Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы (Рейналдо Полито)

Рейналдо Полито

Как завладеть аудиторией – от собеседника до зала. Супер-советы

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес

Введение

Потому что жизнь, жизнь, жизнь,

Жизнь можно переделать.

Сесилия Мейрелис

Переделайте свою жизнь.

Возможно, это величайший и самый важный принцип, который выдвигает Рейналдо Полито в своей актуальной работе: как изменить наш подход к коммуникации, чтобы стать по-настоящему компетентными в отношениях и взаимодействии с другими людьми.

Книга «Искусство публичных выступлений. Супер-советы», являющаяся плодом многочисленных исследований и огромного опыта, предлагает советы и навыки, проверенные и испытанные как в учебной аудитории, так и за ее пределами. Эта тщательно проработанная книга является важным источником для всех, кто хочет общаться более эффективно и уверенно: во время публичных выступлений, деловых совещаний, официальных мероприятий и в повседневных разговорах.

Эти советы можно прочитать от начала до конца в той гармоничной и практичной последовательности, в которой они даны, или быстро просмотреть какой-то конкретный вопрос. Все вопросы рассмотрены в коротких, посвященных только им, главах, в которых есть начало, середина и конец.

В этой книге Рейналдо Полито предлагает нам возможность – умно, талантливо и здраво – задуматься над смыслом и ценностью слов в нашей жизни: как мы уточняем наши намерения, идеалы и цели; обнаруживаем общие интересы и (последнее по упоминанию, но не последнее по значению) совершенствуем себя и подчеркиваем то лучшее, что в нас есть.

Марлен Теодоро,

магистр коммуникации и рыночных исследований, писатель и специалист по публичным выступлениям на английском языке

1. Учитесь разговаривать с людьми

Навыки беседы полезны практически в любой ситуации, независимо от того, идет ли речь о разговоре двух-трех человек, деловом совещании, чтении лекции, ведении урока или участии в съезде. Короче говоря, это те навыки, которые открывают вам путь к успеху.

Способность вести беседу включает в себя умение рассказывать интересные истории и знание того, как задавать нужные вопросы в нужное время.

Если ваша цель состоит в том, чтобы начать разговор или создать благоприятную атмосферу для быстрого получения информации, отдайте предпочтение «закрытым» вопросам, которые требуют быстрых, коротких ответов, например: «Кто? Сколько времени? Где? Когда?»

Обратите внимание, что, задавая эти вопросы, вы получаете прямые ответы, которые позволяют вам быстро получить важную информацию, не прерывая своего потока мыслей и не влияя на концентрацию слушателей.

Однако если вы ставите перед собой цель побудить людей активнее участвовать в разговоре или раскрыть свои намерения, желания и потребности, используйте «открытые» вопросы, которые стимулируют более длинные и сложные ответы: «Что? Почему? Как?»

Вы увидите, что в отличие от «закрытых» вопросов, «открытые» вопросы рождают ответы, заставляющие аудиторию принимать более активное участие в разговоре, поскольку людям приходится объяснять свой ход мысли и предоставлять информацию, которая почти всегда рассказывает что-то об их личности и образе мыслей.

2. Пользуйтесь юмором

Использование юмора не означает, что вы должны превращаться в клоуна или придворного шута.

Это также не является синонимом вульгарности. Если вы будете избегать грубых каламбуров и научитесь видеть смешное в любой ситуации, вы всегда найдете того, кто охотно вступит с вами в беседу. Сочетание утонченной иронии и имплицитной (подразумеваемой) информации покажет, что вы уважаете способности к восприятию человека, с которым разговариваете, а также продемонстрирует ваш собственный интеллект, остроту ума и восприятия. Однако учитывайте уровень образования и интеллекта своих слушателей, когда делаете остроумные замечания.

И будьте осторожны: даже если обстоятельства, казалось бы, подталкивают к вульгарности, не попадитесь в эту ловушку – вы никогда не сможете извлечь выгоду из вульгарного замечания.

Существует очень тонкая грань, отделяющая юмор от вульгарности, и то, где проходит эта граница, зависит от ваших слушателей и контекста.

Чем ближе вы к этой линии, тем смешнее становятся ваши замечания, но, соответственно, тем больше риск переступить черту вульгарности. Поскольку вы никогда не можете быть уверены, где именно пролегает эта граница, держитесь от нее на расстоянии вытянутой руки.

Лучше взять тон пониже – так вы сохраните свой благоприятный имидж и продемонстрируете уважение к окружающим, – чем переступить черту, что, конечно, может вызвать смех в зале, но, если вы неправильно оцените свою аудиторию, оставит пятно на вашей репутации.

3. Дайте понять, что вы шутите

Будьте очень осторожны с тонким юмором. Когда собираетесь шутить, четко продемонстрируйте это свое намерение.

Если, например, после того как вы прибегли к иронии, вам приходится объяснять, что это была всего лишь шутка, это означает, что вы неправильно использовали юмор. Когда говорите или пишете, выражайте свое намерение ясно и понятно, чтобы избежать непонимания. Типичным исходом неправильно понятой шутки обычно является смущение.

Существует множество факторов, влияющих на то, как люди понимают и воспринимают юмор. Это зависит от:

Их культуры,

Интеллектуального развития,

Окружающей среды,

А также восприятия оратора и его (или ее) послания.

Существует такая масса мелочей, что их понимание и владение ими требует опыта и отточенных навыков наблюдения.

Кроме того, стиль вашего юмора должен быть настолько очевидным для слушателей, чтобы у них не возникало сомнений, а не стоит ли принимать сказанное за чистую монету.

Люди испытывают раздражение и чувствуют себя «преданными», когда они честно следят за ходом ваших рассуждений, а в конце обнаруживают, что вы всего лишь решили пошутить. Иногда такую ситуацию очень сложно исправить, особенно когда ваша аудитория решительно скрестит руки на груди, выражая свое неудовольствие.

Чем ниже уровень образования слушателей, тем ярче вы должны сигнализировать о своих намерениях.

Чем лучше образована ваша аудитория, тем к более тонким намекам вы можете прибегать.

Если у вас возникают сомнения, то для того, чтобы избежать риска, исходите из наименьшего общего знаменателя.

4. Не относитесь к себе слишком серьезно

Научитесь смеяться над своими собственными ошибками, шутить по поводу оговорок, находить смешное в своих промахах и внешнем виде.

Это прекрасный способ стать более веселым и очаровательным коммуникантом (участником процесса общения).

Приятно находиться среди людей, которые не заняты постоянными самооправданиями или объяснениями своих ошибок.

Если вы совершили ошибку, не делайте из мухи слона: просто перешагните через нее и идите дальше, поскольку жизнь продолжается.

Хотя самокритика является великолепным способом установления раппорта с людьми, поскольку показывает, что вами движет не тщеславие и вы не пребываете постоянно в состоянии обороны (не стоит перебарщивать с ней). Не критикуйте себя без необходимости и не указывайте на те ошибки, которые могут повредить вам.

Я советовал очень многим людям пересмотреть свой подход, когда замечал, что они, пытаясь быть очаровательными, начинали обесценивать себя, говоря, например, что им очень сложно работать по утрам и они могут делать это только под дулом пистолета; или когда просили уточнить что-то, говорили, что до них медленно доходит. Даже не думайте говорить о себе, что вы медлительны, тупы, ленивы, неорганизованны, всегда опаздываете, легкомысленны, или пользоваться какими-то иными эпитетами, которые могут повредить вашей репутации.

Не относиться к себе чересчур серьезно – значит с умом приуменьшать собственное достоинство, открывая, остроумно или слегка небрежно, те личные факты или характеристики, которые люди обычно скрывают из соображений тщеславия или из страха критики.

Не думайте, что аплодисменты и благодарные улыбки достаются только артистам, профессиональным ораторам и выдающимся педагогам или тем, кому красноречие дано от природы. Это не так! Умению владеть вниманием любой аудитории можно научиться

Красноречие необходимо не только руководителю компании или политику. Каждому может понадобиться произнести запоминающийся тост, высказать свое мнение на камеру, выступить перед коллективом, сделать доклад на конференции. В своей новой книге «Вам слово!», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер», тележурналист и педагог Нина Зверева предлагает авторскую систему обучения, которая позволяет приобрести навыки успешных выступлений перед самыми разными аудиториями.

Книга представляет собой набор практических советов, которые помогут подготовиться к выступлению, даже когда нет времени; научиться справляться с волнением и уверенно общаться с залом; построить свою речь по законам драматургии; создать в зале атмосферу доверия и творчества. Умение выступать - это, прежде всего, тренировка. Требуются постоянные репетиции и оттачивание мастерства «на живых объектах».

«На телевидении есть прекрасное выражение: «Сюжет готов. Осталось только снять». Это означает, что автор нашел ответы на все вопросы: о чем сюжет? Для кого снимаем? Как сделать это увлекательно? И только после этого отправился на съемки. Как правило, такие сюжеты бывают наиболее интересными и точными», - пишет Зверева.

Всегда лучше сначала подумать, а уж потом сказать. Процесс обдумывания любого шага - выступления перед аудиторией, женитьбы, приглашения друзей, покупки новой мебели - неизменно идет на пользу.

Надо научиться сосредоточиваться и задавать себе вопросы: какова моя главная мысль? Как я ее сформулирую? Сколько времени у меня есть для выступления? И главное - почему эти люди будут меня слушать? Выйдя из стрессового состояния и перейдя в рабочее, вы уже выиграете!

Очень важно, чтобы у вас не было других поводов для волнения, кроме одного - как выступить лучше? Например, надо избегать лишнего беспокойства по поводу того, как вы выглядите, правильно ли оделись... Все это можно продумать и предусмотреть. Стоит заранее договориться о месте, где вы будете стоять. Очень трудно стоять на пустой сцене, с этим, как отмечает Зверева, могут справиться только опытные актеры или ораторы. Гораздо удобнее, если у вас будет стол, куда можно положить листы с текстами, и стул, чтобы поставить портфель или сумку или даже присесть, если возникнет соответствующая обстановка.

Конечно, следует прийти заранее и проверить все лично. А потом Зверева советует найти укромный уголок где-нибудь за сценой и… три-пять минут до выступления побыть в одиночестве.

«Мне кажется ошибкой, когда ваши будущие слушатели входят в аудиторию и видят своего «гуру». А тот в это время мечется с микрофонами, либо звонит по телефону, либо пытается сосредоточиться в условиях, когда его уже начинают разглядывать или даже о чем-то спрашивать, - поясняет автор книги «Вам слово!». - Я предпочитаю входить в зал именно в тот момент, когда должно начаться выступление, или даже спустя минуту-две, так как люди должны устроиться в креслах, успокоиться, выключить телефоны».

Аудитории полезно сразу сообщить, сколько времени продлится ваше выступление, каким будет формат общения (лекция, игра, тренинг, беседа), собираетесь ли вы использовать слайды или видео, будет ли перерыв. Обсуждение регламента - это тоже незаметное затягивание публики. Так вы показываете, что вы партнер, а не начальник.

Зверева советует хранить в своей активной памяти несколько хороших фраз, шуток, анекдотов. Или полезно записать в рабочий блокнот или телефон хотя бы название или ключевое слово шутки, которая вам понравилась. Даже самые известные и любимые афоризмы имеют обыкновение ускользать из памяти в самый нужный момент.

Собственно тезисы своего доклада тоже удобно держать наготове. Заучивать же их, по мнению автора, не нужно. В ходе выступления ваши тезисы могут не просто поменяться местами, но и вовсе остаться невысказанными, и это не будет ошибкой, если публика усвоит самое главное - основную мысль.

«Важно, что они с вами - ваши тезисы, и вся ваша предыдущая жизнь и предыдущий опыт тоже с вами. А в зале сидят точно такие же люди, вполне симпатичные, готовые выказать вам полное доверие, если вы не окажетесь рабом своего волнения и излишней подготовки», - пишет Нина Зверева.

Бывает, правда, что среди слушателей есть люди, которые хотят вас «срезать». Или же в замечательной группе находится один особенный человек, который почему-то считает, что вы пришли к нему и ни к кому более, который упивается возможностью показать себя, свои знания и предпочитает общаться с оратором напрямую, как будто больше в зале нет никого.

Два-три вопроса «знайки-зазнайки» бывают очень кстати. Как правило, такие люди действительно любят учиться и владеют определенным багажом знаний, иногда даже превышающим ваш. «Похвалите за вопрос. Ответьте, если это не займет много времени и не нарушит ваш план выступления, - рекомендует Зверева. - Но будьте настороже! Как только такой человек получает возможность прямого контакта с оратором, он начинает претендовать на то, чтобы занять его место. А это недопустимо! Мягко, но твердо напомните о тех правилах игры, о которых вы договорились с аудиторией в самом начале. Это будет прямым обращением к залу за поддержкой, и вы ее обязательно получите».

При этом нельзя игнорировать вопросы, которые, судя по всему, звучат «от имени и по поручению» всей группы - не стоит жалеть времени на ответ, можно даже изменить что-то в первоначальном плане лекции.

Если неожиданно прозвучала тема, которая явно уводит разговор в «другую сторону» и касается только того человека, который ее задал, надо постараться отложить ответ и сделать это максимально корректно, но достаточно жестко.

Овладев техникой публичных выступлений, вместо испуга, напряжения, волнения, которые обычно мешают ораторам, вы почувствуете раскованность, чувство свободы, уверенность в себе. Ощущение власти над залом, момент упоительного успеха - это трудно с чем-то сравнить! Недаром людям, завоевавшим сцену, так трудно с ней проститься.

Главное - даже если вам удалось прекрасно выступить, не расслабляйтесь и поищите в памяти те моменты, за которые можно себя поругать. Ведь перестав сомневаться в своей непогрешимости, мы перестанем быть интересными. Каждую новую аудиторию в каждом новом случае приходится завоевывать заново. И это - самое увлекательное, заверяет Нина Зверева.

«Я впервые говорю с вами как премьер-министр в этот решающий час для нашей страны, нашей империи, наших союзников и самой Свободы». Так начал свою речь новый премьер-министр Британии Уинстон Черчилль в 1940 году.

Его ораторское мастерство и умение держаться так, чтобы все внимательно слушали , широко известны. Первая фраза его речи – так называемый «крючок», которым нужно зацепить аудиторию.

На курсах ораторского мастерства вы узнаете о многих вариантах, с чего и как начать речь . Но любое начало должно содержать такой «крючок», чтобы сразу же завладеть вниманием слушателей. Не пускайте дело на самотек, иначе выступление может даже провалиться !

Сравните эти два начала:

«Сейчас мы с вами совершим путешествие в глубины океана» (Речь океанографа Дэвида Галло).

«Я изучаю муравьев. В пустынях, в тропических лесах, у себя на кухне и рядом с домом» (Речь биолога Деборы Гордон).

Скорее всего, вас больше заинтригует первое. Кому же не хочется совершить виртуальное путешествие в глубины океана? Это и есть крючок – то, что сразу же вызывает интерес и заставляет слушать.

Как оратору создать действенный «крючок»?

Правило 1. Крючок в начале речи должен иметь отношение к аудитории.

Если то, с чего вы начинаете речь, затрагивает каждого из слушателей, начало будет иметь успех, а вы легко сможете .

Так, Кен Робинсон из клуба ораторского искусства TED talks однажды начал речь словами: «Я сам шокирован этой новостью. Я ухожу!»

Напишите свое собственное начало, учитывая цель публичного выступления и то, кто придет вас слушать.

Правило 2. Крючок в начале речи должен удивлять.

Если оратор начинает речь словами: «Тема сегодняшнего выступления – это…», все настраиваются на скуку и уныние. А вот как начал речь оратор Гэвин Претор-Пинни: «Тучи… Вы когда-нибудь обращали внимание, сколько людей жалуются на них?».

Его речь называлась «Мрачный как туча тоже может радоваться». Начало соответствовало теме и одновременно удивляло.

Правило 3. Крючок в начале речи должен быть кратким.

Если оратор начнет с длинной истории, внимание аудитории рассеется примерно к ее середине, и никто не оценит цепляющую мораль. Нужно завладевать вниманием с первых секунд. И, конечно, не допускать 10 фраз, которые никогда не говорят ораторы-мастера , ведь зачастую именно с них начинаются самые скучные речи!!

Вот как Марк Твен однажды начал длинный тост за погоду в Новой Англии: «Я почтительно верю, что наш Творец создал все в Новой Англии, кроме погоды».

Правило 4. Крючок должен вести к чему-то большему, чем тема вашей речи.

Оратору нужно показать глобальную важность своей темы. Например, в инаугурационной речи Джона Кеннеди он сказал: «Сегодня мы наблюдаем не победу партии, но торжество свободы».

Так он понимал важность своей победы на выборах.

А правозащитница Соджорнер Трут начала свою речь за права женщин со слов: «Дыма без огня не бывает».

Так она хотела сказать, что движение за права женщин возникло не на пустом месте и проблема очень серьезная.

С правильного крючка начинается успех. Если вам сложно самому придумать его, запишитесь на курсы ораторского мастерства , где этому навыку научат в совершенстве.

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!

Мастер-класс от блестящего оратора Рейналдо Полито в формате супер-советов – настоящий подарок для всех, кто мечтает научиться красиво говорить, убеждать и вызывать доверие собеседников. Чтобы освоить это умение, следует уделить внимание целому ряду мелочей, полный перечень которых вы найдете в этой небольшой книге. Пусть она станет вашим настольным или карманным другом, помогающим помнить обо всех тонкостях в любой ситуации. Стоя перед многочисленной аудиторией или находясь в приватной атмосфере, вы всегда найдете подходящее слово и произведете нужное впечатление. Для широкого круга читателей.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Введение

Потому что жизнь, жизнь, жизнь,

Жизнь можно переделать.

Сесилия Мейрелис

Переделайте свою жизнь.

Возможно, это величайший и самый важный принцип, который выдвигает Рейналдо Полито в своей актуальной работе: как изменить наш подход к коммуникации, чтобы стать по-настоящему компетентными в отношениях и взаимодействии с другими людьми.

Книга «Искусство публичных выступлений. Супер-советы», являющаяся плодом многочисленных исследований и огромного опыта, предлагает советы и навыки, проверенные и испытанные как в учебной аудитории, так и за ее пределами. Эта тщательно проработанная книга является важным источником для всех, кто хочет общаться более эффективно и уверенно: во время публичных выступлений, деловых совещаний, официальных мероприятий и в повседневных разговорах.

Эти советы можно прочитать от начала до конца в той гармоничной и практичной последовательности, в которой они даны, или быстро просмотреть какой-то конкретный вопрос. Все вопросы рассмотрены в коротких, посвященных только им, главах, в которых есть начало, середина и конец.

В этой книге Рейналдо Полито предлагает нам возможность – умно, талантливо и здраво – задуматься над смыслом и ценностью слов в нашей жизни: как мы уточняем наши намерения, идеалы и цели; обнаруживаем общие интересы и (последнее по упоминанию, но не последнее по значению) совершенствуем себя и подчеркиваем то лучшее, что в нас есть.

Марлен Теодоро,

магистр коммуникации и рыночных исследований, писатель и специалист по публичным выступлениям на английском языке

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы (Рейналдо Полито) предоставлен нашим книжным партнёром -