Самолеты участвовавшие в корейской войне. Какие боевые потери ссср понес в корейской войне

Конфликт на Корейском полуострове стал первым серьезным противостоянием СССР и Запада в рамках «холодной войны». Крайне острожное поведение руководства страны позволило свести количество жертв среди советских военных до минимума.

Победить нельзя

Ранним утром 25 июня 1950 года 10 южнокорейских дивизий вторглись на территорию своего северного соседа. Контрудар Пхеньяна последовал незамедлительно. Так началась Корейская война. Американское правительство под предлогом борьбы с «коммунистической чумой» вынудило 53 государства принять резолюцию, оправдывающую военное вмешательство в корейский конфликт. 15 стран, включая США, Великобританию и Канаду, решили вступить в войну на стороне Южной Кореи, к Северной Корее присоединились СССР и Китай.

Особенностью Корейской войны было столкновение больших группировок на ограниченном пространстве, что повлекло за собой многочисленные жертвы. К примеру, более 80% потерь армии США пришлось на сухопутные силы. Отсутствие явного перевеса у какой-либо из противоборствующих сторон (примерно по 1 млн. военных в составе Северной и Южной коалиций) привело к невозможности разрешить конфликт военным путем. Применить тогда атомное оружие американцы так и не решились.

Па самым скромным подсчетам, американские войска убитыми потеряли в Корее около 54 тысяч солдат и офицеров, свыше семи тысяч американцев оказались в плену, почти 400 человек пропали без вести, 22 человека предпочли не возвращаться на родину. Обе Кореи на этой страшной войне недосчитались около 9 миллионов своих граждан, 80% из которых оказались мирными жителями.

Людские потери СССР

Вплоть до середины 70-х годов партийное руководство отрицало участие советских военных в корейском конфликте. В различных документах, наградных листах и похоронках речь шла об «особо важном задании партии и правительства». Возможно вследствие такой скрытности статистические данные о погибших долгое время разнились – в диапазоне от 200 до 1500 человек.

Советский Союз в Корейской войне был представлен преимущественно военно-воздушными силами. В конфликте принимало участие около 26 тысяч советских летчиков, все они входили в ударную группу трех авиадивизий 64-го истребительного авиационного корпуса.

Советские летчики совершили в корейское небо более 63 тысяч вылетов, принимая участие примерно в двух тысячах воздушных боев. Современные данные свидетельствуют, что за все время боевых действий наш авиационный корпус потерял 120 летчиков. Практические все они были похоронены на русском кладбище в китайском городе Далянь (в прошлом Дальний) – там, где покоятся жертвы Порт-Артура. Для сравнения, американские ВВС потеряли 1609 человек, из них 1097 были уничтожены советскими летчиками.

Общие боевые потери Советского Союза в Корейской войне – 466 человек, из них 299 погибших (146 офицеров) и 167 раненых (преимущественно из наземного персонала). При этом ни один из советских граждан так или иначе учувствовавших в конфликте не попал в плен. Потери китайских солдат в этой войне оказались несравнимо больше: 60 тысяч погибших, 383 тысячи раненых, 21 тысяча пленных, 4 тысячи пропавших без вести. Общее число погибших в коммунистическом блоке превысило 170 тысяч человек.

Историк и публицист Евгений Норин низкие потери советской стороны в боевых действиях объясняет в первую очередь осторожностью командования, а также тем, что советские летчики воевали преимущественно над территорией Северной Кореи.

Потери в технике

Советский 64-й истребительный авиакорпус вступил в войну в ноябре 1950 года, на его вооружении находились новейшие на то время реактивные истребители МиГ-15. Эта модель по многим характеристикам превосходила участвовавшие в боях над Кореей американские машины F-80 и F-84. По мнению специалистов, даже поступившие на вооружение F-86 («Сейбр») с трудом могли соперничать с советскими истребителями.

МиГ-15 был лучше «Сейбров» по многим параметрам: высота полета, разгон, скороподъемность, маневренность, а также вооружение – 3 пушки против 6 пулеметов. Впрочем, буквальное техническое сравнение советской и американской машин некорректно, так как они были призваны решать разные боевые задачи. Цели МиГов – тяжелые бомбардировщики В-29, а F-86 охотились непосредственно за самими МиГами.

Согласно советским данным МиГи над небом Кореи сбили 69 самолетов B-29, американцы считают, что было уничтожено всего 16 «Боингов». Что касается МиГов, то по информации советской стороны было сбито 335 таких машин, американцы заявляют от 792 истребителях.

Согласно данным военного писателя Михаила Барятинского расклад по потерям бронетехники такой: в боях было подбито 97 танков Т-34-85, которым удалось уничтожить только 34 американские бронемашины. Всего в Корее за 1950-53 годы было выведено из строя 239 Т-34-85 и СУ-76. Такие потери во многом объясняются тем, что средний советский танк Т-34-85 являлся уже устаревшей моделью, заметно уступая по своим боевым характеристикам новейшим танкам армии США.

Имея примерно одинаковое бронирование, американский «Шерман» все же превосходил советский танк в точности и скорострельности орудия. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что советской бронетехникой управляли корейцы, тогда как в «Шерманах» находились американские или британские экипажи.

Несмотря на минимальные людские потери СССР в Корейской войне, считается что итоги для нашей страны были менее успешными, чем для США. Ведь главной цели – создания объединенной коммунистической Кореи – достигнуть так и не удалось. Кроме того, если США по итогам войны в лице Японии и Германии приобрели новых союзников, то СССР наоборот на долгое время испортил отношения с Китаем. Среди плюсов этого конфликта – демонстрация всему миру эффективности советской истребительной авиации и бесценный боевой опыт для военных.

Николаю Сутягину принадлежат почти все рекорды воздушного боя на реактивной технике. Он одержал наибольшее число побед - 21. Сбил наибольшее число реактивных самолетов - 19. Всех больше уничтожил современнейших на то время F-86 "Сейбр"- 15. Он добился наилучшего результата в воздушных поединках за один месяц - 5 побед. В военно-воздушных силах США не было пилота, равного Николаю Сутягину по мужеству и мастерству в "реактивной" войне.

Из стенограммы лётно-тактической конференции соедениения (25 - 26 июля 1951 года):

"Задание выполняли десяткой, - говорил перед собравшимися Николай. - Ударное звено - майора Пулова, звено прикрытия - капитана Артемченко справа выше и пара Перепелкина сзади выше. Я шел в звене прикрытия с ведомым старшим лейтенантом Шулевым. В момент левого разворота в районе Сенсен я отстал от пары капитана Артемченко на дистанцию 400-500 м. Развернувшись на 50-60 градусов влево, я заметил: внизу слева, из-под ведущего звена, заходит нам в "хвост" пара F-86. Я подал команду: "Атакую, прикройте" и левым боевым разворотом, в момент которого выпустил тормоза и убрал газ, с последующим полупереворотом пошел за парой F-86. На второй петле мы уже были в "хвосте" у F-86-x, и в верхнем положении я дал две короткие очереди по ведомому. Очереди прошли: одна с недолетом, другая с перелетом. Я решил подойти ближе. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем - влево с набором высоты. За счет этого отворота уменьшилась дистанция до 200-300 метров. Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за F-86 под углом 70-75 градусов в сторону моря. Сблизившись до дистанции 150-200 метров, я открыл огонь по ведомому... F-86 был сбит"".

19 июня пятьдесят первого Николай Сутягин открыл счет "реактивным" победам. А уже через три дня, 22 июня, увеличивает их до 3-х. Тогда в момент разворота звену советских летчиков во главе с Николаем Сутягиным заходила в "хвост" четверка F-86. Умелый маневр, и наши пилоты уже в "хвосте" F-86. Заметив МИГи, американцы после левого разворота пошли в пикирование. Сутягин на дистанции 400-500 метров открыл огонь по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в "хвост", это заметил ведомый старший лейтенант Шулев - он резким маневром вышел из-под удара. Ведущий первой американской пары, заметив, что стреляют по ведомому, пошел на "косую петлю". Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, который в верхнем положении, уже сблизившись до 250-300 метров, открыл по нему огонь. F-86 запылал и стал падать. Чуть позже был уничтожен еще один "Сейбр".

Умению Сутягина драться с американцами завидовали во всей дивизии, как и его нацеленности на победу. Лето 51-го для Николая стало результативным - 6 сбитых самолетов противника, еще результативней осень - - 8 уничтоженных машин. Только в декабре Сутягин одержал 5 воздушных побед. В начале 52-го он стал реже вылетать на боевые вылеты, как асу ему было поручено выступать перед летчиками полков второго эшелона, готовившимися к боям. Тем не менее в январе 52-го он сбил 3 самолета противника. Итак, Николай Сутягин за время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвел 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 21 самолет - наивысший результат в корейской войне. На его счету 15 F-86 "Сейбр", 2 F-80 "Шутинг Стар", 2 F-84 "Тандерджет" и 2 "Глостер-Метеор". К сожалению, сегодня слава лучшего воздушного бойца "реактивной" войны еще не нашла Николая Сутягина. Американцы, как пилоты, так и исследователи корейской войны, оказалось, большие мастера фальсификаций. Они "забрали" себе все рекорды, доказывая тем самым тезис, а точнее, миф о своем боевом превосходстве. Пример - книга "Аллея МИГов", изданная в Техасе в 1970 году.

Заокеанские исследователи вовсю пытаются приподнять мастерство своих пилотов. Они часто подчеркивают, что первым в истории реактивным асом стал капитан Джеймс Джабара, сбив к 20 мая 5 самолетов (всего на счету Джабары 15 воздушных побед). Отмечают, сильнейший летчик корейской войны капитан Джозеф Маконнел (выиграл 16 поединков). Часто пишут, что 39 американских летчиков стали асами, сбив от 16 до 5 истребителей МИГ-15. Разумеется, нужно отдать должное мужеству и мастерству американских летчиков, они сражались достойно, а порой и на равных с советскими асами. Причем те же Джозеф Маконнел и Джеймс Джабара, что называется, до конца остались верны небу. Первый погиб при испытательных полетах в 1954 году. Второй поставил целью стать асом и вьетнамской войны, был туда направлен, однако не осуществил своей цели - погиб в авиакатастрофе. Кстати, там он мог бы столкнуться с воспитанниками Николая Сутягина, который был советником во вьетнамских ВВС.

Не принижая мастерства отдельных американских летчиков, скажем, что счет советских асов солиднее. Николай Сутягин - 21 воздушная победа. 20 поединков выиграл полковник Анатолий Пепеляев. По 15 самолетов противника уничтожили капитан Лев Щукин, подполковник Александр Сморчков и майор Дмитрий Оськин. Еще 6 советских пилотов одержали 10 и более побед. Здесь следует назвать нашего соотечественника Анатолия Карелина, уничтожившего в ночных воздушных боях 6 самолетов Б-29. Ну а все рекорды "реактивной войны", как я уже отмечал, принадлежат Николаю Сутягину. О чем нужно говорить и писать, уточняя отдельные позиции в истории воздушных войн.

До сих пор в США пытаются подправить и общий итог войны. Так, в "Энциклопедии авиации (Нью-Йорк, 1977 г.) отмечается, что всего американскими летчиками за время войны сбито 2300 "коммунистических" самолетов (СССР, Китая и КНДР), потери США и их союзников - 114. Соотношение - 20:1. Внушительно? Однако наиболее серьезные американские специалисты еще в пятидесятых годах, когда общие потери было скрыть трудно (смотри книгу "Воздушная мощь - решающая сила в Корее", Торонто - Нью-Йорк - Лондон, 1957 г.) отмечали, что ВВС США только в боевых схватках потеряли около 2000 самолетов, потери "коммунистических" самолетов они тогда оценивали скромнее - примерно в 1000 самолетов. Однако и эти цифры далеки от правды.

На сегодня Генеральный штаб Вооруженных Сил России рассекретил документы времен войны в Корее. Вот общие данные. Советскими летчиками 64-го истребительного авиационного корпуса (за время войны в него попеременно - от 6 месяцев до одного года - входило десять дивизий) было проведено 1872 воздушных боя, в ходе которых было сбито 1106 самолетов противника, из них F-86 - 650 единиц. Потери корпуса: 335 самолетов. Соотношение - 3:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МИГ-15 и F-86 "Сейбр") - 2:1. Отметим: американские летчики действовали менее эффективно, чем пилоты Объединенной воздушной армии, в которую входили части Китая и КНДР. Они сбили 231 самолет, а потеряли - 271. Словом, верх остался за воздушной школой, которую представлял Николай Сутягин. Именно его мастерство и мастерство таких, как он, их крепкая воля вынудили признать командира одного из американских крыльев: "МИГ-15 страшен, если управляется хорошим, инициативным летчиком". Николай Сутягин - это легенда, это Иван Кожедуб пятидесятых.


МиГ-15бис к-на Сутягина, 17 ИАП, февраль 1952 г.

По основным летно-тактическим данным советский истребитель МИГ-15 и американский F-86 "Сейбр" были равны, но каждый имел свои сильные и слабые стороны. МИГ превосходил "Сейбра" в скороподъемности и удельной тяговооруженности. F-86 быстрее набирал скорость на пикировании, был более маневрен, обладал большей дальностью полета. Однако он проигрывал в вооружении. 6 крупнокалиберных "сейбровских" пулеметов "Кольт Браунинг", несмотря на большую скорострельность (1.200 выстрелов в минуту), уступали трем пушкам МИГа: двум 23мм калибра и одной 37-мм. Их снаряды пробивали любую броню.

25 июня 1950 года войска КНДР вторглись на территорию РК. Так началась Корейская война. Она стала полигоном, на котором СССР и США обкатывали свои первые реактивные истребители. Победу в воздушных боях за явным преимуществом одержал МиГ-15.

Начальная диспозиция

Сталин, который планировал сделать весь Корейский полуостров зоной расширения социалистического лагеря, начал подготавливать для этого почву заблаговременно. Подготовка заключалась в передаче армии Кима военной техники. И прежде всего артиллерии, танков и самолетов. Также военные советники активно обучали северных корейцев пользоваться «дорогими подарками».

В результате 25 июня 1950 года войска КНДР, превосходящие и по численности, и по вооружению армию РК, начали стремительно продвигаться на юг. Этот успех был предопределен тем, что, например, 150 танкам Т-34 «северян» противостояло не более 20 БТР, а 175-и боевым самолетам — 12 учебных.

Через три дня был захвачен Сеул. А в середине августа 90% РК контролировали войска Ким Ир Сена.

ООН при бойкотировании голосования со стороны Советского Союза и Китая приняла решение направить на полуостров миротворческие войска. Первыми в операции «умиротворения Кима» приняли участие войска США, дислоцированные в регионе в основном на авианосцах. Затем подключились Великобритания, Канада, Австралия, Филиппины и еще 11 государств.

Постепенно натиск КНДР удалось приостановить. А затем объединенные войска ООН повернули маховик войны в обратную сторону.

Сталин предусмотрел такой расклад. К войне подключились Китай и СССР. Китай сделал это легально. Советский Союз — тайно. На китайский аэродром Даньдун был направлен 64-й отдельный истребительный авиационный корпус, вооруженный новейшими реактивными истребителями МиГ-15.

Советская новинка

Основанный осенью 64-й корпус был предназначен именно для участия в Корейской войне. И после ее окончания он был передислоцирован, переформирован и переименован.

Состав корпуса был непостоянным. За три года в нем побывали 12 истребительных авиадивизий, 2 отдельных истребительных авиаполка, 2 отдельных ночных истребительных авиаполка, 2 истребительных авиаполка ВМФ, 4 зенитно-артиллерийские дивизии. В самый разгар войны в корпусе насчитывалось 320 самолетов. Общая численность рядовых и офицеров составляла 26 тыс. человек, из них более 500 — пилоты, приобретшие боевой опыт во время Великой отечественной войны. Командовал корпусом легендарный И.Н. Кожедуб.

В целях скрытного участия в войне советские самолеты имели раскраску корейских ВВС. Пилоты носили корейскую форму и имели корейские документы без фотографий. В воздухе от них требовали разговаривать только по-корейски, для чего выдали русско-корейские разговорники. Однако общение на непонятном языке отвлекало внимание и в критической ситуации могло стоить жизни. Поэтому на это нелепое требование вскоре перестали обращать внимание. И без того американцы вскоре поняли, что имеют дело не с неопытными китайскими и корейскими пилотами, а с русскими асами.

На первых порах основу советской истребительной авиации составляли поршневые Як-9 — ветераны Второй мировой, а также появившиеся вскоре после победы Ла-9 и Ла-11.

Нельзя сказать, что они катастрофически проигрывали в воздушном бою поршневым же «американцам» и «англичанам» — P-51 Mustang и Supermarine Spitfire. Парк войск ООН, который был составлен в основном из истребителей США, Великобритании, Австралии и Канады, был довольно обширен за счет самолетов, базировавшихся на авианосцах. Противник давил массой, имея существенное численное превосходство. Забегая вперед, отметим, что за время войны было уничтожено более тысячи «иностранцев», в то время как число наших машин, «командированных» в Корею, не достигало и пятисот.

Ситуацию необходимо было спасать. Поэтому в ноябре в корейском небе появились реактивные МиГ-15. Они пришли на смену не вполне успешной первой советской машине с ТРД — МиГ-9, которая до боевых действий не была допущена.

Миг-15 был совсем «свеженьким» — его поступление в части ВВС началось в 1949 году. На начало 50-х он обладал прекрасными летно-техническими характеристиками, недоступными не только поршневым, но и реактивным «иностранцам». Таким, например, как британский Gloster Meteor, который успел повоевать около года во время Второй мировой.

Основное отличие МиГ-15 от существовавших на тот момент истребителей заключалось в том, что он был околозвуковой. Один ТРД РД-45Ф, имевший тягу 2270 кгс, разгонял его до 1042 км/час. Самолет имел недоступный другим потолок, превышавший 15 тыс. метров. Никто не мог состязаться с ним в скороподъемности: 41 м/c у земли. На 5000 тыс. метров МиГ-15 поднимался за 2,4 мин., в то время как у лучших «американцев» на это уходило 4,8 мин.

При этом у советских и «ООНовских» истребителей были разные тактические задачи. США сделали ставку на массированные бомбардировки КНДР при помощи «летающих крепостей» — В-29, способных брать на борт до 9 тонн бомб. Наши МиГи должны были прежде всего их уничтожать. «Американцы», естественно, осуществлять их эскортирование и отражать атаки советских истребителей.

В связи с полным господством в воздухе МиГов США понесли чудовищные потери своей стратегической бомбардировочной авиации. Апофеоз случился 30 октября 1951 года, когда 44 МиГ-15 атаковали 21 В-29 в сопровождении почти 200 истребителей различных типов. Были сбиты 12 «крепостей», экипаж которых состоял из 11 человек, и 4 F-84. У нас был потерян лишь один истребитель.

В историю ВВС США этот день вошёл как «чёрный вторник». После него трое суток ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия МиГов. А В-29 возобновили свою активность лишь через месяц.

Американские необстрелянные

В Корейской войне проходили боевое крещение сразу три американских реактивных истребителя: F-80 Shooting Star, F-84 Thunderjet и F-86 Sabre. Два из них, что называется, «засиделись в девках», третий был совсем новенький.

F-80 начал поступать на вооружение ВВС США и Великобритании за два месяца до окончания боевых действий Второй мировой на европейском континенте. И повоевать до 1950 года он не успел. Самолет был хорош в качестве истребителя-бомбардировщика, но в воздушном бою был несколько неповоротлив. В связи с чем порой становился добычей для Як-9, не говоря уж о МиГ-15.

F-84 начал эксплуатироваться в 1947 году. По скоростным качествам он проигрывал МиГ-15 порядка 80 км/ч. И по всем прочим тоже — по скороподъемности, предельной высоте. А по маневренности уступал значительно, о чем объективно свидетельствовала разница в таком параметре как нагрузка на крыло: 340 кг/кв.м. против 238 кг/кв.м. у МиГ-15.

План американского командования отправить в Корею не самый лучший «товар» основывался на том, что сражаться придется с поршневой авиацией КНДР и Китая. Однако реальность оказалась иной.

Пришлось пойти на экстренные меры: бросить в войну новейшие F-86 Sabre, также околозвуковые, как и МиГ-15. Это были машины одного класса, имевшие как свои достоинства, так и недостатки.

При примерно равной скорости МиГ-15 быстрее разгонялся и имел выше скороподъемность и потолок.

У F-86 была лучше горизонтальная маневренность. Но основные его достоинства заключались в оснащении более эффективным приборным оборудованием. Так, например, на нем был установлен радиодальномер, позволявший вести более результативную стрельбу. Советские летчики пользовались оптическим прицелом. Американский пилот находился и в более комфортных условиях за счет лучшего обзора и использования противоперегрузочного костюма. Пилоты МиГов, чтобы не потерять сознание во время крутых виражей, приноровились особым образом наклонять голову, минимизируя тем самым отток крови.

В ходе войны МиГ-15 был модернизирован. После того, как на нем был установлен антирадар, его уязвимость значительно снизилась. В результате МиГ-15 приобрел перевес в количестве выигранных у F-86 воздушных боев.

Данные о победах и потерях самолетов во время Корейской войны противоречивы. Согласно официальным данным США F-86 уничтожили в воздушных боях 823 самолета противника. В том числе 805 МиГ-15. Советские официальные источники утверждают, что нами было сбито 1097 самолетов противника, включая 642 F-86. Потери МиГов составили 335 самолетов.

Независимый исследователь Роберт Фатрелл подсчитал, что американцы потеряли 945 самолетов. При этом потери советской стороны конфликта у него совпадают с приведенными в официальной советской статистике: 335 МиГ-15, а также 230 самолетов других типов, находившихся на вооружении у Китая и КНДР.

В ходе войны погибли 120 советских пилотов и 1176 пилотов противника (включая членов экипажей В-29).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что советский МиГ-15 был королем корейского неба. Благодаря авторитету, завоеванному им в боях с «Сейбрами», этот самолет, выпущенный в количестве 15560 единиц, пользовался громадным спросом. В свое время он находился на вооружении более чем сорока стран мира.

В этом отношении успехи F-86 несколько скромнее: этих самолетов было произведено 9860 штук.

Фото: ИТАР-ТАСС/Валентина Соболева /Архив.

Противостояние Северной Кореи (Корейская Народно-Демократическая Республика, столица — г. Пхеньян) и Южной Кореи (Республика Корея, столица г. Сеул) ознаменовалось столкновением в небе Корейского полуострова двух союзников по анлигитлеровской коалиции – Советского Союза и США. Как известно, оба корейских государства возникли в результате раздела Корейского полуострова на две примерно равные по площади территории. Искусственная граница, проходящая по 38-й параллели, была создана, как объявлялось в приказе главнокомандующего американскими вооруженными силами на Дальнем Востоке, для удобства приема капитуляции японских войск двумя союзными державами, участвовавшими в .

В условиях «холодной войны» бывшие союзники по антигитлеровской коалиции по-своему видели будущее корейских государств. С выводом с Корейского полуострова своих оккупационных войск правительства СССР и США, тем не менее, оставили на его территории определенное количество военных советников. Например, с американской стороны в Южной Корее осталась советническая группа в составе 500 военнослужащих (во главе с генералом Дж. Робертсом), в акватории (Северной и Южной Кореи) — 7-й флот, а на ближайших авиабазах в Японии и Филиппинах — две воздушные армии: тактическая 5-я и стратегическая 20-я .

В свою очередь, 8 февраля 1948 г. при Корейской Народной Армии (КНА) КНДР был утвержден институт советских военных советников. К концу 1950 г. их штатная численность достигла 246 человек . Большинство из них находились при штабе фронта и главнокомандующем КНА Ким Ир Сене (им запрещалось пересекать 38-ю параллель).

К началу военных действий в 1950 г. самолетный парк ВВС КНА составлял 172 боевых самолета против 1100 самолетов , находившихся в ведении многонациональных сил ООН при активной роли США. Учитывая, что место Китая в Организации Объединенных Наций занимал Тайвань, а СССР из-за этого бойкотировал заседания Совета Безопасности, Соединенные Штаты провели резолюцию, разрешающую применение на Корейском полуострове «войск ООН» под руководством Пентагона.

К этому времени военное влияние СССР на Дальнем Востоке заметно ослабло в результате вывода основной части советских войск с территории Китая и Северной Кореи. Ограниченный воинский контингент продолжал оставаться в Порт-Артуре (Дальнем), арендуемом у КНР, и в районе г. Шанхай.

Первоначально участие советских войск в Корейской войне не предполагалось в расчете на быстротечность военных действий в пользу КНА. Однако значительный перевес в воздушных силах противника заметно осложнил планы военного руководства КНДР. Главные силы тактической авиации (ТА) США были сконцентрированы в 5-й воздушной армии (Япония): тактические бомбардировщики, истребители и самолеты-разведчики .

Стратегическая авиация (СА) включалась в состав специально созданного Временного бомбардировочного командования. Кроме того, на Дальнем Востоке имелись объединения, соединения и части транспортной, авиадесантной, палубной авиации и авиации ПВО, которые также привлекались для выполнения боевых задач. ВВС Южной Кореи, хотя и существовали организационно, практически имели лишь небольшое число учебно-транспортных самолетов Т-6. К концу войны авиационный парк США в Республике Корея увеличился до 2400 боевых самолетов .

27 июня 1950 г. вступившая в боевые действия американская авиация (наземная и палубная), в результате пассивности ВВС КНА сумела завоевать полное господство в воздухе. В ходе проведенной воздушной наступательной операции ВВС США предприняли попытку вывести из строя стратегические объекты на территории КНДР и нанести поражение крупным группировкам войск КНА (израсходовано 17% летного ресурса бомбардировщиков за всю кампанию) .

Однако до середины сентября на сухопутном и морском ТВД коалиционным силам «южан» успехов добиться не удалось. В свою очередь вооруженные силы Северной Кореи (до 75 тыс. чел.), развивая наступление, взяли под контроль до 90% территории Республики (Южная) Корея.

Коренной перелом в ход боевых действий внесла Инчхонская десантная операция («Chromite») ВС США, начавшаяся утром 15 сентября. Этот южнокорейский порт «северяне» не успели вовремя подготовить к обороне. Авиационную поддержку морских сил, задействованных в операции, обеспечивало более 500 боевых и транспортных самолетов и вертолетов. На следующий день город-порт Инчхон перешел под контроль морских пехотинцев США. 26 сентября части КНА покинули столицу Южной Кореи — г. Сеул.

Понеся «исключительно большие потери в живой силе и особенно в артиллерии и танках вооруженные силы «северян» в беспорядке отступали на север, не имея возможности остановиться и организовать линию обороны. Многонациональные войска ООН вторглись на территорию КНДР и 19 октября взяли ее столицу г. Пхеньян. На протяжении всей операции «Chromite» и последующего наступления коалиционных сил ее авиация наносила многочисленные бомбо-штурмовые удары по войскам КНА, по военным и промышленным объектам Северной Кореи, а также ее союзницы — КНР.

С переносом военных действий на территорию Северной Кореи ее правительство обратилось к руководству СССР с просьбой о посылке «интернациональных летных сил» для прикрытия боевых порядков корейской армии с воздуха. Вскоре на территории Китая началось формирование «средств прикрытия», объединенных в 64-й истребительный авиакорпус, принявший активное участие в войне . Первоначально летный состав корпуса прикрывал от налетов американской авиации стратегические объекты КНР: район Мукдена, Аньдуна, Цзиань, Дунфына, мосты через р. Ялуцзян и электростанцию в районе Аньдуна .

Инструктаж советских летчиков-истребителей на аэродроме перед вылетом.

В дальнейшем, в соответствии с распоряжением Совмина СССР от 28 августа 1951 г., часть подразделений корпуса была передислоцирована на территорию Северной Кореи, а его летчики начали вести активные боевые действия .

Основу авиакорпуса составили 3 истребительные авиационные дивизии: 28-я иад (67-й и 139-й гвардейский истребительные авиационные полки), 50-я иад (29-й и 177-й иап), 151-я иад (28-й и 72-й иап). Управление 64-го иак размещалось в г. Мукден .

На 1 ноября 1952 г. в корпусе имелся 441 летчик, численность самолетного парка достигала 321 самолет (МиГ-15бис — 303 и Ла-11 — 18). В дальнейшем некоторые из них были заменены на более современные модификации, в том числе истребители МиГ-17 .

По результатам первых воздушных боев были отмечены высокие летно-технические характеристики реактивных истребителей МиГ-15, что нашло отражение в докладной записке командующего ВВС генерал-полковника авиации П.Ф. Жигарева Председателю Совета Министров СССР И.В. Сталину. Согласно указанному документу «в 5 воздушных боях с численно превосходящим противником самолетами МИГ-15 сбито десять американских самолетов Б-29 и один самолет F-80. Потерь самолетов МИГ-15 в этих боях не было» .

Организационно 64-й иак до ноября 1951 г. входил в состав Оперативной группы советских ВВС на территории КНР под командованием главного военного советника НОАК генерал-полковника С.А. Красовского. Затем он был включен в состав Объединенной воздушной армии (ОВА), которой командовал китайский генерал Лю Чжэнь. В декабре 1952 г. ОВА состояла из 3 советских, 4 китайских и 1 корейской авиадивизий. Кроме того, во второй и третьей линиях использовались для наращивания сил и прикрытия аэродромов еще 4 китайские авиадивизии. Советские летчики были одеты в китайскую форму, имели специальные китайские псевдонимы, а на самолетах были нанесены опознавательные знаки ВВС НОАК .

За время ведения боевых действий соединения корпуса совершили 19 203 самолето-вылета. В дневное время суток было произведено 307 групповых воздушных боев, в которых участвовало 7986 экипажей, что составляло 43% от общего количества вылетавших на боевое задание. Всего за период с ноября 1950 г. по январь 1952 г. в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Свои потери за это же время составили: летчиков — 34, самолетов – 71 . Активные действия советской авиации и зенитной артиллерии по существу срывали авиационные удары противника, рассеивая его боевые порядки и снижая точность бомбометания .

Одновременно с боевыми действиями корпус выполнял задачу по вводу в строй истребительных частей Объединенной воздушной армии. Еще в октябре 1950 г., с вводом на территорию КНДР китайских добровольцев, при штабе объединенного (корейско-китайского) командования стала работать группа советских военных советников. В конце лета 1951 г. на прифронтовых аэродромах появились первые авиасоединения ОБА. Советником при командующем ОБА был генерал-майор Д.П. Галунов. Северокорейские ВВС возглавил генерал Ван Лэн, его советником стал полковник А.В. Петрачев((Авиация и космонавтика, 1991. № 2. С. 32.)).

За 7 месяцев 1953 г. в воздушных боях было уничтожено 139 самолетов противника. Потери 64-го корпуса составили: летчиков — 25, самолетов МиГ-15бис — 78. Общее соотношение потерь военно-воздушных сил США и СССР за 1953 г. составило 1,9:1 .

С июля 1951 г. активное участие в боевых действиях принимали части зенитной артиллерии, группировка которой строилась с задачей кругового прикрытия объекта и обеспечения максимальной плотности огня перед вероятным рубежом бомбардирования.

52-я зенад за период сентябрь — декабрь 1951 г. провела 1093 батарейные стрельбы и сбила 50 самолетов противника . В целом зенитной артиллерией с марта 1951 г. по июль 1953 г. было сбито 16% самолетов противника, уничтоженных силами и средствами 64-го иак.

За время войны советские летчики произвели 63 229 боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях и сбили 1309 самолетов противника, в том числе огнем авиации — 1097 и огнем зенитной артиллерии – 212 .

Советской стороной было захвачено в плен, а затем передано китайским и корейским войскам 262 американских летчика .

«За успешное выполнение правительственного задания» указом Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями были награждены 3504 военнослужащих корпуса , а 22 летчика получили звание Героя Советского Союза . Наиболее результативными советскими летчиками были признаны: Герои Советского Союза Е.Г. Пепеляев, Д.П. Оськин, Л.К. Щукин, С.М. Крамаренко, А.П. Сморчков, С.П. Субботин и др. Самолет МиГ-15 последнего 18 июня 1951 г. в ходе воздушного боя столкнулся с преследовавшим его американским истребителем F-86A. При столкновении советский летчик успел катапультироваться, пилот противника (капитан Уильям Крон) погиб. В ряде источников этот эпизод упоминается как первый воздушный таран на реактивном самолете в истории отечественной авиации.

Потери советской авиации с 25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г. составили 125 летчиков и 335 самолетов .

Состав 64-го иак периодически менялся. На аэродромы Китая и Северной Кореи прибывали на смену выводимых новые дивизии ПВО и ВВС ВС СССР. В общей сложности за время войны в Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитные артиллерийские дивизии, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и другие части обеспечения. Все командиры дивизий и большинство командиров полков были участниками Великой Отечественной войны и хорошо владели навыками оперативного руководства.

Через 64-й истребительный авиакорпус в общей сложности прошло около 40 тыс. советских военнослужащих.

Спустя 10 лет наши авиаторы вновь встретились с американскими летчиками — когда .

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 - 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. - М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. - 792 с. : ил.

ПРИМЕЧАНИЯ

Сегодня без тени смущения американцы пишут («Энциклопедия авиации», Нью-Йорк, 1977 г.), что их летчиками во время войны в Корее было сбито 2300 «коммунистических» самолетов, а потери американцев и их союзников составили всего 114 самолетов. Соотношение 20:1. Наши «либералы и демократы» этот бред радостно повторяют - разве могут «цивилизованные» американцы врать? (Хотя остальным пора бы уже привыкнуть к мысли, что если «цивилизованные» что и могут хорошо, так это брехать.)

Но врать нужно всем одновременно, а это технически невозможно. И поэтому, когда своими успехами начинают хвастаться другие службы США, то правда время от времени появляется в документах самих американцев. Так, служба спасения 5-й американской воздушной армии, воевавшей в Корее, сообщает, что ей с территории Северной Кореи удалось выхватить более 1000 человек летного состава американских ВВС. А ведь это только тех, кто не погиб в воздушном бою и кого не успели пленить северные корейцы, которые, кстати, захватывали в плен не только летчиков, но и группы самих спасателей вместе с их вертолетами. Это что, со 114 самолетов столько летного состава нападало?

С другой стороны, убыль самолетов за Корейскую войну составила у американцев 4000 единиц по их же данным 50-х годов. Куда они делись?

Наши летчики летали в узкой полоске Северной Кореи, ограниченной морем, и им засчитывали только те сбитые самолеты, которые падали на эту полоску. Упавшие в море и даже подтвержденные самими американцами - не засчитывались.
Вот пример из сборника «Воздушная война в Корее», Полиграф, Воронеж, 1997 г.:

«… К охраняемому объекту 913-й ИАП подошел, когда бой был уже в разгаре. Федорец услышал по радио призыв: «Помогите, меня подбили… помогите!» Окинув пространство взглядом, Семен Алексеевич увидел дымящийся «МиГ», которого преследовал, не переставая бить по нему в упор, «Сейбр». Федорец развернул свой истребитель и пошел в атаку на увлеченного охотой противника. С дистанции 100–300 м советский летчик ударил по американцу, и тот вошел в свое последнее пике.
Однако, придя на выручку попавшему в беду коллеге, Федорец оторвался от ведомого и ведомой пары и потерял их из виду. Одинокий «МиГ» - заманчивая цель. Этим не преминули воспользоваться американцы.
Четверка «Сейбров», ведомая капитаном Макконнеллом, тут же атаковала самолет Федорца.

Семен Алексеевич только оторвался от прицела, сбив назойливого «Сейбра», как по кабине хлестанула очередь. Вдребезги разлетелось остекление фонаря и приборная доска, однако сам самолет остался послушен рулям. Да, это был удар аса! Так обычно повергал противника капитан Макконнелл, но и мастерство советского летчика было не хуже. Он тут же среагировал на удар и резко бросил самолет вправо на атакующий «Сейбр». F-86 Мак-коннелла проскочил «МиГ» и оказался впереди и слева. Американский ас, по-видимому, несколько успокоился, наблюдая, как задергался советский истребитель. Это была нормальная реакция «обезглавленного» (т. е. с убитым летчиком) самолета. Когда же МиГ-15, находясь сзади, стал выворачивать в сторону «Сейбра», Макконнелл удивился, стал выпускать закрылки и щитки, гася скорость и пытаясь пропустить противника вперед. Но было уже поздно - Федорец навскидку ударил (а удар у МиГ-15 хороший!) по американцу. Очередь пришлась по правой консоли, ближе к фюзеляжу, вырвав из крыла кусок в добрый квадратный метр! «Сейбр» кувырнулся вправо и пошел к земле.
Опытному Макконнеллу удалось-таки дотянуть до залива и там катапультироваться.

А на подбитый «МиГ» тут же накинулись оставшиеся F-86. В результате этой атаки были перебиты тяги управления, и советскому летчику пришлось катапультироваться.
Так закончился этот драматический поединок двух асов в небе Кореи.
Это была 5-я и 6-я победы Федорца, а у капитана Макконнелла - 8-я. Правда, из-за того, что самолет американского аса упал в море, а пленка фотоконтроля сгорела вместе с «МиГом», победу Семену Алексеевичу не зачли как неподтвержденную».
Вот обратите внимание, американскому асу зачли как сбитый самолет Федорца, хоть он его и не сбил, сбили ведь другие - им, наверное, тоже записали по самолету. А Федорцу не зачли и то, что сбил, - обломки утонули.

Тем не менее, даже при таком скупом счете итоги таковы. Советские летчики провели 1872 воздушных боя, в ходе которых 1106 американских самолетов упали на территорию Северной Кореи.

Это официально, по рассекреченным данным Генштаба ВС России. (По данным командовавшего нашей авиацией генерал-лейтенанта Г.А. Лобова, было сбито 2500 самолетов.) Наши боевые потери составили 335 самолетов и еще 10 небоевых. Соотношение 3:1 в пользу советских летчиков, а по реактивной технике 2:1 в нашу пользу. Лучший ас Америки сбил 16 наших самолетов (капитан Д. Макконнелл), а лучший советский ас Корейской войны - 23 американских самолета (капитан Сутягин Н.В.). Соответственно у американцев 40 человек сбило более 5 наших самолетов, а у нас 51 человек сбил более 5 американских.

Итак, потери советских ВВС были 335 самолетов, и еще Китая и Кореи- 231. (Корейские и китайские летчики, кстати, сбили 271 американский самолет.) Итого 566 самолетов. А американские летчики, как уже указывалось, записали себе на лицевые счета 2300 сбитых «коммунистических» самолетов. То есть лицевые счета американских асов тоже следует для порядка в статистике сократить в 4 раза. Все же в лицевые счета асов надо записывать те самолеты, которые они сбили, а не сфотографировали кинофотопулеметом.
Вся статистика воздушных боев у наших противников является пропагандистской брехней и к реальности отношения не имеет.

В реальности наши летчики были и гораздо профессиональнее, и гораздо мужественнее и немецких, и американских. Если их, необученных и малоопытных, не успевали сбить в первых же боях. Для военного успеха и сегодня дух наших отцов и дедов надо сохранить обязательно. А в остальном, если нам это подходит, то нужно перенимать лучшее, что нашли в военном деле наши противники. Тем более что это лучшее было на нас же и испытано.