Внешность герасима из рассказа муму 5. Сочинение на тему: образ герасима в рассказе и

Главным замыслом произведения «Горе от ума» является иллюстрация подлости, невежества и раболепия перед чинами и традициями, противостояли которым новые идеи, подлинная культура, свобода и разум. Главный герой Чацкий выступил в пьесе представителем того самого демократически настроенного общества молодых людей, которые бросали открытый вызов консерваторам и крепостникам. Все эти тонкости, бушевавшие в общественно-политической жизни, Грибоедову удалось отразить на примере классического комедийного любовного треугольника. Примечательно, что основная часть произведения, описанного творцом, происходит в течение всего одного дня, а сами персонажи Грибоедовым отображены очень ярко.

Многие современники писателя удостоили его рукопись искренней похвалой и ратовали перед царем за разрешение опубликовать комедию.

История написания комедии «Горе от ума»

Идея написания комедии «Горе от ума» посетила Грибоедова во время пребывания в Петербурге. В 1816 году он вернулся в город из-за границы и оказался на одном из светских приемов. Глубокое внутреннее возмущение у него вызвала тяга русских людей к иностранному, после того, как он заметил, что знать города преклоняется перед одним из заграничных гостей. Писатель себя не сдержал и выказал свое негативное отношение. Тем временем, кто-то из приглашенных, не разделивших его убеждений, парировал, что Грибоедов сумасшедший.

События того вечера легли в основу комедии, а сам Грибоедов стал прототипом главного героя Чацкого. Работу над произведением писатель начал в 1821 году. Трудился он над комедией в Тифлисе, где проходил службу при генерале Ермолове, и в Москве.

В 1823 году работа над пьесой была закончена, и писатель стал зачитывать ее в московских литературных кругах, попутно получая восторженные отзывы. Комедия с успехом расходилась в виде списков среди читающего населения, но впервые она была опубликована только в 1833 году, после прошения министра Уварова к царю. Самого писателя к тому времени в живых уже не было.

Анализ произведения

Основной сюжет комедии

Описываемые в комедии события происходят в начале XIX века, в доме столичного чиновника Фамусова. Его юная дочь Софья влюблена в секретаря Фамусова, Молчалина. Он человек расчетливый, не богатый, занимающий мелкий чин.

Зная о страстях Софьи, он встречается с ней по расчету. В один из дней в дом Фамусовых приезжает молодой дворянин Чацкий - друг семьи, который уже три года, как не был в России. Цель его возвращения - женитьба на Софье, к которой у него есть чувства. Сама Софья скрывает свою влюбленность в Молчалина от главного героя комедии.

Отец Софьи человек старого уклада и взглядов. Он раболепствует перед чинами и считает, что молодые должны угождать во всем начальству, не выказывать своего мнения и прислуживать вышестоящим самоотверженно. Чацкий, в противовес ему, остроумный молодой человек с чувством гордости и хорошим образованием. Подобные взгляды он осуждает, считает глупыми, лицемерными и пустыми. Между Фамусовым и Чацким возникают жаркие споры.

В день прибытия Чацкого в доме Фамусова собираются приглашенные гости. Во время вечера Софья распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Гости, также не разделяющие его взглядов, активно подхватывают эту мысль и единогласно признают героя сумасшедшим.

Оказавшись на вечере белой вороной, Чацкий собирается покинуть дом Фамусовых. В ожидании кареты, он слышит, как секретарь Фамусова признается в своих чувствах служанке господ. Слышит это и Софья, которая незамедлительно гонит из дома Молчалина.

Развязка любовной сцены заканчивается разочарованием Чацкого в Софье и светском обществе. Герой навсегда покидает Москву.

Герои комедии «Горе от ума»

Это главный герой комедии Грибоедова. Он потомственный дворянин, во владении которого находится 300 - 400 душ. Чацкий рано остался сиротой, а поскольку его отец был близким другом Фамусова, с детства он воспитывался вместе с Софьей в доме Фамусовых. Позже ему стало скучно у них, и вначале он поселился отдельно, а после и вовсе уехал странствовать по миру.

С детства Чацкий с Софьей дружили, но он испытывал к ней не только дружеские чувства.

Главный герой в комедии Грибоедова не глупый, остроумный, красноречивый. Любитель насмешек над глупыми, Чацкий был либералом, который не желает прогибаться перед начальством и прислуживать высшим чинам. Именно поэтому он не служил в армии и не являлся чиновником, что для эпохи того времени и его родословной - редкость.

Фамусов - мужчина в возрасте с сединой в висках, дворянин. Для своего возраста он очень бодр и свеж. Павел Афанасьевич вдовец, из детей у него единственная Софья, 17 лет от роду.

Чиновник состоит на государственной службе, он богатый, но при этом ветреный. Фамусов без стеснения пристает к собственным служанкам. Характер у него взрывной, неугомонный. Павел Афанасьевич брюзглив, но с нужными людьми, он умеет проявлять должную вежливость. Примером тому является его общение с полковником, за которого Фамусов желает выдать замуж дочь. Ради своей цели он готов на все. Подчинение, раболепие перед чинами и низкопоклонство для него характерны. Также он дорожит мнением общества о себе и своем семействе. Читать чиновник не любит и образование не считает чем-то очень важным.

Софья - дочь богатого чиновника. Симпатичная и образованная в лучших правилах московского дворянства. Оставшись рано без матери, но находясь на попечении гувернантки мадам Розье, она читает французские книги, танцует и играет на фортепиано. Софья девушка непостоянная, ветреная и легко увлекающаяся молодыми мужчинами. При этом она доверчивая и очень наивная.

В ходе пьесы видно, что она не замечает того, что Молчалин ее не любит и находится с ней рядом из-за собственных выгод. Отец называет ее срамницей и бесстыдницей, сама же Софья считает себя умной и не трусливой барышней.

Секретарь Фамусова, который проживает у них в доме - это холостой молодой мужчина родом из очень бедной семьи. Свой дворянский титул Молчалин получил лишь в ходе службы, что в те времена считалось допустимым. За это Фамусов периодически называет его безродным.

Фамилия героя, как нельзя лучше, соответствует его характеру и темпераменту. Он не любит разговаривать. Молчалин ограниченный и очень глупый человек. Он ведет себя скромно и тихо, почитает чины и старается угодить всем, кто находится в его окружении. Делает это исключительно из выгоды.

Свое мнение Алексей Степанович никогда не высказывает, за счет чего окружающие считают его вполне симпатичным молодым человеком. На самом деле, он подлый, беспринципный и трусливый. В конце комедии становится ясно, что Молчалин влюблен в служанку Лизу. Признавшись ей в этом он получает порцию праведного гнева от Софьи, но характерное для него лизоблюдство, позволяет ему остаться на службе у ее отца и дальше.

Скалозуб — второстепенный герой комедии, он безынициативный полковник, который хочет стать генералом.

Павел Афанасьевич относит Скалозуба к категории завидных московских женихов. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе. В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам. К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность.

Служанка Лиза

Лизанька — обычная служанка в фамусовском доме, но при этом занимает достаточно высокое место среди других литературных персонажей, и ей отведено достаточно много различных эпизодов и описаний. Автор подробно описывает, что делает Лиза и что и как она говорит. Она заставляет признаваться в своих чувствах других героев пьесы, провоцирует их на определенные поступки, подталкивает к различным решениям, важным для их жизни.

Господин Репетилов появляется в четвертом действии произведения. Это второстепенный, но яркий персонаж комедии, приглашенный на бал к Фамусову по случаю именин его дочери Софьи. Его образ - характеризует человека, который выбирает легкий путь в жизни.

Загорецкий

Антон Антонович Загорецкий - светский кутила без чинов и почестей, однако умеющий, и любящий быть приглашенным на все приёмы. За счёт своего дара - быть угодным «ко двору».

Спешащий побывать в центре событий, «как бы» со стороны, второстепенный герой А.С. Грибоедова, Антон Антонович, собственной персоны, оказывается приглашенным на вечер в дом Фаустувых. С первых же секунд действия с его персоной становится ясно - Загорецкий - тот ещё «кадр».

Мадам Хлестова - также один из второстепенных персонажей комедии, но всё же её роль весьма колоритна. Это женщина уже преклонных лет. Ей от роду 65. У неё есть собачка-шпиц и темнокожая служанка - арапка. Хлестова в курсе последних сплетен двора и охотно делится собственными историями из жизни, в которых легко рассказывает о других персонажах произведения.

Композиция и сюжетные линии комедии «Горе от ума»

При написании комедии «Горе от ума» Грибоедов использовал характерный для данного жанра прием. Здесь мы можем увидеть классический сюжет, где на руку одной девушки претендуют сразу двое мужчин. Образы их тоже классические: один скромный и почтительный, второй - образованный, горделивый и уверенный в собственном превосходстве. Правда, в пьесе Грибоедов немного по-другому расставил акценты в характере героев, сделав симпатичным для того общества, именно Молчалина, а не Чацкого.

В течение нескольких глав пьесы идет фоновое описание жизни в доме Фамусовых и только в седьмом явлении начинается завязка любовного сюжета. Достаточно подробное длительное описание в ходе пьесы повествует всего лишь об одном дне. Длительного развития событий здесь не описывается. Сюжетных линий в комедии две. Это конфликты: любовный и социальный.

Каждый из образов, описанных Грибоедовым, многогранен. Интересен даже Молчалин, к которому, уже у читателя, возникает неприятное отношение, но явного отвращения он не вызывает. За ним интересно наблюдать в различных эпизодах.

В пьесе, несмотря на взятие основополагающих конструкций, для построения сюжета имеются определенные отступления, и явно прослеживается, что комедия была написано на стыке сразу трех литературных эпох: процветающего романтизма, зарождающегося реализма и отмирающего классицизма.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» получила свою популярность не только за использование классических приемов построения сюжета в нестандартных для них рамках, в ней были отражены явные изменения в обществе, которые тогда только зарождались и пускали свои первые ростки.

Интересно произведение еще и тем, что оно разительно отличается от всех других трудов, написанных Грибоедовым.

На данной странице вы найдете исчерпывающее краткое содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в котором все расписано подробно по действиям и явлениям, а основные моменты, на которые часто обращают внимание учителя, даются полностью. Если вам нужно кратчайшее содержание данного произведения для читательского дневника – посмотрите здесь .

Гостиная. Утро. Лиза, спящая в кресле, просыпается. Софья не отпустила ее спать, так как Лиза должна была следить, чтобы хозяйку и Молчалина не застали вдвоем. Софья спрашивает, который час. Пытаясь убедить влюбленных в том, что уже пришло время расходиться, Лиза переводит стрелки часов. Часы бьют и играют.

Явление 2

Появляется Фамусов. Он пытается заигрывать с Лизой. Лиза говорит, что в любой момент может войти Софья, которая всю ночь читала французскую книгу и уснула только под утро. Фамусов высказывает свое мнение о книгах:

«И в чтенье прокот невелик:

ей сна нет от французских книг,

а мне от русских больно спится».

«Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь».

Явление 3

Лиза выговаривает Софье и Молчалину что те слишком задержались. Софья на это отвечает, что

счастливые часов не наблюдают. На выходе Молчалин сталкивается с Фамусовым.

Явление 4

Фамусова удивляет присутствие Молчалина в столь ранний час возле спальни Софьи. Он советует ему прогуливаться где-нибудь подальше.

Софью он стыдит за неподобающее молодой девице поведение.

А все Кузнецкий мост и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Фамусов сетует на то, что после смерти матери Софьи все заботы по воспитанию дочери легли на его плечи. В качестве образца для подражания он предлагает самого себя:

«Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца. <…>

Монашеским известен поведеньем!..».

Современные нравы Фамусова раздражают («Ужасный век!»). Учителя, считает Фамусов, учат не тому - «и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!» Молчалина укоряет: его облагодетельствовали, а он злоупотребляет доверием отца. Софья заступается за возлюбленного, говорит, что он шел в одну комнату, но попал в другую. Чтобы отвлечь отца от Молчалина, пытается рассказать свой сон: она собирала траву на лугу и появился человек, который был «и вкрадчив, и умен, //Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…». Фамусов прерывает замечанием: «Кто беден, тот тебе не пара». Софья продолжает рассказывать свой сон: они оказались в темной комнате, в которой неожиданно раскрылся пол, оттуда появился Фамусов и стал тянуть за собой Софью, а того «милого человека», который дороже всего на свете Софье, мучили чудовища. Фамусов говорит Софье, чтобы шла спать. Молчалину же он предлагает заняться бумагами. Сам же Фамусов признается, что ненавидит заниматься бумажной работой (точнее, не умеет):

Обычай мой такой: подписано,

Так с плеч долой.

Явление 5

Софья и Лиза вдвоем. Лиза пытается убедить Софью, что «не будет прока» в этой любви, поскольку Фамусов в зятьях видит человека «с звездами да с чинами»:

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

Но Софья отвечает: «Мне все равно, что за него, что в воду». Лиза вспоминает о Чацком, с которым Софья вместе росла и воспитывалась. Он уехал три года назад, обливаясь слезами, - боялся, что за время его отсутствия отношение Софьи к нему изменится. Лиза говорит, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Но Софья возражает:

Охота странствовать напала на него.

Ах, если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далеко?

Софья говорит, что ей мил Молчалив - человек скромный, «враг дерзости». Некстати Лиза вспоминает историю тетушки Софьи, от которой сбежал молодой любовник-француза Софья с досадой замечает, что, возможно, так будут говорить и о ней самой.

Явление 6

Входит слуга и докладывает, что приехал Александр Андреевич Чацкий.

Явление 7

Входит Чацкий. Он с жаром уверяет Софью, что проскакал без отдыха семьсот верст, чтобы увидеться с ней, но, кажется, напрасно - она так холодна. Софья говорит, что рада. Чацкий: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете». Говорит, что Софья очень изменилась, похорошела, расцвела в свои семнадцать лет. Спрашивает, не влюблена ли она. Софья смущена вопросом. Чацкий говорит, что его мало что интересует, что нового в Москве не увидит ничего. Софья:

«Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!

Где ж лучше?»

Чацкий: «Где нас нет».

Чацкий расспрашивает об общих знакомых. Говорит, что, вероятно, за время его отсутствия в их жизни не изменилось ничего.

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Чацкий иронично говорит о заведенных в России порядках: «хлопочут набирать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле», «с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья». На приемах объясняются на французском языке, смешанном с нижегородским. Вспоминает Чацкий и о Молчалине. Называет его «бессловесным», чем вызывает у Софьи замечание: «Не человек, змея!» Она спрашивает Чацкого, может ли он хотя бы о ком-то говорить без желчи. Чацкий отвечает: «Я вас без памяти люблю».

Явление 8

Появляется Фамусов, и Софья, уходя, говорят, что увиденный ею сон оказался в руку.

Явление 9

Чацкий заводит с Фамусовым разговор о Софье. Фамусов же хочет поговорить о путешествии. Чацкий отвечает, что хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.

Явление 10

Оставшись один. Фамусов гадает, кого из двух - Чацкого или Молчалина - любит его дочь. Так и не придя ни к чему, вздыхает:

Что за комиссия, создатель.

Быть взрослой дочери отцом!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление 1

Фамусов диктует Петрушке список дел на неделю вперед.

В перечне дел — обед во вторник, погребение в четверг, крещенье еще не родившегося ребенка в пятницу или субботу.

Явление 2

Появляется Чацкий и вновь заводит с Фамусовым разговор о Софье. Фамусов спрашивает, в чем причина такого интереса к его дочери и не надумал ли Чацкий женился на ней. А если это так, то вначале следует спросить его разрешения.

Фамусов отвечает Чацкому:

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное, поди-тка послужи.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов произносит монолог о своем дяде Максиме Петровиче, который сделал успешную карьеру при дворе, угождая важным лицам:

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб.

На куртаге ему случилось обступиться,

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой:

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь - уж нарочно,

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. Упал он больно, встал здорово,

За то, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Шутка!

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - ну-тка?

Чацкий отвечает:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом;

Стучали об пол, не жалея!

Речи Чацкого приводят Фамусова в ужас: «Ах боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Что говорит! и говорит, как пишет!», «Он вольность хочет проповедать!» Чацкий говорит, что «нынче свет уж не таков», «вольнее всякий дышит», он хочет служить «делу, а не лицам» . Фамусов отвечает, что таким, как Чацкий, он запретил бы на пушечный выстрел приближаться к столице.

Явление 3

К Фамусову приходит Скалозуб. Фамусов очень рад гостю, считает его солидным человеком, который

«знаков тьму отличий нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче-завтра генерал».

Ставит в известность Скалозуба, что не торопится выдавать Софью замуж.

Явление 4

Чацкий видит, как обходителен Фамусов со Скалозубом, и понимает, что Фамусов был бы рад выдать Софью за полковника.

Явление 5

Фамусов обхаживает Скалозуба. Скалозуб же груб и примитивен. Фамусов заводит с ним разговор о родственниках, о брате Скалозуба, герое, но тот отвечает, что родственниками не интересуется, так как не служил вместе с ними. О брате Скалозуб говорит, что тот изменился к худшему:

… Набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

Скалозуб способен говорить только о службе. Фамусов намекает Скалозубу на то, что пора бы и жениться. Тот не против. Фамусов рассуждает об обществе:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, -

Тот и жених.

Фамусов говорит, что теперешние старички постоянно придираются «к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят и… разойдутся». Он утверждает, что Москва очень изменилась - «дома и все на новый лад». Чацкий начинает спорить с Фамусовым, говорит, что «дома новы, но предрассудки стары». Чацкий произносит монолог:

А судьи кто? - За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитей возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Не требуя ни мест, ни повышения в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! -

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету,

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, -

Кричали женщины ура

И в воздух чепчики бросали.

Явление 6

Скалозуб ничего не понял из горячей речи Чацкого. Он уловил, что Чацкий говорил что-то о военных, но смысла сказанного не постиг.

Явление 7

Появляются Софья и Лиза. Софья, увидев в окно, как Молчалин падает с лошади, падает в обморок. Скалозуб называет Молчалина «жалким ездоком».

Явление 8

Лиза вместе с Чацким приводят Софью в чувство. Та беспокоится о Молчалине и не обращает на Чацкого никакого внимания.

Чацкий начинает подозревать, что Софья влюблена в Молчалина.

Явление 9

Появляются Молчалин и Скалозуб. Молчалин невредим. Увидев, как отреагировала Софья на появление Молчалина, Чацкий убеждается в своих догадках и уходит.

Явление 10

Софья приглашает Скалозуба вечером на бал. Скалозуб уходит.

Явление 11

Софья расспрашивает Молчалина о том, как тот себя чувствует. Молчалин упрекает Софью за то, что она не соблюдает меры предосторожности и проявляет свои чувства при посторонних. Но

Софья говорит, что ее не интересует мнение других. Молчалин замечает, что «злые языки страшнее пистолета» . Лиза дает Софье совет любезничать с Чацким и Скалозубом для отвода глаз. Софья уходит.

Явление 12

Молчалин заигрывает с Лизой, говорит, что любит только ее. а к Софье приходится изображать любовь, так как она - дочь начальника. Приглашает Лизу к себе, обещает ей подарки.

Явление 13

Софья через Лизу передает Молчалину, чтобы тот зашел к ней.

Явление 14

Лиза (одна): «Она к нему, а он ко мне».

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление 1

Чацкий решает выяснить у Софьи, в кого все же она влюблена - в «жалчайшее созданье» , т. е. Молчалина, или в «хрипуна, удавленника, фагота » Скалозуба. Софья отвечает, что Чацкий ей не нравится потому, что «желчь на всех готов излить». Чацкий решает пойти на хитрость сказать Софье то, что она хотела бы слышать. Он признается, что был неправ, отзываясь о Молчалине нелестно. Но он выражает сомнение в том, что в Молчалине есть пылкость и страсть, заставляющая забыть весь мир, кроме Софьи. Софья уверяет Чацкого, что он обязательно подружился бы с Молчалиным, если бы захотел сойтись с ним ближе, так как покорностью и безмолвием Молчалин обезоруживает далее Фамусова. Чацкий решает, что Софья не уважает Молчалина. Он спрашивает, что она думает о Скалозубе. Софья говорит, что он герой не ее романа.

Явление 2

Софья говорит, что уходит делать прическу, и не пускает Чацкого к себе в комнату.

Явление 3

Чацкий размышляет:

А чем не муж! Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Входит Молчалин. Чацкий и Молчалин разговаривают, притом последний в разговоре весьма откровенен.

Молчалин называет два своих главных достоинства - «умеренность и аккуратность». Чацкий говорит, что

«чины людьми даются,

А люди могут обмануться»,

Молчалин же жалеет Чацкого, который оборвал все связи с министрами. Молчалин поражает Чацкого высказыванием о том, что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь» и что «надобно ж зависеть от других».

Чацкий окончательно разуверяется в том, что Софья могла влюбиться в такого человека, как Молчалин:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Явление 4

На бал к Фамусову съезжаются гости.

Явление 5

Чацкий встречается с Натальей Дмитриевной которая хочет познакомить его со своим мужем’ Платоном Михайловичем, военным в отставке.

Явление 6

Появляется Платон Михайлович. Оказывается, что он старый знакомый Чацкого. Чацкий знал Платона Михайловича как человека веселого и жизнерадостного, теперь же он - «московский житель и женат», и ото изменило необратимо характер ста рот знакомого Чацкого. Жена держит Платона Михайловича под каблуком, жизнь его пуста, он не предпринимает ничего нового.

Явление 7

Па балу появляются князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Наталья Дмитриевна сообщает княгине, что Чацкий - отставной военный, притом холостой. Княгиня посылает мужа пригласить Чацкого в гости, но, узнав, что он небогат, зовет князя назад.

Явление 8

Входят Графиня-бабушка и Графиня-внучка. В беседе с Чацким последняя неодобрительно отзывается о тех мужчинах, которые женились на иностранках. Чацкого это удивляет - графиня- внучка относится к тем женщинам, которые изо всех сил стараются быть похожими на этих самых иностранок.

Явление 9

Бал. Много гостей. Загорецкий дает Софье билет на спектакль, который он якобы раздобыл с большим трудом. Платон Михайлович представляет Чацкому Загорецкого как «отъявленного мошенника, плута». Советует Чацкому:

«При нем остерегись, переносить горазд, и в карты но садись: продаст».

Загорецкого такая характеристика ничуть не смущает.

Явление 10

Приезжает Хлестова с арапкой-девкой, которую ей подарил «мастер услужить» Загорецкий и о которой она говорит, как о зверьке.

Его и сама Хлестова считает «лгунишкой, картежником и вором» .

Явление 11

Появляется Фамусов. Он с нетерпением ждет приезда Скалозуба.

Явление 12

Появляются Скалозуб и Молчалин. Хлестова не в восторге от неотесанного Скалозуба, зато ей очень нравится услужливый Молчалин.

Явление 13

Чацкий разговаривает с Софьей. Он отмечает, как мастерски Молчалин Сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет…

Чацкий уходит.

Явление 14

В разговоре с Г. N. Софья обмолвилась, будто ей кажется, что Чацкий сошел с ума.

Явление 15

Г.N. передает эту новость Г. D.

Явление 16

Г. D. передает Загорецкому, что Чацкий не в своем уме.

Явления 17 и 18

Загорецкий со всеми подробностями передает новость Графине-внучке.

Явление 19

Загорецкий рассказывает историю почти глухой Графине-бабушке. Та делает вывод, что Чацкий - преступник.

Явление 20

Графиня-бабушка уже рассказывает Тугоуховскому новость: Чацкого собираются забрать в солдаты.

Явление 21

Все собравшиеся обсуждают безумие Чацкого. Каждый из гостей вспоминает, что и раньше речи Чацкого казались им не совсем нормальными. Фамусов делает вывод:

Ученье вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чтобы пресечь зло, считает Фамусов, книги все следует сжечь. В сумасшествие Чацкого не верит только Платон Михайлович

Явление 22

Входит Чацкий. В разговоре с Софьей он описывает сцену в соседней комнате:

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как собирался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями,

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды…

Чацкий говорит, что мечтает,

«чтоб истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья».

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Явление 1

Гости разъезжаются. Графине-внучке приглашенные не понравились: «Какие-то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать».

Явление 2

Уезжают Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна. Платон Михайлович очень не любит балы и ездит на них только ради того, чтобы угодить жене:

«Бал вещь хорошая, неволя-то горька; и кто жениться нас неволит!»

Явление 3

Лакей никак не может найти карету Чацкого, который разочарован балом.

Явление 4.

Вбегает Репетилов. Чересчур оживленно радуется встрече с Чацким. Начинает громко каяться в своей неправедной жизни, очень раздражает этим Чацкого. Репетилов только что приехал из Английского клуба, где общался с «умнейшими людьми». Зовет с собой Чацкого, говорит, что это «государственное дело». «По секрету» рассказывает о «тайных собраниях» по четвергам. Чацкий пытается отвязаться, говорит, что этот клуб его не интересует. Репетилов настаивает, рассказывает о членах клуба, среди которых - князь Григорий, подражающий во всем англичанам, сочинитель Удушьев, автор опуса «Взгляд и Нечто».

Явление 5

Репетилов зовет в клуб Скалозуба, который только что вошел. Тот отвечает, что всех «умнейших людей» фельдфебель «в три шеренги» бы построил. Репетилов рассказывает историю своей женитьбы: заискивал перед родителями невесты, проигрывал им в карты немалые деньги, но приданое все равно дали маленькое, и по службе продвинуться не помогли.

Явление 6

Загорецкий сообщает Репетилову, что Чацкий - сумасшедший.

Явление 7

Все обсуждают сумасшествие Чацкого. Репетилов не сразу, но тоже верит.

Явление 9

Репетилов остается один, затем уезжает.

Явление 10

До Чацкого наконец доходит слух о его безумстве. Чацкий:

«Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют,

И вот общественное мненье!»

Он видит, что Софья назначила Молчалину свидание, и решает проследить за ними.

Явление 11

Лиза зовет Молчалина к Софье.

Явление 12

Молчалин заигрывает с Лизой, говорит, что Софья его совсем не интересует. Молчалин рассказывает об отцовском завете, который он исправно выполняет:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья, -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Пытается обнять Лизу. Появляется Софья. Говорит, что все слышала, прогоняет Молчалина из дома. Из-за колонны выходит Чацкий. Молчалин прячется у себя в комнате.

Явление 13

Чацкий говорит Софье, что недорого стоила ее любовь и что «Молчалины блаженствуют на свете».

Явление 14

Появляется Фамусов в сопровождении слуг. Видит Софью и Чацкого наедине и решает, что у них тайное свиданье. Фамусов в бешенстве: собирается сослать дочь «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Чацкому же запрещает появляться у себя в доме. Чацкий говорит, что жестоко разочарован в Софье, что напрасно говорил ей нежности. Советует Софье помириться с Молчалиным, из которого выйдет отличный «муж-слуга». Фамусову говорит, что не собирается свататься к его дочери.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Явление 15

Чацкий уезжает. Фамусова беспокоит только одно - общественное мнение: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Согласно свидетельству современников писателя, в его основу легли реальные события, которые имели место в доме Варвары Тургеневой - матери самого писателя. Случай этот произвел неизгладимое впечатление на автора. И после этого он создал небольшое произведение, которое показалось критикам очень милым, печальным и трогательным. Но для самого Тургенева история эта была действительно страшна.

Общая характеристика

Описание Герасима из рассказа «Муму» можно начать со знакомства с главным героем. Основное действующее лицо произведения - глухонемой дворник по имени Герасим, который служит у престарелой барыни. Практически с первых строк своего произведения писатель выделяет Герасима из остальной прислуги. Описывая своего персонажа, Тургенев подчеркивает такие его качества, как трудолюбие и сила. Он выполняет всю работу по дому, во дворе, а также на конюшне, а по ночам занимается караулом. Герасим - это обычный деревенский мужик. Он является крепостным крестьянином.

Несмотря на природный недостаток мужика, он обладает большой физической силой, что необходимо упомянуть в описании Герасима из рассказа «Муму». Обычно он замкнут и угрюм. Даже по его лицу сложно определить, что он переживает. И его суровость, по-видимому, была такой же врожденной, как и глухота. Также главный герой не понимал шуток окружающих. Описание Герасима из рассказа «Муму» в этом отношении можно дополнить цитатой из произведения. Над ним «глумиться не все решались: шуток он не любил». Даже дворовые побаивались дворника. Во всем главный герой любил порядок. И даже петухи не смели вступать в драку при Герасиме. Он живет в маленькой каморке, расположенной над кухней. Все в этой каморке он устраивает по собственному вкусу.

Внешность

Описание внешности Герасима из рассказа «Муму» должно содержать в себе ту информацию, которую дает писатель в своем произведении. Главного персонажа Тургенев описывает как степенного и важного богатыря. Его рост составляет 12 вершков (или же 195,5 см). Походку Герасима Тургенев описывает с помощью таких определений: «твердая», «тяжелоступная», «неверная». Лицо его бывает «радостным», или «безжизненным», «окаменелым». Одет Герасим в кафтан, тулуп, а также сапоги.

Описание Герасима из рассказа «Муму»: качества характера

На протяжении всего рассказа читатель имеет возможность наблюдать, что в каждой ситуации главный героя сохраняет свои лучшие качества - честность, любовь к работе, умение искренне любить. Герасим всегда до последнего держит свое слово. Он также наделен глубоким чувством собственного достоинства. В этом и заключается его нравственно-духовное превосходство над остальными обитателями двора.

К кому Герасим был привязан душой

Краткое описание Герасима из рассказа «Муму» должно также содержать небольшой очерк о его душевных привязанностях, ведь это свидетельствует об умении любить, свойственном главному персонажу. Герасиму из всех обитателей двора больше всего по душе Татьяна - женщина с добрым и кротким характером, возраст которой составляет порядка 28 лет. Герасим относится к ней любезно, оказывая знаки внимания и не давая никому ее в обиду. После того как злая барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали замуж за пьяницу, Герасиму стало совсем тоскливо. Он находит щенка с интересным окрасом - белая собачка покрыта черными пятнами. Только с этим щенком Герасим чувствует себя счастливым. Собачку он называет Муму. Герасим заботится о ней, словно о собственном ребенке.

Краткое описание каморки Герасима из рассказа «Муму»

Многое можно сказать о главном персонаже, исходя из описания его каморки. Тургенев пишет о том, что Герасим соорудил для себя кровать из дубовых досок. Ее писатель называет «истинно богатырской». В углу стоит стол, а около стола - прочный «стул на трех ножках». Стул настолько прочно сделан, что сам Герасим иногда поднимает его, специально роняет и ухмыляется. Под кроватью находится тяжелый сундук. Каморка крепостного запирается на замок.

Поступки главного героя

Обычно время, когда школьникам задают на дом подготовить описание Герасима из рассказа «Муму», - 5 класс. В этом возрасте учащиеся уже могут понять те непростые события из жизни русского крестьянина, о которых рассказывает произведение Тургенева. Крепостной работает за четверых. Несмотря на такой труд, барыню даже это не устраивает. Она хочет полностью распоряжаться жизнью своих крепостных.

Сначала она выдает замуж свою горничную по имени Татьяна за башмачника, злоупотребляющего спиртным. А затем требует, чтобы убрали любимую собачку Герасима Муму. Однако главный герой, хотя и является глухонемым, показывает свою несговорчивость. Он топит свою любимую собаку и затем уходит из барского дома, даже не спросив барского разрешения. До конца своих дней Герасим живет бобылем в своей деревне.

Нравственное превосходство персонажа

Несмотря на то что Тургенев сделал своего главного героя немым, фактически таковыми можно назвать всех остальных обитателей двора. Ведь у них не было никаких личных желаний. Неведомо им было и чувство собственного достоинства, они в большей мере походили на рабов. Несмотря на это, Герасим находится в хороших отношениях с челядью.

Описывая характер своего героя, писатель подчеркивает его нравственное превосходство над остальными. В сочинении «Описание Герасима из рассказа «Муму» школьник может указать: главного персонажа Тургенев сравнивает с молодым быком, степенным и гордым гусаком. Для того чтобы еще ярче описать внешность своего героя, Тургенев использует прием гиперболы. Например, Герасим так сокрушительно косит, что мог бы «хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней…». И если своего главного героя писатель сравнивает с могущественным богатырем, то остальная челядь названа Тургеневым «людишками». Все обитатели двора стремились во всем угождать барыне. Они бездумно следовали любым ее приказам, если даже эти действия унижали их или окружающих.

Герасим – главный герой рассказа Тургенева И.С. «Муму». В образе Герасима в рассказе «Муму» автор воплотил лучшие человеческие черты. Доброта, любовь к труду, сила, сочувствие к слабым и беззащитным, любовь к животным, чуткость. Всеми этими чертами был наделен герой Тургенева. Когда читаешь рассказ, понимаешь, что автор и сам восхищается своим созданным героем, его жадностью к труду, его душевной добротой, силой. Тургенев сравнивает Герасима с большим деревом, что выросло на плодородной почве.

Образ Герасима в рассказе Муму

Герасим вырос в деревне и был крепостным. От природы глухонемой, этот богатырь был хозяйственным и имел большое сердце. Все, что он ни делал, выполнял искренне, старательно и от души. Очень любил деревню и землю, на которой работал. Но, волей судьбы его привозят в столицу, где ему приходится выполнять работу дворника. Эта должность была ему не по душе, как не по душе был город. Ему хотелось обратно, к природе, к земле, но так как изменить ничего нельзя, Герасим смирился и выполнял работу тщательно и ответственно. Из-за грозного вида, его все побаивались, но в то же время и уважали.

Герасим очень тоскует, скучает по деревне, за полевыми работами. Единственной отрадой были появившиеся чувства к Татьяне, но барыня выдает прачку замуж за другого, чем причиняет Герасиму боль, делая его несчастным. Но вскоре в его жизни появляется глоточек счастья в виде маленькой собачонки, которой мужчина дает кличку «Муму». Этого щенка он случайно находит у реки, и уже не смог пройти мимо. Он пригрел у себя собаку, откормил ее и стал ей другом. С появление четвероногого, жизнь Герасима стала ярче, радостней. Собака также полюбила мужчину и была всегда рядом. Но не долгим было счастье, так как барыня, увидев собаку, захотела с ней поиграть, а услышав в свой адрес рыканье, приказала убить. Как ни пытался Герасим спасти своего верного друга, все равно впоследствии ему пришлось собственноручно убить животное, поле чего оставаться в городе он уже не мог и самовольно, наплевав на всех, возвратился обратно в деревню.

Злая барыня сумела отобрать дорогое его сердцу, это Татьяну и собаку, однако ей так и не удалось сломить его, его силу духа, его чувство собственного достоинства.