Изобразительно выразительные особенности публицистического стиля. Средства языковой выразительности в публицистическом стиле

Воевода Дина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 14"
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка урока (конспект) по русскому языку в 11 классе
Тема: "Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле"
Дата публикации: 09.03.2018
Раздел: полное образование

Тема урока по русскому языку в 11 классе по теме

«Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле».

учитель русского языка и литературы Воевода Д.Л.

Цели: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные

средства

совершенствовать

публицистического

с и с т е м а т и з и р о в а т ь

з н а н и я

о бу ч а ю щ и хс я

с р е д с т в а х

э м о ц и о н а л ь н о й

выразительности;формировать

определять

эмоциональной

выразительности

публицистического

стиля; развивать

познавательные,

коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных

самообразования,

прививать

языку. повторить

характерные признаки книжных стилей.

Образовательные

Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;

Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения

различать их, определять роль внутри текста;

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности.

Развивающие:

Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

Формирование позитивной Я - концепции;

Совершенствование речемыслительной деятельности;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать

языковые явления;

Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных

умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

Тип урока : урок – практикум.

Вступительное слово учителя. Учитель: На прошлом уроке вы показали свои знания по

теме «Публицистический стиль и его особенности». Назовите признаки публицистического

Цель стиля

Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения

Информирование - воздействие - убеждение – побуждение

Приметы

стиля

Логичность.

Образность.

Эмоциональность.

Оценочность.

Призывность. Общедоступность. Достоверность.Точность. Конкретность. Обоснованность.

Сфера употребления - Общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Проблемы - Политические Философские Нравственные Бытовые Социальные …

Жанры - Статья Очерк (путевой, портретный, проблемный) Репортаж Интервью Фельетон

Ораторская речь Судебная речь Выступление по радио, ТВ, на собрании … Доклад

Композиция

1.Напоминает научное рассуждение: А) выдвигается важная общественная проблема; Б)

анализируются и оцениваются пути ее решения; В) делаются выводы.

его утверждение

Лексические

особенности

- Слова

фразеологические

общественно-

политического характера, торжественно приподнятые слова,

просторечные

разговорные

обозначающая

медицины, экономики, культуры;

слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;

эмоциональные

средства

выразительности: -

сравнения–

метафоры-

риторические вопросы

Риторические обращения - лексические повторы – градации – фразеологизмы - пословицы и

поговорки - использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов - языковых

средств юмора, сатиры, иронии

II. Определение целей урока. Учитель: Сегодня нам предстоит стать участниками урока-

исследования.

исследования

определение

эмоциональной

выразительности

публицистического

исследования

публицистический текст.

Работа с классом

1.Тезаурусный (творческий) диктант

1.«хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль…» (Г.Гейне). –метафора.

согреваются.

Шукшин) МЕТОНИМИЯ – разновидность метафоры. Греческое слово «метонимия» означает

переименование, то есть передача одному предмету имени другого.

3. Смотри,

ей весело

грустить такой нарядно

обнаженной . Мёртвые

души , живой

труп , горячий снег, «…радостная печаль, ненавидящая любовь». И.Б.Голуб). Контрастные

эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по

смыслу слов, называются ОКСЮМОРОНАМИ.

4. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) СРАВНЕНИЕ – троп, при котором

характеристика

предмета

сопоставление

предметом.

Сравнение – это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может

быть явным или отдаленным и неожиданным.

5. У т е ш и т с я

б е з м о л в н а я

п е ч а л ь, И

р е з в а я

з а д у м а е т с я

р а д о с т ь. . .

(А.С.Пушкин) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

разновидность

метафоры,

присвоение

предметам

неживой природы свойств живых существ

6. Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) ГИПЕРБОЛА – одно из выразительных

средств речи, означает «преувеличение». Гипербола – это фигура со значением чрезмерного

преувеличения того, о чем говорится.

7. (Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже

тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов).

Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится.

8. Аллегория Прекрасен царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На

Ш в е ц и я)

А.С.Пушкин

9.Антитеза "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

взлетел под

камень, И

заволокся

ка р ье р.

(Н.Заболоцкий)Градация- расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или

убывающей (нисходящая) значимости.

весна золотая, Твой

сплошной, чудно

смешанный шум... (Н.Некрасов)

12.Парцеляция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении

отрезки. Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых

людей. И умных.

13. Это утро,

эта, Эта мощь

света, Этот синий

свод, Этот крик

вереницы,Эти стаи, эти птицы… Анафора- Повтор частей в начале строк (единоначатие)

14. Эпифора (лексический повтор) Я всю жизнь шел к тебе . Я всю жизнь верил в тебя . Я

всю жизнь любил тебя .

Ключ:

1) М е т а ф о р а.

2 . М Е Т О Н И М И Я

– 3 . О К С Ю М О Р О Н.

СРАВНЕНИЕ 5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ГИПЕРБОЛА

Литота

8. Аллегория

9.Антитеза 10 Градация- 11. Эпитет. 12.Парцеляция 13. Анафора- 14. Эпифора

Учитель - в каком случае нам данные знания могут пригодиться, если говорить об экзамене

по русскому языку в форме ЕГЭ?

(при написании сочинения, когда нужно выразить авторскую позиции., критерий №3). В

комментарии

(критерий

№2) Средства

выразительности

помогают

глубокое воздействие на читателя, убедить в правоте своей позиции).

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые

и м и т и р у ю т

т е к с т е

р е а л ь н о г о

АССОНАНС

французское

означающее

созвучие.

повторение

одинаковых

создания

звукового

Ассонанс

способствует

выразительности

Ассонанс

используют

стихотворений.

АЛЛИТЕРАЦИЯ – слово греческого происхождения от существительного буква. Повторение

художественном

согласных

создания

звукового

усиления

в ы р а з и т е л ь н о с т и

п о э т и ч е с к о й

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

передача

слуховых

впечатлений

напоминающими

звучание явлений окружающего нас мира.

Работа

текстом

листочках) Следующий

определение

изобразительно-выразительных средств языка.

4) Творческое использование нового материала. Проба пера.

Текст

(1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется

для нормального отдыха?(3) Прежде всего тишина.

Современные

исследования

показывают,

вернувшись

стремится к изоляции от городского шума и людей.

(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать

спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий

человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего

серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать

четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой. (9)

Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь

должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из

психической

самолечения,

совершенно

необходим,

недооценивать. (По Ю. Макаренко)

1. Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1) Лучший отдых – это ничего не делать.

2) Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.

3) Современный человек устает от общения и от городского шума.

4) Общение с природой поможет справиться с усталостью.

2. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

3. Рецензия:

«Ю.Макаренко

рассуждает

интеллектуальный

Использование________

«внутренний

помогает

эмоциональное

отношение

читателя.

Динамику

рассуждению

придают_______

(предложение 7).

привлечь

внимание

читателя,

ощущение

свободной

использует_____

(«позволяя

свободно

разбегаться

мыслям»).

Стараясь

контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску». (2,7,9,3)

Список терминов:

1) сравнение 2) переносное значение слова (эпитет) 3) контекстный синоним 4) гипербола 5)

метонимия 6) инверсия 7) однородные члены 8) риторические вопросы 9) метафора

Ответы для самопроверки: 1. – 2 2. – 3 3. – 2, 7, 9, 3

Какие проблемы нашли своё отражение в тексте? (Проблема характера отдыха людей,

проблема

интеллектуального

проблема

необходимости/значимости

пассивного

отдыха/ «ничегонеделания»….)

(Эпитеты: интеллектуальный

нормального

городского

внутренним

капризом, легкий журнал, пассивный отдых…)

(«Характер отдыха…значительно изменился» - метафора Автор заставляет нас задуматьсяся

над проблемой текста, ведёт к размышлению. А это один из основ. признаков публ. стиля).

(«лежать спокойно, словно в полусне» - сравнение. Автор считает, что это один из видов

(СРАВНЕНИЕ: «Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения,

3. Запись предложений под диктовку

1) Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. (И.Северянин)

блещут, На

всем, Деревья

радостно

трепещут,Купаясь в небе голубом. (Ф.Тютчев)

3) И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М.Волошин);

4) Пустых небес прозрачное стекло (А. А. Ахматова);

5) И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу (А. А. Блок).

6) Горячий воздух дик и глух» (А.Блок). Эпитеты.

7) «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин). Метафора.

8) «В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин). Метафора

Учитель: Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только

усиливает

зримость

наглядность

изображаемого,

и передает

неповторимость,

индивидуальность предметов или явлений.

добродушное

физиономии

Сибиряк).(метафора, олицетворение)

10) « Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы... И роняют тихо слезы

Ароматные цветы» (А.А.Фет). (олицетворение)

Учитель : Олицетворения служат целям создания ярких, выразительных и образных картин

чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

11)«Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль» (М.Ю.Лермонтов) Оксюморон

12). «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.Есенин). Градация.

основное

отличие

художественного

стиля

речи

публицистического?

публицистике – проблема, в худ. тексте-ОБРАЗ)

Домашнее задание - Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд,

польза от публицистики?»- Написать сочинение по данному тексту

5. Подведение

итогов

урока.

Рефлексия. -Что

полезного

извлекли

сегодняшнего урока?

Публицистический стиль - это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

Основные функции публицистического стиля - информационная и воздействующая ; основные формы речи - устная и письмена, типичный вид речи - монолог.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие «неоднородности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы» .

Подстили и жанры. п Характерные особенности этого стиля - актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения - обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто - массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Основные подстили данного стиля:

    газетно-публицистический (язык газеты);

    агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.);

    официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.);

    массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.).

Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др.

__________________________________________________________________________

Публицистика (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, публицистика играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества.

Публицистика содержит огромный документальный материал о самых разных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения публицистики выступают как летопись общественно-политической борьбы, исторический источник, содержащий обширные данные, характеристики позиций различных социальных систем, образные зарисовки событий, характеров, быта, све­дения о культуре и т.д.

Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх, Ораторские формы публицистики получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии.

Русская публицистика ведет начало от «Слова о законе и благодати» (XI в.), проповедей Кирилла Туровского (XII в.), обличительных произведений Максима Грека (XVI в.), Ивана Пересветова (XVI в.). Остропублицистический характер носит переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В XVIII в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М.В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.

Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную русского общества.

___________________________________________________________________________

Наиболее полно и широко по всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетной полосе - это постановления и приказы, политические доклады и речи и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

В газете весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния. Так, постановления и приказы, где бы они ни были опубликованы, относятся к официально-деловому стилю. В аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного, научно-публицистического) стиля. Стихотворение или рассказ, опубликованные в газете, тем не менее относятся к художественному стилю.

Тенденция к экспрессивности и стандарту. Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций - к экспрессивности и к стандарту .

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт.

Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то публицист в явной форме выражает свое отношение к сообщаемому (при этом отношение к высказываемому не является сугубо индивидуальным; оно выражает мнение определенной социальной группы, партии и т.д.). В этом случае преобладает экспрессия. Это наблюдается в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и - шире - в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического под стиля относятся: трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога.

Приведем фрагмент статьи «Фирмы-однодневки уйдут в прошлое» из газеты «Комсомольская правда»:

1 января 2003 года МНС закончило перерегистрацию фирм, созданных до 1 июля 2002 года. Те из них, которые так и не подали признаков жизни, будут ликвидированы через суд. Перепись фирм налоговики объявили не для того, чтобы осложнить предпринимателям жизнь. А чтобы составить Единый госреестр и отсечь фирмы- однодневки, химичащие с обналичкой и прячущие деньги в офшорах. Результат получился удивительным. Официальных сведений пока нет, но, по оценкам экспертов, «за бортом» оказалось более миллиона фирм. Причем в это число попали и «случайные жертвы» - те, кто просто не успел переоформиться...» (Комсомольская правда. № 5 от 14.01.2003 г.).

В этом фрагменте использованы стандартные для газетно-публицистического стиля выражения: официальные сведения, по оценкам экспертов, фирмы-однодневки, случайные жертвы, а также языковые стандарты официально-делового стиля: перерегистрация фирм, будут ликвидированы через суд, офшоры. Но встречаются разговорные и даже просторечные слова и выражения: налоговики, отсечь, химичащие, обналичка. Экспрессивность создается также образными средствами выражения: не подали признаков жизни, случайные жертвы, за бортом.

Таким образом, публицистический стиль обладает одновременно экспресивностью и подвижностью. Как отмечал известный французский лингвист Ш. Балли, «язык газет переполнен штампами - да иначе и не может быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к газетным выражениям» . С другой стороны, воздействующая функция публицистического стиля требует все новых изобразительно-выразительных средств, которые извлекаются из художественной и разговорной речи.

Публицистический стиль имеет свои специфические особенности в лексике, фразеологии, морфологии, синтаксисе.

Особенности лексики. Публицистический стиль отражает социальную многоплановость современного русского литературного языка. В нем используются книжная, разговорная, просторечная и диалектная лексика и фразеология. Публицистика тяготеет к применению языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной (коннотативной) семантикой. Именно они составляют лексический и фразеологический запас тех стандартизированных единиц, употребление которых в языке массовой коммуникации позволяет экономными средствами и быстро достичь понимания авторской мысли массовым адресатом.

Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика - именно с ней связано само формирование публицистического стиля: общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, департамент, консенсус, легитимный. Наряду с нейтральными среди лексических средств публицистического стиля отмечаются слова, имеющие стилистическую окраску и дающие социальную оценку: авангард, созидание, свершения, дерзать, вещать, труженик, инициатор, коррупция, терроризм, военщина, насаждать. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не в прямом, а в переносном значении: атмосфера (дружеская атмосфера), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта), платформа (политиче­ская платформа), негатив (в ряде статей отражен негатив...), пакет (пакет предложений).

В последние годы публицистический стиль активно обогащается научной терминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: Интернет, сканер, принтер, инвестиция, холдинг, маркетинг, мониторинг, бренд.

Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда заимствуются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую ок­раску: самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, отечество, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять.

Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика . Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть.

Иногда на газетной полосе встречаются просторечные слова и жаргонизмы, например: денежки, одичать, забегаловка, небось, запросто, круто.

В качестве оценочного средства в публицистике могут выступать слова пассивного лексического запаса, прежде всего архаизмы: воинство, кончина, страж, ниспадать, воззвать, вояж, зиждется, ратный.

Для усиления достоверности описания, создания местного колорита в публицистическом стиле могут использоваться варваризмы (иноязычные слова, не до конца освоенные заимствующим языком), например: авеню, денди, миссис, тайм-аут и экзотизмы (слова и выражения, заимствованные из других, часто малоизвестных, языков и подчеркивающие национальную или социальную принадлежность): аул, чум, фазенда, чайхана, гяур.

Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут нести в себе позитивную или негативную оценку: сокращение вооружений, гарант безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса.

В публицистическом стиле используются речевые стандарты: гуманитарная помощь, коммерческие структуры, информационные источники, служба занятости населения, работники бюджетной сферы, встать на трудовую вахту, подхватить почин.

Речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, следует отличать от речевых штампов.

Стандарт - это «устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации» .

Штамп - это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение: на данном этапе, на сегодняшний день, со всей остротой, в деле оказания помощи, в целях распространения, неустанные поиски, добиваться улучшения использования и др.

Первоначально речевой штамп мог быть свежим, выразительным языковым средством, которое в силу частого и однообразного повторения без учета контекста потеряло оригинальность и стало давать при воспроизведении негативный эффект.

Особенности словообразования. В области словообразования публицистический стиль характеризуется продуктивностью иноязычных приставок а-, анти-, архи-, нео-, про-, контр-, пост-, транс-, гипер-, ультра-: антивоенный, неонацисты, контрмеры, постсоветский, трансконтинентальный, ультралевый.

Распространены суффиксальные образования существительных с отвлеченным значением на -ость, -ение, -ство, -щина, - енчество, -ыня: солидарность, освобождение, братство, штурмовщина, иждивенчество, твердыня. Частотны в употреблении суще­ствительные с заимствованными суффиксами -изм, -ация: капитализм, героизм, агитация, нормализация, активизация.

В публицистическом стиле лицо чаще всего обозначается либо по принадлежности к партии, либо по профессии, роду занятий. Используются суффиксальные образования на -ист, -ец, -щик, -ник, -анин: коммунист, реваншист, борец, аппаратчик, застрельщик, заочник, гражданин.

Распространены слова, образованные сложением основ либо сложносуффиксальным способом: мировоззрение, благосклонность, автомобилестроение, слаборазвитый, широкомасштабный, животновод, тепловоз.

В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ООН, СНГ, ОАО, ТЭЦ, ЖЭК, ОМОН, ЛДПР и сложносокращенные слова: партстроительство, госконтроль, профсоюз, корпункт, спецназ и др.

Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно - в заголовках: «Лучшее - детям»; «Достойных - в народные избранники»; «Несгибаемые».

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики (общественное мнение, воротилы шоу-бизнеса), а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с) (антифашизм, деморализация, межрегиональный), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, слов в переносном значении, ярко окрашенных эмоциями слов.

Средства эмоционального воздействия, используемые в этом стиле речи, многообразны. Большей частью они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той разницей, что основным их назначением является не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, кроме того, содержание публицистических произведений служит передаче сообщений и разъяснению, комментированию событий.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя медлить ни одного дня, ни одного часа, ни одной секунды), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).

Сюда также относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логичностью текста, смысловым выделением особо важных слов, сочетаний, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика обновляется в результате возрождения известных ранее слов, которые получили новое значение. Например, слова предприниматель, бизнес, рынок и др.

В публицистическом стиле речи, как и в научном, нередко используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Кроме того, для публицистического стиля характерно наличие риторических вопросов (До каких пор мы должны это терпеть?) и восклицаний (Предателям в нашей стране делать нечего!)

Образец текста публицистического стиля:

«Как передает наш специальный корреспондент, вчера вечером над центральными районами Тульской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В нескольких деревнях в результате удара молнией возникли пожары. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильный паводок, в результате произошло затопление обширной территории. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами». (Информационная заметка в газете)

В целом, публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (в газете, журнале), в политических выступлениях, речах на собраниях и т.д. Публицистичность -- это искусство аргументации, убеждения, поэтому нестандартность и яркость выражения усиливает действенность речи.

Павлова Валентина Николаевна.

Тема урока:

Лексические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Урок русского языка в формате ЕГЭ. (11 класс)
Цели урока:
Повторить особенности всех стилей речи;
знать лексические особенности публицистического стиля речи и средства
эмоциональной выразительности, уметь находить их в тексте.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока:

I Организационный момент.
II Самостоятельная работа с последующей проверкой
.
Повторение орфограмм и пунктограмм, определение стиля речи.

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Укажите стили речи.
1.Зна...те я вот как(то) в степи побывал...
2.Степями прин…то называть равни…ые пространства с трав…нистой р…стительностью развившейся в условиях засушливого климата.
3.Степь чем далее тем стан…вилась пр…краснее…
4.Неужели есть люди которые (не)зам…чают крас…ты родной пр…роды?
5.Вышеуп…мянутый в…прос находит(ть)ся в стади… рассм…трения.

III Определение стиля речи по его характеристике.

Коллективная работа
непринуждённость, простота (разговорный);
официальность, точность, стандартность(официально – деловой);
отвлечённость, обобщённость, точность, логичность, доказательность (научный);
образность (художественный);
призывность, злободневность тематики, логичность, образность (публицистический).

У: -Что обозначает слово публицистический? (Общественный, государственный)
У: -Определите цель публицистического стиля речи. (Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём – то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям)
У: -Перечислите жанры публицистики. (Статья, очерк, эссе, репортаж, интервью, литературно – критическая статья, судебная речь, выступление, доклад)

IV Реализация темы урока.
1)Объявление темы. Целеполагание

2)Самостоятельная работа с учебником (авт.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова):

чтение теоретических сведений на с.259-260 и запись в тетради средств эмоциональной выразительности публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация, употребление градационных союзов и союзных сочетаний, фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи; использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры: остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

V Работа с текстом. (Коллективная работа)

Карточка № 2
(1) С чего начать разговор о России? (2) Мне, русскому, это не просто: боль- шое видится на расстоянии. (3) Россия велика. (4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: "Солнцу, и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы". (6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.
(По Б.Короткову)

1.Сколько микротем в данном тексте?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
2.К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому б) к научному в) к разговорному
г) к деловому

3.Каков тип речи?
а) описание б) рассуждение в) повествование
г) повествование с элементами рассуждения
4.С каким предложением связано 6-е предложение текста?
а) с 5-м б) со всеми предыдущими предложениями в) с 1-м г) с 3-м
5.В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?
а) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы;
б) ряды однородных членов, метафора, гипербола;
в) контекстные синонимы, антитеза, синекдоха;
г) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов.

VI. Запись под диктовку.
Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли…Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…»Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
(По Л.Мигдалу)
У: -Что означает слово «нетленный»?
Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание: подобрать к тексту эпиграф, выписать из текста средства выразительности, сжать текст до трёх предложений.

VIII. Рефлексия.


Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.
Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. И большинстве своем они напоминают изобразите."! ьн о-вы разі І тел ьи ые средства художественного стиля речи с той. однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушате- тя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.
К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложениями), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., "/ и; не столько..., сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроум-
ных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).
Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
Подберите из текстов публицистического стиля 2-3 небольших отрывка, в которых используются средства эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы, градация, фразео-логизмы, пословицы и поговорки, литературные образы, элементы юмора, иронии, сатиры, каламбурные обороты, разговорная и просторечная лексика, риторические вопросы и обращения и т. д.
Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну из тем:
Что значит найти себя?
Что важнее: как жить или для чего жить?
Является ли труд потребностью? Можно ли обойтись без духовных потребностей, без потребности общения между людьми?
Прочитайте отрывок из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова. Найдите ключевые слова. Соответствует ли заголовок главной мысли и теме? Дайте свое название этому тексту.
СТИХИЯ И ТРУД
...Когда бог Изаиаги спускался с неба, чтобы отделить земную твердь от хляби, он ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его выдернутого назад копья упала вереница капель, образовав изогнутую цепь островов.
Сотворение Японии, которому посвящена давняя легенда, еще не завершено. Капли, упавшие с исполинского копья, еще не застыли окончательно. Молодая суша из конца в конец вздулась волдырями вулканов, то и дело ходит ходуном из-за землетрясений.
Японцам приходится жить словно на вздрагивающей спине, которую выставил из пучины океанский дракон. Вулканические извержения и подземные толчки для них не редкая трагическая случайность, а скорее нечто неизбежное, как жара летом или холод зимой.
Все это воспитало в японском характере стойкость к внезапным ударам судьбы. Бог удачи Дарума - разновидность ваньки-встаньки в японском народном искусстве -
олицетворяет собой девиз: «Семь раз упасть - восемь раз подняться*.
Вереница окаменевших капель, что, но преданию, упали с богатырского копья, заканчивается на юге вулканом Саку радзйма. Эта огнедышащая гора воплощает собой соединение ярости и ласки, необузданность разрушительных и созидательных сил природы, соседство первозданного хаоса с упорством человеческого труда.
Во время последнего извержения огненные потоки лавы заставили шаг за шагом отступать яростно вскипавшее море. В этом прот ивоборстве враждебных стихий родилась тихая бухта, названная Атласной.
Склоны Сакурадзимы напоминают фантастический пе- пемной пейзаж. Это не нагромождение вулкапов, какие ос- i являет ледник, и не осынп. Это не скалы - не скажешь, что |"Х кололи. И не утесы - не похоже, чтобы их тесали.
Кажется, какой-то великан яростно срезал лопатой и еще яростнее швырял из кратера гигантские комья глины, ко- юрые налипали друг па друга, искривлялись, корежились и твердели. Эти изгибы и выгибы, отпечатавшие следы буйства стихий, обрываются в ласковую гладь залива. Здесь, в рожденной извержением бухте, люди умудрились теперь «ыращивагь жемчуг.
А с мертвым юго-западным склоном соседствует царство ІЄЛЄНИ. Окаменевшие лавовые потоки превращены в ступени террас для плантации мандаринов, бивы. Кажется, будто деревья усыпаны большими белыми цветами, но цветы эти бумажные. Таким кулечком садовод оберегает каждую завязь. Тут вызревают самые ранние в Японии фрукты, которые уже в апреле вы возят па продажу.
Япония это страна, где природа и человек состязаются неистовстве. Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда нечеловечески человеческого.
Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. I [ лишь одна шестая остается человеку - тут и поля, возде- іаииьіе словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но ее равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей " у побережью.
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступча- Iтле террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации;
чтооы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.
Даже воды внутренних заливов заштрихованы темными полосами, словно борозды вспаханных нолей. Это плоты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способ-ность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.
Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный транзисторный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего,- это овеществленный труд и разум.
грі 1. Найдите в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, ги- jfc^-j иербоду. выпишите их.
2. Укажите антонимы, определите, контекстуальные они или лексические. Подберите к ним синонимы.
Обьясните, как вы понимаете приведенную японскую пословицу. Есть лп созвучная ей по смыслу русская пословица?
Назовите способ связи между предложениями и абзацами. Какими средствами языка подчеркиваются эти смысловые отношения? Выпишите их.
Подготовьте сообщение о правописании суффиксов разных час- ген речи, используя примеры, содержащиеся в данном тексте.
Н
В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, на}>азитировать на теле общества.
399. Составьте словосочетания или предложения, и которых данные- ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.
Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты, рычаги, инфляция.
Раскройте терминологические для соответствующей отрасли Itiil научных знаний значения этих слов.
fОбщественно-политическая лексика пополняется в ре- L* J зультате заимствований, новообразований и возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение (например: предприниматель, бизнес, рынок и др.).
400. Подберите из СМИ (средств массовой информации) слона, выражения, известные ранее и получившие сейчас второе рождение. Дайте их толкование.
Раскройте значение 5 (3 слов из данных ниже (письменно).
Гуманистический, д ем о крат 11 чески й, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный, деспотизм, фанатизм, анархия, гражданственность, объективность.
В каких ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию. Составьте с ними предложения, относящиеся к публицистическому стилю речи.
Толочь воду в ступе, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру.
В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии часто используются перифразы (вспомните, ч то это такое). Подберите перифразы к данным словам.
Врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.
Составьте сами несколько подобных примеров с перифразой.

404. Отличаются ли по стилистической окраске синонимы; в каком стиле речи может быть использован каждый из них?
Уронить себя в глазах оконфузиться - покрыть себя позором --- сесть в лужу скомпрометировать себя - сесть в калошу.
Наоборот - в обратном порядке - с хвоста -¦ шиворот- навыворот.