Эффект розенталя пример из литературы. Что значит обесценить себя и эффект Пигмалиона? «Если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям»

Экология жизни: Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона).

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. опубликовано

Экспериментатор, который твердо верит в гипотезу или надежность информации, неосознанно действует таким образом, чтобы получить соответствующие результаты, подтверждающие гипотезу. Это называется эффектом Пигмалиона. В эксперименте Р. Розенталя участникам поручали провести определенную работу (эксперимент) с популяцией крыс, а именно следить за их поведением в лабиринте. В одном случае участнику говорили, что крыса «умная», а в другом - что «глупая». В результате были получены данные, которые это подтвердили.Оказалось, что когда участник работал с «умной» крысой, он был с ней более мягким, поглаживал ее, поэтому создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания. Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя. Оказалось, что «способные» (в той же мере, что и крысы) ученики достигли более значительных успехов.Эффект Розенталя также получил название «эффекта предвзятости экспериментатора». Он относится к группе артефактов, обусловленных свойствами исследователя. В 1966 г. Р. Розенталь описал, что артефакты возникают в результате таких особенностей деятельности экспериментатора:

  1. Ожидания экспериментатора определяют характер полученных им данных.
  2. Осознание экспериментатором своей собственной склонности находить ожидаемые данные может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.
  3. Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, пытаются дальнейшие данные еще больше улучшить, те же экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.
  4. Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом (вербально или имплицитно поведением) поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.
  5. Предвзятость экспериментатора отражается в интонации, а также визуально, если он и исследуемый работают вместе и видят друг друга во время эксперимента.
  6. Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые стремятся к поддержке, активно жестикулируют, по-дружески и с интересом относятся к испытуемым.
  7. Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга.
  8. Экспериментаторы-женщины больше склонны к предвзятости, чем мужчины.
Исследователи проявляют устойчивые тенденции, которые влияют на ход экспериментальной процедуры и являются последствиями неосознанного уровня психической регуляции. Экспериментатор организует деятельность исследуемого лица, дает задание, оценивает результаты, изменяет условия исследования, регистрирует особенности поведения участника и результаты его деятельности. Для того, чтобы избежать влияния заинтересованного исследователя на эксперимент с целью подтвердить свою теорию, надо привлекать других ученых, которые не знают его цели и теорий. Также уместной является проверка результатов исследователями, которые критически настроены к гипотезам автора исследования.Экспериментаторы - это люди, по-своему заинтересованные, которые в свойственной им манере наблюдают, фиксируют и оценивают явления. Они также имеют разную мотивацию, принадлежат к разным этнокультурным общностям. При стремлении к новому и соблюдении образцов поведения настоящего ученого, экспериментаторы имеют разные представления о путях и способах познания. Как отметил А. Шопенгауэр, «человеку свойственно принимать пределы своего понимания за пределы вселенной».При проведении исследований экспериментаторы допускают такие ошибки, обусловленные эффектом Пигмалиона:
  1. Занижение слишком высоких результатов. Возможно также завышение низких оценок, деформация шкалы и сближение результатов до среднего значения. Причиной может быть неосознанная тенденция «привязывать» данные исследуемого к своим собственным.
  2. Избегание крайних оценок (как низких, так и высоких), группировки данных только вокруг среднего значения.
  3. Завышение значения определенного параметра или определенной задачи по экспериментальной серии. Через призму этой установки и происходит оценка задач и личностных качеств.
Для того, чтобы нейтрализовать артефакты, обусловленные экспериментатором, следует увеличивать число исследователей, наблюдать за их поведением, проводить специальное обучение и тренировки, скрывать от них основную гипотезу, свести к минимуму контакты экспериментатора и испытуемого.

Примеры

Паранормальные явления

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений , как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии , а отрицательные - противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. - 5-е международное издание, дополненное и расширенное. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - ISBN 5-93878-134-5
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2005. С. 66.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эффект Пигмалиона" в других словарях:

    эффект Пигмалиона - (эффект Розенталя) связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность, что он как то невольно и незаметно передаст свои… …

    ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА - проявление иредубежденности экспериментатора, влияющее на рез т эксперимента. Открыт Р. Розенталем, в исследованиях к рого было показано, что, сформировав отношение экспериментатора к испытуемому, можно предсказать в ряде случаев исход… … Российская социологическая энциклопедия

    Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в к рой описывались влияния ожиданий учителей на… … Психологическая энциклопедия

    Пигмалиона эффект -    ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ (с. 446)    Принято считать, что достижения социальных наук, суждения и концепции философов, социологов, психологов в значительной мере формируют общественные настроения и моральную атмосферу своей эпохи. Такой взгляд,… … Большая психологическая энциклопедия

    Или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества … Википедия

    эффект Розенталя - см. эффект Пигмалиона. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Пигмалиона эффект - улучшение результатов умственной деятельности, в частности школьной успеваемости и результатов тестирования, вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом. Данное явление открыто и описано в 1968 г. американскими… … Дефектология. Словарь-справочник

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия аудиокнига


Мы получаем от жизни то, чего боимся или страстно жаждем, и в этом виноват эффект Пигмалиона . Помните, был в греческой мифологии такой скульптор: он сваял скульптуру, а потом влюбился в нее? Наши ожидания имеют такую же огромную силу, как и любовь несчастного мастера. Поэтому они оживают в реальности так же, как ожила Галатея.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что под влиянием собственных ожиданий мы начинаем подгонять под них события и факты. Так случается, когда следователь из страха упустить единственного подозреваемого не обращает внимание на подтверждения его невиновности. Но не будем винить нашего следователя – если дело не во взятке, то действует он подсознательно.

Эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора

Это явление называется также эффект Розенталя. Именно американский психолог Роберт Розенталь выявил его в 1966 году и тщательно исследовал, попутно дав феномену имя древнегреческого персонажа. Оказывается, предвзятость экспериментатора существенно влияет на результаты опыта.

Розенталь в тандеме с коллегой Ленорой Якобсон проводил психологические исследования с разными группами испытуемых. Одно из них касалось школьников, поэтому эксперимент так и назывался: «Дети Розенталя». В одной из школ учителям сообщили, что некоторые дети имеют потенциал к развитию умственных способностей и повышению IQ. Через некоторое время они действительно стали демонстрировать лучшие результаты в учебе.

Весь секрет в том, что учителя уделяли этим детям особое внимание, поддерживали их, посылали невербальные сигналы одобрения.

Подобный же эксперимент проводился с крысами. Участникам эксперимента поручили следить за поведением грызунов в лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие, что опыт проводится на них самих) – фиксировать результаты. Одним участникам сказали, что им досталась умная крыса, другим – что глупая. И действительно, «умные» крысы все делали лучше, хотя все они были абсолютно одинаковыми.

Принцип действия эффекта Пигмалиона заключается в том, что наш мозг не в состоянии отличить желаемое от реального. Под влиянием определенных установок мы действуем так, будто наши ожидания уже сбылись, тем самым воплощая их в жизнь. Получается замкнутый круг.

По этому же принципу действуют визуализация и аффирмации. Представляя или проговаривая какие-то факты, мы запускаем у себя в мозгу иллюзию их реальности. Наше подсознание свято верит нашим словам, мыслям и представлениям, считая их частью действительного мира – такой же, как, например, дерево или зарплата.

Особенности эффекта Пигмалиона:

  • предвзятость экспериментатора приводит к тому, что он отбрасывает «неудобные» факты, уделяя внимания лишь тем, которые подтверждают его теорию;
  • во время работы с людьми положительно настроенные экспериментаторы выражают свои ожидания через интонацию и невербальные средства – мимику, жесты. Поэтому результаты искажаются сильнее, если экспериментатор и испытуемый видят друг друга;
  • если они знакомы, то эффект еще больше усиливается;
  • зная о существовании эффекта, экспериментатор пытается избежать его влияния, при этом снова искажая результаты, но уже в обратную сторону;
  • под воздействием этого эффекта исследователь склонен отбрасывать неожиданные и крайние результаты, усредняя показатели до привычных его сознанию;
  • эффекту Пигмалиона более подвержены женщины, чем мужчины.

Тем не менее, Розенталь уточняет, что не всегда ожидания оказывают влияние на результаты – в некоторых опытах установки никак не действовали на участников. Это означает, что в реализации ожиданий задействован целый комплекс факторов, и одного желания недостаточно для их осуществления.

Эффект Пигмалиона как психологический метод управления

В психологии менеджмента особая роль отводится влиянию ожиданий руководителя на эффективность работы подчиненных. Высокие ожидания провоцируют высокое качество работы и наоборот.

Опытные управленцы знают, как дорого обходятся компаниям ошибки при мотивации сотрудников . Основа бизнеса – люди, ведь именно они делают всю работу. Правильный настрой в коллективе влияет на показатели не меньше, чем грамотное управление финансами и построение бизнес-плана.

Система поощрений работает эффективнее, чем система наказаний. Ожидая, что сотрудники будут ленивыми и неисполнительными, начальник выстраивает соответствующую линию поведения. Тотальный контроль, штрафы, проверки. Возрастает атмосфера недоверия и давления, падает мотивация, а за ней и производительность.

Высокий уровень доверия, мелкие поблажки, праздники, премии и ощущение «семейности» в корпоративной культуре дают куда лучший результат. Примером наивысшей личной свободы сотрудника можно считать модель управления Рикардо Семлера . Бразильский предприниматель и руководитель компании позволил своим сотрудникам не только самим решать, когда приходить на работу, но и назначать себе зарплату. Семплер делегировал подчиненным почти все свои права, и они сообща принимают решения о деятельности компании.

Такое доверие и прозрачность в работе коллектива оказало чудодейственный результат. Несмотря на скепсис и мрачные прогнозы конкурентов, компания уже много лет процветает на рынке и даже не думает обанкротиться.

Этот пример тоже можно считать экспериментом. В разных условиях работы один и тот же человек будет вести себя по-разному. Сотрудники компании Рикардо Семплера ничем не лучше других специалистов. Высокий уровень ожиданий и уважение совершили чудо менеджмента: считая компанию своим детищем, каждый работник старался вложить максимум усилий в ее развитие.

Но есть и оговорка: у любого из нас есть предел возможностей. Поэтому, ставя планку ожиданий, нужно быть осторожным. Не в силах оправдать завышенные требования, человек впадает в уныние, опускает руки и может вообще бросить начатое. Положительные установки похожи на лекарства: передозировка приводит к еще худшим последствиям.

Руководствуясь знаниями о психологических эффектах в корпоративной культуре, руководитель отчетливее понимает, как принимать эффективные решения . Он вовлекает подчиненных в жизнь компании не только с помощью зарплаты (а деньги, как уже известно, довольно слабый мотиватор), но и с помощью эмоциональных рычагов.

Как использовать эффект Пигмалиона в собственной жизни?

Зная о существовании эффекта Пигмалиона, мы можем наблюдать его в действии, сводить к минимуму негативное влияние и пользоваться им как инструментом для саморазвития.

Сам по себе он не может быть методом совершенствования интеллекта и ментальных качеств – как, например, метод Хосе Сильва . Зато отлично подходит как способ мотивации. Создав правильные созидающие установки и избавившись от деструктивных мыслей, мы можем добиться многого в учебе, работе, спорте и других сферах. Даже простая установка «у меня все получится, и я пройду этот путь до конца» способна вершить чудеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора - разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.

Экскурс в историю

Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, - конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.

Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.

Принцип работы эффекта Пигмалиона

Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на .

Ещё один эксперимент Believing Another Likes or Dislikes You. Behaviors Making the Beliefs Come True , проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой - обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.

Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.

Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.

Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.

Эффект Пигмалиона на практике

На самом деле эффект Пигмалиона - секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение Pygmalion in Management об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.

Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.

Ливингстон считал, что должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.

Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.

Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.