на вооружении ВС ИРА состоят 44 танка Т-62, 41 БМП-1, 13 БТР М-113, 55 БРДМ-2, 52 122-мм гаубицы Д-30, 120 минометов различного калибра. Кроме того,

большое количество техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей.

Помимо этого, согласно разработанному военными советниками США перспективному плану поэтапного строительства сухопутных войск AHA до 2010 года будут развернуты четыре региональных командования: два к концу 2008 года - в городах Кандагар и Гардез и два к 2010-му - в городах Герат и Мазари-Шариф.

Воздушный корпус (ВК) AHA организационно будет состоять из авиационно-транспортного и вертолетного «крыльев», батальона инженерного обслуживания и группы воздушного контроля. Кроме того, предполагается создать четыре авиабазы на аэродромах Кандагар, Герат, Мазари-Шариф и Гардез, где развернуты армейские корпуса. В авиационном парке ВК имеются самолеты Ан-32 (Ан-26) - пять единиц, вертолеты Ми-8 - семь и Ми-24 - шесть, а также учебные самолеты Л-39 - два. Вопрос об оснащении воздушного корпуса боевыми самолетами пока в повестке дня не стоит. Численность личного состава ВК по состоянию на 1 декабря 2005 года была 189 человек, а к 2009-му она будет доведена до 3 000 военнослужащих. Наиболее крупные аэродромы - Баграм, Кандагар и Шинданд - остаются под контролем американцев на неопределенный срок.

На финансовые средства, выделяемые в основном США, в кабульском военном учебном центре (КВУЦ) иностранные инструкторы готовят личный состав для вновь формируемых батальонов AHA. В общей сложности планируется подготовить его для 78 батальонов, включая пехотные, танковые, механизированные, огневой поддержки, боевого обеспечения, транспортные. По состоянию на 1 декабря 2005 года в КВУЦ обучение прошел личный состав только для 44 батальонов. Остальные военнослужащие пройдут подготовку в соответствии с разработанным военными советниками США планом-графиком. При этом ее продолжительность в КВУЦ намечается увеличить с нынешних 14 до 16 недель, а количество подразделений в одном потоке сократить с пяти до четырех.

Согласно прогнозам западных специалистов, темпы строительства AHA в 2006 году по ряду объективных факторов будут замедлены. Беспокойство у американцев вызывает низкий уровень профессиональной выучки личного состава. Сформированные бригады и батальоны, по оценкам советников из США, не способны к ведению самостоятельных боевых действий. По их мнению, одной из основных причин этого является нерешенность вопросов материально-технического обеспечения вновь формируемых подразделений. Так, при выпуске из КВУЦ в ноябре 2005 года 44-го по счету батальона (согласно организационно-штатной структуре является батальон огневой поддержки (боп)) из положенных по штату 120 единиц автобронетанковой техники были выделены только восемь автомобилей. Кроме них, боп не получил ни одной гаубицы (по штату положено восемь 122-мм Д-30), ни одной БРДМ-2 (должно быть восемь), ни одной единицы инженерной или специальной техники (положено 22), а также противотанковых средств. В войсках ощущается острейшая нехватка боеприпасов к танковым орудиям (Т-62) и 122-мм гаубицам Д-30, выстрелов к БМП-1 (БМП-2), РПГ-7, мин к 82- и 120-мм минометам.

Американцы, стремясь ограничить российское участие в создании афганских вооруженных сил, предпринимают попытки решения проблемы удовлетворения первоочередных потребностей AHA в ВВТ за счет поставок в страну образцов советского производства из стран-участниц бывшего Варшавского Договора, изъявивших желание вступить в НАТО. Поставки запасных частей к бронетанковой технике осуществляются из Румынии, Болгарии и Польши, артиллерии -из Словакии и Монголии, стрелкового оружия - из Чехии и Венгрии.

При этом несколько иных позиций придерживается значительная часть афганского генералитета, которая высказывается за расширение самостоятельности МО ИРА в решении вопросов подготовки и использования войск, формирования и расходования статей оборонного бюджета, определения приоритетных для себя партнеров по военно-техническому сотрудничеству. В их числе были названы Россия, Китай и Индия.

Трудности военного строительства в Афганистане наряду с вышеизложенными причинами объясняются также недостаточным финансированием этого процесса. Бюджет МО ИРА на новый финансовый год (начинался 21 марта 2006 года), с учетом помощи

стран-доноров, по сравнению с текущим периодом предполагается увеличить почти на 50 проц., после чего он должен составить около 1,4 млрд долларов США. При этом афганская доля в нем достигнет 165 млн долларов (8 млрд афгани).

С учетом всех отмеченных обстоятельств военное строительство в Афганистане займет еще не менее пяти-семи лет. Направленность и содержание этого процесса, как и формулирование военно-политической доктрины государства, будут определяться результатами противоборства между представителями основных политических группировок в руководстве страны, сохранением военного присутствия США на афганской территории, а также возможностями и характером источников финансирования армии и поставок ВВТ. ®

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Демократическая Республика Афганистан
    • 1.2 Настоящее время
  • 2 Нынешнее состояние
    • 2.1 Численность
    • 2.2 Структура
    • 2.3 Спецназ
    • 2.4 Военно-воздушные силы
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Стрелковое оружие
    • 3.2 Тяжёлое вооружение
    • 3.3 Основные боевые танки
    • 3.4 ПВО/Артиллерия

Введение

Афганская Национальная Армия (АНА) - вооружённые силы Республики Афганистан, предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из Сухопутных войск и Национального воздушного корпуса. Афганистан не имеет флота.


1. История

Солдаты афганской национальной армии в 1950-х.

1.1. Демократическая Республика Афганистан

С 1960-х годов до начала 1990-х годов, афганская армия подготавливалась и оснащалась Советским Союзом. В 1970-е годы, количество военнослужащих в афганской армии было на её пике - около 200000 человек. Армия Афганистана принимала участие в Гражданской войне в Афганистане. После падения ДРА в 1992 году власть перешла к талибам и единые вооружённые силы перестали существовать.

1.2. Настоящее время

После падения режима талибов в 2001 году, афганская армия была сформирована заново при помощи инструкторов из США и НАТО. Президент Афганистана Хамид Карзай установил численность вооружённых сил - 70000 человек к 2009 году. Многие военные эксперты считают, что этого недостаточно, и что необходимо как минимум 200000 человек, чтобы контролировать ситуацию в стране. К июню 2003 года был сформирован корпус численностью 3000 человек.

2. Нынешнее состояние

2.1. Численность

По состоянию на май 2008 года, численность составляет более 80000 военнослужащих. К середине 2009 года ожидается 86000 человек. В октябре 2008 года предлагалось увеличить численность до 134000 человек.

Военный оркестр афганского министерства обороны.


2.2. Структура

Базовой структурной единицей в афганской армии считается батальон, состоящий из 600 человек. Подразделения спецназа формируются по образцу армии США. К 2007 году запланировано 76 батальонов. В общей сложности 14 бригад, которые будут ориентированны на региональном уровне. Тринадцать из этих бригад должны быть легкой пехоты, одна будет механизированой и бригада спецназа.

Пять корпусов АНА:

  • 201-й корпус, базирующихся в Кабуле (из которых 3-й бригады, в Поль-е-Чакри, будет механизированные формирований из бронемашин М-113 и советских боевых танков
  • 203-м корпус, базирующихся в Гардезе,
  • 205 корпус, базирующихся в Кандагаре,
  • 207 корпус в Герате
  • 209 корпус в Мазари-Шарифе.

Солдаты афганской национальной армии, в том числе батальон АНА Commando.


2.3. Спецназ

В июле 2007 года в афганской армии был сформирован первый батальон спецназа. Спецназовцы прошли трёхмесячные курсы подготовки американских сил специального назначения. Они прошли подготовку в передовых пехотных навыках, а также подготовку по оказанию первой помощи и тактических приёмов. Они полностью оснащены оборудованием армии США. Спецназ - одно из самых элитных подразделений афганской армии. К концу 2008 года шесть батальонов коммандос АНА будут находиться в южной части Афганистана и оказывать поддержку канадским силам.


2.4. Военно-воздушные силы

3. Вооружение

3.1. Стрелковое оружие

С начала 1970-х годов армия была оснащена советскими АК-47 в качестве основного стрелкового оружия. В 2008 году AK-47 заменяется на винтовки M16 производства США. В настоящее время почти всё стрелковое оружие производства стран НАТО. Некоторые подразделения специального назначения также оснащены M16. АНА также использует советское оружие, оставшегося со времён ДРА. Это оборудование также используется в Афганской национальной полиции. Все штурмовые винтовки АК-47 будут отправлены на хранение в военные склады для будущего использования. Эта мера принимается в связи с новым стандартом армии, в связи с которым АНА должна вооружаться оружием производства США и НАТО.


3.2. Тяжёлое вооружение

СКАД-ракетоноситель

3.3. Основные боевые танки

3.4. ПВО/Артиллерия

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 00:00:14
Похожие рефераты:

Уже стало аксиомой, что вооруженные силы в любой стране мира являются гарантом сохранения суверенитета и политической стабильности. И Афганистан не стал исключением. Указ "О создании афганской национальной армии" , изданный главой афганского государства Хамидом Карзаем в 2002 году положил начало формированию очередных национальных сил обороны Афганистана.

Вместе с тем строительство афганских вооруженных сил постоянно наталкивается на различного рода препятствия. Но вопреки всему их создание постепенно сдвигается с мертвой точки.

Состав вооруженных сил Афганистана.

На сегодня Вооруженные силы Афганистана состоят из следующих видов войск:

Сухопутные войска;

Военно-воздушные силы;

Пограничные войска;

Служба государственной безопасности;

Войска противовоздушной обороны.

Сухопутные войска (а именно пять корпусов) дислоцируются в провинциях, где ранее уже были военные базы Талибов, а именно в Кабуле, Балхе, Герате, Кандагаре и Пактии.

Вооружение афганской армии представлено в основном советской боевой техникой и вооружением: автоматы Калашникова, пулеметы, гранатометы. Бронетанковая техника также представлена советскими БМП-1,2, БТР-60,70, танками Т-55, Т-62.

После падения режима Талибов в Афганистан начали поступать советские образцы вооружений и техники из стран Восточной Европы, состоявших ранее в Варшавском Договоре и вступивших затем в НАТО, а именно, из Польши, Румынии, Словакии, Чехии и Венгрии.

Вместе с тем почти все вооружение, доставшееся от Советского Союза, требует проведения техобслуживания и капитального ремонта.

Военно-воздушные силы, как самостоятельный и боеспособный вид, в настоящее время фактически не представляют собой реальной силы. В афганских ВВС насчитывается следующее количество боевых единиц, находящихся на территории страны.

На каком уровне состояние летного парка на сегодня трудно представить, так как рассматриваемая выше техника еще в 2003 году в большинстве своем нуждалась в капитальном ремонте и дорогостоящем технологическом оборудовании.

Личный состав

В 2005 г. вооруженные силы Афганистана практически состояли из одного вида - сухопутных войск общей численностью порядка 25 тыс. человек.

Боевые части вооруженных сил Афганистана насчитывают порядка 20 тыс. человек. При этом 5 тыс. проходят подготовку в учебных центрах.

Стоит отметить, что более 60% офицеров новой афганской армии в недавнем прошлом являлись моджахедами, так как в ряды вооруженных сил Афганистана зачисляются в основном граждане, окончившие военно-учебные заведения, а также лица, имеющие боевой опыт.

Средний возраст военнослужащих составляет 22-25 лет. При этом соблюдается межэтнический баланс. Это было продиктовано сохранением представительства различных этнических групп с целью дальнейшего избежания столкновений и конфликтов на подобной почве. Одной из отличительных черт вооруженных сил Афганистана стало взятие на вооружение советского принципа ротации кадров в региональном разрезе. То есть представители западных провинций могут служить на севере или на юге страны, а, соответственно, представители северных провинций - на западе или востоке Афганистана.

Особое внимание в подготовке военнослужащих играют муллы частей. Как правило, при штабах соединений и частей, а также в учебных заведениях для личного состава имеются мечети.

Вместе с тем морально-психологическое состояние военнослужащих ВС Афганистана остается на низком уровне. Причиной тому являются несколько факторов:

Регулярное столкновение подразделений афганских вооруженных сил с отрядами талибов;

Как следствие этого рост потерь среди личного состава;

Неадекватная риску зарплата военнослужащих, в результате чего служить идут далеко не лучшие кадры;

Рост числа дезертиров среди военнослужащих.

Морально-психологическое состояние в афганских вооруженных силах напрямую влияет на набор добровольцев в регулярную армию.

Основной причиной снижения числа желающих служить в армии является низкий уровень денежного содержания военнослужащих. Так, согласно указу о создании добровольной Национальной армии Афганистана от 2002 г., военнослужащим выплачивается денежное содержание в размере 50 долларов во время прохождения действительной службы, что, по мнению призывников, является недостаточной суммой.

Наиболее острыми проблемами афганских вооруженных сил на сегодня являются низкая выучка личного состава и высокий уровень дезертирства.

Перспективы военного строительства в Афганистане

Являясь государством, не имеющим выхода к океану, Афганистан не планирует (да и не в состоянии в ближайшее время) обзавестись всей традиционной армейской триадой (включающей в себя сухопутные войска, ВВС, ВМФ). В результате национальные вооруженные силы Афганистана будут состоять из двух родов войск: сухопутных войск и военно-воздушных сил.

В отношении сухопутных войск планируется сформировать военно-территориальные единицы, размещенные в Кандагаре, Гардезе, Герате и Мазари-Шарифе. Будут сформированы 5 армейских корпусов (включающие 13 бригад и 78 батальонов).

В планах дальнейшего развития вооруженных сил Афганистана предусмотрено увеличение численности к 2007 г. до 70 тыс. солдат и офицеров. Далее, в течение еще нескольких лет их количество должно быть удвоено.

Планы развития афганских ВВС по имеющейся информации предусматривают формирование следующих структурных оперативно-тактических подразделений:

Авиационный полк (в составе которого будут находиться четыре эскадрильи) состоящий из многоцелевых истребителей МиГ-29;

Полк истребителей-перехватчиков Су-27;

Эскадрильи вертолетов Ми-17Б и Ми-35 (модернизированные Ми-24).

В отношении дислокации ВВС Афганистана будут размещены на четырех авиабазах, которые также как и сухопутные войска будут находиться в Кандагаре, Гардезе, Герате и Мазари-Шарифе.

Численный состава ВВС к 2009 году планируется довести до 3 тысяч человек. Здесь существует одна немаловажная деталь, заключающаяся в том, что при перевооружении и модернизации ВВС Афганистана основной упор будет сосредоточен на боевых вертолетах.

Принимая во внимание все "за" и "против" при самом благоприятном стечении обстоятельств новая афганская армия будет создана не ранее чем через 5 лет.

Вместе с тем сложная военно-политическая ситуация внутри страны, помноженная на низкий уровень жизни населения и фактически отсутствие социально-экономической политики официальных властей вызывают опасение в успешности выполнения намеченных правительством Хамида Карзая планах по становлению национальных сил Афганистана.

Исход операции США и НАТО в Афганистане во многом зависит от стабильности установленного там прозападного политического режима. В свою очередь, его устойчивость определяется способностью силовых структур Афганистана решать задачи по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства. Причем на данном этапе приоритеты развития этих структур смещены в сторону борьбы с внутренним врагом. Последнее неудивительно по ряду причин - например, наличие в Афганистане крупной группировки НАТО практически полностью гарантирует афганский режим от внешнего вооруженного вторжения со стороны иностранного государства (речь не идет об инфильтрации отрядов антиправительственных боевиков с территории Пакистана). Кроме того, то же присутствие натовских сил облегчает силовым структурам Афганистана и борьбу с внутренней вооруженной оппозицией настолько, что их роль зачастую носит вспомогательный характер.

Тем не менее объявленный процесс вывода из Афганистана основных сил членов НАТО в ближайшие годы ставит на повестку дня не только количественный рост афганской армии и полиции, но и качественный - для самостоятельного решения более широкого круга задач. И в первую очередь это касается способности противостоять внутренним угрозам, дабы власти современного Афганистана не повторили судьбу режима М. Наджибуллы после вывода из этой страны советских войск. Таким образом, неудивительно, что военное строительство в Афганистане носит ярко выраженный антипартизанский характер.

Основными компонентами афганской военной машины являются афганская национальная армия (AHA) министерства обороны и афганская национальная полиция (АНП) министерства внутренних дел.

При создании силовых структур Афганистана (и его армии в том числе) НАТО приходится учитывать два разнонаправленных фактора, обусловленных этнорелигиозной гетерогенностью государства. Так, необходимость обеспечить равномерное представительство этносов во властных структурах, в том числе и силовых, требует обеспечения пуштунам соответствующей квоты в афганской армии. Однако ввиду сомнительной лояльности последних требования повышения эффективности силовых структур Афганистана вынуждают больше полагаться на непуштунские этносы страны, в первую очередь таджиков. Так, на 2009 г. численность таджиков и пуштунов в AHA оценивалась в 30-40% для каждого этноса, однако среди командного состава доминирующее положение занимали таджики (около 70% командиров батальонов) .

Штатная численность афганской национальной армии на декабрь 2011 г. составила более 170,5 тыс. Практически все афганские военнослужащие принадлежат к сухопутным войскам. Высшим объединением афганской армии является корпус, состоящий из бригад. На данный момент корпусов в армии Афганистана насчитывается шесть: 201-й (штаб - Кабул), 203-й (Гардез), 205-й (Кандагар), 207-й (Герат), 209-й (Мазари-Шариф), 215-й (Лашкаргах). Корпуса состоят из бригад, а те, в свою очередь, из трех-четырех пехотных батальонов, батальона боевого обеспечения (разведывательная, рота, инженерная рота, артиллерийская батарея в составе восьми 122-мм гаубиц Д-30) и батальона материального обеспечения, а также некоторых более мелких подразделений. Кроме бригад, в состав корпусов входит несколько отдельных частей: корпусные батальоны боевого и материального обеспечения, а также батальон коммандос, действия которых обеспечиваются приданными корпусам вертолетными отрядами. Кроме того, предполагается переформирование ряда пехотных батальонов в батальоны быстрого реагирования на американских бронированных машинах MSFV (Mobile Strike Force Vehicle, вариант бронеавтомобиля Ml 117 Guardian). Эти батальоны могут быть как включены в состав корпусов в качестве отдельных, так и объединены (по крайней мере, часть из них) в бригаду - возможно, в составе 3-й бригады 111-й Кабульской дивизии.

Зона ответственности афганского корпуса охватывает несколько провинций, так что имеющихся в них сил недостаточно даже для противоповстанческих действий. Потому по мере роста численности и боевого состава AHA можно ожидать как создания новых корпусов, так и усиления существующих (увеличение количества бригад в корпусах, формирование четвертых пехотных батальонов в бригадах, усиление батальонов боевого обеспечения). Более мощные корпуса сосредоточены в восточной и южной частях страны (201-й, 203-й и 205-й), там же формируется и 215-й корпус.

Кроме шести корпусов, в составе AHA существует ряд отдельных соединений: двухбатальонная бригада охраны штаба армии и 111-я «столичная» дивизия в Кабуле. В состав последней, кроме двух пехотных бригад (на данный момент сокращенных по сравнению с бригадами корпусов состава), входит и единственное механизированное соединение афганской армии - 3-я бригада быстрого реагирования, где сгруппированы остатки боеспособной советской бронетехники, а также американские бронетранспортеры МПЗ. Кроме того, в AHA формируется дивизия специального назначения, основу которой должны составить две бригады коммандос и одна бригада специального назначения (по типу американских групп специального назначения).

В целом афганская армия состоит преимущественно из территориальных формирований (корпуса, гарнизон Кабула), сил которых на данный момент даже не хватит для обеспечения безопасности в зоне своей ответственности. Наиболее боеспособны довольно малочисленные подвижные подразделения афганцев: коммандос, спецназ и в будущем, как ожидается, и батальоны быстрого реагирования. Такая структура армии напоминает армию Южного Вьетнама, где на фоне армейских корпусов с невысокой боеспособностью выгодно выделялись воздушно-десантные, бронетанковые части и части морской пехоты и рейнджеров, которые и несли на себе основную нагрузку в войне с Вьетконгом и армией ДРВ.

Основной силой AHA на данный момент и на ближайшую перспективу является пехота (моторизованная на грузовиках и пикапах, аэромобильная - коммандос, спецназ) при ограниченной поддержке легкой бронетехники (бронеавтомобили), артиллерии (минометы, буксируемые орудия) и авиации (транспортные и боевые вертолеты, транспортные самолеты, легкие боевые самолеты). Как сказано выше, это обусловлено спецификой афганского военного строительства с приоритетностью противоповстанческих действий. Потому неудивительно, что AHA имеет крайне ограниченный потенциал при ведении общевойскового боя. С другой стороны, практически полное отсутствие технически сложных родов войск позволяет афганцам обходиться умеренными по численности формированиями тыла. Потому удельный вес боевых подразделений в афганской армии превышает таковой у соседей, не говоря уже об армиях развитых государств.

К сильным сторонам AHA можно отнести высокий уровень аэромобильности благодаря наличию существенного числа транспортно-боевых вертолетов и тактических транспортных самолетов (и росту их численности в ходе развития ВВС). Причем это важно не только для противоповстанческих операций в типичной для Афганистана горно-пустынной местности с бедной дорожной сетью, но и в случае конфликтов с соседями. И если в случае войны с Ираном и Пакистаном, располагающими многочисленной истребительной авиацией, эффективность применения афганской авиации вызывает определенные сомнения, то в случае с Таджикистаном (и в меньшей степени Туркменистаном и Узбекистаном) многочисленная афганская авиация может оказать определяющие влияние в случае вооруженного конфликта между этими государствами.

Еще одним важным фактором трансформации вооруженных сил Афганистана может стать их переоснащение техникой ряда членов ISAF, возвращение которой на родину будет признано невыгодным. Пока рано говорить о номенклатуре вооружения и техники и масштабах такой передачи, но можно предположить, что афганцы могут получить некоторое количество автомобильной и бронетехники (в первую очередь колесной), артиллерии, возможно, вертолетов и, скорее всего, часть запасов материальных средств, включая боеприпасы и запасные части. Последнее должно обеспечить AHA возможность эксплуатировать и применять свое вооружение и военную технику в течение определенного времени даже в случае прекращения поставок из-за рубежа.

Кроме особенностей технического оснащения, важнейшим фактором, определяющим потенциал AHA, является качественный уровень ее личного состава.

Невысокий уровень квалификации офицерского состава на данном этапе частично компенсируется наличием в афганских подразделениях от батальона и выше групп советников в составе 75 советнических групп Embedded Training Team (ETT, США) и 80 аналогичных советнических групп Operational Mentor Liaison Team (OMLT, члены НАТО и другие государства) на май 2011 г. Последние при численности 11-28 человек (в зависимости от типа и функций «подшефного» формирования AHA) призваны обучать афганцев, служить связующим звеном между ними и НАТО, повышать уровень координации при планировании совместных операций и т.д. Очевидно, что в случае изъятия из афганских формирований западных советников способность AHA к современным боевым действиям снизится. Потому на довольно продолжительный период времени до подготовки качественных национальных командных кадров эффективность AHA будет определяться наличием в ней военнослужащих НАТО. В случае же развития деструктивных сценариев в Афганистане после вывода оттуда основной части иностранных сил можно ожидать отзыва советников и, как следствие, быстрой деградации AHA и возвращения ее к традиционной для Афганистана полуфеодальной-полумилиционной армии.

В отличие от членов Северо-Атлантического альянса, СССР в прошлом веке изначально развивал вооруженные силы Демократической Республики Афганистан (ДРА) не как узконаправленные противоповстанческие силы, а как самодостаточные, способные проводить как противоповстанческие действия, так и общевойсковые операции. Стоит отметить, что этому способствовал и тот исходный материал, который попал в руки советских советников и инструкторов, так как они занимались развитием афганской армии в этом ключе еще до ввода в ДРА советских войск. Натовцам же пришлось создавать афганскую армию практически с нуля, когда исходный материал представлял собой феодальные дружины полевых командиров и ополченческие структуры. Особые трудности у западных «демиургов» вызвало создание адекватного офицерского корпуса из-за практически полностью разваленной в ходе 1990-х гг. системы как военного, так и гражданского образования, а также ввиду специфики потенциальных кандидатов на командные должности с их «атаманским» прошлым.

Как бы то ни было, делая изначально акцент на самодостаточность афганской армии, Советский Союз помогал афганцам формировать и развивать общевойсковые соединения и объединения с высокой насыщенностью тяжелым вооружением. Так, к началу 1986 г. вооруженные силы Афганистана располагали 763 танками (70% штата, в том числе в составе сухопутных войск - 675 единиц, или 89%), 129 БМП (75%), 1225 БТР и БРДМ (45%), 2609 артиллерийских орудий и минометов (80%) . Таким образом, армия ДРА, располагая намного более мощным парком тяжелого вооружения по сравнению с современной AHA, была куда более приспособлена к самостоятельным действиям при защите государства от внешних угроз со стороны соседей. Представляется вероятным, что даже в ходе нынешнего курса на реформирование AHA с целью расширения спектра решаемых ею задач она не приблизится по оснащению тяжелой бронетехникой и артиллерией к своему коммунистическому предшественнику. Это связано не с нехваткой залежалого тяжелого вооружения на складах членов НАТО, а с неспособностью AHA обеспечить ее эксплуатацию. Причем как по финансовым соображениям (в первую очередь из-за стоимости топлива и проблем с его поставками в Афганистан), так и из-за нехватки квалифицированных специалистов (с чем сталкивалась и старая афганская армия, но в меньших масштабах).

Если говорить о численности армии ДРА, то на 1986 г. она насчитывала по факту 141,5 тыс. человек (60% штата). Однако в нее входил ряд структур, которые в новом Афганистане относятся к МВД или отсутствуют вообще (пограничная охрана, войска территориальной и гражданской обороны). Численность собственно сухопутных войск составляла 101,6 тыс. (60% штата) . Таким образом, по численности армия ДРА уступала современной AHA (тем более после окончания ее реформирования). Однако стоит учитывать, что тогда и население Афганистана было почти вдвое меньше.

Как и сейчас, вооруженные силы коммунистического Афганистана испытывали проблемы с комплектованием, причем даже более значительные, чем AHA. Так, через военкоматы удавалось призывать лишь 20% солдат срочной службы, а 80% попадали в армию в результате принудительной мобилизации (зачастую в результате установления временного контроля над какой-то территорией). Неудивительно, что такая армия была подвержена массовому дезертирству, усиливаемому пропагандой противника. В результате армия ДРА испытывала хронический дефицит кадров, особенно в низовых боевых подразделениях, где уровень укомплектованности составлял в среднем 25-40% (что соответствует низшему натовскому уровню боеспособности подразделения Capability Milestones CM4). Потому выбранный натовцами принцип комплектования AHA по контракту можно считать более успешным, несмотря на имеющиеся и у них проблемы.

Афганские ВВС на конец 2011 г. насчитывали около 5 тыс. человек и имели на вооружении 49 вертолетов (девять Ми-35, 34 Ми-17, 6 MD-530F), 14 тактических транспортных самолетов С-27А, по 3 легких учебно-транспортных Ceccna T-182T и Cesna 208B . В последние годы наблюдается бурный рост афганской авиации как за счет численности личного состава, так и авиационного парка. Так, еще в конце 2009 г. они насчитывали менее 3 тыс. военнослужащих при 31 вертолете (22 Ми-17 и 9 Ми-35) и шести транспортных самолетах (2 С-27А, 5 Ан-32 и 1 Ан-26). В обозримом будущем афганские ВВС будут располагать более 100 вертолетами (пополам Ми-17 и MD-530F) и 20 тактическими транспортниками С-27А, а также парком легких учебных и транспортных самолетов. Наличие и конфигурация их ударного компонента пока находится под вопросом, но ожидается, что через ВВС США примерно начиная с 2015 г. будет поставлено 36 турбовинтовых легких боевых самолетов Embraer A-29 Super Tucano.

Как и в случае сухопутных войск, ВВС и ПВО ДРА были куда более мощным видом вооруженных сил по сравнению с перспективным и тем более наличным составом авиации AHA. Так, на начало 1986 г. они насчитывали 19,4 тыс. человек, 226 самолетов (в том числе боеготовых 217) и 89 вертолетов (62 боеготовых) . Причем в отличие от авиации AHA в них имелись истребители, полноценные ударные самолеты и подразделения ПВО.

Что касается афганской полиции, то на декабрь 2011 г. ее штатная численность была 135,5 тыс. Значительная ее часть (96,4 тыс.) предназначена для обеспечения правопорядка в населенных пунктах и на дорогах (в первую очередь охрана Кольцевого шоссе), а также выполняет функции, аналогичные подразделениям российского МЧС.

Кроме того, в состав АНП входят пограничная полиция (20,8 тыс.) и полиция общественного порядка (12,6 тыс.). Последняя, кроме борьбы с массовыми беспорядками, предназначена и для противоповстанческих действий и включает специальные подразделения (SWAT), то есть является неким аналогом внутренних войск. Ее бригады дислоцируются в крупных афганских городах, включая столицу, Кандагар, Герат и Мазари-Шариф. Пограничная полиция занимается охраной 5,5 тыс. километров афганской границы, а также аэропортов. Не вызывает сомнения, что для столь протяженной границы ее численность недостаточна. Потому можно предположить, что в ходе дальнейшего развития афганской полиции ее пограничный компонент (равно как и полиция общественного порядка) будут увеличены.

Кроме собственно государственных структур обеспечения внутренней безопасности, в подчинении министерства внутренних дел Афганистана находятся формируемые с августа 2010 г. подразделения местной полиции. Фактически речь идет о милиционных отрядах самообороны, создание которых типично для противоповстанческих действий. Однако боеспособность и лояльность режиму таких формирований носит довольно условный характер, кроме тех случаев, когда они создаются на базе национальных и религиозных меньшинств, а от устойчивости режима зависит физическое выживание данных меньшинств. Этот тезис был наглядно продемонстрирован во Вьетнаме и Лаосе в войнах третьей четверти XX века.

В целом, говоря о вооруженных структурах министерства внутренних дел Афганистана, можно сделать вывод, что они предназначены в первую очередь для обеспечения порядка и лишь малая их часть (полиция общественного порядка) представляет ценность в противоповстанческих действиях или в случае гражданской войны. Однако довольно внушительная численность (по плану реформы) наряду с высокой мобильностью, обеспеченной тысячами единиц автотехники (в первую очередь LTV Ford Ranger и различными модификациями HMMWV) , должны повысить эффективность АНП при борьбе с повстанцами, что, в свою очередь, должно частично разгрузить афганскую армию от решения этих задач.

В ДРА аналогичные функции возлагались на формирования МВД (Царандой) и Службы государственной безопасности (ХАД). К лету 1986 г. Царандой насчитывал 92 тыс. сотрудников при штатной численности 130 тыс. То есть его численность была сопоставима с нынешней численностью АНП. При этом, как было сказано выше, ряд формирований, которые сейчас включены в состав МВД, в 1980-х гг. относились к армии. Также не стоит забывать и о возросшей численности населения Афганистана, потому можно заключить, что на данный момент численность АНП не в полной мере отвечает своим задачам.

Если говорить о внешней угрозе (и соответственно адекватности AHA этим угрозам), то для Афганистана она может исходить от двух государств: Пакистана и Ирана. С одной стороны, эти государства имеют многочисленные сбалансированные вооруженные силы, способные проводить общевойсковые операции благодаря наличию тяжелого вооружения в сухопутных войсках и полноценных ВВС. Это дает им существенные преимущества перед пехотными бригадами афганцев в случае войны. Однако нестабильная ситуация внутри обоих потенциальных противников Афганистана, а также наличие у последнего поддержки со стороны США, по крайней мере в ближайшей перспективе, снижают вероятность полномасштабных боевых действий между этими государствами и Афганистаном.

Совсем иная ситуация складывается в случае рассмотрения Афганистана и его среднеазиатских соседей. Эти соседи не представляют особой угрозы для Афганистана, а скорее наоборот. Так, вмешательство последнего во внутренние дела Таджикистана, причем даже не со стороны государства, а по инициативе чиновников и военных пограничных афганских провинций, может оказать серьезное влияние на ситуацию внутри это среднеазиатской страны, что уже было продемонстрировано в первой половине 1990-х гг. в ходе гражданской войны в Таджикистане.

Также афганцы могут оказать влияние на ход и исход потенциального вооруженного конфликта между Таджикистаном и Узбекистаном, действуя на стороне первого. Причем как на территории Таджикистана, так и в зоне ответственности Юго-Западного военного округа Узбекистана, в первую очередь в Сурхандарьинской области.

Определенную угрозу представляют афганские военные и для Туркменистана, несмотря на довольно современный вид армии последнего с достаточно мощными (по региональным меркам) бронетанковыми, артиллерийскими и авиационными частями. Слабость туркменских вооруженных сил (как и таджикских, и киргизских) заключается в их малочисленности.

Майор А. Меньшиков

С конца XX века Афганистан остается одним из наиболее нестабильных государств мира. К основным факторам, негативно влияющим на обстановку в стране, относятся низкий уровень ее социально-экономического развития, активная деятельность религиозно-экстремистских группировок, а также вывод большей части иностранных воинских контингентов с территории страны. Наиболее актуальным вопросом для афганского руководства в настоящее время является недопущение захвата власти в государстве вооруженной оппозицией, численность которой достигает 60 тыс. человек. При этом гарантом и ключевым инструментом недопущения негативного развития ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА) остаются ее силовые структуры, проводящие большую часть мероприятий под руководством зарубежных инструкторов и во взаимодействии с частями и подразделениями иностранных воинских контингентов.

Постепенное завершение деятельности в ИРА Международных сил содействия безопасности и начало работы в 2015 году учебно-тренировочной миссии "Решительная поддержка" привело к существенному сокращению (с 145 тыс. в 2001-м до 20 тыс. человек в 2015-м) группировки иностранных вооруженных сил и, как результат, к активизации экстремистской деятельности незаконных вооруженных формирований на всей территории страны.

Данное обстоятельство предопределило усиление внимания военно-политического руководства Афганистана к созданию боеготовых национальных силовых структур, способных самостоятельно ликвидировать террористическую угрозу.

Современный облик государственных институтов обеспечения безопасности страны формировался при финансовой и военной помощи Советского Союза (1970-1980), а с 2002 года - под воздействием США и стран НАТО.

В настоящее время силовые структуры ИРА включают в себя вооруженные силы, Афганскую национальную полицию (АНП) и главное управление национальной безопасности (ГУНБ).

Основными компонентами ВС (Афганская национальная армия) являются сухопутные войска , военно-воздушные силы и силы специальных операций (ССО). Их общая численность около 170 тыс. военнослужащих. При этом СВ насчитывают более 140 тыс. человек, ВВС - около 6,5 тыс., ССО - до 10 тыс., центральный аппарат и вспомогательные командования - свыше 14 тыс. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. Главные руководящие органы - министерство обороны и генеральный штаб, которые осуществляют административное и оперативное управление войсками, а также реализуют государственную политику в области обороны и военного строительства.

Основу сухопутных войск ИРА составляют шесть армейских корпусов (22 пехотные бригады), в военное время предназначенные для прикрытия государственной границы, отражения агрессии противника, удержания занимаемых районов, рубежей и позиций, разгрома вторгшихся в пределы страны группировок войск и овладения территорией противника во взаимодействии с другими видами войск. Вместе с тем на современном этапе одной из главных задач частей и подразделений СВ является проведение контртеррористических операций совместно с Афганской национальной полицией.

Кроме того, в боевой состав сухопутных войск входят 111-я дивизия, дислоцирующаяся в Кабуле, отдельная бригада обеспечения и сопровождения грузов и отдельная бригада охраны.

На вооружении СВ имеются около 50 танков (Т-62), до 200 боевых бронированных машин (Ml13, БМП-1 и БМП-2), более 1 тыс. орудий полевой артиллерии и минометов (в основном гаубицы Д-30, безоткатные орудия и 82-мм минометы). В зависимости от боевого предназначения, условий применения и особенностей решаемых задач штатная численность личного состава соединений и подразделений СВ такова: бригады - 4-4,6 тыс. человек, батальона - 650-850, роты - 140-160, взвода - до 40.

Военно-воздушные силы включают в себя: три авиакрыла, в том числе одно учебное, две отдельные авиаэскадрильи поддержки, два отдельных авиазвена и четыре отдельные авиагруппы, а также учебный авиационный центр и Кабульское военное авиационное училище. Они предназначены для оказания воздушной поддержки действиям сухопутных войск и обеспечения переброски личного состава СВ и сил специальных операций. На вооружении ВВС находятся 24 самолета (транспортные - С-130, Цессна 208В "Караван", учебные - Цессна 182Т) и 51 вертолет (транспортные -Ми-17, боевые - Ми-35, учебные - MD-530F). Большая часть авиатехники неисправна либо практически полностью выработала свой ресурс и нуждается в капитальном ремонте.

Силы специальных операций - наиболее боеспособные элитные соединения и части вооруженных сил, предназначенные для проведения спецопераций посредством комплексного применения разведывательно-диверсионных формирований на ТВД с целью нанесения значительного ущерба потенциальному противнику и подрыва его политического, экономического, психологического и морального потенциалов. Основным боевым соединением ССО является дивизия, которая состоит из двух бригад по четыре батальона. Последние переданы в оперативное подчинение штабам армейских корпусов. Силы спецопераций находятся в непосредственном подчинении начальника генерального штаба ВС страны. Афганская национальная полиция, являясь главным правоохранительным органом страны, структурно входит в состав министерства внутренних дел республики. В настоящее время во взаимодействии с другими компонентами афганских силовых структур части и подразделения АНП используются прежде всего для борьбы с терроризмом, при этом деятельность полиции осуществляется под непосредственным контролем международных специалистов.

Общая численность этой структуры составляет более 140 тыс. человек. Структурно АНП включает в себя постоянные формирования, которые подчиняются заместителю министра внутренних дел по безопасности, и приданные компоненты. Вооружение и военная техника полиции представлены в большинстве своем устаревшими образцами, а также переданными иностранными государствами в рамках оказания военной помощи.

Главное управление национальной безопасности Афганистана - специальная служба, которая в рамках своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности ИРА, защиты и охраны государственной границы, а также координирует деятельность контрразведывательных органов.

Кроме того, значительная часть сил и средств ГУНБ привлекается для нейтрализации экстремистских бандформирований в Афганистане и пресечения переброски на территорию страны отрядов боевиков, оружия и боеприпасов. Данная структура состоит из центрального аппарата и региональных управлений, их штатная численность около 20 тыс. человек.

В настоящее время состояние боевой готовности ВС Афганистана, а также АНИ и ГУНБ находится на низком уровне. Силовые структуры (всего около 330 тыс. человек) в условиях вывода из страны основной части иностранных воинских контингентов, а также с учетом существенного сокращения финансовой помощи из заграницы не способны самостоятельно решать возложенные на них задачи. Они могут обеспечить относительную безопасность только в столичном регионе и районах постоянной дислокации соединений и частей.

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что до 70 % вооружения частей и подразделений СВ и ВВС неисправно. Практически отсутствуют резервы материально-технических средств. Слабая подготовка летного и технического персонала не позволяет обеспечить эффективную эксплуатацию имеющегося авиационного парка, в том числе оказывать необходимую поддержку проводимым антитеррористическим мероприятиям.

Созданию боеспособных вооруженных сил препятствует также нехватка добровольцев из-за низкого уровня денежного довольствия военнослужащих (у рядового - 70 долларов в месяц), нежелание покидать по служебной необходимости места постоянного проживания, высокий уровень дезертирства (около 40 тыс. человек в 2014 году), наркомания (более 20% призывников), состояние здоровья (50% не соответствуют предъявляемым требованиям) и безграмотность подавляющего большинства новобранцев (из 20 человек законченное начальное образование имеет только один).

В связи с этим афганское правительство реализует план строительства ВС, рассчитанный на 10 лет, который предусматривает формирование около 50 новых соединений, частей и подразделений. В соответствии с ним уже к 2018 году предполагается ввести в боевой состав сухопутных войск механизированные и артиллерийские бригады, отдельные танковые батальоны, подразделения РХБ-защиты, связи и противовоздушной обороны.

В конце 2013 года командование ВС ИРА приступило к формированию в СВ принципиально нового структурного элемента - сил быстрого реагирования в составе двух бригад быстрого реагирования. В настоящее время осуществляется комплектование данных соединений личным составом, вооружением и военной техникой (ВВТ).

Большое внимание уделяется созданию эффективной системы материально-технического обеспечения, в том числе ремонтно-восстановительной базы, а также повышению качества и интенсивности проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Командование вооруженных сил Афганистана рассчитывает в среднесрочной перспективе иметь в боевом составе национальных ВС шесть армейских корпусов, две дивизии (111-я пехотная и ССО), более 40 бригад (отдельные, в составе армейских корпусов и дивизий), семь вертолетных эскадрилий (отдельных и в составе авиакрыльев), а также семь зенитных ракетных дивизионов. На их вооружении планируется иметь до 200 танков, свыше 1 000 орудий полевой артиллерии, РСЗО и минометов, средства ПВО, более 800 боевых бронированных машин и около 100 самолетов и вертолетов различного назначения.

Общие расходы на реализацию намеченных планов, включая закупки за рубежом ВВТ, должны превысить 20 млрд долларов. При этом сам Афганистан сможет выделять не более 10 % необходимых денежных средств. Главным "спонсором" силовых структур этой страны останутся Соединенные Штаты и их союзники, которые, вероятнее всего, под предлогом необходимости совместного противодействия расширению влияния экстремистов попытаются переложить часть расходов на страны региона (прежде всего на Индию и Китай).

С учетом вышеизложенного можно ожидать, что успешное выполнение разработанного при участии США плана реформирования силовых структур Афганистана позволит несколько повысить их боеспособность, а также укрепить материально-техническую базу и улучшить финансовую обеспеченность личного состава. Несмотря на это, достижение полной победы над вооруженной оппозицией и нормализация ситуации в стране представляется маловероятным .