Составьте уравнения реа. Как балансировать химические уравнения

Класс: 8

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • обучать умению составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).

Развивающие:

  • развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
  • развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.

Презентация урока (приложение 3)

Структура урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Актуализация знаний и умений.

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1.Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
  2. Образование новых веществ.
  3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
  • Намагничивание, испарение, колебание.
  • Рост и развитие, движение, размножение.
  • 3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

    1. Закон постоянства состава вещества.
    2. Закон сохранения массы вещества.
    3. Периодический закон.
    4. Закон динамики.
    5. Закон всемирного тяготения.

    4. Закон сохранения массы вещества открыл:

    1. Д.И. Менделеев.
    2. Ч. Дарвин.
    3. М.В. Ломоносов.
    4. И. Ньютон.
    5. А.И. Бутлеров.

    5. Химическим уравнением называют:

    1. Условную запись химической реакции.
  • Условную запись состава вещества.
  • Запись условия химической задачи.
  • Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

    Мотивация и целеполагание.

    Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

    Изучение нового материала.

    Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.

    (Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3

    Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

    Железо + сера → сульфид железа (II) (задание 2 тпо)

    Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

    Fe + S → FeS

    (Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

    Учитель. Теперь прочитайте.
    Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
    Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
    Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт

    (Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4

    Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)

    Al + O 2 → Al +3 O -2

    Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что

    Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий – химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6

    Al + O 2 → Al 2 O 3

    Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
    Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
    Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.

    Обучающиеся. НОК = 6

    Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

    Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3

    Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

    Al + 3O 2 → 2Al 2 O 3

    Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

    4Al + 3O 2 _ = 2 Al 2 O 3

    Учитель. Рассмотрим еще один пример

    (Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

    Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

    2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O

    Учитель. Считаем кислород.

    Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

    Обучающиеся. Количество атомов кислорода,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

    2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 +3 H 2 O

    Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

    1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
    2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
    3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
    4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
    5. Последним проверить количество атомов кислорода.

    Учитель. Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
    А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

    Учитель. Продолжаем работу.
    В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

    • P + Cl 2 →PCl 5
    • Na + S → Na 2 S
    • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2
    • N 2 + H 2 →NH 3
    • H 2 O → H 2 + O 2

    Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы) . За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
    С заданием вы справились. Молодцы!

    Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
    Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

    Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

    Закрепление знаний.

    Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

    Утверждения.

    1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
    2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
    3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
    4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
    5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
    6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
    7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

    Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Итог урока.

    Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.

    Домашнее задание.

    Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

    § 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
    упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
    упр. 3 – для тех, кто получил оценку
    “5”

    Заключительное слово учителя.

    Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

    F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

    F На уроке я достиг цели наполовину.
    F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового .

    Калькулятор ниже предназначен для уравнивания химических реакций.

    Как известно, существует несколько методов уравнивания химических реакций:

    • Метод подбора коэффициентов
    • Математический метод
    • Метод Гарсиа
    • Метод электронного баланса
    • Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций)

    Последние два применяются для окислительно-восстановительных реакций

    Данный калькулятор использует математический метод - как правило, в случае сложных химических уравнений он достаточно трудоемок для ручных вычислений, но зато прекрасно работает, если все за вас рассчитывает компьютер.

    Математический метод основан на законе сохранения массы. Закон сохранения массы гласит, что количество вещества каждого элемента до реакции равняется количеству вещества каждого элемента после реакции. Таким образом, левая и правая части химического уравнения должны иметь одинаковое количество атомов того или иного элемента. Это дает возможность балансировать уравнения любых реакций (в том числе и окислительно-восстановительных). Для этого необходимо записать уравнение реакции в общем виде, на основе материального баланса (равенства масс определенного химического элемента в исходных и полученных веществах) составить систему математических уравнений и решить ее.

    Рассмотрим этот метод на примере:

    Пусть дана химическая реакция:

    Обозначим неизвестные коэффициенты:

    Составим уравнения числа атомов каждого элемента, участвующего в химической реакции:
    Для Fe:
    Для Cl:
    Для Na:
    Для P:
    Для O:

    Запишем их в виде общей системы:

    В данном случае имеем пять уравнений для четырех неизвестных, причем пятое можно получить умножением четвертого на четыре, так что его можно смело отбросить.

    Перепишем эту систему линейных алгебраических уравнений в виде матрицы:

    Эту систему можно решить методом Гаусса. Собственно, не всегда будет так везти, что число уравнений будет совпадать с числом неизвестных. Однако прелесть метода Гаусса в том, что он как раз и позволяет решать системы с любым числом уравнений и неизвестных. Специально для этого был написан калькулятор Решение системы линейных уравнений методом Гаусса с нахождением общего решения , который и используется при уравнивании химических реакций.
    То есть калькулятор ниже разбирает формулу реакции, составляет СЛАУ и передает калькулятору по ссылке выше, решающему СЛАУ методом Гаусса. Решение потом используется для отображения сбалансированного уравнения.

    Химические элементы следует писать так, как они написаны в таблице Менделеева, т. е. учитывать большие и маленькие буквы (Na3PO4 - правильно, na3po4 - неправильно).

    9.1. Какие бывают химические реакции

    Вспомним, что химическими реакциями мы называем любые химические явления природы. При химической реакции происходит разрыв одних и образование других химических связей. В результате реакции из одних химических веществ получаются другие вещества (см. гл. 1).

    Выполняя домашнее задание к § 2.5, вы познакомились с традиционным выделением из всего множества химических превращений реакций четырех основных типов, тогда же вы предложили и их названия: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

    Примеры реакций соединения:

    C + O 2 = CO 2 ; (1)
    Na 2 O + CO 2 = Na 2 CO 3 ; (2)
    NH 3 + CO 2 + H 2 O = NH 4 HCO 3 . (3)

    Примеры реакций разложения:

    2Ag 2 O 4Ag + O 2­ ; (4)
    CaCO 3 CaO + CO 2­ ; (5)
    (NH 4) 2 Cr 2 O 7 N 2­ + Cr 2 O 3 + 4H 2 O­ . (6)

    Примеры реакций замещения:

    CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu ; (7)
    2NaI + Cl 2 = 2NaCl + I 2 ; (8)
    CaCO 3 + SiO 2 = CaSiO 3 + CO 2­ . (9)

    Реакции обмена – химические реакции, в которых исходные вещества как бы обмениваются своими составными частями.

    Примеры реакций обмена:

    Ba(OH) 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2H 2 O; (10)
    HCl + KNO 2 = KCl + HNO 2 ; (11)
    AgNO 3 + NaCl = AgCl + NaNO 3 . (12)

    Традиционная классификация химических реакций не охватывает все их разнообразие – кроме реакций четырех основных типов существует еще и множество более сложных реакций.
    Выделение двух других типов химических реакций основано на участии в них двух важнейших нехимических частиц: электрона и протона.
    При протекании некоторых реакций происходит полная или частичная передача электронов от одних атомов к другим. При этом степени окисления атомов элементов, входящих в состав исходных веществ, изменяются; из приведенных примеров это реакции 1, 4, 6, 7 и 8. Эти реакции называются окислительно-восстановительными .

    В другой группе реакций от одной реагирующей частицы к другой переходит ион водорода (Н +), то есть протон. Такие реакции называют кислотно-основными реакциями или реакциями с передачей протона .

    Среди приведенных примеров такими реакциями являются реакции 3, 10 и 11. По аналогии с этими реакциями окислительно-восстановительные реакции иногда называют реакциями с передачей электрона . С ОВР вы познакомитесь в § 2, а с КОР – в следующих главах.

    РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ, РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ, РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ, РЕАКЦИИ ОБМЕНА, ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ, КИСЛОТНО-ОСНОВНЫЕ РЕАКЦИИ.
    Составьте уравнения реакций, соответствующих следующим схемам:
    а) HgO Hg + O 2 (t ); б) Li 2 O + SO 2 Li 2 SO 3 ; в) Cu(OH) 2 CuO + H 2 O (t );
    г) Al + I 2 AlI 3 ; д) CuCl 2 + Fe FeCl 2 + Cu; е) Mg + H 3 PO 4 Мg 3 (PO 4) 2 + H 2 ;
    ж) Al + O 2 Al 2 O 3 (t ); и) KClO 3 + P P 2 O 5 + KCl (t ); к) CuSO 4 + Al Al 2 (SO 4) 3 + Cu;
    л) Fe + Cl 2 FeCl 3 (t ); м) NH 3 + O 2 N 2 + H 2 O (t ); н) H 2 SO 4 + CuO CuSO 4 + H 2 O.
    Укажите традиционный тип реакции. Отметьте окислительно-восстановительные и кислотно-основные реакции. В окислительно-восстановительных реакциях укажите, атомы каких элементов меняют свои степени окисления.

    9.2. Окислительно-восстановительные реакции

    Рассмотрим окислительно-восстановительную реакцию, протекающую в доменных печах при промышленном получении железа (точнее, чугуна) из железной руды:

    Fe 2 O 3 + 3CO = 2Fe + 3CO 2 .

    Определим степени окисления атомов, входящих в состав как исходных веществ, так и продуктов реакции

    Fe 2 O 3 + = 2Fe +

    Как видите, степень окисления атомов углерода в результате реакции увеличилась, степень окисления атомов железа уменьшилась, а степень окисления атомов кислорода осталась неизменной. Следовательно, атомы углерода в этой реакции подверглись окислению, то есть потеряли электроны (окислились ), а атомы железа – восстановлению, то есть присоединили электроны (восстановились ) (см. § 7.16). Для характеристики ОВР используют понятия окислитель и восстановитель .

    Таким образом, в нашей реакции атомами-окислителями являются атомы железа, а атомами-восстановителями – атомы углерода.

    В нашей реакции веществом-окислителем является оксид железа(III), а веществом-восстановителем – оксид углерода(II).
    В тех случаях, когда атомы-окислители и атомы-восстановители входят в состав одного и того же вещества (пример: реакция 6 из предыдущего параграфа), понятия " вещество-окислитель" и " вещество-восстановитель" не используются.
    Таким образом, типичными окислителями являются вещества, в состав которых входят атомы, склонные присоединять электроны (полностью или частично), понижая свою степень окисления. Из простых веществ это прежде всего галогены и кислород, в меньшей степени сера и азот. Из сложных веществ – вещества, в состав которых входят атомы в высших степенях окисления, не склонные в этих степенях окисления образовывать простые ионы: HNO 3 (N +V), KMnO 4 (Mn +VII), CrO 3 (Cr +VI), KClO 3 (Cl +V), KClO 4 (Cl +VII) и др.
    Типичными восстановителями являются вещества, в состав которых входят атомы, склонные полностью или частично отдавать электроны, повышая свою степень окисления. Из простых веществ это водород, щелочные и щелочноземельные металлы, а также алюминий. Из сложных веществ – H 2 S и сульфиды (S –II), SO 2 и сульфиты (S +IV), йодиды (I –I), CO (C +II), NH 3 (N –III) и др.
    В общем случае почти все сложные и многие простые вещества могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Например:
    SO 2 + Cl 2 = S + Cl 2 O 2 (SO 2 – сильный восстановитель);
    SO 2 + C = S + CO 2 (t) (SO 2 – слабый окислитель);
    C + O 2 = CO 2 (t) (C – восстановитель);
    C + 2Ca = Ca 2 C (t) (С – окислитель).
    Вернемся к реакции, разобранной нами в начале этого параграфа.

    Fe 2 O 3 + = 2Fe +

    Обратите внимание, что в результате реакции атомы-окислители (Fe +III) превратились в атомы-восстановители (Fe 0), а атомы-восстановители (C +II) превратились в атомы-окислители (C +IV). Но CO 2 в любых условиях очень слабый окислитель, а железо, хоть и является восстановителем, но в данных условиях значительно более слабым, чем CO. Поэтому продукты реакции не реагируют друг с другом, и обратная реакция не протекает. Приведенный пример является иллюстрацией общего принципа, определяющего направление протекания ОВР:

    Окислительно-восстановительные реакции протекают в направлении образования более слабого окислителя и более слабого восстановителя.

    Окислительно-восстановительные свойства веществ можно сравнивать только в одинаковых условиях. В некоторых случаях это сравнение может быть проведено количественно.
    Выполняя домашнее задание к первому параграфу этой главы, вы убедились, что подобрать коэффициенты в некоторых уравнениях реакций (особенно ОВР) довольно сложно. Для упрощения этой задачи в случае окислительно-восстановительных реакций используют следующие два метода:
    а) метод электронного баланса и
    б) метод электронно-ионного баланса .
    Метод электронного баланса вы изучите сейчас, а метод электронно-ионного баланса обычно изучается в высших учебных заведениях.
    Оба эти метода основаны на том, что электроны в химических реакциях никуда не исчезают и ниоткуда не появляются, то есть число принятых атомами электронов равно числу электронов, отданных другими атомами.
    Число отданных и принятых электронов в методе электронного баланса определяется по изменению степени окисления атомов. При использовании этого метода необходимо знать состав как исходных веществ, так и продуктов реакции.
    Рассмотрим применение метода электронного баланса на примерах.

    Пример 1. Составим уравнение реакции железа с хлором. Известно, что продуктом такой реакции является хлорид железа(III). Запишем схему реакции:

    Fe + Cl 2 FeCl 3 .

    Определим степени окисления атомов всех элементов, входящих в состав веществ, участвующих в реакции:

    Атомы железа отдают электроны, а молекулы хлора их принимают. Выразим эти процессы электронными уравнениями :
    Fe – 3e – = Fe +III ,
    Cl 2 + 2e – = 2Cl –I .

    Чтобы число отданных электронов было равно числу принятых, надо первое электронное уравнение умножить на два, а второе – на три:

    Fe – 3e – = Fe +III ,
    Cl 2 + 2e – = 2Cl –I
    2Fe – 6e – = 2Fe +III ,
    3Cl 2 + 6e – = 6Cl –I .

    Введя коэффициенты 2 и 3 в схему реакции, получаем уравнение реакции:
    2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3 .

    Пример 2. Составим уравнение реакции горения белого фосфора в избытке хлора. Известно, что в этих условиях образуется хлорид фосфора(V):

    +V –I
    P 4 + Cl 2 PCl 5 .

    Молекулы белого фосфора отдают электроны (окисляются), а молекулы хлора их принимают (восстанавливаются):

    P 4 – 20e – = 4P +V
    Cl 2 + 2e – = 2Cl –I
    1
    10
    2
    20
    P 4 – 20e – = 4P +V
    Cl 2 + 2e – = 2Cl –I
    P 4 – 20e – = 4P +V
    10Cl 2 + 20e – = 20Cl –I

    Полученные первоначально множители (2 и 20) имели общий делитель, на который (как будущие коэффициенты в уравнении реакции) и были разделены. Уравнение реакции:

    P 4 + 10Cl 2 = 4PCl 5 .

    Пример 3. Составим уравнение реакции, протекающей при обжиге сульфида железа(II) в кислороде.

    Схема реакции:

    +III –II +IV –II
    + O 2 +

    В этом случае окисляются и атомы железа(II), и атомы серы(– II). В состав сульфида железа(II) атомы этих элементов входят в отношении 1:1 (см. индексы в простейшей формуле).
    Электронный баланс:

    4 Fe +II – e – = Fe +III
    S –II – 6e – = S +IV
    Всего отдают 7е
    7 O 2 + 4e – = 2O –II

    Уравнение реакции: 4FeS + 7O 2 = 2Fe 2 O 3 + 4SO 2 .

    Пример 4 . Составим уравнение реакции, протекающей при обжиге дисульфида железа(II) (пирита) в кислороде.

    Схема реакции:

    +III –II +IV –II
    + O 2 +

    Как и в предыдущем примере, здесь тоже окисляются и атомы железа(II), и атомы серы, но со степенью окисления – I. В состав пирита атомы этих элементов входят в отношении 1:2 (см. индексы в простейшей формуле). Именно в этом отношении атомы железа и серы вступают в реакцию, что и учитывается при составлении электронного баланса:

    Fe +III – e – = Fe +III
    2S –I – 10e – = 2S +IV
    Всего отдают 11е
    O 2 + 4e – = 2O –II

    Уравнение реакции: 4FeS 2 + 11O 2 = 2Fe 2 O 3 + 8SO 2 .

    Встречаются и более сложные случаи ОВР, с некоторыми из них вы познакомитесь, выполняя домашнее задание.

    АТОМ-ОКИСЛИТЕЛЬ, АТОМ-ВОССТАНОВИТЕЛЬ, ВЕЩЕСТВО-ОКИСЛИТЕЛЬ, ВЕЩЕСТВО-ВОССТАНОВИТЕЛЬ, МЕТОД ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА, ЭЛЕКТРОННЫЕ УРАВНЕНИЯ.
    1.Составьте электронный баланс к каждому уравнению ОВР, приведенному в тексте § 1 этой главы.
    2.Составьте уравнения ОВР, обнаруженных вами при выполнении задания к § 1 этой главы. На этот раз для расстановки коэффициентов используйте метод электронного баланса. 3.Используя метод электронного баланса, составьте уравнения реакций, соответствующие следующим схемам: а) Na + I 2 NaI;
    б) Na + O 2 Na 2 O 2 ;
    в) Na 2 O 2 + Na Na 2 O;
    г) Al + Br 2 AlBr 3 ;
    д) Fe + O 2 Fe 3 O 4 (t );
    е) Fe 3 O 4 + H 2 FeO + H 2 O (t );
    ж) FeO + O 2 Fe 2 O 3 (t );
    и) Fe 2 O 3 + CO Fe + CO 2 (t );
    к) Cr + O 2 Cr 2 O 3 (t );
    л) CrO 3 + NH 3 Cr 2 O 3 + H 2 O + N 2 (t );
    м) Mn 2 O 7 + NH 3 MnO 2 + N 2 + H 2 O;
    н) MnO 2 + H 2 Mn + H 2 O (t );
    п) MnS + O 2 MnO 2 + SO 2 (t )
    р) PbO 2 + CO Pb + CO 2 (t );
    с) Cu 2 O + Cu 2 S Cu + SO 2 (t );
    т) CuS + O 2 Cu 2 O +SO 2 (t );
    у) Pb 3 O 4 + H 2 Pb + H 2 O (t ).

    9.3. Экзотермические реакции. Энтальпия

    Почему происходят химические реакции?
    Для ответа на этот вопрос вспомним, почему отдельные атомы объединяются в молекулы, почему из изолированных ионов образуется ионный кристалл, почему при образовании электронной оболочки атома действует принцип наименьшей энергии. Ответ на все эти вопросы один и тот же: потому, что это энергетически выгодно. Это значит, что при протекании таких процессов выделяется энергия. Казалось бы, что и химические реакции должны протекать по этой же причине. Действительно, можно провести множество реакций, при протекании которых выделяется энергия. Энергия выделяется, как правило, в виде теплоты.

    Если при экзотермической реакции теплота не успевает отводиться, то реакционная система нагревается.
    Например, в реакции горения метана

    СН 4(г) + 2О 2(г) = СО 2(г) + 2Н 2 О (г)

    выделяется столько теплоты, что метан используется как топливо.
    Тот факт, что в этой реакции выделяется теплота, можно отразить в уравнении реакции:

    СН 4(г) + 2О 2(г) = СО 2(г) + 2Н 2 О (г) + Q.

    Это так называемое термохимическое уравнение . Здесь символ "+Q " означает, что при сжигании метана выделяется теплота. Эта теплота называется тепловым эффектом реакции .
    Откуда же берется выделяющаяся теплота?
    Вы знаете, что при химических реакциях рвутся и образуются химические связи. В данном случае рвутся связи между атомами углерода и водорода в молекулах СН 4 , а также между атомами кислорода в молекулах О 2 . При этом образуются новые связи: между атомами углерода и кислорода в молекулах СО 2 и между атомами кислорода и водорода в молекулах Н 2 О. Для разрыва связей нужно затратить энергию (см. "энергия связи" , "энергия атомизации"), а при образовании связей энергия выделяется. Очевидно, что, если "новые" связи более прочные, чем "старые" , то энергии выделится больше, чем поглотится. Разность между выделившейся и поглощенной энергией и составляет тепловой эффект реакции.
    Тепловой эффект (количество теплоты) измеряется в килоджоулях, например:

    2Н 2(г) + О 2(г) = 2Н 2 О (г) + 484 кДж.

    Такая запись означает, что 484 килоджоуля теплоты выделится, если два моля водорода прореагируют с одним молем кислорода и при этом образуется два моля газообразной воды (водяного пара).

    Таким образом, в термохимических уравнениях коэффициенты численно равны количествам вещества реагентов и продуктов реакции .

    От чего зависит тепловой эффект каждой конкретной реакции?
    Тепловой эффект реакции зависит
    а) от агрегатных состояний исходных веществ и продуктов реакции,
    б) от температуры и
    в) от того, происходит ли химическое превращение при постоянном объеме или при постоянном давлении.
    Зависимость теплового эффекта реакции от агрегатного состояния веществ связана с тем, что процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое (как и некоторые другие физические процессы) сопровождаются выделением или поглощением теплоты. Это также может быть выражено термохимическим уравнением. Пример – термохимическое уравнение конденсации водяного пара:

    Н 2 О (г) = Н 2 О (ж) + Q.

    В термохимических уравнениях, а при необходимости и в обычных химических уравнениях, агрегатные состояния веществ указываются с помощью буквенных индексов:
    (г) – газ,
    (ж) – жидкость,
    (т) или (кр) – твердое или кристаллическое вещество.
    Зависимость теплового эффекта от температуры связана с различиями в теплоемкостях исходных веществ и продуктов реакции.
    Так как в результате экзотермической реакции при постоянном давлении всегда увеличивается объем системы, то часть энергии уходит на совершение работы по увеличению объема, и выделяющаяся теплота будет меньше, чем в случае протекания той же реакции при постоянном объеме.
    Тепловые эффекты реакций обычно рассчитывают для реакций, протекающих при постоянном объеме при 25 ° С и обозначают символом Q o .
    Если энергия выделяется только в виде теплоты, а химическая реакция протекает при постоянном объеме, то тепловой эффект реакции (Q V ) равен изменению внутренней энергии (D U ) веществ-участников реакции, но с противоположным знаком:

    Q V = – U .

    Под внутренней энергией тела понимают суммарную энергию межмолекулярных взаимодействий, химических связей, энергию ионизации всех электронов, энергию связей нуклонов в ядрах и все прочие известные и неизвестные виды энергии, " запасенные" этим телом. Знак " – " обусловлен тем, что при выделении теплоты внутренняя энергия уменьшается. То есть

    U = – Q V .

    Если же реакция протекает при постоянном давлении, то объем системы может изменяться. На совершение работы по увеличению объема также уходит часть внутренней энергии. В этом случае

    U = – (Q P + A ) = –(Q P + P V ),

    где Q p – тепловой эффект реакции, протекающей при постоянном давлении. Отсюда

    Q P = – U – P V .

    Величина, равная U + P V получила название изменение энтальпии и обозначается D H .

    H = U + P V .

    Следовательно

    Q P = – H .

    Таким образом, при выделении теплоты энтальпия системы уменьшается. Отсюда старое название этой величины: " теплосодержание" .
    В отличие от теплового эффекта, изменение энтальпии характеризует реакцию независимо от того, протекает она при постоянном объеме или постоянном давлении. Термохимические уравнения, записанные с использованием изменения энтальпии, называются термохимическими уравнениями в термодинамической форме . При этом приводится значение изменения энтальпии в стандартных условиях (25 °С, 101,3 кПа), обозначаемое H о . Например:
    2Н 2(г) + О 2(г) = 2Н 2 О (г) H о = – 484 кДж;
    CaO (кр) + H 2 O (ж) = Сa(OH) 2(кр) H о = – 65 кДж.

    Зависимость количества теплоты, выделяющейся в реакции (Q ) от теплового эффекта реакции (Q o) и количества вещества (n Б) одного из участников реакции (вещества Б – исходного вещества или продукта реакции) выражается уравнением:

    Здесь Б – количество вещества Б, задаваемое коэффициентом перед формулой вещества Б в термохимическом уравнении.

    Задача

    Определите количество вещества водорода, сгоревшего в кислороде, если при этом выделилось 1694 кДж теплоты.

    Решение

    2Н 2(г) + О 2(г) = 2Н 2 О (г) + 484 кДж.

    Q = 1694 кДж, 6.Тепловой эффект реакции взаимодействия кристаллического алюминия с газообразным хлором равен 1408 кДж. Запишите термохимическое уравнение этой реакции и определите массу алюминия, необходимого для получения 2816 кДж теплоты с использованием этой реакции.
    7.Определите количество теплоты, выделяющейся при сгорании на воздухе 1 кг угля, содержащего 90 % графита, если тепловой эффект реакции горения графита в кислороде равна 394 кДж.

    9.4. Эндотермические реакции. Энтропия

    Кроме экзотермических реакций возможны реакции, при протекании которых теплота поглощается, и, если ее не подводить, то реакционная система охлаждается. Такие реакции называют эндотермическими .

    Тепловой эффект таких реакций отрицательный. Например:
    CaCO 3(кр) = CaO (кр) +CO 2(г) – Q,
    2HgO (кр) = 2Hg (ж) + O 2(г) – Q,
    2AgBr (кр) = 2Ag (кр) + Br 2(г) – Q.

    Таким образом, энергия, выделяющаяся при образовании связей в продуктах этих и им подобных реакций, меньше, чем энергия, необходимая для разрыва связей в исходных веществах.
    Что же является причиной протекания таких реакций, ведь энергетически они невыгодны?
    Раз такие реакции возможны, значит существует какой-то неизвестный нам фактор, являющийся причиной их протекания. Попробуем его обнаружить.

    Возьмем две колбы и заполним одну из них азотом (бесцветный газ), а другую – диоксидом азота (бурый газ) так, чтобы и давление, и температура в колбах были одинаковыми. Известно, что эти вещества между собой не вступают в химическую реакцию. Герметично соединим колбы горлышками и установим их вертикально, так, чтобы колба с более тяжелым диоксидом азота была внизу (рис. 9.1). Через некоторое время мы увидим, что бурый диоксид азота постепенно распространяется в верхнюю колбу, а бесцветный азот проникает в нижнюю. В результате газы смешиваются, и окраска содержимого колб становится одинаковой.
    Что же заставляет газы смешиваться?
    Хаотическое тепловое движение молекул.
    Приведенный опыт показывает, что самопроизвольно, без какого бы то ни было нашего (внешнего) воздействия может протекать процесс, тепловой эффект которого равен нулю. А он действительно равен нулю, потому что химического взаимодействия в данном случае нет (химические связи не рвутся и не образуются), а межмолекулярное взаимодействие в газах ничтожно и практически одинаково.
    Наблюдаемое явление представляет собой частный случай проявления всеобщего закона Природы, в соответствии с которым системы, состоящие из большого числа частиц, всегда стремятся к наибольшей неупорядоченности.
    Мерой такой неупорядоченности служит физическая величина, называемая энтропией .

    Таким образом,

    чем БОЛЬШЕ ПОРЯДКА – тем МЕНЬШЕ ЭНТРОПИЯ,
    чем МЕНЬШЕ ПОРЯДКА – тем БОЛЬШЕ ЭНТРОПИЯ.

    Уравнения связи между энтропией (S ) и другими величинами изучаются в курсах физики и физической химии. Единица измерений энтропии [S ] = 1 Дж/К.
    Энтропия возрастает при нагревании вещества и уменьшается при его охлаждении. Особенно сильно она возрастает при переходе вещества из твердого в жидкое и из жидкого в газообразное состояние.
    Что же произошло в нашем опыте?
    При смешении двух разных газов степень неупорядоченности возросла. Следовательно, возросла энтропия системы. При нулевом тепловом эффекте это и послужило причиной самопроизвольного протекания процесса.
    Если теперь мы захотим разделить смешавшиеся газы, то нам придется совершить работу, то есть затратить для этого энергию. Самопроизвольно (за счет теплового движения) смешавшиеся газы никогда не разделятся!
    Итак, мы с вами обнаружили два фактора, определяющих возможность протекания многих процессов, в том числе и химических реакций:
    1) стремление системы к минимуму энергии (энергетический фактор ) и
    2) стремление системы к максимуму энтропии (энтропийный фактор ).
    Посмотрим теперь, как влияют на возможность протекания химических реакций различные комбинации этих двух факторов.
    1. Если в результате предполагаемой реакции энергия продуктов реакции оказывается меньше, чем энергия исходных веществ, а энтропия больше (" под гору к большему беспорядку"), то такая реакция может протекать и будет экзотермической.
    2. Если в результате предполагаемой реакции энергия продуктов реакции оказывается больше, чем энергия исходных веществ, а энтропия меньше (" в гору к большему порядку"), то такая реакция не идет.
    3. Если в предполагаемой реакции энергетический и энтропийный факторы действуют в разные стороны (" под гору, но к большему порядку" или " в гору, но к большему беспорядку"), то без специальных расчетов сказать что-либо о возможности протекания такой реакции нельзя (" кто перетянет"). Подумайте, к какому из этих случаев относятся эндотермические реакции.
    Возможность протекания химической реакции можно оценить, рассчитав изменение в ходе реакции физической величины, зависящей как от изменения энтальпии, так и от изменения энтропии в этой реакции. Такая физическая величина называется энергией Гиббса (в честь американского физикохимика XIX в. Джозайя Уилларда Гиббса).

    G = H – T S

    Условие самопроизвольного протекания реакции:

    G < 0.

    При низких температурах фактором, определяющим возможность протекания реакции в большей степени является энергетический фактор, а при высокой – энтропийный. Из приведенного уравнения, в частности, видно, почему не протекающие при комнатной температуре реакции разложения (энтропия увеличивается) начинают идти при повышенной температуре.

    ЭНДОТЕРМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ, ЭНТРОПИЯ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ЭНТРОПИЙНЫЙ ФАКТОР, ЭНЕРГИЯ ГИББСА.
    1.Приведите примеры известных вам эндотермических процессов.
    2.Почему энтропия кристалла хлорида натрия меньше, чем энтропия расплава, полученного из этого кристалла?
    3.Тепловой эффект реакции восстановления меди из ее оксида углем

    2CuO (кр) + C (графит) = 2Cu (кр) + CO 2(г)

    составляет –46 кДж. Запишите термохимическое уравнение и рассчитайте, какую энергию нужно затратить для получения 1 кг меди по такой реакции.
    4.При прокаливании карбоната кальция было затрачено 300 кДж теплоты. При этом по реакции

    CaCO 3(кр) = CaO (кр) + CO 2(г) – 179кДж

    образовалось 24,6 л углекислого газа. Определите, какое количество теплоты было израсходовано бесполезно. Сколько граммов оксида кальция при этом образовалось?
    5.При прокаливании нитрата магния образуется оксид магния, газообразный диоксид азота и кислород. Тепловой эффект реакции равен –510 кДж. Составьте термохимическое уравнение и определите, какое количество теплоты поглотилось, если выделилось 4,48 л кислорода. Какова масса разложившегося нитрата магния?

    Методика решения задач по химии

    При решении задач необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:

    1. Внимательно прочитать условие задачи;
    2. Записать, что дано;
    3. Перевести, если это необходимо, единицы физических величин в единицы системы СИ (некоторые внесистемные единицы допускаются, например литры);
    4. Записать, если это необходимо, уравнение реакции и расставить коэффициенты;
    5. Решать задачу, используя понятие о количестве вещества, а не метод составления пропорций;
    6. Записать ответ.

    В целях успешной подготовки по химии следует внимательно рассмотреть решения задач, приводимых в тексте, а также самостоятельно решить достаточное число их. Именно в процессе решения задач будут закреплены основные теоретические положения курса химии. Решать задачи необходимо на протяжении всего времени изучения химии и подготовки к экзамену.

    Вы можете использовать задачи на этой странице, а можете скачать хороший сборник задач и упражнений с решением типовых и усложненных задач (М. И. Лебедева, И. А. Анкудимова): скачать .

    Моль, молярная масса

    Молярная масса – это отношение массы вещества к количеству вещества, т.е.

    М(х) = m(x)/ν(x), (1)

    где М(х) – молярная масса вещества Х, m(x) – масса вещества Х, ν(x) – количество вещества Х. Единица СИ молярной массы – кг/моль, однако обычно используется единица г/моль. Единица массы – г, кг. Единица СИ количества вещества – моль.

    Любая задача по химии решается через количество вещества. Необходимо помнить основную формулу:

    ν(x) = m(x)/ М(х) = V(x)/V m = N/N A , (2)

    где V(x) – объем вещества Х(л), V m – молярный объем газа (л/моль), N – число частиц, N A – постоянная Авогадро.

    1. Определите массу иодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.

    Дано : ν(NaI)= 0,6 моль.

    Найти : m(NaI) =?

    Решение . Молярная масса иодида натрия составляет:

    M(NaI) = M(Na) + M(I) = 23 + 127 = 150 г/моль

    Определяем массу NaI:

    m(NaI) = ν(NaI) M(NaI) = 0,6 150 = 90 г.

    2. Определите количество вещества атомного бора, содержащегося в тетраборате натрия Na 2 B 4 O 7 массой 40,4 г.

    Дано : m(Na 2 B 4 O 7)=40,4 г.

    Найти : ν(B)=?

    Решение . Молярная масса тетрабората натрия составляет 202 г/моль. Определяем количество вещества Na 2 B 4 O 7:

    ν(Na 2 B 4 O 7)= m(Na 2 B 4 O 7)/ М(Na 2 B 4 O 7) = 40,4/202=0,2 моль.

    Вспомним, что 1 моль молекулы тетрабората натрия содержит 2 моль атомов натрия, 4 моль атомов бора и 7 моль атомов кислорода (см. формулу тетрабората натрия). Тогда количество вещества атомного бора равно: ν(B)= 4 ν (Na 2 B 4 O 7)=4 0,2 = 0,8 моль.

    Расчеты по химическим формулам. Массовая доля.

    Массовая доля вещества – отношение массы данного вещества в системе к массе всей системы, т.е. ω(Х) =m(Х)/m, где ω(X)– массовая доля вещества Х, m(X) – масса вещества Х, m – масса всей системы. Массовая доля – безразмерная величина. Её выражают в долях от единицы или в процентах. Например, массовая доля атомного кислорода составляет 0,42, или 42%, т.е. ω(О)=0,42. Массовая доля атомного хлора в хлориде натрия составляет 0,607, или 60,7%, т.е. ω(Cl)=0,607.

    3. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl 2 2H 2 O.

    Решение : Молярная масса BaCl 2 2H 2 O составляет:

    М(BaCl 2 2H 2 O) = 137+ 2 35,5 + 2 18 =244 г/моль

    Из формулы BaCl 2 2H 2 O следует, что 1 моль дигидрата хлорида бария содержит 2 моль Н 2 О. Отсюда можно определить массу воды, содержащейся в BaCl 2 2H 2 O:

    m(H 2 O) = 2 18 = 36 г.

    Находим массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl 2 2H 2 O.

    ω(H 2 O) = m(H 2 O)/ m(BaCl 2 2H 2 O) = 36/244 = 0,1475 = 14,75%.

    4. Из образца горной породы массой 25 г, содержащей минерал аргентит Ag 2 S, выделено серебро массой 5,4 г. Определите массовую долю аргентита в образце.

    Дано : m(Ag)=5,4 г; m = 25 г.

    Найти : ω(Ag 2 S) =?

    Решение : определяем количество вещества серебра, находящегося в аргентите: ν(Ag) =m(Ag)/M(Ag) = 5,4/108 = 0,05 моль.

    Из формулы Ag 2 S следует, что количество вещества аргентита в два раза меньше количества вещества серебра. Определяем количество вещества аргентита:

    ν(Ag 2 S)= 0,5 ν (Ag) = 0,5 0,05 = 0,025 моль

    Рассчитываем массу аргентита:

    m(Ag 2 S) = ν(Ag 2 S) М(Ag 2 S) = 0,025 248 = 6,2 г.

    Теперь определяем массовую долю аргентита в образце горной породы, массой 25 г.

    ω(Ag 2 S) = m(Ag 2 S)/ m = 6,2/25 = 0,248 = 24,8%.

    Вывод формул соединений

    5. Определите простейшую формулу соединения калия с марганцем и кислородом, если массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно 24,7, 34,8 и 40,5%.

    Дано : ω(K) =24,7%; ω(Mn) =34,8%; ω(O) =40,5%.

    Найти : формулу соединения.

    Решение : для расчетов выбираем массу соединения, равную 100 г, т.е. m=100 г. Массы калия, марганца и кислорода составят:

    m (К) = m ω(К); m (К) = 100 0,247= 24,7 г;

    m (Mn) = m ω(Mn); m (Mn) =100 0,348=34,8 г;

    m (O) = m ω(O); m (O) = 100 0,405 = 40,5 г.

    Определяем количества веществ атомных калия, марганца и кислорода:

    ν(К)= m(К)/ М(К) = 24,7/39= 0,63 моль

    ν(Mn)= m(Mn)/ М(Mn) = 34,8/ 55 = 0,63 моль

    ν(O)= m(O)/ М(O) = 40,5/16 = 2,5 моль

    Находим отношение количеств веществ:

    ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 0,63: 0,63: 2,5.

    Разделив правую часть равенства на меньшее число (0,63) получим:

    ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 1: 1: 4.

    Следовательно, простейшая формула соединения KMnO 4 .

    6. При сгорании 1,3 г вещества образовалось 4,4 г оксида углерода (IV) и 0,9 г воды. Найти молекулярную формулу вещества, если его плотность по водороду равна 39.

    Дано : m(в-ва) =1,3 г; m(СО 2)=4,4 г; m(Н 2 О)=0,9 г; Д Н2 =39.

    Найти : формулу вещества.

    Решение : Предположим, что искомое вещество содержит углерод, водород и кислород, т.к. при его сгорании образовались СО 2 и Н 2 О. Тогда необходимо найти количества веществ СО 2 и Н 2 О, чтобы определить количества веществ атомарных углерода, водорода и кислорода.

    ν(СО 2) = m(СО 2)/ М(СО 2) = 4,4/44 = 0,1 моль;

    ν(Н 2 О) = m(Н 2 О)/ М(Н 2 О) = 0,9/18 = 0,05 моль.

    Определяем количества веществ атомарных углерода и водорода:

    ν(С)= ν(СО 2); ν(С)=0,1 моль;

    ν(Н)= 2 ν(Н 2 О); ν(Н)= 2 0,05 = 0,1 моль.

    Следовательно, массы углерода и водорода будут равны:

    m(С) = ν(С) М(С) = 0,1 12 = 1,2 г;

    m(Н) = ν(Н) М(Н) = 0,1 1 =0,1 г.

    Определяем качественный состав вещества:

    m(в-ва) = m(С) + m(Н) = 1,2 + 0,1 = 1,3 г.

    Следовательно, вещество состоит только из углерода и водорода (см. условие задачи). Определим теперь его молекулярную массу, исходя из данной в условии задачи плотности вещества по водороду.

    М(в-ва) = 2 Д Н2 = 2 39 = 78 г/моль.

    ν(С) : ν(Н) = 0,1: 0,1

    Разделив правую часть равенства на число 0,1, получим:

    ν(С) : ν(Н) = 1: 1

    Примем число атомов углерода (или водорода) за «х», тогда, умножив «х» на атомные массы углерода и водорода и приравняв эту сумму молекулярной массе вещества, решим уравнение:

    12х + х = 78. Отсюда х= 6. Следовательно, формула вещества С 6 Н 6 – бензол.

    Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля .

    Молярный объем газа равен отношению объема газа к количеству вещества этого газа, т.е.

    V m = V(X)/ ν(x),

    где V m – молярный объем газа - постоянная величина для любого газа при данных условиях; V(X) – объем газа Х; ν(x) – количество вещества газа Х. Молярный объем газов при нормальных условиях (нормальном давлении р н = 101 325 Па ≈ 101,3 кПа и температуре Тн= 273,15 К ≈ 273 К) составляет V m = 22,4 л/моль.

    В расчетах, связанных с газами, часто приходится переходить от данных условий к нормальным или наоборот. При этом удобно пользоваться формулой, следующей из объединенного газового закона Бойля-Мариотта и Гей-Люссака:

    ──── = ─── (3)

    Где p – давление; V – объем; Т- температура в шкале Кельвина; индекс «н» указывает на нормальные условия.

    Состав газовых смесей часто выражают при помощи объемной доли – отношения объема данного компонента к общему объему системы, т.е.

    где φ(Х) – объемная доля компонента Х; V(X) – объем компонента Х; V - объем системы. Объемная доля – безразмерная величина, её выражают в долях от единицы или в процентах.

    7. Какой объем займет при температуре 20 о С и давлении 250 кПа аммиак массой 51 г?

    Дано : m(NH 3)=51 г; p=250 кПа; t=20 o C.

    Найти : V(NH 3) =?

    Решение : определяем количество вещества аммиака:

    ν(NH 3) = m(NH 3)/ М(NH 3) = 51/17 = 3 моль.

    Объем аммиака при нормальных условиях составляет:

    V(NH 3) = V m ν(NH 3) = 22,4 3 = 67,2 л.

    Используя формулу (3), приводим объем аммиака к данным условиям [температура Т= (273 +20)К = 293 К]:

    p н TV н (NH 3) 101,3 293 67,2

    V(NH 3) =──────── = ───────── = 29,2 л.

    8. Определите объем , который займет при нормальных условиях газовая смесь, содержащая водород, массой 1,4 г и азот, массой 5,6 г.

    Дано : m(N 2)=5,6 г; m(H 2)=1,4 ; н.у.

    Найти : V(смеси)=?

    Решение : находим количества вещества водорода и азота:

    ν(N 2) = m(N 2)/ М(N 2) = 5,6/28 = 0,2 моль

    ν(H 2) = m(H 2)/ М(H 2) = 1,4/ 2 = 0,7 моль

    Так как при нормальных условиях эти газы не взаимодействуют между собой, то объем газовой смеси будет равен сумме объемов газов, т.е.

    V(смеси)=V(N 2) + V(H 2)=V m ν(N 2) + V m ν(H 2) = 22,4 0,2 + 22,4 0,7 = 20,16 л.

    Расчеты по химическим уравнениям

    Расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические расчеты) основаны на законе сохранения массы веществ. Однако в реальных химических процессах из-за неполного протекания реакции и различных потерь веществ масса образующихся продуктов часто бывает меньше той, которая должна образоваться в соответствии с законом сохранения массы веществ. Выход продукта реакции (или массовая доля выхода) – это выраженное в процентах отношение массы реально полученного продукта к его массе, которая должна образоваться в соответствии с теоретическим расчетом, т.е.

    η = /m(X) (4)

    Где η– выход продукта, %; m p (X) - масса продукта Х, полученного в реальном процессе; m(X) – рассчитанная масса вещества Х.

    В тех задачах, где выход продукта не указан, предполагается, что он – количественный (теоретический), т.е. η=100%.

    9. Какую массу фосфора надо сжечь для получения оксида фосфора (V) массой 7,1 г?

    Дано : m(P 2 O 5)=7,1 г.

    Найти : m(Р) =?

    Решение : записываем уравнение реакции горения фосфора и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    4P+ 5O 2 = 2P 2 O 5

    Определяем количество вещества P 2 O 5 , получившегося в реакции.

    ν(P 2 O 5) = m(P 2 O 5)/ М(P 2 O 5) = 7,1/142 = 0,05 моль.

    Из уравнения реакции следует, что ν(P 2 O 5)= 2 ν(P), следовательно, количество вещества фосфора, необходимого в реакции равно:

    ν(P 2 O 5)= 2 ν(P) = 2 0,05= 0,1 моль.

    Отсюда находим массу фосфора:

    m(Р) = ν(Р) М(Р) = 0,1 31 = 3,1 г.

    10. В избытке соляной кислоты растворили магний массой 6 г и цинк массой 6,5 г. Какой объем водорода, измеренный при нормальных условиях, выделится при этом?

    Дано : m(Mg)=6 г; m(Zn)=6,5 г; н.у.

    Найти : V(H 2) =?

    Решение : записываем уравнения реакции взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2

    Mg + 2 HCl = MgCl 2 + H 2

    Определяем количества веществ магния и цинка, вступивших в реакцию с соляной кислотой.

    ν(Mg) = m(Mg)/ М(Mg) = 6/24 = 0,25 моль

    ν(Zn) = m(Zn)/ М(Zn) = 6,5/65 = 0,1 моль.

    Из уравнений реакции следует, что количество вещества металла и водорода равны, т.е. ν(Mg) = ν(Н 2); ν(Zn) = ν(Н 2), определяем количество водорода, получившегося в результате двух реакций:

    ν(Н 2) = ν(Mg) + ν(Zn) = 0,25 + 0,1= 0,35 моль.

    Рассчитываем объем водорода, выделившегося в результате реакции:

    V(H 2) = V m ν(H 2) = 22,4 0,35 = 7,84 л.

    11. При пропускании сероводорода объемом 2,8 л (нормальные условия) через избыток раствора сульфата меди (II) образовался осадок массой 11,4 г. Определите выход продукта реакции.

    Дано : V(H 2 S)=2,8 л; m(осадка)= 11,4 г; н.у.

    Найти : η =?

    Решение : записываем уравнение реакции взаимодействия сероводорода и сульфата меди (II).

    H 2 S + CuSO 4 = CuS ↓+ H 2 SO 4

    Определяем количество вещества сероводорода, участвующего в реакции.

    ν(H 2 S) = V(H 2 S) / V m = 2,8/22,4 = 0,125 моль.

    Из уравнения реакции следует, что ν(H 2 S) = ν(СuS) = 0,125 моль. Значит можно найти теоретическую массу СuS.

    m(СuS) = ν(СuS) М(СuS) = 0,125 96 = 12 г.

    Теперь определяем выход продукта, пользуясь формулой (4):

    η = /m(X)= 11,4 100/ 12 = 95%.

    12. Какая масса хлорида аммония образуется при взаимодействии хлороводорода массой 7,3 г с аммиаком массой 5,1 г? Какой газ останется в избытке? Определите массу избытка.

    Дано : m(HCl)=7,3 г; m(NH 3)=5,1 г.

    Найти : m(NH 4 Cl) =? m(избытка) =?

    Решение : записываем уравнение реакции.

    HCl + NH 3 = NH 4 Cl

    Эта задача на «избыток» и «недостаток». Рассчитываем количества вещества хлороводорода и аммиака и определяем, какой газ находится в избытке.

    ν(HCl) = m(HCl)/ М(HCl) = 7,3/36,5 = 0,2 моль;

    ν(NH 3) = m(NH 3)/ М(NH 3) = 5,1/ 17 = 0,3 моль.

    Аммиак находится в избытке, поэтому расчет ведем по недостатку, т.е. по хлороводороду. Из уравнения реакции следует, что ν(HCl) = ν(NH 4 Cl) = 0,2 моль. Определяем массу хлорида аммония.

    m(NH 4 Cl) = ν(NH 4 Cl) М(NH 4 Cl) = 0,2 53,5 = 10,7 г.

    Мы определили, что аммиак находится в избытке (по количеству вещества избыток составляет 0,1 моль). Рассчитаем массу избытка аммиака.

    m(NH 3) = ν(NH 3) М(NH 3) = 0,1 17 = 1,7 г.

    13. Технический карбид кальция массой 20 г обработали избытком воды, получив ацетилен, при пропускании которого через избыток бромной воды образовался 1,1,2,2 –тетрабромэтан массой 86,5 г. Определите массовую долю СаС 2 в техническом карбиде.

    Дано : m = 20 г; m(C 2 H 2 Br 4)=86,5 г.

    Найти : ω(СаC 2) =?

    Решение : записываем уравнения взаимодействия карбида кальция с водой и ацетилена с бромной водой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    CaC 2 +2 H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2

    C 2 H 2 +2 Br 2 = C 2 H 2 Br 4

    Находим количество вещества тетрабромэтана.

    ν(C 2 H 2 Br 4) = m(C 2 H 2 Br 4)/ М(C 2 H 2 Br 4) = 86,5/ 346 = 0,25 моль.

    Из уравнений реакций следует, что ν(C 2 H 2 Br 4) =ν(C 2 H 2) = ν(СаC 2) =0,25 моль. Отсюда мы можем найти массу чистого карбида кальция (без примесей).

    m(СаC 2) = ν(СаC 2) М(СаC 2) = 0,25 64 = 16 г.

    Определяем массовую долю СаC 2 в техническом карбиде.

    ω(СаC 2) =m(СаC 2)/m = 16/20 = 0,8 = 80%.

    Растворы. Массовая доля компонента раствора

    14. В бензоле объемом 170 мл растворили серу массой 1,8 г. Плотность бензола равна 0,88 г/мл. Определите массовую долю серы в растворе.

    Дано : V(C 6 H 6) =170 мл; m(S) = 1,8 г; ρ(С 6 C 6)=0,88 г/мл.

    Найти : ω(S) =?

    Решение : для нахождения массовой доли серы в растворе необходимо рассчитать массу раствора. Определяем массу бензола.

    m(С 6 C 6) = ρ(С 6 C 6) V(C 6 H 6) = 0,88 170 = 149,6 г.

    Находим общую массу раствора.

    m(р-ра) = m(С 6 C 6) + m(S) =149,6 + 1,8 = 151,4 г.

    Рассчитаем массовую долю серы.

    ω(S) =m(S)/m=1,8 /151,4 = 0,0119 = 1,19 %.

    15. В воде массой 40 г растворили железный купорос FeSO 4 7H 2 O массой 3,5 г. Определите массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

    Дано : m(H 2 O)=40 г; m(FeSO 4 7H 2 O)=3,5 г.

    Найти : ω(FeSO 4) =?

    Решение : найдем массу FeSO 4 содержащегося в FeSO 4 7H 2 O. Для этого рассчитаем количество вещества FeSO 4 7H 2 O.

    ν(FeSO 4 7H 2 O)=m(FeSO 4 7H 2 O)/М(FeSO 4 7H 2 O)=3,5/278=0,0125моль

    Из формулы железного купороса следует, что ν(FeSO 4)= ν(FeSO 4 7H 2 O)=0,0125 моль. Рассчитаем массу FeSO 4:

    m(FeSO 4) = ν(FeSO 4) М(FeSO 4) = 0,0125 152 = 1,91 г.

    Учитывая, что масса раствора складывается из массы железного купороса (3,5 г) и массы воды (40 г), рассчитаем массовую долю сульфата железа в растворе.

    ω(FeSO 4) =m(FeSO 4)/m=1,91 /43,5 = 0,044 =4,4 %.

    Задачи для самостоятельного решения

    1. На 50 г йодистого метила в гексане подействовали металлическим натрием, при этом выделилось 1,12 л газа, измеренного при нормальных условиях. Определите массовую долю йодистого метила в растворе. Ответ : 28,4%.
    2. Некоторый спирт подвергли окислению, при этом образовалась одноосновная карбоновая кислота. При сжигании 13,2 г этой кислоты получили углекислый газ, для полной нейтрализации которого потребовалось 192 мл раствора КОН с массовой долей 28%. Плотность раствора КОН равна 1,25 г/мл. Определите формулу спирта. Ответ : бутанол.
    3. Газ, полученный при взаимодействии 9,52 г меди с 50 мл 81 % раствора азотной кислоты, плотностью 1,45 г/мл, пропустили через 150 мл 20 % раствора NaOH плотностью 1,22 г/мл. Определите массовые доли растворенных веществ. Ответ : 12,5% NaOH; 6,48% NaNO 3 ; 5,26% NaNO 2 .
    4. Определите объем выделившихся газов при взрыве 10 г нитроглицерина. Ответ : 7,15 л.
    5. Образец органического вещества массой 4,3 г сожгли в кислороде. Продуктами реакции являются оксид углерода (IV) объемом 6,72 л (нормальные условия) и вода массой 6,3 г. Плотность паров исходного вещества по водороду равна 43. Определите формулу вещества. Ответ : С 6 Н 14 .

    Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи

    I. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    Алгоритм №1

    Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано :

    ν(Н 2 О)=6моль

    _____________

    Найти :

    ν(О 2)=?

    Решение :

    М(О 2)=32г/моль

    и расставим коэффициенты

    2Н 2 О=2Н 2 +О 2

    ,

    а под формулами –

    5. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение



    6. Записываем ответ

    Ответ: ν (О 2)=3моль

    II. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( S + O 2 = SO 2).

    2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    Алгоритм №2

    Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление решения задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    ν( Al 2 O 3 )=8моль

    ___________

    Найти:

    m ( Al )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    M ( Al 2 O 3 )=102г/моль

    3. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

    4. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    5. Вычислим количества вещества, массу которого

    требуется найти. Для этого составим соотношение.


    6. Вычисляем массу вещества, которую требуется найти

    m = ν M ,

    m (Al )= ν (Al )∙ M (Al )=16моль∙27г/моль=432г

    7. Записываем ответ

    Ответ: m (Al)= 432 г

    III. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натриемвступает серамассой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    2. Вычислите количество веществаобразующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 = Cu + H 2 O ).

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    Алгоритм №3

    Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества оксида меди ( I ), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( Cu )=19,2г

    ___________

    Найти:

    ν( Cu 2 O )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М(Cu )=64г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого

    дана в условии задачи


    и расставим коэффициенты

    4 Cu + O 2 =2 Cu 2 O

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение


    7. Запишем ответ

    Ответ: ν( Cu 2 O )=0,15 моль

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    IV. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г

    (3 Fe + 4 O 2 = Fe 3 O 4).

    Алгоритм №4

    Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформлениезадачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( P )=0,31г

    _________

    Найти:

    m ( O 2 )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М( P )=31г/моль

    M ( O 2 )=32г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

    4. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 P +5 O 2 = 2 P 2 O 5

    5. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Вычислим количества вещества, массу которого необходимо найти

    m ( O 2 )= ν ( O 2 )∙ M ( O 2 )=

    0,0125моль∙32г/моль=0,4г

    8. Запишем ответ

    Ответ: m ( O 2 )=0,4г

    ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( IV ) количеством вещества 4 моль ( S + O 2 = SO 2).

    4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 =