Готовимся к егэ по русскому с нуля. Как успешно подготовиться к егэ по русскому языку

Очень часто выпускники и их родители задаются вопросом: за какой период времени реально подготовиться к сдаче ЕГЭ? Оказывается, за один год вполне можно управиться. В этом случае подготовку следует начать в 10 классе или не позже летних каникул перед 11 классом. Правда, далеко не все могут взять себя в руки, и многие начинают подготовку в 11 классе - но это самый крайний срок, когда еще есть шансы повторить материал, пройденный за все школьные годы. Но в этом случае без обладания хорошей базой знаний не обойтись.

Что же может помочь сформировать такую «твердую» базу знаний?

1. Школьные занятия. При проведении уроков учителя много времени уделяют подготовке к ЕГЭ.

2. Самоподготовка. Но для этого далеко не всем учащимся хватает элементарной силы воли.

3. Посещение курсов, ориентированных на подготовку к ЕГЭ.

4. Занятия с частным репетитором. Это один из самых эффективных способов быстрой подготовки.

В последнее время все популярнее становится обучение с профессиональным педагогом по Скайпу, так как это не требует от ученика выходить из дома и приводит к действительно хорошим результатам.

С чего же начать подготовку? Перед тем, как приступить к подготовке к экзамену, следует узнать реальный уровень знаний выпускника. Для этого вполне можно воспользоваться прошлогодними тестами. Выпускнику нужно устроить себе имитацию экзамена, засечь время и приняться за выполнение заданий. Результаты такой проверки и следует взять во внимание при подготовке к Единому Экзамену.

Подготовка подразумевает и занятия с учебниками, и прохождение тестов. Но немаловажно также развивать свою речь и мышление. Для этого нужно много говорить, и прекрасно, если роль собеседника отводится репетитору со стажем. Хорошо поставленная речь поможет быстро и грамотно формулировать ответы в тех заданиях, где предусмотрен развернутый ответ.

Очень важно при подготовке уделять особое внимание написанию сочинений и эссе. Это также способствует повышению уровня грамотности и развитию мышления, ведь экзамен по русскому языку придется пройти всем выпускникам российских школ.

Для того, чтобы узнать, насколько ученик готов справиться в тестированием, необходимо время от времени проводить пробные экзамены. Такие тренировки помогут выяснить, сколько времени следует уделять на каждую часть в предлагаемых тестах, чтобы уложиться в срок.

Даже тем, кто может похвастаться отменной силой воли при самоподготовке, придется обратиться за помощью к педагогу хотя бы для того, чтобы было кому проверить написанные учеником для части С эссе или сочинения. С такой работой прекрасно может справиться удаленный репетитор, который не только укажет на все допущенные ошибки, но и окажет реальную помощь при подготовке.

Хорошо подготовиться к экзамену по русскому языку дистанционно - это вполне реально и эффективно. Подобный успешный способ подготовки популярен не только по причине отличной результативности, но и благодаря тому, что он позволяет сэкономить немало денег и времени. Для такой подготовки потребуется не так много: компьютер, выход в Интернет и, конечно, желание.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому языку с нуля, да ещё самостоятельно? С полной ответственностью утверждаю: можно.

Только давай сразу определимся – что значит «с нуля», то есть какой именно «нуль» имеется в виду. Для этого попрошу тебя ответить на три вопроса.

1. Ты понимаешь русскую речь?

3. Ты умеешь связывать слова в предложения, а из предложений строить тексты, хотя бы небольшие?

Итак, ты ответил на все три вопроса утвердительно? Значит, всё не так уж плохо! По крайней мере, маленький фундамент для уже есть – и я не шучу, поверь. Кстати, теоретически для выполнения некоторых заданий ЕГЭ требуется лишь хорошее владение русской речью: предполагается, что с ними можно справиться, даже не зная ни одного правила.

Но не обольщайся: основная часть заданий всё-таки требует систематического повторения (а если «с нуля» — то изучения) большинства тем школьного курса русского языка.

Если ты интересуешься, как подготовиться к ЕГЭ с нуля, значит, адекватно оценив свои знания по русскому языку, решил, что они «нулевые». Неважно, почему: часто болел, много ленился, долго гулял… Нулевые так нулевые. Главное, что ты всё же задумался о том, как сдать ЕГЭ – и это отлично! Постараюсь тебе помочь.

С чего начать?

Для начала разберись, что это за зверь такой – ЕГЭ по русскому языку. Зайди на сайт ФИПИ (fipi.ru) и скачай там последнюю демоверсию экзамена.

Словник и словарик паронимов тебе пригодятся позже, кодификатор и спецификацию можешь почитать потом на досуге. Сейчас тебе нужна именно демоверсия — точнее, демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. Выполни тест, сверься с ответами – оцени, насколько твои знания «нулевые». Приблизительно такие же задания будут на настоящем экзамене. Теперь ты знаешь, над чем работать.

Постарайся найти школьные учебники русского языка с 5 по 11 класс, а также пособия для подготовки к ЕГЭ. Сейчас таких пособий море – и в печатном виде, и в электронном. Выбирай такие, в которых есть примерные экзаменационные тесты – и чем больше, тем лучше. Я обычно рекомендую выпускникам пособия Н.А. Сениной или И.П. Цыбулько (не исключено, что эти авторы тебе знакомы со времён ).

Предварительная работа сделана? Теперь запасись терпением: подготовка к ЕГЭ – дело непростое.

Планируем самостоятельную подготовку к ЕГЭ

Конечно, в идеале твоя подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна проходить под руководством учителя или репетитора. Но ты решил готовиться к ЕГЭ самостоятельно – а значит, попробуем спланировать работу вместе. Без планирования не обойтись – здесь важна система.

Прежде всего, разберись с режимом дня: выдели себе время для занятий. Подумай, сколько раз в неделю ты сможешь заниматься. Твоё занятие должно состоять из двух частей – теоретической и практической. Сначала изучаешь теорию по определённой теме, потом выполняешь тестовые задания в формате ЕГЭ. Теоретический материал ищи в учебниках, тесты – в пособиях по подготовке к ЕГЭ.

Если доверяешь мне, могу предложить материалы нашего сайта. Обещаю со временем опубликовать теорию и практику по всем направлениям подготовки к ЕГЭ. Но кое-что у нас уже есть.

Разделов, которые тебе предстоит повторить (или изучить с нуля) не так уж и много. Можешь скопировать их список прямо с нашего сайта, отпечатать – и ставить «галочку», если тема изучена. Неплохо было бы периодически возвращаться к пройденному материалу – чтобы не забыть. Вот эти темы (обрати внимание: кликабельные ссылки означают, что материал по теме есть на нашем сайте; эти темы выделены курсивом ).

Перечень тем, которые включены в ЕГЭ по русскому языку

Фонетика. Орфоэпия

Лексика

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

Словообразование

Задания по этому разделу больше не включаются в ЕГЭ, поэтому рекомендуем этот материал как дополнительный.

Морфология

. Морфологические нормы (образование форм слова).

Орфография

И .

Правописание суффиксов различных частей речи.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Синтаксис

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание* . Нормы согласования. Нормы управления.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные.

Простое осложненное предложение. Построение предложений с однородными членами. Построение предложения с деепричастием.

Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи. Построение сложноподчиненных предложений.

Пунктуация

Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами).

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Речеведение

Речь. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Функционально-смысловые типы речи.

* — Задания по темам, отмеченным звёздочкой, больше не входят в ЕГЭ. Этот материал можно использовать как дополнительный.

Если будет трудно…

100 баллов на ЕГЭ я тебе, конечно, гарантировать не могу (хотя всё возможно). Но обещаю, что при условии регулярных занятий по этой методике результат будет достойным.

Однако какой-то материал может оказаться для тебя слишком сложным. Не расстраивайся, такое часто бывает: учишь, учишь тему, а она не даётся – и всё тут!

Лучший помощник – школьный учитель: если сформулируешь вопрос правильно, думаю, он не откажет в помощи.

Кстати, я тоже не откажусь тебе помочь. Если возникнут вопросы или затруднения, пиши мне на почту [email protected] (с пометкой «ЕГЭ с нуля» ) или обращайся ко мне прямо с сайта через форму обратной связи (она в самом низу этой страницы). Чем смогу, помогу! Готовлю выпускников к ЕГЭ с 2004 года – и с нуля в том числе. Возможно, и тебе окажусь полезной.

Итак, приступаем к занятиям! Главное, поверь: при желании и настойчивости подготовиться к ЕГЭ можно – даже с нуля! Успехов тебе, я в тебя верю.

Светлана Басенко, администратор сайта

Материалы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку МБВ(с)ОУО(с)ОШ №1 Учитель Тазиева Л.Ш.

Блоки части А – задания с выбором ответа Структура КИМа

Части В – осложненные задания Способы о бразования слов Части речи Части речи Типы связи В слово- сочетаниях Виды о дносоставных предложений Синтаксис п ростого о сложненного предложения Синтаксис с ложноподчи-ненного предложения Способы связи в тексте Выразитель- ные средства в тексте

Общие рекомендации Внимательно прочитайте задание – каждое из них требует знание не менее 2-3-х правил русской грамматики Выполняйте сначала задания, с которыми легко справляетесь (экономия времени) Обязательно проверяйте ответы! При подготовке рассчитайте свое время на выполнение части А и В, оставьте примерно 1,5 часа на написание сочинения

С чего начать подготовку?

Работа с лексикой

Алгоритм написания сочинения Определение проблемы текста, формулирование Комментарий проблемы Выделение авторской позиции Формулирование собственной позиции по проблеме текста, аргументация примерами: - из художественной литературы, публицистики - из личного опыта Заключение

Интернет ресурсы http://5-ege.ru/ege/ - задания http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/ - открытый банк заданий http://ege.yandex.ru/russian/ - тесты онлайн http://inrus-lp.narod.ru/index/0-9 - материалы для подготовки и адреса http://www.fipi.ru/view/sections/91/docs/ - демоверсии http://www.saharina.ru/ - теория и практика Е.А. Захарьиной http://rus.reshuege.ru/ - теория и практика Дмитрия Гущина

Удачи на экзаменах!

Предварительный просмотр:

Часть 1.

А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения).

А2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

А3. Морфологические нормы (образование форм слова).

А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

А5. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.

А6. Синтаксические нормы. Синтаксическая синонимия.

А7. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

А8.

А9. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

А10. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.

Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи.

А11. Части речи.

А12. Лексическое значение слова.

А13. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

А14. Правописание корней.

А15. Правописание приставок.

А16. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

А17. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

А18. Правописание НЕ и НИ.

А19. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

А20. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).

А22. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

А23. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).

А24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

А26. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

А27. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

А28. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

А29. Функционально-смысловые типы речи.

А30. Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

Часть 2.

В1. Основные способы словообразования.

В2. Части речи.

В3. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные.

В5. Простое осложнённое предложение.

В6. Сложное предложение.

В7. Средства связи предложений в тексте.

В8. Речь. Языковые средства выразительности.

Часть 3.

С1. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над частью С:

Практиче ские советы ученикам.

  1. Внимательно прочитайте задание к части С. Помните, что выполнять работу следует точно в соответствии с заданием, последовательно выполняя все его пункты. Не пишите о том, о чем вас не просят (например, о художественных достоинствах текста). Поощрительных баллов за дополнительную информацию на этом экзамене не предусмотрено.
  1. Внимательно прочитайте предложенный текст не менее двух раз.
  1. Приступайте к выполнению задания на черновике.
  1. Определите основную проблему, поставленную автором в тексте, сформулируйте ее. Если вам кажется, что проблем в тексте несколько, сосредоточьте внимание на той из них, по которой вам ясна позиция автора.
  1. Дайте комментарий к сформулированной вами проблеме.
  1. Определите позицию автора по сформулированной и прокоммен-тированной вами проблеме, то есть подумайте над вопросом, каково мнение самого автора по проблеме, которая его волнует. Помните, что авторская позиция не всегда выражается цитатой. Не путайте автора и героя текста: их точки зрения могут быть разными (не совпадать). Текст может быть написан от первого лица, но это не всегда означает, что он написан от лица автора, часто – от лица героя. Умейте различать позицию героя и позицию автора текста. Вы можете сформулировать позицию автора своими словами, можете привести цитату, можете ограничиться указанием номера предложения, где эта позиция четко выражена.
  1. Выразите свое мнение по сформулированной вами проблеме текста, указав на согласие или несогласие с позицией автора. Будьте искренни, не пишите о своем согласии с автором лишь в угоду экспертам, если у вас на самом деле другое мнение. В противном случае вам будет трудно подобрать аргументы. Не бойтесь высказывать собственное мнение! Главное – убедительность ваших аргументов. Свое мнение по проблеме высказывайте корректно, соблюдая этические нормы. Помните, что в случае несоблюдения этических норм вы лишитесь одного балла!
  1. Приведите два аргумента в подтверждение собственного мнения по сформулированной вами проблеме, поставленной автором текста. Аргументы должны быть убедительными. Они должны опираться на знания, жизненный или читательский опыт. Помните, что если вы приведете более двух аргументов, то оценку вам за это не повысят – учитываются только 2! Во избежание фактологических ошибок при аргументации приводите только такие примеры и факты, в достоверности которых вы не сомневаетесь.
  1. Не забывайте на каждый пункт задания отвечать с красной строки. Помните, что за нарушение абзацного членения снимается один балл!
  1. Написав сочинение на черновике, посчитайте количество слов в вашей работе. Если слов менее 150, распространите предложения - добавьте в них слова (например, определения), не изменяющие смысла. Имейте в виду, что предлоги, частицы и союзы являются самостоятельными словами!
  1. Перечитайте еще раз черновик, проверьте ошибки. Отнеситесь к написанному вами критично.
  1. Прочитайте еще раз задание и проверьте, все ли его пункты вы выполнили (перечитайте каждый пункт задания и попытайтесь найти ответ в написанном вами тексте).
  1. Перепишите сочинение на бланк. Пишите разборчиво! Если у вас слишком мелкий или неразборчивый почерк, пишите печатными буквами. В противном случае вашу работу не смогут проверить. Не забывайте, что нельзя писать на полях.
  1. Переписав работу на чистовик, прочитайте и проверьте ее еще раз.

Желаем вам успехов!

Чтобы быстро справиться с тестом и качественно написать сочинение по русскому, используйте проверенные приёмы.

В первой части:

1. Натренируйтесь решать самые «весомые» задания .

Из-за ошибки в заданиях № 8 и 9 вы лишитесь только одного балла, а верный ответ в седьмом задании принесёт вам целых пять.

    Разберитесь со сложными темами , чтобы приблизиться к высшему баллу. В 2017 году задание №22 выполнили менее половины выпускников, только те, кто различал типы речи. У вас будет преимущество на ЕГЭ, если разберётесь с повествованием, рассуждением и описанием.

    Запомните исключения - в каждом тесте попадаются задания на слова-исключения, не поленитесь заучить их. Распечатайте или напишите слова к одному правилу и повесьте над своим столом. Когда запомните список, замените его на исключения из другого правила.

Чтобы заработать более 80 баллов на ЕГЭ по русскому, лучше готовиться с учителем. Преподаватель не только научит приёмам запоминания и объяснит сложные темы, но и морально поддержит перед экзаменом.

Главная задача в работе над сочинением - увидеть проблему.

Следуйте структуре сочинения :

  1. Введение и формулировка проблемы.
  2. Комментарий, который содержит два примера-иллюстрации к проблеме на основе прочитанного текста.
  3. Позиция автора.
  4. Ваша позиция.
  5. Первый аргумент в поддержку вашей позиции.
  6. Второй аргумент в поддержку вашей позиции.
  7. Заключение.

Введение и проблема . Если в тексте несколько проблем, выберите более очевидную. Не изобретайте велосипед: если укажете на неявную проблему, которую разглядели в тексте, не получите баллы. Экзаменатор располагает списком тем, и вам нужно «попасть» в одну из них.

Формулируйте проблему с помощью формулы, где X - это тема, которую вы обозначили . Варианты формулировки проблемы:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) - это плохо, трагично.

Комментарий к проблеме. Пишите комментарий с опорой на информацию из текста. Задайте вопросы к тексту, например:

  • На каком материале раскрыта проблема?
  • Какие типы речи - рассуждение, описание или повествование - использует автор?
  • В каком стиле - художественном, научном, публицистическом - написан текст?
  • Какие смысловые части текста помогают раскрыть проблему?

Следуйте структуре текста, например: «Сначала автор подводит читателя к проблеме, затем рассуждает о...».

  • Какой аргумент или иллюстрация в тексте кажется вам особенно убедительной?

Определите центральный эпизод текста и напишите, в чём, по-вашему, его значимость.

Авторская позиция . Порой в художественной литературе авторская позиция не проявляется однозначно. В такой ситуации напишите: «Автор не выражает свою позицию прямо, а позволяет читателю поразмыслить самому» или «Хотя в тексте не сказано явно, что автору симпатичен главный герой, об этом можно сделать вывод на основании...».

Аргументы в пользу вашей позиции.

  • Если хотите получить баллы за этот критерий, необходимо сформулировать два аргумента.
  • Опирайтесь на собственный литературный багаж: ссылайтесь на примеры из других произведений.
  • Идеальный аргумент - факт из литературного произведения, пример из мировой художественной культуры (музыкальной, изобразительной), на худой конец - из жизни известного деятеля искусства, науки, политики. За отвлечённые размышления баллы вам не начислят.

Вступление и заключение пишите после того, как окончите работу над сочинением. Во введении раскрывают историю вопроса или указывают на актуальность проблемы. Вступление должно побудить эксперта прочитать вашу работу , увлечь его. Например, «Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …»

В заключении ещё раз выразите основную мысль вашей работы. Подведите итог, расскажите, например, какие выводы вы сделали лично для себя после знакомства с текстом.