Три типа рассуждения. Рассуждение-размышление

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеют право на образование.

Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование ». Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. terminus – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение » (С.И.Ожегов).

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов-рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

«Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь ».

Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

Виды рассуждения

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

1. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста-рассуждения.

Рассуждение-доказательство (почему?)

Зададимся вопросом: «Может ли V быть самообусловленным, то есть V ®V?» Доказывая от противного, предположим, что может, то есть пусть V ®V. Тогда по принципу потенциальности имеем V ® А, где А некоторый произвольный компонент V. Но это противоречит принципу ограничения, который утверждает, что никакой составной феномен не может быть причиной никакого из своих компонентов. Но откуда мы знаем, что V действительно имеет компоненты, то есть является составным? Давайте теперь предположим, что у V нет компонентов. Но тогда не будут существовать объекты и поэтому не будет непустых систем, поскольку все компоненты систем, по определению, являются объектами. Но из прямого наблюдения мы знаем, что непустые системы действительно существуют (примером такой системы может служить лист бумаги, который вы имеете сейчас перед собой). Таким образом, V не самообусловлен.

2. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция → вопрос → ответ → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы.

2. После тезиса используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том…, что…, вот почему… вот, например…, об этом свидетельствуют такие факты, как…, как выяснилось…

3. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Есть ли Дед Мороз? (рассуждение-доказательство)

Для текста рассуждения-доказательства характерно следующее:

1. Экспозиция (тезис):

Ни один из известных видов северных оленей не может летать. Однако существует около 300 000 еще не классифицированных видов живых организмов, и, хотя большинство из них являются микроорганизмами или насекомыми, нельзя полностью исключить существование летающих северных оленей, которых видел только сам Дед Мороз.

2. Доказательство тезиса: для доказательства тезиса можно использовать: 1) безлично-предикативные слова в сочетании с инфинитивом; 2) вводные конструкции; 3) условные придаточные конструкции.

В мире живет около 2 миллиардов детей (до 18 лет). Так как Дед Мороз не приходит ни к индусским, ни к буддистским детям, остается всего 15% от этой цифры, что составляет около 378 миллионов. Если учесть , что в каждой семье в среднем по 3,5 ребенка, то Деду Морозу нужно объехать 91,8 миллиона мест.

Можно предположить , что в каждой семье есть хотя бы один хороший ребенок. У Деда Мороза 31 рабочий час, благодаря вращению Земли и существованию часовых поясов, при этом он движется с востока на запад. Выходит , ему нужно сделать 822,6 визита за секунду. Это значит , для посещения одной семьи, в которой есть хотя бы один хороший ребенок, Деду Морозу требуется 1/1000 секунды, чтобы найти стоянку (ему это легко, так как он паркуется на крыше, и стоянка ему нигде не запрещена), спрыгнуть с саней на землю, наполнить свой мешок подарками, разложить их под елкой, съесть то, что, в свою очередь, положили ему дети, выйти из дома, вскочить в сани и отправиться в следующее место. Если предположить , что все места находятся на одинаковом расстоянии друг от друга (конечно, это не точно, но так проще считать), то это расстояние составит 1,248 км., а весь путь – 120 000 000 км. Из этого следует , что Дед Мороз движется со скоростью 1040 км/с, что в 3 000 раз превышает скорость звука. Для сравнения , космический зонд «Одиссей» (самое быстродвижущееся изобретение человека) движется со скоростью 43,84 км/с, а средний северный олень – 30 км/ч.

Загруженность саней добавляет еще одну интересную деталь. Если допустить , что каждый ребенок получает подарок, который весит в среднем 1 кг, вес груза в санях составит 378 000 тонн, не считая Деда Мороза (явная перегрузка). По земле северный олень может тянуть около 150 кг веса. Даже, если предположить , что «летающий северный олень» тянет вес в 10 раз больше, 8 или 9 оленей не потянут такой груз, здесь потребуется около 214 000 оленей, из-за чего вес увеличивается до 575 620 тонн. Для сравнения , это в четыре раза тяжелее корабля «Королева Елизавета II».

Разумеется , 575 620 тонн, движущиеся со скоростью 1040 км/с, встретят огромное сопротивление воздуха, от которого олени нагреются по тем же законам, что и космический корабль, возвращающийся в атмосферу. Первая пара оленей получит 14,3 квинтильона джоулей за секунду. Эти олени почти моментально испарятся, открывая следующую пару и создавая звуковые волны. Вся упряжка испарится за 0,00426 с.

3. Вывод:

Дед Мороз был, но он умер.

Приведем пример текста рассуждения-доказательства с пропущенными компонентами:

4. Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать с осмысления темы и отбора материала для ее раскрытия в системе вопросов. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте, – более того, они вообще могут быть опущены, т.к. они выполнили свою роль. Но они могут и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления. При создании рассуждения-размышления следует акцентировать внимание на решении проблемных вопросов и ответов на них.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что такое рассуждение?

2. Какие виды рассуждения вы знаете?

3. По какой схеме строится рассуждение-доказательство?

4. Что такое рассуждение-размышление?

5. Что такое рассуждение-объяснение?

6. Найдите тексты-рассуждения различных жанровых форм: сравните их. Чем они отличаются? Сделайте вывод.

7. Составьте текст-рассуждение на тему, волнующую вас в настоящее время. Является ли ваше сочинение текстом? Назовите признаки текста и найдите их в вашем сочинении. Получилось ли у вас рассуждение? Проанализируйте текст.

Предтекстовые задания:

Задание 1 . Прочитайте текст. Сформулируйте его тему и дайте заглавие.

Задание 2 . Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю их значения.

Задание 3 . На основе какого функционально-смыслового типа (и его видов) построен текст?

На вопрос: «Какова ваша специальность?» – врач ответит, что он врач, учитель – что он учитель, или педагог, инженер – что он инженер. Человек, занимающийся наукой, даже тогда, когда эти занятия являются профессиональными, редко назовет себя ученым. Вероятнее всего, профессии «ученый» вообще не существует. Можно сказать, что есть профессия научного работника. Научные работники в большинстве своем работают в научно-исследовательских институтах, на заводах, работают над задачами не только теоретического характера, но и над задачами, непосредственно выдвинутыми практикой.

Мотивом и побуждением к написанию научной работы должно быть или стремление принести непосредственную пользу, или же бескорыстный интерес к познанию, если хотите, страстное любопытство, которое не дает человеку покоя до тех пор, пока он его не удовлетворит. Приходится повторить слова Льва Толстого, что писать надо не тогда, когда можно писать, а когда нельзя не писать. Конечно, оба приведенных мотива – и стремление к практической пользе от решения конкретной задачи, и то, что я называю научным любопытством, – прекрасно могут сосуществовать, как показывают примеры Эйлера и Гаусса, а в новое и новейшее время – примеры Чебышева, Пуанкаре, Жуковского, Чаплыгина и многих, многих других.

Но вернемся к содержанию понятия «ученый». Один из существенных моментов психологии ученого состоит в том, что он чувствует себя участником духовной жизни всего человечества, чувствует и свою долю ответственности. В сознании этой ответственности – одна из основ стремления к передаче знаний своим ученикам, стремления, имеющего, конечно, и непосредственный эмоциональный источник – непосредственную радость оттого, что эти ученые существуют.

Наука в своем бурном развитии все сильнее и глубже воздействует на нашу жизнь своими материальными последствиями и идейными влияниями. Она все в большей степени становится важнейшим элементом общей культуры, расширяя и углубляя наше видение мира и самих себя. Широкий интерес вызывают не только результаты и выводы науки, но сама наука в ее сущности и путях развития, в ее отношении к этике, к искусству. Понимание всего этого нужно нам, чтобы лучше осознать тот процесс растущего влияния науки, который мы переживаем, тем более, если мы в нем участвуем.

Как же решается вопрос о соотношении науки и этики, науки и нравственности? И, прежде всего, – что мы должны понимать под наукой? Например, в Большой советской энциклопедии дается такое определение: «Наука – исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития… Исходя из фактов действительности, наука дает правильное объяснение их происхождения и развития, раскрывает существенные связи явлений…»

Научное знание касается не отдельных фактов, а какой-либо их совокупности, когда факты берутся в их взаимной связи, как, скажем, в научном описании исторических событий или, с известной степенью обобщения, в физике, химии или социологии. От систематического, обобщенного описания фактов наука восходит к открытию их законов, выяснению их причин, к их объяснению посредством тех или иных теоретических представлений.

Внутренняя закономерность развития науки состоит в том, что ученые решают те проблемы, до которых дошла наука. Перепрыгнуть через необходимые этапы она не может. Материальные условия жизни, экономические интересы побуждают или, наоборот, замедляют развитие науки, выдвигают перед ней те или иные задачи. Но решение их становится возможным лишь тогда, когда наука достигает соответствующего уровня развития. Более того, наиболее важные достижения современной техники выросли из научных исследований, преследовавших чисто познавательные, а не практические цели.

Ученый ищет ближайшее – то, к чему подошла наука. Крупный ученый из ближайшего ищет фундаментальное. Такими фундаментальными были законы электромагнетизма, строение атома, основания математики. Но опыт истории учит, что рано или поздно фундаментальные открытия ведут к фундаментальным практическим результатам, как уравнения Максвелла привели к радиотехнике, открытия Резерфорда – к ядерной энергетике, математическая логика – к вычислительным машинам.

Каково же отношение науки к нравственности и, прежде всего, что такое этика науки? Принципы науки, научной этики складывались как сумма всей практики и познания человечества. Верность фактам, стремление считаться с фактами, а не с предвзятыми мнениями составляет первое требование и науки, и подлинной нравственности. Точно так же второе требование научной этики – доказательность – важно не только в науке. Принимать доказанное и не извращать его, а отстаивать – следующее требование в науке. В нем заключается простое нравственное требование уважать правду и не лгать. Наконец, научная этика предупреждает против фанатизма, требует от человека критичности и готовности пересмотреть свои убеждения, если к тому побуждают аргументы фактов и логики. Это требование очень важно в социальном плане. Стало быть, наука с ее нормами этики имеет к нравственности прямое отношение. Наука и нравственность едины в своем уважении к факту и правде, в требовании объективности. Они так же едины в своем назначении и в своей цели, так как их назначение и цель – благо человека.

И велик долг, и велика ответственность деятелей науки перед человечеством, перед обществом. Велико их стремление поставить результаты научных исследований на службу человеку и предотвратить все, что может нанести ущерб человеку и живой природе. Именно такое понимание науки и нравственного долга ученого объединяет людей всего мира в их борьбе за мир, против катастрофы мировой войны (По А.П.Александрову).

Послетекстовые задания:

Задание 1 . Объясните, какое понимание науки и нравственного долга объединяет передовых ученых всего мира. Сформулируйте, в чем вы видите задачу ученого.

Задание 2 . Аргументируйте тезис: Принципы науки, научной этики складывались как сумма всей практики и познания человечества. Составьте конспект текста.

Задание 3 . О каком функционально-смысловом типе речи свидетельствует система вопросов и ответов? Какие еще языковые средства, характерные для построения этого типа речи, использованы автором?

Предтекстовые задания:

Задание 1 . Прочитайте некоторые высказывания из учения Конфуция. (Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – древне­китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге «Беседы и суждения»). На основе этих разрозненных высказываний составьте связный текст, в котором излагались бы основы его учения. Вы можете менять порядок их в зависимости от смысла.

1. Если любовью будут воспламенены сердца смертных, то весь свет будет наподобие одного семейства.

2. Мы должны любить других, как самих себя, следовательно, должны желать им всего того, чего себе желаем.

3. Лицемерие есть порок ненавистнейший.

4. Тот, кто прикрывается одной внешностью добродетели, походит на злодея, который днем показывается честным человеком, а ночью занимается похищением имущества ближнего.

5. Опасайся тех, которые учиняются скорей хвалителями добродетели, нежели ее последователями.

6. Воздержание, простота в одеянии, приличество, изучение наук и искусств, отвращение к ласкателям, любовь к низшим, бескорыстие, благоразумие, постоянство, доброта – суть обязанности предписанные.

7. Учись наукам и изящным искусствам, пользуйся наставлениями мудрости.

8. Скупой, будучи сам в беспокойстве, делается для других предметом страшным и отвратительным.

9. Не давай чувствовать высокого твоего положения низшим, не покажи преимущества твоих заслуг равным. Задание 2

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даст себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью.

Послетекстовые задания:

Задание 1 . Найдите в тексте побудительные, восклицательные, вопросительные предложения. Какую роль они играют в данной статье? Назовите цель, с которой автор употребляет лексические повторы. К какому стилю речи можно отнести данную статью?

Задание 2 . Найдите в статье Д.С. Лихачева противопоставления. Что противопоставляет автор? Какую роль играет противопоставление в текстах-рассуждениях.

Задание 3 . Найдите в данном тексте сложноподчиненные предложения, определите виды сложноподчиненных предложений. Какую роль, с вашей точки зрения, играют сложноподчиненные предложения в аргументации.

Страницы: 7

В зависимости от содержания того, что мы говорим, нашу речь филологи разделяют на три типа функционально-смысловой речи: рассуждение, описание, повествование. Каждый из них имеет свои отличительные признаки.

В нашей внешней речевой оболочке, в ее уникальном строении многое зависит именно от задачи, которую мы ставим перед собой при изложении мыслей. Одно дело рассказать о чем-либо, совсем другое — описать какой-то предмет или местность, а третье — растолковать, объяснить что-нибудь. Конечно же, в каждом из вышеперечисленных случаев строй будет постоянно меняться. Уже далеко не первый век ученые пытаются развивать великий и могущественный язык матушки Руси. За все эти столетия были выработаны самые экспрессивные способы, схемы для определенных литературных задач, а также разнообразные словесные структуры.

Собственно, из-за этого «из толпы» выделяются такие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их в области лингвистики называют функционально-смысловыми типами русской речи.

Лингвисты объясняют выделение всего лишь трех типов тем, что все изучения проводились сугубо для литературно-художественной речи. В том случае, если иметь в виду абсолютно все многообразные тексты, перечень таких функционально-смысловых типов может значительно увеличиться. Так сделал В. В. Одинцов, который добавил к повествованию, рассуждению, описанию также определение (проще говоря, объяснение). Его действия сложно назвать какими-то неправильными или еще что-то в таком духе, ведь он, по сути дела, прав. Но сейчас речь пойдет не об Одинцове, а о функционально-смысловых типах речи.

Описание

Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Возьмем, к примеру, случай, когда мы описываем портрет. Наше внимание сосредотачивается на следующих признаках: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и прочее. Описывая помещение, мы указываем его размеры, внешний вид, оформление стен, мебельные особенности, количество дверей и окон, а также много другое. Если мы будем описывать пейзаж, основными признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера и так далее. Общим и главным для всех типов описания, о которых подробнее речь зайдет немного позже, является одновременность всех признаков. Важно знать, роль описания, как функционально-смыслового типа речи, заключается в том, чтобы человек, читающий то или иное произведение, смог представить описывающийся в тексте предмет.

Как известно, описание используется во всех речевых стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, а вот в художественном тексте акцент делается на ярчайших деталях. Именно из-за этого языковые средства художественного и научного стилей сильно отличаются. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но также наречия, глаголы, распространенные сравнения и слова, употребляемые в переносном значении.

Рассуждение

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи, — это словесное разъяснение или изложение, которое подтверждает или опровергает определенную мысль (догадку).

Композиция такого вида функционально-смысловой речи, как рассуждение, очень проста. В первой части текста идет какой-нибудь тезис — определенная мысль, к концу текста которую нужно доказать либо опровергнуть. Во второй части такого текста автор должен обосновать высказанную в первой части мысль, привести аргументы и доказательства, подтверждающиеся некоторыми примерами. В последней (третьей) части текста автор делает вывод и полностью завершает свою мысль.

Тезис такого типа текста должен быть четко доказан (чтобы не возникало каких-либо вопросов), понятно сформулирован, а аргументы и доказательства убедительны, чтоб опровергнуть или доказать выдвинутый ранее тезис. Тезис и его аргументы связываются как логически, так и грамматически. Для правильной грамматической связи между доказательством (аргументов) и главным тезисом чаще всего авторы используют вводные слова: наконец, следовательно, во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом и другие. В тексте-рассуждении частенько используются предложения, содержащие следующие союзы: несмотря на то что, хотя, однако, так как и другие.

Повествование

Повествование — функционально-смысловой тип речи, рассказ или сообщение о том или ином событии со всеми временными последовательностями. Повествование имеет свою особенность, которая заключается в том, что каждое следующие событие следует из предыдущего. Все повествовательные тексты (рассказы) объединены общей схемой: начало определенного события (проще говоря, завязка рассказа), развитие сюжета, концовка (развязка). Уникальность повествования в том, что оно может вестись как от первого, так и от третьего лица.

Чаще всего в повествовательных текстах автор употребляет разнообразные глаголы совершенного вида в прошедшем времени. Однако, для того чтобы придать тексту выразительности, вместе с теми глаголами употребляются другие. Глагол несовершенного вида также в прошедшем времени позволяет автору сделать выделение одного определенного действия, при этом обозначая его точную длительность. Глаголы в форме настоящего времени дают возможность представить все действия рассказа в виде, что все происходит в действительности (прямо на глазах у читателя). Формы глаголов с частицей "как" предают тексту особенной неожиданности определенного момента. Повествование, как функционально-смысловой тип речи, чаще всего используется в таких жанрах, как письма и воспоминания.

Примеры описания

Чтобы полностью понять, что такое описание, узнать, как распознать его в тексте, нужны примеры, которые мы сейчас приведем. Пример номер 1 (описание усадьбы):

«Кочановская усадьба расположена на реке, напротив небольшой деревни. Усадебка совершенно небогата, скорее, даже бедна — здание крыто щепой, ворота соединяют дом с несколькими флигелями. Кухня находится слева; сарай, рига и коровник — справа. Самое большое окошко выходит к реке, однако речку не видно. Рядом с домиком растут красивые деревья и кусты…»

Стоит отметить, что описание также может в себя включать последовательность так называемых эллиптических и номинативных конструкций. Это создает столь популярный в последнее время номинативный стиль подачи текста, в котором ярче всего представлены разнообразные сцены из кино, драматических произведений и записей, имеющих схожесть с дневником. В качестве примера можно привести следующий текст:

«Огромная комната, угол здания; здесь проживала наша героиня больше десяти лет, а сейчас проводит в этом месте большую часть своего дня. Немаленький стол для работы, перед ним находится легонькое креслице с невероятно жестким сидением. Очень большой шкаф, яркая карта и еще какой-то портрет находятся в левой части комнаты…»

Виды описания

Как уже было сказано выше, описание используется при подробном рассказе о каком-либо явлении, портрете, при необходимости дать определенную характеристику, чтобы показать целостный образ того или иного героя. Как вы уже знаете, функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение и повествование) являются неотъемлемой частью русского языка, а сейчас подробнее о видах типа речи описания.

Во всех текстах данного типа почти всегда авторы представляют читателям статичные картины, складывающиеся в нашей голове по небольшим кусочкам. Автор всегда перечисляет предметы, их некоторые признаки, подробное описание, за счет чего мы представляем ту или иную ситуацию (картину, пейзаж и прочее) в своей голове во время прочтения. Если немного подумать, можно понять, что в каждом следующем предложении текста уточняются некоторые признаки того, о чем речь шла в предыдущем — это, кстати, основной признак текста-описания. При их написании нужно строго придерживаться следующей структуры:

  1. Введение (первое впечатление).
  2. Описание всех деталей вокруг.
  3. Заключение (оценка событиям, конечный вывод).

Уже не первый год существует несколько конкретных видов текста-описания:

  • описание окружающей природы;
  • обстановки;
  • описание, характеризующее личность определенного человека;
  • портретное описание.

Такой тип используется в самых разных сферах нашей жизни, а его параметры зависят от точки зрения самого автора или же рассказчика, стиля написания, жанра текста и многого другого.

Пример рассуждения

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи в русском языке, играет не самую последнюю роль в столь популярном коммуникативно-познавательном процессе. Тип речи, о котором сейчас идет речь, является чистым выведением новейшего знания, а также попросту демонстрирует как авторский ход мыслей, так и путь решения появившейся проблемы. Если обратить свое внимание на структуру таковых текстов, можно понять, что рассказ является своего рода цепью последовательно связанных между собой предложений. Пример:

«Под влиянием разнообразных электромагнитных волн атом может перейти в уменьшенное энергетическое состояние или наоборот, причем вероятность того или другого исхода равна. Во втором случае сами магнитные волны начнут ослабляться, а в первой ситуации — усиливаться. В том случае, когда так называемый парамагнетик располагается в теплом равновесии, атомные частицы потихоньку начинают распределяться по определенным подуровням. Это происходит в соответствии с известнейшим в мире законом Больцмана. Из всего вышесказанного следует, что число атомных единиц, которые находятся там в меньшем количестве энергии, попросту значительно превышает количество тех атомов, которые имеют больше энергии».

Пример повествования

Повествовательные тексты раскрывают определенные события, которые связаны друг с другом. Предложения в повествовательных текстах повествуют о том или ином действии, явлении, мероприятии и прочем, но никак не описывают происходящее. Например:

«В Московской области не так давно стартовала специальная межведомственная операция, называющаяся «Помоги ребенку». По построенным планам можно понять, что создатели (организаторы) хотят оказать помощь детям, которые не могут получить свидетельство или паспорт граждана Российской Федерации. Помимо этого, специалисты из областей всего государства с большим удовольствием согласились помочь получить необходимые документы родителям детей…»

Если говорить кратко, то повествование считается конкретным рассказом о чем-то — это своего рода новость, представляемая в журнале или книге.

Немаловажно отметить то, что повествование считается основной (главной) частью всего текста. Многие философы утверждают, что повествование в литературе играет самую главную роль, повествование — душа всей русской литература. Писателем считается только тот человек, который способен захватывающе и интересно подать материал читателю, а при помощи повествовательного наклонения сделать это можно намного лучше.

В повествовательных текстах всегда точно указывается дата происходящего, а иногда еще и время, благодаря чему читать такие тексты намного интереснее, ведь кажется, что все именно так и происходило, как рассказывается в книге.

Триединство

Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения.

Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье.

Функционально-смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение - используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье.

Если вы все-таки хотите прочитать произведение в каком-то определенном стиле, вам этого запретить никто не может, но лучше не тратить на это время, а найти текст, в котором автор использовал все три типа речи, вот такое произведение действительно вам понравится.

Вывод

Стоит отметить, что проблема русского языка, которая была затронута в статье, имеет огромнейшее значение в жизни людей, разговаривающих на своем родном языке. Многие вообще не знают, что такое функционально-смысловые типы речи, а ведь это основа русского языка.

А теперь поговорим немного подробнее о развитии личности человека. Любой процесс, в том числе и развития личности человека, развитие умения общаться с другими людьми, попросту невозможен, когда человек не знает стили и функционально-смысловые типы речи. Если люди не умеют анализировать прочитанное, не могут определить тип того или иного текста, то о каком тогда развитии человечества может идти речь? Каждый должен уметь писать тексты, используя все три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Ну а теперь можно повторить, что функционально-смысловые типы монологической речи, выражающиеся некоторыми языковыми средствами, делятся на три вида: описание, повествование и рассуждение. Подробную информацию о каждом из видов вы можете найти в данной статье.

Выше были перечислены функционально-смысловые типы речи и их примеры, а также виды, на которые они подразделяются.

Изучение теоретического учебного материала

Объяснение - один из распространенных приемов при изло­жении главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суж­дений, умозаключений, оценок, выводов. Понятия (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура) и причинно-следственные связи (предпосылки феодальной раздробленности) учитель раскрывает при помощи объяснения. Объяснение помога­ет раскрыть внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений. При объяснении один ряд умозаключений четко отделяется от другого, каждый из них вытекает из анализа фактов.

Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Ученикам сообщается суть изучае­мых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного (как вы думаете – это + или –?)(это минус) , что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является мину­сом данного приема.

Рассуждение (рассуждающее изложение) - это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следствен­ных связей, существенных черт понятий. Одновременно исполь­зуются документы, статистический (диаграммы, графики) и кар­тографический материал.

Этот прием позволяет показать ученикам ход рассуждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов. Учи­тель как бы ведет учащихся за собой, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Он показывает, как решали эту проблему ученые, как ее надо решать. «Рассуждением мы называ­ем последовательное развитие положений, доказательств, подво­дящее учащихся к выводам и заключениям».

Рассуждение сопровождается постановкой вопросов, что позво­ляет привлечь внимание учащихся. На каждый вопрос учитель дает ответ в форме размышления, сопоставляя факты и мнения. В результате учащиеся без затруднений осмысливают теоретичес­кое содержание учебного материала. При применении этого приема ученики полу­чают готовые знаний – (а здесь это – или +?) (это минус) . Ну и по ходу рассуждения ученики могут составлять сопоставитель­ные таблицы.

Вместе с приемом рассуждения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации, текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, т.е. по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логичес­кие схемы, сравнительно-сопоставительные таблицы.

Сравнительная и обобщающая характеристики. При изло­жении теоретического содержания учебного материала использу­ются сравнительные характеристики. Сравниваются формы го­сударственной власти, типы хозяйств и многое другое. При этом следует выделить существенные сопоставимые признаки истори­ческих объектов; затем сравнить их, найти общее, особенное, еди­ничное и сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как текстовые сравнительные таблицы и учеб­ные памятки, показывающие прием сравнения.


Вот, например, памятка-сравнение крестьянских войн:

1. Причины крестьянской войны.

2. Характеристика предводителя движения.

3. Участники войны, их цели.

4. Характер крестьянской войны.

5. Ход войны.

6. Причины поражения.

7. Историческое значение.

Совершенно иные задачи у обобщающей характеристики. Она подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явления, самое существенное в нем. Например, рассказав о коллективизации, называют характерные черты колхозного строя: директивное планирование; изъятие про­изведенного продукта; прикрепление работника к земле; отсут­ствие его социальной защиты.

Обобщающая характеристика применяется, когда закончено объяснение сложного исторического события и в обобщенном выводе надо подчеркнуть его сущность или выявить существенные признаки и связи. Вот как это делает Г. Р. Хаггард в романе «Падение Иерусалима»:

«Из всех цивилизаций, чьи анналы доступны для изучения, самая поразительная, несомненно, цивилизация римская. Нигде, даже в древ­нем Мехико, высокая культура не была в таком тесном единении с гру­бейшим варварством. Римская империя блистала своим интеллектом; благороднейшие усилия ее гения навряд ли будут когда-нибудь превзой­дены; ее законы составляют фундамент наших лучших юридических кодексов; искусство она высоко ценила, хотя и заимствовала; выкован­ная ею военная организация все еще поражает мир своим совершенством; ее великие люди все еще остаются великими и по сравнению со множе­ством их преемников. Но как безжалостна была эта лютая тигрица! Среди развалин имперских городов - ни одной больницы, ни одного, если не ошибаюсь, сиротского приюта, и это в эпоху, когда сирот было больше, чем когда-либо. Благочестивые чаяния и усилия отдельных людей ни­когда не будили совесть всего народа. У Римской империи как таковой не было совести; это была ненасытная, прожорливая тигрица; ее изощ­ренный ум и великолепие только усугубляли ее жестокость».

Обобщающая характеристика применяется при индуктивном и дедуктивном изложении главных фактов, понятий сжато, в виде перечисления существенных связей и признаков. Например, за­кончив объяснять сложный материал, в обобщении учитель выде­ляет сущность события (прием индукции). Поскольку индуктив­ное изложение мало вносит в развитие познавательных возмож­ностей учащихся, при объяснении оно дополняется дедукцией и проблемным изложением фактов. Дедукция позволяет использо­вать содержание обобщающих характеристик в качестве теорети­ческого знания.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. РАССУЖДЕНИЕ

    Оргмомент

    Сообщение темы и цели урока:

знать…

Уметь

Развивать

3 . Слово учителя

Сегодня весь урок вместе с нами на уроке незримо присутствует поэт и писатель нашего края Александр Егоров. Большая часть текстов, которые я вам предложу, являются отрывками из его автобиографического романа «Таежный затворник». Я надеюсь, что вы внимательно вчитаетесь и вслушаетесь в эти строчки, и насладитесь красотой природы, которую он воспевает.

4. Беседа.

Какие типы речи вам известны?

Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? О том, почему вы поступили именно так, а не иначе?

5..Работа над текстами из книги А.Егорова «Таежный затворник». Задание: определи тип текста.

Алгоритм объяснения:

В первый ясный день нашего пребывания В Развилках жара чувствовалась еще до полуденной поры…Правда, это был не сухой, изнуряющий зной. Влага смягчала солнечные лучи, и земля нежилась, радовалась светлому половодью, отдыхала…

Березы, прихваченные первыми заморозками приближающейся осени, светились чистым червонным золотом; багрянцем и притушенным пестрым пурпуром пылали кусты рябины, черемушника и осинника; и на этом светлом и ярком зареве привядшего леса особенно четко выделялись черно – зеленые, острозубые гребешки пихтачей…

6.Беседа:

А каким видом текста вы пользуетесь во время спора?

Что такое спор? ( По толковому словарю С. И. Ожегова , спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

А когда ссоритесь?(По толковому словарю С. И. Ожегова,ссора – это словесная перебранка)

7. Работа с текстами. Обыгрывается сценка:

1) Прослушайте.(Захар и Максим). Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?

Дядя Федор говорит:

Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

А кот не согласен:

Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?

Государственный.

Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?

Мороз наш. Мы его для мороза и берем.

Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.

Выступление уч-ся

2) Прослушайте. (Костя и Никита) Что это: спор или ссора? Обоснуйте.

Проходящий мальчик задевает плечом другого.

Не цепляйся!

Кто цепляется?

Ты цепляешься!

Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

Я цепляюсь?

Да. Ты!

Да знаешь... Знаешь ты кто? – толкает его.

Ты сам! – и тоже толкает.

3)Вывод: чем спор отличается от ссоры?

4)Формативное оценивание: уч-ся высказываются.

8. Творческая работа.

Попробуйте о чем-нибудь поспорить.

Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.

9.Проблемная ситуация

Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение ?

(Каждый спорщик ведет рассуждение.)

Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы.

Поясните каждый элемент.

9.Объяснение нового материала. Виды рассуждения: Р – объяснение, Р – доказательство, Р – размышление,

Рассуждение - такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводится ряд аргументов, фактов, примеров. В заключении делается вывод.

Тезис, Доказательство, Вывод. Тезис Тезис и вывод доказательстве

В рассуждении – объяснении излагается объяснением, какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Книга – друг или враг? .

Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга.

10.Творческая работа. По заявленной теме определите вид рассуждения:

Компьютер – друг или враг? Почему опадают листья?О Слово «бег» - имя существительное?Р Почему карандаш так назвали?Р Хорошо учиться – это плохо или хорошо?Д Почему зимой холодно?О

11.Работа над текстами из книги А.Егорова «Таежный затворник». Задание: определи тип текста – рассуждения.

Почему не лаяла Дамка, когда подходил волк к окну? – начал размышлять юный пасечник. – Не видела она его что ли? Не может того быть…Привидился он мне что – ли? Но ведь я не спал..Я встал, приподнялся, и тогда увидел его..И зубы, эти зубы…Я и теперь не усну, буду сидеть всю ночь…р

Говорят: невозможно в несколько секунд вспомнить, что происходило с тобой в течение длительного времени. Нет, такое возможно. Бывает, память твоя вдруг высветит и чередой пропустит десятки картин: и березу твоего детства, и проводы на войну. И и первые потери друзей… И силы поднимутся в тебе с новым напором, мысль заработает в бешеном, в ускоренном темпе…Д

12.Подведение итогов.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что такое рассуждение?

2. Какие виды рассуждения вы знаете?

3. По какой схеме строится рассуждение-доказательство?

4. Что такое рассуждение-размышление?

5. Что такое рассуждение-объяснение?

Схема построения текста – рассуждения.

Тезис Доказательство Вывод. Тезис – это основная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод могут совпадать друг с другом, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод. Если вывод, к которому пришёл автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В доказательстве используется 3-4 аргумента, редко больше. Мостиками, соединяющими первые две части рассуждения, будут слова – связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Следующие две части рассуждения будут связывать такие слова : поэтому, следовательно, итак, таким образом

В рассуждении – объяснении излагается объяснением, какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления.Например, Книга устарела или по-прежнему современна? . Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше.

Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

1.В первый ясный день нашего пребывания В Развилках жара чувствовалась еще до полуденной поры…Правда, это был не сухой, изнуряющий зной. Влага смягчала солнечные лучи, и земля нежилась, радовалась светлому половодью, отдыхала…

Без Родины невозможно жить. Она всегда с нами, во всем нашем существе, в каждом сокровенном уголочке памяти. Мы можем не произносить о ней высоких слов, но всегда, в крутые минуты жизни, когда нам становится больно или тяжко, она встает перед глазами в своей пронзительной ясности и необозримой силе…

Звезды, точно разбросанные по черному небосклону, как зерно, пригоршнями, светились густыми гнездами и редкими неровными гроздьями, сияли ярко и ясно, будто их только что чисто промыли. А кромка восточного горизонта неба, как бы притаяв,уже млела в голубом отсвете: оттуда скоро выплывет луна…

Сенька глядел на страшную клыкастую пасть медведя, на его злые и тоскливые глаза. Прицелился. Кажется, хорошо прицелился. Под ухо. Плавно нажал на спуск, и ружье от мощного заряда так толкануло Сеньку в плечо, что он чуть не опрокинулся назад. Выстрел оказался роковым для косолапого. Он весь разом обмяк и беспомощно ткнулся носом в снег…

2.- Почему не лаяла Дамка, когда подходил волк к окну? – начал размышлять юный пасечник. – Не видела она его что ли? Не может того быть…Привидился он мне что – ли? Но ведь я не спал..Я встал, приподнялся, и тогда увидел его..И зубы, эти зубы…Я и теперь не усну, буду сидеть всю ночь…р

-(Зэки притаились под окном.) Что теперь делать? Бежать? Но куда? И как? Рядом вся забинтованная, крепко спала Дамка. Она должна была спать 24 часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить спасшую меня собаку? Одну в доме? Нет, нет! Спасаться – так вместе, погибать – так вместе.р

Война! Господи! Господи! Да что же теперь будет? Мужиков всех заберут, а мы да дети работать будем. И себя прокормим и солдат наших, иначе как же, иначе кто же нас защитит. Война проклятая столько горя принесет, но мы все выдержим! О

Говорят: невозможно в несколько секунд вспомнить, что происходило с тобой в течение длительного времени. Нет, такое возможно. Бывает, память твоя вдруг высветит и чередой пропустит десятки картин: и березу твоего детства, и проводы на войну. И первые потери друзей… И силы поднимутся в тебе с новым напором, мысль заработает в бешеном, в ускоренном темпе…Д

Алгоритм объяснения:

1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

4.Вывод.(Следовательно…. Значит… это текст….

Алгоритм объяснения:

1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

4.Вывод.(Следовательно…. Значит… это текст….

Алгоритм объяснения:

1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

4.Вывод.(Следовательно…. Значит… это текст….

Алгоритм объяснения:

1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)

2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

4.Вывод.(Следовательно…. Значит… это текст….

Наиболее широкая и часто встречающаяся разновидность рассуждений – рассуждения-доказательства. Доказательство – один из многих способов убеждения. В науке это один из основных методов. Можно сказать, что научный метод убеждения является прежде всего методом строгих и точных доказательств.

В процессе доказательства истинность одного суждения обосновывается при помощи других суждений, истинность которых уже установлена. Все логические доказательства проходят в форме умозаключений, т. е. суждений взаимосвязанных, между которыми есть отношения логического основания и следствия.

Основные части логического доказательства – тезис, аргументы, демонстрация. Тезис – суждение, истинность которого обосновывается в ходе данного доказательства. Аргументы – суждения, при помощи которых мы обосновываем истинность тезиса. Демонстрация – выведение истинности тезиса из аргументов.

Рассмотрим структуру рассуждения-доказательства на примере, взятом из статьи проф. В. И. Смирнова «Содержание психолого-педагогической подготовки русских учителей во второй половине XIX – начале XX веков».

Развитие педагогического образования тормозилось существованием противоречивых представлений о задачах и содержании профессиональной подготовки и самоподготовки учительства. Так, целью и средством профессионального образования учителей считалось обучение основам наук, которые учителю предстояло преподавать, тогда как овладение систематизированными педагогическими знаниями программой не предусматривалось. Более того, школьные уставы 1804 и 1828 гг. вообще не требовали, чтобы учителя владели специальными педагогическими знаниями. Лишь в 1846 г. было принято «Положение об испытаниях кандидатов на учительские места», в соответствии с которым претенденты на должность учителя, должны были подтвердить знание правил преподавания, учебных планов и учебников. Но и эти испытания были формальными, поскольку сами экзаменаторы часто были «незнакомы практически с тою методою, в которой они должны были испытывать учительских кандидатов» .

Только в 1840-х гг. начинает приходить понимание практического значения и места педагогики в содержании профессиональной подготовки учителей. Обращаясь к Николаю I, министр просвещения С. С. Уваров пишет, что хотя по уставу Главного педагогического института и «назначен, после окончательного курса по факультетам, еще годичный курс для практического обучения студентов правилам и способам науки преподавания, но этот кратковременный курс не удовлетворяет потребности, состоя в приучении студентов составлять уроки по разным предметам и читать оные под надзором преподавателей в присутствии товарищей. Для образования педагогов, которые не только могли бы заниматься преподаванием какой-либо отдельной науки, но и с успехом заведовать целым учебным заведением, я признаю необходимым учредить особую кафедру педагогии, дабы предмет сей был преподаваем наравне с прочими в течение общего курса» .

Впрочем, создание кафедр педагогики не могло обеспечить осуществление достаточной педагогической подготовки учителей, поскольку педагогика тогда еще не выделилась в самостоятельную область научного познания и не обрела статуса специальной учебной дисциплины, овладение которой давало бы право профессиональной деятельности.

Вполне обоснованную озабоченность вызывал уровень собственно педагогической подготовленности учителей. «Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей», – писал К. Д Ушинский, подчеркивая, что для учителей прежде всего «необходимо специальное педагогическое подготовление» .

Во многом слабая педагогическая подготовка учителей объяснялась бытующим тогда взглядом на учительскую деятельность, как на искусство, которое зависит от прирожденных педагогических способностей педагога и которым можно овладеть, во-первых, в процессе непосредственной педагогической практики; во-вторых, в результате усвоения свода педагогических норм и правил. При этом практическое значение педагогической теории недооценивалось: К. Д. Ушинский пишет, что в то время часто приходилось встречать «педагогов-практиков, которые с презрением отзывались о педагогической теории и даже питали какую-то странную вражду к ней, хотя самые имена главнейших ее деятелей были им вовсе неизвестны или известны только по слуху» .

Мысль К. Д. Ушинского о необходимости специального педагогического подготовления учителей, казалось бы, была бесспорна, однако в реальной практике педагогика и психология – предметы, составляющие базисспециального педагогического подготовления, – в учебных планах учреждений, призванных готовить учителей, либо вообще отсутствовали (не было, например, педагогики в проекте учебного плана Киевской педагогической гимназии, разработанном в 1858 г. под руководством Н. И. Пирогова ; не включил педагогику в учебный план педагогических курсов, которые намеревался создать в 1875 г., и Л. Н. Толстой ).

И еще один весьма грустный факт: в блоке необязательных (!)предметов учебного курса старших классов женских гимназий , а также в учебных планах учительских семинарий и институтов на педагогику выделялось всего 2 часа в неделю.

В этом тексте без труда можно выделить все традиционные части рассуждения-доказательства. Тезис – «Развитие педагогического образования тормозилось существованием противоречивых представлений о задачах и содержании профессиональной подготовки и самоподготовки учительства». Аргументы: первый – «целью и средством профессионального образования учителей считалось обучение основам наук, которые учителю предстояло преподавать, тогда как овладение систематизированными педагогическими знаниями программой не предусматривалось». По способу ведения это доказательство прямое. Так как вслед за аргументом идут иллюстрации, подтверждающие истинность высказанного утверждения (школьные уставы, принятие Положения об испытаниях кандидатов на учительские места, слова Уварова). Второй аргумент – «слабая педагогическая подготовка учителей объяснялась бытующим тогда взглядом на учительскую деятельность, как на искусство». Далее опять идут иллюстрации, подтверждающие данный аргумент (слова Ушинского, блок необязательных предметов).

По форме умозаключения это доказательство индуктивное, оно ведется от частного к общему: при помощи конкретных примеров доказывается общее положение.

Важнейшее правило логического доказательства: тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и точно определенными.

Работа над текстом рассуждения-доказательства подразумевает четкое следование правилам доказательства логического. Когда они нарушены, изложение становится неубедительным. Проследим за ходом рассуждения.....

Логическое доказательство . Главное в нем – убедительность, аргументированность выводов с помощью логически правильных, истинных мыслей. Форма доказательства подразумевает несколько взаимосвязанных по смыслу и структурно элементов: тезис – положение, которое должно быть доказано; аргументы – положения, с помощью которых доказывается истинность тезиса, и демонстрация – логическая форма связи аргументов и тезиса (не выражена в виде суждений, представляется в виде связок таким образом, следовательно и др.).

По доказательности аргументы подразделяются на несколько групп:

исчерпывающие – для убеждения хватает одного, но веского довода: Напоминаем, что31 ноября заканчивается срок реструктуризации задолженности для юридических лиц. Решите свои проблемы до этого срока, иначе мы решим их за вас. Налоговая полиция;

главные , но не исчерпывающие аргументы;

– спорные аргументы (можно использовать как за то, в чем хотят убедить аудиторию, так и против).

Обычно доказательство слагается из серии шагов. Нужно уметь проследить каждый шаг доказательства, иначе его части лишаться связи, и оно в любой момент может рассыпаться, как карточный домик. Но не менее важно понять доказательство в целом, как единую конструкцию, каждая часть которой необходима на своем месте. То, что создает единство доказательства, можно представить в форме общей схемы, охватывающей основные его шаги.

С точки зрения общего движения мысли все доказательства подразделяются на прямые и косвенные.

Прямое доказательство.

При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис.

Например, нужно доказать, что сумма углов четырехугольника равна 360 градусам. Из каких утверждений можно было бы вывести этот тезис? Отмечаем, что диагональ делит четырехугольник на два треугольника. Значит, сумма его углов равна сумме углов двух треугольников. Известно, что сумма углов треугольника составляет 180 градусов. Из этих положений выводим, что сумма углов четырехугольника равна 360 градусам.

В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собой этапа: отыскание тех признанных обоснованными убеждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом.

Косвенное доказательство.

Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения (антитезиса). Косвенное доказательство использует отрицание доказываемого положения, оно является, как говорят, доказательством от противного.

Например, нужно построить доказательство такого тезиса: «квадрат является окружностью». Выдвигается антитезис: «Квадрат есть окружность». Необходимо доказать ложность этого утверждения. С этой целью выводим из него следствия. Если хоть одно является ложным, это будет означать, что и само утверждение, из которого было выведено такое суждение, является ложным. В частности, неверным будет следствие: у квадрата нет углов. Поскольку антитезис ложен, то исходный тезис будет истинным. Это косвенное доказательство. Вместо прямого обоснования выдвигается антитезис. Доказательства от противного обычны в наших рассуждениях, особенно в споре.

Умозаключение считается основой для других, более сложных видов рассуждения. Состоит из большой, общей и малой, частной посылок, из которых должен следовать истинный вывод при условии, что обе посылки истинны.

Пр. Любой правоверный мусульманин вам скажет, что подчинение канонам женской моды – это своего рода несвобода [большая посылка]. В мусульманских странах моды как таковой нет [малая посылка], поэтому [демонстрация] мусульманская женщина, избавленная от необходимости подчиняться моде, свободна [вывод].

Энтимема – умозаключение с опущенной посылкой (чаще большой) или выводом.

Опровержение. Цель – доказать несостоятельность тезиса. В опровержение обязательно входит антитезис – положение, противоположное тезису и далее доказываемое. Опровержение строится следующим образом: формулируется ложный тезис, затем выдвигается истинный антитезис, после чего приводятся аргументы, доказывающие истинность антитезиса и, соответственно, ложность тезиса. Аргументы в опровержении часто структурно и по смыслу состоят из двух частей: той, что должна бы доказывать ложный тезис, и той, что опровергает его.

Гипотеза – недостаточно обоснованное предположение. Строится она так же, как и доказательство. Пр. На каком языке разговаривали Веней Моцарт и итальянец Сальери? Моцарт знал итальянский, а Сальери с шестнадцати лет жил в Вене и был женат на венке [аргумент]. Так что [демонстрация], скорее всего, они плавно переходили с одного языка на другой [тезис].

Рациональное объяснение. В качестве посыла приводится хорошо известный факт или положение, затем один или несколько неизвестных аудитории фактов дается как комментарий к нему.; известное мотивируется неизвестным. Пр., В Красноярском крае новую водку прозвали «Ленинская-Шушенская» [посыл объяснения, известный факт]. Потому что после первой рюмки человек начинает картавить [неизвестный факт, комментирующий известный], после второй – лысеть [неизвестный факт, комментирующий известный].

Пример это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения. Примеры могут использоваться только для поддержки описательных утверждений и в качестве отправного пункта для описательных обобщений. Они не способны поддерживать оценки и утверждения. Цель примера – подвести к формулировке общего утверждения и в какой-то мере быть доводом в поддержку обобщения. Пример должен быть достаточно ясным и неоспоримым. Приводя примеры один за другим, автор уточняет свою мысль, как бы комментирует ее. Приводя пример, автор должен так сформулировать его, чтобы он побуждал перейти от единичного случая или частного к общему, а не от частного к частному.

Иллюстрация – это факт или частный случай, призванный укрепить убежденность читающего в правильности уже известного и принятого общего положения. Иллюстрация только проясняет известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании читателя. Иллюстрация выбирается с учетом того эмоционального резонанса, который она может вызвать.

Аналогия. В качестве доказательства какого-либо положения приводятся схожие ситуации, факты. Как факультативный элемент аналогии могут приводиться и ситуации, доказывающие положение от противного. Пр., Самая подлая лошадь – троянский конь, ныне известный главным образом благодаря одноименной компьютерной программе. Ничего не подозревающий пользователь запускает ее на своем компьютере (например, через Интернет) в надежде получить якобы содержащиеся в «троянском коне» интересующие сведения. А дальше происходит какая-нибудь гадость: стирается ранее записанная информация, падает скорость работы компьютера или случается еще что-либо малоприятное. Но, обратите внимание, сам принцип – засунуть нечто плохое в нечто хорошее – был описан еще Гомером в «Илиаде».