Мотивы обучения в вузе примеры. Профессиональная мотивация как фактор успешности обучения в вузе

Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович

Методика «Мотивация обучения в вузе»

Методика предложена Т. И. Ильиной. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок подкорректирован автором книги без изменения их смысла.

Инструкция

Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие - знаком «-»с нижеследующими утверждениями.

Текст опросника

1. Лучшая атмосфера на занятии - атмосфера свободных высказываний.

2. Обычно я работаю с большим напряжением.

3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии.

5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.

14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).

15. Самое замечательное время жизни - студенческие годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.

20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данного вуза окончателен.

44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.

45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.

Обработка результатов. Ключ к опроснику

Шкала «приобретение знаний» - за согласие («+») с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 - 3,6 балла; по п. 26 - 2,4 балла; за несогласие («-») с утверждением по п. 28 - 1,2 балла; по п. 42 - 1,8 балла. Максимум - 12,6 балла.

Шкала "овладение профессией" - за согласие по п. 9–1 балл; по п. 31 - 2 балла; по п. 33 - 2 балла, по п. 43 - 3 балла; по п. 48 - 1 балл и по п. 49 - 1 балл. Максимум - 10 баллов.

Шкала "получение диплома" - за несогласие по п. 11 - 3,5 балла; за согласие по п. 24 - 2,5 балла; по п. 35 - 1,5 балла; по п. 38 - 1,5 балла и по п. 44 - 1 балл. Максимум - 10 баллов.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Выводы

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Мотивация аффилиации» Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест

Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

Мотивация и сопротивление в процессе обучения Мотивация и сопротивление являются ключевыми вопросами процесса обучения. Они влияют на самые разные аспекты обучения, включая количество усилий, прилагаемых слушателями, и времени, которое они тратят на практическую

Из книги Бог в твоей жизни. Аналитическая психология. Сэлф-маркетинг автора Покатаева Оксана Григорьевна

Мотивация «от» и "к" Пришёл второй день работы группы. Пришли все, кто был и на первой встрече. Анатолий подошёл к О.Г. и сказал, что он очень просит к «своим ребятам» относиться снисходительно. Ему очень важно, чтобы они тоже здесь были. Она ему сказала, что не может ему это

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

МОТИВАЦИЯ Добровольная бездетность может быть основана на весьма разнообразных (в том числе и взаимоисключающих) вариантах личных убеждений; это обстоятельство не позволяет говорить об «убеждениях чайлдфри» или, тем более, об «идеологии чайлдфри». В ходе

автора Чернявская Анна Павловна

Глава 5 Как учиться в ВУЗе

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

5.1. Особенности обучения в ВУЗе Квалификация педагога-психолога присваивается после окончания соответствующего отделения (факультета) высшего учебного заведения, чаще всего университета. Обычно срок обучения – 5 лет. Что же изучает будущий педагог-психолог? Содержание

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Дефицитарная мотивация и мотивация роста В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также называемые дефицитарными, или Д - мотивами) заключают в

Из книги Клуб психологических бойцов. Трахни страх автора Иванов Алексей Алексеевич

Мотивация Миллионы звёзд на небе, миллионы людей на земле… У каждого есть своя Звезда, но не каждый её находит. Люди предпочитают смотреть себе под ноги. Поэтому они и разучились видеть свой Путь…Ученик Великого Мага лежал на спине, чувствуя под собой тёплый песок. Он

автора Шейнов Виктор Павлович

9.5. Конфликты в вузе Конфликты в вузе возникают между преподавателями, между студентами, между студентами и преподавателями, между преподавателями и администрацией. Рассмотрим все эти

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Истоки конфликтных ситуаций в вузе Почему стали возможными представленные выше конфликтные ситуации? Они – следствие осуществляемой многими преподавателями манипуляции типа «хозяин – барин», и ответных манипуляций студентов. Глубинными причинами распространенности

автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Мотивация аффилиации» Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Мотивация к успеху» Автор методики Т. Элерс. Методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху.ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»),

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Мотивация к избеганию неудач» Предложена Т. Элерс.ИнструкцияВам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте его на своем опросном листе знаком "+"

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» Методика предложена А. А. Реаном.ИнструкцияСоглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов - "да" или "нет". Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" подразумевает как явное

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Мотивация Поддержание гомеостаза, снижение напряжения или психоаналитический принцип удовольствия (по мнению В. Франкла) не могут адекватно объяснить человеческое поведение. Влечение к статусу, о котором идет речь в индивидуальной психологии Адлера, также не является

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

верными, отражают требования, предъявляемые к образованию в условиях перехода к информационному обществу, и могут быть положены в основу изменений школьного процесса обучения.

В заключение, очевидно, следует отметить, что социокультурная характеристика современного образования базируется на следующих значимых тенденциях изменений:

1) информатизация образования,

2) обеспечение открытости образовательной среды школы социуму,

3) изменение понимания ценностно-целевого назначения школьного процесса обучения.

Исходя из вышесказанного, можно вести речь об особых условиях и требованиях к деятельности

учителя. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования.

В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. При этом существенно изменяется роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка и педагогической поддержке продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

Литература

1. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

2. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, 2001.

3. Тоффлер Э. Футурошок. СПб., 1997.

4. Пинский А. Образование свободы и несвобода образования. М., 2001.

5. Калиновский Ю.И. Философия образовательной политики. М., 2000.

6. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

7. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002.

8. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории. Информация и самоорганизация. М., 1996.

9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

10. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся Р!БА-2000. М., 2002.

Е.А. Рождественская*, Н.А. Рощина**, Е.Н. Кубарев**

OСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

‘Томский государственный университет ‘‘Томский государственный педагогический университет

Мотивация обучения в вузе непосредственно связана с другой важной проблемой - проблемой профессионального самоопределения, которая актуальна сегодня как никогда ранее. Это обусловлено целым рядом как общественно-политических, так и экономических, этических, моральных причин, словом, всем тем, что составляет социально-психологические условия существования человека в России. Следует отметить, что часто молодежь, делая профессиональный выбор, отдает предпочтение модным, престижным и наиболее высокооплачиваемым профессиям. В этом случае возможна ситуация, когда молодые практически игнорируют те занятия, которые близки им по типу характера и другим психологическим особенностям. Однако неадекватный выбор профессии в дальнейшем может препятствовать не только про-

фессиональному росту, но и формированию личности, а именно - личностной зрелости. Сейчас общество все более движется к гуманизации, развитию потенциала возможностей каждого человека, и в этом плане личность интересуют глубинные смыслы жизни, себя, своей деятельности (в том числе и трудовой). Большинство профессий перестает быть жестко операциональными, заданными, поэтому успех в профессиональной деятельности зависит не только и не столько от сформированных профессиональных навыков, сколько от развития общепсихологической культуры специалиста. Поэтому личностная зрелость становится одним из главных факторов профессионализма. И поскольку в этом контексте проблема самоопределения и ее зависимости от особенностей мотивации обучения в вузе мало изучена, нам представля-

Е.А. Рождественская, Н.А. Рощина, Е.Н. Кубарев. Особенности мотивации обучения в вузе

ется, что весьма важно рассмотреть взаимосвязь профессионального самоопределения, особенностей мотивации получения профессии с уровнем личностной зрелости.

Общий принцип исследования состоит в признании принципиальной возможности формирования мотивации в ходе обучения (а не только учета и фиксации наличной мотивации как предпосылки, условия начала обучения).

При изучении формирования мотивации обучения в естественных условиях реального обучения нами принимались во внимание следующие общие положения:

1. Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности студента. Изучение мотивации - это выявлении ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого студента и группы (потока) в целом. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому истинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования.

2. Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать только как регистрацию преподавателем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» студент учиться и стать высококвалифицированным специалистом), а следует строить его как проникновение преподавателя в глубинные закономерности становления студента как личности и субъекта деятельности.

3. Изучать и формировать мотивацию студента преподаватель может и сам (не дожидаясь, например, прихода психолога) посредством длительного наблюдения за студентами в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков студентов, благодаря чему преподаватель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути ее формирования.

Целью данной работы явилось выявление особенностей мотивации обучения студентов Томского государственного педагогического университета по специальности «педагогика и психология», обучающихся на дневном и дистанционном отделениях. Предметом исследования явилось выявление связи между мотивацией обучения в вузе и стремлением стать высококвалифицированным специалистом (другими словами, адекватностью профессионального выбора).

Выборку составили студенты 3-го курса дневного отделения (21 человек, из которых 4 мужчины) в возрасте 19-21 года, а также студенты, обучающиеся по дистанционной технологии, из городов Шарыпово, Зеленогорск, Тюмень, Лангепас, Ра-

дужный, Нягань (34 человека, из которых 5 мужчин) в возрасте 19-25 лет.

В качестве исследовательской методики были использованы опросник «Мотивация обучения в вузе», из которого анализу подверглись три шкалы: «Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома», и опросник «Мотивы учебной деятельности».

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: у студентов дневного отделения уровень мотивации должен быть выше, причем преобладать должны такие мотивы, как «стать высококвалифицированным специалистом», «приобрести глубокие прочные знания» и т.п. При этом эти мотивы должны углубляться или появляться с возрастом.

Данные, полученные в результате исследования, показали, что выдвинутые нами гипотезы не подтвердились. Как оказалось, мотивационная сфера более сформирована у студентов-дистанционщи-ков. Так, по шкале приобретения знаний у них оказались более высокие показатели (высокие показатели имеют 35.3 %, средние - 29.4 %, низкие -35.3 %). У студентов дневного отделения по аналогичной шкале высокие показатели зафиксированы лишь у 0.4 %, средние - у 23 %, низкие - у 76.6 %. По шкале овладения профессией высокие показатели зарегистрированы у 23.8 % студентов дневного отделения, средние оказались свойственны 19 %, наибольшее же число студентов имеют низкие показатели - 57.2 %. У студентов дистанционного обучения аналогичное процентное распределение: половина обучающихся - (50 %) имеют низкий показатель, средний - 32.4 %, высокий же оказался характерен лишь для 17.6 %.

Как показали результаты исследования, студенты дневного отделения в основном ориентированы на получение диплома о высшем образовании (шкала получения диплома). Таких оказалось среди обследованных 95.2 %. Среди тех, кто обучается дистанционным способом, главным считают получение диплома (58.8 %). У остальных все-таки преобладают мотивы приобретения знаний и овладения профессией. Эти данные имеют достоверные различия (р<0.05) с данными, полученными у студентов дневного отделения.

Получив подобные данные, мы попробовали проанализировать, какие же мотивы учебной деятельности преобладают у студентов дневного отделения. Как выяснилось, доминирующими мотивами оказались мотивы «получить диплом» и «постоянно получать стипендию». С учетом того, что речь идет об обучающихся на факультете уже третий год, картина получается весьма безрадостная. Студенты не стремятся стать высококвалифицированными специалистами, успешно учиться для этой

цели, приобрести глубокие прочные знания и т.п. Главным для них является получение диплома о высшем образовании по модной в настоящее время специальности.

Таким образом, выявились значимые различия в мотивации учебной деятельности студентов-днев-ников и обучающихся дистанционным способом. У последних уровень мотивации обучения оказался выше, чем у студентов дневного отделения. Более того, можно с определенной степенью уверенности утверждать, что в процессе обучения необходимые мотивы учебной деятельности у них не

формируются даже с возрастом. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Возможно, поступающих на специальность «педагогика и психология» следует более тщательно обследовать на предмет содержания мотивов их учебной деятельности, чтобы на факультет не попадали случайные люди.

2. Вероятно, следует изменить процесс преподавания (а может быть, и учебную программу) специальных предметов.

А.И. Сорокина*, К.А. Охезина*, Т.В. Есикова**

РЕФЛЕКСИЯ КОНФЛИКТОВ КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

‘Башкирский государственный педагогический университет “Саратовский государственный университет

Постановка проблемы. В дошкольном и младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные свойства личности, особую значимость приобретает исследование конфликтных проявлений детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию (ММД). В процессе игровой и учебной деятельности дети нередко оказываются в проблемных ситуациях, приводящих к конфликтам, к конструктивному разрешению которых их необходимо готовить. Участие в конфликтах выступает как неизбежный момент взросления; через преодоление внутренних и внешних конфликтов происходит формирование самосознания личности.

В научной литературе появляется все больше данных о ММД, проявляющихся в детском возрасте. Наиболее часто обсуждаются вопросы, связанные с гиперактивностью таких детей, обоснованием хронического мозгового синдрома в целом, проявлениями детской энцефалопатии и др. . Однако следует отметить, что при достаточном количестве близких к данной теме исследований конфликтность детей с ММД остается мало изученной, а используемые понятия не имеет четких определений.

Умение разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации личности и способствует продуктивности в межличностном взаимодействии. В связи с этим возникла необходимость проведения специального исследования конфликтности детей с ММД .

Традиционно конфликтные проявления рассматриваются в плане отклонений от социальных норм, выражающихся в состояниях депрессии, фрустрации, пассивных вариантах ухода от активной соци-

альной роли. Ребенок в таком случае не принимает участия в разрешении ситуаций и демонстрирует нежелание решать проблемы, порождающие их. Поэтому важно изучить социально-активный, развивающий вид конфликтных проявлений детей с ММД как личности, обнаруживающий себя в процессе взаимодействия с окружающей средой. Он, в свою очередь, проявляется в действиях, направленных на преодоление проблем и приобретение полезного жизненного опыта. В связи с этим важно определить, каким образом конфликтные проявления способствуют формированию психологической устойчивости личности.

Клиническая картина ММД разнообразна и существенно меняется с возрастом. Проявления ММД характеризуются различными чертами в поведении детей. Для них характерна неуклюжесть, неловкость, затруднения мелкой моторики; имеют место сложности, возникающие в манипулировании карандашом и ручкой, налицо неадекватность содружественных движений, несформированность ведущей руки, неусидчивость, отвлекаемость, неустойчивость настроения, повышенная утомляемость, что в целом становится важным фактором формирования социальной незрелости и деструктивной конфликтности этих детей .

Успех же педагогической деятельности в значительной мере определяется умением учителя извлекать психологически оправданный эффект из анализа проблемных ситуаций, порождающих конфликты детей.

Из истории вопроса. Традиционно конфликты детей рассматриваются как явления, связанные с отклонениями от так называемого нормативного

Лазарева О.П.

ORCID: 0000-0001-7242-8397, Доцент, Кандидат социологических наук, Тюменский государственный университет

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация

Целью данной статьи является изучение проблемы мотивации студентов к обучению в вузе. От истории исследования мотивации автор переходит к проблеме низкого качества образования в результате заниженной мотивации студентов к обучению и предлагает разные направления работы в вузе, повышающие мотивацию студентов. Работа со студентами, по мнению автора, создает атмосферу сотрудничества, повышает эмоциональную удовлетворенность пребыванием в стенах вуза и веру в свои силы, что приводит к успешному выполнению работы и, в конечном итоге, повышает мотивацию.

Ключевые слова : мотивация, обучение в вузе, профессиональная деятельность.

Lazareva O.P.

ORCID: 0000-0001-7242-8397, Associate professor, PhD in Sociology, Tyumen State University

PROBLEM OF MOTIVATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS TO STUDY

Abstract

The purpose of the article is to analyze the problem of students’ motivation to study in higher educational institutions. From the history of motivation research the author turns to the problem of low quality of education as a result of low motivation and suggests different directions of work at university that increase the motivation to study. The author suggests that the work with students creates the atmosphere of cooperation, increases their satisfaction of being a student and their self-confidence. All these lead to successful work and increases motivation.

Keywords: motivation, study at higher educational institution, professional activity.

Языковая подготовка будущих специалистов максимально востребована в настоящее время. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для этого, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно-методического характера, реализуемых в учебных программах. Одной из насущных задач преподавателей иностранных языков является формирование интереса к изучению иностранных языков; эта задача рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития студента.

Учебная деятельность студентов неязыковых вузов должна быть организована так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию к изучению иностранных языков, которая, по определению А.Н. Леонтьева является «мотором деятельности». Но, в отличие от целей, которые ставит перед собой человек, мотивы и мотивация им не осознаются: «когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают» . Студенты, заинтересованные в использовании языка для общения, для чтения оригинальной литературы, для продвижения по службе, в общем, стремящиеся к осуществлению каких-либо целей в будущей профессиональной деятельности, порой неосознанно начинают интересоваться изучением иностранных языков, достигая хороших успехов.

Мотивация рассматривается с различных точек зрения, поэтому данное понятие объясняется по-разному. Так, согласно Х. Хекхаузену, «мотивация не является единым процессом, равномерно от начала до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов» .

Попытки объяснить действия человека предпринимаются с давних пор. Мотивацией, которая вбирает в себя активизацию, управление и реализацию целенаправленного поведения, объясняют не только поведение и обучение человека, но также такие процессы, как восприятие, представление и мышление.

Проблема мотивации имеет более чем столетнюю историю. Данной теме посвящены труды таких за ученых, как Пфендер («Мотив и мотивация», 1911), Янг («Мотивация и поведение», 1936) и др. Существует несколько подходов к проблематике. Рассмотрим вкратце каждый из них.

Так, первый подход основан на теории инстинкта. Родоначальником этого направления считается Мак-Дауголл, его последователи – Лоренц и Тимберген. Согласно данной теории человеческое поведение основывается на инстинктах и побуждениях. Здесь выделяются следующие аспекты: познавательный (получаемая информация перерабатывается человеком), эмоциональный (после переработки информации человек эмоционально возбуждается) и двигательный аспект (готовность человека к моторным действиям).

Второе направление изучения мотивации основано на теоретико-личностном подходе. Здесь прослеживается линия психологии личности (мотивация является ключом к описанию и пониманию личности и индивидуальных отличий), или линия психологии мотивации (мотивация – это процесс, который объясняет актуальное поведение). Родоначальниками данного направления по праву считаются Вундт, Ах, Дарвин, Фрейд, которые доказывали, что способность человека делать выводы из приобретенного опыта позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и тем самым сохранять свой вид.

Третье направление связано с интересом к изменению ассоциаций между стимулом и реакцией, т.е. основано на теоретико-ассоциативном подходе. Здесь следует выделить таких ученых, как Джеймс, Торндайк, Павлов, которые считали, что человеческое сознание является результатом развития нервной системы. Согласно данной теории, основную роль в человеческом поведении играют ситуационные факторы, управление человеком внешними и внутренними раздражителями, например, влечением.

Сегодня мотивация исследована не полностью, нет единых методов и теорий ее изучения, ученые не пришли к окончательному решению всех вопросов, связанных с данной проблемой. Поэтому тема, затронутая в статье, является актуальной, особенно для образовательной сферы.

«Высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеют законодательное право получить образование, в том числе и высшее» . Но, к сожалению, на сегодняшний день низкое качество образования считается одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Причин этому множество, но наиболее существенными причинами низкого уровня образования считаются такие, как оказание вузами платных услуг, что приводит к тому, что в вузы приходят так называемые необучаемые студенты, под которых адаптируют все программы и преподаватели вынуждены с ними работать, так они для образовательных учреждений – источник инвестиций. Многие студенты ориентированы на формальные знаки – оценки, а не на содержание образования, для них важно получить хороший диплом, а не те знания, которые необходимы для профессиональной деятельности. Массовый по численности канал, по которому вузы набирают необучаемых студентов – это разные формы заочного, сокращенного, дистанционного и прочего обучения. «Студенты заочной формы обучения составляют значительный по численности контингент, по характеристикам базовой подготовки и мотивированности к учебе проигрывающий студентам – очникам. Данные опросов показывают, что ни престиж вуза, ни качество образования не являются для заочников существенными признаками при выборе вуза» . Некоторые студенты вообще приходят в тот или иной вуз для реализации совершенно других целей, например, студенты, успешные в спорте, музыке, актерстве, принимаются в вузы на целевое обучение. Их задача – не учиться, а показывать хорошие результаты на конкурсах, в соревнованиях, другими словами защищать честь вуза перед другими конкурентами в этой области. Ведь данный показатель в условиях нынешней конкуренции среди вузов очень важен. У таких студентов мотивация к учебе занижена, они знают, что получат хорошие оценки за то, что поют, танцуют и т.п.

Нельзя не упомянуть того факта, что нынешние студенты относятся к поколению, воспитанному в большей степени телевизором и компьютером, где они находят полную свободу для своих действий, в том числе основанных на асоциальных желаниях. В большей степени это касается компьютера с возможность выхода в интернет для общения в социальных сетях, виртуальных игр и т.д. По утверждению самих обучающихся, они выбирают социальные сети, потому что там они находят свободу, свободу от контроля взрослых, свободу безнаказанно делать то, что категорически запрещено в реальной жизни (например, безнаказанно кого-либо оскорблять, высказывать свое, порой отрицательное мнение …). В социальных сетях дети могут создавать желаемый образ и поддерживать его, проявлять свою индивидуальность, добиваться успеха и завоевывать популярность . У детей, которые проводят большую часть своего времени в интернете, постоянно перегружая свой мозг информацией, «атрофируется мотивация к обучению, им становится неинтересно, они не могут удержать внимание» .

Многие студенты не хотят учиться в вузе, но их заставляют родители, в результате мы получаем совершенно не замотивированных обучающихся. Многочисленные исследования показывают, что существует связь между желанием ребенка поступать в вуз и социально-демографическими характеристиками его семьи. Чем богаче социальный ресурс семьи (в том числе выше образовательный статус родителей), тем больше вероятность того, что ребенок будет стремиться получать высшее образование .

Таким образом, проблема мотивации студентов к обучению очень острая на сегодняшний день, поэтому преподавателям необходимо активизировать свою работу по вовлечению своих подопечных в процесс учебы, по прививанию интереса к получаемой специальности.

В системе высшего образования можно реализовать два направления деятельности, влияющих на мотивацию: воспитательная и учебная работа. Воспитательная работа в вузе помогает формировать у студентов необходимые моральные ценности. Необходимо проводить воспитательные мероприятия: развлекательные, обучающие, патриотические. Основная задача таких мероприятий – формирование заинтересованности у студентов к изучаемому предмету. Изучаемый предмет (независимо от того английский язык это или экономика) в этом случае становится не просто скучным академическим предметом, но и средством выражения себя в условиях игровой деятельности.

Учебная деятельность также направлена на повышение мотивации. На учебных занятиях отсутствует развлекательная составляющая, но, не смотря на это, методы обучения разнообразны. Так, повысить мотивацию студентов на занятиях можно такими способами, как: обмен студентами, приглашение зарубежных лекторов, проведение научно-практических, публикации статей в различных изданиях, защита курсовых и дипломных работ на иностранном языке.

Перечисленные направления работы со студентами помогают создавать атмосферу сотрудничества, веры в свои силы, активизируют общение студентов друг с другом и с преподавателями, что непосредственно ведет к повышению эмоциональной удовлетворенности, к успешному выполнению деятельности, и, в конечном итоге, к повышению мотивации к обучению.

Литература

  1. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123-130
  2. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) //Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86-92
  3. Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Влияние семьи на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования у учащихся с инвалидностью // Социологические исследования. 2014. № 4. С.124-131
  4. Константиновский Д.Л. Опустеют ли аудитории вузов. Попытка опровержения прогнозов// Россия реформирующаяся: Ежегодник-2004/ Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 50-60
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  6. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко; Инс-т РАН; Рос. акад. соц. наук, Краснодар. регин. отд-е.- М.-Краснодар: Парабеллум, 2013. 107с.
  7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПБ: Питер; М.: Смысл, 2003.

References

  1. Gurkina O.A., Mal’ceva D.V. Motivy ispol’zovaniya virtual’nyh social’nyh setej podrostkami // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 5. S. 123-130
  2. Denisova-SHmidt E.V., Leont’eva EH.O. Kategoriya «neobuchaemyh» studentov kak social’nyj fenomen universitetov (na primere dal’nevostochnyh vuzov) //Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 9. S. 86-92
  3. Kolesnikova E.YU., Novikova E.M. Vliyanie sem’i na formirovanie motivacii k polucheniyu vysshego professional’nogo obrazovaniya u uchashchihsya s invalidnost’yu // Sociologicheskie issledovaniya. 2014. № 4. S.124-131
  4. Konstantinovskij D.L. Opusteyut li auditorii vuzov. Popytka oproverzheniya prognozov// Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik-2004/ Otv. red. L.M. Drobizheva. – M.: Institut sociologii RAN, 2004. S. 50-60
  5. Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ // M.: Politizdat, 1975. – 304 s.
  6. Hagurov T.A., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniya glazami uchitelej i prepodavatelej: opyt sociologicheskogo issledovaniya / T.A. Hagurov, A.A. Ostapenko; Ins-t RAN; Ros. akad. soc. nauk, Krasnodar. regin. otd-e.- M.-Krasnodar: Parabellum, 2013. 107s.
  7. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel’nost’. SPB: Piter; M.: Smysl, 2003.

Как бы хорошо ни был организован процесс обучения, если студент не мотивирован к учебной работе и будущей профессиональной деятельности, обучение не будет успешным. Педагог может выбрать самые современные и эффективные формы и методы обучения, организовать интерактивное взаимодействие, но для немотивированного студента не будет разницы между такой прогрессивной деятельностью педагога и нудным чтением лекции. Отсутствие мотивации помешает студенту не только полноценно воспринять учебный материал, но и стать хорошим специалистом по окончании вуза, а, как отмечают Т.С. Бобкова и О.Б. Бобков, «в современном мире инновационных технологий уровень профессионализма оказывает влияние на конкурентоспособность и уровень жизни человека в целом» .

Почему бывают не мотивированы к учёбе студенты вузов, вопрос отдельный. По нашим наблюдениям, многие не сами выбрали вуз и специальность (направление подготовки). Сделать самостоятельный выбор им помешали желание родителей, или ограниченность материальных средств, или отсутствие собственных профессиональных предпочтений и жизненных ориентиров, что для современных выпускников школ тоже не редкость.

В любом случае педагог вуза сегодня сталкивается с проблемой отсутствия мотивации или слабой мотивацией ряда студентов в учебной группе.

Цель стать - рассмотреть проблему мотивации современных студентов вуза и выделить некоторые наиболее эффективные в настоящее время способы повышения уровня мотивации.

Суть образования такова, что его получение невозможно без должного уровня со стороны обучающихся выдержки и силы воли, необходимых для того, чтобы поставленные в процессе обучения задачи доводились до логического завершения. Конечно, можно и заставить человека совершить необходимые действия по получению образования, но, как правило, этот способ действует, пусть и весьма неэффективно, только при школьном образовании, а для студента вуза он уже неприемлем.

Некоторые студенты вуза начинают плохо учиться в высшем образовательном учреждении, хотя в школе учились хорошо. Нередко такие факты объясняются уменьшением влияния на них родителей. В семьях с авторитарным стилем воспитания дети могут совершать определённые действия (например, учиться), опасаясь наказания со стороны родителей. Во многих семьях такая система воздействия на детей обеспечивает нормальное окончание ими школы. Но, став студентом вуза, молодой человек начинает ощущать себя самостоятельным, пытается вырваться из-под авторитарного влияния родителей, и одним их способов выражения протеста становится отказ от учёбы. Не научившись мотивироваться ничем, кроме страха, студент не понимает, что учёба может быть интересна сама по себе.

В идеале, выбирая вуз и специальность (направление подготовки), студент должен исходить из того, какую профессию он хочет иметь в будущем. Как отмечает О. Богословская, «выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда» . Как видим, исследователь отмечает необходимость при выборе будущей профессии серьёзного психологического анализа со стороны будущего студента. К сожалению, не все современные выпускники школ способны на это.

Недостаточная профессиональная мотивация свойственна студентам, склонным к инфантильному поведению, не ощущающим себя взрослыми. Следствием отсутствия профессиональной мотивации может стать не только то, что студент не имеет интереса к учёбе, но и проблемы по окончании образовательного учреждения, когда «человек вынужден переучиваться или искать работу в других областях трудовой деятельности» .

Не стоит думать, что студенты, кажущиеся положительно мотивированными к учёбе в вузе, имеют действительно адекватную учебно-профессиональную мотивацию. Как отмечают Т.С. Бобкова и О.Б. Бобков, «мотивы поступления в вуз разнообразны, но во многих случаях имеют внешнюю положительную направленность и носят ситуативный кратковременный характер» . То есть студенты мотивированы внешними, прагматическими мотивами - возможностью получить после окончания вуза более выгодное профессиональное предложение, возможностью получать бо́льшую зарплату и под. Такая мотивация поможет студенту поступить в вуз, но обрести интерес к учёбе и профессиональную мотивацию не поможет, и педагог снова столкнётся с отсутствием заинтересованности в глазах обучаемого.

Необходимо учитывать, что «процесс формирования учебно-профессиональной мотивации имеет двойственную психолого-педагогическую природу: психологическое воздействие направлено на изменение внешней мотивации во внутреннюю (трансформацию мотивов по линии от дефицитарных к развивающим), изменение психических структур обучаемых; педагогическая направленность осуществляется в системе вуза и входит в педагогическую подсистему» . Мы уже отмечали, что каждый педагог должен быть психологом , то есть психологические знания будут способствовать организации осознанного и научно обоснованного влияния на студентов. Станет психологическим подспорьем для педагога, работающего в направлении повышения мотивации студентов, и представление о гуманитаризации образования, в частности, то, что учебный материал необходимо излагать в тесной связи с изложением «острейших общественно-политических проблем современной России» .

Различные специалисты предлагают разные формы и способы формирования и повышения уровня учебной мотивации студентов вуза. Е.Г. Фильштинская и М.В. Аборина выделяют, к примеру, такой способ: «Часть специальных дисциплин ведут преподаватели-совместители на месте своей основной работы, что позволяет студентам увидеть специалиста в профессии, составить представление о роде своей будущей профессиональной деятельности» . Хочется отметить, что данное нововведение не только логично и потенциально эффективно, но и соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения. Нельзя не согласиться и с таким предложением авторов: «Активные в обучении, самостоятельной и исследовательской работе студенты поощряются выступлениями на конференциях, изданием результатов исследований в сборниках статей, льготами при сдаче зачетов и экзаменов по специальным дисциплинам» .

При этом не со всеми предлагаемыми исследователями формами и способами повышения мотивации студентов вуза можно согласиться. К примеру, Г.Н. Кошукова, В.А. Белоглазов говорят о необходимости ранжирования студентов с целью их учебной мотивации. Ранжирование может проводиться с помощью ставшей уже традиционной для вузовского обучения рейтинговой системы оценки знаний. Как отмечают авторы публикации, «независимо от уровня рейтинговых показателей студенты демонстрируют повышение мотивации к обучению» . Как нам кажется, мотивированными при таком ранжировании становятся студенты, находящиеся «вверху списка», то есть набирающие максимум рейтинговых баллов, или посередине, немного не дотягивающие до наиболее успевающих. Те студенты, которые ежемесячно получают яркое и наглядное подтверждение в виде рейтинга своих весьма скромных учебных достижений, не испытывают, как показывает наш педагогический опыт, стремления учиться лучше, то есть их учебная мотивация в лучшем случае останется на прежнем уровне, в может и снизиться.

Необходимо стремиться к мотивации средствами самой учебной дисциплины. Если педагог систематически применяет интерактивные методы обучения, то мотивация может постепенно повыситься даже у самых немотивированных студентов. Как отмечает М.Н. Крылова, «при интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения» . Среди методов активного обучения исследователь называет приемлемыми в системе высшего образования «словесные методы (эвристическая беседа, гибридные формы лекции), наглядные методы, практические методы и проблемно-поисковые, методы активного обучения (метод анализа производственной ситуации, “кейс-стади”, игровые методы, исследовательский метод, проблемное обучение, метод “мозгового штурма”, метод проектов, викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и под.)» . Мы не можем не согласиться, что, последовательно разрабатывая данные методы, педагог повысит мотивацию студентов к учёбе в вузе.

К проблеме изменений в формах обучения в вузе относится проблема вузовской лекции, которая традиционно является основной формой подачи студентам нового материала. Для современных студентов неприемлема такая лекция, к которой привыкли предыдущие студенческие поколения. Сегодня необходимы «такие способы усовершенствования данной формы обучения, как проведение гибридных занятий, активизация деятельности студентов на лекции, использование мультимедийных презентаций» .

Средством повышения учебной мотивации является также использование разнообразных инновационных технологий. Интересно, что в педагогике постоянно разрабатываются новые образовательные технологии, и преподаватель вуза должен постоянно отслеживать их появление, пытаясь применить в процессе обучения студентов. К примеру, Е.М. Шульгина описывает мотивационные возможности технологии веб-квест. Действительно, эта интернет-технология может быть весьма успешной, так как сочетает положительные моменты такой эффективной педагогической технологии, как проблемное обучение, с привычным и привлекательным для студентов интернет-поиском, решением эвристических задач: «Веб-квест представляет собой веб-проект, размещенный на отдельном веб-сайте, работа с которым направлена на исследование и всестороннее изучение отдельно взятого проблемного вопроса, часто связанного с будущей профессиональной деятельностью студентов. При этом проблемный вопрос не должен иметь однозначного решения, а ссылки в сети подбираются таким образом, чтобы проблема рассматривалась с разных сторон. Другими словами, информация в ссылках не даёт точного ответа на поставленный вопрос. Студенты должны извлечь из всего предложенного многообразия текстового и видеоматериала необходимую информацию и сформулировать свой собственный вывод самостоятельно» . О важности и необходимости использования в качестве учебного и мотивационного средства компьютера и интернета заявляют многие современные исследователи, например, Н.А. Резник и Н.А. Павлов .

Достаточно полный перечень форм повышения учебной мотивации студентов вуза находим у М.Н. Крыловой: «правильное целеполагание, убеждение студентов в практической значимости изучаемого, индивидуализация обучения, эмоциональное воздействие, экскурсы в историю предмета, активизация учебной деятельности, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, вовлечение студентов в дискуссию, создание ситуации успеха и т. д.» . Нельзя не согласиться с приведёнными методами и формами, однако правильно и то, что «для того чтобы сформировать мотивацию учебной деятельности, используется весь арсенал методов, каждый из которых обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием» , то есть понимающий психологические особенности мотивации преподаватель вуза способен сделать мотивирующим любое занятие, любые применяемые им формы и методы обучения.

Итак, развитие мотивации к учёбе и профессионального интереса у студентов высших учебных заведений мы рассматриваем как сложный, требующий внимания и усилий со стороны педагога процесс. Студент должен обладать осознанностью своего социального и профессионального будущего, удовлетворенностью своим профессиональным выбором, личностной активностью в получении знаний, освоении умений и навыков. Для формирования мотивации к учёбе у студентов вуза важно правильно построить учебный процесс с использованием интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологий, привлечением к процессу обучения производственников, различными способами поощрения активных студентов. Итогом правильно организованного профессионального обучения является формирование профессиональной мотивации, способствующей успешному освоению нужных знаний, умений и навыков, а также появлению важных личностных качеств специалиста (бакалавра) на выходе, при получении им диплома о высшем образовании.

(Т. И. Ильина)

Цель методики – выявить пребладающие мотивы обучения в вузе.

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник для маскировки автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок скорректирован автором книги без изменения их смысла.

Инструкция.

Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие - знаком «-» с нижеследующими утверждениями.

Текст опросника.

1. Лучшая атмосфера на занятии – атмосфера свободных высказываний.

2. Обычно я работаю с большим напряжением.

3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии.

5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.

14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).

15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.

20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материаль­ный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данного вуза окончателен.

44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.

45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.

Обработка результатов. Ключ к опроснику.

За согласие («+»)

с утверждением

проставляется

За несогласие («-»)

с утверждением

проставляется

Максимум

«Приобретение

по п. 4 – 3,6 балла;

по п. 17 – 3,6 балла;

по п. 26 – 2,4 балла;

по п. 28 – 1,2 балла;

по п. 42 – 1,8 балла.

«Овладение

профессией»

по п. 9 – 1 балл;

по п. 31 – 2 балла;

по п. 33 – 2 балла,

по п. 43 – 3 балла;

по п. 48 – 1 балл;

по п. 49 – 1 балл.

10 баллов

«Получение

диплома»

по п. 24 – 2,5 балла;

по п. 35 – 1,5 балла;

по п. 38 – 1,5 балла;

по п. 44 – 1 балл;

по п. 11 – 3,5 балла.

10 баллов

Вопросы п.п. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Выводы.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14