Тургенев иван сергеевич.

Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки», Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Ильюша сидел рядом с Костей и все так же напряженно щурился. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Ваня не шевелился под своей рогожей. Я притворился спящим. Понемногу мальчики опять разговорились.

Сперва они покалякали о том и сем, о завтрашних работах, о лошадях; но вдруг Федя обратился к Ильюше и, как бы возобновляя прерванный разговор, спросил его:

Ну, и что ж ты, так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, - отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты - фабричные!..

Ну, так как же ты его слышал? - спросил Федя.

А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять - как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал - дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим - ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

Вишь как! - промолвил Павел. - Чего ж он раскашлялся?

Не знаю; может, от сырости.

Все помолчали.

А что, - спросил Федя, - картошки сварились?

Павлуша пощупал их.

Нет, еще сыры… Вишь, плеснула, - прибавил он, повернув лицо в направлении реки, - должно быть, щука… А вон звездочка покатилась.

Нет, я вам что, братцы, расскажу, - заговорил Костя тонким голоском, - послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

Ну, слушаем, - с покровительствующим видом сказал Федя.

Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

Ну да; знаем.

А знаете ли, отчего он такой все невеселый, все молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, - пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел - Бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, - а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный… Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит.

Эка! - проговорил Федя после недолгого молчанья, - да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить, - он же ее не послушался?

Да вот поди ты! - сказал Костя. - И Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы.

Твой батька сам это рассказывал? - продолжал Федя.

Сам. Я лежал на полатях, все слышал.

Чудное дело! Чего ему быть невеселым?.. А, знать, он ей понравился, что позвала его.

Да, понравился! - подхватил Ильюша. - Как же! Защекотать она его хотела, вот что она хотела. Это ихнее дело, этих русалок-то.

А ведь вот и здесь должны быть русалки, - заметил Федя.

Нет, - отвечал Костя, - здесь место чистое, вольное. Одно - река близко.

Предлагаем вашему вниманию письмо читателя о встречах с русалками в Кабанском районе Бурятии

— С детства я слышал от стариков суеверия о том, что русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно. Говорили, что во время русальной недели русалок можно увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и кладбищах, — начинаетсвой рассказ Николай Агапов.

— Я не верил, пока не нашел свои рыбацкие сети запутанными и рваными. Дедушка объяснил, что это русалки так балуются. Мой дедушка был приезжим, из Читинской области. И любил рассказывать «былички» тех мест. Каково же было мое удивление, когда я студентом в Новосибирске купил книгу этнографа Валерия Зиновьева. В ней обнаружил рассказы своего деда.

«Здесь луг большой, и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди. На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней... взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит ни жив, ни мертв.

Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: какая такая русалка! И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели... Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они — в деревню. Заскочили в клуб (там раньше была церковь) — она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может. И вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы и совсем пропала с глаз...», — написал Зиновьев со слов забайкальских гуранов.

Тащили на дно

В один из приездов на родину предков я позвал друзей купаться на Селенгу. Девушек с нами не было. Чисто мужской компанией мы выпили немало спиртного, благо купание в реке заставляло быстро трезветь. Начало темнеть, и мы услышали девичий смех и всплески будто на том берегу Селенги или на одном из ее островков.

Как реагируют одинокие мужчины на манящий женский смех и песни? Как самый трезвый и лучший пловец, я кинулся в воду с желанием пригласить девушек к нашему костру. Пьяному море по колено, и я не рассчитал свои силы и течение реки. Отплыл от берега так далеко, что не видел друзей. Но и девушек, чей смех и песни слышал совсем недавно, не обнаружил. Совсем стемнело, когда я стал плыть обратно. И вдруг с ужасом почувствовал, что стягивает ноги. К этому прибавилось жуткое ощущение того, что кто-то тянет меня за ноги на дно!

От страха я начал бить ногами и сопротивляться. Но становилось только хуже, меня начинали тащить на дно сильнее. Иногда я оказывался под водой. Когда удавалось выныривать, я кричал изо всех сил друзьям на берегу. Но никто не слышал меня из-за громкой музыки…


Фото: magazin-pics.ru

Я уже думал, что погибну. К счастью, мой друг заметил наконец-то, что я странно плыву: то резко ныряю, долго не всплывая, то пытаюсь кричать. Друзья подплыли ко мне на лодке и вытащили. Трясло меня долго. Не от холода, а от ужаса. Не помогла и выпитая водка. А пьяные друзья не верили и смеялись надо мной, когда я чертил крест на земле перед палаткой. Вокруг нее я нарисовал круг, как герой фильма ужасов «Вий». Только после этого обиженный смехом друзей я уснул. Ночью в темноте я не заметил синяков на ногах. Только утром друзья ахнули: на ногах синяки — отпечатки от огромных рук.

Уже в городе знакомый врач скептически отметил, что мой случай можно объяснить галлюцинацией от нехватки кислорода.

— Ты тонул, выныривал, еще и выпил хорошо перед этим, курил. Типичное голодание мозга. Вот и померещилось всякое, — посмеялся надо мной врач.

Но я больше поверил в мистику, когда узнал, что купался с друзьями в канун Троицына дня. Оказалось, это самая приятная пора земной жизни русалок. Они бегают по ржи, хлопают в ладоши и громко кричат: «Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!». В эту пору русалки чаще всего нападают на людей.

Что говорят в народе о русалках

Во многих старинных русских книгах очень часто описываются поведение этих загадочных существ, их внешний вид и повадки, среда обитания и контакты с человеком. Даже такие известные поэты и писатели, как Пушкин, Тургенев, Лермонтов и Гоголь, в своих произведениях упоминают русалок.

С Иваном Сергеевичем Тургеневым в молодости произошел интересный случай. Как-то, купаясь в реке, ему довелось видеть русалку, которая начала преследовать его в воде, а затем и в поле. Отстала она от него только тогда, когда Тургенев попросил помощи у пастуха, который прогнал её кнутом. Впоследствии писатель рассказал эту историю своим коллегам Флоберу и Мопассану, произведя на них очень сильное впечатление. Мопассан даже написал новеллу под названием «Ужас», в которой описал эту встречу.

По народным поверьям, раз в году была так называемая русальная неделя, когда люди не купались в реке и не рыбачили. Начиналась она сразу после Троицы. Многие очевидцы встреч с русалками рассказывали, что они могут воровать гребни в деревенских банях для того, чтобы расчесывать свои длинные волосы. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг.


Фото: proza.ru

Если во время русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы уберечься от приворота русалок, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Русалки считались речными богинями, требовавшими жертв, и владелицами сокровищ, чаровницами. Их сообщество пополнялось за счет утопленниц и самоубийц, а также девочек, родившихся мертвыми или умерших без крещения.

Некрещеные младенцы, обратившиеся в русалок, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся из воды на воздух и трижды просят себе крещения. Кто услышит это, должен сказать: «Я тебя крещаю, Иван и Марья, во имя Отца и Сына и святого Духа». Тогда детскую душу возьмут ангелы, а если никто не услышит ее призыва, то нечистая сила.

Становились русалками и дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста. Они вечно юны, красивы и живут в кристальных дворцах на дне водоемов. Командует ими царица, назначаемая Водяным (нередко она же становится и его супругой). Считается, что без ее указания русалки не имеют права ни погубить, ни испугать человека. А еще они превосходно поют. Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русальную неделю получают свободу и скрываются на дне речном.

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи. Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия.


Фото: gtksuzdal.ru

В разных местах русалка погребалась по-своему — в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

С детства я слышал от стариков суеверия о том, что русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно. Говорили, что во время русальной недели русалок можно увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и кладбищах, - начинаетсвой рассказ Николай Агапов.

Я не верил, пока не нашел свои рыбацкие сети запутанными и рваными. Дедушка объяснил, что это русалки так балуются. Мой дедушка был приезжим, из Читинской области. И любил рассказывать "былички" тех мест. Каково же было мое удивление, когда я студентом в Новосибирске купил книгу этнографа Валерия Зиновьева. В ней обнаружил рассказы своего деда.

"Здесь луг большой, и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди. На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней... взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит ни жив, ни мертв.

Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: какая такая русалка! И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели... Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они - в деревню. Заскочили в клуб (там раньше была церковь) - она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может. И вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы и совсем пропала с глаз...", - написал Зиновьев со слов забайкальских гуранов.

Тащили на дно

В один из приездов на родину предков я позвал друзей купаться на Селенгу. Девушек с нами не было. Чисто мужской компанией мы выпили немало спиртного, благо купание в реке заставляло быстро трезветь. Начало темнеть, и мы услышали девичий смех и всплески будто на том берегу Селенги или на одном из ее островков.

Как реагируют одинокие мужчины на манящий женский смех и песни? Как самый трезвый и лучший пловец, я кинулся в воду с желанием пригласить девушек к нашему костру. Пьяному море по колено, и я не рассчитал свои силы и течение реки. Отплыл от берега так далеко, что не видел друзей. Но и девушек, чей смех и песни слышал совсем недавно, не обнаружил. Совсем стемнело, когда я стал плыть обратно. И вдруг с ужасом почувствовал, что стягивает ноги. К этому прибавилось жуткое ощущение того, что кто-то тянет меня за ноги на дно!

От страха я начал бить ногами и сопротивляться. Но становилось только хуже, меня начинали тащить на дно сильнее. Иногда я оказывался под водой. Когда удавалось выныривать, я кричал изо всех сил друзьям на берегу. Но никто не слышал меня из-за громкой музыки…

Я уже думал, что погибну. К счастью, мой друг заметил наконец-то, что я странно плыву: то резко ныряю, долго не всплывая, то пытаюсь кричать. Друзья подплыли ко мне на лодке и вытащили. Трясло меня долго. Не от холода, а от ужаса. Не помогла и выпитая водка. А пьяные друзья не верили и смеялись надо мной, когда я чертил крест на земле перед палаткой. Вокруг нее я нарисовал круг, как герой фильма ужасов "Вий". Только после этого обиженный смехом друзей я уснул. Ночью в темноте я не заметил синяков на ногах. Только утром друзья ахнули: на ногах синяки - отпечатки от огромных рук.

Уже в городе знакомый врач скептически отметил, что мой случай можно объяснить галлюцинацией от нехватки кислорода.

Ты тонул, выныривал, еще и выпил хорошо перед этим, курил. Типичное голодание мозга. Вот и померещилось всякое, - посмеялся надо мной врач.

Но я больше поверил в мистику, когда узнал, что купался с друзьями в канун Троицына дня. Оказалось, это самая приятная пора земной жизни русалок. Они бегают по ржи, хлопают в ладоши и громко кричат: "Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!". В эту пору русалки чаще всего нападают на людей.

Что говорят в народе о русалках

Во многих старинных русских книгах очень часто описываются поведение этих загадочных существ, их внешний вид и повадки, среда обитания и контакты с человеком. Даже такие известные поэты и писатели, как Пушкин, Тургенев, Лермонтов и Гоголь, в своих произведениях упоминают русалок.

С Иваном Сергеевичем Тургеневым в молодости произошел интересный случай. Как-то, купаясь в реке, ему довелось видеть русалку, которая начала преследовать его в воде, а затем и в поле. Отстала она от него только тогда, когда Тургенев попросил помощи у пастуха, который прогнал её кнутом. Впоследствии писатель рассказал эту историю своим коллегам Флоберу и Мопассану, произведя на них очень сильное впечатление. Мопассан даже написал новеллу под названием "Ужас", в которой описал эту встречу.

По народным поверьям, раз в году была так называемая русальная неделя, когда люди не купались в реке и не рыбачили. Начиналась она сразу после Троицы. Многие очевидцы встреч с русалками рассказывали, что они могут воровать гребни в деревенских банях для того, чтобы расчесывать свои длинные волосы. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг.

Если во время русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы уберечься от приворота русалок, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Русалки считались речными богинями, требовавшими жертв, и владелицами сокровищ, чаровницами. Их сообщество пополнялось за счет утопленниц и самоубийц, а также девочек, родившихся мертвыми или умерших без крещения.

Некрещеные младенцы, обратившиеся в русалок, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся из воды на воздух и трижды просят себе крещения. Кто услышит это, должен сказать: "Я тебя крещаю, Иван и Марья, во имя Отца и Сына и святого Духа". Тогда детскую душу возьмут ангелы, а если никто не услышит ее призыва, то нечистая сила.

Становились русалками и дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста. Они вечно юны, красивы и живут в кристальных дворцах на дне водоемов. Командует ими царица, назначаемая Водяным (нередко она же становится и его супругой). Считается, что без ее указания русалки не имеют права ни погубить, ни испугать человека. А еще они превосходно поют. Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русальную неделю получают свободу и скрываются на дне речном.

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи. Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия.

В разных местах русалка погребалась по-своему - в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года

Читать стих «Русалка» Лермонтова Михаила Юрьевича можно на нашем сайте. Литературоведы считают, что М.Ю. Лермонтов - последователь А.С. Пушкина. Однако, в отличие от своего кумира и предшественника, Лермонтов не столь увлекался старыми русскими сказками, легендами и преданиями. И всё же в его поэтическом наследии можно найти несколько работ, посвященных народному творчеству. Среди них и стихотворение «Русалка», которое он написал в 1836 году. Исследователи его творческого наследия полагают, что сюжет данного произведения, хотя и опирается на древнюю легенду о владычицах морских глубин, всё-таки имеет конкретного адресата. Речь идет о Екатерине Сушковой, бывшей возлюбленной поэта.

Текст стихотворения Лермонтова «Русалка» можно условно разделить на две части. Первая - это рассказ от третьего лица о ночном появлении русалки, её тщетных попытках дотянуться до луны и обрести долгожданное счастье с земным мужчиной. Вторая - грустная песнь самой русалки. Она рассказывает о прекрасном подводном мире с «хрустальными городами», о которых только можно мечтать. Но они, к сожалению, не могут принести ни счастья, ни любви. В них - только вечный покой для прекрасных «витязей чужой стороны».

Учить стихотворение Лермонтова можно онлайн на уроке литературы в классе. На нашем сайте можно полностью скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка – и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: “На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит – и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!”

Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.

3.УРОК СЛОВЕСНОСТИ

Образ русалки в произведениях XIX века (5-7 кл.)

(Н.В. Гоголь «Майская ночь...», Г.Х. Андерсен «Русалочка», М.Ю. Лермонтов «Русалка», Г. Гейне «Русалки», И.С. Тургенев «Бежин луг»).

Оборудование: портреты писателей, репродукция картины Крамского «Майская ночь», фотография памятника Русалочке, рисунки учащихся.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит...

А.С. Пушкин.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Всем известны эти строки из поэмы «Руслан и Людмила»... А что мы знаем о русалках? Почему многие поэты и писатели обращались к этому образу в своих произведениях? Одинаково ли понимали смысл этого фольклорного персонажа? Как художники слова изображали русалку? На эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.

2. Словарная справка.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова мы найдём такое определение этого слова... (даётся словарная справка о слове учащимся).

3. Рассказ учителя о представлениях восточных славян, о происхождении слова «русалка» (праздник Троицы, языческие игры, сочетание в русальских обрядах культа предков и культа растительности, значение слов «русалка» и «бабочка», их родство).

4. Анализ отрывка из повести Н.В. Гоголя «Страшная месть». «В час, когда вечерняя заря тухнет... Уста её - лёд, постель - холодная вода; она защекочет тебя и утащит в реку». (Отрывок читается учеником наизусть.)

Как описаны русалки? Какие детали их внешнего облика выделяет Н.В. Гоголь?

Какие «интересные» слова (образные средства) вам запомнились?

Запись в тетради: «волосы льются с зелёной головы на плечи, длинные волосы; дева светится сквозь воду, как будто бы сквозь стеклянную рубашку, уста улыбаются, щёки пылают, очи выманивают душу».

Н.В. Гоголь использовал слова в переносном значении, сравнения, устаревшие слова (метафоры). Для чего? С какой целью? Вывод: эти слова (художественные средства) помогают более ярко, выразительно, таинственно описать необычный мир русалок и отразить фольклорные представления о них.

5. Анализ отрывков из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Учитель. В повести «Майская ночь...» Н.В. Гоголь снова обращается к этому образу. Гл.V. «И вот почудилось, будто окно отворилось... она машет, она усмехается...»

Что подчёркивается в этом описании русалки? Совпадает ли оно с народными представлениями?

«Окно тихо отворилось, и та же самая головка... она засмеялась...», «...опустила совсем густые ресницы», «слёзы тихо покатились по бледному лицу её».

Какие слова, выражения можно выбрать для описания русалки? Запишите их: «длинные ресницы; бледная, как полотно, как блеск месяца» (сравнения).

Почему «как полотно», «как блеск месяца» (полотно - ткань белого цвета, отбеливали на морозе; блеск месяца - холодный блеск). Вывод 1. Впечатление обманчиво, Гоголь передаёт народные представления о двойственности русалки: она холодна, иногда коварна, хитра, несмотря на то, что «усмехается», «засмеялась», как пишет автор.

Сравните значения слов «усмехаться и засмеяться» (работа с толковым словарём).

Вывод 2. Н.В. Гоголь напоминает нам о том, что русалка может быть неискренней, коварной, но в главе «Утопленница» она несколько другая: грустная, наивная, обиженная, т.е. сохраняющая в себе человеческие черты. Она не обманывает Левко и помогает ему в благодарность за то, что он отыскал ведьму - её мачеху...

Описание русалочьего хоровода: «Левко посмотрел на берег... будто светилось насквозь при серебряном месяце».

Какие образные (изобразительно-выразительные) средства помогают нам представить чудную, таинственную картину? Выпишите их. «Серебряный месяц» (эпитет); сравнения:: «лёгкие, как будто тени; в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках», « тело... как будто сваяно из прозрачных облак», «будто светилось насквозь при серебряном месяце». Вывод. Русалки фантастичны, призрачны, зыбки, прозрачны, и с помощью красочного, выразительного языка писателя мы представляем эту картину так ясно, будто она нарисована не словами, а красками. В этом проявился талант писателя - Н.В. Гоголя - найти именно те яркие слова, которые пробуждают воображение читателя, заставляют его почувствовать красоту и силу русского языка.

Н.В. Гоголь создал свой образ русалки - страдающей от несправедливости и обиды души, которая не принимает зло и по-своему борется с ним, которая помогает любящим друг друга Левко и Ганне. Писатель использовал в повести фольклорный образ русалки, но наполнил его новым, добрым (гуманным) содержанием, тем самым «очеловечил» её. И мы испытываем чувство жалости, сострадания к бедной девушке - героине повести «Майская ночь...»

6. Описание картины И.Н. Крамского «Майская ночь».

Учитель. Произведение не оставило равнодушным и художника И.Н. Крамского,написавшего картину «Майская ночь...»

Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Какое впечатление вызывает она у вас? Что вы можете о ней сказать? (Беседа.)

Из чего складывается ощущение поэзии, сказочности? Что необычно в картине? (Учитель обобщает сказанное.)

7. Анализ отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (рассказ Кости).

Учитель. Герои рассказа «Бежин луг» - мальчики, пасущие лошадей ночью у реки. Сидят ребята у костра и рассказывают таинственные истории, которые они слышали от знакомых, близких. Один из мальчиков вспоминает о том, как Гаврила, слободской плотник, увидел русалку.

Рассказ учащегося («на ветке сидит, качается... голосок у неё тоненький, жалобный, как у жабы»).

Сравните описание с другими ранее прозвучавшими на уроке. Есть ли общие черты и существуют ли различия между ними?

Обратите внимание на языковые особенности текста.

Вывод 1. Язык Н.В. Гоголя более «красив», поэтичен, выразителен, это не случайно: о русалке повествует сам автор, а в рассказе «Бежин луг» мы «слышим» голос вашего ровесника. И.С. Тургенев передаёт особенности детской речи, речи крестьянского мальчика. Вот почему в ней так много «неправильностей», частиц (это примеры разговорного стиля). Речь Кости характеризует его, помогает понять и происхождение, и состояние героя (представьте себе картину: ночь, горит костёр, неярко освещая лица сидящих вокруг мальчиков; рядом, во мраке, лес, река, таинственные и загадочные в этот час; ребята рассказывают друг другу страшные истории, которые якобы случились с их знакомыми, родными - такие истории называются «быличками»). Конечно, Костя волнуется, побаивается, и это отражается в речи...

Что общего в описаниях русалок?

Вывод 2. Русалка зовёт странника, смеётся, она «заманивает», появляется в лунную ночь, при «серебряном» месяце; она «светленькая», «беленькая», у неё зелёные волосы (в «Майской ночи» - тёмно-русые); волосы длинные («глаза волосами утирает»); автор использует для описания эпитеты, сравнения и другие образные средства.

Откуда у мальчиков такие представления о русалке? (Из фольклорных представлений о русалке, здесь Тургенев и Гоголь следуют народным представлениям в понимании образа русалки.)

А кто из писателей в большей степени опирается на народные рассказы? (Тургенев. Гоголь нарисовал совсем другую русалку: это девушка, которая страдает, помогает добрым людям.)

Назовите отличительные черты описания. (В чём различие?) Вывод 3. Образы двух русалок противопоставлены (контрастны) друг другу; различается и их «язык»: хотя Тургенев использует изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения), они являются особенностями разговорного стиля, «принижены» в сравнении с языком Гоголя: «сидит словно плотичка... или пескарь», а то и «карась» - знакомое ребятам сравнение; волосы зелёные (ветви берёз), и жабы...

Вывод 4. Реальное и фантастическое, жизнь и сказка переплелись в рассказе Тургенева «Бежин луг». Может быть, так и появлялись необычные истории о чудесных существах, так ещё в глубокой древности пытались объяснять непонятные, загадочные явления, видения...

8. Поэтическая зарисовка. Русалка в изображении М.Ю. Лермонтова. Понятие звукописи.

«Русалка»

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И, шумя и крутясь, колебала река

Отражённые в ней облака;

И пела русалка - и звук её слов

Долетал до крутых берегов...

О чём пела русалка, вы узнаете, прочитав одноимённое стихотворение М.Ю. Лермонтова.

Выразите ваши впечатления. (Беседа.)

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (Эпитеты.)

Запись в тетради: голубая река, серебристая пена.

Какие детали в описании русалки, её появлении нам уже встречались в прозаическом тексте? (Лунная ночь, серебристый цвет.)

Запишите 2 первые строки из стихотворения: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной...

Вслушайтесь в звучание этих прекрасных строк. Какой звук повторяется чаще других? ([и]).

Вывод. Мы не только видим поэтическую картину, нарисованную поэтом, но и «слышим» её. Это чудо, которое создаётся с помощью звукописи. Звукопись - использование определённых звуков для создания какой-либо картины. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова - пример звукописи, где образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук [л].

Таким образом, звукопись - одно из свойств выразительной речи. Звукозапись придаёт стихотворению музыкальность, а музыкальность производит впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием. Великие поэты, писатели добивались музыкального звучания своих произведений, стремясь самими звуками изобразить то, о чём писали. К их числу относился М.Ю. Лермонтов.

9. Лингвистический эксперимент.

Учитель. Зарубежные поэты также не обходили вниманием таинственный образ - образ русалки. Не является исключением и немецкий поэт Генрих Гейне, который оказал огромное влияние на многих русских литераторов. В числе его известных стихотворений - «Лорелея», «Русалки».

Проведём лингвистический эксперимент. Попробуйте в предложенных вам карточках (отрывках из стихотворения) вставить пропущенные эпитеты. Обоснуйте свой выбор.

Всё тихо, всё спит; с неба месяц глядит,

Песчаная отмель сияет,

На береге рыцарь прелестный лежит,

Лежит он и сладко мечтает.

Блестящи, воздушны, одна за другой

Из моря русалки выходят,

Несутся все к юноше... (резвой)толпой

И глаз с него... (светлых) не сводят.

Хитрец не шелохнется. Что их пугать?

И крепче смыкает он очи.

Ему тут с русалками любо лежать

В сияньи... (серебряной) ночи. - Подбор эпитетов, обоснование выбора, сравнение с авторским вариантом.

Вывод. Гейне тоже основывается на народных представлениях о русалке, подчёркивая «серебро» ночи, «светлые» глаза русалок. Он рисует «толпу» «резвых» девушек (юных, быстрых), которые напоминают героинь картины Крамского «Майская ночь».

10. Анализ отрывков из сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка». Работа по описанию скульптуры.

Учитель. Обратимся к знакомой нам сказке Андерсена «Русалочка». Русалочка - героиня сказки - стала символом не только Копенгагена (столицы Дании), но и всей Дании. Автор скульптуры Б. Торвальдсен. (Рассказ о скульптуре.)

Почему Б. Торвальдсен создал памятник Русалочке? За что героиня сказки была удостоена такой чести? Подумайте.

Как изображена русалка в сказке датского сказочника? Чувствуете ли вы отношение автора к своей героине? Обратите внимание на название сказки.

Запишите: «русалка - русалочка». В чём разница? (Суффикс «-очк-» имеет уменьшительно-ласкательное значение, слово звучит с симпатией, с любовью.)

Найдите её описание («собираем» по всей сказке).

Опишите русалочку (близко к тексту).

Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор? (Эпитеты, сравнения.)

Запишите их: «прехорошенькие», «нежная и прозрачная», «глубокие синие» глаза; «как лепесток розы»; «как море»...

Что нового появляется в описании? Беседа. (Отсутствие ножек: только рыбий хвост, который явится причиной последующих бед Русалочки; «жажда человеческого счастья и бессмертной души».)

Вывод 2. Русалочка жертвует своей жизнью ради счастья любимого человека. Великая любовь движет ею... Это не те русалки, которые нам известны, а новый образ. Андерсен по-своему использовал фольклорный персонаж, выразив свою добрую (гуманную) авторскую позицию: миром, в котором много несправедливости, обид, зла и горя, должны править Добро и Любовь, которые воплощает собой Русалочка. Вот почему в Копенгагене был поставлен памятник Русалочке - литературной героине, созданной фантазией писателя. Это дань уважения её доброму, трепетному сердечку, это вечное напоминание людям о смысле жизни, о наполнении её красотой, гармонией, добром, справедливостью, готовностью к самопожертвованию во имя этих понятий.

11. Заключительное слово учителя (обобщение).

Каждый из писателей, поэтов XIX века, используя фольклорный персонаж (образ русалки) создаёт своё, неповторимое художественное произведение, выражая в нём собственные представления не только об этом образе, но и о мире, наполняя созданные литературные характеры новым содержанием, воплощая в языке, в его изобразительно-выразительных средствах свой талант, свою индивидуальность. Это делает произведения разнообразными, несмотря на их тематическую близость. И, вспомнив строки А.С. Пушкина «... Русалка на ветвях сидит», каждый представит именно «свою» русалку - ту, которая запомнилась, которая показалась наиболее интересной, которая заставила о чём-то задуматься...

Домашнее задание (одно на выбор):

2. Написать сочинение «Моя любимая русалка» (по одному из прочитанных произведений).

3. Сочинить свою сказку, историю, где одна из главных героинь - русалка, или продолжить (рассказать по-другому) сказку Г.Х. Андерсена «Русалочка».

4. Описать картину, скульптуру, посвященную русалке.

5. Нарисовать иллюстрацию, картину по теме, рассказать о своём замысле, о своей авторской позиции.