Моря открытые русскими путешественниками. Комплект открыток «Географические открытия

Их всегда манит линия горизонта, бесконечной полосой уходящая в даль. Их верные друзья - ленты дорог, ведущие в неизвестное, загадочное и таинственное. Они первыми раздвинули границы, открыв человечеству новые земли и удивительной красоты метрики. Эти люди - самые известные путешественники.

Путешественники, совершившие самые важные открытия

Христофор Колумб. Он был рыжеволосым парнем крепкого телосложения и чуть выше среднего роста. Он с детства был умным, практичным, очень самолюбивым. У него была мечта - отправится в путешествие и найти клад из золотых монет. И он воплотил свои мечты в реальность. Он нашел клад - огромный материк - Америку.

Три четверти жизни Колумба прошли в плавании. Он путешествовал на португальских судах, успел пожить в Лиссабоне и на Британских островах. Останавливаясь ненадолго на чужбине, он постоянно рисовал географические карты, составлял новые планы путешествий.

До сих пор остается загадкой, как ему удалось составить план самого короткого пути из Европы в Индию. Его расчеты основывались на открытиях 15 века и на том, что Земля имеет форму шара.


Собрав 90 человек добровольцев в 1492-1493, на трех судах он отправился в путешествие через Атлантический океан. Он стал первооткрывателем центральной части Багамского архипелага, Больших и Малых Антильские островов. Ему принадлежит открытие северо-восточного побережья Кубы.

Вторая экспедиция, продлившаяся с 1493 по 1496, уже насчитывала 17 судов и 2,5 тысячи человек. Он открыл острова Доминика, Малые Антильские острова, остров Пуэрто-Рико. После 40 дней плавания, прибыв в Кастилию, он оповестил правительство об открытии нового пути в Азию.


Через 3 года, собрав 6 судов, он повел экспедицию через Атлантику. В Гаити из-за доноса завистника к его успехам, Колумб был арестован и закован в кандалы. Он получил освобождение, но оковы так и хранил всю жизнь, как символ предательства.

Он был первооткрывателем Америки. До конца жизни ошибочно считал, что она соединена с Азией тонким перешейком. Верил, что морской путь в Индию был открыт именно им, хоть история позже показала ошибочность его заблуждений.

Васко да Гама. Ему посчастливилось жить в эпоху Великих географических открытий. Возможно поэтому он грезил путешествиями и мечтал стать первооткрывателем неизведанных земель.

Он был дворянином. Род был не самым знатным, но имел древние корни. Став юношей, увлекся математикой, навигацией и астрономией. Он с детства ненавидел светское общество, игру на пианино и французский, которым пытались «блеснуть» знатные вельможи.


Решительность и организаторские способности сделали Васко да Гама приближенным к императору Карлу VIII, который задумав создать экспедицию для открытия морской дороги в Индию, назначил главным именно его.

В его распоряжение были предоставлены 4 новых, специально построенных для путешествия корабля. Васко да Гама снабдили новейшими навигационными приборами и предоставили корабельную артиллерию.

Через год экспедиция достигла берегов Индии, остановившись в первом городе Каликут (Кожикоде). Не смотря на холодную встречу туземцев и даже военные столкновения, поставленная цель была достигнута. Васко да Гама стал первооткрывателем морского пути в Индию.

Они открывали горные и пустынные районы Азии, совершали смелые экспедиции на Крайний север, они "писали" историю, прославляя русскую землю.

Великие русские путешественники

Миклухо-Маклай родился в дворянской семье, но познал бедность в 11 лет, когда умер его отец. Он всегда был бунтарем. В 15 лет его арестовали за участие в студенческой манифестации и на трое суток заточили в Петропавловскую крепость. За участие в студенческих волнениях он был изгнан из гимназии с дальнейшим запретом поступления в любое высшее учреждение. Уехав в Германию, он там и получил образование.


19-ти летним парнем заинтересовался знаменитый естествоиспытатель Эрнст Геккель, пригласив его в свою экспедицию для изучения морской фауны.

В 1869 году, вернувшись в Петербург он заручается поддержкой Русского Географического общества, отправляется изучать Новую Гвинею. На подготовку экспедиции ушел год. Он приплыл на берег Кораллового моря, и ступив на землю даже не догадывался, что потомки это место назовут его именем.

Прожив больше года в Новой Гвинее, он не только открыл новые земли, но и научил туземцев выращивать кукурузу, тыкву, бобы и плодовые деревья. Он изучал жизнь туземцев на острове Ява, Луизиадах и Соломоновых островах. Он 3 года провел в Австралии.

Он умер в 42 года. Врачи поставили ему диагноз - сильная изношенность организма.

Афанасий Никитин - первый русский путешественник, побывавший в Индии и Персии. Возвращаясь обратно, он посетил Сомали, Турцию и Маскат. Его записки «Хождение за три моря» стали ценными исторически-литературными пособиями. Он просто и правдиво обрисовал в своих заметках средневековую Индию.


Выходец из крестьянской семьи доказал, что путешествие в Индию может совершить даже небогатый человек. Главное - задаться целью.

Мир не открыл перед человеком все свои тайны. До сих пор есть люди, которые мечтают приоткрыть завесу неизведанных миров.

Известные современные путешественники

Ему 60, но его душа до сих пор полна жажды к новым приключениям. В свои 58 лет он поднялся на вершину Эвереста, покорил 7 величайших вершин вместе с альпинистами. Он бесстрашен, целеустремлен, открыт для неизведанного. Его имя - Федор Конюхов .

И пусть эпоха великих открытий давно позади. Неважно, что Землю тысячи раз сфотографировали из космоса. Пусть путешественниками и первооткрывателями открыты все места земного шара. Он, как ребенок верит, что в мире еще много чего непознанного.

На его счету 40 экспедиций и восхождений. Он пересекал моря и океаны, был на Северном и Южном полюсах, совершил 4 кругосветных плаванья, пересекал Атлантику 15 раз. Из них один раз на весельной лодке. Большую часть путешествий он совершил в одиночку.


Его имя знают все. Его программы имели миллионную аудиторию телезрителей. Он - тот великий человек, который подарил этому миру необычную красоту природы, скрытую от глаз на бездонных глубинах. Федор Конюхов побывал в разных местах на нашей планете, в том числе в самом жарком месте России, которое находится в Калмыкии. .

Самый знаменитый путешественник в мире

Жак-Ив Кусто - знаменитый французский океанограф, путешественник и «пионер» подводных киносъемок и исследований, изобретатель акваланга и автор многих книг.

Он выбрал подводный мир, подарив все его тайны и красоту людям. Его первым аквалангом был противогаз и мотоциклетная камера. Первая попытка спуститься под воду в этом устройстве чуть не стоила ему жизни. Но он изобретал, играя с жизнью, чтобы найти способ попасть в подводное царство.


Даже во время войны он продолжал свои опыты и исследования подводного мира. Первый фильм он решил посвятить затонувшим кораблям. И немцы, оккупировавшие Францию, позволили ему заниматься исследовательской деятельностью и вести съемки.

Он мечтал о судне, которое будет оборудовано современной техникой для съемок и наблюдений. Ему помог совершенно незнакомый человек, подаривший Кусто небольшой военный тральщик. После ремонтных работ он превратился в знаменитый корабль «Каллипсо».

Командой корабля стали исследователи: журналист, мореплаватель, геолог, вулканолог. Его помощницей и спутницей была его жена. Позже во всех экспедициях принимали участие и 2 его сына.

Кусто признан лучшим специалистом подводных исследований. Ему поступило предложение возглавить знаменитый Океанографический музей в Монако. Он не только изучал подводный мир, но и занимался деятельностью по охране морской и океанической среды обитания.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Путешествия на Руси были обусловлены образом жизни наших предков, а также природно-климатическими факторами. Основным видом хозяйственной деятельности было земледелие, которое носило «подсечный» характер. Так как большие пространства занимали леса, необходимо было вырубать деревья, сжигать их и на этом месте возделывать землю. Такая земля служила не более двух-трех лет. Восстановление плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Поэтому славянам приходилось осваивать новые пространства.

Морской коч XVI века. Рис. В.Дыгало и Н.Нарбекова


Как и у других народов, на Руси совершались путешествия с торговыми целями. Существовало несколько торговых путей.

Первый - путь по Днепру в Черное море, оттуда через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

Второй – знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря.
Третий - Волжский торговый путь к Каспийскому морю.

Четвертый торговый путь шел из Новгорода и Киева на Волгу.

В 936 г. русские ладьи в составе византийского флота побывали с торговым визитом в Италии. В 961 г. подобный визит был нанесен на остров Крит. Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. Большое место в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли паломников.

Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община.

Самым известным путешествием XIV в. является путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Летом 1466 г. купцы из Твери решили отправиться торговать на берега Каспийского моря. Главой каравана из двух судов избрали купца Афанасия Никитина. Он с первых же дней путешествия стал вести дневник. Караван благополучно добрался до Нижнего Новгорода. Для того чтобы плыть дальше беспрепятственно по Волге, купцам пришлось присоединиться к каравану ширванского посольства во главе с Хасан-беком. Вместе с ним они миновали Казань, свободно проехали Орду, Сарай. Но в устье Волги на них напали татары астраханского хана. Здесь путешественники потеряли два судна, которые сели на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен всех, кто там находился.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. В Каспийском море суда попали в шторм. Одно из судов было выброшено на берег близ города Тархы (ныне Махачкала). Жители побережья разграбили товар, а людей захватили в плен. Афанасий Никитин вместе с десятью оставшимися купцами на посольском судне добрался до Дербента. Там он провел почти год.

Афанасий Никитин не мог вернуться обратно с пустыми руками, так как, отправляясь торговать, он взял у других купцов товары в долг. Афанасию Никитину ничего не оставалось делать, кроме того, как идти дальше на юг. Он добрался до Баку, где устроился работать на одну из нефтяных скважин. Заработав необходимую сумму, в сентябре 1468 г. Афанасий Никитин отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран. Там он провел более восьми месяцев, затем, перейдя через Эльбрус, двинулся на юг. Маршрут его пролегал по караванному пути, объединявшему юго-восточное побережье Каспия с внутренними районами Персии.

Весной 1469 г. Афанасий Никитин дошел до Ормуза – большого порта при входе из Аравийского моря в Персидский залив, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Афанасий Никитин пробыл здесь месяц. Он узнал, что главным товаром вывоза из Персии и Аравии в Индию были лошади. В Индии лошадей не разводили, так как они не выдерживали жаркого и влажного климата и быстро погибали. Тверской купец, вложив все свои средства, купил хорошего коня, чтобы затем в Индии выгодно продать.


Карта путешествия Афанасия Никитина


В апреле 1471 г., Афанасий Никитин под именем Хаджи Юсуфа отправился в Индию и в июне этого же года отправился в глубь Индии на восток, а оттуда на северо-запад в Джуннар (Джунейр). Там Афанасий Никитин провел два месяца, в ожидании, когда просохнут дороги после сезона дождей. Всюду Афанасий Никитин водил за собой коня, которого он никак не мог продать. Афанасий Никитин отправился в Алланд, где открывалась большая ярмарка. Но и там не удалось продать коня, так как на ярмарке собралось более двадцати тысяч коней. Через четыре месяца ему, наконец, удается выгодно продать коня.

Путешествуя по Индии, Афанасий Никитин вел наблюдения и записи. Проведя более трех лет в Индии, тверской купец пришел к заключению о бесперспективности торговли с Индией. Истомившись в Индии, Афанасий Никитин отправился в обратный путь, описанный им очень кратко.

В Каллуре Никитин провел пять месяцев, закупил драгоценных камней и направился в город Дабул (Довбыль), расположенный на западном побережье Индии. Там он сел на корабль, который шел через Аравийское море к берегам Эфиопии. От Эфиопии судно повернуло на северо-запад и, обогнув Аравийский полуостров, достигло Маската. Конечным пунктом плавания был Ормуз. Из Ормуза Афанасий Никитин дошел по уже знакомому пути к городу Рей. Дальше ему предстояло перейти через Эльбрус, чтобы попасть на южное побережье Каспийского моря.

Далее Афанасий Никитин переправился через Черное море и достиг Балаклавы, а затем Феодосии. Там Афанасий Никитин встретился с русскими купцами и весной 1475 г. по Днепру отправился на север. Он остановился в Киеве, пошел дальше, но, не дойдя до Смоленска, умер. Афанасий Никитин первым из русских людей описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. Он первым среди европейцев за 30 лет до Васко да Гамы достиг Индии. Путь его так и не был повторен.

В начале сентября 1581 г. отряд Ермака (около 600 человек) вышел из селения Кергедан (в настоящее время там находится Камское водохранилище). Затем в составе нескольких десятков кораблей казаки отплыли по реке Чусовой. После этого казаки переправились через Уральские горы и достигли реки Тагил, а затем реки Тура. Пройдя по этой реке около 100 километров, отряд Ермака встретил первое сопротивление в районе селения Епанчин-городок (ныне Туринск). Без труда преодолев сопротивление, корабли пошли дальше вниз по Туре. Но татары, бежавшие из-под Епанчина предупредили хана Кучума о приближении флотилии Ермака.

В октябре 1582 г. корабли Ермака достигли реки Иртыш и сделали стоянку в Тобольске. Оттуда казаки пошли вверх по Иртышу с целью захвата Искеры. Казаки обратили в бегство татар и Искер был взят, а Кучум бежал. Здесь казаки зазимовали. Зимой 1583 г. десятитысячное войско татар двинулось на Искер. Ермак не стал ждать осады, а внезапно атаковал колонну татар в 15 километрах к югу от Искеры. В результате тяжелого боя татарское войско отступило.

Весной Ермак отправил отряд атамана Богдана Брязги вниз по Иртышу с целью разведать путь на Обь. Идя вниз по Иртышу, флотилия Брязги достигла Белогория (место впадения Иртыша в Обь) и вернулась назад. Не дождавшись подкрепления ни зимой 1583 г., ни летом 1584 г., Ермак решил вернуться назад во владения Строгановых, следуя по течению реки Тавды. По реке Тавда Ермак подошел к столице Пелымского княжества городу Пелым- укрепленной крепости с гарнизоном более 700 воинов. Чтобы уберечь свою дружину, Ермак не стал штурмовать эту крепость и повернул назад в Искер.

К тому времени подошло подкрепление в составе 300 стрельцов во главе с воеводой Волховским. Воеводе Волховскому был дан приказ взять управление Сибирью в свои руки, а Ермака отправить в Москву. Приказ этот осуществить не удалось, так как воевода вскоре умер. Ермаку пришлось провести еще одну зиму в Искере.

С начала весны 1585 г. отряды хана Карачи целый месяц держали Искер в осаде, рассчитывая уморить оставшихся казаков голодом. Не имея возможности вступать в открытое противостояние, Ермак, под покровом ночи, с отрядом казаков пробрался в ставку Карачи и разгромил ее. Самому хану удалось избежать гибели, но его войска отошли от Искера.

Летом 1585 г. казаки предприняли поход в южные районы ханства, куда отступили отряды Карачи. После нескольких мелких столкновений с татарами Ермак достиг хорошо укрепленной крепости Кулары. Через пять дней безуспешного штурма казаки, оставив крепость, двинулись дальше к Ташатканскому городку, откуда Ермак ушел на Шиш-реку, где проходили рубежи Сибирского ханства. После этого казаки решили вернуться обратно в Искер.

В это время хан Кучум объединил свои силы с ханом Карачи и решил заманить отряд Ермака в западню. Когда казаки проходили мимо крепости Кулар, татары распространили слух о том, что в устье реки Вагай задержан караван из Бухары. Отряд Ермака поспешил на помощь каравану. В начале августа 1585 г. у города Вагай казаки остановились на ночлег и были атакованы многочисленными отрядами татар. С тяжелыми потерями казакам удалось вырваться из окружения и на кораблях добраться до Искера. Но в этом бою Ермак погиб. Лишившись атамана, остатки отряда вышли из Искера, спустились по Иртышу на Обь, а оттуда пошли печорским путем на родину. В Россию смогли вернулись 25% отряда.

Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций. Через несколько лет русские войска взяли Пелым, покорили Пелымское княжество и разгромили остатки Сибирского ханства. Тогда были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие чем тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. В Сибирь двинулись землепроходцы, которых ждали новые открытия. Позже эти земли стали наполняться ратными людьми, промышленниками и крестьянами-переселенцами.

В 1610 г. Кондратий Курочкин первым обследовал фарватер нижнего Енисея от Туруханска до устья этой реки. Он установил, что Енисей впадает в Карское море. Продвигаясь на восток, в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские землепроходцы открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену. Из Якутска русские землепроходцы продвигались вверх по Лене, а затем по ее притокам – Олёкме и Витиму. Далее путешественники переходили через водораздельные хребты и достигали берегов Амура. Первым, кто проник в бассейн Амура, был Василий Данилович Поярков.


В июле 1643 г. была снаряжена экспедиция с целью выяснения природных богатств юго-восточной Сибири. Сначала Поярков по Лене дошел до реки Алдан, затем он поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учур и Гонам. Осенью Поярков с отрядом в 90 человек пошел на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брятны, впадающей в реку Зею. Через 10 дней отряд достиг левого притока Зеи. Там Поярков потребовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю. Разграбив одно из селений, Поярков послал отряд из 50 казаков в другое селение. Но дауры, собрав конный отряд, разбили казаков.

В мае 1644 г. к Пояркову подошли люди, зимовавшие на реке Гонам. Экспедиция отправилась дальше. В конце июня 1644 г. отряд Пояркова вышел на Амур в районе устья Зеи. Часть отряда вместе с Поярковым решили двигаться вверх по Амуру, на реку Шилку – для поиска серебряных руд. Другая часть – отправилась на разведку вниз по Амуру. Через три дня разведчики вернулись, так как выяснили, что море далеко, а местное население враждебно. Через несколько месяцев экспедиция достигла устья Амура, и там устроили вторую зимовку.

В конце мая 1645 г., когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, и повернул на север. Морское плавание на речных лодках продолжалось три месяца. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море.

Первым из европейцев открыл Охотского море и обследовал его берега Иван Юрьевич Москвин в 1639 г. Он же открыл Сахалинский залив. В начале сентября 1645 г. Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки нашли уже знакомый им народ – эвенков и остались на третью зимовку. Весной 1646 г. отряд двинулся на нартах вверх по Улье и вышел к реке Мае, бассейна Лены. Здесь путешественники выдолбили лодки и через три недели дошли до Якутска.

Во время этой трехлетней экспедиции Поярков прошел около 8 тыс. километров, в том числе по течению Амура до его устья – 2 тыс. километров. Он прошел новым путем от Лены на Амур, открыв реки Учур, Гонам, Зея, а также Амурско-Зейскую и Зейско-Бурейскую равнины. От устья Зеи он первым спустился по Амуру, дойдя до Амурского лимана, первым совершил плавание вдоль берегов Охотского моря, открыл Сахалинский залив и собрал некоторые сведения о Сахалине. Поярков также собрал сведения о народах, живущих по Амуру.

Наиболее известным первооткрывателем был Семен Дежнев из Великого Устюга. Он служил рядовым казаком в Тобольске, Енисейске, Якутске, занимался пушным промыслом. С 1640 г. участвовал в походах за ясаком. В 1642 г. проводил сбор дани в районе реки Оймякон. В 1643 г. Дежнев в составе отряда казачьего десятника и купца Михаила Стадухина прошел на кочах из Оймякона вниз по Индигирке, вошел в Восточно-Сибирскоре море и зашел до устья Колымы. Здесь было заложено Нижнекамское зимовье.

В 1648 г. Дежнев в составе экспедиции Исая Игнатьева из Нижнеколымска отправился из устья Колымы на восток. На шести кочах они вышли в Восточно-Сибирское море, и пошли на восток вдоль берега. Целью экспедиции были поиск развития запасов и добыча моржового клыка. Экспедиция вышла в Чукотское море. Дежнев строго придерживался береговой линии. В октябре 1649 г. Дежнев обогнул Чукотский полуостров и продолжал следовать на юг. В Анадырском заливе во время шторма Дежнев потерял одно судно. У мыса Наварин затонуло другое. На оставшемся судне Дежнев дотянул до бухты в устье реки Укэлаят (ныне эта бухта называется «бухта Дежнева»). Около Олюторского полуострова затонуло его последнее судно. Высадившись на берег, Дежнев повернул на север вдоль берега Камчатки. Через три месяца отряд Дежнева дошел к Устью реки Анадырь.

В 1659 г. Дежнев отправился по реке Белая и достиг Колымы. В 1661 г. он прибыл в Оймякон на реке Индигирка. Далее он достиг реки Алдан и из нее попал в Лену. В 1662 г. Дежнев прибыл в Якутск. Оттуда его послали в Москву с большой партией моржовых клыков. Благополучно добравшись до Москвы и сдав груз, Дежнев неожиданно заболел и умер.
Открытие Дежневым пролива между Азией и Америкой тогда никто не принял во внимание. Лишь в 1898 г., в честь 250-летия плавания Дежнева, крайняя восточная точка Азии была названа мысом Дежнева.

Таким образом, к концу XVII в. благодаря путешествиям и открытиям русских землепроходцев образовалось крупнейшее в мире государство, простирающееся с запада на восток от Белого моря до Камчатки и Тихого океана. Южные границы России были еще неопределены. Эта задача решалась во время дальнейших походов.

Русские путешественники внесли огромный вклад в историю географических открытий и исследования земного шара. В честь них названы многие географические объекты Земли. Это мыс Дежнёва, мыс Челюскин, море , море, пролив Крузенштерна, остров Лисянского, хребет Пржевальского, море Беллинсгаузена, берег Миклухо-Маклая, вулкан Обручева, ледник Семёнова и многие другие. Научные исследования русских первооткрывателей, составленные ими точные подробные карты имели большое значение для развития географии всего мира.

Экспедиция Дежнёва вышла из устья сибирской реки Колымы на восток 20 июня 1648 года. Перед ней стояла задача: открыть новые земли, изучить гидрографическую сеть Дальнего Северо-Востока и побережье Северного Ледовитого океана. Проплыв вокруг , в сентябре экспедиция обогнула мыс Большой Каменный Нос (ныне он назван именем Дежнёва). Результаты превзошли все ожидания: Семён Дежнёв не только совершил новые , но и доставил на родину карты-чертежи новых территорий. Впоследствии его именем были названы одна из бухт Берингова моря, горный хребет и посёлок на реке Амур.

В 1697-1699 годах русский первопроходец Владимир Атласов (ок. 1661/64 - 1711) открыл новые земли . Тогда же там было основано и первое русское поселение.

В 1711 и 1713 годах на Курильских островах побывал Иван Козыревский (родился около 1680 года - год смерти неизвестен).

Самая большая страна собиралась веками. Первооткрывателями новых земель и морей были путешественники. Проложив путь в новое, таинственное, через непредсказуемые трудности и риски, они достигали цели. Я думаю, что эти люди, в личном плане, преодолев опасности и страдания экспедиций, совершили подвиг. О трёх из них, сделавших много для государства и науки, я хочу напомнить.

Великие русские путешественники

Дежнев Семен Иванович

Семён Дежнёв (1605-1673), устюжский казак, первый обогнул по морю самую восточную часть нашего Отечества и всей Евразии. Прошёл пролив между Азией и Америкой, открыл путь из Северного Ледовитого океана в Тихий.

Кстати, Дежнёв открыл этот пролив на 80 лет раньше Беринга, побывавшего лишь в южной его части.

Именем Дежнёва назван мыс, тот самый, рядом с которым проходит линия перемены дат.

После открытия пролива международная комиссия географов решила, что это место самое удобное для проведения такой линии на карте. И теперь новый день на Земле начинается на мысе Дежнёва. Заметьте, на 3 часа раньше, чем в Японии и на 12 раньше, чем в предместье Лондона – Гринвич, откуда начинается отсчёт всемирного времени. Не пора ли совместить нулевой меридиан с линией перемены дат? Тем более, что предложения такие от учёных поступают давно.

Пётр Петрович Семёнов-Тянь-Шанский

Пётр Петрович Семёнов-Тянь-Шанский (1827-1914), ведущий учёный Русского Географического общества. Не кабинетный учёный. Он обладал нравом, который по достоинству могут оценить только альпинисты. В прямом смысле – покоритель горных вершин.

Среди европейцев первым проник в труднодоступные горы Центрального Тянь-Шаня. Открыл вершину Хан-Тенгри и громадные ледники на её склонах. В то время на Западе, с лёгкой руки немецкого учёного Гумбольдта, считали, что там извергаются гряды вулканов.

Семёнов-Тянь-Шанский открыл истоки рек Нарына и Сарыджаз, по пути обнаружил, что река Чу, несмотря на мнение географов «международного сообщества», не вытекает из озера Иссык-Куль. Проник в верховья Сыр-Дарьи, которые до него тоже были не хожеными.

На вопрос, что открыл Семёнов-Тянь-Шанский, ответить очень легко. Он открыл Тянь-Шань научному миру, заодно предложив этому миру совершенно новый путь познания. Семёнов Тянь-Шанский первым начал изучать зависимость горного рельефа от его геологического строения. Взглядом геолога, ботаника и зоолога в одном лице он увидел природу в её живых родственных связях.

Так родилась русская самобытная географическая школа, которая опиралась на достоверность очевидца и отличалась разносторонностью, глубиной и цельностью.

Михаил Петрович Лазарев

Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), русский адмирал. На корабле «Мирный».

В 1813 году Лазареву поручили наладить регулярное сообщение между Петербургом и Русской Америкой. В Русскую Америку входили области Аляски, Алеутских островов, а также русские фактории в штатах Британская Колумбия, Вашингтон, Орегон и Калифорния. Самая южная точка – Форт-Росс, в 80 км от Сан-Франциско. Места эти были уже исследованы и обжиты Россией (кстати, есть сведения, что одно из поселений на Аляске было основано спутниками Дежнёва в 17 веке). Лазарев совершил кругосветное путешествие. По пути, в Тихом океане он открыл новые острова, которые назвал в честь Суворова.

Где особенно чтят Лазарева, так это в Севастополе.

За плечами адмирала были не только кругосветные плавания, но и участие в битвах с противником, многократно превосходящим по числу кораблей. За то время, пока Лазарев командовал Черноморским флотом, были построены десятки новых кораблей, включая первый корабль с металлическим корпусом. Лазарев по-новому стал обучать моряков, в море, в обстановке приближенной к боевой.

Он заботился о Морской библиотеке в Севастополе, построил там Дом собраний и школу для детей моряков, начал строить адмиралтейство. Он же построил адмиралтейства в Новороссийске, Николаеве и Одессе.

В Севастополе на могиле и у памятника адмиралу Лазареву – всё время свежие цветы.

Великие русские путешественники

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Представляем вам уникальные книги. Это необыкновенные истории путешествий известных российских географов в Арктику и Антарктику, Сибирь и Китай, Тянь-Шань и другие далекие и неизведанные земли.

Здесь вас ждет рассказ о том, как на протяжении столетий открывались новые страны и целые континенты, как менялась карта мира, приобретая свои современные очертания.

Если вы мечтаете увидеть мир, познакомиться с обычаями населяющих его народов, узнать о маршрутах великих путешественников — эти книги для вас!

Историю географических открытий писали Фаддей Беллинсгаузен и Иван Гончаров, Витус Беринг и Николай Миклухо-Маклай, Иван Крузенштерн и Николай Пржевальский, а также многие другие члены Русского географического общества. Надеюсь, что их воспоминания и путевые заметки подвигнут вас на изучение России и географии мира.

Приятного путешествия в самые удивительные уголки Земли!

Беллинсгаузен Ф. Ф. Открытие Антарктиды /Ф. Ф. Беллинсгаузен.— М.: Эксмо; Око, 2013.—

«Открытие Антарктиды» — это подробный путевой дневник, который вел выдающийся российский флотоводец Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен во время своего знаменитого кругосветного плавания (1819—1821). За эти годы два российских шлюпа — «Восток» и «Мирный» — исследовали Антарктиду, последнюю неоткрытую до того часть света, континент-загадку, в самом существовании которого многие сомневались.

Книга Ф. Ф. Беллинсгаузена и сегодня, спустя почти 200 лет после написания, захватывает и увлекает не только изобилием ярких запоминающихся подробностей, но и самой личностью автора. Беллинсгаузен живо отзывается на все случившееся в чужеземных портах и в открытом море, выразительно характеризует участников экспедиции, с особенной теплотой пишет о своем верном помощнике — командире «Мирного» М. П. Лазареве.

Благодаря открытиям Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева российская географическая наука приобрела мировое значение и дала мощный импульс организации самой знаменитой отечественной исследовательской организации XIX века — Русского географического общества.

Десятки цветных и более трех сотен старинных черно-белых картин и рисунков не просто украшают книгу — они позволяют буквально заглянуть в прошлое, увидеть экспедицию глазами ее участников.

Беринг В. Й. Камчатские экспедиции /В.Й. Беринг. — М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешественники).

Именем знаменитого русского мореплавателя, капитан-командора Витуса Йонассена Беринга (1681—1741) названы пролив, море, архипелаг и остров. В книге собраны документы и отчеты участников Первой (1725—1730) и Второй (1734—1742) Камчатских экспедиций, подробно рассказывающие о ходе исследований в сложных, подчас смертельно опасных условиях походов в мало-изведанные районы Сибири и Дальнего Востока.

В уникальное издание, кроме документов экспедиций и сочинений их участников: Свена Вакселя, Г. Миллера и С. П. Крашенинникова, вошли также обзорные труды историка российского флота и морских географических открытий В. Н. Берха и немецкого географа Ф. Гельвальда.

Благодаря героизму и самоотверженности российских первопроходцев отечественная географическая наука обогатила человечество бесценными знаниями о далеких землях. Это дало возможность в первой половине XIX века создать одну из самых авторитетных исследовательских организаций за всю историю нашей страны — Русское географическое общество.

Дополняющий повествование визуальный ряд, представленный сотнями карт, черно-белых и цветных старинных картин и рисунков, позволит, читая о событиях, живо представить себе обстановку, в которой они происходили.

Врангель Ф. П. Путешествия по Сибири и Ледовитому морю /Ф.П. Врангель.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешествен-ники).

Выдающийся русский мореплаватель, почетный член Петербургской Академии наук, правитель русских поселений в Америке, морской министр, государственный деятель, стоявший у истоков создания Русского Императорского географического общества, адмирал Фердинанд Петрович Врангель (1797 — 1870) прожил жизнь, полную невероятных приключений и опасных путешествий.

Его заслуги перед российской географической наукой неоценимы. Он совершил три кругосветных путешествия. В 1820—1824 гг. возглавлял Колымский отряд экспедиции для поисков северных земель, в том числе — острова, назван-ного впоследствии его именем. Окончательно доказал существование Северо-Восточного морского прохода. Был главным правителем русских поселений в Америке, директором Российско-Американской компании, морским министром.

Читатели во всем мире уже 170 лет со жгучим интересом читают его «Путешествие по Сибири и Ледовитому морю», которое — уникальный случай — в иностранных переводах начало выходить еще до первого отечественного издания и стало мировым географическим бестселлером. Это книга, полная прекрасных описаний природных богатств Сибири, быта и нравов населявших ее народов, пережитых в экспедициях опасностей и испытаний.

Головнин В. М. Записки капитана флота /В.М. Головнин. — М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешественники).

В плеяде российских мореплавателей Василий Михайлович Головнин (1776-1831) занимает особое место. Вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии наук, он внес значительный вклад во все области военно-морского дела, много сделал для организации и строительства российского флота, известен как талантливый ученый и писатель, воспитал целую плеяду отважных русских мореплавателей: Ф. П. Литке, Ф. П. Врангеля, Ф. Ф. Матюшкина и других. Именем Головнина названы мыс на юго-западном берегу Северной Америки — бывшей «Русской Америки», гора на острове Новая Земля, пролив в гряде Курильских островов, залив в Беринговом море.

Всегда вопреки обстоятельствам и судьбе — такой была жизнь Головнина и таким стало его кругосветное путешествие на шлюпе «Диана». Отдав долг Родине, Василий Михайлович выполнил свои «обязательства» и перед читающей публикой, открыв в книге «Записки в плену у японцев» загадочный мир Японии и ее обитателей. Уникальный материал о неведомой тогда стране и ее народе плюс блестящий литературный талант — неудивительно, что книга Головнина получила массу восторженных отзывов и была переведена на многие европейские языки. В оформлении книги использованы редкие иллюстрации, позволяющие взглянуть на описываемые автором страны и народы глазами первооткрывателей.

Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки /С.П. Крашенинников.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешественники).

«Описание земли Камчатки» Степана Петровича Крашенинникова — первый российский научный труд, который немедленно после выхода из печати был переведен на большинство европейских языков и вызвал огромный интерес у ученых и читающей публики.

На то, чтобы этот эпохальный труд увидел свет, его автор положил жизнь: отправившись из Санкт-Петербурга в научную экспедицию юным студентом, Крашенинников вернулся в столицу только через десять лет — и еще двенадцать, до последнего своего дня, готовил книгу к изданию. Здесь собраны захватыва-ющие, невероятные, но, тем не менее, абсолютно достоверные описания всего, что Крашенинников встретил и изучил во время путешествия: от гигантских трав и горячих гейзеров Камчатки до жизни и языка камчадалов.

Так трудами и героическими подвигами во имя Отечества закладывался фундамент мировой славы российской науки. А в середине XIX века усилиями таких же самоотверженных первопроходцев, как С. П. Крашенинников, была создана знаменитая исследовательская организация — Русское географическое общество.

Крузенштерн И.Ф. Первое российское плавание вокруг света /И.Ф. Крузенштерн.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешествен-ники).

Записки выдающегося российского мореплавателя Ивана Федоровича Кру-зенштерна — увлекательный и подробный рассказ о первой русской кругосветной экспедиции, о том, как Россия налаживала связи с тогда еще российскими Аляской и Калифорнией.

Во время плавания «Надежды» и «Невы» был собран такой огромный астрономический, географический и этнографический материал, что он не до конца изучен еще и сегодня. Успешно проведенное первое кругосветное плавание россиян обогатило мировую науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими пределы естествознания и географии» (Карл Бэр). Особенно любопытны описания быта и нравов аборигенов и рассказы о Камчатке и Японии. Крузенштерн и Лисянский произвели на жителей Страны восходящего солнца такое впечатление, что стали персонажами классических японских гравюр.

Заслуги И.Ф. Крузенштерна высоко оценило мировое научное сообщество: его труд «Путешествие вокруг света» был издан на русском, немецком, английском, французском, итальянском, голландском, шведском и датском языках. Моряк-исследователь стал членом не только Российской, но и Шведской академии наук.

Всемирно признанный мореплаватель, обладавший непререкаемым авторитетом в российском научном мире, стал одним из инициаторов создания в 1845 году Русского географического общества.

Макаров С. О. «Ермак» во льдах /С.О. Макаров. — М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешественники).

Адмирал Степан Осипович Макаров — единственный из российских флотоводцев, которому довелось послужить на всех четырех флотах империи — Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном (который он, по сути, и создал). Макаров снискал глубочайшее уважение и преданную любовь не только моряков, но и всех, с кем сводила его судьба: от святого праведного Иоанна Кронштадтского до легендарного освободителя Балкан генерала Скобелева, с которым они побратались, обменявшись Георгиевскими крестами.

Это издание представляет знаменитую книгу адмирала — «"Ермак" во льдах». В ней выдающийся русский флотоводец, неутомимый мореплаватель, крупный ученый-океанограф, талантливый изобретатель и незаурядный писатель рассказывает о своем любимом детище — первом в мире ледоколе арктического класса. Сотни старинных фотографий, рисунков, карт и схем позволяют увидеть все то, о чем пишет автор. Книгу дополняют другие публикации адмирала, обогащая представление о личности автора и широте его интересов.

Миклухо-Маклай Н.Н. Путешествие на берег Маклая /Н.Н. Миклухо-Маклай.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 512 с.: ил.— (Великие русские путешественники).

Знаменитый русский путешественник и этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай открыл цивилизованному миру уникальную природу Новой Гвинеи и экзотическую культуру населявших ее аборигенов. В своих дневниках он рассказал о жизни и приключениях среди диких племен Берега Маклая (названного так еще при жизни исследователя), загадочной «Папуазии», на берег которой он сошел с трапа корабля.

Русское географическое общество дало начальный импульс исследовательской и общественной карьере Миклухо-Маклая. Маститые ученые поверили никому не известному 23-летнему молодому человеку, увлеченному своей мечтой, и выделили в распоряжение путешественника военное судно «Витязь», направ-лявшееся с оказией в Японию, и большую сумму на организационные расходы.

В том избранных произведений выдающегося русского этнографа вошли дневниковые записи и статьи, в которых рассказывается о посещениях Новой Гвинеи в 70-х годах XIX века, о жизни среди аборигенов, об изучении природы и населения этого района Меланезии.

Никитин А. Хождение за три моря: С приложением описания путешествий других купцов и промышленных людей в Средние века /А. Ники-тин.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путе-шественники).

Во все времена люди стремились к открытию новых земель в разных уголках Земли. Но была одна чудесная страна, куда неудержимо влекло всякого дея-тельного европейца — Индия. В 1466 году русский купец Афанасий Никитин отправился на Кавказ. Но один его корабль был захвачен разбойниками, другой потопила буря. Чтобы рассчитаться с долгами, Никитин пошел в Персию, а от-туда — в Индию. В путешествиях по этой сказочной стране Афанасий провел три удивительных года, полных встреч с невиданными на Руси диковинками. С тех пор прошло более 500 лет, но и сегодня книга Никитина открывает двери в неведомые миры древней экзотической Индии и загадочной русской души.

В приложениях приведены интереснейшие рассказы о странствиях, совершенных в разные годы (до и после Никитина) в те же районы Индии и сопредельные страны. Благодаря этому предлагаемую книгу отличает фактическая насыщенность и разнообразие материала.

Обручев В. А. От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай. Мои путешествия по Сибири /В.А. Обручев. — М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешественники).

Геолог, палеонтолог, педагог и писатель-фантаст — автор знаменитого романа «Земля Санникова», надворный советник и Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР, ученик знаменитых русских исследователей И. Мушкетова и Г. Потанина, Владимир Афанасьевич Обручев (1863—1956) за свою долгую жизнь написал более 3800 научных трудов и художественных произведений.

Прославленное имя В. А. Обручева носят минерал обручевит, оазис в Антарктиде, множество улиц, библиотек и научных учреждений в разных городах нашей страны.

Эта книга раскроет перед читателем увлекательный и неповторимый мир исследований и открытий, совершенных автором в 1888—1936 гг. в Центральной Азии и Китае, а также в его захватывающих путешествиях по Сибири, оживающий на страницах книги благодаря сотням цветных и черно-белых иллюстраций и фотографий, многие из которых сделаны самим автором.

Пржевальский Н. М. Путешествия в Центральной Азии /Н.М. Пржевальский.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 512 с.: ил.— (Великие русские путешествен-ники).

В издании представлены избранные страницы дневников выдающегося русского путешественника Н. М. Пржевальского, которые являют собой увлекательный рассказ об экспедициях в Уссурийский край, Монголию, Китай, пустыню Гоби и в Тибет. Заповедная уссурийская тайга, голые монгольские степи, диковинные ландшафты Китая, опасные горные тропы ламаистского Тибета, иссушающая жара пустынь Гоби и Такла-Макан — все это он прошел, и не раз, чтобы крепче связать с Россией ее собственные дальневосточные окраины. Благодаря его неутомимым усилиям Монголия, Китай и Тибет стали ближе России.

Н. М. Пржевальский был избран почетным членом Русского географического общества. Уже после первой экспедиции в Центральную Азию он был удостоен Константиновской медали Русского географического общества, стал почетным доктором нескольких университетов, а после третьей экспедиции заслуги Пржевальского признало все мировое сообщество.

Это богато иллюстрированное издание повествует о приключениях и экстремальных происшествиях, подстерегающих путешественников в диких экзотических уголках Земли.

Семенов-Тян-Шанский П. П. Путешествие в Тянь-Шань /П.П. Семенов-Тян-Шанский.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешественники).

«Путешествие в Тянь-Шань» — увлекательно, популярно и с юмором написанные воспоминания великого русского путешественника, ученого и обще-ственного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского о его выдающемся научном подвиге — экспедиции 1856-1857 гг. в абсолютно неизвестную до того науке высокогорную страну на стыке Центральной Азии и Китая. «Тянь-Шань» по-китайски означает «Небесные горы». Книга изобилует живыми подробностя-ми об уникальной природе региона, о внешнем виде, быте и нравах населения, о встречах с замечательными людьми, в том числе и со старыми друзьями: среди прочих — с отбывавшим ссылку в Семипалатинске Ф. М. Достоевским, с которым автор был знаком по кружку Петрашевского. В оформлении книги использованы редкие картины, рисунки и старинные фотографии.

Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета /Г.Ц. Цыбиков.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешествен-ники).

Путешественник, этнограф, востоковед, буддолог, государственный и общественный деятель Российской империи, СССР и Монголии, переводчик, профессор ряда университетов Гомбожаб Цыбиков (1873—1930) прославился как автор уникального издания «Буддист-паломник у святынь Тибета», в котором описал свою экспедицию 1899 — 1902 гг. Цыбиков провел в Тибете и его столице Лхасе 888 дней, удостоился аудиенции Далай-Ламы XIII и сделал в 1905 году первые в мире фотографии Тибета, которые были опубликованы в журнале National Geographic, прославив малоизвестное тогда издание на весь мир.

В оформлении книги использовано свыше 350 уникальных цветных и черно-белых рисунков, картин, карт и фотографий, которые помогают воссоздать неповторимый колорит Тибета во всей его первозданной, тогда еще неведомой миру, красоте.

За выдающиеся заслуги перед наукой Г. Ц. Цыбиков был удостоен высшей" награды Русского географического общества — премии имени Н. М. Пржевальского.

Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая /Д.Г. Янчевецкий.— М.: Эксмо; Око, 2013.— 480 с.: ил.— (Великие русские путешественники).

В 1900 г. молодой российский корреспондент Дмитрий Янчевецкий по заданию газеты «Новый край» отправился в Китай, чтобы своими глазами увидеть экзотическую страну и описать великое восстание, потрясшее Поднебесную империю. Записи, сделанные Дмитрием Янчевецким во время этого опасного путешествия, легли в основу потрясающе достоверной, уникальной книги, ко-торая откроет перед читателем картины столкновения средневекового и нового Китая, событии, ставшем отправной точкой удивительных преобразований древней страны.

В приложении публикуется блестящая книга генерал-майора Александра Верещагина «В Китае». Мнение профессионального военного о событиях начала XX века интересно прежде всего тем, что в поверженном, разрушенном, разделенном Китае автор увидел зарождающееся величие этой страны и впервые в европейской истории предсказал ее будущее могущество. В оформлении книги использованы редкие иллюстрации и фотографии очевидцев описываемых событий.

Познакомиться с представлеными книгами можно в фонде детской библиотеки.