Конспект по биологии 7. Конспект урока по биологии (7 класс): Общая характеристика покрытосеменных и их классификация (реферат)

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Конспект урока по биологии, 7 класс

История развития зоологии

БОУ «СОШ №24» г.Омска,

Стрекозина Ю.С.

Тема: История развития зоологии

Тип урока:изучение нового материала

Целиурока:сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее

развития; познакомить с классификацией животных, ее основными систематическими категориями;

познакомить с методическим аппаратом учебника, правила работы с ним, с учебной литературой.

Задачи урока:выделить этапы развития зоологии – свидетельство накопления знаний о животных;

познакомить учащихся с жизненным и творческим путем греческого ученого Аристотеля;

нидерландского ученого Антониванн Левенгука; выделить заслуги К.Линнея в развитии

биологической науки; отметить отличительные особенности систематики животного мира.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должные уметь характеризовать зоологию как науку о животных,

являющуюся частью науки биологии, знать основные этапы ее развития, могут назвать основные

Метапредметные:учащиеся должны уметь работать с учебником.

Личностные:у учащихся формируется интерес к познанию природы.

Оборудование:учебник, интерактивная доска, компьютер, презентационный материал.

Ход урока

1. Организационный этап.

А) требования к уроку

Б) знакомство с учебником

2. Мотивация и актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, как называется наука, изучающая живую природу?

О. Биология

Какие царства живой природы изучает биология?

О. бактерии, грибы, растения и животные

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 5-6

Вспомним, как называется наука, изучающая бактерии?

О. бактериология

Как называется наука, изучающая грибы?

О. микология

Как называется наука, изучающая растения?

О. ботаника

Как называется наука, изучающая животных? Может быть, кто- то уже знает?

О. зоология

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

Предположения учащихся

биологическую семью. И сегодня, наш первый урок будет посвящен тому, как появилась эта наука и

как происходило ее историческое развитие.

Тема урока……

3. Изучение нового материала

1) понятие зоология

Слово «Зоология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.

Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся?

О. «зоон» - животное, «логос - наука»

Как мы можем сформулировать и записать, что такое зоология?

О. Зоология –наука, изучающая животных

2) представления наших предков о животных

Как вы думаете, как давно человек знаком с животным миром?(ответы учащихся)

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем

другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали

съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами:знали повадки зверей и

птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться

мертвым, чтобы подманить добычу.

?. С какой целью люди охотились на животных?

О. источник еду, шили из шерсти одежду, изготавливали оружие

Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке?

О. из рисунков, изображенных на камнях, скалах (слайд 4)

Учитель обращает внимание на рисункив учебнике на с.4- 5, приводит несколько примеров из главы

первобытных людей.

Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция).

Называется она Ласко. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно.

Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда- то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали

камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг

он съехал куда- то вниз, но все же продолжал ползтив темноте все дальше –туда, откуда доносился

испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих

товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно

на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На

следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.

Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из

них приподнял фонарь и заметил на стене какие- то линии. Тогда все наставили свет на стены и

увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.

О первобытных людях мальчики слышали в школе. Поэтому они, прежде всего рассказали о

пещере учителю. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было

слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал

пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще

множествоцветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять,

что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.

Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них

На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с

большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков,

предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали

в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся "своей"

пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Самиребята потом работали в пещере

3) история развития зоологии

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона- Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады

с другом- индейцем [Сетон- Томпсон Э. Рольф в лесах. –М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался

вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

- Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а

потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в

руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался

быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука

распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

- Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя.

Только если тебе нужныиглы для каких- нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка –быть

Кто такой кэк?

О. колючая свинья

О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники.

Так нужно ли изучать зоологию?

Где могут пригодиться зоологические познания?

О. разведение домашних животных, охотничий и рыбный промыслы, паразиты и переносчики

заболеваний, садоводство и огородничество (опылители, энтомофаги, вредители), походы в лес,

охрана животного мира, создание биороботов, собаководство.

Г) история развития зоологии

Первый этап развития зоологии –донаучный, или описательный. Легко ли описать животное?

Попробуем это сделать.

Работа в группах. Учащиеся делают описание насекомых, затем представители каждой группы

читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком

виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране.

Примеры работ учащихся

1) Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки.

Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

2) Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко

черного цвета. 2 уса.

3) Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых

крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

4) Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья

длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

5) Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних.

Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

6) Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело

светло- коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Второй этап – научный. Большой вклад в развитие зоологии внесли такие ученые, как Аристотель,

А. Левенгук, К.Линней, М.В. Ломоносов. Некоторые из них вам уже знакомы. (слайд 9)

Проверка работ

Самостоятельная работа. Пользуясь информацией учебника на с.5-6, с.7- последний абзац,

заполните таблицу об этих ученых,и чем они знамениты.

Чем знаменит

Аристотель

А. Левенгук

К. Линней

М.В. Ломоносов

Проверка таблицы, обсуждение, дополнение учителем информации по ученым.

(?) – дополнительные вопросы учащимся к этим пунктам.

Аристотель:

А) Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно

соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных.

Б) Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их

внешний вид и строение, образ жизни и поведение.

4) многообразие животного мира и систематические категории

Просмотр видеоролика «разнообразие животного мира»

? Что вы видели, просматривая видеоролик?

О. животных

?. Какое количество? (много) Они все одинаковые? (нет, разные – по размеру, цвету и.т.д.)

В настоящее время существует, по разным оценкам, от 2млн. до 4,5 млн. видов животных. Больше

всего на земле насекомых: комаров, бабочек, жуков, мух. Их более 1 млн. видов. Все животные

разнообразны - по внешнему и внутреннему строению, образу жизни, месту обитания и.т.д. Чтобы

не запутаться в таком многообразии, ученые предложили классифицировать животных, используя

А что, по вашему мнению, классифицировать?

О. разделить на группы

А как называется наука, которая занимается классификацией животных на группы

О. систематика

Как вы думаете, чем руководствуются ученые, разделяя животных на группы?

О. сходное внешнее и внутреннее строение

?. Вспомните, кто из ученых и когда предложил систему классификации животных и растений,

которая сохранилась и до настоящего времени?

О. 1735г, К. Линней

Какие систематические категории он предложил?

О. класс, отряд, род, вид

Что такое вид?

О. группа организмов, имеющих сходное строение.

Действительно, система К. Линнея сохранилась до настоящего времени и она была взята за основу в

современной систематики. Со временем она претерпела небольшие изменения, в нее были добавлены

такие систематические категории, как семейство, тип (у растений - отдел), подтип, царство.

Самостоятельная работа –в тетради, а потом на доске. Проверка заданияна доске с карточками

–расположите следующие систематические категории в последовательности от самого «низкого»

до самого «высокого» ранга:

1 – вид; 2 – семейство; 3 – класс; 4 – тип; 5 – отряд; 6 – царство; 7 – род; 8 - подтип

Проверка задания.

4. Закрепление материала.

А) фронтальный опрос «мозговой штурм»

1) О ком мы говорили сегодня на уроке? Царство?

2) Как называется наука, изучающая животных?

3) Как давно человек знаком с животным миром?

4) Как человечество приобретало знания о животных?

5) О чем говорят наскальные рисунки?

6) Выделяют два этапа истории развития зоологии…….?

7) Какие ученые внесли большой вклад в развитие зоологии?

8) Кого из этих ученых считают «отцом зоологии»?

9) Почему его считают «отцом зоологии»? Что вы можете сказать о его достижениях?

10) Кто из ученых изготовил микроскоп, что позволило изучать мир микроскопических организмов?

11) Как ученые разбираются в многообразии животных?

Конспект урока по биологии

Тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

Цели урока: раскрыть характерные признаки отрядов насекомых: Жуков, Стрекоз, Вшей, Клопов.

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся знания об основных признаках жуков, стрекоз, клопов, вшей; показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания; определить их роль в природе и жизни человека.

Развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности.

Тип урока : урок изучения нового материала

    Организационный момент

    Актуализация знаний

На прошлом уроке мы приступили к изучению отрядов насекомых. Какие отряды насекомых мы рассмотрели на прошлом уроке?

Отвечают: На прошлом уроке мы познакомились с отрядами насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях строения Таракановых.

Отвечают:Тараканы освоили все континенты, кроме Северного полюса. Питаются всем, вплоть до хозяйственного мыла, ротовой аппарат грызущего типа, на спине имеется пара крыльев, но летать тараканы не умеют, т. к. утратили эту способность в ходе эволюции.

Какую роль тараканы играют в природе и жизни человека?

Каковы характерные особенности отряда насекомых Прямокрылые? Назовите основных представителей этого отряда.

Отвечают: Основными представителями прямокрылых являются разные виды кузнечиков, саранча, сверчки. Характерные особенности прямокрылых: наличие двух пар прямых крыльев, грызущий ротовой аппарат, передвигаются прямокрылые скачками или перелетами, органы слуха расположены на голени передних ног. Развитие прямокрылых осуществляется без превращения.

Почему и как стрекочут кузнечики?

Отвечают: Стрекотание характерно только для самцов кузнечиков для привлечения внимания самок. Звук образуется за счет трения верхних крыльев друг о друга.

Расскажите характерные особенности уховерток?

Отвечают: Уховертки имеют на конце тела «два хвоста», за что им дают второе название – двухвостки. Уховертки мирные животные и используют свои «хвосты» только для защиты. Эти насекомые ведут ночной образ жизни, днем прячутся под камнями, досками. Питаются растительностью, поэтому имеют грызущий ротовой аппарат. Развитие происходит без превращения.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с отрядами насекомых и сегодня рассмотрим такие отряды насекомых: Жуки, Стрекозы, Вши, Клопы.

Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

Изучить характерные особенности данных отрядов, выявить роль представителей этих насекомых в природе и жизни человека.

    Изучение нового материала

тема урока: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

Работать мы сегодня будем таким образом, все данные будем заносить в таблицу Таблица, как вы видите, состоит из 4 столбцов: первый столбец называется «Название отряда», второй – «Представители», третий – «Основные характеристики», четвертый – «Значение в природе и жизни человека».

Первый отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – отряд Стрекозы .

Стрекозы – это крупные, стройные, яркоокрашенные насекомые известны каждому человеку не только по басне «Стрекоза и муравей», но и на основе собственных наблюдений. Стрекозы имеют две пары крыльев и большие фасеточные глаза.

Что такое фасеточные глаза и какое зрение характерно для таких глаз?

Отвечают: фасеточные глаза – это сложные глаза, состоящие из простых глаз. Для фасеточных глаз характерно мозаичное зрение.

Много стрекоз можно увидеть около водоемов, в которых развиваются их личинки. Летают стрекозы в теплую безветренную погоду. Питаются насекомыми, которых ловят налету, т.е. стрекозы хищники.

Личинки стрекоз живут на дне водоемов или среди водной растительности. Они тоже хищники как и взрослые особи. К нижней стороне головы личинок прикреплен орган нападения – так называемая «маска», снабженная на конце хватательным аппаратом. Эта маска выбрасывается в сторону приближающейся жертвы. Развитие стрекоз с превращением

Следующий отряд насекомых – Вши.

Какие характерные особенности встречаются у вшей?

Ч то такое гнида?

Отвечают: Гнида – это яйцо вши с личинкой внутри.

Самка способна отложить за всю свою жизнь до 300 штук яиц.

Развитее вшей осуществляется без превращения, личинки отличаются от взрослой особи только по размеру.

Физкультминутка.

Ходьба на месте, выше ноги!

Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно.

Мы коленки поднимаем,

Шаг на месте выполняем.

От души мы подтянулись,

И на место вновь вернулись!

Отдохнули, а теперь работаем дальше.

Следующий отряд – Жуки или Жесткокрылые

Как вы думаете, почему их называют жесткокрылые?

Отвечают: Потому что верхние крылья жуков, твердые и выполняют защитную функцию

Правильно, верхние крылья называются надкрыльями и выполняют не только защитную функцию, но и участвуют в полете, создавая подъемную силу.

Приведите примеры жуков.

Отвечают: Божья коровка, майский жук, скарабей, колорадский жук, бронзовик, жук-олень и другие.

Сейчас у себя в тетради записываем по два любых примера жуков.

Развитее жуков протекает с полным превращением. Ротовой аппарат грызущего типа, жесткокрылые освоили все среды обитания.

Сейчас положите ручки, немного послушаем о некоторых видах жуков.

Скарабей . В Египте скарабей долгое время считался священным животным, питаются скарабеи остатками органики. Эти жуки «скатывают» навозные шарики. В эти шарики самки откладывают яйца, после чего шарики с яйцами зарывают в землю или опускают в воду. Когда из яиц появятся личинки скарабея, они будут питаться «навозным» шариком.

Колорадский жук . Название этому листоеду присвоено потому, что вред от него был впервые отмечен в США в штате Колорадо. В Европу был завезен через французские порты во время первой мировой войны. Быстрому распространению способствовали самостоятельные перелеты, а также его перевозка вместе с картофелем различными видами транспорта. Высокая плодовитость и высокая адаптация к разным условиям позволили быстро распространиться жуку повсеместно, тем более в наших условия он не имеет естественных врагов. Самка может отложить 400-800 яиц, за лето дать 2-3 поколения. Потомство одной самки к концу лета может достигнуть несколько миллионов экземпляров.

Следующий отряд насекомых, который мы сегодня рассмотрим – Клопы или Полужесткокрылые.

У вас на столах есть желтые карточки, в которых дается информация о клопах. Сейчас 5 минут работаем с картами и параллельно заполняем таблицу.

Назовите основных представителей отряда Клопы.

Отвечают: Разные виды клопов, водомерки, гладыш, водяной скорпион.

Назовите характерные особенности полужескокрылых?

Отвечают: передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, отсюда и название отряда. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа, некоторые представители выделяют неприятный запах для защиты.

Чем питаются клопы?

Отвечают: Клопы питаются соком растений или кровью млекопитающих.

Закрепление

Сегодня мы рассмотрели отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Вы заполняли таблицу. Сейчас я проверю, насколько вы усвоили материал.

Вопросы:

    Что такое «маска» стрекозы?

    Почему стрекозы летают над прудами, озерами, реками?

    Сколько пар крыльев у жуков? Почему их называют жесткокрылыми?

    Кто такие вши? Чем они опасны для человека?

    Почему клопы неприятно пахнут?

Отвечают устно:

    Маска особый орган личинки стрекозы, необходимый для захватывания пищи и прикрепленный к нижней стороне головы.

    Потому что откладывают яйца в водоемы или на водную растительность.

    У жуков две пары крыльев, верхние твердые и называются надкрыльями. Наличие твердых надкрыльев дало второе название этому отряду – Жесткокрылые.

    Многие клопы имеют неприятный запах, потому что он отпугивает их врагов, т. е. запах клопов – это средство защиты.

    Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать параграф 17 в учебнике.

Спасибо за урок! До свидания!

Конспект урока по биологии (7 класс)

Общая характеристика покрытосеменных и их классификация

Цель. Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных
растений и современную их классификацию. Изучить особенности отдела
Покрытосеменные растения; формировать навыки работы с учебником и
раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать
выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения;
совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.

Основные понятия и термины: Покрытосеменные, Однодольные, Двухдольные.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, рабочие
тетради, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы,
инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев,
строение семени), семена растений.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа
(подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы);
наглядные (мультимедийная презентация и гербарные образцы, семена
растений); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа,
создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему
мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые
принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске.

2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали.
Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые.
Как вы думаете, о чем говорит такое название?

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и
завязи, которые окружают семена.

ІІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.

Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

Слайд 2. Откройте тетради, запишите тему урока.

На уроке мы:

познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;

выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;

познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.

Слайд 3. Основные понятия сегодняшнего урока:

отдел Покрытосеменные,

класс Однодольные,

класс Двудольные.

ІV. Изучение нового материала.

Слайд 4. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных
растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем
круговороте веществ.

Где же они распространены.

В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на
Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех
климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за
исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где
господствуют (?) голосеменные.

образуют семена.

семя «лежит» открыто на чешуе шишки.

опыление происходит с помощью ветра.

только древесные формы.

Работа с учебником с.154

Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки? (3 мин.)

Ответы детей.

Проверьте себя. Всё ли мы назвали?

Слайд 6. Признаки Покрытосеменных растений.

Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

Семяпочка защищена завязью

Образуют плод

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

Быстрый обмен веществ

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка

Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

Образуют ярусы леса

Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Запишите их в тетрадь.

Работа в группах.

Объединение в группы:

1 группа - Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных
растений.

2 группа - Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных
растений.

Проверка:

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

Оценивание.

????????????#?Классификация покрытосеменных растений.

Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса:
Однодольные и Двудольные растения. В свою очередь Однодольные объединяют
два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства
Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные.

Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А
сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.

Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные
и Двудольные? (по количеству семядолей)

Итак, основные признаки класса.

Количество семядолей.

Корневая система.

Внутреннее строение стебля.

Расположение листьев на стебле.

Жилкование листа.

Работа в группах с гербарием:

Задания: 1 группа - Определить характерные признаки класса Однодольные.

2 группа - определить характерные признаки класса Двудольные.

Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у
вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам
растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.

Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.

Знакомство с характерными признаками класса двудольные и однодольные
растения.

Рассмотреть на образцах растений:

Корневую систему;

внутреннее строение стебля;

расположение листьев на стебле;

жилкование листьев;

строение семени.

Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к
какому-либо классу?

Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах.
Найдите их.

Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений

Корневая система, Внутреннее строение стебля, Жилкование листьев,
Строение семени, Виды растений.

Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на
столах, а также на слайде, на экране.

Ответы детей.

Проверьте и запомните.

Оценивание.

Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают
определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с
учебником с. 155.

Ответы детей.

Растения, нуждающиеся в охране.

Уже не один год во всём мире, в том числе и в Украине, проводится акция
под названием «Операция Первоцвет». Её цель - защитить весенние цветы от
истребления человеком.

Призываю вас, также присоединится к этой акции. Не покупайте цветы.

V. Закрепление изученного.

А теперь давайте проверим свои знания.

Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые
соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

6. Зародыш с двумя семядолями

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

8. Растения не имеют камбий

9. Главный корень не развивается

10. Стержневая корневая система

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

12. Цветы трехчленные

Взаимопроверка.

Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12

Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11

VI. Домашнее задание.

VІІ. Итог урока.

Мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные
растения.

1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к
высшим растениям;

2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;

3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.

На следующем уроке мы продолжим изучать семейства однодольных и
двудольных растений.

А сегодня всем спасибо, благодарю за работу.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

07 Июн 2011

_____________ 7 класс

Тема: Общие сведения о животном мире

Задачи урока:
выявить признаки сходства и различий между животными, растениями, грибами, бактериями;
продолжить знакомство учащихся с многообразием животного мира;
развить понятие о систематике живых организмов и о виде как основной систематической единице;
расширить знания учащихся о значении животных в природе и жизни человека;
обосновать необходимость охраны животного мира.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

учащиеся расширяют знания о царстве Животные, о классификации животных, виде;

развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах;

овладевают умением обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные:

учащиеся продолжают осваивать учебно-исследовательскую деятельность, включая умения наблюдать за животными, устанавливать систематическую принадлежность биологических объектов к царству животных (классифицировать);

совершенствуют смысловое чтение, умение работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет-источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую, учатся
использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.
Личностные:

учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока: царство Животные, классификация животных, вид, охрана животных.
Деятельность учащихся: смысловое чтение учебника и дополнительных источников биологической информации, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество
с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к животным, подготовка презентаций.

Ход урока

I. Актуализация знаний о чертах сходства и различий животных и растений в ходе коллективного заполнения таблицы «Черты сходства и различия животных и растений» (оформление работы в тетради - задание 3).
99

II. Изучение нового материала
1. Многообразие животных (рассказ учителя; выполнение заданий 1, 2в рабочей тетради).
2. Сходство животных с другими организмами и отличия от них (объяснение учителя с элементами беседы).
3. Классификация животных - распределение всего множества животных на соподчинённые группы (рассказ учителя с демонстрацией таблиц).
4. Охрана животного мира (рассказ учителя с элементами беседы).

III. Закрепление материала
1. Отработка понятий: классификация животных, вид, охрана животных.
2. Беседа по вопросам:
Какие среды жизни населяют животные?
Почему в любой среде обитания животные распределены неравномерно?
Что означает провести классификацию?
3. Обсуждение вопроса «Почему мир животных много-
образен?».

IV. Домашнее задание
1. Изучить § 34, ответить на вопросы в конце параграфа.

_____________ 7 класс

Тема: Одноклеточные животные, или Простейшие

Задачи урока:
познакомить учащихся с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности;
научить учащихся распознавать простейших, выявлять черты сходства и различий в строении растительной клетки и клетки простейших;
продолжить формирование у учащихся умений работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты.
100
Планируемые результаты обучения:

Предметные:

учащиеся расширяют знания о характерных признаках и многообразии одноклеточных животных (корненожек, жгутиконосцев, инфузорий), совершенствуют умение различать простейших среди биологических объектов, на рисунках и таблицах.
Метапредметные:

учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за свободноживущими водными простейшими;

учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи
в другую.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных, работы с микроскопом;

у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе познавательной деятельности.
Основные понятия урока: простейшие, органеллы, внутриклеточное пищеварение, корненожки, жгутиконосцы, инфузории.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при об-
суждении особенностей строения и жизнедеятельности простейших, выполнение.

Ход урока

I. Проверка знаний о многообразии животного мира.

1. Фронтальная беседа по вопросам:
В чём проявляется многообразие животного мира?
Какие признаки характерны для всех или для большинства животных, а для растений являются исключением?
Почему по внешнему виду животных обычно можно определить среду их обитания?
С какой целью учёные классифицируют животных?
Какие меры должны предпринимать люди для сохранения животных?
101
2. Демонстрация и коллективное обсуждение презентации «Охраняемые животные моего региона».

II. Изучение нового материала
1. Общая характеристика простейших (рассказ учителяс демонстрацией таблиц, слайдов или фрагментов видео-фильма «Простейшие»; выполнение задания 1 в рабочей
тетради).
2. Лабораторная работа «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших» (выполнение работы по инструктивной карточке на с. 131 учебника, оформление работы в рабочей тетради - задание 4).

III. Закрепление материала
1. Отработка понятий: простейшие, органеллы, псевдоподии, внутриклеточное пищеварение, саркодовые, жгутиконосцы, инфузории.
2. Коллективное заполнение таблицы «Строение одноклеточных животных» на доске (в каждой из колонок ставится знак «+» (наличие) или знак «–» (отсутствие) указанной в левой колонке структуры).
102
3. Обсуждение проблемы «Докажите, что простейшие
являются самостоятельными организмами».
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 35, ответить на вопросы в конце пара-
графа.
2. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.
Темы исследовательских заданий:
1. Простейшие, обитающие в водоёмах родного края.
2. Питание инфузорий.

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса
Урок биологии в 7 классе
Автор-составитель: Кошедова Анна Ивановна учитель биологии КГУ СШ имени Юрия Гагарина г. Аксу
На данном уроке учащиеся знакомятся с многообразием одноклеточных животных, их строением, происхождением и значением в природе и в жизни человека.
Тема урока «Одноклеточные животные» 7 класс
Цель: дать понятие об одноклеточных животных
Задачи:
- формировать знания учащихся о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных;
- закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории; уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;
- закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.
- воспитание бережного отношения к живым организмам.
Оборудование: рисунки одноклеточных животных, учебник
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, критическое мышление
Ход урока
I. Орг. момент. /сообщение темы урока, задач/
II. Проверка знаний учащихся.
Ответить на вопросы:
- Что такое систематика?
- Что такое классификация?
- Какие особенности животных взяты за основу классификации?
- На какие группы делятся животные?
- Почему животные объединяются в группу хордовых?
- Какую номенклатуру предложил Карл Линей?
- Что такое бинарная номенклатура?
III. Объяснение новой темы:
Наступило время путешествия в страну «Простейшие», в страну, которая по размерам не больше капли прудовой воды. Путешествуя по этой стране, мы должны проверить и расширить знания об одноклеточных животных: об их строении, поведении, месте в системе органического мира и значении в природе и жизни человека. Итак, не задерживаясь – в путь!
➣ Сколько простейших известно в природе? (70 тысяч видов)
➣ Почему животные этой группы получили название одноклеточные или простейшие? (они просто устроены, их тело состоит из одной клетки).
➣ Правильно, но несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. А как вы считаете? (да, они способны передвигаться, питаться, размножаться, дышать, для них характерен обмен веществ и энергии, они живут независимо и умирают)
➣ Антони Ван Левенгук вначале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему? (потому что все они имеют различия в строении тела)
Мы ознакомимся с простейшими:
❖ Саркомастигофорами - (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) - клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;
❖ Ресничные – (инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) - снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку
❖ Споровики – (малярийный паразит, кокцидии – поселяются в клетках кишечника и желудка кроликов, кур и др. животных, заболевшие животные отказываются от питания и погибают) – паразитические, паразитируют в клетках и тканях и органах животных и человека, у них нет органов захвата пищи и передвижения
➣ Чем похожи и чем различаются Простейшие разных групп?
Ученые 17-18 веков Простейших представляли по-разному. Среди мыслителей того времени находились такие, которые говорили, что сам Бог, скрыв Простейших от невооруженного взгляда, выразил свое нежелание того, чтобы человек изучал их. Даже Карл Линней назвал мир Простейших «невидимым миром» и в своей книге «Система природы» описал его как один единственный род, характерно названный «хаос инфузориум». Одни ученые считали, что Простейшие устроены так же совершенно, как высшие животные и растения и отличаются от них всего лишь размерами. Другие – что Простейшие всего-навсего комочки «живой слизи», не имеющие никакого внутреннего строения. Сегодня уже не спорят по этому поводу, знают наверняка, что зачастую простейшие устроены сложнее, чем отдельная клетка многоклеточного организма, но проще, чем одноклеточный организм в целом.
Какое внутреннее строение имеют Простейшие? Ответим на этот вопрос, выполнив задание.
/повторение материала из курса биологии 6 класса по рисункам/
Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».
Процессы жизнедеятельности Амеба Эвглена Зеленая Инфузория-туфелька
1. Движение При помощи ложноножек При помощи жгутика При помощи ресничек
2. Питание Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль Фотосинтез Рот, глотка, пищеварительные вакуоли
3. Дыхание Через оболочку Через оболочку Через оболочку
4. Выделение Сократительная вакуоль Сократительная вакуоль Сократительная вакуоль и порошица
5. Размножение Бесполое Бесполое Бесполое и половое
6. Переживание неблагоприятных условий Образование цисты Образование цисты Образование цисты
Сравнивая между собой представителей разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?
- их тело состоит из одной клетки, которая выполняет все необходимые функции живого организма – передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.
Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.
От кого же произошли эти животные, кто их предок?
/рассказ учителя с помощью рисунка/
Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными. Следовательно, эти организмы родственны между собой и произошли от древних жгутиковых.
Ученые считают, что древние жгутиковые жили на Земле 1,5 млрд. лет назад. Доказательствами происхождения одноклеточных животных от древних жгутиковых служит наличие таких пресноводных одноклеточных животных, которые имеют одновременно и жгутики и ложные ножки, а также сходство в строении ресничек инфузорий со жгутиками эвглены зеленой, лямблии и др. жгутиковых.
Выполнение лабораторной работы № 13 «Знакомство со строением, движением и раздражимостью инфузории туфельки».
Какое значение простейших в природе и жизни человека?
- очищают воду;
- служат пищей малькам рыб, пресноводным рачкам дафниям и циклопам, личинкам комаров;
- образуют отложения известняка;
- по остаткам скоплений раковин вымерших морских одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых;
- многие виды одноклеточных паразитируют в органах животных и человека, вызывая заболевания (лямблия, дизентерийная амеба, балантидий, кокцидия)
IY. Закрепление
На Земле простейших насчитывается 70000 видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека.
1. Ответить на вопрос:
В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?
Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.
В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?
Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму
2. Биологического диктанта.
1. Вырост тела амеба... (ложноножка)
2. Содержимое пищеварительной вакуоли... (пищеварительный сок)
3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена... (сократительная)
4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется. (обменом веществ)
5. Защитная оболочка у амебы... (циста)
6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)
Y. Домашнее задание § 36, оформить лабораторную работу, подготовить кроссворд
YI. Итог урока, выставление оценок