Какие формы имеет урок развивающего контроля. Методическая разработка на тему: Урок развивающего контроля


Формы организации уроков развивающего контроля Самоконтроль эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта Взаимоконтроль держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Педагогический контроль эталон находится у педагога.




Мотивация ОПРЕДЕЛИТЬ основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность АКТУАЛИЗИРОВАТЬ требования к ученику со стороны контрольно- коррекционной деятельности УСТАНОВИТЬ тематические рамки «ХОЧУ» «НАДО» «МОГУ»




Анализ контрольной работы Локализация индивидуальных затруднений выработка внутренней готовности к коррекционной работе и выявление причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Целеполагание и построение проекта коррекции постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Коррекция выявленных затруднений коррекция учащимися своих ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.


Анализ контрольной работы Устное обобщение затруднений закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону письменное закрепление способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия. Повторение и решение заданий творческого уровня применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала, подготовка к изучению следующих разделов курса.


Рефлексия ПРОГОВОРИТЬ механизм деятельности по контролю НАМЕТИТЬ цели последующей деятельности ФИКСИРОВАТЬ степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов ОЦЕНИТЬ полученные результаты собственной деятельности ОПРЕДЕЛИТЬ задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества)




1.Организационный этап Продолжительность – 2-3 минуты Цели: формирование положительного самоопределения к деятельности на уроке; обозначение области содержания урока (тематические рамки). Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Беседа, доброе пожелание. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в работу. Проявление интереса к материалу. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Внутренняя актуализация, включение в учебный процесс. Технологическая карта


2. Актуализация и подготовка мышления учащихся Цели: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин затруднений в деятельности; повторение необходимых ЗУН. Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Беседа, наблюдение, слушание, чтение, постановка опыта, самостоятельная работа. Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу. Демонстрируют знания и умения. Знание алгоритмов, понятий, осознание взаимосвязей. Технологическая карта


3. Контрольная работа Цель: проведение контрольной или самостоятельной работы. Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Контрольный диктант, тест, самостоятельная работа, творческие задания. Проведение работы с целью контроля уровня усвоения пройденного материала. Выполнение предложенных заданий. Индивидуальная форма работы. Применение полученных знаний в решении практических заданий. Технологическая карта


4. Локализация затруднений Продолжительность – 6-8 минут. Цель: определение места и причины затруднений. Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Побуждающий диалог, подводящий диалог, творческие работы. Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ. Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок. Определяют места ошибок. Указывают способы действий. Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки. Технологическая карта


5. Построение проекта коррекции Продолжительность: 4-5 минут. Цель: построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Побуждающий диалог, подводящий диалог, обсуждение в группах, мозговой штурм. Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения. Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий. Выбирают способ и средство коррекции. Определение алгоритма коррекционной работы. Технологическая карта


6. Обобщение затруднений Продолжительность – 15 минут Цели: вербальное фиксирование типовых затруднений; объяснение механизмов использования алгоритма Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. Организует обсуждение типовых затруднений. Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение. Участвуют в выявлении типичных ошибок. Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение. Вербальная фиксация формулировок способов действий. Технологическая карта


7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Продолжительность – минут Цели: самоконтроль усвоения знаний; фиксация знаний в сознании ученика (формирование ситуации успеха). Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Индивидуальная деятельность Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений. Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку. Индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка. Ситуация успеха. Технологическая карта


8. Повторение и решение заданий творческого уровня Продолжительность – 5-6 минут Цели: включение уточненного знания в систему; установка связей уточненного знания с имеющимися; расширение границ использования знаний. Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Творческие задания, групповая работа, работа в парах, игровые элементы, элементы проектирования. Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач. Организует выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем. Выполняют задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач творческого уровня. Осуществляют задания на подготовку к изучению следующих тем. Применение знаний в для решения задач повышенной сложности и творческих заданий. Технологическая карта


9. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности Продолжительность – 3-5 минут Цели: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности; осознание метода преодоления затруднений и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Форма работыДеятельность учителя Деятельность учеников Компетентность (УУД) Коммуникативное воздействие, самостоятельная работа. Организует проговаривание механизма деятельности по контролю. Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности. Проговаривают механизм деятельности по контролю. Дают оценку полученным результатам. Фиксируют цель последующей деятельности. Механизм деятельности по контролю. Самооценка результатов деятельности. Технологическая карта


Примерный план урока развивающего контроля по теме «Слитное написание союзов "также", "тоже", "чтобы", "зато"»




Мотивация Здравствуйте, ребята. Скажите, что мы изучали на предыдущих уроках? Мы изучали союзы, их строение, виды союзов. А что было самым сложным в изучении этой темы? Слитное написание союзов. Ребята, а мне интересно (и вам, наверное) узнать, как вы усвоили эту тему. И как вы сами оцените эти знания. Так какая же тема сегодняшнего урока? Слитное написание союзов.


Актуализация требований («надо») Хорошо, а если нам интересно узнать результаты тех знаний, которые мы получили, чем же мы будем заниматься на уроке? Мы будем обобщать знания, которые получили, изучая данную тему, и контролировать уровень их усвоения. А также попробуем дать оценку своим знаниям.


Установка тематических требований («могу») Ну, что ж, я желаю вам успешной работы на уроке контроля и думаю, что у вас все получится. А вы верите в свои силы? Конечно! Мы без особых затруднений справлялись с заданиями по данной теме и серьезно отнеслись к подготовке к данному уроку.


Актуализация и подготовка мышления учащихся Написание каких союзов вызывает у вас затруднение? «Тоже», «также», «чтобы», «зато». Почему? Потому что эти слова могут быть другими частями речи. Как отличить союзы «тоже», «также», «чтобы», «зато» от других (омонимичных) частей речи? Что нам помогает в определении написания слова? Знание части речи.


Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? Орфографию. Что такое орфография? Орфография – это раздел науки о языке, изучающий правописание разных частей речи. Какую часть речи мы сейчас изучаем? Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного. Что такое союз? Союз.


Целеполагание контроля Мне бы хотелось задать вам еще один вопрос: «С какой целью вы сегодня контролируете свои знания?» Для того чтобы узнать, как мы усвоили тему «Слитное написание союзов». Каких результатов хотели бы добиться? Хочется, чтобы не возникало трудностей и все получилось. Удобна ли тестовая форма контроля? Желаю вам успеха. Надеюсь, что вы добьетесь ожидаемых результатов. Да, диктант должен проверять учитель, а тест мы можем проверить сами, и при этом быстро.



Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап .

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

4 Тип урока - уроки развивающего контроля.

Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:

      этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

      этап актуализации и пробного учебного действия;

      этап локализации индивидульных затруднений;

      этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

      этап реализации построенного проекта;

      этап обобщения затруднений во внешней речи;

      этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

      этап решения заданий творческого уровня;

      этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы .

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Я использую самый простой вид групповой работы – работу в парах . На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. На это вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Внутри себя Вы располагаете огромным ресурсом знаний. Вы можете сделать их доступными, обращаясь творчески с Вашими снами. Я представила несколько систем контроля сновидений, которые используются разными людьми. Иx принципы мы можем понять и применить к нашим собственным снам. Древние сновидцы, сновидцы прошлого, американские индейцы, сенои, йоги, зрители прозрачных сновидений - все они могут научить нас способам работы со сновидениями, которые помогут нам в отношении наших собственных снов. Конечно, в дополнение к этим учениям о сновидениях, важно осознать, что Вы также можете узнать от самих себя. Если Вы ведете дневник сновидений в течение некоторого времени, внимательно следите за его содержанием то узнаете о себе то, чего никогда не узнаете из книг или от психотерапевтов.

Что можно сказать о людях, которые внимательно вели свой дневник многие годы? Кто они? Что они обнаружили? Многие исследователи, в основном, касаются записей других, своих пациентов, но редко делятся своими собственными снами. Есть лишь несколько исследователей, которые в качестве материала используют свои собственные сны и открывают их содержание для нас. Эти глубоко личные документы очень часто закодированы, ограничены и разрушены. Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, например, как говорят, вел в течение четырнадцати лет свой дневник сновидений, но уничтожил его в апреле 1905 года в возрасте двадцати восьми лет. Его довод: "Материал просто поглотил меня, как песок сфинкса". На примере своих сорока восьми сновидений он написал "Интерпретацию сновидений". Помимо этих сорока восьми снов и других случайных отрывков, мы знаем очень немного о его записях снов или о том, как он их записывал. Мы могли бы быть значительно богаче, если бы он сохранил свой дневник сновидений.

Карл Юнг, напротив, тщательно хранил свои записи и писал больше о себе. Некоторые из его оригинальных записей сделаны после раскола с Фрейдом. Юнг считал, что пережил период внутренней неуверенности, что привело его к отдалению от Фрейда. Он стал генерировать различные фантазии и пытаться их понять. Поначалу он записывал свои фантазии (как сновидческие, так и реальные) в "черной книге", которая случайно составилась из шести маленьких тетрадей в черных кожаных обложках. Позже он переименовал эти записи в "Красную книгу", которая представляла собой большой том в красной обложке с текстом записанным каллиграфически, в готической манере, с четким соблюдением литературных норм и с рисунками на полях, - словом, была оформлена подобно средневековому манускрипту. По мере того, как Юнг записывал фантазии и работал с ними, эта деятельность настолько его захватила, что он был вынужден прекратить читать лекции в университете, так как ощутил, сколь мало знает сам о себе. В результате, Юнг оставил академическую карьеру и посвятил около четырех лет попыткам объяснить свои фантазии. Подобно Фрейду, он находился в подавленном состоянии. Он постоянно опасался, что хаос его фантазий "задушит его подобно растениям джунглей", если он не найдет в себе сил и способностей понять их с научной точки зрения. Он говорил, что его семья, так же как и его профессия, оказали ему сильную поддержку в реальном мире. Юнг пришел к выводу, что ежедневные записи мандалы, которую он ощущал, были криптограммами его текущего состояния. При помощи его мандалы он мог наблюдать свои психические изменения изо дня в день. Материал, который был собран Юнгом во время периода интенсивного самоизучения, стал основой всех его последующих работ в жизни. Он пишет:

"Сегодня я могу сказать, что никогда не терял связи со своими изначальными переживаниями. Все мои работы, вся моя творческая деятельность, возникли из тех начальных фантазий и снов, которые начались в 1912 году, почти пятнадцать лет назад. Все, что я добавил на основе практики последних лет, уже содержалось в этих фантазиях, хотя и в виде лишь эмоций и образов".

Юнг ощущал, что годы, когда он был поглощен своими внутренними образами, были наиболее важными в его жизни. Хотя он и чувствовал поначалу, что многочисленные видения грозят полностью его погрести под собой, именно его фантазии и сформировали базу для изучения самого себя изнутри. Это изучение длилось всю его жизнь и повлияло в свою очередь на жизнь многих других людей. Вероятно, Вы не способны потратить несколько лет Вашей жизни на интенсивную проверку Ваших снов, но я надеюсь, что Вы не уподобитесь Фрейду и в минуту отчаяния не выбросите то, что, возможно, является самой дорогой информацией о Вас самих, которой Вы можете располагать. Крайности никогда не приводили к полезным и оправданным результатам. Вы можете многому научиться, записывая своевременно все свои фантазии в течение длительного времени. Вы должны также стараться вести более интенсивные записи в отдельные короткие промежутки времени. Юлий Нельсон, американский психолог, подробно записывал свои сновидения в течение трех лет (1884-1887). Его записи содержали около 3000 снов, что свидетельствует о том, что он вспоминал образы нескольких REM-периодов, проходящих за одну ночь. Нельсон заметил интересный колебательный характер числа припоминаний сновидений: он обнаружил, что рост и падение общего числа записанных снов было взаимосвязано с изменением фаз луны. Психолог предположил, что эта обнаруженная им закономерность, возможно, еще более сильно проявляет себя для женщин, ибо ее менструальный цикл следует лунному календарю. Эта идея Нельсона меня заинтересовала и я стала изучать мои собственные записи снов с этой точки зрения. Я сравнила количество моих воспоминаний снов со стадиями менструального цикла (хотя записи я вела независимо совсем для других целей). Я с большой достоверностью установила, что запоминание снов для меня наиболее низко в первые пять дней после начала кровотечения. Высокий уровень запоминания приходится на середину цикла (8-19 дни), а затем следует другой интервал низкой степени запоминания снов, предшествующей следующей менструации (20-27 дни). Высокий уровень запоминания снов никогда не совпадает с менструацией или периодом, непосредственно ей предшествующим.

Другие факторы, как болезнь или утомление, также могут влиять на Ваши способности вспоминать сновидения, но в гораздо меньшей степени, чем стадии менструального цикла. Несколько позже я обнаружила, что аналогичные, но не идентичные результаты, были получены одним биологом, который провел свои опыты в лабораторных условиях с использованием аппаратуры, регистрирующей число REM-периодов за одну ночь. Ценность этих наблюдений, по крайней мере, для женщин заключается в том, что низкий уровень запоминания снов в определенные отрезки менструального цикла - это обычное и общее явление и способность запоминать возвратится к нормальному уровню и достигнет пика в середине цикла. Женщина, которая чувствует "перенасыщенность" сновидениями, может успокоиться в уверенности, что число сновидений не будет возрастать до бесконечности, а вскоре будет уменьшаться по мере приближения к моменту начала менструаций. Что касается мужчин, до сих пор неизвестно, подчинены ли их сны каким-нибудь ритмам, как это обнаружил для себя Нельсон. Совершенно не обязательно, что у мужчин должна быть такая же как у женщин взаимосвязь между числом сновидений и фазами луны. Необходимы дальнейшие исследования в этом направлении. Во всяком случае, анализ регулярных записей снов, сделанных в течение длительного времени, позволит получить новые общие знания о тех, кто видит сны, и наметить дальнейшие пути познания сновидений. Может быть Вам самим удастся сделать какое-либо открытие при изучении Ваших собственных записей снов. Когда Вы собрали коллекцию своих записей непрерывной серии снов, Вы находитесь в гораздо лучшем положении для проведения их анализа и изучения, чем тогда, когда Вам снятся лишь изолированные сны. Еще Юнг обнаружил, что только при изучении непрерывной последовательности снов возможно идентифицировать регулярно повторяющиеся образы. Именно повторяющиеся образы несут наиболее важную информацию о личности сновидящего, а всякое появление новых и необычных сновидений может получить свое объяснение и интерпретацию в последующих снах. Кальвин Холл в своем монументальном исследовании ясного сновидения особо подчеркивал важность именно достаточно больших коллекций снов: на примере анализа серии из 100 снов отдельного человека Холл продемонстрировал возможность получения точной и подробной характеристики личности автора записей. Вы будете постоянно повышать уровень знаний о себе самом по мере того, как Ваш дневник снов будет пополняться.

С чего Вам лучше всего начать? Вы сможете узнать удивительные вещи о себе, если обратите внимание на необычные образы Ваших снов. Сны часто содержат страшные или странные видения, такие как: длинная злая белая собака; птица с сотней ног, танцующая и скользящая по снегу (чудесная снежная птица); существо, такое же круглое как шар, покрытое перьями, с темными глазами, сидящее на каменной стене (гриб-дождевик); крошечная зеленая женщина с лилией на голове; объект, цветом и размером как апельсин, покрытый кусками сахара, вращающийся в ювелирной коробке...

Каждый идиосинкразический образ сна представляет нам возможность больше узнать о нас самих. Когда сходные образы повторяются в серии снов это означает, что они требуют внимания от своего создателя. Согласно Эрнесту Россу, современному американскому теоретику сновидений, любой сновидческий образ, который необычен, страшен или отталкивающ, - это проявляющая себя часть видящего сон, из которой могут развиваться и другие, новые образы, которые также можно использовать для самопознания этой части личности. Необычные образы сновидений - это метки Вашей личности. Если Вы осознаете необычный образ сновидения, считает Росси, то он может привести Вас к новому состоянию. Если Вы сопоставите это новое состояние с Вашим реальным окружением, Вы сможете изменить Вашу индивидуальность. Вы будете способны вести себя по-новому в Вашей обыденной жизни, что в свою очередь повлечет за собой появление новых ощущений и эмоций, и, может быть, новых сновидений. Таким образом цикл повторяется по возрастающей спирали. Процесс формирования нового сознания из образов называется психосинтезом. Ударение сделано на рассматривании образов снов как части сознания, а не на простом разбивании снов на части для последующего анализа (как в психоанализе). В качестве примера, я приведу использование психосинтеза при рассмотрении следующих удивительных сновидений:

"Я с группой психологов-профессионалов нахожусь на конференции. Я сижу на полу или скамье рядом с моим мужем, касаясь его. Мой муж становится своим братом, пока я смотрю в зеркало. Мои волосы длинны и волнисты, на мне длинная юбка. Я пытаюсь изменить свою прическу, я поднимаю волосы вверх и решаю, что так, пожалуй, будет хорошо. Я опускаю прядь по щеке и решаю, что так даже еще лучше. Я удивлена, когда осознаю, что все перемещения волос происходят по моему желанию без участия рук и я получаю от этого наслаждение. Я позволяю своим волосам становиться еще длиннее.

На конференции идет дискуссия по различным аспектам сновидений. Несколько человек говорят о символизме, заключенном в образах падения листьев с деревьев. Теперь я и мой муж сидим на стульях в первом ряду. Все едят, а я встаю и говорю: "Мы уже говорили о листьях, я бы хотела обсудить ветки". Я продолжаю дальше и излагаю свои воспоминания о несколько снах, в которых был образ "роста". Это была женская голова, из которой росли ветки, почти как рога. Эти ветки состояли из многих и многих отростков, так что на концах ветки становились толстыми и густыми. Я продолжаю описывать свой сон дальше и, чувствуя волнение, заканчиваю выступление какой-то напыщенной фразой. Все длится буквально несколько секунд. Мой муж целует меня в щеку и говорит: "Ты это сделала действительно хорошо". Председательствующий, к которому я обращалась со своим сообщением встает и идет взять еще еды. Никто никак не реагирует на мои слова. Я чувствую, что начинаю расстраиваться, и, одновременно, оживляюсь от того, что сумела выразить свои мысли. Когда приносят еду, я не получаю того пирожного, которого хотела, но мы, вместе с какой-то блондинкой стали выбирать и есть приглянувшиеся нам куски от одного апельсинового пирожного".

Это сновидение выражает частично расстройство, ощущаемое мной перед представлением моей первой профессиональной работы по сновидениям: никто иной, как мой муж, принял самое деятельное участие в ее обсуждении. Хотя сновидение очень символично, я обращусь к уникальному образу сновидения "женщина с ветвями, растущими из ее головы". Что это было? Я даже не припоминала, чтобы подобные сны снились раньше. Может быть я забыла? Обращаюсь к массивным томам записей, листаю их в поиске женщины с ветвями. Наброски необычных образов, которые я делаю в левой колонке весьма полезны при подобных затруднениях. За два года до "ветвистой женщины" я обнаружила подобную странную особу. В мае 1971 года мне приснилось, что я ощутила в себе огромную силу: я обнаружила, что могу заставлять ползущие ветви голубоватого, слегка устрашающего меня растения приближаться ко мне внутренним усилием воли. Потом я могла сказать: "Вверх!" или "Вниз!" и они повиновались мне. Я могла сделать то же самое со своими волосами (похоже на женщину с ветвями), а потом со всем моим телом - я могла заставить перемещаться его вверх или вниз в воздухе. Я демонстрировала все это мужу, который был поражен увиденным. Открывшиеся способности воодушевили меня, но я также испытывала страх, что моя власть может выйти из под контроля рассудка.

Хотя образ меня самой с волосами поставленными дыбом (мною же) и женщины с ветвям, подобным рогам - не совсем идентичны, - их сходство вело к пониманию, что волосы в моих снах символизируют рост. Мое отражение в зеркале и причесывание волос "ветвистой женщины" символизировали поиск свободы и стремление к росту. Теперь рост встречается без всякого страха. Я обнаружила среди записей и другие сны с ветвями-рогами. В одном из них главный женский персонаж имел два маленьких крученных рога, - в этом сне рога были незначительной деталью. Я просмотрела более поздний сон, в котором девочка скрепляла чашку, из которой росло множество ветвей с листьями. Это также был один из эпизодов сна, сосредоточенного на совсем других проблемах. В сне о "ветвистой женщине" этот образ стал центральным. Я не могла и дальше игнорировать его. Прослеживая развитие этого образа в снах последних двух лет, я пришла к новому пониманию моего творческого роста. Это позволило мне по-новому ощутить свою индивидуальность и дало возможность откровенного и творческого поведения. Я вылепила "ветвистую женщину" из глины, получив глубокое удовлетворение от своей работы. Вы тоже можете взращивать образы внутри себя.

Замечайте необычные образы снов, реагируйте на них, прослеживайте их изменение в своем дневнике снов, придайте им форму из реальной жизни. Сделайте образы вашего сна частью сознания и Вы сможете сформировать себя в новой и лучшей форме. Вы будете познавать себя из себя самого. Ваше отношение к необычным образам снов определит Ваше дальнейшее психологическое развитие.

Игнорируя новые образы, мы можем упустить возможность роста; если мы активно отвергаем их, они могут принять опасные и устрашающие формы, могущие привести к умственной болезни, если же мы заключим их в воображаемую драматургию, они войдут в новые образы сознания, личности и поведения. Вы должны принимать активное участие в Ваших снах, чтобы интегрировать возникающие новые элементы. Если Вы будете активно сотрудничать с образами Ваших снов, Вы сможете воздействовать на Ваше поведение в реальной жизни. Система сеноев особенно полезна для того, чтобы сны стали действенными. Сны, в которых много образов было незамечено или изгнано, могут оставить Вас с "похмельем сновидения", омрачая Вашу деятельность в реальной жизни. Сны, в которых Вы успешно противостоите опасности, переживаете пленительные ощущения и обнаруживаете творческий результат, могут оставлять Вам чувства, покрытые "пылью сновидений", - чувства уверенности, счастья, интерес к реальной жизни.

Я изложила несколько аспектов сознательного внимания к содержанию Ваших снов. Теперь я постараюсь все резюмировать. Что общего имеют различные системы контроля сновидений? Какие общие правила можем мы извлечь? В основном, мы можем организовать систему творческих снов, планируя наше поведение до, во время и после сновидения. Во всех рассмотренных системах первостепенным является отношение самого спящего к образам сновидения. Творческое сновидение подобно вере в существование любви - если Вы никогда не переживали его, очень трудно поверить, что оно существует. Если любовь однажды стала для Вас реальностью, ни один циник на земле не сможет Вас убедить, что она не существует. Точно так же обстоит дело и с творческими сновидениями. Если Вы однажды обрели полное сознание во время сна, Вы будете знать, что это возможно. Если однажды сновидение одарило Вас поэмой вашего собственного сочинения, картиной или полетом, - Вы будете знать. Всегда, после того, как Вы обретете вдохновение или получите помощь благодаря Вашему сновидению, Вы будете знать.

Иногда эта способность может оставлять Вас, иногда даже беспокоить, но Вы будете знать потенциальные возможности этого состояния и останетесь ему преданы. Те, кто не "верят" сновидениям или считают их чепухой - не помнят своих снов или помнят лишь бессмыслицу. Сны - это то, что Вы сами из них делаете. Если Вы считаете, что сны полны значения, - Вам будут сниться и Вы будете запоминать творческие сны. Состояние сна зависит от отношения к нему в реальной жизни. Возможно, это подобно взгляду некоторых экзистенциалистов, что значение жизни таково, какое мы сами ей придаем. Таким образом, первая ступень на пути к творческим сновидениям - вера в них, как в нечто важное и полное значения.

Эта книга предоставляет доказательства того, что спящий может индуцировать как общее, так и детальное содержание сновидений, обрести сознание во время сна, мы видим, как это происходит вновь и вновь во многих культурах, включая нашу собственную. Содержание снов может также определяться при помощи гипноза или какого-нибудь сильного внешнего воздействия, но самовоздействие, по моему мнению, гораздо предпочтительнее. Самовоздействие может по ряду причин быть более приемлемым для сновидца, чем воздействие со стороны. Необходимо понять, что Вы не только можете оценивать Ваши сны, но и сознательно влиять на происходящее в них.

В нашем разуме мы несем нашу собственную Библиотеку Конгресса. Обширные тома, бесконечные собрания всех оттенков наших переживаний записаны неизвестным образом в нашем мозгу. Чем больше мы переживаем в жизни интересного и красивого, тем больше мы можем извлечь информации из хранилища во время нашего сновидения. Все это доступно для нас и ждет своего прочтения и тщательного исследования, ждет рекомбинации в наши же творческие результаты и решения. Окунитесь в разнообразные переживания, одновременно развивая навыки в выбранной Вами сфере, и Вы обретете способность использовать навыки и переживания во время снов и наоборот.

Вы можете аккумулировать все то, что хотели бы видеть во сне и добиваться творческого результата, погружаясь в определенный субъект и допуская, что можете сознательно влиять на сны. Любая система включает эту ступень. Древние сновидцы концентрировались на мысли о Боге, появления которого они ожидали, чтобы посоветоваться с ним. Сновидцы недавнего прошлого, как, например, Стивенсон могли концентрироваться на попытках сочинения литературных произведений и т.п. Дети американских индейцев проводили голодные дни и ночи, ожидая появления своего духа, сенои почти постоянно поглощены образами своих снов; Дон Хуан заставил Карлоса сконцентрироваться на выбранном им образе; прозрачные сновидцы, как Мери Арнольд-Форстер, фокусируют свое внимание на полетах, которых желают достичь. Йоги могут медитировать во время прихода сновидений. Навык медитации может увеличить способность контроля сновидений.

Каков бы ни был объект, намеченный Вами для сновидения, полностью сконцентрируйтесь на нем, погрузитесь в него. Многие, видящие творческие сны, погружаются в предмет сновидения за несколько минут до сна. Некоторые из систем советуют спящему участвовать в деятельности, связанной с задуманными сновидениями. Древние поклонялись Богу, которого хотели увидеть во сне, люди прошлого упражнялись в поэзии или старались дешифровать надписи. Мери Арнольд-Форстер наблюдала полеты птиц. Джуарески учил Маргариту менять колесо велосипеда. Вся деятельность этих сновидцев направлена на то, чтобы способствовать индуцированию задуманного сновидения. Это также способ погрузиться в объект сновидения, конечно, методы погружения могут предполагать нечто большее нежели просто размышление о выбранном объекте. Многие ученики демонстрировали ценность действий в реальной жизни для изменения сновидения. Например, один исследователь пытался избавить от ночных кошмаров группу из двадцати пяти нормальных детей, которых терроризировали ночные кошмары после перенесенных ими некогда травмирующих жизненных переживаний. Один ребенок в страхе просыпался среди ночи после того, как сгорел дом, находящийся напротив его дома. Его преследовали ночные кошмары, связанные с огнем. Одних детей просили выбрать какой-нибудь приятный сюжет сновидения (например, путешествие в дальние страны) и постараться увидеть соответствующий сон; другим говорили, что сны, пугавшие их были глупостью, что теперь они будут спокойно спать по ночам; другим предложили сделать в действительной жизни что-нибудь, связанное со сном-кошмаром. К примеру, ребенку, который боялся огня устроили посещение пожарной станции, где он говорил с пожарными о их работе. Все дети оказались способными избавиться от своих снов-кошмаров, но те кто предпринимал для этого какие-то шаги в реальной жизни, достиг этого быстрее. Их страшные сны исчезли в среднем через два месяца. Те же, кому было предложено видеть приятные сны, затратили на это, в среднем, три месяца, тем кому предложили игнорировать кошмары, понадобилось пять месяцев. Реальная деятельность может эффективно изменить Ваши сны.

Подчините Вашу деятельность в реальной жизни тем переменам, какие Вы желаете осуществить в снах. Обратитесь к тем позитивным предметам, о которых Вы хотели бы видеть сны. Попробуйте, если возможно, пережить днем позитивным образом негативное содержание Ваших сновидений.

Концентрация на субъекте задуманного сна, оказывается, может быть достигнута благодаря спокойной установке. Многие, хотя и не все системы, которые мы практиковали, дают возможность творческих снов благодаря безмятежному росту - у древних сновидцев были храмы, американские индейцы удалялись в уединенные места, йоги создавали покой внутри себя.

Обеспечьте себе спокойное место, если возможно. Когда Вы концентрируетесь на желаемом субъекте сновидения, четко формулируйте замысел этого сновидения. Все системы включают эту ступень, либо часть ее. Выберите, что бы Вы хотели увидеть в сновидении, и старайтесь увидеть это во сне. Если, к примеру, Вы выбираете сенойскую систему, прочитайте главу о сеноях, просмотрите правила этой системы, подумайте о них, поговорите о них, затем настройте себя на сновидение в соответствии с правилами. "Думать о вещи - это значит видеть ее во сне".

Выберите тему вашего сна. После того как тема четко определена, многие стараются изложить ее в краткой фразе, например,: "Ночью я буду летать в сновидении. Ночью я буду летать. Ночью я буду летать. "Лишь некоторые системы включают эту процедуру, хотя она может быть полезна. Те, кто ее применяют, с интервалом в день неоднократно повторяют фразу перед сном.

Все это приготовление, которое обсуждается так долго, поможет Вам помнить, что Вы должны делать во время вашего сна. Чем больше Вы думаете, пока бодрствуете, о том, что хотели бы делать в сновидении, тем легче эти желания появятся в сновидении. Думайте над фактом, что сновидение - не реальная жизнь, и ничто не может угрожать Вам в нем, пока Вы об этом помните. Думайте о репликах, которые можно было бы использовать для осознания того, что Вы спите. Если Вы осознаете свое сновидение, то сможете вспомнить, что Вы собирались в нем делать.

Один важный принцип, который нужно помнить - это необходимость поиска дружественных образов. Все системы используют этот элемент для достижения прогресса: древние сновидцы и американские индейцы индуцировали фигуры полезных духов, у Стивенсона были его домовые, сенои трансформировали врагов в сновидении в друзей или же звали друзей и те появлялись; Дон Хуан получает образы сновидения, которые замышляет. "Прозрачные" сновидцы могут заставить появиться дружественные образы (или что-нибудь подобное).

Создавайте дружественные образы в Ваших снах, придавайте значение тем, которые возникают спонтанно, отвечайте им дружественностью в Ваших снах. Призывайте Ваших друзей, когда нуждаетесь в них, делайте их частью себя. Запомните! Не должно быть страха перед образами снов. Практикующие творческие сновидения достигают этой цели различными путями. Некоторым помогает достичь бесстрашия то, что персонажи снов работают на них, как "домовые" в случае Стивенсона. Сенои достигают этого, противостоя своим врагам, побеждая их, извлекая из этого творческий результат, при этом они сфокусированы на сознании того, что состояние сна - это не реальная жизнь. Если Вы достигли контроля над различными аспектами Ваших снов, Вы будете осознавать, что нет необходимости бояться, так как Вы сами определяете, что произойдет в Вашем сне. Вы можете полностью избавиться от ночных кошмаров. Вы сможете создавать и располагать к себе Ваши сновидения. Бесстрашие перед снами - простая вещь, если Вы осознаете, что Вы спите.

Прозрачное сновидение, чувство осознания во время сна - одно из главных волнующих переживаний, которые человек может иметь. Вы можете развивать мастерские сновидения, начиная с краткой вспышки осознания и до длительного приключения. Если Вы научитесь осознавать допрозрачные моменты, Вы сможете проверять свои переживания в сновидении и входить в прозрачное сновидение. Нелепицы или нереально страшные сновидения насторожат Вас до той степени, когда Вы сможете осознать, что Вы спите. Вы сможете избегать неприятных сновидений, не просыпаясь. Для удержания прозрачности необходимо поддерживать тонкий баланс между стремлением дать волю эмоциям и стремлением не забыть, что Вы спите. Вы можете обрести способность сохранять, как это делают йоги, сознание при переходе от реальности ко сну и наоборот. Лишь две системы требуют высокого уровня сохранения сознания во время сна: прозрачные сновидения и йога. В других случаях Вы нуждаетесь в том уровне сознание, которого достаточно, чтобы противостоять опасности, а не бежать от нее во сне, или, как Кастанеда, чтобы направить Ваш взгляд на руки. "Прозрачность" не обязательна в других системах и, таким образом, область ее применения ограничена. Вы можете формировать свои сны без высокой степени сознания, но чем более Вы сознательны в сновидении, тем более Вы будете способны активно к нему относиться и использовать в своих целях.

Вы можете развивать способность к прозрачному сновидению, увеличивая число сновидений-полетов. Мои записи подтверждают, что и прозрачные сновидения, и полеты чаще возникают после нескольких часов отдыха и чаще ночью.

Я анализировала возникновение цвета в сновидении и обнаружила, что цвет также возникает чаще после нескольких часов отдыха. Возможно, в основе этих закономерностей лежат какие-то биохимические процессы, или, может быть, кора головного мозга наиболее возбуждена в этот период времени - ведь, согласно моим наблюдениям, различные виды контроля возникают именно ночью. В любом случае, сознание в сновидении достигается более легко после нескольких часов сна. Даже до того, как появится полное осознавание, Вы сможете осознавать основные аспекты сновидений, это феномен, который я называю "композиция сновидения". По мере того, как Вы обретаете сознание во время сна, Вы сможете иметь огромное число приключений во сне, полностью избавившись от неприятных. Удивительные вещи смогут происходить с Вами - Вы сможете увидеть прекрасные картины, у Вас возникнет блестящая идея по реорганизации офиса, сможете пережить волны страстей или наблюдать необычных животных, летать в дальние земли. Когда Вы обретете сознание в сновидении, Ваш выбор увеличится в сотни раз. Вы сможете делать все, что делали прежде и пойти дальше. Ваш выбор неограничен. Хотите испытать наслаждение полетом? Или довести любовь с определенным партнером до оргазма? Побеседовать с умершим другом? Познать необычную мудрость? Отправиться в путешествие? Увеличить творческие возможности вашего разума? Вы сможете все это сделать во время сновидения, так как необходимый материал существует внутри нас. Обретите сознание во время сновидения - и Вы сможете сделать все это и даже еще больше.

Ваше поведение после сновидения также важно. Визуализируйте Ваше сновидение, запишите его, придайте ему постоянную форму. Спрашивайте образы сновидения. Уделяйте особое внимание повторяющимся снам и идиосинкразическим образам снов. Все системы используют ценную информацию, получаемую из сновидения. Храните творческие результаты снов. Осуществляйте их в реальной жизни. Делитесь ими. Обсуждайте свои сны с друзьями. Вы можете постараться создать группу творческих снов.

Развитие творческих снов требует времени. Оно требует настойчивой практики, необходимого поведения и работы до и после сна. Один исследователь обнаружил, что детям требовалось в среднем пять недель, прежде чем самопредлагаемое сновидение появлялось. Некоторые дети были способны продуцировать задуманное сновидение за две недели, некоторые затратили не больше месяца, в то время как одному ребенку потребовалось полгода. Это подтверждает тот факт, что существует огромное индивидуальное различие в навыках творческого сновидения. Гервей де Сент-Денис, французский аристократ девятнадцатого столетия, ориенталист, записывал свои сны с 13 до 45 лет (а может быть и дольше). Он описал свой опыт и свои сновидения в книге, изданной в 1867 году под названием "Сны и управление ими". Его собрание снов состояло из 1946 ночей со сновидениями, записанными в 22 блокнотах. Он считал, что в первые шесть лет ведения дневника были большие пробелы, но с 179 ночи он ни разу не спал без сновидений. Его первое прозрачное сновидение приснилось ему в 207 ночь, второе - в 214 ночь, шесть месяцев спустя он в среднем две ночи из пяти видел прозрачные сны. После пятнадцати месяцев ведения дневника ему снились прозрачные сны почти каждую ночь. Это очень высокий уровень сознания в сновидениях. Мы можем многое узнать из его книги. Когда я закончу перевод его работы, я напишу о его идеях. Тем не менее очевидно, что контроль сновидения требует времени и практики. Не отчаивайтесь. Одним это дается легче, другим - тяжелее. Но это приходит.

Если Вы настойчивы в Ваших попытках, в конце концов Вы достигнете контроля сновидений. Нет сомнений в том, что возможно обрести сознание в сновидении и контролировать многие события внутри него. Независимо от того, является сновидение "иным уровнем реальности" или оно порождено подсознанием (это не обязательно разные вещи), отнеситесь к Вашим снам творчески и Вы научитесь осознавать их.

Ваши сны могут стать Вашей персональной лабораторией. Все системы используют сновидения для того, чтобы сделать жизнь лучше. Древние получали исцеление или ответ на вопросы, в недалеком прошлом сновидящие получали результаты в виде скрипичного концерта или вдохновения для написания книги. Американские индейцы получают одобрение выбора жизненного пути и обещание поддержки и помощи, сенои получают творческие результаты, чтобы делиться ими со своим племенем. Дон Хуан и сновидцы прозрачных сновидений добывали сверхнормальную информацию. Йоги верят, что обретают возможность вырваться из круга смертей и новых рождений. Противостоя страху в сновидении, люди развивают уверенность в себе в реальной жизни. Успешное решение проблем в сновидении переносится в реальную жизнь. Относясь к Вашим сновидениям творчески, Вы сможете интегрировать свою личность. Вы сможете развить и использовать творческое мышление в Ваших целях. По мере развития сознания в сновидении, Вы сможете экспериментировать со всем, с чем пожелаете. Можете приобрести навыки для реальной жизни. Можете избавиться от страхов. Это открытая система. Вы сами решаете, что делать. Используйте Ваши сны себе на пользу. Решите, что для Вас важно и работайте с этим во сне.

В заключение: Вы можете развить контроль сновидений, ведя дневник снов, работая с ним до и после сновидений, познавая себя. Наиболее важно добиться во время сновидения создания друзей сновидения. Важно, также, добиться бесстрашия в сновидении. Обретя бесстрашие во сне, Вы сможете использовать друзей сновидения по своему усмотрению. Вы можете самосовершенствоваться. Вы можете не видеть сновидений и даже прожить жизнь, наполненную многообразными яркими впечатлениями, но Вы можете научиться видеть сновидения и стать еще счастливее. Вы можете обнаружить фантастические чудеса внутри себя.

Материал взят из книги Патриции Гарфилд «Технология сновидений»

21.09.2011 15534 +8

Пожалуйста, включите JavaScript чтобы увидеть комментарии

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре "управленческого", критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

  1. Написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
  2. Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Самоконтроль
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
взаимоконтроль
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

I урок (Проведение контрольной работы)

Структура урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности

Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:

  • определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу");
  • актуализировать требования к ученику со стороны конрольно-коррекционной деятельности ("надо");
  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий ("могу");
  • установить форму и процедуру контроля;
  • предъявить критерий выставления оценки.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
Для этого необходимо:

  • организовать повторение контролируемых способов действий (норм);
  • активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;
  • организовать мотивирование учащихся ("хочу" - "надо" - могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;
  • организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;
  • организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
  • предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

II урок (Анализ контрольной работы)

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

Структура урока
3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.
Для реализации этой цели необходимо:

  • организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности ("хочу" - "надо" - "могу") и формулировку ими основ ной цели урока;
  • проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
  • уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);
  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;
  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)
5. Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

  • обсуждение типовых ошибок;
  • проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

  • выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
  • провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты;
  • зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Этап решения заданий творческого уровня

Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся:

  • при положительном результате предыдущего этапа:
    выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
    выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
  • При отрицательном результате предыдущего этапа:
    повторяют предыдущий этап, но другого варианта.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является:

  • самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности;
  • осознание метода преодоления затруднений в деятельности;
  • осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
  • проговаривают механизм деятельности по контролю;
  • анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  • фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
  • оценивают полученные результаты собственной деятельности;
  • при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
  • намечают цели последующей деятельности.

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа.

Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. Написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Учителю следует обратить внимание на следующее: разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.