Аэлита толстой краткое. Связь с реальным миром

История написания и издания

А. Н. Толстой начал писать роман в 1922 году , находясь за пределами России.

Впервые роман был напечатан в журнале «Красная новь » в № 6 за 1922 год и в № 2 за 1923 год. Первое отдельное издание романа вышло в 1923 году и называлось «Аэлита (Закат Марса)».

Критики, особенно оставшиеся в эмиграции, сдержанно восприняли «Аэлиту». Так, И. Бунин обвинил Алексея Николаевича в «пристрастии к бульварной литературе ».

Научно-техническая сторона фабулы в повести основана на теории межпланетных ракетных сообщений , разработанной русским учёным К. Э. Циолковским в его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

В не меньшей степени на проблематику повести воздействовали идеи антропософии , в частности, «Хроники Акаши »:

  • А. Н. Толстой принимает существование Атлантиды и борьбу рас как двигатель древней истории. Описания Атлантиды очень похожи на её описания, приведённые в книгах антропософов.
  • «Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе . Одни и те же семена оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек , - образ и подобие Хозяина Вселенной».
  • «Разум есть материя , более твёрдая, чем камень, и более быстрая, чем свет ».
  • «В кристалле разум находится в совершенном покое. В звёздном пространстве разум - в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя состояниями разума. Его ноги вырастают из кристалла, живот - солнце, глаза - звёзды, голова - чаша с краями, простирающимися во всю Вселенную».

Марс Толстого

  • Подлетая к Марсу, герои повести наблюдают сложную геометрически правильную систему каналов , на их пересечении расположены тёмные точки. Система каналов двойная - одна ярко видна на поверхности Марса, вторая - крайне бледная, как бы стёртая. Позднее инженер Лось понял, что старая сеть каналов заброшена, дно высохших каналов поросло кактусами, новая же снабжает водой водяные цирки (Ро на вымышленном марсианском языке) - циклопические водохранилища, заметные даже с орбиты.
  • Место спуска аппарата описано как оранжевая пустыня , изрезанная рукотворными каналами и поросшая кактусами . Позднее из романа выясняется, что эта местность была ирригирована , но пришла в запустение после гражданской войны и взрыва водяного цирка. Основное население проживает в ирригированных оазисах. Столица Марса, Соацера («Солнечное селение»), находится в оазисе Азора. Обитатели планеты называют её Тума.
  • На Марсе обитают аборигены аолы и метисы (горы) - потомки аолов и землян. На Марсе Толстого нет расового антагонизма, так как и краснокожие аолы, и голубокожие горы занимают разные ступени социальной лестницы, от самых нижних (рабочие, прислуга), до высших (инженеры Высшего совета).

Связь с другими произведениями

Связь с реальным миром

В повести указан адрес дома в Петрограде , в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты - Ждановская набережная , 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей. . Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа , занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон. . Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского .

Экранизация

Кадр из экранизации Я. Протазанова

  • В 1924 году советский режиссёр Яков Александрович Протазанов экранизировал роман, сняв немой художественный фильм «Аэлита », считающийся классикой мировой кинофантастики.
  • «Межпланетная революция» (1924) - мультипликационный фильм, использующий отдельные сюжетные мотивы «Аэлиты» А. Н. Толстого
  • В 1981 году повесть была частично экранизирована в телеспектакле «Этот фантастический мир » - четвёртый выпуск.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Копейкин А. Толстой А. Н. Аэлита

Категории:

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Фантастические повести
  • Повести Алексея Николаевича Толстого
  • Повести 1923 года
  • Атлантида в культуре и искусстве
  • Книги о Марсе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аэлита (роман)" в других словарях:

    АЭЛИТА, СССР, Межрабпом Русь, 1924, ч/б, 100 мин. Фантастико приключенческий фильм. По мотивам одноименного фантастического романа А.Толстого. «Аэлита» первый фильм, поставленный режиссером Яковом Протазановым после его возвращения из эмиграции.… … Энциклопедия кино

    Запрос «Аэлита» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Аэлита Жанр: повесть

    - … Википедия

    - «Аэлита» литературная премия, старейшая советская и российская премия в области фантастики.Премия основана в 1981 году редакцией журнала «Уральский следопыт» совместно с Союзом Писателей РСФСР и с тех пор вручается… … Википедия

Странное объявление

На улице Красных Зорь появилось странное объявление: небольшой, серой бумаги листок, прибитый к облупленной стене пустынного дома. Корреспондент американской газеты Арчибальд Скайльс, проходя мимо, увидел стоявшую перед объявлением босую молодую женщину в ситцевом опрятном платье; она читала, шевеля губами. Усталое и милое лицо ее не выражало удивления, – глаза были равнодушные, синие, с сумасшедшинкой. Она завела прядь волнистых волос за ухо, подняла с тротуара корзинку с зеленью и пошла через улицу.

Объявление заслуживало большего внимания. Скайльс, любопытствуя, прочел его, придвинулся ближе, провел рукой по глазам, перечел еще раз.

– Twenty three, – наконец проговорил он, что должно было означать: «Черт возьми меня с моими потрохами».

В объявлении стояло:

«Инженер М. С. Лось приглашает желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера. Ждановская набережная, дом 11, во дворе».

Это было написано обыкновенно и просто, обыкновенным чернильным карандашом.

Невольно Скайльс взялся за пульс: обычный. Взглянул на хронометр: было десять минут пятого, 14 августа 192… года.

Со спокойным мужеством Скайльс ожидал всего в этом безумном городе. Но объявление, приколоченное гвоздиками к облупленной стене, подействовало на него в высшей степени болезненно.

Дул ветер по пустынной улице Красных Зорь. Окна многоэтажных домов, иные разбитые, иные заколоченные досками, казались нежилыми – ни одна голова не выглядывала на улицу. Молодая женщина, поставив корзинку на тротуар, стояла на той стороне улицы и глядела на Скайльса. Милое лицо ее было спокойное и усталое.

У Скайльса задвигались на скулах желваки. Он достал старый конверт и записал адрес Лося. В это время перед объявлением остановился рослый, широкоплечий человек, без шапки, по одежде – солдат, в суконной рубахе без пояса, в обмотках. Руки у него от нечего делать были засунуты в карманы. Крепкий затылок напрягся, когда он стал читать объявление.

– Вот этот – вот так замахнулся, – на Марс! – проговорил он с удовольствием и обернул к Скайльсу загорелое беззаботное лицо. На виске у него наискосок белел шрам. Глаза – сизо-карие и так же, как у той женщины, – с искоркой. (Скайльс давно уже подметил эту искорку в русских глазах и даже поминал о ней в статье: «…Отсутствие в их глазах определенности, то насмешливость, то безумная решительность, и, наконец, непонятное выражение превосходства – крайне болезненно действуют на европейского человека».) – А вот взять и полететь с ним, очень просто, – опять сказал солдат, и усмехнулся простодушно, и в то же время быстро, с головы до ног, оглядел Скайльса.

Вдруг он прищурился, улыбка сошла с лица. Он внимательно глядел через улицу на босую женщину, все так же неподвижно стоявшую около корзинки.

Кивнув подбородком, он сказал ей:

– Маша, ты что стоишь? (Она быстро мигнула.) Ну, и шла бы домой. (Она переступила небольшими пыльными ногами, вздохнула, нагнула голову.) Иди, иди, я скоро приду.

Женщина подняла корзину и пошла. Солдат сказал:

– В запас я уволился вследствие контузии и ранения. Хожу – объявления читаю, – скука страшная.

– Вы думаете пойти по этому объявлению? – спросил Скайльс.

– Обязательно пойду.

– Но ведь это вздор – лететь в безвоздушном пространстве пятьдесят миллионов километров.

– Что говорить – далеко.

– Это шарлатанство или – бред.

– Все может быть.

Скайльс, тоже теперь прищурясь, оглянул солдата, смотревшего на него именно так: с насмешкой, с непонятным выражением превосходства, вспыхнул гневно и пошел по направлению к Неве. Шагал уверенно и широко. В сквере он сел на скамью, засунул руку в карман, где, прямо в кармане, как у старого курильщика и делового человека, лежал табак, одним движением большого пальца набил трубку, закурил и вытянул ноги.

Шумели старые липы в сквере. Воздух был влажен и тепел. На куче песку, один во всем сквере, видимо уже давно, сидел маленький мальчик в грязной рубашке горошком и без штанов. Ветер поднимал время от времени его светлые и мягкие волосы. В руке он держал конец веревочки, к другому концу веревочки была привязана за ногу старая взлохмаченная ворона. Она сидела недовольная и сердитая и так же, как и мальчик, глядела на Скайльса.

Вдруг – это было на мгновение – будто облачко скользнуло по его сознанию, закружилась голова: не во сне ли он все это видит?.. Мальчик, ворона, пустые дома, пустынные улицы, странные взгляды прохожих и приколоченное гвоздиками объявленьице – приглашение лететь в мировые пространства…

Скайльс глубоко затянулся крепким табаком. Развернул план Петрограда и, водя по нему концом трубки, отыскал Ждановскую набережную.

В мастерской Лося

Скайльс вошел во двор, заваленный ржавым железом и бочонками от цемента. Чахлая трава росла на грудах мусора, между спутанными клубками проволок, поломанными частями станков. В глубине двора отсвечивали закатом пыльные окна высокого сарая. Небольшая дверца в нем была приотворена, на пороге сидел на корточках рабочий и размешивал в ведерке сурик. На вопрос Скайльса, можно ли видеть инженера Лося, рабочий кивнул вовнутрь сарая. Скайльс вошел.

Сарай едва был освещен – над столом, заваленным чертежами и книгами, горела в жестяном конусе электрическая лампочка. В глубине сарая возвышались до потолка леса. Здесь же пылал горн, раздуваемый рабочим. Сквозь нагромождения лесов поблескивала металлическая, с частой клепкой, поверхность сферического тела. В раскрытые половинки ворот были видны багровые полосы заката и клубы туч, поднявшихся с моря.

Рабочий, раздувавший горн, проговорил вполголоса:

– К вам, Мстислав Сергеевич.

Из-за лесов появился среднего роста крепко сложенный человек. Густые, шапкой, волосы его были белые. Лицо – молодое, бритое, с красивым большим ртом, с пристальными, светлыми, казалось, летящими впереди лица, немигающими глазами. Он был в холщовой грязной, раскрытой на груди рубахе, в заплатанных штанах, перепоясанных веревкой. В руке он держал запачканный чертеж. Подходя, он попытался застегнуть на груди рубашку на несуществующую пуговицу.

– Вы по объявлению? Хотите лететь? – спросил он глyxoватым голосом и, указав Скайльсу на стул под конусом лампочки, сел напротив у стола, положил чертеж и начал набивать трубку. Это и был инженер Мстислав Сергеевич Лось.

Опустив глаза, он зажег спичку; огонек осветил снизу его крепкое лицо, две морщины у рта – горькие складки, широкий вырез ноздрей, длинные темные ресницы. Скайльс остался доволен осмотром. Он объяснил, что лететь не собирается, но что прочел объявление на улице Красных Зорь и считает долгом познакомить своих читателей со столь чрезвычайным и сенсационным проектом междупланетного сообщения.

Лось слушал, не отрывая от него немигающих светлых глаз.

– Жалко, что вы не хотите со мной лететь, жалко, – он качнул головой, – люди шарахаются от меня, как от бешеного. Через четыре дня я покидаю землю и до сих пор не мoгy найти спутника. – Он опять зажег спичку, пустил клуб дыма. – Какие вам нужны данные?

– Наиболее выпуклые черты вашей биографии.

– Это никому не нужно, – сказал Лось, – ничего замечательного. Учился на медные гроши, с двенадцати лет на своих ногах. Молодость, годы учения, работа, служба, – ни одной черты, любопытной для ваших читателей, ничего замечательного, кроме… – Лось вдруг насупился, резко обозначились морщины у рта. – Ну, так вот… Над этой машиной, – он ткнул трубкой в сторону лесов, – работаю давно. Постройку начал два года тому назад. Все!

– Во сколько приблизительно месяцев вы думаете покрыть расстояние между Землей и Марсом? – спросил Скайльс, глядя на кончик карандаша.

– В девять или десять часов, я думаю, не больше.

Рассмотрим краткое содержание "Аэлиты" Толстого. Отзывы об этом произведении настолько положительные, что хочется немедленно открыть книгу и углубиться в чтение.

События романа начинаются с небольшого объявления, написанного чернильным карандашом на небольшом сером листке, который был прикреплен на тумбочку для афиш в Петрограде на улице Красных Зорь. У главного героя "Аэлиты" А. Толстого есть невероятная идея — он хочет улететь с планеты. Более подробно - в кратком содержании "Аэлиты" Толстого.

Что же произошло?

Появилось объявление в 4 часа дня и было привлекательно тем, что в нем приглашались желающие отправиться в далекое путешествие на Марс. Это странное объявление притянуло внимание корреспондента из Америки Скайльса, который не сомневался, что это полнейший бред или чистое шарлатанство. Однако Скайльс все же заинтригован и желает посетить этого безумца, ведь адрес его указан.

В это же время заинтересовался необычным приглашением и отставной солдат, который бродит по городу в надежде найти работу. Информация вызывает у него прилив энтузиазма, он считает, что этим предложением стоит воспользоваться.

Корреспондент спешит посетить человека, который так запросто приглашает в далекую экспедицию. Мастерская на Ждановской набережной, где находится этот чудак, оказывается в самой глубине грязного двора. Однако сам герой - талантливый инженер Мстислав Сергеевич Лось. Он молодой, крепкого телосложения, с густыми светлыми волосами, отнюдь не выглядит буйно помешанным. У него умерла жена, и он очень тяжело переносит свою потерю.

Что это за чудо - аппарат?

Изучим краткое содержание "Аэлиты" Толстого Алексея далее. Летательный аппарат готов и через несколько дней, а именно, 18 августа, можно будет отправляться в путь. Причем инженер все рассчитал и уже через 10 часов можно будет оказаться на далекой красной планете. Для корреспондента это отличный шанс - написать интересные статьи об этом уникальном путешествии. Но сам он лететь не отваживается, зато предлагает оплатить путевые заметки, на что инженер дает согласие.

Сам аппарат - явление особенное. Похож на яйцо с укрепленными ребрами, выполнен из тугоплавкой стали. Внутри целая защитная система из особого чехла с использованием резины, войлока и натуральной кожи. Здесь все продумано - механизм движения, запасы кислорода, различные приспособления, аппарат для внешнего наблюдения.

Поиск компаньона

Конечно же, в одиночестве Лосю отправляться навстречу опасностям не хочется. Страшнее всего промчаться мимо Марса и погибнуть без пищи в бескрайнем космосе. Но вечером у Лося появляется напарник - солдат с улицы по фамилии Гусев. Он женат, однако детей у него нет. Почти вся его жизнь прошла в борьбе - он побывал на войне и участвовал в революции. А в мирной жизни так и не нашел призвание, потому согласен отправиться на другую планету, тем более что появилась интрига: несколько лет радиостанции всего мира фиксируют из космоса странные сигналы. Инженер не сомневается, что отправляют их с Марса, а значит там есть жизнь.

Последнюю ночь на Земле Лось проводит, вспоминая жену, и очень надеется, что на чужой планете ему не будет так горько. А в это время страдает жена Алексея Гусева, понимая, что никакими уговорами не заставит неугомонного мужа остаться.

Перелет

Покидают родную планету путешественники под большим наплывом людей. Вскоре они теряют от перегрузок сознание, и в себя приходит, очутившись в открытом космосе.

И вот они уже достигли своей цели, очутившись на равнине оранжево-апельсиновых оттенков. Их окружают живые растения, похожие на кактусы, воздух на планете суше земного. Вскоре состоялся и первый контакт с марсианином, но пришельцев он отругал за то, что они сломали растения, однако оставил им продукты и удалился на летающем аппарате.

Появление Аэлиты

Оглядевшись вокруг, земляне заметили взорванные дома. В одном из них ими были обнаружены поющие книги и экран с изображением города, но вскоре он погас - произошло замыкание.

На второй день к ним явились жители на летающих кораблях и забрали с собой, а у летательного «яйца» оставили стражу. Прибыли все в столицу - Соацере. Поселили их в поместье, хозяйка которого — Аэлита. Она учит гостей говорить на марсианском языке, используя туманный шар, имеющий силу отражать прошлое.

Что это за жители?

Мстислав Сергеевич считает, что нужно узнать о жителях как можно больше информации, познать их мудрость и увезти на Землю все эти знания. Гусев же мечтает получить «документик», подтверждающий, что эта планета была присоединена к стране Советов.

Проходит неделя. Земляне уже свободно говорят на языке марсиан. Девушка рассказывает историю планеты.

Раньше здесь жили аолы. Но однажды спустились с неба атланты, которые подчинили марсиан. Племена не стали терпеть издевательства и ушли в горы, построив Священный Порог. Там было похоронено зло, марсиане очистились от скверны. Бунт атланты подавили, но к Священному Порогу побоялись приближаться. Однажды появился у Порога красивый атлант с просьбой отдать дочерей аолов в жены. Отсюда берет начало голубое горное племя.

Гусев времени зря не теряет. Начинается роман со служанкой Ихой, которая сообщает ему, что Тускуб, отец Аэлиты — правитель планеты. Девушка с помощью экрана демонстрирует Алексею, как живет народ, как массово вдыхает наркотический дым. А затем открывается на экране заседание правительства, где идет речь об убийстве землян.

В столице начинаются волнения, возникает противостояние между Тускубом и Гором - лидером рабочих. Чтобы предотвратить переворот, правитель хочет взорвать столицу. Гусев решает помочь народу и зовет Лося, однако тот влюблен и мечтает остаться с Аэлитой.

Гор терпит поражение и вынужден скрываться. А Тускуб передает дочке яд: она должна отравить еду землян. Девушка вынуждена спрятать любимого в горах, но прежде приводит его в храм для совершения ритуала. Они стали мужем и женой.

Алексей возглавил восстание, его помощником стал Гор. Тускуб сбегает через тайный лабиринт, но вскоре возвращается с армией и побеждает повстанцев. Землянам удается вырваться из ловушки и пробраться к своему летательному «яйцу». Мстислав не успевает забрать с собой Аэлиту.

После долгих блужданий в космосе они попадают на Землю и сразу становятся знаменитыми. Лось тоскует по любимой, работает, а Алексей ездит по миру с рассказами о путешествии.

Проходит полгода. Как-то Гусев зовет Лося на радиостанцию, чтобы инженер послушал странные сигналы из космоса. С болью слушает он, как любимая зовет его через Вселенную, с горечью, тоской, любовью и надеждой спрашивая - где он.

Произведение Толстого "Аэлита", краткое содержание которого вы прочитали — уникально. Оно покорило сердца миллионов читателей.

Молодой инженер по фамилии Лось сконструировал стальной летательный аппарат в форме яйца для экспедиции на Марс. По его объявлению к нему пришёл американский журналист и попросил инженера во время путешествия делать для него за определённую плату путевые заметки. Лось, не долго думая, согласился. Вместе с ним собрался лететь солдат Гусев. Привыкший к постоянным войнам и восстаниям, он скучал в мирное время. Даже любимая жена не смогла удержать его. Лось решился на это опасное предприятие, так как не мог избавиться от тоски по умершей жене.

С риском для жизни Лось смог миновать Луну, и через десять часов аппарат приземлился на Марсе среди кактусового поля. По отдельным разрушенным зданиям путешественники поняли, что когда-то здесь шли жестокие бои.

На рассвете появился незнакомый летающий корабль, и марсианин в чёрной одежде с голубым лицом вместе с вооружёнными спутниками отвезли землян в богатую долину с названием Азора. Столицей этого края был город Соацер. Встретила их толпа марсиан, среди них путешественники заметили чернобородого мужчину с суровым лицом.

Гостей с Земли поселили в красивом особняке, хозяйкой которого была дочь чернобородого марсианина Аэлита. Это была красивая стройная девушка с голубоватым лицом и большими пепельными глазами. За неделю она научила землян языку марсиан, в этом им помог специальный шар, который отражал любые воспоминания.

Пока Гусев знакомился с имением и его обитателями, Лось незаметно подружился с Аэлитой, она рассказала ему историю своего народа. Оказалось, что двадцать тысяч лет назад на Марсе жила раса Аолов. Но вскоре появились на их планете Атланты. Это были оставшиеся в живых представители могущественного государства Атлантиды. Они называли себя сыновьями неба. Атланты заставили марсиан работать на себя: строить дома, проводить каналы, заниматься сельским хозяйством. Но марсиане не захотели подчиняться завоевателям, поэтому началась война. Позже раса Аолов построила Священный порог, который защищал их от зла и насилия. Атланты брали в жёны дочерей марсиан. Так появилось на планете голубое племя.

Пока инженер Лось общался с девушкой, Гусев с помощью служанки Ихи узнал, что правитель Марса Тускуб, отец Аэлиты, решил отравить землян. Он приказал дочери добавить в еду путешественников яд.

В это время в городе возник конфликт между сторонниками Тускуба и рабочими под руководством инженера Гора. Гусев принял участие в восстании. Лось остался с Аэлитой, так как понял, что влюблён в неё. Чтобы спасти его от отца, девушка улетела с ним в горы, в священный храм и после древнего обряда стала его женой.

Тускуб вместе со своими сторонниками окружил город и уничтожил большую часть восставших. Помощь, которую оказал рабочим Лось, не смогла изменить ситуацию. Молодой человек решил вернуться на Землю и увезти с собой Аэлиту, но вместе с девушкой был схвачен воинами Тускуба. Только благодаря Гусеву полуживого инженера удалось спасти. Вдвоём они добрались до своего летательного аппарата и направились к Земле.

Когда путешественники вернулись домой, Лось начал конструировать новый аппарат, чтобы снова полететь на Марс и найти любимую. Однажды к нему приехал Гусев и сообщил, что мощная радиостанция доносит до Земли незнакомые сигналы. Инженер надел наушники и услышал далёкий голос Аэлиты.

Роман учит умению мечтать и надеяться на лучшее, верить в глубокие человеческие чувства.

Картинка или рисунок Аэлита

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Уильямс Трамвай Желание

    Основным место действия всех событий пьесы является нищая, ни чем не привлекательная окраина Нового Орлеана. Автор сделал так, что уже в самом описание этого места читатели могут ощутить что-то ужасное, безысходное, пропащее и так далее.

  • Краткое содержание Декарт Рассуждение о методе

    В трактате «О методе» Декарта высказывает мысль: обладать умом – не главное, важнее правильно применять ум. Существует два вида умов: во-первых, те, кто воображает себя умнее

  • Краткое содержание Гранин Картина

    Глава небольшого районного городка Лосев находился в рабочей командировке в столице. В свободное от работы время он решил посетить художественную выставку, на которой обратил внимание на неприметную, на первый взгляд, картину.

  • Краткое содержание Бронте Грозовой перевал

    Пожилой господин Эрншоу, папа двух детей, вернувшись из странствий на родину, в Лондон, встречает на проулке цыганского ребенка. Недолго думая, забирает к себе домой и называет его Гитклиф

  • Краткое содержание Белое безмолвие Лондон

    Посреди бескрайних снежных просторов три человека пытаются выжить и вернуться домой. Один из них – это Мэйлмют Кид. Двое других – Мэйсон и Руфь, его жена-индианка. Запасов еды у путников совсем мало, а чем кормить собак из своих упряжек они не знают

В Петрограде на улице Красных Зорь появляется странное объявление: инженер Мстислав Сергеевич Лось приглашает желающих лететь с ним на Марс 18 августа. Объявление замечает корреспондент американской газеты Скайльс. Он потрясен, желает получить более подробную информацию. К афишной тумбе одновременно со Скайльсом подходит рослый широкоплечий солдат. Он восхищается планами Лося, считает, что стоит полететь вместе с ним. Оба решают навестить инженера.

Лось сконструировал аппарат для межпланетных путешествий, по форме напоминающий яйцо. Аппарат сделан из тугоплавкой стали, внешний чехол укреплен ребрами и легкими фермами. Внутренний чехол сделан из шести слоев резины, войлока и кожи. Внутри стоят кислородные баки, ящики для поглощения углекислоты, полые подушки для инструментов и провизии. Для наблюдения из аппарата торчат «глазки» - короткая металлическая трубка с призматическими стеклами. «Механизм движения помещался в горле, обвитом спиралью. Горло было отлито из металла, твердостью превосходящего астрономическую бронзу... Взрывные камеры питались ультралиддитом - тончайшим порошком, необычайной силы взрывчатым веществом, найденным в лаборатории...ского завода в Петрограде». По расчетам Лося, путь до Марса займет порядка десяти часов. В «интервью» Скайльсу Лось рассказывает, откуда берутся такие «несерьезные» цифры: «В безвоздушном пространстве, где нет сопротивления, где ничто не мешает полету, ракета будет двигаться со все увеличивающейся скоростью: очевидно, там я могу приблизиться к скорости света, если не помешают магнитные влияния... Я должен буду пролететь в атмосфере Земли и Марса сто тридцать пять километров. С подъемом и спуском это займет полтора часа. Час я кладу на то, чтобы выйти из притяжения Земли. Далее, в безвоздушном пространстве я могу лететь с любой скоростью. Ho есть две опасности: от чрезмерного ускорения могут лопнуть кровеносные сосуды, и второе - если я с огромной скоростью влечу в атмосферу Марса, то удар в воздух будет подобен тому, как будто я вонзился в песок. Мгновенно аппарат и все, что в нем, превратятся в газ... Чтобы не расплавиться, вонзаясь в атмосферу Марса, мне придется сильно затормозить скорость... Я кладу на весь перелет в безвоздушном пространстве шесть - семь часов. Через несколько лет путешествие на Марс будет не более сложно, чем перелет из Москвы в Нью-Йорк». Скайльс предлагает Лосю крупную сумму за отчет о путешествии по возвращении. Лось никак не может найти себе попутчика (никто не верит в правдоподобность его планов и расчетов), и потому очень радуется, когда давешний солдат появляется у него в мастерской и изъявляет желание лететь на Марс. Зовут солдата Алексей Иванович Гусев. Детей у него нет, есть только жена Маша, но семейная жизнь для беспокойного борца за всемирную революцию, каковым считает себя Гусев, слишком пресна. В ночь перед отлетом перед глазами Лося проходит его предшествующая жизнь - любимая жена Катя, которая умерла некоторое время назад, чем сделала жизнь Мстислава Сергеевича пустой и горькой. Гусев же отдает Маше деньги, полученные от Скайльса (аванс за «путевые заметки»), обещает вернуться, но даже не сообщает, куда отправляется.

В день отлета у аппарата собирается толпа. Большинство зрителей не доверяют космическим путешественникам. Гусев просит «уполномочить» его передать марсианам привет от Советской республики.

Аппарат взлетает, ускоряется. Сердца Лося и Гусева бьются все чаще, они теряют сознание. Усилием воли Лось приходит в себя, регулирует приборы, замедляет скорость полета. Путешественники смотрят в иллюминаторы. «Четким очертанием, огромным, косматым клубком Солнце висело в пустой темноте. С боков его, как крылья, были раскинуты две световые туманности... Впереди... серебристый ослепительный диск Марса». Лось включает механизм торможения, аппарат благополучно приземляется. Вокруг растут оранжевые кактусы. Лось и Гусев идут по руслу высохшего канала, замечают, что вокруг - вспаханное поле. В их отсутствие к аппарату подбирается марсианин, передвигающийся с помощью механических крыльев. Марсиане - человекообразные существа, только маленького роста. Земляне, каждый по-своему, пытаются установить с Ним контакт: Лось - дружелюбно и сдержанно, Гусев - импульсивно и эмоционально (кричит и ругается). Марсианин улетает. Земляне самостоятельно исследуют окрестности, набредают на разрушенный город, взорванные кем-то дома. В одном из домов Лось натыкается на золотую маску - изображение улыбающегося человеческого лица с закрытыми глазами и с третьим глазом между бровями. Затем они обнаруживают хранилище странных книг, при «чтении» которых слышат музыку, а также зеркало, напоминающее современный телевизор (при его включении на поверхности появляется изображение марсианского города). На стенах здания попадаются мозаики, изображающие тонущих в море и летящих среди звезд великанов. Лось находит портрет женщины в головном уборе, являющем собой параболу с двумя шариками - рубиновым (Земля) и коричневым (Марс). После заката Лось и Гусев видят в небе яркую красную звезду, похожую на огромный гневный глаз. Это Земля.

Утром следующего дня землян окружают летучие корабли вооруженных марсиан. Их окружают солдаты и принуждают следовать за ними. Лось и Гусев на своем корабле пролетают пустыню с городом, в котором они побывали накануне. Лось знаками спрашивает у марсиан, почему город постигла такая трагическая участь, но не получает ответа. Он интересуется названиями предметов, на ходу изучает марсианский язык. Земляне прилетают в главный город Марса - Coацеру. При въезде в Соацеру стоит гигантская статуя улыбающегося человека с закрытыми глазами, изображение которого люди видели в погибшем городе. Это статуя Магацитла. Марсиане отвозят гостей в дом верховного правителя Марса Тускуба. Их хорошо кормят, вокруг много цветов. Марсианским языком и историей Марса с ними занимается Аэлита, дочь Тускуба. Прислуживает в доме девушка Иха, с которой у Гусева скоро устанавливаются довольно доверительные отношения. Во время обследования дома Гусев обнаруживает зеркало, похожее на телевизор. Иха показывает ему в зеркале город, развлечения и - по ошибке - заседание Высшего совета инженеров, который возглавляет Тускуб. На заседании Тускуб требует «избавиться» от пришельцев. Гусев информирует Лося о «неладном», но тот так увлечен общением с Аэлитой, что не придает словам товарища большого значения.

Аэлита спрашивает Лося, был ли он счастлив на Земле, и что такое - земное счастье. Она рассказывает, что с детства ей снились странные сны - «высокие зеленые горы, светлые, не наши, реки. Облака, облака, огромные, белые, и дожди - по токи воды. И люди-великаны... Мой учитель говорил, что это - ашхе, второе зрение... страшная сила, великая мудрость». Лось говорит, что земное счастье у того, «в ком полнота, согласие и жажда жить для тех, кто дает это согласие, полноту, радость... Такое счастье приходит в любви к женщине».

Аэлита рассказывает людям, что марсиане - потомки земных обитателей Атлантиды. Марс был населен племенами Аолов, оранжевой расой. Среди одного из племен появился пастух, предсказывавший, что на Марс придут Сыны Неба, которые поработят исконных марсиан и принесут на планету зло. Он играл на улле - деревянной дудке со струнами и призывал своих слушателей бояться зла в себе, бояться потерять чистоту. Настает час исполнения его слов. На Марс прибывают атланты, которых здесь называют Магацитлами. Там, на Земле, они владели Городом Ста Золотых Ворот. Магацитлы быстро подчиняют себе невежественное население Марса, но у них нет женщин, чтобы мог продолжиться их род. Они уговаривают аольских старейшин отдать им девушек. Сыны Неба не хотят больше воевать, и они могут дать Марсу знания, которые сделают планету процветающей. Поля дают невиданные урожаи. Возрождаются селения Аолов. Воздвигаются стены Coацеры и гигантские цирки для сбора тающей ледниковой воды с полюсов - ведь питьевой воды на Марсе крайне мало. «Магацитлы употребляли гигантские подъемные машины... силою знания Магацитлы могли передвигать большие камни и вызывали рост растений. Они записали свое знание в книги - цветными пятнами и звездными знаками». Эти книги были прочитаны только спустя тысячи лет, поскольку все же со смертью последнего из пришельцев с Земли знание было утеряно. Атлантида, по словам Аэлиты, погибла не просто в результате землетрясения. Там была создана прекрасная цивилизация мудрых и благородных людей, поклонявшихся Голове Спящего Негра. Атланты предпочитали войне торговлю и расцвет искусства. Они считали, что «в кристалле разум находится в совершенном покое. В межзвездном пространстве разум - в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя составляющими разума». Простые люди не понимали этого учения, и тогда атланты создали культ Солнца, который стал единым для большинства земных народов. Труд был священен. Храмы ломились от зерна, тканей, пряностей. Всем раздавалось по потребности. Нужды не было. За долгий период мира и процветания люди разучились обращаться с оружием. С востока пришло сильное племя Учкуров, оно сжигало города и порабощало население. Атланты «могли только защищать пресытившее их богатство, у кочевников была первобытная жадность... Страна опустошалась. Наступил голод и мор». Наконец, кочевники принимаются за мирный труд, смешиваются с атлантами. Возрождаются города, искусства, науки, ремесла. Знание развивается все быстрее. «Наука Знания разделялась на две части: подготовительную - развитие тела, воли и ума, и основную - познание природы, мира и формул, через которые материя устремленного знания овладевает природой». Наступает золотой век цивилизации, такого расцвета не знала ни одна земная культура. Ho «познавая мир, человек познавал только самого себя», и в этом состояла ошибка атлантов, полагавших, что мир - это только их воображение. В городах Атлантиды стало заметным вырождение и пресыщение. Богатейшие из граждан предлагали уничтожить «дурной сон разума - человечество». Они устраивают грандиозные оргии, праздники и зрелища, во время которых начинается сильное землетрясение. Магацитлы бросаются к своим летательным аппаратам, приводимым в движение гигантской энергией, получаемой при освобождении силы, дремлющей в семенах растений. Город Золотых Ворот скрывается под водой, а атланты высаживаются на Марсе.

Гусев хочет бежать из дома Тускуба в город, поднимать восстание среди простых марсиан. Он видит, что с марсианской цивилизацией происходит то же самое, что с Атлантидой, что в городе идет двойная жизнь, что повсюду стоят «встревоженные кучки шептунов», а на фабриках - гудящие толпы рабочих. Город охвачен тревогой. На заседании Высшего совета против Тускуба выступает инженер Гор. Он разоблачает Тускуба, утверждающего, что в городе бушует анархия, которую необходимо победить - уничтожить город. Ho словам Тускуба, цивилизация Марса гибнет, и эту гибель невозможно предотвратить, а надо лишь «суровыми и мудрыми мерами обставить пышностью и счастьем эти последние дни мира». Гор же объясняет, что в городе действительно зреет недовольство правлением Тускуба, потому тот и предлагает город уничтожить, чтобы сохранить свою власть. Гор предлагает заручиться поддержкой пришельцев с Земли, но Тускуб с помощью гипноза заставляет его замолчать, а землян предлагает тоже уничтожить.

В городе поднимается революция. Аэлита, которой отец поручил отравить Сынов Неба, увозит Лося в безопасное место, а Гусев становится во главе восстания. Аэлита поет Лосю песню уллы. По поверью, она должна после этого стать его женой. Она хочет узнать, что такое любовь.

Лось летит на помощь Гусеву. Марсиане пошли за ним на смерть, взяли арсенал, хорошо вооружились. Гусев проявляет чудеса героизма, обращается к своим последователям с зажигательными речами, взрывает все вокруг себя гранатами. Инженер Гор во всем помогает ему, хотя сам действует весьма нерешительно - слишком силен в нем страх перед Тускубом. Тускуб перехитрил их. Его армия лучше организована, но и ее восставшие теснят. Тускуб с солдатами скрывается в гигантском подземном лабиринте царицы Магр, вскоре принимается взрывать рабочие кварталы города. Гор провожает Лося и Гусева в лабиринт, прикрывает их отступление, сам погибает. Восстание потерпело поражение. Земляне должны вернуться на землю. Под землей они натыкаются на огромное скопление пауков - «они ждут, их час придет, они овладеют жизнью, населят Марс». Из лабиринта Лось и Гусев выбираются около усадьбы Тускуба, где прячутся Аэлита и Иха. Когда Лось с Аэлитой засыпают - они приняли пополам яд, данный Аэлите отцом, чтобы она отравила Лося, - корабль, посланный Тускубом, приземляется у ворот. Аэлиту хватают и увозят. Она успевает шепнуть мужу, что она счастлива, и благодарит его за все. Лось без дыхания. Гусев тащит его по пустыне в сторону их летательного аппарата, вливает Лосю в рот спирт, тот приходит в себя. Аппарат устремляется к Земле.

Дома Лось не сразу вспоминает то, что произошло с ними на Марсе. Встречают их с ликованием. Скайльс щедро оплачивает «путевые заметки», Гусев одевает Машу с иголочки. Лось не может забыть Аэлиту, тоскует по ней. Однажды его приглашают на радиостанцию послушать непонятные сигналы, идущие из глубины космоса. «Словно тихая молния, пронзил его сердце далекий голос, повторявший печально на неземном языке:

Где ты, где ты, где ты, Сын Неба?