Описание былины добрыня и змей. Добрыня и змей (в развитие идеи историзма былин)

"Добрыня и змей" - одна из наиболее сказочных по своему составу былин (мотив борьбы героя со змеем). Тем не менее целый ряд исследователей, начиная с В.Ф. Миллера и А.В. Маркова, смогли узреть в основе ее вполне конкретный исторический факт. А именно участие Добрыни, дяди Владимира в крещении Руси и искоренении язычества. По мнению этогонаправления Змей в былине - символ побежденного язычества. Река Пучай - отражает название киевской речки Почайны, в которой крестились киевляне. Купание Добрыни в Пучай-реке - символическое изображение самого крещения. Имя Добрыни выбрано не случайно. Согласно Иоакимовской летописи, Добрыня и Путята крестили Новгород и свергали там идолов, т.е. того самого Перуна-змиюку, который известен был впоследствие по Новгородским легендам.

В этих отождествлениях на мой взгляд много интересного, но еще больше натяжек. Во-первых, самой большой натяжкой является сама Иоакимовская летопись, достоверность которой неоднократно ставилась под сомнение. Во-вторых, имя реки Пучай, переводимое как киевская Почайна, и Киев как место действия былины, противоречат ее новгородской привязке. В-третьих Змей былины, имеет явные кочевнические черты (захват полона, определенная подвластная территория, где томятся пленники т.п.), что не позволяет адекватно связать его с речным чудовищем Новгорода Перуном-змиюкой. Змей сей обитает к тому же не в воде (Волхова), а в скалах и пещерах, то есть отнюдь не в "новгородской обстановке". Если змей - символ Новгородского язычества, то не объясняется мотив установления границ владений Змея и Руси, после победы Добрыни на реке. Одним словом данная трактовка врядли может нас вполне устроить.

Заменим ее другой...
Попробуем двигаться не от догадки к объяснению, а от реалий былинного пространства к установлению исторической географии сюжета. Что имеем.

1. В начале былины Добрыня собирается купаться в Пучай реке, мать Добрыни отговаривает его, указывая на опасность самой реки (бурный нрав). Явным образом в этом купании нет никакого намека на крещение . Ибо вода крещения благотворна. И лишь змей имеет целью не допустить к ней.

Матушка Добрынюшке говаривала,
Матушка Никитичу наказывала:
«Ах ты душенька Добрыня сын Никитинич!
Ты не езди-тко на гору Сорочинскую,
Не топчи-тко там ты малыих змеенышов,
Не выручай же по́лону там русского,
Не куплись-ка ты во матушке Пучай-реки;
Тая река свирипая,
Свирипая река, сама сердитая, —
Из-за первоя же струйки как огонь сечет,
Из-за другой же струйки искра сыплется,
Из-за третьеей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит, да сам со пламенью».

2. Нет никакого намека и на Почайну. Свирепая река находится в земле Змея, у Сорочинской горы, т.е. вне Киева и Руси. Ее название лишь отражение ее свирепого нрава Пучай - от "пучиться".

3. Река однако не только свирепая, но и переменчивая. Зайдя в нее Добрыня, удивляется ее кротости, сравнивая с "лужицей дождевой", что не соотвествует описанию матери. Однако внезапно река начинается клубиться и бурлить.

4. Именно в этот момент бурления, когда Добрыня уже влез голым (или в исполдем) в воду, на него неожиданно нападает змей, который чисто по степному обычаю угрожает ему полоном .

Выходит тут змея было проклятая,
О двенадцати змея было о хоботах:
«Ах ты мо́лодой Добрыня сын Никитинич!
Захочу я нынь Добрынюшку цело́ сожру,
Захочу Добрыню в хобота возьму,
Захочу Добрынюшку в полон снесу ».

5. Интересна причина "купания" Добрыня - купался он, когда топтал змеенышей и выручал полон, то соврешая степные походы.

6. После боя на реке Добрыня заключает со змем (змеей) договор о заповеди великой, не ездить к горе Сорочинской и Пучай-реке. Но вскоре этот договор нарушается, что очень напоминает договоры руси с кочевниками, заключаемые часто временно и притворно. Впрочем географически интересен сам факт установления границы (руси и змеева царства).

7. Наконец - последний географический момент - место обитания змея. Это пещеры, именно в них змей прячет полон.
"И выходит тут змея было проклятое
Да из той было пещеры из змеиною".

Итак. Соберем все вместе. Добрыня поплыл на юг, в страны змея и змеенышей (символ кочевников). Сначала река Пучай (по некоторым былинам Днепр) была ровной лужицей, но вдруг начала бурлить и дымить и брызгать. В этот момент Добрыне (пришлось видимо) наступило время "искупаться". И только он залез в воду, появились враждебные обитатели данных мест, и пообещали либо изрубить, либо взять в полон.

Я думаю читатель уже понял о какой местности идет речь. Конечно о Днепровских порогах ...

Именно здесь у Днепровских порогов среди скал на островах указывали пещеры, где жили чудовищные змеи и полозы, хранились сокровища. Остров Перуна именовался лоцманами также Змеиной скалой. Там, по преданию была пещера, где жил трех-головый царь-змей. Такая ж змеиная пещера была на Хортице.
В силу краткости поста приведу лишь одно из местных преданий (о змеиной пещере на Перуновом острове).

«В тій печері колись-то жив змій-цар з трьома головами ; у нього була дочка красуня.
Змій беріг свою дочку, щоб вона не покохала якогось руського царевича,
та все-таки не вберіг: красуня відпливла з якимся лицарем по Дніпру аж у
Чорне море. З того часу змій зробився ще лютішим, ніж він був до того, і
щодня вилітав куди-небудь в округу за новою жертвою ».

Итак определившись с географией предания, укажем на смысл его. В основе быдины лежит предание о Змее, сторожившем русских путешественников и воинов на порогах. Змей и река Пучай (пороги, камни и скалы с бурлящей рекой) олицетворяли две опасности - опасность природы и опасность от нападения кочевников. Пороги были границей за которой бы чужая (печенежская, половецкая) змеиная земля. Постоянное противостояние русских людей с этими двумя стихиями было оформлено в форме легенды о борьбе витязей со Змеем. Результаты этой победы в сказке - похищение змеевой дочери (см. украинское предание выше) и проход к Черному морю отражали реальные успехи функционирования пути из Варяг в греки. Купание в реке - наиболее напряженный момент прохода через пороги. В момент его всегда следовало ожидать нападение кочевников.

Сама победа над змеем способом швыряния в него шапки земли греческой, наполненной землей, отражает представление о том способе, каким образовались пороги. Перун, до крещения бывший супротивником царя-змея, кидал в него камни (перуны) и целые холмы (шеломы земли, превратившиеся в былинах в греческие колпаки, иногда наполненные землей). Оставшись в реке эти камни и массы земли образовали острова и камни. Так по крайней мере (бросанием богатырями камней друг в друга, объясняют возникновение порогов украинские легенды).

Осталось объяснить как в былины попало имя Добрыни. Думаю сюжет этот проистекает из другой функции Добрыни - свата Владимира (в реальности сватал Рогнеду). Видимо в одной из версий сватовства Добрыня крал невесту у змея на порогах... Потом невеста превратилась в племянницу-полоняницу, а Добрыня "забыл", зачем надо ему было к порогам. Ну просто купаться любил...

Добрыня Никитич - храбрый богатырь в русских былинах. Добрыня Никитич - главный герой многих русских былин. Храбрый богатырь служил при войсках князя Владимира.

Он имел жену - самую красивую девушку на Руси Настю, которая была дочерью еще одного известного богатыря Микулы Селяновича. Добрыня Никитич часто исполнял поручения князя, за которые не осмеливались браться другие члены княжеского полка.

Князь Владимир ценил Добрыню Никитича за то, что он никогда не боялся сложностей и вместе со своими друзьями смело проходил те испытания, которые устрашали других. Согласно приданию, богатырь Добрыня Никитич погиб в бою под рекой Калкой, и был похоронен с большими почестями на кургане, который в наши дни имеет название Добрынин курган.

Былины о Добрыне Никите

В древней русской литературе насчитывается около 50 сюжетов, в которых фигурирует Добрыня Никитич. Этот богатырь упоминался также в былинах о других богатырях, в частности, об Илье Муромце и Алеше Поповиче.

О Добрыне Никитиче до наших дней сохранилось восемь русских былин:

  • 1. «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича»
  • 2. «Добрыня и Змей»
  • 3. «Добрыня и Настя»
  • 4. «Добрыня и Маринка»
  • 5. «Добрыня и Василий Каземирович»
  • 6. «Добрыня и Алеша Попович»
  • 7. «Поединок Добрыни Никита с Дунаем Ивановичем»
  • 8. «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Наиболее известная былина о Добрыне Никитиче - «Добрыня и Змей», в ней повествуется о мужественном сражении Добрыни со злым чудовищем змеем, который жил в Новгороде.

Характер и прототипы Добрыни Никитича

Образ Добрыни Никитича в русских былинах изображен очень ярко. Этот богатырь в отличие от других героев своего времени, обладает не только дюжинной физической силой, но и острым умом. Князь Владимир отправлял Никиту Добрыню не только воевать с врагами, но и решать дипломатические вопросы с соседними государствами.

Никита Добрыня был образован и учтив, что помогало ему без кровопролитий защитить интересы своего князя и всей державы. В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое - воеводе.

В летописях упоминается о том, что воевода Добрыня смог укротить Новгородского змея, который мучил всех местных жителей. Также достоверно известно, что воевода Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу- жену Рогнеду, что стало основой былины русского цикла «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Сохранились также исторические факты, что возлюбленная Добрыни, Марина, славилась по русской земле как сильная чародейка. В былине Добрыня Никитич Марина, мы видим девушку - чародейку, которая знает все премудрости древней магии.

Ломака Евгений

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Донская Академия Наук Юных Исследователей им. Ю.А. Жданова

Фольклор и этнография

Исследовательская работа

Тема:

«От древнерусского эпоса к современной мультипликации»

(на примере сравнительной характеристики

былины «Добрыня и Змей» и мультфильма

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»)

Ломака Евгений Витальевич

9 класс

МБОУ лицей №9

Научный руководитель:

Югринова Валентина Владимировна

Преподаватель МХК, ИЗО, технологии

г. Ростов-на-Дону

2012 г.

Введение ………………………………………………………………2

Основная часть ……………………………………………………….2-15

Глава 1 Понятие былины ……………………………………………2-3

  1. Краткое содержание былины…………………………….4-5
  2. Русские былинные богатыри…………………………… 5-6
  3. Былинный образ Добрыни Никитича ………………….6-7
  4. Добрыня, как герой-змееборец…………………………..7-9
  5. Трактовка характера богатыря…………………………. 9-10

Глава 2 Популярность мультипликационных фильмов

среди детей и подростков …………………………………………… 10

2.1.Специфика современных мультфильмов………………… 10-11

2.2. Отображение образа Добрыни Никитича

В мультфильмах…………………………………………… 11

2.3. Сюжет мультфильма………………………………………. 11-12

Глава 3 Сравнительная характеристика былины «Добрыня и Змей»

и мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»……………12

3.1. Сравнение сюжетов двух произведений……………………12

3.2. Сравнение героев двух произведений…………………… 13-14

3.3. Русская народная речь и музыка в былине

И их отображение в мультфильме…………………………. 14-15

Социологический опрос……………………………………………. 16-17

Заключение…………………………………………………………….18

Литература …………………………………………………………… 19

ВВЕДЕНИЕ

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы

и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся

нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли...»

Л.Н. Толстой

Актуальность

Уровень информатизации современного общества сейчас очень высок, оно всё больше обращается к научным и публицистическим изданиям, и если современное общество меньше уделяет внимание классике, то былина уже совсем забывается. В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и мультипликация.

Целью данного исследования является определение роли современной мультипликации в передаче древнерусского эпоса современному зрителю и читателю на примере былины «Добрыня и Змей».

Гипотеза: если впервые дети познакомились с былиной по мультфильму, то у них формируется искажённое представление о ней.
Задачи исследования:

1. Соотнести героев былины и блокбастера с эпохами, в которых они были созданы.

2. Проанализировать былину и блокбастер с точки зрения сюжета и языка.

3. Определить сходства и различия в трактовке персонажей данных произведений.

Объектом данного исследования является русская культура.

Предметом исследования – былина «Добрыня и Змей» и богатырский блокбастер «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Новизна исследования заключается в попытке сравнительного анализа былины с трактовкой её современными авторами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Понятие былины.

Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863). Былины - удивительные песни-сказания, которые создал народ в незапамятные времена, передававшиеся из уст в уста, от стариков детям. Традиционно принято считать, что русские былины делятся на два цикла:

1) Героические, в центре которых герой-воин.

2) Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)

В героических (иначе - богатырских) былинах, одну из которых нам предстоит рассмотреть, отразились те моменты жизни русского народа, когда ему приходилось бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.

Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов - былины - сохранился и дожил до наших дней. Подлинным героем былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли - богатыри.

Они повествуют нам о подвигах богатырей, стоявших на страже Руси. Своеобразные поэтические особенности былин. Их образное и пространное повествование. Его свободное варьирование. Традиционный прием троекратного повторения важного по смыслу эпизода. Яркие гиперболы и эпитеты. Характерное строение былин: запев, зачин, повествование и заключение или исход. Создатели былин - певцы-сказители. Наиболее известные их династии, например Рябининых.

Глубокая выразительность музыкального языка былин. Спокойный величавый характер напевов, их речитативный склад. Своеобразное повествование нараспев. Близость мелодий к рассказу, разговорной речи, достигающаяся частым повторением одного звука, остановками в конце фраз, имеющих характерные терцовые или секундовые нисходящие окончания. Неспешное, размеренное исполнение былин с редкими изменениями темпа.

Отличие новгородских былин от киевских, в преобладание в них бытовых тем, связанных с энергичной торговой деятельностью Новгорода, с его культом предприимчивости и инициативы. Главный герой - купец, торговый гость (Садко). Затрагивались вопросы искусства, исполнительства (Садко - народный певец, гусляр). Забавные скоморошины. Бытовые песни-баллады о трагических происшествиях и семейных драмах.

Большая мелодическая распевность новгородских былин в отличие от киевских. Более развитый диапазон их напевов, уменьшение интонационных повторов, более живой и оригинальный ритм, часто близкий к плясовому (особенно в скоморошинах), большая оживленность темпа.

1.1.Краткое содержание былины

Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налеты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змееныши. Еще не велела она купаться в Пучай-реке.

Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеенышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. «Богатырское его сердце распотелося». Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она «кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!». В ту же минуту небо заволакивает черная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.

Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост - «по весу тот колпак; да целых три пуда». И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву. Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достает булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеенышей.

Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака.

Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.

В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Богатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу «без драки-кровопролития».

Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжелый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.

Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белешенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка - старого, но верного и еще доброго коня, которого любовно поит и кормит. Матушка вручила сыну шелковую плетку, наказав, когда змееныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плеткой.

Так оно и случилось. Змееныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шелковой плеткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.

В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеенышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: «Черт ли тя нес да через Киев-град!» После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.

Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес: «Молодой Добрыня сын Никитинич! Дрался со Змеей ты трое суточки, Подерись со Змеем еще три часа: Ты побьешь Змею да ту проклятую!»

Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерется еще три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: «расступись-ка, матушка-сыра земля ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную».

Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идет в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради нее предпринял весь этот опасный поход:

«Для тебя я эдак теперь странствовал,

Ты поедем-ка ко граду ко Киеву,

Ай ко ласковому князю ко Владимиру».

1.2.Русские былинные богатыри

Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно взаимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый». Совокупность воинских доблестей, составляет одну из главнейших черт русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей. Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они часто встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами. В былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках, и имеет своим назначением, придать богатырям идеальный характер.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич - богатырь сильный и смелый. Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой игрой на гуслях. В былине "Добрыня и Змей" мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.

1.3. Былинный образ Добрыни Никитича

Одним из таких богатырей является Добрыня Никитич - обыкновенный смертный, герой новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделен мифологическими чертами. Добрыня Никитич рисуется в былинах вторым по силе и значению богатырем после Ильи Муромца, он – его правая рука. По происхождению Добрыня Никитич – княжеского рода, что, тем не менее, не помешало ему завоевать любовь и признание у простого народа, который в своей эпической традиции наделил его многими достоинствами: в былинах богатырь образован, тактичен, обходителен, умеет в послах ходить, мастерски играет на гуслях. Главное дело его жизни – воинские служение Руси. Он незаменим там, где нужно проявить не только силу, но и обходительность, такт: Добрыню посылают, когда требуется уладить какое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание. «На речах разумный», грамотный, в то же время храбрый и мужественный воин, искусный стрелок, Добрыня воплотил те черты культуры, которые были новыми для Древней Руси. Но и связи его с культурой языческой еще достаточно ощутимы.

Добрыня в былинах – прежде всего воин, защитник родной земли. На его воинских подвигах и сосредоточено главное внимание сказителей. Своих успехов Добрыня добивается не только благодаря своей силе, но и благодаря своей многосторонней одаренности. Так, он обыгрывает в шахматы короля Ботияна Ботияновича (былина о Добрыне и Василии Казимировиче), он лучше всех стреляет из лука (там же), он и необыкновенный мастер играть на гуслях (знаменитые наигрыши Добрыни в былинах Добрыне и Алёше Поповиче). Известен Добрыня и как человек значительного «вежества» – умения обходиться с людьми – качество, которое всегда подчеркивается сказителями и за которое особенно ценил Добрыню Илья Муромец.

Благодаря былине мы узнали, что Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

В отличие от Ильи Муромца Добрыне присущи многие человеческие слабости: он не прочь и поволочиться за женщинами (былина о Добрыне и Маринке), иногда он тяготится своим ратным трудом, сожалеет об оставленной дома семье. Но службу Добрыня выполняет честно, самоотверженно. Интересы родины и народа для Добрыни, как и для всех богатырей дороже личного благополучия. Возможно, что большинство древних песен о Добрыне давно забыто. Однако место Добрыни среди других богатырей русского эпоса свидетельствует о том, что он был главным героем эпических песен, циклизовавшихся вокруг киевского князя Владимира Святославича.

Таким образом, становится ясно, что былина не выдумала имени Добрыни, она лишь запечатлела его в памяти народной. В книге академика Б.А. Рыбакова «Древняя Русь», в главе, посвященной Владимирову циклу былин, мы найдем подглавку «Добрыня Никитич», в которой содержится обстоятельный анализ совпадений былинных и летописных сведений о Добрыне . Наука уже более ста лет назад выяснила, что былинный Добрыня и первый Добрыня, упоминаемый в русских летописях в Х веке, одно и то же лицо.

1.4.Добрыня как герой-змееборец

Особой архаичностью выделяется один из самых распространённых былинных сюжетов «Добрыня Никитич и змей), в котором он выступает как змееборец.

Этот змееборческий сюжет имеет многие аналоги (вплоть до св. Георгия и св. Федора Тирона). Архаичная подоснова былины очевидна в тесной связи Добрыни с водной стихией, с речными струями, нырянием, норами, пещерами и другими образами низа. В былине «Добрыня и Змей» герой еще молод. Выезжая в поле, к Пучай-реке, он не имеет никаких определенных намерений или эти намерения случайны. Неизменно и настойчиво лишь само его желание выезда. К поездке его как будто бы побуждает неведомая ему самому сила. В былинном сюжете подобные немотивированные силы действуют обычно как внеположные герою силы судьбы, предуказанности, предопределенности. О том, что предстоит герою, знают лишь его мать да иногда сам Змей, с которым ему предстоит биться.

Больше того, Добрыня как будто бы не слышит слов матери, запрещающей ему купание в Пучай-реке и предсказывающей появление Змея.

Молодой Добрыня сын Никитинич!

А не дам я ти прощенья благословленьица

Ехать ти Добрыни ко Пучай-реки.

Кто к Пучай-реки на сем свети да езживал,

А счастлив-то отгуль да не приезживал.

Добрыня ответил:

Ай же ты родитель моя матушка!

А даешь мне-ка прощение – поеду я,

Не даешь мне-ка прощения – поеду я.

Запрет и предсказание в былине связаны и взаимообусловлены. Запрет первичен, предсказание – вторично. Не вздумай Добрыня искупаться в Пучай-реке, Змей бы не появился. Об этом, в сущности, и предупреждает Добрыню мать. Для сюжета важно именно купание в реке и неодолимая тяга Добрыни к этому купанию также и то, что это не просто купание в реке, а купание в реке огненной.Когда Добрыня приехал к реке, его

«одолили ты жары да непомерный»,

он разделся и: стал купаться.

Вдруг небо потемнело – «налетела люта змея».

Ай гром гремит, да шум велик идет:

Налетела на молодого Добрынюшку

А и змеинищо да то Горынищо,

А и о трех змеинищо о головах,

О двенадцати она о хоботах.

Говорила-то змеиило таковы слова:

– А топерь Добрынюшка в моих руках!

Похочу – Добрынюшку в полон возьму,

Похочу-то я – Добрынюшку-то и огнем сожгу,

Похочу-то я – Добрынюшку-то и в себя пожру.

Молодой слуга Добрыни, испугавшись, угнал его коня, увез всю одежду и снаряжение – оставил только шляпу земли греческой. Этой шляпой Добрыня и отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась, предложила заключить мир и пообещала:

А не буду я летать да по святой Руси,

А не буду я пленить больше богатырей,

А не буду я давить да молодыих жон

А не буду сиротать да малых детушек…

Добрыня «на ты лясы… приукинулся» , отпустил змею. Однако впоследствии он увидел, как змея летит по воздуху и несет дочку царскую: «Царскую-то дочку княженецкую, племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. По велению князя Владимира Добрыня отправился «во Туги-горы, ко лютой змеи» – выручать царевну. Мать дала ему с собой шелковый платок – утирать лицо во время боя и шелковую плеть – хлестать змею. На этот раз бой Добрыни со змеей был долгим: он продолжался один, затем другой день до вечера.

Ай проклятая змея да побивать стала.

Ай напомнил он наказанье родительско,

Вынимал-то плетку из карманника.

Бьет змею да своей плеточкой. –

Укротил змею аки скотинину,

А и аки скотинину да крестиянскую.

Отрубил змеи да он eси хоботы,

Розрубил змею да на мелки части,

Роспинал змею да по чисту полю….

Отметим, что былинный Добрыня в отличие от сказочной трактовки основного сюжета боролся не за свою невесту, а за русскую, полонянку. Он убил врага, наводившего ужас на всю Русь. Борьба со змеем, похищающим людей, – традиционная тема мировой мифологии. Былина о Добрыне полна разного рода мифологических подробностей (волшебная река, чудесное оружие и др.). В то же время миф этот переносится в обстановку былинного Киева: змей выступает как враг государства, и Добрыня, побеждая его, совершает общенародный подвиг.

1.5.Трактовка характера богатыря

Образ Добрыни Никитича – один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, борьба с ересью и коварством, верность и смелость.

Добрыня всюду верен своему цельному, определенному характеру. Бесконечно преданный Руси, богатырь ревниво оберегает свое достоинство как русского воина. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством». Добрыня разумен в речах, сдержан, тактичен. Его вежество «роженное», то есть врожденное, а не внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое. Добрыня – заботливый сын и любящий супруг. В следующих строчках мы убеждаемся в его ослушании и выборе своего решения, но при этом вспоминает слова своей матери.

«Матушка Добрынюшке говаривала,
Родная Никитичу наказывала:
Ты не ездитко на гору сорочинскую,
Не топчитко там ты малыих змеенышев,
Не куплись, Добрыня, во Пучайреки;
Тая река свирипая,
Свирипая река да е сердитая:
Изза первоя же струйки как огонь сечет,
Изза другоей же струйки искра сыплется,
Изза третьеей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенью.
Эта матушка Пучайрека
Как ложинушка дождёвая».

Глава 2 . Популярность мультипликационных фильмов среди детей и подростков

2.1. Специфика современных мультфильмов

Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Современная киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная поражает своим разнообразием, в том числе и мультфильмами.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи мультяшных героев. Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка.

Яркие, зрелищные, образные с одной стороны и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

2.2. Отображение образа Добрыни Никитича в мультфильмах

В мультфильме Добрыня Никитич числится на службе Князя Киевского, как и полагается богатырям. Он честно и исправно исполняет свои обязанности, неукоснительно выполняя поручения Князя. Добрыня защищает Княжество Киевское, собирает дань с врагов и подчиненных княжеств, и вообще – делает все, чего требует служба богатыря земли Русской. Добрыня Никитич – состоявшийся семьянин – единственный мультипликационный герой такого плана, чья история не заканчивается в конце мультфильма шумной свадьбой. Добрыня уже много лет служит Князю Киевскому, не сомневаясь в обоснованности его поручений. Но очередная просьба Князя вынуждает Добрыню сомневаться в ее честности. Как истинный богатырь, Добрыня Никитич разрешает конфликт, несмотря на все препятствия, сложности и преграды. Добрыня терпеливо относится к своему назойливому и очень болтливому спутнику Елисею, обучая его премудростям богатырской науки.Добрыня – это колоритный, яркий и самый заметный персонаж мультфильма. Он воплощает в себе наиболее характерные черты собирательного образа богатыря. Он по определению несет в себе спокойствие, уверенность, мощь и разумную отвагу. Добрыня Никитич одновременно умеет быть и серьезным и забавным, он способен удивлять своей непосредственностью и искренностью, он восхищает как самый бесхитростный герой мультфильма. Даже в сложной и неоднозначной ситуации мультфильма, Добрыня Никитич остается все таким же честным и добрым богатырем, который сумеет найти правду и среди самых хитроумных махинаций и бесчестных ухищрений. В Добрыне Никитиче можно узнать черты всех известных русских богатырей – искренность, доброту, мужество, спокойствие, доблесть и, разумеется, безграничную отвагу.

2.3.Сюжет мультфильма

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - полнометражный мультфильм студии «Мельница» . Является примером полнометражного семейного мультфильма, жанра для российской мультипликации нового. Гонец Елисей влюбляется в красавицу Забаву Путятишну и готов ради неё на всё, даже сразиться со Змеем Горынычем. Добрыня Никитич, славный богатырь Русский, и ученик его Елисей пошли на злодея Змея Горыныча Забаву выручать. И даже не догадывался Добрыня, что и сам Князь Киевский приложил руку к похищению Забавы, племянницы княжеской. Немало препятствий встает на пути Добрыни, но не суждено исполниться коварным злодейским планам. Не перевелись ещё богатыри на земле русской! И один из них - доблестный воин Добрыня Никитич, состоящий на службе у Князя Киевского. И, казалось бы, кому, как не Добрыне Никитичу, должен поручить Князь непростую задачу - спасти Забаву из когтистых лап похитившего её Змея Горыныча? Но не отпускает Князь Добрыню на поиски племянницы. Нелегко, ох нелегко придется Добрыне и его юному ученику Елисею. Тем более, что не знает Добрыня, и даже не догадывается, что Князь сам поставлен в безвыходное положение, и что он вовсе не заинтересован в возвращении племянницы. Тяжкое испытание предстоит Добрыне - познать горечь предательства. Но не суждено будет сбыться злодейским планам - и даже коварная Баба Яга окажется бессильна перед прямым и честным Добрыней и другом его Елисеем!

Глава 3 Сравнительная характеристика былины «Добрыня и Змей»

и мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

3.1.Сравнение сюжетов двух произведений.

Текст былины

Мультфильм

Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами

Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарами

Змей Горыныч после похищения Забавы забирает её к себе в логово

Змей Горыныч после похищения Забавы отдаёт её купцу Колывану

Похищение племянницы для князя – полная неожиданность

Князь Владимир идёт на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву

Добрыня спасает Забаву один

Вместе с Добрыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей

Змей – заклятый враг богатыря

В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне

Заканчивается спасением Забавы

Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы

Ознакомившись с содержанием былины «Добрыня и Змей» и просмотрев мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», можно провести такое сравнение:

3.2. Сравнение героев двух произведений

В былине, как и в мультфильме отображены одни и те же герои: Князь, Добрыня, Змей, Забава. Однако образы этих героев в былине значительно отличаются от образов этих же героев в мультфильме.

Герой

Исторический прототип

Как показан в былине

Как показан в блокбастере

Добрыня Никитич

Дядя Владимира Красное Солнышко, брат ключницы Малуши, которого летопись называет “храбр и наряден муж”.

Богатырь, обычный воин. С князем не знаком.

Богатырь, старший дружинник, близкий друг князя. «Честно служи, ни о чем не тужи» - его девиз. Женат. Справедлив. Немногословен. Ключевая фраза: «Я понятно говорю?»

Князь Владимир Красное Солнышко

Князь Владимир Святославович, младший сын Святослава. Князь Новгородский (с 969 г.) и Киевский (с 980г.).

Идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил.

Киевский князь. Умен, хитер, жадноват, трусоват, азартен. Лицемер. Выгоды своей не упустит. Молодится, следит за внешностью.

Забава Путятична

Дочь Путяты, сподвижника святого Владимира, память о коем сохранилась в летописи новгородской: «Добрыня крестил огнем, а Путята мечом».

Молодая девушка, любимая племянница князя Владимира Красное Солнышко.

Племянница князя, девушка самостоятельная, независимая и прямолинейная. Влюблена в Елисея. Не меркантильна.

3.3. Русская народная речь и музыка в былине и их отображение в мультфильме.

В стародавние времена, былины исполняли народные сказители, под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.Сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Если читать выразительно начало «Былины о Добрыне Никитиче»:
"Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание." Можно сделать вывод, что для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Любили петь сказители о его вежестве, был Добрыня спокоен, обходителен, начитан, обращаться умел с гостями иноземными, знал игры искусные. Но особенно полюбилось людям, как пел Добрыня о делах ратных под звон гуслей старых. Весной красной возратился Добрыня Никитич из похода за Пучай - реку. Надел он платье простого молодца, взял гусли яровчатые и пошел на пир к князю Владимиру. Не хотели княжеские слуги пустить в хоромы гостя незваного. Не смутило это гусляра-богатыря и поступил он так: от ворот - приворотничков, от дверей - придворничков их отталкивал.На пиру Добрыню посадили на самое последнее место, незаметное и незавидное, где и света белого не было. Как ударил гусляр по струнам, все гости заслушались. Играл Добрыня на разные лады - то по - умильному, печальному, то по - удалому И веселому, так что у всех ноги заходились, в пляс запросились. Послушали гости гуслярный звон, сказали с удивлением:

"А ведь жили мы, братцы, веки по веку

А такой игры на свете не видано,

Да на белом свете не слыхано..."

В отличие от былины мультфильм сделан в стиле так называемой «пародии на сказку», родоначальником которого является «Шрек» и имеет все его характерные элементы:

  1. Общий юмористический тон.
  2. Ироническое несоответствие некоторых персонажей и действий их сказочным «прототипам» (например, Змей Горыныч оказывается «хорошим парнем» и другом Добрыни).
  3. Использование клише из популярных фильмов: Змей Горыныч уклоняется от «Матрица», Колыван произносит фразу «А теперь - горбатый! Я сказал: горбатый!» «Место встречи изменить нельзя»
  4. Фраза «В чём сила, брат?», которую произносит Добрыня, позаимствована из дилогии «Брат».
  5. Фразы «Ну, что делать с ним будем?» и «Голову ему отрубить!» - иллюзия на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  6. Упоминания о вещах, характерных для нынешнего времени, и оттого комических (Добрыня: «Не знаешь, чего делать? Упал, отжался! Десять раз!.. Двадцать! Вернёмся, я тебя в дружину определю. Там тебя всему научат!» (Имеется в виду современная армия) или же Колыван в обмен на услуги обещает Бабе Яге «Дачу под Киевом»).
  7. Присутствует и герой из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Портрет Тугарина Змея висит на заднем плане на блокпосту басурманов в главной юрте хана Бекета. Кроме того, Елисей проезжает Ростов (город Алёши Поповича), когда доставляет письмо к Добрыне. Также, свадебный стол в финальной сцене проходил именно через Ростов.
  8. Статуэтка, которую хан Бекет берёт из оброка, - это символ премии «Оскар».

Социологический опрос

Мне в ходе исследования было не безынтересно узнать знаком ли сегодняшнему поколению молодых людей и нашим преподавателям такой жанр как былина. В моем социологическом опросе участвовали ребята и учителя нашего лицея.

Вопрос 1.Читали ли вы былину «Добрыня и Змей»?

На диаграмме мы видим, что лишь 50% школьников, и 80% учителей знакомы с этим жанром. А это говорит о том, что современные школьники мало читают и интересуются старинными эпическими произведениями.

Вопрос 2.Смотрели ли мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»?

На диаграмме мы видим, что 78% ребят смотрели этот мультфильм и только 46% учителей. Невольно напрашивается вывод, что в современном обществе, в век информатизации, все больше времени дети проводят за компьютером, а меньше за чтением книг. Былина все больше забывается, а русский фольклор пропагандируется с экранов телевизоров через современную мультипликацию. Для привлечения внимания детей используются разного рода эффекты, трехмерная графика, клише из популярных фильмов, ироническое несоответствие некоторых персонажей и действий их сказочным «прототипам» (например, Змей Горыныч оказывается «хорошим парнем» и другом Добрыни).

Исследовав сравнительную характеристику двух произведений можно сделать следующие выводы:

1.На героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга. Различна цель создания текстов

2. Сюжет былины практически не совпадает с сюжетом мультфильма. Данный богатырский блокбастер не доносит до современного зрителя идейного содержания былины «Добрыня и Змей». Кроме того, в современной интерпретации данной былины наблюдается практически полное расхождение с былинным языком.

3. Персонажи в мультфильме трактуются совсем иначе, чем в древнерусской былине. Кроме того, в фильм добавлены новые герои, что усложняет сюжет и изменяет взаимоотношения между персонажами .

Заключение

Практическая значимость моей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть в дальнейшем использован при изучении темы «Былины» на уроках МХК, факультативного курса традиционного русского фольклора, народного поэтического творчества русского народа, а также на классных часах по былинному народному творчеству. Материал исследования будет полезен, на мой взгляд, не только нынешнему поколению школьников, но и будущим поколениям. Исследовательский материал обогатил меня знаниями в области русского фольклора, так как глубоко патриотичен по своему характеру, сюжету, выразительности.

Литература

1. Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.

2. Былины: Кн. Для внекл. Чтения. 5-7 кл./ Сост., вступ. Ст., обраб. Текстов, примеч. И слов. Ю.Г.Круглова. – М.: Просвещение, 1985.

3. Новый справочник школьника. 5-11 класс. Универсальное пособие. Т.1. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.

4. http://dobrinya.3bogatirya.ru

5. http://ru.wikipedia.org

6. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982

7. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М., 1964.

8. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993

9. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-ти т. Т. 5. М., Изд-во АН СССР, 1954.

10. Былины / Сост., вступ. ст., подгот. тектов и коммент. Ф.М. Селиванова. - М., 1988.

11. Гильфердинг А.Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды // Русская фольклористика: Хрестоматия для вузов / Сост. С.И Минц., Э.В. Померанцева. - М.: Высшая школа, 1965.

12. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977

13. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для вузов. - М.: Флинта, Наука, 1998

14. Круглов Ю.Г. Былины. М., 1985.

15. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

16. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977

17. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1999

18. Путилов Б.Н. Застава богатырская. Л.: Дет. лит-ра, 1990.

19. Рыбаков Б. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М.: Изд. АНСССР, 1963.

20. Смолицкий В.Г. Былина о Добрыне и Змее // Русский фольклор, XII. - Л., 1971.

21. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Русский былинный эпос. Курск, 1995.

22. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство). М.: Наука, 1975.

Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.

Образ богатыря - былинного героя

(В. Васнецов " Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем " 1918г )

Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он - родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.

Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж - их больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной фигуры - 8. В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.

Подвиги и героизм русского богатыря

(Иллюстрация - Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча )

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя - Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв - он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.

Министерство образования Украины

Таврический Национальный Университет имени

В.И. Вернадского


Кафедра русского языка

Художественные особенности героической былины "Добрыня и Змей"

Контрольная работа по русскому фольклору

студентки 1 курса заочного отделения

Сырых Юлии Александровны

Симферополь, 2002 год.


В начале 19-го века русские собиратели фольклора обратили внимание на жанр, непохожий на другие. В нем были активно действующие герои: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, Гордей Блудович, Иван Годинович, Садко. Былины были собраны преимущественно на севере и в центре России. На Украине подобный жанр назывался думой.

Собрав и записав тексты нового жанра, ученые П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг изучили их с точки зрения происхождения, тематического состава, художественного содержания. Так в фольклористику вначале вошли тексты, а потом и понятие "былины" (в народе - "старины", т.е. песни о старине). Само слово "былина" введено в науку Н.П. Сахаровым в первой половине 19-го века. Он взял его из "Слова о полку Игореве".

Былины - особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что имело место в жизни. Однако часто былины включают в себя элементы фантастической сказки.

На данный момент имеется своеобразное описание этого жанра с точки зрения его временно-пространственного происхождения, тематических особенностей и прочего.

Время и место происхождения былин определялось по историческим событиям, в них изображенным, и поэтическим особенностям. Поэтому одни былины датировались 13-15 вв. - периодом перехода от Киевского государства к Московскому. Другие относятся ко времени зарождения Киевского государства, то есть, к 9-му веку; а содержащие элементы мифологического мировоззрения (превращение, например, Волхва Всеславьевича в рыбу, волка) считаются еще более древними. Этап завершения формирования былин - период создания Московской Руси 15-17 вв. Былин последующих веков просто нет.

1) Героические, в центре которых герой-воин

2) Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)

В героических (иначе - богатырских) былинах, одну из которых нам предстоит рассмотреть, отразились те моменты жизни русского народа, когда ему приходилось бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.

Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов - былины - сохранился и дожил до наших дней. Стоит заметить, что хотя народ осознавал историческую роль к8888888888888888888нязей (например, весьма часто одним из героев является князь Владимир), подлинным героем былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли - богатыри.

Буквально с раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова "Богатыри". Во многих героических былинах они действуют вместе, однако в отдельно взятой нами былине "Добрыня и Змей" противостоит Змею один воин - Добрыня Никитич, прообразом которого многие русские ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.

Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич - богатырь сильный и смелый. Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой игрой на гуслях. В былине "Добрыня и Змей" мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.

Мы видим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, где каждый обитает. Добрыня живет в доме вместе с матерью, "честной вдовой". И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постоянно топчет Добрыня, в норе глубокой обитает Змей. Во-вторых, жизненные установки обоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз за разом освобождает "русских полонов" (пленников), Змей же неустанно приносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. Портрет Добрыни нам не дан (кстати, это одна из особенностей русского фольклора, дающая право слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя), но мы без труда представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил. А вот у Змея "двенадцать хоботов". Таким образом, добавляя биологически нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показал уродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеем представляется нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.

Тем не менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуя собственной жизнью, хватал красну девицу "молоду Забаву дочь Потятичну", племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь был же заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется "не топтать больше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих", а Змей со своей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих, не копить мне полонов да русскиих".

Таким образом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некий нелюдь, умеющий летать, у которого 12 хоботов, приспособленных, судя по тексту для хватания: "В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу". Этот Змей может вести открытый наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка и выбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.

Кстати, в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет в себе ту мудрость, которая так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине такая женщина - мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала его не ходить на гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении Добрыни с князева пира, проницательная женщина в ответ на рассказ сына ("А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский") говорит: "Мудренее утро будет оно вечера". И, как всегда, оказывается права. И перед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в роли Великой Матери воина, которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни. А плеточка - не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.

Любовная тема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Если сравнить английский "happy end" , то ту мы видим, что, освобождая Забаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнил возложенную на него задачу: "А ты, молода Забава, дочь Потятична, - для тебя я эдак теперь странствовал - ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковому князю ко Владимиру". Для объяснения такой нетрадиционной, с точки зрения Голливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, что богатыри русские по законам жанра не имели права связывать себя брачными узами, сродни украинским козакам (см. "Тарас Бульба"), боявшимся "обабиться" и позабыть о мужских радостях боя. А вторая - в классовых различиях. Добрыня - выходец из крестьян, а Забава - племянница самого Владимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за боярина, князя.

Как нам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждого случая имел разных богов, и каждое божество отвечало за ту или иную часть людского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли, хоть их смутные образы и можно еще разглядеть в "Слове о полку Игореве". И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора, пришли "силы небесные". Это были святая троица и святые старцы (вспомним "Исцеление Ильи Муромца"). Мы видим, что по воле Божьей исцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли, а раз его крестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логике вещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь. Читаем:

Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Но не мог Добрыня Змею перебить.

Хочет тут Добрыня от Змеи отстать -

Как с небес Добрыне ему глас гласит:

Молодой Добрыня сын Никитинец!

Дрался со Змеею ты трои сутки,

Подерись со Змеей еще три часа:

Ты побьешь Змею да ю, проклятую!

Вот оно! "Глас гласит" уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно еще потерпеть, приложить еще сил, и все получится.

В данном изложении можно понять, что поддержка "гласа с небес" была лишь моральной, а победил Добрыня благодаря своей силе и выносливости. Но эту былину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнители религиозных песен. Они вносили в былину некоторые свои изменения: богатырь побивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломников в Византию; другая версия: Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высших судеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы и рассматриваем, кажется более правдоподобной и более близкой простому человеку, вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.

Рассматриваемая нами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу, позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым "исходом", то есть итогом: "И повез молоду Забаву дочь Потятичну".

И все же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы ее не украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательные постоянные эпитеты: "добрый конь" - друг богатыря, без которого в бою тяжело, "солнышко Владимир стольно-киевский, дающий "порученьица, службу немалую". В описаниях природы мы встречаем: "гора высокая", "нора глубокая", "река быстрая" и т.д. И появлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого, что они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру, как героическая былина.

Завершая анализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько было развито искусство слова на Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарность тем людям, которые сумели увидеть великое искусство в народном творчестве.


Список использованной литературы:

В.П. Аникин, Русский фольклор, М.,"Высшая школа", 1987г В.И. Чичеров, Героические былины, М., "Детгиз", 1962г

О.Ф. Миллер, Илья Муромец и богатырство Киевское, СПб., 1869


Гротеск. Поэтому мы с полным правом можем говорить о былинах-сказках, былинах-новеллах, былинах-балладах. И все это – эпос. Не раздробленный, не расчлененный на роды и виды поэзии, а разный. Былинные герои живут в многослойном эпическом мире, вместившем в себя и реальные события тысячелетней истории Руси, реальные исторические личности, и еще более древние верования и представления россов, ...

Варяго-русские поселенцы, эпос (разумеется, в изменившемся виде) сумел дожить до XX столетия. Эти выводы нельзя считать окончательными. Но уже на этом этапе былины раскрываются как независимый и ценнейший исторический источник, содержащий множество уникальных данных. Специфика этого источника практически исключает использование его для изучения конкретных фактов-событий истории русов, – никаких...

Алёша. Он насмехается над непорядочным поведением Тугарина, вызывает его на бой и уничтожает позор пресмыкательства русского князя перед захватчиками [см. подроб.: стр. 208-227]. Центральная фигура русского героического эпоса – Илья Муромец. В нём народ сочетал беззаветную любовь к Родине, высшие моральные качества и уважительно выделяющую богатыря зрелость. В былине об Идолище, скорее всего...

Эффектами, а наоборот, оно приятно успокаивает слушателя, чрезвычайно гармонируя со спокойным, мерным изложением события отдаленных времен» (Янчук). Историко-социологический анализ былин Результаты изучения бытования Б. в крестьянстве XIX-XX вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики Б., донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и...