Антонина Кузнецова: «Здоровое питание — хорошая привычка»! Антонина Кузнецова: самое главное — как звучит душа Фото: предоставлено театром «Красный факел».

Описание фотографии

«Не могу отказаться от мороженого»

Антонина, труд актера требует много энергии, самоотдачи. Кто-то восполняет силы обильной пищей, кто-то - сном или общением с близкими. А как у вас?

Я давно заметила, что энергию черпаю не из пищи. Скажу даже больше: чем меньше ем, тем лучше себя чувствую. Это осознание пришло ко мне во время одного из постов - я регулярно их соблюдаю. А в какой-то момент решила, что и после окончания поста вполне могу прожить без мяса и другой тяжелой еды. Причем отчасти подтолкнули меня к этому… пельмени. Кто-то из друзей сказал, что пельмени перевариваются в организме человека около 20 часов! Не знаю, правда ли это. Но я от пельменей и от мяса вообще решила отказаться. Не пришлось даже прилагать усилий. Просто не хочется - и все.

А потом у меня дома сломалась плита. И подруга в шутку предложила стать сыроедом. Я заинтересовалась. Но, если честно, безапелляционность этого направления меня смутила. Как только появляются какие-то запреты, их тут же хочется нарушить. К тому же есть продукты, от которых я пока никак не могу отказаться. Я - сладкоежка, обожаю мороженое, а еще иногда балую себя чипсами… С сыроедением такие отступления несовместимы.

- Как к решению убрать из рациона тяжелую пищу отнеслась ваша семья?

Дочь Саша - в марте ей исполняется 11 лет - сама осознанно воздерживается от тяжелой пищи. Я не строжусь, в выборе дочь не ограничиваю. Она самостоятельно решает, чего ей хочется, а чего - нет. Хотя многие знакомые недоумевают: мол, ребенок - растущий организм, ему нужно есть все. Но Саша ни в росте, ни в развитии не отстает. Просто ей так больше нравится. Даже на бабушкины уловки не поддается, когда та старается накормить салатом с жирным майонезом или чем-то подобным. Вообще, конечно, самое простое - с детства ориентировать ребенка на здоровое питание. Тогда это войдет в привычку.

- После отказа от тяжелой пищи многие ощущают легкость, меняется цвет лица, уходит лишний вес…

У меня проблем с лишним весом никогда не было. Но многие друзья говорили, что после того, как я отказалась от мяса, похудела. Хотя в нашей профессии причин для похудения и без специального питания достаточно. Нервы, эмоции, переживания - вот вес и уходит.

Описание фотографии

«Между стиркой и уборкой я выбрала поспать»

- Как восполняете силы после спектакля? Многие усталость предпочитают заедать...

Иногда после спектакля усталости не чувствуешь - кажется, можешь сыграть еще. Такое происходит, когда на сцене с коллегами все складывается, зритель чутко реагирует на происходящее, получаешь большой эмоциональный заряд. Артистам всегда важно чувствовать отклик зала. Особенно когда во время спектакля происходят какие-то нештатные ситуации.

Помню, как-то во время спектакля «Без слов» пропал звук, а музыка там является одним из действующих лиц. Выходит звукооператор и объявляет зрителям, мол, технические неполадки. Все устранили буквально за 3–4 минуты, но для нас, актеров на сцене, они показались вечностью! Зато за это время мы так сроднились с залом! Этот спектакль и так всегда проходит хорошо. Но тогда зал долго аплодировал стоя и кричал «браво»!

А бывает, что спектакль проходит так, что ничего, кроме пустоты, не ощущаешь. Недавно нам пришлось играть спектакль «Всё о женщинах» (он рассчитан примерно на сотню зрителей) в Доме ученых Академгородка, который вмещает около тысячи человек. Как мы ни старались, диалог не получился. После таких спектаклей чувствуешь себя очень уставшим, совершенно без сил. Все-таки спектакль - это обоюдный обмен энергией зрителей и актеров.

Вы задействованы во многих спектаклях театра. Как вам при таком загруженном графике удается оставаться в отличной форме? Поделитесь секретом.

Это может прозвучать странно, но я научилась спать. Раньше, когда ребенок был еще маленьким, бабушка мне говорила: «Дочь спит, и ты спи». Но у меня не получалось. Выходило, что я вставала с Сашей рано утром, а спать ложилась только поздно вечером. Теперь могу прилечь днем. Для меня это восстанавливающий сон, после которого просыпаешься, как ребенок, незащищенным и открытым. Мне такое состояние очень нравится. Дочь даже шутит: «Между стиркой и уборкой мама выбрала поспать».

Еще мне кажется, что внешний вид во многом связан с внутренним состоянием. В состоянии одухотворенности женщина прекрасна! А еще когда влюблена - ведь в это время появляются легкость, обаяние, желание нравиться.

И конечно, женщину украшает материнство. Не могу судить, как выглядела со стороны в период беременности и первые годы материнства я сама, но глядя на знакомых, у которых недавно появились дети, вижу, насколько они преображаются. Причем это происходит не на уровне внешности - это какая-то другая привлекательность, особая энергия.

Блицопрос

Любимое блюдо: стручковая Фасоль, брокколи, цветная капуста, овощное рагу, тушеная капуста, гречка, постные драники, чечевица

Любимый отдых: посещение театра

Хожу и в свой театр, и в другие. Конечно, не все соответствует моим представлениям о том, каким должен быть театр. Но мне интересно.

Любимый момент в работе: репетиции

Это поиск, в котором рождается что-то новое. И для того, чтобы это новое родилось, нужно вложить немало сил.

Текст: Татьяна БУШМАКИНА

Фото: предоставлено театром «Красный факел»

Актриса, мастер художественного слова, режиссер, педагог.
Заслуженная артистка РСФСР (8.09.1989).
Народная артистка РФ (27.11.1995).

В 1966 году окончила Ярославское театральное училище.

В 1966–1969 годах – актриса Московского театра им. М.Н.Ермоловой.
С 1969 года – артистка Московской государственной академической филармонии (мастер художественного слова).

Первые программы были сделаны для детей: главы из книг М.Твена «Приключения Тома Сойера» (1968) и А.Линдгрен «Пеппи - Длинный Чулок» (1969).
В сольном репертуаре: «Поэзия Франции» (Ф.Вийон, П.Ж.Беранже); «Друзья души моей» (поэты пушкинской плеяды); «Итог жизни» (о А.С.Грибоедове); «Записки кавалерист-девицы Надежды Дуровой»; «Горе от ума» (А.С.Грибоедов); «Мое святое ремесло» и «Я от природы вёселая» (М.И.Цветаева); «Сестра моя – жизнь» (Б.Пастернак); «Бывшая Россия» (Вл.Набоков); «О времени и о судьбе» (Вл.Высоцкий); «Прогулки по Парижу» (поэзия Франции XV-XXв.); «Русский Париж», «Русский Берлин» (первая волна русской эмиграции); «Давай ронять слова» (поэзия Серебряного века"); «Нева, безмолвие, гранит...» (Петербург XIX-XX в); «Два века русской поэзии»; «Концы и начала» (А.И.Герцен); «История времен террора» (А. де Виньи); «Ах, как славно мы умрем!» (день 14 декабря 1825 года); «Задумчив я брожу» (А.С.Пушкин); «Поэзия первой оттепели» (Б.Ахмадулина, А.Тарковский, Б.Окуджава, Ю.Ряшенцев); «Любви старинные туманы» (И.Бабель, Ги де Мопассан, К.Павлова, М.Цветаева); «И бурный век вокруг» (Д.Самойлов); «Прогулки по Москве» (К.Батюшков, А.Пушкин, А.Грибоедов, А.Герцен, М.Салтыков-Щедрин, И.Шмелев, М.Цветаева, Б.Пастернак, А.Белый, М.Булгаков, Д.Самойлов, Б.Окуджава); «Бомарше-Фигаро» (Бомарше, Гюден, Грандель, Галле).
Программы, исполняемые с симфоническим оркестром: «Пер Гюнт» (Г.Ибсен, музыка Э.Грига); «Арлезианка» (А.Доде, музыка Ж.Бизе); «Фауст» (И.-В.Гете, музыка Ф.Листа); «Евгений Онегин» (А.Пушкин, музыка С.Прокофьева); «Медный всадник» (А.Пушкин, музыка Глиэра); «Метель» (А.Пушкин, музыка Г.Свиридова); «Гамлет» (У.Шекспир, музыка Д.Шостаковича); «Сон в летнюю ночь» (У.Шекспир, музыка Ф.Мендельсона); «Поэма без героя» (А.Ахматова, музыка И.Стравинского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича); «Времена года» (поэзия XIX века, музыка П.И.Чайковского).

Участвовала в создании телевизионных фильмов (сценарист, актриса): «Уход» (по М.Цветаевой), «Между любовью и любовью распят мой век» (М.Цветаева в Праге), «Двух станов не боец» (М.Цветаева в Париже), «Меня, как реку, суровая эпоха повернула» (М.Цветаева), «Не похороните живой» (М.Цветаева), «И отзовется тишина» (фильм-монолог), «Пер Гюнт» (с симфоническим оркестром), «Евгений Онегин» (с симфоническим оркестром), «Ангелом задетый» (Вл.Набоков), «Я устал от двадцатого века», «Прозеванный гений» (Зигмунд Кржижановский).
Участник цикла передач «Все грани прекрасного» и моноспектаклей на радио (фондовые записи): «Ах, как славно мы умрем!» (день 14 декабря 1825 года), «Кавалерист-девица Надежда Дурова», «Итог жизни» (об А.С.Грибоедове), «Давай ронять слова» (поэзия Серебряного века).

С 1988 года – преподает на кафедре сценической речи Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского (ныне – Российский университет театрального искусства); профессор (1998).
С 1992 года – председатель Московского Речевого центра при СТД РФ.

На Фриформ- форуме (мы называем его коротко 3Ф), в разделе "Мастера фриформа" появилась очередная статья. Против обыкновения её писала не я, а Алиска, давняя поклонница творчества Антонины Кузнецовой. Алиска известна (в узких кругах:-) не только собственными прекрасным вязанием (скоро увидите её работы в ЖМ), но и отличным слогом. Так что предоставляю ей слово!:-))

"Прекрасно, когда у твоего пути есть цель, к которой можно стремиться; но важна не эта цель, а сам путь". Урсула Ле Гуин.

Это один из часто цитируемых Антониной афоризмов. Она нередко советует новичкам в технике наборного кружева не бояться начинать, если цель уже определена. Главное на этом пути - анализировать приемы и приобретаемые навыки, экспериментировать и вырабатывать свой индивидуальный почерк и стиль.

Тоня Кузнецова. Абсолютно отдельная история в моей жизни. Люблю ее творчество, ее категоричность и цельность, ее четкие позиции в творчестве и в работе. Хочу презентацию этой мастерицы написать лично - духовно она мне близка и понятна. По очень многим вопросам. А ее цветовые гаммы, примененные в изделиях, мне просто помогали забыть страшные картинки из моей реальной жизни (профессия моя связана с расследованием тяжких преступлений). Был и такой период.




Мое знакомство с творчеством этого замечательного Мастера началось с «Дуплета». Не часто, рассматривая журнал с модными модельками, хочется поискать меленький шрифт, где указано имя автора изделия. Рассматривая ее топики, платья и юбки, желание узнать «кто ж так вяжет-то?» возникло сразу. Очень несложными, лаконичными и изящными показались мне ее изделия. Но вот повторить нечто подобное оказалось весьма не простым делом: возникли трудности как с подбором цвета пряжи, так и с композицией уже готовых мотивов. Потом я узнала от самой Антонины (она достаточно открытый человек и о себе писала на одном форуме вполне откровенно), что вязать вещи в технике сцепного или наборного кружева она начала в начале 2000-ных, когда информации о такой технике практически не было. И все ее наработки - результат собственного поиска и собственных проб и ошибок.

Осваивать новое «в вакууме», без общения с опытными мастерами дела, трудно. Это объективная реальность. Но у Антонины явно все получилось. И освоила, и собственный стиль наработала. Узнаваемый. Впервые ее работа (белое платье наборного кружева) была опубликована в «Дуплете» № 26. С тех пор «Дуплет» стал регулярно (или более-менее регулярно) публиковать ее работы к радости многих ее поклонников. В лихие 90-тые Антонина, занимавшаяся вязанием только в качестве хобби, оставила профессию (органический синтез новых веществ в исследовательской лаборатории) и начала заниматься трикотажем уже серьезно, желая не только получать удовольствие от любимого рукоделия, но и зарабатывать этим. Не самый легкий заработок...

Теперь у Тони есть и ученицы, и помощники, и огромное число благодарных поклонниц. Неизменным остается одно: по-прежнему в каждое изделие от Антонины Кузнецовой вкладывается частичка ее души, любовь к окружающему миру и гармонии в нем.

Вещи, сделанные руками человека, несут в себе энергетику мастера. То самое платье, из «Дуплета» № 26 оказалось наделенным уникальным свойством: новая хозяйка платья в нем троих детей выносила. И модель, которая демонстрировала платье, вскоре ушла в декрет. Вот такая энергетика…

Несколько высказываний необыкновенной Тони в инете приведу в этом топике ниже.

«Для успеха нужно стремиться делать то, что не делали другие, или хотя бы иметь "свое лицо", свой стиль, тогда все получится. Пожалуй, это главный и самый ценный совет, который я могу дать».

«Я просто не берусь делать вещи, в которых не уверена, а уверенность придает опыт и отработанная технология, которая включает в себя не только тонкости сборки, но и точность подбора пряжи и мельчайшие нюансы вывязывания мотивов».

«Так не бывает! Дано всем, многие "не берут". Просто выгляни в окно. Там у вас, наверно, что-нибудь цветет - свяжи его!»

«У мастеров нужно учиться, но не копировать, а синтезировать СВОЕ, анализируя их техники».

Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой (Б. Пироговская, 53/55)

н.а. России Антонина Кузнецова «В. Высоцкий. Разговор с Алисой о Времени и о Судьбе»

Кузнецова Антонина
Народная артистка России

Автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка, - Антонина Кузнецова занимает особое место в ряду самых выдающихся мастеров искусств России. В 1966 году сразу после окончания с отличием Ярославского театрального училища, которое она нежно любила и по сей день поддерживает с ним связь, она стала артисткой Московского драматического театра имени Ермоловой. Вот что вспоминает актриса о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно активно нарабатывала чтецкий репертуар. А сказать молоденькой артистке уже тогда было что: прочитанные с 4-го класса серьёзные, классические и даже запрещенные книги (например, Эккермана «Разговоры с Гёте» или «Собачье сердце» Булгакова) после переосмысления требовали выхода наружу. Она всегда внутренне свободна и даже в застойные годы делала только то, что сама считала нужным, отметая списки рекомендованной (в виде, например, Ленинианы) литературы. Тогда, при «развитом» социализме, работать без оглядки на худсовет было непросто и чревато неприятностями. В 1968 году любовь к чтецкому делу привела её в Московскую филармонию, где тогда в литературно-чтецком отделе сложился очень сильный творческий коллектив: Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. И по сей день Антонина Кузнецова служит в Московской филармонии. В Центральном доме художника у артистки вот уже много лет постоянный персональный абонемент.

Сейчас в репертуаре артистки свыше 30 (!) сольных программ по зарубежной и отечественной литературе, охватывающих период с 15-го по 20-го век. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – это всегда очень хорошая литература. По словам Антонины Кузнецовой, её «всегда интересовало духовно-душевное существование человека». Артистка в своих работах использует не только чисто литературный материал, но исторические и архивные документы, письма, воспоминания, что придает ее программам глубину и насыщенность.

Очень интересны и необычны ее концерты с симфоническими оркестрами: "Арлезианка" А.Доде-Ж.Бизе, "Пер Гюнт" Г.Ибсен-Э.Григ, "Метель" А.Пушкин-Г.Свиридов, «Евгений Онегин» А.Пушкин-С.Прокофьев, "Поэма без героя" А.Ахматова–И.Стравинский, Д.Шостакович и др. В этих программах главным все равно остается СЛОВО. Артистка постоянно в работе: каждый год появляются ее новые работы.

Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова проехала по всей стране. Вот только некоторые города: Нижний Новгород, Свердловск, Череповец, Вологда, Саратов, Калининград, Набережные Челны, Симбирск, Самара.

Все эти годы Антонина Михайловна Кузнецова преподаёт на актёрско-режиссёрском факультете РАТИ. За время работы на кафедре сценической речи подготовила многих актёров и режиссёров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Фёклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.

А ещё Антонина Кузнецова является педагогом Международной школы Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Бывала с моноспектаклями и мастер-классами в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве.

С 1992 года Антонина Кузнецова председатель Московского речевого центра при СТД РФ. В 1999 г. ей вручена «Золотая Пушкинская медаль». В 2001 году сонна тала лауреатом премии правительства г.Москвы в области литературы и искусства. В 2006 году награждена орденом «Знак почета».

А вообще ей просто нравится жить, она любит жизнь во всех её проявлениях и не перестает этой жизни удивляться. Ей интересно пробовать что-то новое и новое, пусть при этом ошибаться – это не страшно, когда есть азарт к жизни. Ведь ошибки - это малая расплата за счастье сделать что-то новое, необычное для себя.

В программе «Любви старинные туманы», с которой Антонина Кузнецова выступит в Концертном зале имени П.И.Чайковского, произведения Ги де Мопассана, М.Цветаевой, В.Набокова, Д.Самойлова, М.Булгакова.