Англия во второй. Англия во второй половине XIX -начале XX вв

Начавшийся в 80-х годах 20-го столетия в СССР экономический и политический кризис значительно усилился в 90-х и привел к ряду глобальных и радикальных изменений в территориально-политическом строе одной шестой части суши, именуемой тогда Союзом Советских Социалистических Республик, и его распаду.

Это был период острой политической борьбы и неразберихи. Сторонники сохранения сильной центральной власти вступили в противостояние со сторонниками децентрализации и суверенизации республик.

6 ноября 1991 года Борис Ельцин, избранный к тому времени на пост Президента РСФСР, своим указом прекратил деятельность коммунистической партии в республике.

25 декабря 1991 года по центральному телевидению выступил последний Президент Советского Союза Михаил Горбачев. Он заявил о сложении с себя полномочий. В 19-38 по московскому времени с Кремля был спущен флаг СССР, и после почти 70 лет существования Советский Союз навсегда исчез с политической карты мира. Началась новая эпоха.

Кризис двоевластия

Неразбериха и хаос, всегда сопровождающие изменения государственного строя, не обошли стороной и становление Российской Федерации. Одновременно с сохранением широких полномочий у и Съезда народных депутатов был учрежден пост Президента. В государстве возникло двоевластие. Страна требовала быстрых изменений, но Президент до принятия новой редакции основного закона был сильно ограничен во власти. По старой, еще советской Конституции большая часть полномочий находилась в руках высшего органа законодательной власти - Верховного Совета.

Стороны конфликта

По одну сторону противостояния пребывал Борис Ельцин. Его поддерживал Кабинет Министров, возглавляемый Виктором Черномырдиным, мэр города Москвы Юрий Лужков, небольшая часть депутатов, а также силовые структуры.

По другую сторону находилась основная часть народных избранников и членов Верховного Совета, возглавляемые Русланом Хасбулатовым и Александром Руцким, занимавшим пост вице-президента. Среди их сторонников в большинстве были депутаты коммунисты и члены националистических партий.

Причины

Президент и его соратники ратовали за быстрое принятие нового основного закона и усиление влияния Президента. Большинство были сторонниками «шоковой терапии». Они хотели скорейшего внедрения экономических реформ и полного изменения всех структур власти. Их оппоненты выступали за то, чтобы вся полнота власти сохранялась у Съезда народных депутатов, а также против поспешных реформ. Дополнительной причиной послужило нежелание Съезда ратифицировать договоры, подписанные в Беловежской пуще. А сторонники Совета считали, что команда президента просто пытается списать на них свои неудачи в реформировании экономики. После длительных и безрезультативных переговоров конфликт зашел в тупик.

Открытое противостояние

20 марта 1993 года Ельцин по центральному телевидению рассказал о подписании указа №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В нем предусматривался порядок управления во время переходного периода. Этот указ также предусматривал прекращение полномочий Верховного Совета и проведение референдума по ряду вопросов. Президент утверждал, что все попытки наладить сотрудничество с Верховным Советом провалились, и для преодоления затянувшегося кризиса он вынужден предпринять определенные меры. Но позже выяснилось, что Ельцин так и не поставил подпись под указом.

28 марта Съезд рассматривает предложение об импичменте Президента и отставке главы Совета Хасбулатова. Оба предложения не набрали нужного количества голосов. В частности, за импичмент Ельцина голосовало 617 депутатов, а нужно было как минимум 689 голосов. Также был отклонен проект постановления о проведении досрочных выборов.

Референдум и конституционная реформа

25 апреля 1993 года был проведен референдум. В бюллетенях было четыре вопроса. Первые два - о доверии к Президенту и проводимой им политике. Два последних - о необходимости внеочередных выборов Президента и депутатов. На первые два респонденты ответили положительно, а последние не набрали нужного количества голосов. Проект новой редакции Конституции РФ был опубликован в газете «Известия» 30 апреля.

Обострение противостояния

1 сентября Президент Борис Ельцин издал указ о временном отстранении от занимаемой должности А. В. Руцкого. Вице-президент постоянно выступал с острой критикой решений, принимаемых Президентом. Руцкого обвинили в коррупции, но обвинения не нашли никакого подтверждения. К тому же принятое решение не соответствовало нормам действующего закона.

21 сентября в 19-55 Президиумом Верховного совета был получен текст Указа №1400. А в 20-00 Ельцин обратился с обращением к народу и сообщил о том, что Съезд народных депутатов и Верховный Совет теряет свои полномочия по причине своей бездеятельности и саботажа Вводились органы временного управления. Назначили РФ.

В ответ на действия Президента Верховный Совет издал постановление о немедленном отстранении Ельцина и передаче его функций вице-президенту А. В. Руцкому. После этого следовало обращение к гражданам Российской Федерации, народам содружества, депутатам всех уровней, военнослужащим и сотрудникам силовых органов, в котором призывалось пресечь попытку «государственного переворота». Также была начата организация штаба охраны Дома Советов.

Осада

Примерно в 20-45 под Белым Домом собирался стихийный митинг, началась постройка баррикад.

22 сентября в 00-25 Руцкой объявил о вступлении в должность Президента Российской Федерации. Утром возле Белого Дома находилось около 1500 человек, к концу дня их было несколько тысяч. Начали формировать добровольческие отряды. В стране возникло двоевластие. Главы администраций и силовики в основном поддерживали Бориса Ельцина. Органы представительной власти - Хасбулатова и Руцкого. Последний выдавал указы, а Ельцин своими постановлениями признавал все его указы недействительными.

23 сентября правительство приняло решение отключить здание Дома Советов от отопления, электроэнергии и телекоммуникаций. Охране Верховного Совета были выданы автоматы, пистолеты и боекомплекты к ним.

Поздно вечером того же дня группа вооруженных сторонников ВС совершила нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ. Погибло два человека. Сторонники президента воспользовались нападением как поводом для усиления давления на держащих блокаду у здания Верховного совета.

В 22-00 открылся внеочередной чрезвычайный Съезд народных депутатов.

24 сентября Съезд признал Президента Б. Ельцина нелегитимным и утвердил все кадровые назначения, предпринятые Александром Руцким.

Вице-премьер правительства С. Шахрай заявил, что народные депутаты стали фактически заложниками формирующихся в здании вооруженных экстремистских групп.

28 сентября. Ночью сотрудники ГУВД Москвы блокировали всю территорию, что прилегала к Дому Советов. Все подходы были перекрыты с помощью колючей проволоки и поливальных машин. Пропуск людей и транспорта полностью прекращен. На протяжении дня у кольца оцепления возникали многочисленные митинги и беспорядки сторонников ВС.

29 сентября. Оцепление было расширенно до самого Садового кольца. В оцепление попали жилые дома и социальные объекты. По распоряжению главы ВС в здание перестали пускать журналистов. Генерал-полковник Макашов с балкона Дома Советов предупредил, что в случае нарушения периметра заграждения огонь будут открывать без предупреждения.

Вечером было оглашено требование правительства РФ, в котором Александру Руцкому и Руслану Хасбулатову предлагали в срок до 4-го октября вывести из здания и разоружить всех своих сторонников под гарантию личной безопасности и амнистии.

30 сентября. Ночью было распространено сообщение о том, что Верховный Совет якобы планирует совершить вооруженные нападения на стратегические объекты. К Дому Советов была отправлена бронетехника. В ответ Руцкой отдал распоряжение командиру 39 мотострелковой дивизии генерал-майору Фролову выдвинуть два полка в Москву.

С утра небольшими группами начали прибывать демонстранты. Несмотря на вполне мирное поведение, милиция и ОМОН продолжали жестоко разгонять протестующих, что еще больше обострило обстановку.

1 октября. Ночью в Свято-Даниловском монастыре при содействии патриарха Алексия, состоялись переговоры. Сторону президента представляли: Олег Филатов и Олег Сосковец. От Совета прибыли Рамазан Абдулатипов и Вениамин Соколов. По результатам переговоров был подписан Протокол №1, согласно которому защитники сдавали часть имеющегося в здании оружия в обмен на электроснабжение, отопление и работающие телефоны. Сразу после подписания Протокола в Белом Доме было подключено отопление, появилась электрика, в столовой начали готовить горячую пищу. В здание было пропущено около 200 журналистов. В осаженное строение можно было относительно свободно войти и выйти из него.

2 октября. Военный совет во главе с денонсировал Протокол №1. Проведенные переговоры были названы «чепухой» и «ширмой». Немаловажную роль в этом отыграли личные амбиции Хасбулатова, боявшегося потерять власть в Верховном Совете. Он настаивал, что должен лично проводить переговоры напрямую с президентом Ельциным.

После денонсации в здании вновь отключили энергоснабжение, и был усилен пропускной режим.

Попытка захвата Останкино

14-00. На Октябрьской площади проводится многотысячный митинг. Несмотря на попытки, ОМОНу не удается вытеснить протестантов с площади. Прорвав оцепление, толпа выдвинулась в направлении Крымского моста и дальше. ГУВД Москвы отправило на Зубовскую площадь 350 солдат внутренних войск, которые попытались оцепить митингующих. Но уже через несколько минут их смяли и оттеснили, захватив при этом 10 военных грузовиков.

15-00. С балкона Белого Дома Руцкой призывает толпу брать штурмом мэрию Москвы и телецентр "Останкино".

15-25. Многотысячная толпа, прорвав оцепление, двигается по направлению к Белому Дому. Отодвинувшийся к мэрии ОМОН открывает огонь. Погибло 7 протестующих, десятки раненых. Также убито 2 сотрудника милиции.

16-00. Борис Ельцин подписывает указ о введении чрезвычайного положения в городе.

16-45. Протестанты, возглавляемые назначенным министром обороны, генералом-полковником захватывают московскую мэрию. ОМОН и внутренние войска были вынуждены отступить и в спешке оставляют 10-15 автобусов и тентовых грузовых автомобилей, 4 БТРа и даже гранатомет.

17-00. Колонна из нескольких сотен добровольцев на захваченных грузовиках и БТРах, вооруженная автоматическим оружием и даже гранатометом, прибывает к телецентру. В ультимативной форме они требуют предоставить прямой эфир.

В то же время к "Останкино" прибывают БТРы дивизии Дзержинского, а также отряды спецназа МВД «Витязь».

Начинаются длительные переговоры с охраной телецентра. Пока они затягиваются, к зданию прибывают другие отряды МВД и внутренних войск.

19-00. "Останкино" охраняют примерно 480 вооруженных бойцов из разных подразделений.

Продолжив стихийный митинг, требуя предоставить им эфирное время, протестующие предпринимают попытку выбить грузовиком стеклянные двери здания АСК-3. Это им удается лишь частично. Макашов предупреждает, что если будет открыт огонь, протестующие ответят из имеющегося гранатомета. В процессе переговоров один из охранников генерала получает ранение из огнестрельного оружия. Пока раненого выносили к карете скорой помощи, одновременно раздались взрывы у снесенных дверей и внутри здания, предположительно от неизвестного взрывного устройства. Погибает боец спецназа. После этого по толпе открыли беспорядочный огонь. В наступивших сумерках никто не разбирал, в кого стрелять. Убивали протестантов, журналистов, просто сочувствовавших, пытающихся вытаскивать раненых. Но самое страшное началось потом. В панике толпа попыталась скрыться в Дубовой роще, но там силовики их окружили плотным кольцом и начали расстреливать в упор из бронетехники. Официально погибло 46 человек. Сотни раненых. Но, возможно, жертв было намного больше.

20-45. Е. Гайдар по телевидению обращается к сторонникам президента Ельцина с призывом собраться у здания Моссовета. Из прибывших выбирают людей, имеющих боевой опыт, и формируют добровольческие отряды. Шойгу гарантирует, что при необходимости люди получат оружие.

23-00. Макашов отдает распоряжение своим людям отступать к Дому Советов.

Расстрел Белого Дома

4 октября, Ночью был заслушан и одобрен план Геннадия Захарова по захвату Дома Советов. Он включал в себя использование бронетехники и даже танков. Штурм был назначен на 7-00 утра.

Ввиду бардака и несогласованности всех действий происходят конфликты между прибывшей в Москву Таманской дивизией, вооруженными людьми из «Союза ветеранов Афгана» и дивизией Дзержинского.

Всего в расстреле Белого Дома в Москве (1993 год) было задействовано 10 танков, 20 единиц бронетехники и примерно 1700 человек личного состава. В отряды набирали только офицеров и сержантов.

5-00. Ельцин издает Указ №1578 «О безотлагательных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в г. Москва».

6-50. Начался расстрел Белого Дома (год: 1993). Первым от пулевого ранения гибнет капитан милиции, который находился на балконе гостиницы «Украина» и снимал происходящие события на видеокамеру.

7- 25. 5 БМП, сминая баррикады, въезжают на площадь перед Белым Домом.

8-00. Из бронетехники открывают прицельный огонь по окнам здания. Под прикрытием огня бойцы Тульской дивизии ВДВ приближаются к Дому Советов. Защитники стреляют по военным. На 12-ом и 13-ом этажах начался пожар.

9-20. Продолжается расстрел Белого Дома из танков. Они начали обстреливать верхние этажи. Всего было выпущено 12 снарядов. Позже утверждали, что стрельба велась болванками, но, если судить по разрушениям, снаряды были боевыми.

11-25. Артиллерийская стрельба возобновилась вновь. Несмотря на опасность, вокруг начинают собираться толпы любопытных. Среди зевак были даже женщины и дети. При том что в больницы поступило уже 192 пострадавших участника расстрела Белого Дома, 18 из которых умерло.

15-00. Из высотных зданий, примыкающих к Дому Советов, неизвестные снайперы открывают огонь. Они стреляют и по гражданским. Погибают два журналиста и женщина, проходившая мимо.

Отрядам спецназа «Вымпел» и «Альфа» отдают приказ штурмовать. Но вопреки приказу, командиры групп решают предпринять попытку договориться о мирной сдаче. Позже спецназ негласно накажут за это самоуправство.

16-00. Человек в камуфляже входит в помещение и выводит через запасной выход около 100 человек, пообещав, что им ничего не угрожает.

17-00. Командирам спецназа удается уговорить защитников сдаться. По живому коридору из силовиков с поднятыми руками здание покинуло около 700 человек. Всех их сажали по автобусам и отвозили в фильтрационные пункты.

17-30. Все еще находящиеся в Доме Хасбулатов, Руцкой и Макашов попросили защиты у послов западноевропейских стран.

19-01. Они были задержаны и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.

Результаты штурма Белого Дома

Очень разные оценки и мнения существуют сейчас о событиях «кровавого октября». Также разнятся и данные о количестве погибших. По данным Генпрокуратуры, в процессе расстрела Белого Дома в октябре 1993 года погибло 148 человек. Другие источники называют цифры от 500 до 1500 людей. Еще больше людей могло стать жертвами расстрелов в первые часы после окончания штурма. Свидетели утверждают, что наблюдали за избиениями и расстрелами задержанных протестантов. По свидетельствам депутата Бароненко, лишь на стадионе «Красная пресня» было расстреляно без суда и следствия около 300 человек. Шофер, вывозивший трупы после расстрела Белого Дома (фото тех кровавых событий вы имеете возможность увидеть в статье), утверждал, что был вынужден сделать две ходки. Тела были вывезены в Подмосковный лес, где захоронены в общих могилах без опознания.

В результате вооруженного противостояния Верховный Совет прекратил свое существование как государственный орган. Президент Ельцин утвердил и укрепил свою власть. Несомненно, расстрел Белого Дома (год вам уже известен) можно трактовать как попытку государственного переворота. Трудно судить, кто был прав, а кто виноват. Рассудит время.

Так закончилась самая кровавая страница в новой истории России, которая окончательно уничтожила остатки советской власти и превратила Российскую Федерацию в суверенное государство с президентско-парламентской формой правления.

Память

Ежегодно во многих городах РФ многие комунистические организации, в том числе и КПРФ, организовывают митинги в память о жертвах того кровавого дня в истории нашей страны. В частности, в столице 4 октября граждане собираются на Краснопресенской улице, где возведен памятник жертвам царских палачей. Здесь проводится митинг, после которого все его участники держат путь к Белому Дому. У них в руках портреты жертв "ельцинизма" и цветы.

По прошествии 15 лет со дня расстрела Белого Дома в 1993 году на Краснопресенской улице прошел традиционный митинг. Его резолюцией стало два пункта:

  • объявить 4 октября Днем скорби;
  • возвести памятник жертвам трагедии.

Но, к огромному сожалению, ответа от властей участники митинга и весь русский народ так и не дождались.

Через 20 лет после трагедии (в 2013 году) в Госдуме приняли решение создать Комиссию фракции КПРФ по проверке обстоятельств, предшествующих событиям 4 октября 1993 года. Председателем был назначен Александр Дмитриевич Куликов. 5 июля 2013 года состоялось первое заседание созданной комиссии.

Тем не менее граждане России уверены, что погибшие в результате расстрела Белого Дома в 1993 году заслуживают большего внимания. Память о них должна быть увековечена...

Путч 1993 года

После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.

В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.

К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Суть конфликта

В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.

Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.

После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.

В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.

В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .

Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

к Совету Федерации - 21,6%
к Конституционному Суду - 22,4%
к Государственной Думе - 38.9%
к Президенту РФ - 42,5%

Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

Заключение

Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти

Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.

Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.

Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Назад в раздел

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти - исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в виде парламента (Верховного Совета (ВС) РСФСР), возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3-4 октября 1993 года и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента - Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению Комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, исходной причиной и тяжких последствий их явилась подготовка и издание Борисом Ельциным Указа Президента РФ от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00. В Указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации.

Через 30 минут после телевизионного сообщения Ельцина по телевидению выступил председатель Верховного Совета (ВС) Руслан Хасбулатов. Он квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот.

В тот же день в 22.00 на экстренном заседании президиума ВС было принято постановление "О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина".

В эти же часы началось экстренное заседание Конституционного суда (КС) под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. После того, как заключение КС было доставлено в Верховный Совет, тот, продолжая свое заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице-президента Александра Руцкого. Страна вступила в острый политический кризис.

23 сентября в 22.00 в здании ВС открылся внеочередной (чрезвычайный) Х съезд народных депутатов. По распоряжению правительства в здании были отключены телефонная связь и электричество. Участники съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и поручили исполнять обязанности президента вице-президенту Александру Руцкому. Съезд назначил основных "силовых министров" - Виктора Баранникова, Владислава Ачалова и Андрея Дунаева.

Для охраны здания ВС из числа добровольцев были сформированы дополнительные охранные подразделения, членам которых, по специальному разрешению, выдавалось огнестрельное оружие, принадлежавшее Департаменту охраны ВС.

27 сентября здание Верховного Совета было окружено сплошным кольцом оцепления из сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, вокруг здания было установлено заграждение из колючей проволоки. Пропуск людей, транспортных средств (включая машины "скорой помощи"), продовольствия и медикаментов внутрь зоны оцепления был фактически прекращен.

29 сентября президент Ельцин и председатель правительства Черномырдин потребовали от Хасбулатова и Руцкого до 4 октября вывести из Белого дома людей и сдать оружие.

1 октября в Свято-Даниловом монастыре при посредничестве Патриарха Алексия II начались переговоры между представителями правительств России и Москвы и Верховного Совета. В здании Верховного Совета было включено электричество, начала поступать вода.
Ночью в мэрии был подписан протокол о поэтапном "снятии остроты противостояния" , ставший результатом переговоров.

2 октября в 13.00 на Смоленской площади Москвы начался митинг сторонников ВС. Произошли столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом. В ходе беспорядков на несколько часов оказалось перекрытым Садовое кольцо у здания МИД.

3 октября конфликт приобрел лавинообразный характер. Митинг оппозиции, начавшийся в 14.00 на Октябрьской площади, собрал десятки тысяч человек. Прорвав заслоны ОМОНа, участники митинга двинулись к Белому дому и разблокировали его.

Около 16.00 Александр Руцкой с балкона приз вал взять штурмом мэрию и "Останкино".

К 17.00 демонстранты штурмом взяли несколько этажей здания мэрии. При прорыве оцепления в районе мэрии города Москвы сотрудники милиции применили против демонстрантов огнестрельное оружие на поражение.

Около 19.00 начался штурм Останкинского телецентра. В 19.40 все телеканалы прервали передачи. После небольшого перерыва в эфир вышел второй канал, работавший из резервной студии. Попытка демонстрантов взять телецентр не увенчалась успехом.
В 22.00 по телевидению был передан указ Бориса Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Руцкого от обязанностей вице-президента РФ. Начался ввод войск в Москву.

4 октября в 7.30 началась операция по зачистке Белого дома. Ведется стрельба из крупнокалиберного оружия. Около 10.00 танки начали обстрел здания ВС, вызвав там пожар.

Около 13.00 начался выход защитников ВС, из здания парламента стали выносить раненых.

Около 18.00 защитники Белого дома заявили о прекращении сопротивления. Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и другие руководители вооруженного сопротивления сторонников Верховного Совета были арестованы.

В 19.30 группой "Альфа" взяты под охрану и эвакуированы из здания 1700 журналистов, сотрудников аппарата ВС, жителей города и депутатов.

Согласно выводам Комиссии Госдумы, по приближенной оценке в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения или иные телесные повреждения различной степени тяжести не менее 1000 человек.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Предыдущая фотография Следующая фотография

В фильме «День независимости» инопланетяне взорвали Белый дом, изображение которого украшает банкноту достоинством 20 USD. Однако отнюдь не этот факт ставит Белый дом в рейтинге достопримечательностей США на почетное второе место после Эмпайр Стейтс Билдинг в Нью-Йорке . Прежде всего, Белый дом - это символ американской нации и могущества президентской власти. Вот уже третье столетие Белый дом символизирует силу нации и президентской власти США. Классическая архитектура этого здания, расположившегося на Пенсильвания-авеню, довольно лаконична, но при этом элегантна и изысканна.

Вот уже третье столетие Белый дом символизирует силу нации и президентской власти США.

Как показывает статистика, многие россияне путают Белый дом с Капитолием - зданием, в котором заседает Конгресс США. Чтобы не было путаницы, предлагаем ознакомиться с историей легендарного Белого дома

На старте строительства и реализация проекта

Первый камень официальной резиденции американских президентов, известной во всем мире как Белый дом, был заложен в Вашингтоне 13 октября 1792 года по адресу Пенсильвания авеню, 1600. Место для «Президентского дворца», или «Президентского особняка», или же «Дома президента», как изначально называли Белый дом, было выбрано самим Джоржем Вашингтоном - первым президентом Соединенных Штатов Америки. По словам правителя, это должно было быть место, «не превышающее десяти квадратных миль... на реке Потомак».

Первый камень официальной резиденции американских президентов, известной во всем мире как Белый дом, был заложен в Вашингтоне 13 октября 1792 года.

Президент также выступил и в роли соавтора проекта здания, главным разработчиком которого был архитектор Джеймс Хобен. достойно победивший в объявленном Джорджем Вашингтоном в 1790 году конкурсе на разработку архитекторского проекта резиденции.

По проекту здание президентской резиденции должно было быть выдержано в палладинском стиле, в основе которого лежат заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и строгое следование симметрии. На строительство Белого дома было выделено 2,5 млн долларов.

Президентский дворец встречает первых постояльцев

Проект Джоржа Вашингтона и Джеймса Хобена полностью материализовался к началу лета 1800 года. Дата 4 июня 1800 года - считается днем завершения строительства Белого дома. Построенное здание президентской резиденции полностью соответствовало задумкам его архитектурных авторов.

К сожалению, затянувшееся на 8 лет строительство лишило Джорджа Вашингтона права стать первым заслуженным жильцом «Президентского дворца».

К сожалению, затянувшееся на 8 лет строительство лишило Джорджа Вашингтона права стать первым заслуженным жильцом «Президентского дворца». На момент открытия Белого дома, 1 ноября 1800 года, страной уже несколько лет руководил второй президент Джон Адамс, он-то и въехал в роскошный особняк со своей супругой Абигайль.

«Я молюсь за то, чтобы небеса ниспослали все лучшие дары этому дому и всем, кто впоследствии будет здесь жить. Пусть под этой крышей правят только честные мудрые люди», - высечены слова из письма Джона Адамса к первой леди на камине в Парадной столовой резиденции.

Тайна имени

По поводу возникновения действующего названия резиденции существует несколько версий. По одной из них, особняк президента стали называть Белым домом, так как он, облицованный белым виржинским песчаником и покрытый поверх составом из извести, казеина и свинца, явно выделялся на фоне окружавших его зданий из красного гранита.

Некоторые ученые отмечают, что впервые название Белый дом было употреблено в 1811 году, то есть спустя 11 лет после окончания строительства. При этом историки не называют причину возникновения названия.

Однако имеет место быть и другая версия. Мнение некоторых историков сводится к тому, что резиденцию стали называть Белым домом только после реставрационных работ, проведенных с целью ликвидации последствий пожара 1814 года. Считается, что именно во время этой глобальной реставрации здание было выкрашено в белый цвет.

Как бы там ни было, официально название Белый дом было закреплено за зданием лишь спустя столетие с момента открытия резиденции, в 1901 году, Теодором Рузвельтом.

Время архитектурных перемен

Первое столетие для Белого дома явилось эпохой разрушений и обретения новой жизни. В 19 веке Белый дом значительно расширился: в 1801 году к зданию были пристроены западная и восточная террасы.

Особенной реконструкции резиденция подверглась после войны 1812 года. В августе 1814 «Президентский дворец» был сожжен британцами. Работы по восстановлению особняка начались практически сразу, и к 1817 году Белый дом предстал перед народом как новенький. Более того, в здании появились два подземных этажа, где разместился штаб оперативного руководства внешней политикой и военными акциями президента. Южный портик округлой формы был пристроен к зданию в 1824 году, а северный портик с колоннами - спустя шесть лет.

В начале 20 века, в 1901 году (время президентства Теодора Рузвельта), Белый дом приобрел два крыла - Западное, в котором спустя 8 лет был создан первый Овальный кабинет, и Восточное, которое служило входом для гостей. Кстати, современный вид Восточное крыло обрело лишь к 1942 году. В 1927 году чердак особняка был перестроен под жилые помещения. А спустя еще два года с целью ликвидации последствий сильного возгорания были произведены реставрационные работы в Западном крыле.

К середине 20 столетия зданию потребовался капитальный ремонт. В связи с чем, при президенте Гарри Трумэне, в 1949-1952 годах, была осуществлена серьезная реконструкция Белого дома. Деревянный каркас здания был заменен стальным, внутренние помещения были переделаны.

Сегодня Белый дом - это шестиэтажное здание со 132 комнатами, тремя лифтами и множеством лестниц. У туристов, пришедших сюда на экскурсию, есть уникальная возможность осмотреть самые красивые и исторически значимые помещения. Для посещения открыты знаменитые «разноцветные комнаты» (Голубая, Зеленая, Восточная и Красная), где проводятся торжественные мероприятия, проходят деловые и личные встречи. Гостей принимают в потрясающей Столовой, а Овальный кабинет - это рабочее место самого президента. Под эти и другие помещения для приемов отданы целых два этажа, остальные принадлежат президентской семье (помимо цокольных).

Экскурсия по резиденции президента

Белый дом расположен в самом сердце столицы США и является неотъемлемой частью Президентского парка, занимающего площадь в 7,2 га. В ансамбль Белого дома входят также удивительные сады - с западной стороны находится созданный супругой Вудро Вильсона Розовый сад, а у Восточного крыла расположен прекрасный Сад Жаклин Кеннеди.

Белый дом расположен в самом сердце столицы США и является неотъемлемой частью Президентского парка, занимающего площадь в 7,2 га.

Само здание президентской резиденции имеет 6 этажей, 2 из которых являются подземными. Общая площадь строения составляет более 5 тыс. кв. м. В Белом доме имеются 132 помещения, в числе которых знаменитые цветные комнаты: Овальный голубой зал для торжественных приемов, Зеленый зал для неофициальных встреч, Красная комната, а также Фамильная обеденная комната, Большой холл, Перекрестный зал, Овальный кабинет, в котором заседает сам президент, Столовая для официальных приемов и другие комнаты. Также здание располагает 32 ванными комнатами, 28 каминами, 8 лестницами и 3 лифтами.

Интерьер «Президентского дома»

Интерьер Белого дома неоднократно менялся. С середины 20 века каждая президентская семья считала должным внести в убранство особняка что-то свое, особенное. Однако, несмотря на все изменения, интерьер Белого дома по сей день остается выдержанным в стиле 18-19 веков. Более того, все работы связанные с переменами в оформлении резиденции на государственных этажах, непременно должны быть одобрены специальным Комитетом правления Белого дома.

Сегодня, прогуливаясь по открытым для публичного посещения комнатам Белого дома, можно увидеть вещи, некогда принадлежавшие членам президентских семей. Например, туалетный столик Элеоноры Рузвельт или серебряный кофейник Абигайль Адамс.

Посещение Белого дома

Посетить резиденцию президента может каждый желающий в любой день со вторника по субботу. Для экскурсий открыты помещения сразу на двух этажах.

Впервые двери Белого дома для широкой публики были открыты при Томасе Джефферсоне.

Кстати, впервые двери Белого дома для широкой публики были открыты при Томасе Джефферсоне. В 1805 году третий президент США в первый раз принял гостей в Голубой гостиной. На этом приеме оказались люди, проследовавшие за президентом в Белый дом после присяги в Капитолии. Вскоре Джефферсон открыл двери резиденции для всех желающих. Также он ввел традицию устраивать в Белом доме приемы в честь Нового года и Дня независимости, отмечаемого ежегодно 4 июля.